RAS Social ScienceGosudarstvo i pravo

  • ISSN (Print) 1026-9452
  • ISSN (Online)2713-0398

Sociohumanities Knowledge and Digitalization of Medical Education and Healthcare

PII
S013216250012266-5-1
DOI
10.31857/S013216250012266-5
Publication type
Review
Status
Published
Authors
Volume/ Edition
Volume / Issue 1
Pages
146-148
Abstract

        

Keywords
Date of publication
10.02.2021
Number of purchasers
6
Views
144

С 29 сентября по 02 октября 2020 г. в Сеченовском университете прошла XI Общероссийская конференция с международным участием «Неделя медицинского образования – 2020», в рамках которой состоялся III Ежегодный симпозиум «Актуализация социогуманитарного знания в эру цифровизации медицинского образования и здравоохранения». В его работе приняли участие 277 ведущих специалистов в области социогуманитарных (социологии медицины, психологии, философии, истории, медицинского права) и технических наук (разработка систем искусственного интеллекта), организаторы здравоохранения, руководители медицинских учреждений, сотрудники страховых медицинских организаций, представители профессорско-преподавательского состава медицинских вузов, а также аспиранты, магистранты, бакалавры и независимые исследователи. География участников обширна (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Ставрополь, Саратов, Ростов-на-Дон и Гродно (Беларусь)).

Титульным докладом симпозиума стал совместный доклад акад. РАН А.В. Решетникова и Н.В. Присяжной (оба — Сеченовский ун-т, Москва) «Социология информационного общества: цифровая среда как поле медико-социологических исследований». На обширном эмпирическом материале были показаны ключевые тренды и векторы научного поиска в современной социологии медицины в условиях цифровизации социального пространства и широкого внедрения информационных технологий как в повседневную жизнь человека, так и в деятельность конкретных социальных институтов. Обсуждались связанные с этими процессами риски и новые задачи, подчеркивалось, что новая повестка развития здравоохранения требует, прежде всего, социологического осмысления.

Одним из ключевых направлений дискуссии было обсуждение проблем и перспектив внедрения цифровых технологий в медицинское образование и здравоохранение. В выступлении Я.Г. Григорян (Сеченовский ун-т, Москва), проиллюстрированном данными международных исследований, были подняты дискуссионные и востребованные современным образованием проблемы внедрения цифровых технологий в преподавание социогуманитарных дисциплин. Участники мероприятия сошлись во мнении, что статус цифрового университета конструируется через многополярное, сетевое развитие вуза – в первую очередь, развитие его кадрового потенциала, совершенствование научной и учебной базы, накопление багажа достижений.

Особенности восприятия медицинскими работниками интеграции SMM-технологий в образовательный процесс были раскрыты Н.Б. Варданяном (Управление здравоохранением г. Ростова-на-Дону), представившим результаты исследования на указанную тему. Особый интерес аудитории вызвал доклад А.С. Федонникова и проф. Е.А. Андрияновой (СГМУ им. В.И. Разумовского, Саратов), в котором обсуждались актуальные проблемы рисков снижения доверия к институту медицины и возможности управления (оптимизации) потоками пациентов с использованием цифровых технологий. Практическая потребность здравоохранения в внедрении новых информационно-коммуникативных, телемедицинских и цифровых технологий обсуждалась в выступлении С.И. Поспеловой (Сеченовский ун-т, Москва). Фактические данные о высокой потребности врачей первичного звена российского здравоохранения в указанных технологиях были представлены Ш.Г. Айвазян (РГМУ, Ростов-на-Дону) с опорой на результаты фокус-группового исследования. Широкий отклик аудитории получил доклад М.Г. Гевандовой (СГМУ, Ставрополь), осветившей новые вызовы и возможности онкологической и социальной помощи с применением цифровых технологий сквозь призму рассмотрения роли родителей как социальных агентов процесса диагностики, лечения и реабилитации детей, страдающих онкологическими заболеваниями.

Этические компоненты процессов цифровизации и внедрения элементов искусственного интеллекта в медицину обсуждались с позиции философии в докладах О.А. Виноградовой и Е.М. Быкова (оба — Сеченовский ун-т, Москва). В дискуссии участники симпозиума обсудили ключевые тренды процесса трансформации устоявшихся паттернов взаимодействия в рамках социального института медицины, отметив, что цифровизация неизбежно сопровождается рядом рисков для социума – и, прежде всего, в области философии и этики социальных интеракций.

В условиях пандемии внимание участников мероприятия неизбежно было приковано к факторам эпидемиологического риска и возрастающей динамики цифровизации российского общества. В целом, тема пандемии COVID-19 и ее последствий нашла свое отражение во многих докладах симпозиума. Так, проф. О.П. Абаева и Т.Е. Романова (ПОМЦ ФМБА России, Нижний Новгород) сконцентрировали свое внимание на детальном медико-социологическом анализе особенностей трансформации моделей взаимоотношения врача и пациента в условиях работы инфекционного госпиталя для лечения осложнений коронавирусной инфекции нового типа. Выступления Н.Ю. Вяткиной, А.А. Манукян, Т.Е. Калиберды, П.С. Гоел (Сеченовский ун-т, Москва) были посвящены результатам изучения особенностей самосохранительного поведения студентов медицинских вузов в период пандемии COVID-19 и их готовности к вакцинации против новой коронавирусной инфекции. Участники мероприятия отметили, что публичный дискурс в настоящий момент все чаще включает обсуждение процессов нормализации новых поведенческих практик в контексте обеспечения жизнедеятельности общества в «эпоху COVID-19» и подчеркнули неразрывную связь качества медицинского образования и медицинской помощи, социально-экономических факторов и исторических и политических условий развития общества.

О.А. Дощанникова (ФДПО ПИМУ, г. Нижний Новгород) представила результаты оценки работодателями качества подготовки выпускников медицинского вуза на современном этапе. В докладах С.Л. Бойко и М.Ю. Сурмач (оба — УО Гродненский ГМУ, Гродно) затронуты проблемы необходимости обучения врачей-практиков управлению конфликтами для повышения качества медицинской помощи. Н.А. Худошин (ПОМЦ ФМБА России, Нижний Новгород) отметил, что качество медицинской помощи имеет ключевое значение для обеспечения качества жизни пациентов, а хорошие навыки коммуникации в рамках взаимодействия врача и пациента, во многом, определяют комплаентность пациента и, следственно, успех процесса лечения. В завязавшейся дискуссии было высказано мнение о том, что такого рода «скрипты» профессионализма медицинского специалиста, очевидно, получат свое развитие в ближайшем будущем.

Таким образом, фоновые процессы социальных изменений, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции определили интерес участников в отношении данных, представленных в докладах и отражающих результаты исследований в русле данной проблемы, анализ и контурирование проблемного поля современного процесса обучения с применением дистанционных и IT технологий в медицинских вузах, а также общие особенности этико-философской и правовой направленности развития цифрового общества, здравоохранения и образования.

В рамках симпозиума сформировалось понимание необходимости целостного понимания трансформации социогуманитарного знания в эру цифровизации медицинского образования и здравоохранения. Принимая во внимание историко-философские предпосылки смещения социальных стандартов жизни, темпы технологического развития, определяющие динамику изменений социальных институтов, структур, взаимоотношений, а также внедрение инновационных разработок в социальную повседневность и практическую деятельность организаций, становится очевидной зависимость качества медицинского образования от многокомпонентной и все более цифровой природы социальной реальности.

References

QR
Translate

Индексирование

Scopus

Scopus

Scopus

Crossref

Scopus

Higher Attestation Commission

At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation

Scopus

Scientific Electronic Library