ФРС интересует благополучие населения США
ФРС интересует благополучие населения США
Аннотация
Код статьи
S207054760006025-4-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Портной Михаил Анатольевич 
Аффилиация: Институт США и Канады РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Аннотация

Анализ мотивов и результатов социологических опросов ФРС. Руководство ФРС интересует, как население США оценивает свое финансовое положение, условия занятости, доступ к банковскому обслуживанию, возможности получения высшего образования, готовность к финансовым неурядицам, надежность пенсионного обеспечения.

Ключевые слова
ФРС, финансовое благополучие, условия занятости, банковское обслуживание, образование, студенческие долги, готовность к неурядицам, пенсии
Источник финансирования
Статья подготовлена при поддержке РГНФ. Грант 15-37-11121 «а/ц»
Классификатор
Получено
26.10.2017
Дата публикации
22.12.2017
Всего подписок
5
Всего просмотров
1759
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
1 Денежно-кредитная политика ФРС проводилась в последнее десятилетие (2007–2017 гг.) в обстановке постоянной критики как со стороны научных, политических и иных деятелей, так и со стороны широкого круга участников хозяйственной жизни, интересующихся финансовыми проблемами и обеспокоенных судьбой своих денежных ресурсов.
2 В этой обстановке в кругах руководства ФРС, по-видимому, сформировалось намерение подтвердить перед лицом нации свою приверженность обеспечению экономической безопасности страны, служение идее благополучия населения и защите интересов потребителей. Видимо, для реализации этой задачи в последние несколько лет ФРС стала проводить социологические опросы американского населения, предлагающие людям самим дать оценку своего финансового положения и некоторых других важных аспектов их благосостояния. Примечательно, что это обследование не предлагает респондентам высказать их отношение к денежно-кредитной политике ФРС: видимо, предполагается, что люди без специальной подготовки могут не иметь аргументированное суждение по этому поводу. Расчет организаторов данного опроса явно был в другом: в наше время ФРС важно продемонстрировать, что благосостояние населения США хотя не столь уж динамично, но все-таки растет. А отсюда вытекает, что предпринятые для обеспечения этого эффекта усилия ФРС по противодействию кризисным явлениям в 2007–2009 гг. и стимулированию роста экономики в последующие годы, включая действия по накачке экономики деньгами, вполне оправданны и заслуживают одобрения.
3

Очевидно именно по указанным причинам, в дополнение к статистическим показателям о состоянии экономики США и докладам своих аналитических подразделений, публикуемых дважды в год в докладах Конгрессу, руководство ФРС стало проводить исследования экономического положения населения методом массового опроса. Изучение и отслеживание положения, благосостояния и перспектив потребителей и сообщества населения путем опросов стало одним из важных инструментов обоснования кредитно-денежной политики. ФРС официально объявила в свое время, что предназначение такого изучения состоит в том, чтобы обеспечить создание на принципах рынка честной и понятной для населения системы финансового обслуживания, включая малообеспеченные и социально неблагополучные домохозяйства и группы[1].

4

Объясняя потребность в изучении такого рода, ФРС отмечает, что в соответствии с Законом 1913 г. она была создана с целью обеспечения для нации надежной, гибкой и устойчивой денежно-финансовой системы. Собственно, именно на это, как считает ФРС, направлены ее мероприятия по надзору и регулированию деятельности банковско-финансовых институтов в стране. В наше время к указанным задачам добавился еще целый ряд требований и рекомендаций, содержащихся в Законе Додда-Франка 2010 г., среди которых важное место имеет установка на защиту потребителей и содействие финансовому обеспечению задач развития сообществ населения[2].

5

ФРС указывает, что для выполнения этой миссии она проводит ряд мер, направленных на защиту интересов потребителей в части честных условий кредитования, честных условий ипотеки и других видов жилищного финансирования, а также в части общего развития системы финансовых услуг для населения. К числу таких мер ФРС относит следующие:

  • формулирование и проведение в жизнь политики наблюдения и контроля с учетом интересов потребителей, направленной на обеспечение того, чтобы работа финансовых институтов строилась на принципах, предусматривающих соблюдение законов о защите интересов потребителей и содействие благоприятному решению финансовых потребностей для развития локальных сообществ населения;
  • проведение строгих аналитических исследований и сбор данных, направленных на выявление настоятельных финансовых проблем потребителей и обеспечение их учета в мероприятиях экономической и контрольной политики;
  • вовлечение и подключение компетентных органов власти и учреждений к подбору и реализации подходящих мер для разрешения неотложных финансовых проблем населения и защиты интересов потребителей;
  • Пересмотр действующих и разработка новых мер защиты интересов потребителей и финансового положения населения.
6 Для реализации этих задач ФРС создала довольно солидный исследовательско-аналитический аппарат, применяющий современные методы сбора и систематизации данных на основе достижений экономической и социологической науки.
7 Опубликованный в октябре 2016 г. «Обзор экономики домохозяйств и порядка принятия ими решений», ставший уже четвертым по счету подобным исследованием, призван показать, каково экономическое положение американцев в их собственном представлении и как оно изменяется в последние годы.
8

Из предисловия к опубликованному обзору выясняется, что в отделении по делам потребителей и местных общин аппарата Совета управляющих ФРС–Divisionof Consumerand Community Affairs (DCCA) – имеется специальная секция по исследованию проблем потребителей и местных общин, которая и подготовила данный обзор. Отделение занимается выработкой мероприятий, связанных с проведением кредитно-денежной политики ФРС, связанных с воздействием этой политики на положение потребителей и их объединений по различным признакам. В частности, в его ведение входит проведение исследований системы предназначения и практики оказания финансовых услуг и влияния этой системы на стабильность финансового положения потребителей, на положение дел в общинах и их перспективы, на стабильность отношений среди местных общин[3].

9 Представляется интересным рассмотреть основные выводы данного обзора, поскольку его своеобразие состоит в том, что здесь представлены данные о том, как сами американцы оценивают свое экономическое и финансовое положение в ряде аспектов, актуальных для нашего времени.
10

В обследовании была поставлена задача выявить, как в целом американцы оценивают свое финансовое положение, как обстоят дела в области занятости, в части доходов и сбережений, в готовности к экономическим неурядицам, в части доступа к банковскому обслуживанию и кредитованию, в стремлении к улучшению жилищных условий, в сфере образования и человеческого капитала, в области студенческих займов, а также в сфере планирования своего пенсионного жизненного периода[4].

11

Таблица 1. Владение домохозяйствами США финансовыми инструментами 

 

Финансовые инструменты

Доля домохозяйств,%

Банковский счет

93,2

Ипотечный кредит

48,1

Кредитная карта с остатком на счете

38,1

Кредит на покупку автомобиля

30,2

Образовательный кредит

19,2

Прочие заимствования

11,5

Источник: Report on the Economic Well-Being of U.S. Households in 2016. May 2017. Board of Governors of the Federal Reserve System. P.153.

12 В своем исследовании ФРС приводит данные о том, какими финансовыми инструментами владеют в настоящее время граждане США (табл. 1). Как можно видеть, эти данные характеризуют ситуацию именно в тех аспектах, которые ФРС объявила в качестве направления своих исследований, результаты которых представлены в обзоре. Конечно, эти данные можно дополнить обширным набором показателей подобного рода, которые публикует сама ФРС. Но в данном случае интересно проследить логику и круг задач данного обзора как средства выявления некоторых проблем социального характера, которые ФРС теперь считает нужным изучать и по мере своих возможностей содействовать их благополучному разрешению.
13 Здесь следует отметить, что обследования методом опросов всегда характеризуются некоторой приблизительностью. Так произошло и в данном случае. Из розданных 11882 анкет возвратились с ответами 6643 опросных листа, из которых 13 были исключены из-за нарушений при заполнении. Эти 6630 анкет затем были сгруппированы в соответствии с демографическим профилем ответивших, чтобы привести ответы в соответствие с демографической структурой общества. В итоге полученная выборка была признана достаточно представительной, и на ее основе были сделаны соответствующие выводы.
14

Следует также отметить, что данные о занятости, полученные в результате проведенного исследования, корреспондируют с показателями, которые публикует Бюро статистики труда США. В обзоре говорится, что 63% респондентов в возрасте старше 20 лет имели работу, и это близко к показателю 61,8% трудового населения, которые обнародует Бюро статистики труда для этой категории населения[5].

15

Основные разделы и ключевые выводы из исследования состоят в следующем:

  • общая оценка своего финансового положения;
  • характеристика состояния и условий занятости;
  • доходы и расходы;
  • готовностькэкономическимнеурядицам;
  • банковское обслуживание и использование кредитов;
  • жилищные условия и намерения их улучшения;
  • образование и задолженность по студенческим займам;
  • пенсионные проблемы.
16 Поскольку по ряду отмеченных пунктов анализа в обзоре затрагиваются специфические проблемы, описанные в соответствующих публикациях, в нашем изложении, чтобы не перегружать его массой цифр, что характерно для подобных исследований, ограничимся рассмотрением основных положений обзора относительно первых двух пунктов, а по остальным приведем лишь ключевые выводы обзора по этому поводу.
17

Характеризуя, каким образом американцы оценивают свое общее финансовое положение, обзор приводит следующие положения:

  • Заявили, что они в финансовом отношении живут благополучно или хорошо 70% взрослых американцев, по сравнению с 69% в 2015 г. или с 62% в 2013 г., когда этот опрос проводился впервые. Однако остальные 30%, или 73 миллиона взрослых американцев, либо с трудом справляются с финансовыми проблемами, либо не могут с ними справиться.
  • При этом заявили, что с большим трудом обеспечивают сносное финансовое положение 40% взрослых американцев с образованием средним или ниже, в то время как среди обладателей степени бакалавра таких набиралось только 17% респондентов.
  • Примечательно также, что белые взрослые американцы с образованием средним или ниже не были склонны считать, что в 2016 г. их финансовое положение улучшилось.
18 В целом можно считать, указывает ФРС, что отмеченное в последние несколько лет скромное улучшение финансового положения продолжало иметь место и в 2016 году. Однако при этом складывалось представление, что по сравнению с прошлым годом основные выгоды извлекли лица с высоким образовательным уровнем.
19 За этими ключевыми выводами стоят интересные подробности. Детальные показатели, приводимые далее в обзоре, отражают закономерности, характерные для современной постиндустриальной экономики. Эти данные показывают, что в современном обществе, как и следовало ожидать, наиболее устойчиво чувствуют себя люди с высоким уровнем образования. Действительно, уже 82% среди опрошенных обладателей степени бакалавра или более высокого уровня образования, по сравнению с 77% опрошенных лиц этой категории в 2013 г., ответили, что они живут благополучно в финансовом отношении. Можно полагать, что отмеченное повышение уровня благополучия в значительной степени было обусловлено более энергичным развитием экономики, которая в 2013 г. еще с трудом выходила на траекторию роста после рецессии 2008–2009 гг. а в 2016 г. уже показывала рост в достаточно устойчивом режиме, хотя и при невысоких темпах этого процесса.
20

Совершенно очевидно, что люди с меньшим уровнем образования, нежели обладатели степени бакалавра, должны были оценивать свое благополучие в менее позитивной степени. И действительно, среди обладателей диплома колледжа сочли свое положение благополучным 69% по сравнению с 62% в 2013 г., а среди людей со средним образованием или ниже среднего благополучным считают свое положение уже 60% против 53% в 2013 году[6].

21 Интересным аспектом проведенного обследования является попытка выяснить, насколько выражен прогресс условий жизни в разрезе поколений. Хотя кажется очевидным, что экономический прогресс должен приводить к росту доходов и улучшению условий жизни каждого следующего поколения, интересно выявить, насколько люди сами ощущают и оценивают такой прогресс, если он действительно происходит. В данном опросе респондентам предложили сравнить свой уровень благополучия с уровнем благополучия родителей в том же возрасте.
22 Такая постановка вопроса не случайна. Считается, что в обыденном сознании представление о собственном благополучии строится на сравнении своего положения с уровнем жизни родителей в этом возрасте. Человеку свойственно отмечать в качестве прогрессивных изменений в своей жизни, меру продвижения к благополучию, которого ему удалось достичь, по сравнению со своими родителями. В этом сравнении присутствует стремление оправдать усилия родителей по достижению благополучия семьи и одновременно позиционировать себя как продолжателя этой линии поведения в жизни.
23 На вопрос, продвинулись ли они в финансовом отношении по сравнению со своими родителями, 53% ответили, что они живут существенно лучше в финансовом отношении, чем жили их родители в том же возрасте. Более подробная разбивка ответов по возрастам респондентов показала, что устойчиво превосходят уровень жизни родителей люди, перешагнувшие возрасты 30-40 лет. Но важно рядом с этим отметить, что оставшаяся почти половина опрошенных, в свою очередь разделилась на две примерно равные части: 25% заявили, что живут примерно на том же уровне, что их родители, а еще 22% утверждали, что оценивают свое положение хуже того, в котором находились родители в их возрасте. Такое ощущение деградации по сравнению с предыдущим поколением, должно вызывать тревогу. Здесь важно установить, насколько отмеченное положение соответствует действительности, и, если это так, выявить стало ли такое снижение благополучия временным следствием продолжающихся кризисных явлений или это результат каких-то негативных социальных сдвигов.
24 Что касается людей, считающих себя благополучными, то в их среде продолжают сохраняться различия по расовым и этническим признакам – как правило, доля благополучных испаноязычных и темнокожих респондентов на 7-10% меньше доли белых в каждой группе по уровню образования. Вместе с тем, уместно отметить, что сохраняющиеся различия в благополучии среди образованных по расовому и этническому признаку не столь велики, хотя еще достаточно заметны. Это говорит о том, что образование и успешная карьера становятся все более доступными для выходцев из небелой группы населения.
25 Важную часть представленного обзора образует раздел «Занятость, совместительство и неформальная работа». Понятно, что оценка условий занятости занимает ключевое место в обеспечении финансового благополучия. Исходя из этого, теме занятости в проведенном исследовании придавалось особенно важное значение. При этом внимание уделялось не только факту занятости, но и вопросам оплаты труда и таким аспектам, как, в частности, режим рабочего времени, а также ситуация совмещения нескольких работ.
26 Из числа опрошенных, 63% заявили о своей занятости. При этом 56% трудились на работодателя, а еще 10% составляли самозанятые, из которых, впрочем, 3% совмещали работу на хозяина с работой на себя.
27 В числе 37% американцев, которые назвались незанятыми, в основном представлены люди, для которых это нормальное состояние: студенты, домохозяйки, пенсионеры. Примечательно, однако, что в составе тех 63% опрошенных, кто назвался занятыми, 29% указали, что трудятся не на одном месте работы. В этой группе оказалась также половина студентов и 13% пенсионеров.
28 Условия занятости, включая режим труда и вознаграждения, как отмечено в обзоре, имеют определенные различия для разных групп респондентов. Выявилось, что довольно существенная часть занятых взрослых американцев, в дополнение к основной работе, зарабатывают в порядке неформальной занятости.
29 17% работающих трудятся по особому расписанию, которое меняется в зависимости от потребностей их работодателя, причем более половины из их числа узнают о предстоящем режиме работы за три дня или меньше. Оплату за пропущенные по болезни дни получают 76% работающих в режиме полной занятости, в то время как среди совместителей их доля составляет 17%, и только 8% пользуются такими условиями среди работающих по договору. Примечательно, что 28% из числа работающих в режиме полной занятости отметили, что их семья зарабатывала за счет неформальных источников в течение месяца, предшествовавшего опросу.
30 В части исследования условий труда, значительное внимание уделялось выяснению вопроса о повышении вознаграждения за труд. Но обращалось также внимание на намерение респондентов запросить повышения вознаграждения, на их обращения за новой работой или намерение покинуть занимаемое место работы – все это, как предполагалось, должно характеризовать, насколько прочным оценивали свое положение респонденты на рынке труда.
31 О том, что обратились за повышением оплаты своего труда, заявили 6% занятых работников, однако, только менее двух третей из них действительно получили прибавку. Но при этом получили также прибавку 42% из тех, кто по этому поводу не обращался. В итоге прибавку получили 46% работающих. Однако оставался еще вопрос, насколько значительной оказалась прибавка. Только 12% получивших прибавку, что составляло 5% рабочей силы, заявили, что она превышала прирост их расходов вследствие удорожания жизни, в то время как 42% получивших прибавку, что составляло 19% всех занятых, заявили, что эта прибавка едва покрывала прирост их расходов. Таким образом, более трех четвертей занятых либо совсем не получили прибавки, либо их прибавка оказалась меньше по величине, нежели прирост их расходов.
32 Но и это еще не все. Как и в других случаях, в наибольшей степени улучшилось положение лиц с высоким уровнем образования. Из числа занятых с дипломом бакалавра и выше получили прибавку 48%, и при этом у 8% прибавка превышала прирост их расходов. В контраст с этим отмечается, что среди занятых, имеющих только среднее образование и менее, прибавку получили 38%, но только у 2% эта прибавка была больше прироста их расходов.
33 При рассмотрении других аспектов проблемы условий занятости выявились также важные факты. Преобладающая часть занятых, а именно три четверти этого контингента, работает в ежедневном режиме в одни и те же часы, и кроме того, еще 8% работают по личному графику. У остальных 17% работающих их рабочий график строится по желанию их работодателей.
34 Конечно, изменчивые условия рабочего графика характерны не для всех отраслей и видов деятельности. В большей степени это относится к работникам с низким уровнем образования, занятым в торговле, – 30%, общественном питании и индустрии развлечений – 35%, в то время как среди работников со средним образованием это характерно для 24%, а для работников со степенью бакалавра и выше – только для 11% лиц этой категории.
35 При этом важен также и порядок установления рабочего графика. Среди работающих по переменному графику более половины опрошенных заявили, что получают извещение о предстоящем графике за несколько дней, в то время как 37% извещаются за один день или попросту работают по вызову. Только 15% этого контингента получают извещение за четыре или хотя бы за две недели до наступления срока. Как и в других случаях, уровень образования здесь выглядит решающим фактором. Из работающих по переменному графику людей со средним образованием и меньше 64% получают извещения о своем графике за три дня и менее, в то время как среди обладателей диплома колледжа или бакалавра этот показатель составляет 47%, что тоже довольно большая величина.
36 Среди других аспектов условий труда отмечаются те, что в российском обиходе принято называть социальным пакетом. Так, три четверти работающих сообщили, что имеют оплачиваемые отпуска и медицинскую страховку. Немногим более двух третей работающих указали, что их работодатель обеспечивает пенсионные начисления, и около двух третей сообщили, что имеют оплачиваемые свободные дни в связи с плохим самочувствием. Кроме того, для чуть более половины работающих обеспечиваются материнские (или отцовские) отпуска по уходу за новорожденным, начисления по страхованию жизни, а также начисления по страхованию от потери трудоспособности. Это считается недостаточно полным охватом работающих.
37 Конечно, отмеченные благоприятные условия привязаны к статусу работника: в частности, они предоставляются 76% постоянно работающих, в то время как среди совместителей доля получателей составляет 27% данной категории и только 8% –среди работающих по контракту.
38 Еще один важный аспект проблемы занятости состоит в том, что довольно значительная часть работающих трудится в нескольких местах. Это относится к 9% взрослых американцев, или 15% работающих. Однако не все работающие в нескольких местах делают это от нужды. Если доля таких совместителей среди лиц со средним образованием составляет 6%, то у обладателей степени бакалавра и выше она уже равна 12%, то есть вдвое выше.
39 Кроме систематической дополнительной работы, в исследовании также уделили внимание сведениям о случайных заработках, которые также обеспечивают финансовое подспорье для семьи. Такие виды работ были разделены на три типа. Первый – это личные услуги, не требующие работы с компьютером. К ним отнесли работу няни, уход за детьми, уход за стариками, уборку дома и ландшафтные работы. Вторая группа – торговля предметами, также не требующая работы с компьютером, куда отнесли мелочную торговлю (блошиный рынок), торговлю автозапчастями и ремонт в гаражах, торговлю в комиссионных магазинах и магазинах подержанных вещей. Наконец, третья группа – это торговля и услуги онлайн через Интернет. В целом 28% опрошенных указали, что они или члены их семьи зарабатывают посредством такого рода неформальных или случайных занятий. При этом 18% взрослых американцев подрабатывают в сферах, не связанных с онлайн-бизнесом, в то время как еще 15% людей, в основном с высоким уровнем образования, трудятся именно в бизнесе онлайн-услуг.
40 Естественно, что подавляющее большинство работающих на неформальной или случайной основе заявили, что делают это ради денег, причем для трети респондентов эти поступления составляли значительную или очень важную часть их семейного дохода. При этом только для 18% респондентов это был главный источник дохода, остальные трудились ради добавочных поступлений в семейный бюджет. При этом характерно, что среди пожилых работающих 30% занимались таким приработком, а среди людей старше 65 лет 16% также прибегают к этому источнику дохода. И конечно, значение неформальных и случайных заработков возрастает для тех, кто оказался на какое-то время без работы или лишился по другим причинам регулярных доходов.
41 Все эти показатели свидетельствуют о напряженной трудовой жизни основной массы взрослых американцев, которым для обеспечения приемлемого для них уровня жизни приходится прибегать к дополнительным заработкам практически во всех возрастных группах.
42 Для остальных разделов обзора ограничимся приведением только основных выводов, которые приводят аналитики ФРС.
43 В разделе «Доходы и сбережения» отмечаются ряд новых явлений, характерных для последних лет. Болезненной проблемой остаются для респондентов колебания поступающих доходов, и в особенности это относится к людям с невысоким уровнем образования, а также к представителям расовых или этнических меньшинств.
44 У 32% взрослых американцев доходы колеблются от месяца к месяцу, а 13% заявили, что в некоторые месяцы с трудом оплачивают свои счета из-за колебаний дохода. Только 47% взрослых американцев заявили, что их доходы в прошлом году превышали их расходы.
45 В части готовности к экономическим неурядицам обнаружились свои проблемы. По сравнению с предыдущими годами неготовность к некритическим экономическим неприятностям проявляло сравнительно немного взрослых американцев, хотя довольно значительная часть людей с трудом справляется со своими регулярными расходами.
46 Только менее одной четверти взрослых американцев не в состоянии полностью оплачивать свои текущие ежемесячные счета.44% взрослых американцев заявили, что они либо не смогут оплатить неожиданный расход в размере 400 долл., либо будут вынуждены продать для этого что-нибудь, либо прибегнуть к обращению за кредитом. Можно полагать, что в этом отношении происходит некоторое улучшение, поскольку в 2013 г. доля таких людей, не готовых к неожиданным тратам в указанном размере, составляла 50% взрослых.
47 23% взрослых американцев столкнулись в прошлом году с необходимостью неожиданных расходов по оплате медицинских счетов, при том, что четверть взрослых американцев предпочла не прибегать к медицинской помощи в прошлом году один или несколько раз из-за финансовых затруднений по оплате медицинских счетов.
48 Примерно 24 млн человек, составляющих 10% взрослых американцев, имеют задолженность по оплате медицинских услуг, полученных в прошлом году помимо страховки.
49 Таким образом, из приведенных в обзоре данных можно заключить, что, несмотря на проведенный с таким трудом администрацией Обамы закон о медицинском страховании, проблемы здравоохранения и медицинского обслуживания остаются для американцев далекими от благополучного решения.
50

Сравнительно позитивные данные приводятся в разделе обзора «Банковское обслуживание и кредит». Большинство американцев отметили, что они уверены в своих возможностях получить кредит. Несколько больше половины американцев, имеющих кредитные карты, заявили об отсутствии по ним задолженности. Но при этом обнаружились также и проблемные зоны:

  • 26% взрослых американцев не имеют банковских счетов, причем среди чернокожего населения их доля составляет 54% этой группы населения.
  • Более трех четвертей респондентов выразили уверенность в получении кредитной карты в случае обращения по этому поводу.
  • 46% взрослых американцев, из числа имеющих кредитные карты, заявили о наличии задолженности по ним, а у 55% этих людей такая задолженность была в течение прошлого года хотя бы один раз.
51 Интересные данные приводятся по разделу относительно оценки жилищных условий и перспектив их улучшения. Здесь обнаружилось, что некоторые арендаторы жилья сталкиваются с проблемами, в том числе с угрозой выселения и с неладами в отношениях с домовладельцами. Характерно, что в обзоре не затрагивались вопросы, связанные с недавним ипотечным кризисом. Это свидетельствует о стремлении ФРС избежать обсуждения острых вопросов и резких суждений, которые неизбежно возникли бы по этому поводу. Вопросы и ответы коснулись только некоторых проблем с арендой жилья.
52 В прошлом году 9% арендаторов съехали из занимаемого жилья вследствие выселения или угрозы этого. При обращении к домовладельцам по поводу ремонта 44% испаноязычных арендаторов и 42% чернокожих арендаторов встретили умеренные или большие трудности в решении этого вопроса, в то время как среди белого населения только 28% столкнулись с трудностями подобного рода.
53 При анализе ответов по разделу «Высшее образование» аналитики ФРС обратили внимание на проблемы связи образования с финансовым благополучием респондентов. Выявились довольно характерные явления.
54 Лицам из нижних социально-экономических слоев мало доступно обучение в колледже, а уж если они поступают туда, то это обычно малопрестижные заведения (for-profitinstitution). При этом те, кто обучаются в этих заведениях равно, как и те, кто бросил такую учебу, склоняются к тому, что стоимость учебы там не оправдывает полученного образования. 16% молодых американцев с дипломом колледжа в первом поколении учились в непрестижных заведениях, в то время как среди потомков бакалавров таких только 4%. Почти половина взрослых американцев, посещавших непрестижные колледжи, заявили, что, будь у них возможность поступать вновь, они предпочли бы другие заведения для учебы.
55 В обзоре отведено определенное место для проблемы задолженности по образованию и студенческих займов. Здесь выявилось, что задолженность при получении образования широко распространена, и у более половины взрослых людей в возрасте до 30 лет, учившихся в колледже, случалась задолженность за образование. Ситуации с задолженностью по студенческим займам различаются в зависимости от типов учебных заведений и уровня полученного образования.
56 Одна треть получателей студенческих займов среди выпускников колледжей или технических учебных заведений еще имеют непогашенную задолженность по образованию по сравнению с 11% таких должников среди обладателей степени бакалавра. 19% взрослых должников за образование указали, что в погашении этого долга им оказывают помощь родители или иные спонсоры.
57 Некоторые интересные показатели приведены в обзоре относительно пенсионных дел. Здесь отмечено, что существенной проблемой, которая тянется с прошлых лет, является отсутствие пенсионных накоплений у многих респондентов. В то же время среди тех, кто имеет накопления, более половины сталкиваются с трудностями в управлении ими.
58 53% взрослых респондентов, самостоятельно управляющих своими пенсионными счетами, либо частично, либо полностью недовольны своими возможностями принимать инвестиционные решения.
59 40% чернокожих и 50% испаноязычных пенсионеров указали, что вынуждены были принять решение о выходе на пенсию из-за плохого состояния здоровья, в то время как среди белых пенсионеров только 28% отметили эту причину.
60 В целом, характеризуя опубликованный ФРС обзор благосостояния американского населения можно отметить, что это далеко не полномасштабное исследование по данному вопросу. Важно, однако, принимать во внимание, что более основательные исследования подобного рода наверняка имеются в распоряжении ФРС благодаря их поступлению из солидных аналитических учреждений, которые работают по основательным методикам. Здесь в качестве оправдания неполноты и явной поверхностности многих показателей и выводов можно только принять то обстоятельство, что задачей ставится выявление того, как сами американцы оценивают свое экономическое и финансовое положение по основным аспектам, и получение данных, характерных для всей нации. В таком случае полученные данные, вероятно, в определенной степени оттеняют выверенные статистические показатели с позиций личного восприятия человеком сложившихся жизненных обстоятельств. Возможно, именно такая сторона затронутых в обзоре проблем представляет теперь интерес для руководства ФРС.

Библиография

1. Статья подготовлена при поддержке РГНФ. Грант 15-37-11121 «а/ц» Report on the Economic Well-Being of U.S. Households in 2016. May 2017. Board of Governors of the Federal Reserve System. P. 153.

2. The Federal Reserve System Purposes & Functions. Tenth Edition. October 2016. P.73.

3. Report on the Economic Well-Being of U.S. Households in 2016. May 2017. Board of Governors of the Federal Reserve System. P. IV.

4. Report on the Economic Well-Being of U.S. Households in 2016. May 2017. Board of Governors of the Federal Reserve System. P. 1.

5. Bureau of Labor Statistics. Labor Force Statistics from the Current Population Survey. Employed persons and employment-population ratios by age and sex, seasonally adjusted.Available at:www.bls.gov/web/empsit/cpseea08a.htm.

6. Report on the Economic Well-Being of U.S. Households in 2016. May 2017. Board of Governors of the Federal Reserve System. P. 5.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести