English
English
en
Русский
ru
About
Journal History
Archive
Contact
Везде
Везде
Author
Title
Text
Keywords
Искать
Home
>
Issue 3
>
Rec. ad op.: Konfessional’naya politika Vremennogo pravital’stva Rossii. Moscow, 2018
Rec. ad op.: Konfessional’naya politika Vremennogo pravital’stva Rossii. Moscow, 2018
Table of contents
Annotation
Estimate
Publication content
References
Comments
Share
Metrics
Rec. ad op.: Konfessional’naya politika Vremennogo pravital’stva Rossii. Moscow, 2018
3
Rec. ad op.: Konfessional’naya politika Vremennogo pravital’stva Rossii. Moscow, 2018
Sergey Leonov
Annotation
PII
S086956870010154-0-1
DOI
10.31857/S086956870010154-0
Publication type
Review
Source material for review
Конфессиональная политика Временного правительства России / Сост., автор предисл. и коммент. М.А. Бабкин. М.: Политическая энциклопедия, 2018. 558 с.
Status
Published
Authors
Sergey Leonov
Send message
Affiliation:
Moscow Pedagogical State University
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Issue 3
Pages
185-187
Abstract
Received
24.03.2020
Date of publication
24.06.2020
Number of purchasers
35
Views
2102
Readers community rating
0.0
(0 votes)
Cite
Download pdf
Download JATS
GOST
Leonov S. Rec. ad op.: Konfessional’naya politika Vremennogo pravital’stva Rossii. Moscow, 2018 // Rossiiskaia istoriia. – 2020. – Issue 3 C. 185-187 . URL: https://roshistras.ru/s086956870010154-0-1/?version_id=13503. DOI: 10.31857/S086956870010154-0
MLA
Leonov, Sergey "Rec. ad op.: Konfessional’naya politika Vremennogo pravital’stva Rossii. Moscow, 2018."
Rossiiskaia istoriia.
3 (2020).:185-187. DOI: 10.31857/S086956870010154-0
APA
Leonov S. (2020). Rec. ad op.: Konfessional’naya politika Vremennogo pravital’stva Rossii. Moscow, 2018.
Rossiiskaia istoriia.
no. 3, pp.185-187 DOI: 10.31857/S086956870010154-0
Publication content
1
На фоне массового издания источников публикация М.А. Бабкина выделяется своей фундаментальностью. Автор впервые в историографии представил обширный комплекс разнообразных документов, раскрывающих формирование вероисповедной политики и затрагивающий, по сути, все важнейшие конфессии страны в короткий, но переломный период – с марта по ноябрь 1917 г. В них прослеживается отношение Временного правительства к Православной Российской Церкви
1
, которой, естественно, отдаётся приоритет (с. 172–259), отделившейся от неё в условиях революции Грузинской Православной Церкви (с. 259–278), к старообрядцам (с. 279–297), католикам и униатам (с. 297–378), армянам (с. 378–383), лютеранам (с. 384–401), мусульманам (с. 416–429), иудеям (с. 429–430) и буддистам (с. 432–438), к сектантам – меннонитам, скопцам, баптистам и евангельским христианам, духоборам (с. 402–416). Книга состоит из введения, археографического предисловия, двух разделов, посвящённых правительственным распоряжениям и замыслам, и 14 приложений, отражающих конфессиональный состав населения в 1897 г., положения вероисповедного законодательства 1906–1918 гг., определения Святейшего Синода и Поместного собора 1917 г. и т.д. Обширный научно-справочный аппарат включает комментарии, списки опубликованных источников, перечни наиболее важных законов и «основных событий» 1917 г., указатель имён и т.д.
1. Как отмечает М.А. Бабкин, до 1943 г. «у “господствующей” в России Церкви не было официального, твёрдо зафиксированного наименования», она называлась «Православная Российская», «Российская Православная», «Всероссийская Православная», «Всероссийская», «Православная», «Российская», «Русская», «Русская Православная», «Российская Православная Кафолическая», «Православная Кафолическая Грекороссийская» и т.д. (с. 10).
На фоне массового издания источников публикация М.А. Бабкина выделяется своей фундаментальностью. Автор впервые в историографии представил обширный комплекс разнообразных документов, раскрывающих формирование вероисповедной политики и затрагивающий, по сути, все важнейшие конфессии страны в короткий, но переломный период – с марта по ноябрь 1917 г. В них прослеживается отношение Временного правительства к Православной Российской Церкви<sup>1</sup>, которой, естественно, отдаётся приоритет (с. 172–259), отделившейся от неё в условиях революции Грузинской Православной Церкви (с. 259–278), к старообрядцам (с. 279–297), католикам и униатам (с. 297–378), армянам (с. 378–383), лютеранам (с. 384–401), мусульманам (с. 416–429), иудеям (с. 429–430) и буддистам (с. 432–438), к сектантам – меннонитам, скопцам, баптистам и евангельским христианам, духоборам (с. 402–416). Книга состоит из введения, археографического предисловия, двух разделов, посвящённых правительственным распоряжениям и замыслам, и 14 приложений, отражающих конфессиональный состав населения в 1897 г., положения вероисповедного законодательства 1906–1918 гг., определения Святейшего Синода и Поместного собора 1917 г. и т.д. Обширный научно-справочный аппарат включает комментарии, списки опубликованных источников, перечни наиболее важных законов и «основных событий» 1917 г., указатель имён и т.д.
На фоне массового издания источников публикация М.А. Бабкина выделяется своей фундаментальностью. Автор впервые в историографии представил обширный комплекс разнообразных документов, раскрывающих формирование вероисповедной политики и затрагивающий, по сути, все важнейшие конфессии страны в короткий, но переломный период – с марта по ноябрь 1917 г. В них прослеживается отношение Временного правительства к Православной Российской Церкви<sup>1</sup>, которой, естественно, отдаётся приоритет (с. 172–259), отделившейся от неё в условиях революции Грузинской Православной Церкви (с. 259–278), к старообрядцам (с. 279–297), католикам и униатам (с. 297–378), армянам (с. 378–383), лютеранам (с. 384–401), мусульманам (с. 416–429), иудеям (с. 429–430) и буддистам (с. 432–438), к сектантам – меннонитам, скопцам, баптистам и евангельским христианам, духоборам (с. 402–416). Книга состоит из введения, археографического предисловия, двух разделов, посвящённых правительственным распоряжениям и замыслам, и 14 приложений, отражающих конфессиональный состав населения в 1897 г., положения вероисповедного законодательства 1906–1918 гг., определения Святейшего Синода и Поместного собора 1917 г. и т.д. Обширный научно-справочный аппарат включает комментарии, списки опубликованных источников, перечни наиболее важных законов и «основных событий» 1917 г., указатель имён и т.д.
1. Как отмечает М.А. Бабкин, до 1943 г. «у “господствующей” в России Церкви не было официального, твёрдо зафиксированного наименования», она называлась «Православная Российская», «Российская Православная», «Всероссийская Православная», «Всероссийская», «Православная», «Российская», «Русская», «Русская Православная», «Российская Православная Кафолическая», «Православная Кафолическая Грекороссийская» и т.д. (с. 10).
2
Материал взят составителем преимущественно из десяти архивных фондов (прежде всего ГА РФ, в меньшей мере – РГИА и РГВИА), а также из периодической печати. Как правило, это нормативные и подзаконные акты, фрагменты делопроизводства Временного правительства, некоторых министерств и их департаментов, комиссий, совещаний – отношения, представления, заключения, проекты и т.п. Всего в сборнике, помимо приложений (как общих, так и к отдельным текстам) 249 документов, из них 154 (62%), публикуются впервые, а 71 не переиздавался с 1917 г. Среди них нет, разумеется, многочисленных прошений и распоряжений о пенсиях, награждениях, сметах, приобретении недвижимости и т.д., но приводятся «типовые» решения, касавшиеся бракоразводных дел, перехода в иное вероисповедание, назначения и увольнения священнослужителей, их права получать светское высшее образование и т.п.
Материал взят составителем преимущественно из десяти архивных фондов (прежде всего ГА РФ, в меньшей мере – РГИА и РГВИА), а также из периодической печати. Как правило, это нормативные и подзаконные акты, фрагменты делопроизводства Временного правительства, некоторых министерств и их департаментов, комиссий, совещаний – отношения, представления, заключения, проекты и т.п. Всего в сборнике, помимо приложений (как общих, так и к отдельным текстам) 249 документов, из них 154 (62%), публикуются впервые, а 71 не переиздавался с 1917 г. Среди них нет, разумеется, многочисленных прошений и распоряжений о пенсиях, награждениях, сметах, приобретении недвижимости и т.д., но приводятся «типовые» решения, касавшиеся бракоразводных дел, перехода в иное вероисповедание, назначения и увольнения священнослужителей, их права получать светское высшее образование и т.п.
Материал взят составителем преимущественно из десяти архивных фондов (прежде всего ГА РФ, в меньшей мере – РГИА и РГВИА), а также из периодической печати. Как правило, это нормативные и подзаконные акты, фрагменты делопроизводства Временного правительства, некоторых министерств и их департаментов, комиссий, совещаний – отношения, представления, заключения, проекты и т.п. Всего в сборнике, помимо приложений (как общих, так и к отдельным текстам) 249 документов, из них 154 (62%), публикуются впервые, а 71 не переиздавался с 1917 г. Среди них нет, разумеется, многочисленных прошений и распоряжений о пенсиях, награждениях, сметах, приобретении недвижимости и т.д., но приводятся «типовые» решения, касавшиеся бракоразводных дел, перехода в иное вероисповедание, назначения и увольнения священнослужителей, их права получать светское высшее образование и т.п.
3
В первом разделе освещены детали и механизмы выработки и осуществления новой конфессиональной политики. Во втором – представлена переписка В.Н. Львова и А.В. Карташёва, а также меры, связанные с разработкой преобразований, организацией приходов, с передачей церковно-приходских школ в учебное ведомство, с обсуждением восстановления автокефалии и последующего отделения Грузинской Православной Церкви, с подготовкой к созыву Поместного собора, эвакуации Министерства вероисповеданий, Святейшего Синода в Москву и т.д. Судя по выявленным Бабкиным документам, Временному правительству буквально недели не хватило для того, чтобы утвердить «Положение о Древле-православной церкви, имеющей Белокриницкую иерархию», которое уравнивало её клириков в правах с духовенством других христианских исповеданий (с. 286–296). Подавляющая часть размещённых в сборнике документов о взаимодействии революционного государства с католиками, армянами, баптистами и евангельскими христианами также ранее не издавалась.
В первом разделе освещены детали и механизмы выработки и осуществления новой конфессиональной политики. Во втором – представлена переписка В.Н. Львова и А.В. Карташёва, а также меры, связанные с разработкой преобразований, организацией приходов, с передачей церковно-приходских школ в учебное ведомство, с обсуждением восстановления автокефалии и последующего отделения Грузинской Православной Церкви, с подготовкой к созыву Поместного собора, эвакуации Министерства вероисповеданий, Святейшего Синода в Москву и т.д. Судя по выявленным Бабкиным документам, Временному правительству буквально недели не хватило для того, чтобы утвердить «Положение о Древле-православной церкви, имеющей Белокриницкую иерархию», которое уравнивало её клириков в правах с духовенством других христианских исповеданий (с. 286–296). Подавляющая часть размещённых в сборнике документов о взаимодействии революционного государства с католиками, армянами, баптистами и евангельскими христианами также ранее не издавалась.
В первом разделе освещены детали и механизмы выработки и осуществления новой конфессиональной политики. Во втором – представлена переписка В.Н. Львова и А.В. Карташёва, а также меры, связанные с разработкой преобразований, организацией приходов, с передачей церковно-приходских школ в учебное ведомство, с обсуждением восстановления автокефалии и последующего отделения Грузинской Православной Церкви, с подготовкой к созыву Поместного собора, эвакуации Министерства вероисповеданий, Святейшего Синода в Москву и т.д. Судя по выявленным Бабкиным документам, Временному правительству буквально недели не хватило для того, чтобы утвердить «Положение о Древле-православной церкви, имеющей Белокриницкую иерархию», которое уравнивало её клириков в правах с духовенством других христианских исповеданий (с. 286–296). Подавляющая часть размещённых в сборнике документов о взаимодействии революционного государства с католиками, армянами, баптистами и евангельскими христианами также ранее не издавалась.
4
В обстоятельном введении поясняются основные положения и термины, используемые автором. В частности, отмечается разница между «инославием», «иноверием» и «единоверием» (с. 45–46), особенности юридического статуса и управления различными конфессиями до и после 1917 г. Особое внимание при этом уделяется Православной Российской Церкви, которая, как известно, в синодальный период являлась тесно интегрированной в административную систему империи, «не имела отдельного правового статуса и, по большому счёту, не была собственником недвижимого имущества: последнее находилось в собственности православно-христианского государства, во главе которого стоял православный император». Её епархии, монастыри, духовные учебные заведения имели лишь ограниченные юридические права, и «на каждую куплю-продажу объектов недвижимости им было необходимо через Святейший Синод испрашивать разрешение императора» (с. 11). Связь Российской империи с православной Церковью Бабкин считает в первую очередь сакральной, а не юридической. При этом «ни одно важное церковное мероприятие не проходило мимо царя. Даже сами определения Св[ятейшего] Синода печатались на бланках, в верхних колонтитулах которых значилось, что они исходят с высоты верховной власти» (с. 13).
В обстоятельном введении поясняются основные положения и термины, используемые автором. В частности, отмечается разница между «инославием», «иноверием» и «единоверием» (с. 45–46), особенности юридического статуса и управления различными конфессиями до и после 1917 г. Особое внимание при этом уделяется Православной Российской Церкви, которая, как известно, в синодальный период являлась тесно интегрированной в административную систему империи, «не имела отдельного правового статуса и, по большому счёту, не была собственником недвижимого имущества: последнее находилось в собственности православно-христианского государства, во главе которого стоял православный император». Её епархии, монастыри, духовные учебные заведения имели лишь ограниченные юридические права, и «на каждую куплю-продажу объектов недвижимости им было необходимо через Святейший Синод испрашивать разрешение императора» (с. 11). Связь Российской империи с православной Церковью Бабкин считает в первую очередь сакральной, а не юридической. При этом «ни одно важное церковное мероприятие не проходило мимо царя. Даже сами определения Св[ятейшего] Синода печатались на бланках, в верхних колонтитулах которых значилось, что они исходят с высоты верховной власти» (с. 13).
В обстоятельном введении поясняются основные положения и термины, используемые автором. В частности, отмечается разница между «инославием», «иноверием» и «единоверием» (с. 45–46), особенности юридического статуса и управления различными конфессиями до и после 1917 г. Особое внимание при этом уделяется Православной Российской Церкви, которая, как известно, в синодальный период являлась тесно интегрированной в административную систему империи, «не имела отдельного правового статуса и, по большому счёту, не была собственником недвижимого имущества: последнее находилось в собственности православно-христианского государства, во главе которого стоял православный император». Её епархии, монастыри, духовные учебные заведения имели лишь ограниченные юридические права, и «на каждую куплю-продажу объектов недвижимости им было необходимо через Святейший Синод испрашивать разрешение императора» (с. 11). Связь Российской империи с православной Церковью Бабкин считает в первую очередь сакральной, а не юридической. При этом «ни одно важное церковное мероприятие не проходило мимо царя. Даже сами определения Св[ятейшего] Синода печатались на бланках, в верхних колонтитулах которых значилось, что они исходят с высоты верховной власти» (с. 13).
5
Как отмечает автор, «неравноправие инославных с православными проявлялось, прежде всего, в правовом статусе религиозных общин и в ограничениях, связанных с прозелитизмом», в запрещении перехода православных в инославие (тогда как обращение инославных в православие поощрялось). «Пропаганда неправославных конфессий была запрещена, – пишет Бабкин. – Юридическое преимущество инославных над иноверцами заключалось в том, что переход из инославных исповеданий в нехристианские был запрещён… Обратный переход был возможен с особого разрешения министра внутренних дел. Браки разрешались православных с инославными (при условии венчания и крещения детей в Православной церкви), но не с иноверцами» (с. 22). Но в целом, по его мнению, «в Российской империи в отношении инославных, сектантов и иноверцев центральными и местными властями проводилась политика невмешательства в их внутрирелигиозную жизнь» (с. 19).
Как отмечает автор, «неравноправие инославных с православными проявлялось, прежде всего, в правовом статусе религиозных общин и в ограничениях, связанных с прозелитизмом», в запрещении перехода православных в инославие (тогда как обращение инославных в православие поощрялось). «Пропаганда неправославных конфессий была запрещена, – пишет Бабкин. – Юридическое преимущество инославных над иноверцами заключалось в том, что переход из инославных исповеданий в нехристианские был запрещён… Обратный переход был возможен с особого разрешения министра внутренних дел. Браки разрешались православных с инославными (при условии венчания и крещения детей в Православной церкви), но не с иноверцами» (с. 22). Но в целом, по его мнению, «в Российской империи в отношении инославных, сектантов и иноверцев центральными и местными властями проводилась политика невмешательства в их внутрирелигиозную жизнь» (с. 19).
Как отмечает автор, «неравноправие инославных с православными проявлялось, прежде всего, в правовом статусе религиозных общин и в ограничениях, связанных с прозелитизмом», в запрещении перехода православных в инославие (тогда как обращение инославных в православие поощрялось). «Пропаганда неправославных конфессий была запрещена, – пишет Бабкин. – Юридическое преимущество инославных над иноверцами заключалось в том, что переход из инославных исповеданий в нехристианские был запрещён… Обратный переход был возможен с особого разрешения министра внутренних дел. Браки разрешались православных с инославными (при условии венчания и крещения детей в Православной церкви), но не с иноверцами» (с. 22). Но в целом, по его мнению, «в Российской империи в отношении инославных, сектантов и иноверцев центральными и местными властями проводилась политика невмешательства в их внутрирелигиозную жизнь» (с. 19).
6
Автор кратко характеризует действия Временного правительства, направленные на постепенное превращение России в светское и правовое государство, начиная с выпущенной 3 марта 1917 г. правительственной декларации, амнистии всем, кто подвергался преследованию за религиозные убеждения, отмены каких-либо вероисповедных ограничений. Затем последовало официальное объявление свободы совести, упразднение должности обер-прокурора Святейшего Синода, создание Министерства исповеданий, определение прав Поместного собора и т.д. Одновременно происходил коренной пересмотр религиозно-гражданского законодательства, менялась структура государственных учреждений, что порою вызывало конфликты новых властей с духовенством и верующими. Иным стало и духовное окормление армии. Составитель выделяет четыре этапа конфессиональной политики Временного правительства и отмечает противоречия между декларированной «внеконфессиональностью» государства, равенством, автономией вероисповеданий и сохранением многих привилегий Православной Российской Церкви, а фактически и её «господствующего» статуса. Временное правительство не только считало себя облечённым в делах церковного управления теми же, по сути, правами, что и императоры, но и действовало схожим образом (с. 38, 39).
Автор кратко характеризует действия Временного правительства, направленные на постепенное превращение России в светское и правовое государство, начиная с выпущенной 3 марта 1917 г. правительственной декларации, амнистии всем, кто подвергался преследованию за религиозные убеждения, отмены каких-либо вероисповедных ограничений. Затем последовало официальное объявление свободы совести, упразднение должности обер-прокурора Святейшего Синода, создание Министерства исповеданий, определение прав Поместного собора и т.д. Одновременно происходил коренной пересмотр религиозно-гражданского законодательства, менялась структура государственных учреждений, что порою вызывало конфликты новых властей с духовенством и верующими. Иным стало и духовное окормление армии. Составитель выделяет четыре этапа конфессиональной политики Временного правительства и отмечает противоречия между декларированной «внеконфессиональностью» государства, равенством, автономией вероисповеданий и сохранением многих привилегий Православной Российской Церкви, а фактически и её «господствующего» статуса. Временное правительство не только считало себя облечённым в делах церковного управления теми же, по сути, правами, что и императоры, но и действовало схожим образом (с. 38, 39).
Автор кратко характеризует действия Временного правительства, направленные на постепенное превращение России в светское и правовое государство, начиная с выпущенной 3 марта 1917 г. правительственной декларации, амнистии всем, кто подвергался преследованию за религиозные убеждения, отмены каких-либо вероисповедных ограничений. Затем последовало официальное объявление свободы совести, упразднение должности обер-прокурора Святейшего Синода, создание Министерства исповеданий, определение прав Поместного собора и т.д. Одновременно происходил коренной пересмотр религиозно-гражданского законодательства, менялась структура государственных учреждений, что порою вызывало конфликты новых властей с духовенством и верующими. Иным стало и духовное окормление армии. Составитель выделяет четыре этапа конфессиональной политики Временного правительства и отмечает противоречия между декларированной «внеконфессиональностью» государства, равенством, автономией вероисповеданий и сохранением многих привилегий Православной Российской Церкви, а фактически и её «господствующего» статуса. Временное правительство не только считало себя облечённым в делах церковного управления теми же, по сути, правами, что и императоры, но и действовало схожим образом (с. 38, 39).
7
Бабкин явно стремился к максимально полному освещению темы. В сборник помещены все относящиеся к ней принципиально значимые документы, обнаруженные составителем в архивных фондах. Однако количество и информативность отложившихся там источников весьма неравномерно отражает положение различных вероисповеданий. В результате даже в совокупности с приведёнными в книге газетными публикациями сведения об иудеях, караимах, меннонитах и ряде других конфессий довольно бедны и отрывочны.
Бабкин явно стремился к максимально полному освещению темы. В сборник помещены все относящиеся к ней принципиально значимые документы, обнаруженные составителем в архивных фондах. Однако количество и информативность отложившихся там источников весьма неравномерно отражает положение различных вероисповеданий. В результате даже в совокупности с приведёнными в книге газетными публикациями сведения об иудеях, караимах, меннонитах и ряде других конфессий довольно бедны и отрывочны.
Бабкин явно стремился к максимально полному освещению темы. В сборник помещены все относящиеся к ней принципиально значимые документы, обнаруженные составителем в архивных фондах. Однако количество и информативность отложившихся там источников весьма неравномерно отражает положение различных вероисповеданий. В результате даже в совокупности с приведёнными в книге газетными публикациями сведения об иудеях, караимах, меннонитах и ряде других конфессий довольно бедны и отрывочны.
8
Старательность автора привела к некоторой избыточности общеисторических комментариев. Он пишет и о предпосылках образования Прогрессивного блока, и о тех или иных политических силах, и даже о такой сомнительной структуре, как Военно-революционный центр (с. 493). При этом отдельные утверждения автора не всегда точны и согласованы друг с другом. Например, во введении говорится о создании Временного правительства 1 марта (с. 20). В действительности, как отмечено в одном из приложений, оно было учреждено и приступило к работе лишь на следующий день (с. 487).
Старательность автора привела к некоторой избыточности общеисторических комментариев. Он пишет и о предпосылках образования Прогрессивного блока, и о тех или иных политических силах, и даже о такой сомнительной структуре, как Военно-революционный центр (с. 493). При этом отдельные утверждения автора не всегда точны и согласованы друг с другом. Например, во введении говорится о создании Временного правительства 1 марта (с. 20). В действительности, как отмечено в одном из приложений, оно было учреждено и приступило к работе лишь на следующий день (с. 487).
Старательность автора привела к некоторой избыточности общеисторических комментариев. Он пишет и о предпосылках образования Прогрессивного блока, и о тех или иных политических силах, и даже о такой сомнительной структуре, как Военно-революционный центр (с. 493). При этом отдельные утверждения автора не всегда точны и согласованы друг с другом. Например, во введении говорится о создании Временного правительства 1 марта (с. 20). В действительности, как отмечено в одном из приложений, оно было учреждено и приступило к работе лишь на следующий день (с. 487).
9
Российская империя, по справедливому замечанию М.А. Бабкина, подобно Византии, представляла собой «единое церковно-политическое тело» (с. 9). Болезненное, противоречивое (и в итоге незавершённое) вычленение из него множества светских государств и целого ряда конфессий до сих пор не получило адекватного отражения в историографии. И рецензируемое издание станет существенным подспорьем для исследователей этих процессов.
Российская империя, по справедливому замечанию М.А. Бабкина, подобно Византии, представляла собой «единое церковно-политическое тело» (с. 9). Болезненное, противоречивое (и в итоге незавершённое) вычленение из него множества светских государств и целого ряда конфессий до сих пор не получило адекватного отражения в историографии. И рецензируемое издание станет существенным подспорьем для исследователей этих процессов.<strong> </strong>
Российская империя, по справедливому замечанию М.А. Бабкина, подобно Византии, представляла собой «единое церковно-политическое тело» (с. 9). Болезненное, противоречивое (и в итоге незавершённое) вычленение из него множества светских государств и целого ряда конфессий до сих пор не получило адекватного отражения в историографии. И рецензируемое издание станет существенным подспорьем для исследователей этих процессов.<strong> </strong>
Comments
No posts found
Write a review
Translate
Sign in
Email
Password
Войти
Forgot your password?
Register
Via social network
Comments
No posts found