English
English
en
Русский
ru
About
Journal History
Archive
Contact
Везде
Везде
Author
Title
Text
Keywords
Искать
Home
>
Issue 3
>
Church life on the Middle Don in 1917–1930
Church life on the Middle Don in 1917–1930
Table of contents
Annotation
Estimate
Publication content
References
Comments
Share
Metrics
Church life on the Middle Don in 1917–1930
3
Church life on the Middle Don in 1917–1930
Julia Biryukova
;
Vladimir Ter-Arakelyants
Annotation
PII
S086956870010156-2-1
DOI
10.31857/S086956870010156-2
Publication type
Review
Source material for review
Агеев Е.А. Православная Церковь на Среднем Дону в соборный и послесоборный периоды (1917–1930 гг.). М.: Спасское дело, 2019. 256 с., ил.
Status
Published
Authors
Julia Biryukova
Send message
ORCID:
0000-0001-5321-2574
Affiliation:
Don State Technical University
Address: Russian Federation, Rostov-on-Don
Vladimir Ter-Arakelyants
Affiliation:
Don State Technical University
Address: Russian Federation, Rostov-on-Don
Edition
Issue 3
Pages
192-194
Abstract
Received
06.05.2020
Date of publication
24.06.2020
Number of purchasers
35
Views
1796
Readers community rating
0.0
(0 votes)
Cite
Download pdf
GOST
Biryukova J., Ter-Arakelyants V. Church life on the Middle Don in 1917–1930 // Rossiiskaia istoriia. – 2020. – Issue 3 C. 192-194 . URL: https://roshistras.ru/s0869-544x0000339-5-1-ru-4/?version_id=13505. DOI: 10.31857/S086956870010156-2
MLA
Biryukova, Julia, Ter-Arakelyants, Vladimir "Church life on the Middle Don in 1917–1930."
Rossiiskaia istoriia.
3 (2020).:192-194. DOI: 10.31857/S086956870010156-2
APA
Biryukova J., Ter-Arakelyants V. (2020). Church life on the Middle Don in 1917–1930.
Rossiiskaia istoriia.
no. 3, pp.192-194 DOI: 10.31857/S086956870010156-2
Publication content
1
В последние годы наметились определённые изменения в изучении истории Русской Церкви в первые послереволюционные десятилетия, тех, кто обращается к ней, всё чаще интересует положение прихода и прихожан, круг их идей и представлений. Всё больше появляется микроисторических исследований и работ, посвящённых региональной специфике.
В последние годы наметились определённые изменения в изучении истории Русской Церкви в первые послереволюционные десятилетия, тех, кто обращается к ней, всё чаще интересует положение прихода и прихожан, круг их идей и представлений. Всё больше появляется микроисторических исследований и работ, посвящённых региональной специфике.
В последние годы наметились определённые изменения в изучении истории Русской Церкви в первые послереволюционные десятилетия, тех, кто обращается к ней, всё чаще интересует положение прихода и прихожан, круг их идей и представлений. Всё больше появляется микроисторических исследований и работ, посвящённых региональной специфике.
2
К их числу относится и монография иерея Евгения Анатольевича Агеева «Православная Церковь на Среднем Дону в соборный и послесоборный периоды (1917–1930 гг.)», написанная на материале Усть-Медведицкого и Хопёрского округов Области Войска Донского. В ней рассматриваются судьбы представителей приходского духовенства, деятельность монастырей, благочиний и приходов Донской епархии (с. 29). Свой труд автор – потомок «раскулаченных» и репрессированных в 1930-х гг. донских казаков, посвятил «памяти всех родных и неродных, известных и безвестных, ссыльных и заключённых, расстрелянных и оставленных на муки» (с. 10).
К их числу относится и монография иерея Евгения Анатольевича Агеева «Православная Церковь на Среднем Дону в соборный и послесоборный периоды (1917–1930 гг.)», написанная на материале Усть-Медведицкого и Хопёрского округов Области Войска Донского. В ней рассматриваются судьбы представителей приходского духовенства, деятельность монастырей, благочиний и приходов Донской епархии (с. 29). Свой труд автор – потомок «раскулаченных» и репрессированных в 1930-х гг. донских казаков, посвятил «памяти всех родных и неродных, известных и безвестных, ссыльных и заключённых, расстрелянных и оставленных на муки» (с. 10).
К их числу относится и монография иерея Евгения Анатольевича Агеева «Православная Церковь на Среднем Дону в соборный и послесоборный периоды (1917–1930 гг.)», написанная на материале Усть-Медведицкого и Хопёрского округов Области Войска Донского. В ней рассматриваются судьбы представителей приходского духовенства, деятельность монастырей, благочиний и приходов Донской епархии (с. 29). Свой труд автор – потомок «раскулаченных» и репрессированных в 1930-х гг. донских казаков, посвятил «памяти всех родных и неродных, известных и безвестных, ссыльных и заключённых, расстрелянных и оставленных на муки» (с. 10).
3
Необходимо отметить плохую сохранность источников, освещающих обстоятельства церковной жизни на среднем Дону, особенно в годы Гражданской войны, в ходе которой красные уничтожили окружной суд и архив в станице Усть-Медведицкой (с. 26). Тем не менее автору удалось, систематизировав и тщательно проработав немногочисленные сохранившиеся данные, создать качественное и логичное изложение происходивших событий. В основном он опирается на материалы Особой комиссии по расследованию злодеяний большевиков при Главнокомандующем вооружёнными силами Юга России, анализирует собранные ею в 1919 г. опросные листы донских храмов, обобщает их информацию (порядка 350 анкет, охвативших почти 60% приходов Области Войска Донского), часть из них до него не рассматривалась. Ценный и достаточно редкий источник – приходские летописи Христорождественского храма станицы Урюпинской и Пантелеимоновского храма хутора Летовский станицы Кременской Усть-Медведицкого округа. Помимо сведений о жизни духовенства и мирян в условиях боевых действий и начавшихся гонений, они передают отношение современников к окружавшей их действительности. Большой интерес представляет и «Книга Филоновского благочиннического совета для записи просьб и решений по ним», опубликованная в монографии в качестве приложения (как и фрагмент из летописи Пантелеймоновского храма). В монографии использованы также документы репрессивных органов, экспонаты и материалы музейных фондов области.
Необходимо отметить плохую сохранность источников, освещающих обстоятельства церковной жизни на среднем Дону, особенно в годы Гражданской войны, в ходе которой красные уничтожили окружной суд и архив в станице Усть-Медведицкой (с. 26). Тем не менее автору удалось, систематизировав и тщательно проработав немногочисленные сохранившиеся данные, создать качественное и логичное изложение происходивших событий. В основном он опирается на материалы Особой комиссии по расследованию злодеяний большевиков при Главнокомандующем вооружёнными силами Юга России, анализирует собранные ею в 1919 г. опросные листы донских храмов, обобщает их информацию (порядка 350 анкет, охвативших почти 60% приходов Области Войска Донского), часть из них до него не рассматривалась. Ценный и достаточно редкий источник – приходские летописи Христорождественского храма станицы Урюпинской и Пантелеимоновского храма хутора Летовский станицы Кременской Усть-Медведицкого округа. Помимо сведений о жизни духовенства и мирян в условиях боевых действий и начавшихся гонений, они передают отношение современников к окружавшей их действительности. Большой интерес представляет и «Книга Филоновского благочиннического совета для записи просьб и решений по ним», опубликованная в монографии в качестве приложения (как и фрагмент из летописи Пантелеймоновского храма). В монографии использованы также документы репрессивных органов, экспонаты и материалы музейных фондов области.
Необходимо отметить плохую сохранность источников, освещающих обстоятельства церковной жизни на среднем Дону, особенно в годы Гражданской войны, в ходе которой красные уничтожили окружной суд и архив в станице Усть-Медведицкой (с. 26). Тем не менее автору удалось, систематизировав и тщательно проработав немногочисленные сохранившиеся данные, создать качественное и логичное изложение происходивших событий. В основном он опирается на материалы Особой комиссии по расследованию злодеяний большевиков при Главнокомандующем вооружёнными силами Юга России, анализирует собранные ею в 1919 г. опросные листы донских храмов, обобщает их информацию (порядка 350 анкет, охвативших почти 60% приходов Области Войска Донского), часть из них до него не рассматривалась. Ценный и достаточно редкий источник – приходские летописи Христорождественского храма станицы Урюпинской и Пантелеимоновского храма хутора Летовский станицы Кременской Усть-Медведицкого округа. Помимо сведений о жизни духовенства и мирян в условиях боевых действий и начавшихся гонений, они передают отношение современников к окружавшей их действительности. Большой интерес представляет и «Книга Филоновского благочиннического совета для записи просьб и решений по ним», опубликованная в монографии в качестве приложения (как и фрагмент из летописи Пантелеймоновского храма). В монографии использованы также документы репрессивных органов, экспонаты и материалы музейных фондов области.
4
В первой главе «Церковная жизнь на территории Усть-Медведицкого и Хопёрского округов Области Войска Донского в годы революции и Гражданской войны (1918–1920 гг.)» (с. 50–97) показано, что в центре внимания православного духовенства и мирян с весны 1917 г., помимо стремительных политических изменений, находились проблемы преподавания Закона Божия, организации местных церковных органов самоуправления (прежде всего благочиннических и приходских советов), выборность клириков на вакантные места, подготовка к Поместному собору и, в частности, избрание представителей на епархиальный съезд выборщиков, куда отправились священник Василий Кожин (будущий митрополит Гермоген) и преподаватель Урюпинского реального училища Ф.Г. Кашменский (с. 58). Впоследствии они стали членами Собора. Здесь же говорится о том, как менялись настроения верующих после Октябрьского переворота, как революционные комитеты начали грубо вмешиваться в церковные дела, накладывая свои ограничения на совершение богослужений в храме, как нарастала антирелигиозная пропаганда (с. 63, 67–68). Затем развернувшиеся в крае боевые действия привели к запустению храмов, прекращению богослужения, голоду и нужде (с. 70). Отдельный параграф посвящён деятельности Филоновского благочиннического совета (с. 75–87), занимавшегося в соответствии с решениями Чрезвычайного Донского епархиального съезда 1917 г. выборами клириков, а позднее вынужденного реагировать на последствия боёв (убийство священника Павла Вилкова, ограбление церкви в станице Павловской, повреждение других церквей и т.п.). После окончательного установления в Области советской власти совет прекратил существование (с. 86).
В первой главе «Церковная жизнь на территории Усть-Медведицкого и Хопёрского округов Области Войска Донского в годы революции и Гражданской войны (1918–1920 гг.)» (с. 50–97) показано, что в центре внимания православного духовенства и мирян с весны 1917 г., помимо стремительных политических изменений, находились проблемы преподавания Закона Божия, организации местных церковных органов самоуправления (прежде всего благочиннических и приходских советов), выборность клириков на вакантные места, подготовка к Поместному собору и, в частности, избрание представителей на епархиальный съезд выборщиков, куда отправились священник Василий Кожин (будущий митрополит Гермоген) и преподаватель Урюпинского реального училища Ф.Г. Кашменский (с. 58). Впоследствии они стали членами Собора. Здесь же говорится о том, как менялись настроения верующих после Октябрьского переворота, как революционные комитеты начали грубо вмешиваться в церковные дела, накладывая свои ограничения на совершение богослужений в храме, как нарастала антирелигиозная пропаганда (с. 63, 67–68). Затем развернувшиеся в крае боевые действия привели к запустению храмов, прекращению богослужения, голоду и нужде (с. 70). Отдельный параграф посвящён деятельности Филоновского благочиннического совета (с. 75–87), занимавшегося в соответствии с решениями Чрезвычайного Донского епархиального съезда 1917 г. выборами клириков, а позднее вынужденного реагировать на последствия боёв (убийство священника Павла Вилкова, ограбление церкви в станице Павловской, повреждение других церквей и т.п.). После окончательного установления в Области советской власти совет прекратил существование (с. 86).
В первой главе «Церковная жизнь на территории Усть-Медведицкого и Хопёрского округов Области Войска Донского в годы революции и Гражданской войны (1918–1920 гг.)» (с. 50–97) показано, что в центре внимания православного духовенства и мирян с весны 1917 г., помимо стремительных политических изменений, находились проблемы преподавания Закона Божия, организации местных церковных органов самоуправления (прежде всего благочиннических и приходских советов), выборность клириков на вакантные места, подготовка к Поместному собору и, в частности, избрание представителей на епархиальный съезд выборщиков, куда отправились священник Василий Кожин (будущий митрополит Гермоген) и преподаватель Урюпинского реального училища Ф.Г. Кашменский (с. 58). Впоследствии они стали членами Собора. Здесь же говорится о том, как менялись настроения верующих после Октябрьского переворота, как революционные комитеты начали грубо вмешиваться в церковные дела, накладывая свои ограничения на совершение богослужений в храме, как нарастала антирелигиозная пропаганда (с. 63, 67–68). Затем развернувшиеся в крае боевые действия привели к запустению храмов, прекращению богослужения, голоду и нужде (с. 70). Отдельный параграф посвящён деятельности Филоновского благочиннического совета (с. 75–87), занимавшегося в соответствии с решениями Чрезвычайного Донского епархиального съезда 1917 г. выборами клириков, а позднее вынужденного реагировать на последствия боёв (убийство священника Павла Вилкова, ограбление церкви в станице Павловской, повреждение других церквей и т.п.). После окончательного установления в Области советской власти совет прекратил существование (с. 86).
5
В отдельном параграфе прослеживаются гонения на духовенство и разорение храмов и монастырей Усть-Медведицкого и Хопёрского округов. Как отмечает автор, террор, развязанный там в 1919 г., «практически не задокументирован, и нам трудно оценить его масштабы», поскольку документы красных, скорее всего, были уничтожены, а следователи Особой комиссии не успели произвести расследование до отступления осенью 1919 г. (с. 96). Тем не менее известны массовые случаи зверских убийств и издевательств над местным населением, включая клириков (с. 87–97).
В отдельном параграфе прослеживаются гонения на духовенство и разорение храмов и монастырей Усть-Медведицкого и Хопёрского округов. Как отмечает автор, террор, развязанный там в 1919 г., «практически не задокументирован, и нам трудно оценить его масштабы», поскольку документы красных, скорее всего, были уничтожены, а следователи Особой комиссии не успели произвести расследование до отступления осенью 1919 г. (с. 96). Тем не менее известны массовые случаи зверских убийств и издевательств над местным населением, включая клириков (с. 87–97).
В отдельном параграфе прослеживаются гонения на духовенство и разорение храмов и монастырей Усть-Медведицкого и Хопёрского округов. Как отмечает автор, террор, развязанный там в 1919 г., «практически не задокументирован, и нам трудно оценить его масштабы», поскольку документы красных, скорее всего, были уничтожены, а следователи Особой комиссии не успели произвести расследование до отступления осенью 1919 г. (с. 96). Тем не менее известны массовые случаи зверских убийств и издевательств над местным населением, включая клириков (с. 87–97).
6
Во второй главе «Церковная жизнь в донских округах после окончания Гражданской войны» речь идёт об административно-территориальных преобразованиях большевиков (с. 98–100), трансформации традиционного уклада в казачьих областях, кампании 1922 г. по изъятию церковных ценностей (с. 101–115) и распространению обновленческого раскола в Усть-Медведицком и Хопёрском округах (с. 115–138), где он активно внедрялся при участии ОГПУ и местных властей (с. 133). Любопытно, что при этом «духовенство, оказавшееся в расколе, не стремилось порывать с церковными канонами, несмотря на радикальные заявления, подписывавшиеся их лидерами» (с. 128–129). Более того, оно зачастую не понимало, что пребывает в расколе, и считало обновленческое управление восстановленной «стариной» (с. 150). Вместе с тем исследователь обоснованно развенчивает миф о поддержке обновленчества старообрядцами, которые на Дону и Нижней Волге отнюдь не напоминали «христианских социалистов», а скорее составляли самую богатую и влиятельную прослойку общества (с. 134–136). Да и районы, где обновленцы добились успеха, не совпадали с территориями наибольшей концентрации старообрядческих общин.
Во второй главе «Церковная жизнь в донских округах после окончания Гражданской войны» речь идёт об административно-территориальных преобразованиях большевиков (с. 98–100), трансформации традиционного уклада в казачьих областях, кампании 1922 г. по изъятию церковных ценностей (с. 101–115) и распространению обновленческого раскола в Усть-Медведицком и Хопёрском округах (с. 115–138), где он активно внедрялся при участии ОГПУ и местных властей (с. 133). Любопытно, что при этом «духовенство, оказавшееся в расколе, не стремилось порывать с церковными канонами, несмотря на радикальные заявления, подписывавшиеся их лидерами» (с. 128–129). Более того, оно зачастую не понимало, что пребывает в расколе, и считало обновленческое управление восстановленной «стариной» (с. 150). Вместе с тем исследователь обоснованно развенчивает миф о поддержке обновленчества старообрядцами, которые на Дону и Нижней Волге отнюдь не напоминали «христианских социалистов», а скорее составляли самую богатую и влиятельную прослойку общества (с. 134–136). Да и районы, где обновленцы добились успеха, не совпадали с территориями наибольшей концентрации старообрядческих общин.
Во второй главе «Церковная жизнь в донских округах после окончания Гражданской войны» речь идёт об административно-территориальных преобразованиях большевиков (с. 98–100), трансформации традиционного уклада в казачьих областях, кампании 1922 г. по изъятию церковных ценностей (с. 101–115) и распространению обновленческого раскола в Усть-Медведицком и Хопёрском округах (с. 115–138), где он активно внедрялся при участии ОГПУ и местных властей (с. 133). Любопытно, что при этом «духовенство, оказавшееся в расколе, не стремилось порывать с церковными канонами, несмотря на радикальные заявления, подписывавшиеся их лидерами» (с. 128–129). Более того, оно зачастую не понимало, что пребывает в расколе, и считало обновленческое управление восстановленной «стариной» (с. 150). Вместе с тем исследователь обоснованно развенчивает миф о поддержке обновленчества старообрядцами, которые на Дону и Нижней Волге отнюдь не напоминали «христианских социалистов», а скорее составляли самую богатую и влиятельную прослойку общества (с. 134–136). Да и районы, где обновленцы добились успеха, не совпадали с территориями наибольшей концентрации старообрядческих общин.
7
Особый интерес вызывает параграф, в котором на основе приходских летописей и следственных дел (с. 138–165) раскрываются трагические события и процессы 1920–1930 гг., а также их восприятие приходским духовенством и прихожанами. «Какая странная ирония судьбы: и советская, и духовная власть только, видимо, одним и заняты – это выколачиванием денег, – сетовал тогда “летописец” Пантелеимоновской церкви. – Никак они не могут понять: откуда их брать? Для примера взять хотя бы Летовский приход – несчастнее, мне кажется, в отношении материального обеспечения в данное время нет другого подобного прихода… а только то и делают, что гражданская власть – описывает имущество и зачастую продаёт с молотка, духовная – то и дело грозит строгими репрессиями» (с. 151–152). Завершает монографию параграф «Последние годы существования и закрытие Усть-Медведицкого Преображенского монастыря» (с. 166–180).
Особый интерес вызывает параграф, в котором на основе приходских летописей и следственных дел (с. 138–165) раскрываются трагические события и процессы 1920–1930 гг., а также их восприятие приходским духовенством и прихожанами. «Какая странная ирония судьбы: и советская, и духовная власть только, видимо, одним и заняты – это выколачиванием денег, – сетовал тогда “летописец” Пантелеимоновской церкви. – Никак они не могут понять: откуда их брать? Для примера взять хотя бы Летовский приход – несчастнее, мне кажется, в отношении материального обеспечения в данное время нет другого подобного прихода… а только то и делают, что гражданская власть – описывает имущество и зачастую продаёт с молотка, духовная – то и дело грозит строгими репрессиями» (с. 151–152). Завершает монографию параграф «Последние годы существования и закрытие Усть-Медведицкого Преображенского монастыря» (с. 166–180).
Особый интерес вызывает параграф, в котором на основе приходских летописей и следственных дел (с. 138–165) раскрываются трагические события и процессы 1920–1930 гг., а также их восприятие приходским духовенством и прихожанами. «Какая странная ирония судьбы: и советская, и духовная власть только, видимо, одним и заняты – это выколачиванием денег, – сетовал тогда “летописец” Пантелеимоновской церкви. – Никак они не могут понять: откуда их брать? Для примера взять хотя бы Летовский приход – несчастнее, мне кажется, в отношении материального обеспечения в данное время нет другого подобного прихода… а только то и делают, что гражданская власть – описывает имущество и зачастую продаёт с молотка, духовная – то и дело грозит строгими репрессиями» (с. 151–152). Завершает монографию параграф «Последние годы существования и закрытие Усть-Медведицкого Преображенского монастыря» (с. 166–180).
8
Е.А. Агееву удалось совместить научный анализ исследуемых событий с почти художественным их описанием. Деятелям прошлого он даёт точные характеристики, тонко проникая в их индивидуальную и массовую психологию. Благодаря этому читатель погружается в эпоху, где свирепствовали продотряды, крестьяне спасались от неминуемого голода, укрывая свои скудные запасы, священников допрашивали следователи ОГПУ и т.д. Столь редкий талант будет, безусловно, оценен и специалистами, и широкой аудиторией.
Е.А. Агееву удалось совместить научный анализ исследуемых событий с почти художественным их описанием. Деятелям прошлого он даёт точные характеристики, тонко проникая в их индивидуальную и массовую психологию. Благодаря этому читатель погружается в эпоху, где свирепствовали продотряды, крестьяне спасались от неминуемого голода, укрывая свои скудные запасы, священников допрашивали следователи ОГПУ и т.д. Столь редкий талант будет, безусловно, оценен и специалистами, и широкой аудиторией.
Е.А. Агееву удалось совместить научный анализ исследуемых событий с почти художественным их описанием. Деятелям прошлого он даёт точные характеристики, тонко проникая в их индивидуальную и массовую психологию. Благодаря этому читатель погружается в эпоху, где свирепствовали продотряды, крестьяне спасались от неминуемого голода, укрывая свои скудные запасы, священников допрашивали следователи ОГПУ и т.д. Столь редкий талант будет, безусловно, оценен и специалистами, и широкой аудиторией.
Comments
No posts found
Write a review
Translate
Sign in
Email
Password
Войти
Forgot your password?
Register
Via social network
Comments
No posts found