Федерализм и субсидиарность в системе внутригосударственных отношений: некоторые теоретико-практические аспекты их взаимодействия (на примере Российской Федерации)
Федерализм и субсидиарность в системе внутригосударственных отношений: некоторые теоретико-практические аспекты их взаимодействия (на примере Российской Федерации)
Аннотация
Код статьи
S1026-94520000616-5-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Выпуск
Страницы
5-16
Аннотация
Использование федерализма и субсидиарности предполагает любую многоуровневую политическую систему, в которой приоритет действия может принадлежать как центральному, так и региональному уровню управления либо одновременно обоим. В рамках такой системы федерализм и субсидиарность дополняют друг друга, способствуя сохранению баланса власти, а значит, и надежности системы в целом. Применительно к федеральным системам принцип субсидиарности наиболее близок концепции государственно-правового института совместного ведения. Именно в федеративном государстве реализацию федеральных регулирующих полномочий по предметам совместного ведения следует осуществлять на субсидиарной основе, ведь основная идея федерализма, равно как и идея субсидиарности, состоит в следующем: не забирай у других то, что они с успехом могут сделать сами!
Ключевые слова
федерализм, федеральная система, субсидиарность, суверенитет, совместное ведение, регулирующие полномочия, субъекты Российской Федерации, Совет Федерации, федеральный законодательный процесс
Классификатор
Дата публикации
01.04.2017
Всего подписок
4
Всего просмотров
1106
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf Скачать JATS

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

1. Hirsh G. Le principe de subsidiarity dans une perspective comparatiste//In: Delperee F., ed. Le principe de subsidiarity. Bruxelles, 2002. P. 57. 

2. Brouillet E. Canadian federalism and the principle of subsidiarity: should we open pandora's box?//Supreme Court Law Review. 2011. 54 S.C.L.R. (2d). P. 602.

3. Demirci B. The principle of subsidiarity in the European Union context: a thesis submitted to the graduate school of social sciences of Middle East Technical University. September, 2003. Р. 26.

4. Benoist de A. The First Federalist: Johannes Althusius. Paris, 2000. P. 33.

5. Hueglin T. O. Federalism, subsidiarity and the European tradition: some clarifications. Telos, 1994. P. 43.

6. Тадевосян Э. В. Проблемы российского федерализма//Соц. исследования. 2001. № 7. С. 148

7. Вагизов Р. Г. Федерализм и права народов//Казанский федералист. 2004. № 3 (11). С. 60

8. Киселева А.В., Нестеренко А. В. Теория федерализма. М., 2002. С. 126, 127;

9. Тэпс Д. С.-М. Российский федерализм: проблемы теории и конституционно-правового регулирования. Автореф. дисс.... доктора юрид. наук. СПб., 2005. С. 26, 27.

10. Bandieri L. M. Carl Schmitt and Federalism. 2002. P. 48.

11. Watts R. L. Comparing Federal Systems. Montreal and Kingston, 1999;

12. King P. T. Federalism and federation. London, 1982;

13. Hueglin Th.O. and Fenna А. Comparative federalism: a systematic inquiry. Toronto, 2006.

14. Duchacek I. D. Comparative federalism. New York, 1970. P. 234-244;

15. Elazar D. J. Exploring federalism. Tuscaloosa, 1987. P. 166-168.

16. King L. Cities, subsidiarity and federalism. Spring, 2012. Р. 2.

17. Kisker G. The West German Federal Constitutional Court as guardian of the federal system//Publius. Vol. 19. 1999. N 4. P. 35-52.

18. Osaghae E. A. Reassessment of federalism as a degree of decentralization//Ibid. Vol. 20. 1990. N 1. P. 83-98.

19. Lejeune Y. Participation of subnational units in foreign policy of the federation//In: Blindenbacher R. and Koller A. Federalism in a changing world: learning from each other. Montreal and Kingston, 2003. P. 97-114.

20. Oxford dictionaries online//http://oxforddictionaries.com

21. Theret В. Du principe f6d6ral a une typologie des f6d6rations: quelques propositions//In: Gaudreault-Desbiens & Gelinas (eds). Le f6d6ralisme dans tous ses etats: gouvernance, identity et mythodologie (2005). P. 128. Цит. по: Brouillet E. Op. cit. Р. 608.

22. Delcamp А. Principe de subsidiarity et decentralisation//Revue frangaise de droit constitutionnel. 1993. Р. 609.

23. Красиков Д. В. Юрисдикция Европейского Суда по правам человека: принцип субсидиарности. Дисс.... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 15.

24. В поисках гражданского общества. Сер. "Научные доклады"/Отв. ред. К. В. Завершинский. В. Новгород, 2008. С. 94.

25. Энтин Л. М. Право Европейского Союза. Новый этап эволюции: 2009-2017 годы. М., 2009. С. 59.

26. Мещерякова О. М. Суверенитет государств -членов Европейского Союза и механизмы его защиты. М., 2008. С. 6-8.

27. Амплеева А. А. Субсидиарность и демократия. Введение в тему. М., 1996. С. 6.

28. Hogg P. W. Subsidiarity and the division of powers in Canada (1993). Р. 345.

29. Golub J. Sovereignty and Subsidiarity in EU Environmental Policy//Political Studies. 1996. XLIV. P. 702.

30. Held D. Democracy and the Global order. Cambridge, 1995.

31. Breton А., Cassone А., Fraschini А. Decentralization and subsidiarity: toward a theoretical reconciliation (1998). Р. 21.

32. Friesen M. Subsidiarity and federalism: an old concept with contemporary relevance for political society//Federal Governance: A Graduate Journal of Theory and Politics (2003). P. 10.

33. Kuhnhardt L. Federalism and subsidiarity//Telos. NY, 1992. N 91. P. 82.

34. Requejo F. Federalism and national groups//International Social Science Journal. 2001. N 53 (167). Р. 43.

35. Bednar J. Subsidiarity and robustness: building the adaptive efficiency of federal systems//In: Fleming J., Levy J. (eds.). NOMOS: American Society for Political and Legal Philosophy. N.Y., 2014. Р. 1.

36. Toth A. G. Is subsidiarity justiciable? Oxford, 1994. P. 40.

37. Шахрай С. М. Конституционное правосудие в системе российского федерализма. М., 2001. С. 42.

38. Зубрилина А. О. Субсидиарность в контексте федералистской теории//Философия права. 2015. № 5 (72). С. 91-96.

39. Гаганова Н. А. Принцип субсидиарности в конституционном праве. Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. М., 2006. С. 16.

40. Ветров Д. М. Источники конституционного права Российской Федерации в системе федеративных отношений. Автореф. дисс.... канд. юрид. наук. Челябинск, 2003. С. 57.

41. Анисимова Н. В. Принцип субсидиарности в европейском праве. Дисс.. канд. юрид. наук. М., 2005. С. 65.

42. Тихомиров Ю. А. Централизация и децентрализация: динамика соотношения//Журнал росс. права. 2007. № 2. С. 99-105.

43. Конституционное законодательство России/Под ред. Ю. А. Тихомирова. М., 1999. С. 12.

44. Умнова И. А. Конституционные основы современного российского федерализма. М., 1998. С. 220, 221.

45. Энтин Л. М. Указ. соч. С. 59. В этой связи нельзя согласиться с теми авторами, которые предлагают субсидиарность рассматривать как "принцип разграничения компетенции" (см.: Глигич-Золотарева М. В. Конституционно-правовые основы российского федерализма: проблемы теории, методологии и практики. Автореф. дисс.... доктора юрид. наук. Тюмень, 2009. С. 11)

46. Ароян А. С. Субсидиарность как концептуальная основа эффективного взаимодействия государства, местного самоуправления и гражданского общества. Дисс.... канд. полит. наук. Ро-стов-н/Д., 2010. С. 19, 20

47. Чиркин В. Е. Федерализм: теория, институты, отношения (Cравнительно-правовое исследование). М., 2001. С. 162.

48. Bermann G. A. Taking subsidiarity seriously: federalism in the European Community and the United States//Columbia Law Review. 1994. Vol. 94. N 2. Р. 331-456;

49. Schutze R. From dual to cooperative federalism. Oxford, 2009;

50. Schutze R. Subsidiarity after Lisbon: reinforcing the safeguards of federalism?//Cambridge Law Journal. Vol. 68. 2009. N 3. Р. 525-536.

51. Фадеева Т. М. Модель Европейского Союза и проблемы современного федерализма. М., 2005. С. 73.

52. Аникин С. Б. Административно-правовое регулирование предметов совместного ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов России. Автореф. дисс.... доктора юрид. наук. Саратов, 2011. С. 21.

53. Пименова О. И. Субсидиарность как принцип реализации совместных законодательных полномочий: опыт Европейского Союза и перспективы его адаптации в российской системе разграничения полномочий по предметам совместного ведения. М., 2015. С. 86-138.

54. Сиджански Д. Федералистское будущее Европы: от Европейского Сообщества до Европейского Союза. М., 1998. С. 241.

55. Европейский Союз. Основополагающие акты в редакции Лиссабонского договора с комментариями/Авт. коммент.: С. Ю. Кашкин, А. О. Четвериков; пер. А. О. Четвериков. М., 2008. С. 603.

56. Lenaerts К. The Principle of Subsidiarity and the Environment in the European Union: Keeping the Balance of Federalism//Fordham International Law Journal. Vol. 17. Issue 4. 1993. Р. 875.

57. Собрание законодательства РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.

58. Тихомиров Ю.А. Теория компетенции // Журнал росс. права. 2000. № 10 // http:// www.consultant.ru

59. О состоянии законодательства Российской Федерации. Доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2010 года. М., 2011. С. 50.

60. Княгинин К. Н. Законодательство субъектов Российской Федерации как индикатор российской федеративной системы//Современные проблемы конституционного и муниципального строительства: опыт России и зарубежных стран. Материалы Междунар. науч. конф. Юридический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова. Москва, 10-13 марта 2010 года/Отв. ред. С. А. Авакьян. М., 2010. С. 248-254.

61. Глигич-Золотарева М. В. Законодательная база федеративных отношений: перспективы совершенствования//Журнал росс. права. 2002. № 7. С. 50, 51;

62. Саликов М. С. Конституционный Федерализм России: опыт десятилетнего развития//Федерализм. 2003. № 3. С. 13;

63. Несмеянова С.Э. К вопросу о "совместном ведении"//Современные проблемы конституционного и муниципального строительства: опыт России и зарубежных стран. Материалы Междунар. науч. конф. Юридический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова. Москва, 10-13 марта 2010 года/Отв. ред. С. А. Авакьян. С. 220, 222.

64. Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" от 31 декабря 2005 г.//Собрание законодательства РФ. 2006. № 1. Ст. 10.

65. Степанова В.М. О практике "опережающего" правотворчества субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения // Законодательство и экономика. 2008. № 6 // http:// consultant.ru

66. Хабриева Т. Я. Разграничение законодательной компетенции Российской Федерации и ее субъектов//Соотношение законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации/Авт. колл.: Э.П. Андрюхина, А.И. Абрамова, С.А. Боголюбов и др.; ред. колл.: Т.Я. Хабриева (отв. ред.) и др. М., 2003. С. 124.

67. постановление Конституционного Суда РФ "По делу о проверке конституционности ряда положений Устава -Основного закона Читинской области" от 1 февраля 1996 г.//Собрание законодательства РФ. 1996. № 7. Ст. 700.

68. постановление Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности положений статей 18 и 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"» от 21 марта 1997 г.//Собрание законодательства РФ. 1997. № 13. Ст. 1602.

69. постановление Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности положений Закона Ивановской области "О муниципальной службе Ивановской области" в связи с запросом Законодательного собрания Ивановской области» от 15 декабря 2003 г.//Собрание законодательства РФ. 2003. № 52. Ст. 5101.

70. пункт 4 ст. 26.1, п. 7 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 г. // Собрание законодательства РФ. 1999. № 42. Ст. 5005; ст. 31 Бюджетного кодекса РФ // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3823.

71. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р//Собрание законодательства РФ. 2008. № 47. Ст. 5489.

72. Юсубов Э. С. Субъект Российской Федерации как институт развития//Современные проблемы конституционного и муниципального строительства: опыт России и зарубежных стран. Материалы Междунар. науч. конф. Юридический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова. Москва, 10-13 марта 2010 года/Отв. ред. С. А. Авакьян. С. 258.

73. постановление Конституционного Суда РФ "По делу о проверке конституционности Земельного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Мурманской областной Думы" от 23 апреля 2004 г.//Вестник Конституционного Суда РФ. 2004. № 4.

74. постановление Конституционного Суда РФ "По делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации" от 9 января 1998 г.//Там же. 1998. № 2.

75. Конюхова И., Векшин А. Совместно с регионами: как обеспечить большее взаимодействие палат Федерального Собрания с субъектами РФ в процессе законодательной деятельности//Российская Федерация сегодня. 2005. № 12. С. 73;

76. Ишеков К.А., Тюрин П.Ю., Черкасов К.В. Комментарий к Федеральному закону от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". М., 2006.

77. Токвиль А. Демократия в Америке/Пер. с фр.; предисл. Г. Дж. Ласки. М., 1992//http://www.gumer.info/

78. Delcamp А. Principe de subsidiarity et decentralisation//Revue frangaise de droit constitutionnel. 1993. Р. 621.

79. Лексин И. В. Территориальное устройство России: конституционно-правовые проблемы. М., 2014. С. 31.

80. Elazar D. The American Partnership: Intergovernmental Cooperation in the Nineteenth Century United States. Chicago, 1967. P. 14-27.

81. Vause G. W. The subsidiarity principle in European Union Law//American Federalism. 2008. N 34. P. 67.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести