Man in the macro- and microenvironment, the captivity of obsessions and to himself: features of the origin and the formation of criminal motivation (sociological, psychological and criminological aspects)
Table of contents
Share
QR
Metrics
Man in the macro- and microenvironment, the captivity of obsessions and to himself: features of the origin and the formation of criminal motivation (sociological, psychological and criminological aspects)
Annotation
PII
S102694520026807-8-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Ilgam M. Ragimov 
Occupation: President of the Association of Lawyers of the Black Sea-Caspian Region
Affiliation: Association of Lawyers of the Countries of the Black Sea-Caspian Region
Address: Azerbaijan, Baku
Khanlar J. Alikperov
Occupation: Director of the Center for Legal Research
Affiliation: Center for Legal Research
Address: Azerbaijan Republic, Baku
Edition
Pages
7-16
Abstract

Based on an interdisciplinary approach, the article examines the peculiarities of a person’s thinking and behavior, depending on the level of involvement and the nature of his relationships in the macro- and microenvironment, as well as during the period when he is in captivity of obsessions (obsession) or himself; examines the stages of a person's mental activity when he has the idea of committing a crime, and the reasons that gave rise to it; the dynamics of the maturation of such motivation and the factors contributing to its materialization are analyzed. The conclusion is substantiated that the state of obsession, the costs of the state and society act as a starting point for the origin of the rudiments of the idea of committing a crime in an individual, which is actualized over time, after which it transforms into a specific criminal plan when he is in himself. Being in this state, an individual mentally creates a scenario of a future crime, develops an algorithm for its implementation, considers the conditions under which the intended act may be committed, calculates the possible risks of its commission, provides options for his post-criminal behavior, etc. After being formed at the mental level, this scenario is recorded in a person’s long-term memory, where it is stored in an alert state, and when a suitable situation occurs, a trigger is triggered for its implementation. On the basis of these premises, as well as a number of other arguments, the article hypothesizes that any intentional crime (with the exception of situational and committed in a state of passion), be it murder or rape, robbery or theft, etc., is essentially only a retransmission of the scenario of a specific crime, once created by an individual on at the cognitive level and extracted from the subconscious at the right moment for its practical implementation. In other words, the emergence and development of criminal motivation is not a momentary intellectual and volitional act, but a time–stretched thought process aimed at finding optimal ways to meet certain needs of an individual that he could not (did not want to) implement within the framework of the law. At the same time, the space-time gap between the moment of the origin of the idea of committing a crime and its actual implementation can be short-term, medium-term or long-term.2

Keywords
macroenvironment, motivation, acting, mental, compulsion, autonomous personality space, obsession, acting, microenvironment, being, cognitive, crime
Received
09.03.2023
Date of publication
24.08.2023
Number of purchasers
15
Views
287
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite   Download pdf Download JATS
1

2

3

Если дистанцироваться от комплементарной идеологии власть имущих и отдельных претенциозных парадигм в теории криминологии, то следует признать, что одним из глобальных детерминантов преступности всегда выступало и выступает государство, в частности, его принципиальные недоработки в управлении обществом, фундаментальные просчеты в правотворческой деятельности и системные ошибки в социальной политике.

1. Значимость предложенной гипотезы (если, конечно, она верна) видится в том, что она в корне меняет существующие научные представления о механизме возникновения у индивидуума идеи о совершении преступления, показывает процесс ее актуализации и дальнейшей трансформации в преступную мотивацию, раскрывает этапы интеллектуальной деятельности, через которые она проходит с момента своего возникновения и до фактической реализации.

2. The significance of the proposed hypothesis (if, of course, it is correct) is seen in the fact that it radically changes the existing scientific ideas about the mechanism of the individual's idea of committing a crime, shows the process of its actualization and further transformation into criminal motivation, reveals the stages of intellectual activity through which it passes from the moment of its origin to the actual implementations.
4

Другой ахиллесовой пятой многих современных государств являются коррупция и другие злоупотребления в деятельности чиновников органов исполнительной и судебной власти, чрезмерная урегулированность общественных отношений и необдуманная перманентная криминализация широкого круга деяний, которые, по сути, своей таковыми не являются.

5 Говоря о криминогенных издержках государства, нельзя обойти молчанием и такие негативные для XXI в. явления, как безработица, нищета и бедность сотен миллионов людей в различных странах3, в результате которых ежегодно в мире от голода умирают порядка 9 млн человек4. Так, по данным ООН, ежедневно более 800 млн людей (т.е. свыше 10% мирового населения) голодают в силу отсутствия каких-либо средств на пропитание5, значительная часть из них умирает от недоедания6.
3. По мнению специалистов, для устранения массового голода, достигшего в последние годы во многих государствах критического уровня, и обеспечения во всем мире продовольственной безопасности требуется, чтобы мировое сообщество ежегодно выделяло бедным странам 33 млрд долл. Однако эта глобальная проблема отодвинута международным сообществом на периферию межгосударственных отношений: ни государства золотого миллиарда, ни благополучные в материальном плане сотни стран не спешат этого делать, хотя ежегодно на военные расходы выделяют свыше 2 трлн долл. (см.: >>>> П.Р. Как решить мировой голод [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: >>>> (дата обращения: 25.02.2023)).

4. См.: Отчет ООН: голод в мире стал масштабнее из-за пандемии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: >>>> (дата обращения: 25.02.2023).

5. См.: там же.

6. По данным ВОЗ, ежедневно в мире 24 тыс. человек умирают от голода, что в годовом исчислении составляет 8 660 000 человек, значительная часть из которых дети [Электронный ресурс]. – Режим доступа: >>>> (дата обращения: 04.12.2022).
6 Изнуряющее чувство голода, душераздирающие взгляды обессиливших и опухших от голода детей вынуждают их родителей, оказавшихся на обочине жизни, выбрать криминальный путь (в том числе и кровавый) добычи еды или средств на ее приобретение7. К примеру, экспертные оценки показывают, что около одной трети из указанных выше 800 млн человек ежегодно совершают как минимум несколько преступлений корыстного, корыстно-насильственного или сугубо насильственного характера, причем, опять же исключительно ради удовлетворения своих жизненно необходимых витальных потребностей либо обеспечения минимальной едой (лекарством) своих голодающих (больных) детей, престарелых родителей8 и т.д.
7. Более 41 млн человек в 43 странах мира находятся на грани голодной смерти (см. подр.: Десятки миллионов людей в 43 странах мира – на грани голодной смерти [Электронный ресурс]. Режим доступа: >>>> (дата обращения: 04.11.2022)).

8. Пусковым механизмом возникновения преступной мотивации могут стать и другие неудовлетворенные физиологические, социальные и т.д. потребности человека.
7 Особенность подобных деяний, совершаемых в состоянии критической фрустрации, заключается в том, что в этих случаях они готовы совершить практически любое преступление9. Об этом красноречиво свидетельствует монолог главной героини знаменитого романа Маргарет Митчелл «Унесенные ветром» Скарлетт О’Хары: «Бог свидетель! Я солгу, я украду, я убью, но больше никогда не буду голодать, никогда». И эта мысль с каждым разом становится все сильнее и навязчивее, когда человек смотрит в молящие глаза своего голодного (больного) ребенка или угасающих от тяжелой болезни или голода близких10
9. Здесь можно сослаться на получившую в последние десятилетия во многих странах мира широкое распространение практику, когда для контрабанды наркотиков люди глотают капсулы с героином, кокаином и другими тяжелыми наркотиками и в своем желудке (прямой кишке и т.д.) перевозят их через пункты пограничного, таможенного и иного контроля. При этом, как показывает правоприменительная практика, нередко под воздействием химических процессов, происходящих в желудке, герметичность капсулы с тяжелым наркотиком нарушается, и тем самым ставятся под реальную угрозу жизнь и здоровье этих лиц. Но это их не останавливает, так как они сознательно идут на такие опасные поступки и таким путем хотят заработать денег на пропитание и содержание семьим., напр.: На границе задержан иранец, который в прямой кишке пытался провезти наркотики в Азербайджан [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: >>>> (дата обращения: 01.03.2023); Гражданин Армении пытался ввезти из Ирана наркотики, спрятав пакет в кишечнике [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: >>>> (дата обращения: 01.03.2023)).

10. К примеру, в таких странах, как Гаити, Сомали и ряде иных государств, в которых за чертой бедности проживает 98% населения (см. подр.: Рейтинг стран по уровню бедности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: >>>> (дата обращения: 06.12.2022)).
8 Перманентный голод толкает людей на совершение и других форм девиантного поведения11. Например, бедность, безработица и экономический кризис, которые переживает Афганистан после прихода к власти талибов, вынуждают некоторые семьи продавать своих детей в обмен на деньги или скот12, чтобы за счет вырученных средств от их реализации спасти других членов своей семьи от неминуемой голодной смерти13. Сказанное можно повторить и относительно Северной Кореи, где голод, с которым столкнулись жители этой страны в начале 1990-х годов, был настолько ужасающим, что люди убивали и ели людей, в том числе и детей14. Аналогичная картина наблюдается и в ряде стран Африки и Ближнего Востока. При этом «возникающее социальное напряжение в таких депрессивных регионах неизбежно выливается в рост радикализма, экстремизма, подпитывает терроризм и локальные конфликты»15.
11. Возникает резонный вопрос: а виновен ли человек в совершении подобных преступлений, невзирая при этом на целеполагания такого его деяния? С позиции формального уголовного права – безусловно, да! Но с позиции общечеловеческих ценностей и декларируемых в национальных и международных актах о правах человека – нет, так как в этих случаях детерминантом таких преступлений выступает само государство, которое довело минимальные физиологические потребности своего гражданина до критического уровня, в силу чего он вынужден прибегнуть к преступлению, чтобы прокормить себя и своих детей.

12. См.: Голод вынуждает афганцев продавать собственных детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: >>>> (дата обращения: 27.11.2022).

13. См.: Прошина Е. Афганская женщина продала внуков ради еды [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: >>>> (дата обращения: 27.12.2022).

14. См.: >>>> [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: >>>> (дата обращения: 12.11.2022).

15. Из стенограммы речи В.В. Путина 10 февраля 2007 г. на Конференции по вопросам политики безопасности в Мюнхене [Электронный ресурс]. – Режим доступа: >>>> lenta.ru/articles/2007/02 /10/asymmetry/ (дата обращения: 26.02.2023).
9 Этот далеко не полный перечень трагедий, происходящих в некоторых бедных государствах Африки, Юго-Восточной и Центральной Азии, Ближнего Востока, еще раз показывает, как хроническое голодание, отсутствие элементарных продуктов питания и средств на их приобретение могут толкнуть человека на преступление. И это притом, что конституции многих стран гарантируют, что государство обеспечивает всем достойный уровень жизни16. Однако эти законные ожидания граждан повсеместно попираются. Отсюда одна из причин того, что из числа лиц, ежегодно выявляемых за совершенные преступления, более 2/3 нигде не работают и не учатся.
16. См., напр.: Конституция Азербайджанской Республики. Баку, 2020 (Преамбула).
10 К сказанному следует добавить и такой криминогенный феномен последних десятилетий, как прекариат, наблюдаемый во многих странах, который «олицетворяет принципиально новое образование: отчуждение людей не только от результатов труда, но и от всего общества, испытывающих особые, изощренные формы эксплуатации их труда, их знаний, их квалификации, а в конечном счете и качества жизни. В эти группы входят те, кто занят неформальной, временной, эпизодической работой, вовлечен в теневой или “нелегетимизированный” сектор рынка труда, вследствие чего эти люди имеют урезанные социальные права и обладают ущемленным социальным статусом»17. Иными словами, «сегодня мы вправе говорить о некоем социальном слое, образующим, на наш взгляд, новый социальный класс, который во многом определяет лицо современного общества»18. Разумеется, этот слабо исследованный криминогенный фактор постмодерна крайне негативно отражается на состоянии преступности, перманентно подталкивает человека к поиску решения своих сложных личных и семейных проблем вне рамок правового поля.
17. Прекариат: становление нового класса / под ред. Ж.Т. Тощенко. М., 2020. С. 11.

18. Там же.
11 Эти и многие другие издержки в деятельности государства создают социально-психологическую напряженность в обществе, накал которой с каждым годом лишь усиливается, в силу чего, по меткому выражению проф. Ж.Т. Тощенко, сегодня социум трансформировался в общество травмы, что, естественно, повышает в нем градус агрессивности, толкает определенные слои населения на преступный путь для решения своих насущных физиологических потребностей.
12 Питательной почвой для зарождения преступной мотивации является и само общество, которое в последние десятилетия во многих странах (особенно западных) демонстративно отошло от многих духовных заповедей, погрязло в таких безнравственных явлениях, как однополые браки19 и инцест20, свинг и гомосексуализм, гей-парады и т.д. Литература, театр, кино, СМИ безответственно раскачивают морально-нравственные столпы общества, прославляют в нем культ насилия и алчности, растаптывают общечеловеческие духовные ценности, воспевают разврат и педофилию, разрушают традиционные устои семьи, насаждают в социуме правовой нигилизм и низменные человеческие страсти, что, естественно, не только приближает человечество к вырождению и деградации, духовной и нравственной катастрофе, но и криминализирует социум.
19. См., напр.: В США 32 штата признают однополые браки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: >>>> (дата обращения: 17.02.2023).

20. См., напр.: В Нью-Джерси (США) легализован брак между родными братом и сестрой [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: >>>> (дата обращения: 28.01.2023).
13 Словом, многие государства постмодерна ничем не отличаются от Содома и Гоморры. Как результат, общество постепенно становится враждебной для человека средой, в которой немало криминогенных очагов, виктимологических раздражителей и стрессовых ситуаций, мотивирующих индивидуума на совершение противоправного деяния.
14 Так, вступая в определенные общественные отношения в макросреде, человек видит, что в ней процветают протекционизм и кумовство, двойные стандарты. Многие должностные лица государства ведут праздный образ жизни, живут не по средствам, владеют дворцами и яхтами, публично демонстрируют свою непомерную роскошь, разъезжают в супердорогих автомобилях, а их отпрыски сорят деньгами в общественных местах и т.д. При этом у них другие измерения относительно чести, порядочности, а система мировосприятия и морально-нравственных координат сбита настолько, что в ней нет места для общечеловеческих нравственных императивов. Поэтому зачастую в социуме правда и справедливость, законность и правосудие не торжествуют, так как в ряде случаев сила денег и власти оказывается куда мощнее, чем требование закона.
15 Будучи в микросреде, индивид понимает, что общество погрязло в пороке, безнравственности и цинизме, видит вокруг огромное число чиновников, которые разворовывают государственные средства, берут взятки, лицемерят, воспевают свое тщеславие, ради сохранения занимаемой должности или повышения по службе идут на сделку с совестью, предают ближнего, соглашаются на совершение безнравственных поступков и т.д.
16 Находясь на службе в государственном учреждении, получая образование в учебном заведении и т.д., он становится свидетелем того, что посредством дачи взятки можно продвинуться по служебной лестнице, сдать экзамены, избежать уголовной ответственности за совершенное преступление и т.д. При этом многие из чиновников-коррупционеров стремятся казаться теми, кем не являются в действительности, тщательно скрывая от окружающих информацию о своих пагубных пристрастиях, мерзких инстинктах и т.д.
17 Подражая им, многие сотрудники так же под маской добродетели пытаются скрыть свою истинную натуру, ущербные наклонности и омерзительные привычки, ради чего все время играют роль, чтобы прятать от окружающих правду о себе. К примеру, вряд ли женщина признается сослуживцам, что изменяет мужу, перед свадьбой сделала именопластику (восстановление утраченной девичьей невинности). Кто расскажет сослуживцам, что потребляет наркотики или злоупотребляет спиртным, бьет жену или терроризирует семью, имеет склонность к педофилии или является гомосексуалистом?
18 Найдется мало людей в производственном, управленческом или учебном заведении, которые осмелятся рассказать окружающим правду о своих хронических заболеваниях или о том, что состоят на учете у психиатра, являются внедренным в коллектив сотрудником спецслужб или осведомителем руководителя предприятия. Словом, существует много причин для того, чтобы люди скрывали от окружающих (в том числе и от близких) отдельные эпизоды жизни, сведения о своих пристрастиях и предпочтениях, семье и родителях и т.д.
19 Подобные деструктивные издержки повседневного бытия макро- и микросреды фиксируются в подсознании человека, становятся пусковым механизмом для запуска в его сознании различных девиантных идей. В частности, многие, столкнувшиеся со столь негативной социальной энтропией, задаются вопросом: «А почему я не могу вести подобный образ жизни?» И ради такой праздной жизни некоторые из них готовы попрать не только нравственные императивы, но и закон21.
21. Как видим, государство, общество и преступность органически взаимообусловлены, имеют неразрывную корреляционную связь, в силу чего не могут функционировать отдельно друг от друга.
20 Все это дает основание предположить, что в истории человечества не было и нет людей, которые вступали бы в определенные общественные отношения, не облачившись предварительно в ментальный панцирь, под которым скрывают свои истинные намерения, взгляды, наклонности, пристрастия, неблаговидные поступки, совершенные в прошлом, и т.д., которые хранятся в глубинных пластах души22. Поэтому со времен сотворения человека природа его поведения как минимум четырехлика: подобающее, притворное, полоненное, сущее23.
22. В психологии такое явление называется вытеснением один из механизмов психологической защиты в психодинамическом направлении психологии. Оно заключается в активном, мотивированном устранении чего-либо из сознания. В результате человек перестает осознавать внутренние конфликты, а также не помнит травматических событий прошлого (см.: Защитные механизмы личности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: >>>> (дата обращения: 14.02.2023)).

23. Шекспир считал, что природа человека семилика (см.: Шекспир У. Как вам это понравится / пер. Т. Щепкиной-Куперник // Шекспир У. Полн. собр. соч.: в 8 т. М., 1959. Т. 5).
21 Перечисленные ипостаси носят субстанциональный характер, так как изначально заложены в матрицу генотипа человека. С достижением определенного возраста (где-то в период 3-5 лет) они постепенно начинают пробуждаться в сознании человека и примерно к 25 годам (а порой и раньше) становятся имманентным свойством его повседневного бытия. Эти генетически заданные личины, некоторые из которых к тому же пропитаны фальшью, имеют преимущественно латентный характер и достаточно динамичны, в силу чего видоизменяются в зависимости от характера взаимодействия человека с различными уровнями социальной организации общества (трудовой коллектив, школа, семья и т.д.). Поэтому человек в обществе (макросреда), человек в семье (микросреда), человек в плену навязчивых идей (обсессивное состояние) и человек в себе самом24 (автономное пространство личности25) – это четыре разных алгоритма поведения и мышления (аlter ego), четыре слабо пересекающиеся параллельные реальности, обусловленные конкретными потребностями физиологического, социального, нравственного, ситуативного и т.д. характера.
24. Понятие «человек в себе самом» принципиально отличается от кантовского «вещь в себе», так как оно – продукт практического разума (в деонтологическом смысле), основывается на определенных принципах (разумность, рациональность и т.д.) и поддается системному анализу (познанию) посредством логического мышления.

25. Под понятием «автономное пространство личности» авторы подразумевают временную самоизоляцию человека от социума (отшельничество) посредством сознательного уединения в укромной части материальной среды, где после погружения в самого себя у него происходит синхронизация души, разума и чувств, что позволяет ему перейти на новый уровень осознанности; снять внутреннее напряжение; выработать решение конкретной проблемы и т.д. Главное отличие этого пространственно-временного феномена от макро- и микросреды заключается в том, что он односубъектен: человек временно изолирован от мирских бурь и страстей, невзгод социума и его условностей, а детектор ошибок его головного мозга (нейронные популяции мозга, реагирующие на ошибочное выполнение деятельности, функционирующие на бессознательном уровне отключен. Наконец, такое отшельничество – «кусочек жизни, о котором не будет знать вообще никто» (Шарлиз Терон), т.е. нечто очень личное, непередаваемое словами чистилище души и чувство безграничной свободы, когда не надо оглядываться по сторонам и искать у окружающих одобрения своим поступкам и желаниям.
22 Так, если на уровнях макросреды (условно назовем «подмостка актерствования»26) и микросреды (обозначим как «арена лицедейства»27) существует определенный внешний контроль за действиями и поступками человека, что вынуждает его вести (позиционировать) себя сообразно правилам, господствующим в социуме, в том числе и среди близких, то на третьем уровне (определим его как «свидание с самим собой»28) он полностью предоставлен самому себе: здесь нет не только внешнего контроля, но и максимально сужены морально-нравственные запреты и отключены социально-правовые тормоза, ограничивающие действия и поступки индивидуума, хотя и сохраняется определенное влияние базовых императивов общества на его сознание.
26. То есть максимальная отчужденность от отдельных черт своего архетипа, где человек подменяет свою подлинность на роль, которую играет в социуме, и тем самым пытается соответствовать ожиданиям окружающих, производить на них хорошее впечатление, заслужить их уважение и т.д., скрывая при этом свою истинную сущность.

27. Частичное дистанцирование от некоторых особенностей самости, сокрытие от членов семьи и ближайшего окружения некоторых своих мыслей и представлений, сокровенных тайн или греховных пристрастий, дурных наклонностей и т.д.

28. Как правило, в этом умиротворенном мире свободы и покоя ума у человека активизируются многие его скрытые духовные и интеллектуальные потенциалы (см. подр.: Аликперов Х.Д. Ассоциация как одна из фаз познавательной деятельности сознания в процессе генерации новой идеи (репрезентация ассоциативного мышления на примере права) // Вестник РГГУ. Сер. «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2022. № 1(4)).
23 Этот остов вольнодумства, где человек наедине с самим собою, создает сложно доступную для описания духовную обстановку для созерцания и абстрактного мышления, уводящую индивидуума далеко за пределы пространственно-временного континуума и привычной системы координат. В частности, находясь в таком виртуальном странствовании его «Эго» раскрепощается, сбрасывает с себя многие физические законы бытия, отпускает узды полета мысли и фантазии на вольные хлеба, в силу чего человек испытывает невероятное чувство свободы и внутреннего спокойствия.
24 В этой неописуемой трансформации Вселенная для него сужается до одной точки, сконцентрировавшись на которой, он плавно входит в транс, где перед его внутренним взором открываются глубинные пласты собственного сознания. Пребывая в состоянии расширенного сознания, он приступает к анализу своих проблем, в процессе которого у него порой возникают новые идеи и мысли, щедро сыплющиеся на рецепторы его ментальных струн, на основе которых индивидуум, предварительно отфильтровав их, принимает наиболее оптимальный вариант решения того или иного вопроса и тем самым прокладывает путь до искомого «света» в конце тоннеля.
25 Что же касается четвертой ипостаси (обозначим ее как «полоненная ситуация»), то когда человек пребывает в обсессивно-компульсивном состоянии, его воля максимально сужается и подменяется неадекватными идеями, агрессивными устремлениями или иными девиантными желаниями (в том числе и преступного характера), в плену которых он находится и которые часто не в силах преодолеть, вследствие чего порой слепо следует их зову29. Такое состояние может возникнуть в различных жизненных ситуациях: на производстве, при просмотре фильма, нахождении в себе самом, на прогулке, при чтении книг и т.д.
29. Как отмечает американский психолог Ф. Зимбардо, «глубокое, но скрытое влияние нескольких ситуационных переменных может оказаться сильнее воли человека и может подавить его сопротивление» (см.: Зимбардо Ф. Эффект Люцифера. Почему хорошие люди превращаются в злодеев / пер. с англ. 5-е изд. М., 2018 (Дигитека. Всенаука). С. 12).
26 Иллюстрацией сказанному могут служить неодолимые в своем могуществе крайне навязчивые идеи, немыслимые желания или бесовские мысли, порой произвольно посещающие человека, которые по своему содержанию иногда настолько греховны, гнусны или невообразимо аморальны, что их возникновение вызывает у него жуткое смятение. Подобные перманентные вожделения – суровая реальность бытия мыслительной деятельности Homo sapiens. Эта нравственная проказа возникает из ниоткуда и молниеносно интегрируется в «Ид» человека, провоцируя его пуститься во все тяжкие.
27 Естественно, у любого, кто сталкивается с подобными неадекватными отклонениями, резко сужается диапазон восприятия. Причем в ряде случаев некоторые из них настолько прочно гнездятся в «Эго» Homo sapiens и с маниакальной настойчивостью рецитируют в нем, что ему не удается от них избавиться. И порой это происходит так стремительно и неистово, что защитные функции его «Супер-Эго» парализуются, а трепещущая воля выходит из-под контроля – индивид лишается возможности противостоять навязанным ему порочным идеям или низменным желаниям. И это притом, что лицо осознает их пагубность, но, тем не менее, нередко «посягает даже на то, о чем оно и помышлять не смело ранее»30.
30. Мор Т. Утопия / пер. с лат. Ю.М. Каган; вступ. ст. И.Н. Осиновского; коммент. Ю.М. Каган и И.Н. Осиновского. М., 1978. Этот парадокс А.И. Бастрыкин объясняет тем, что, совершая подобные деяния, «человек зависит от тех причин, которые находятся вне его влияния, и он не в состоянии противостоять таким явлениям, хотя и желает этого» (см.: Бастрыкин А.И. Рецензия на книгу профессора И.М. Рагимова «Религия и наказание» (СПб., 2020. – 217 с.) // Государство и право. 2021. № 4. С. 88. DOI: 10.31857/S102694520014363-0).
28 Конечно, у индивидуумов, оказавшихся в полоненной ситуации, возникшие у них порочные идеи или низменные желания индивидуальны и многовариантны. Но у всех имеется объединяющее их единое начало: погрузившись в омут навязчивых идей, человек позиционирует себя владыкой вселенной и считает, что может по своему усмотрению казнить или миловать, то есть, примеряет на себя образ Раскольникова, убеждая самого себя в том, что он не тварь дрожащая, а право имеющий. Это еще больше разжигает его гнусные фантазии, придавая им бесовскую силу.
29 Изложенное позволяет предположить, что человек в обществе, человек в семье, человек в полоненном состоянии и человек в себе самом – это четыре разные грани личности индивидуума (четыре лика одной сути), четыре разных уровня мировосприятия и ценностных императивов, четыре разных видов потребностей, определяющих характер и направленность его поступков.
30 Из перечисленных выше ипостасей базовая диспозиция самости человека обнажается (и то не всегда) только тогда, когда он пребывает в себе самом, а то, что он проявляет (демонстрирует), к примеру, в социуме, семье и т.д., – это чаще всего лишь репрезентация, своего рода симулякр (приукрашенная и видоизменная копия его личности, в реальности не существующая), под завесой которой индивидуум инстинктивно или сознательно скрывает от окружающих, в том числе и от самых близких, отдельные издержки своей натуры, среди которых пагубные пристрастия, мерзкие устремления, извращенные желания, садистские наклонности и т.д., выходящие далеко за рамки не только традиционных морально-нравственных дозволений, но и правовых запретов (синдром Чикатило).
31 Такое перманентное социально-психологическое состояние личности, свойственное многим субъектам общественных отношений31, в том числе и великим умам человечества32, объясняется тем, что в бездне души каждого человека, независимо от его национальности и вероисповедания, материального или семейного положения, образования и занимаемой должности и т.д., таится множество ранее совершенных непристойных поступков, в которых он боится признаться не только близким, но даже самому себе. Причина этого в том, что, если их предать огласке, то, как писал Ф.М. Достоевский, «на свете поднялся бы тогда такой смрад, что нам бы всем надо было задохнуться»33. В силу этого никто не может утверждать, «кто из идущих по жизни добрый, а кто – преступник»34. Здесь все зависит от того, как лягут хромосомы на начальном этапе эмбрионального периода человека, что, по утверждению специалистов, происходит хаотичным образом. Как писал Шекспир, «весь мир – театр, а люди в нем актеры»35.
31. По мнению акад. РАН С. Медведева, все люди учатся говорить неправду буквально с рождения (см.: Академик Медведев: Гениальность «в пробирке» определить невозможно // Росс. газ. 2022. 2 февр.). Словом, ложь является неотъемлемой частью жизни каждого человека.

32. В качестве примера можно сослаться на многочисленные, мягко говоря, неблаговидные поступки таких выдающихся личностей, как Ф.М. Достоевский, П.И. Чайковский, И.А. Бунин, Л.Д. Ландау, Л.Н. Толстой, В.И. Немирович-Данченко, А.П. Чехов, Альберт Эйнштейн, А.С. Пушкин и др.

33. Достоевский Ф.М. Униженные и оскорбленные // Достоевский Ф.М. Собр. соч.: в 15 т. Л., 1989. С. 178. Т. 4. Эта мотивационная цитата великого писателя дает основание предположить, что, во-первых, в человеческой популяции не существует людей, обладающих иммунитетом от безнравственных деяний, в том числе и противоправного характера, так как подобные поступки являются потенциальным свойством каждого человека, заложенным в его жизненную программу. Во-вторых, в греховное мгновение души человек свободен в своих поступках и мыслях от господствующих в обществе моральных и нравственных императивов, так как подобные «инстинкты сильнее культуры» (Н.В. Кофырин). Иными словами, у каждого свой скелет в шкафу, от которого он не готов отказаться.

34. Бастрыкин А.И. Указ. соч.

35. Шекспир У. Указ. соч. Шпенглер также утверждал, что жизнь – «спектакль множественности культур», каждая из которых имеет «собственную форму, собственную идею, собственную жизнь, собственную смерть» (цит. по: Михайлов И.А. Философия жизни // Философская энциклопедия. М., 2004. Т. 4. С. 210, 211).
32 Как видим, мотивы, побуждающие человека пойти на преступление, различны и зависят в том числе и от особенностей пространства и условий, в которых он пребывает. Поэтому, не углубляясь в нейрофизиологические и нейропсихологические тонкости, отметим, что именно в момент пребывания человека в себе самом у него зарождаются зачатки идеи о совершении преступления, которая со временем актуализируется, после чего трансформируется в конкретный преступный замысел. Находясь в этом состоянии, индивидуум мысленно создает сценарий будущего преступления, разрабатывает алгоритм его реализации, просчитывает возможные риски его совершения, предусматривает варианты своего посткриминального поведения и т.д. Затем в его сознании запускается механизм акцентации на «за» и «против» задуманного, а внимание фокусируется на плюсах и возможных издержках. Далее, сделав окончательный выбор между «за» и «против» совершения преступления в пользу первого, перед индивидуумом возникает конкретная цель (опредмеченная потребность) и вырабатывается алгоритм ее достижения, затем он рассматривает условия (обстановку), при возникновении которых может быть совершено задуманное деяние36. После формирования на ментальном уровне этот сценарий записывается в долговременной памяти человека, где хранится в алертном состоянии, а триггер срабатывает при возникновении подходящей ситуации37.
36. Столь сложное психическое состояние человека ассоциируется с учением Рафаэля Гарофало об опасном состоянии личности (см. подр.: Garofalo R. Criminologia. Napoli, 1885).

37. Как видим, период нахождения в себе самом не только время для раздумий и размышлений, развития души и разума, познания себя и т.д., но и формирования преступной мотивации, возникновения навязчивых идей, гнусных желаний и т.д. Поэтому отдельные исследователи считают, что одно из важнейших средств контроля за массами людей - загружать их делами и бытовыми заботами настолько, чтобы у них не оставалось сил и желания для выработки способности размышлять о социальных проблемах и для самих таких размышлений (об этом см. подр.: Зиновьев А.А. Глобальный человейник. М., 2000).
33 Вышесказанное дает основание выдвинуть гипотезу, что любое умышленное преступление (за исключением ситуативных и совершенных в состоянии аффекта), будь это убийство или изнасилование, разбой или кража и т.д., есть, по сути, лишь ретрансляция сценария конкретного преступления, когда-то созданного человеком на ментальном уровне и извлеченного из подсознания в подходящий момент для его практической реализации.
34 Таким образом, возникновение и развитие преступной мотивации – не одномоментный интеллектуально-волевой акт, а растянутый во времени длительный мыслительный процесс38, направленный на поиск способов удовлетворения определенных потребностей индивидуума, которые он не смог или не захотел реализовать в рамках правового поля. При этом пространственно-временной разрыв между зарождением идеи о совершении преступления и ее реальным воплощением может быть краткосрочным, среднесрочным или долгосрочным. Но одно несомненно – такой ментальный криминальный сценарий рано или поздно, но обязательно будет индивидуумом реализован на определенном этапе его жизни, если, конечно, у него не возникнут форс-мажорные обстоятельства (смерть, паралич и т.п.).
38. К примеру, трудно даже гипотетически предположить, что убийство 35 президента США Джона Кеннеди, совершенное 22 ноября 1963 г. в >>>> , убийства премьер-министра Индии Индиры Ганди (31 октября 1984 г. в Нью-Дели), премьер-министра Швеции Улофа Пальме (28 февраля 1986 г.), покушение на Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева (22 января 1969 года) и т.д. были результатом одномоментного интеллектуально-волевого акта. Как правило, таким деяниям предшествует многоступенчатый подготовительный период.
35 Естественно, авторы не возводят в ранг абсолюта высказанные выше суждения, так как они являются лишь исследовательской гипотезой, и поэтому ни в коей мере не распространяются на всех без исключения людей. И это естественно, так как на каждом из перечисленных социальных уровнях (макросреда или микросреда) есть как добропорядочные личности, так и лишенные каких бы то ни было морально-нравственных ориентиров (неустойчивые, десоциализированные лица), как, впрочем, и своя совокупность положительных и негативных общественных отношений39. Сказанное в полной мере относится и к оценке решений, принимаемых человеком в состоянии обсессии, или когда он в себе самом. Дело в том, что, во-первых, нередко ему удается противостоять этим бесовским наваждениям, вытеснить их из своего сознания (в том числе путем сублимации). Во-вторых, было бы ошибочно полагать, что в период пребывания человека в себе самом его мысли и желания продиктованы исключительно низменными побуждениями. Это не так, поскольку такое уединение может быть мотивировано и исключительно благими намерениями, к примеру, для релаксации, чтения книги, медитации, поиска путей решения различных жизненных проблем и т.д. К примеру, у людей, живущих за чертой бедности40, о чем мы говорили в начале статьи, в минуты, когда они наедине с собой, возникает мысль не об убийстве, садизме, похоти и других пороках, а, как говорится, о хлебе насущном: как добыть средства на пропитание для себя и своих детей, в том числе и посредством поступков, носящих противоправный характер. Однако внутренний нравственный стержень спасает многих из них от этого криминального шага.
39. «Макросреда характеризует процессы, происходящие во всем обществе, которые опосредуют сознание и поведение людей как граждан, как членов данного общества. Что касается микросреды, то это непосредственное окружение, где человек взаимодействует на межличностном уровне, и где существует контактная среда, весьма серьезно влияющая на результативность его поведения, на организацию его общественной и повседневной жизни» (см.: Тощенко Ж.Т. Социология жизни // Соц. исследования. 2015. № 1. С. 114).

40. Так, по данным ООН за 2022 г., 3.6 млрд людей на планете живут за чертой бедности (см. подр.: Кочетова М. Нищета и бедность спасают планету от перегрева [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: >>>> 86-nischeta-i-bednost-spasayut-planetu-ot-peregreva (дата обращения: 01.03.2023)).

References

1. Academician Medvedev: It is impossible to determine genius “in a test tube” // Ross. gaz. 2022. February 2 (in Russ.).

2. Alikperov Kh. J. Association as one of the phases of cognitive activity of consciousness in the process of generating a new idea (representation of associative thinking on the example of law) // Herald of the Russian State University. Ser. “Literary studies. Linguistics. Cultural studies”. 2022. No. 1(4) (in Russ.).

3. Bastrykin A.I. Review of the book by Professor I.M. Ragimov “Religion and punishment” (St. Petersburg, 2020. – 217 pp.) // State and Law. 2021. No. 4. P. 88. DOI: 10.31857/S102694520014363-0 (in Russ.).

4. Dostoevsky F.M. Humiliated and insulted // Dostoevsky F.M. Collected works: in 15 vols. L., 1989. P. 178. Vol. 4 (in Russ.).

5. Zimbardo F. The Lucifer effect. Why good people turn into villains / transl. from English. 5th ed. M., 2018 (Digiteca. Vsenauka). P. 12 (in Russ.).

6. Zinoviev A.A. Global Humanist. M., 2000 (in Russ.).

7. Kochetova M. Poverty and poverty save the planet from overheating [Electronic resource]. – Access mode: URL: https://www.vedomosti.ru/ecology/climate/articles/2022/02/18/909986-nischeta-i-bednost-spasayut-planetu-ot-peregreva (accessed: 01.03.2023) (in Russ.).

8. Mikhailov I.A. Philosophy of life // Philosophical Encyclopedia. M., 2004. Vol. 4. P. 210, 211 (in Russ.).

9. More T. Utopia / transl. from lat. Yu. M. Kagan; intro. art. I.N. Osinovsky; comment. Yu. M. Kagan and I.N. Osinovsky. M., 1978 (in Russ.).

10. Precariat: the formation of a new class / ed. by Zh. T. Toshchenko. M., 2020. P. 11 (in Russ.).

11. Proshina E. An Afghan woman sold her grandchildren for food [Electronic resource]. – Access mode: URL: https://news.rambler.ru/world/47462861-afganskaya-zhenschina-prodala-vnukov-radi-edy/ (accessed: 27.12.2022) (in Russ.).

12. Turner P.R. How to solve world hunger [Electronic resource]. – Access mode: URL: https://ffl.org/ru/14869/can-we-end-world-hunger / (accessed: 25.02.2023) (in Russ.).

13. Toshchenko Zh. T. Sociology of life // Social research. 2015. No. 1. P. 114 (in Russ.).

14. Shakespeare U. As you like it / transl. T. Shchepkina-Kupernik // Shakespeare U. Full collected works: in 8 vols. M., 1959. Vol. 5 (in Russ.).

15. Garofalo R. Criminologia. Napoli, 1885.

Comments

No posts found

Write a review
Translate