RAS Social ScienceГосударство и право Gosudarstvo i pravo

  • ISSN (Print) 1026-9452
  • ISSN (Online) 2713-0398

Rec. ad op.: S.S. Levin. Zhenskiye nagrady Rossiyskoy imperii. Za miloserdiye. Moscow, 2018

PII
S086956870006392-2-1
DOI
10.31857/S086956870006392-2
Publication type
Review
Status
Published
Authors
Volume/ Edition
Volume / Issue 5
Pages
221-224
Abstract

            

Keywords
Date of publication
12.09.2019
Year of publication
2019
Number of purchasers
90
Views
2307

Ордена, медали, нагрудные знаки во все времена служили способом обеспечения лояльности награждаемых. Не были исключением и награды для женщин, рассматриваемые в новой книге старшего научного сотрудника Государственного исторического музея, члена Геральдического совета при президенте Российской Федерации С.С. Левина.

Рецензируемое издание включает в себя предисловие и шесть глав. В первой из них автор рассказывает об истории создания Знака отличия Красного Креста, излагает его устав (ПСЗ-II, № 58217; с. 11–12), указывает общее число награждённых им женщин, описывает материал и вес изготовленных знаков. Вторая глава «Список награждённых знаками отличия Красного Креста (1878–1916)» занимает основной объём книги (с. 14–198). В ней собраны биографические сведения о дамах, удостоенных данной награды. В третьей главе говорится о награждении женщин медалями Российской империи «За усердие», «В память Отечественной войны 1812 г.», «За защиту Севастополя», «В память русско-японской войны», «За спасение погибавших», «За храбрость», «За прививание оспы», а также особыми знаками «Для сестёр милосердия в Крыму», «Для сестёр милосердия Крестовоздвиженской общины в Крыму. 1854–1856 гг.» и медалями Воспитательного дома. В четвёртой главе подробно представлено положение о «Романовском знаке отличия “За труды по сельскому хозяйству”» (с. 225–227), а затем приводятся краткие биографические справки о награждённых им женщинах (с. 228–252). Пятая глава освещает историю создания и правила присуждения «Знака отличия артистов Императорских театров за сценическую деятельность». Левин цитирует письма директора Императорских театров И.А. Всеволожского, а также статут, составленный его преемником кн. С.М. Волконским в 1900 г. Но, к сожалению, при этом даже не упомянут подготовленный тем же кн. Волконским проект преобразования системы почётных званий для артистов1. На цветной вкладке к этой части книги помещены рисунок, утверждённый императором, и лицевая сторона знака, принадлежавшего, по-видимому, Л.В. Собинову и ныне хранящегося в ГИМ (с. 255). Важно отметить, что данный экземпляр отличается от известного по работе С.Б. Патрикеева и А.Д. Бойновича: у Собинова лира покрыта голубой эмалью, тогда как в их каталоге она просто золотая2. Последняя глава охватывает «Подарки из Кабинета его императорского величества». В ней сообщается о структуре женских придворных званий и некоторых дамах, получавших портреты императора, императрицы или их обоих, браслеты, броши, перстни, золотые медали «За усердие» с бриллиантами.

1. См.: Гордеев П.Н. С.М. Волконский и проект реформы системы почётных званий артистов Императорских театров // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 4. История. Регионоведение. Международные отношения. Т. 22. 2017. № 1. С. 53–63.

2. Патрикеев С.Б., Бойнович А.Д. Нагрудные знаки Российской империи. Т. 1. М.; СПб., 1995. С. 342 (№ 14.6).

Особое место занимают в книге цветные вкладки. На них можно увидеть знаки отличия Красного Креста и Российского общества Красного Креста за Русско-турецкую войну 1877–1878 гг., знак Красного Креста, серебряную медаль этой организации за русско-японскую войну, жетоны Елисаветинской и Иверской общин сестёр милосердия, общины Св. Евгении, Третьего Санкт-Петербургского дамского комитета Российского общества Красного Креста в пользу Мариинской больницы, Санкт-Петербургского комитета Красного Креста, Санкт-Петербургского комитета Российского общества Красного Креста для оказания помощи увечным воинам и их семьям, знак Военно-санитарной организации вел. кн. Марии Павловны, знаки отличия «За труды по сельскому хозяйству» трёх степеней и артистов Императорских театров за сценическую деятельность, грамоты и свидетельства о награждении, ряд упомянутых в тексте медалей, проектные рисунки, фотографии и портреты, ценные подарки из царского Кабинета. Качество изображений очень высокое, но отсутствие нумерации рисунков и пагинации вклейки затрудняет цитирование этого материала.

Разумеется, подавляющее большинство этих знаков отличия, не говоря уже о памятных медалях и подарках из императорского Кабинета, не имели ничего специфически «женского», ими награждались и мужчины. Но Левин пишет не столько о самих наградах, сколько о награждённых ими женщинах. По сути, это биографический справочник, дополняющий книгу автора о кавалерственных дамах ордена св. Екатерины и других российских императорских орденов3.

3. Левин С.С. Женские награды Российской империи. М., 2013.

Справочник получился достаточно кратким: громадный материал и энциклопедичность изложения требовали лаконичности. Вследствие этого автор не только пропускает подчас любопытные детали, но и не даёт хотя бы минимального исторического комментария, позволяющего судить о сути тех или иных награждений, иногда не указано даже, за что собственно та или иная дама получила награду. Так, в перечне имён пояснение порою сводится к фразе «жена… губернатора» (с. 156), без уточнения, председательствовала ли она в благотворительном обществе (как, например, П.Н. Демидова (с. 157)), или её связывало с Обществом Красного Креста что-то ещё.

Левин счёл излишним напоминать читателям про известную связь баронессы А.М. Крюденер, во втором браке – гр. Адлерберг (с. 15–16), с гр. А.Х. Бенкендорфом4; про знакомство Ю.Ф. Абазы (с. 14) с П.И. Чайковским и её переписку с Ф.М. Достоевским; о помолвке датской принцессы Дагмар, будущей императрицы Марии Фёдоровны (с. 31), со старшим сыном Александра II – цесаревичем Николаем Александровичем в 1864 г. и т.п. Никак не характеризует он и положение наиболее влиятельных семейств Российской империи последней трети XIX – начала XX в., чьи фамилии встречаются в списках награждённых заметно чаще других (Адлерберги, Шуваловы, Кочубеи, Фредериксы и т.д.). Не умаляя заслуг их представительниц на ниве милосердия, следовало бы, пожалуй, объяснить, почему императоры демонстрировали им особую благосклонность. Кроме того, в справочнике, конечно, вполне допустимо повторение и обобщение чужих текстов, но явные цитаты лучше всё же давать в кавычках. Между тем описание гр. Н.Д. Протасовой (с. 35) почти слово в слово повторяет воспоминания о ней С.М. Загоскина5.

4. Корф М.А. Дневник. Год 1843-й / Публ. И.В. Ружицкой. М., 2004. С. 335–336.

5. Исторический вестник. 1900. Т. 81. С. 420.

Иногда Левин допускает ошибки. Так, в биографии графини Софьи Андреевны Бобринской, урождённой гр. Шуваловой (1829–1912), он правильно указывает имя её мужа – графа Александра Алексеевича Бобринского (1823–1903), но затем называет его «другом» А.С. Пушкина и приписывает ему «пальму первенства в устройстве российских железных дорог» (с. 19). Однако участие в строительстве Царскосельской железной дороги принимал не он, а его отец – граф Алексей Алексеевич Бобринский (1800–1868), женатый на Софье Александровне Самойловой (1797–1866). Видимо, путаница возникла из-за полного совпадения инициалов мужей и жён.

В главе, посвящённой знаку «За труды по сельскому хозяйству» (с. 225), желательно было бы сказать, что он вручался не только за достижения в земледелии или скотоводстве, но и за организацию и популяризацию промыслов – понятие «труды по сельскому хозяйству» в 1913 г. понималось весьма широко. Так, М.Ю. Авинова получила его за попечение о Кадомской школе кружевниц (с. 228), М.И. Гостинцева – за разведение шелкопряда в Астрахани (с. 229), С.А. Давыдова – за публикацию работ о кружевах России (с. 231–232) и т.п. Но, пожалуй, наиболее странно выглядело награждение им члена Абрамцевского кружка художников Н.Я. Давыдовой (с. 230–231).

В результате издание получилось двойственным. В нём, безусловно, собран большой материал, отражающий важную роль женщин в патриархальной Российской империи. В области фалеристики книга удачно дополняет фундаментальный каталог С.Б. Патрикеева и А.Д. Бойновича6. Однако структура книги не вполне удобна для использования. Фамилии награждённых расположены в ней по годам, а не по алфавиту, да и в погодных перечнях алфавитный порядок соблюдается не строго, что существенно затрудняет поиск. Не облегчает его и чересчур краткое оглавление и отсутствие указателей.

6. Патрикеев С.Б., Бойнович А.Д. Нагрудные знаки Российской империи. Т. 1–3. М.; СПб., 1995–2005.

References

  1. 1. Gordeev P.N. S.M. Volkonskij i proekt reformy sistemy pochyotnykh zvanij artistov Imperatorskikh teatrov // Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. 4. Istoriya. Regionovedenie. Mezhdunarodnye otnosheniya. T. 22. 2017. № 1. S. 53–63.
  2. 2. Korf M.A. Dnevnik. God 1843-j / Publ. I.V. Ruzhitskoj. M., 2004. S. 335–336.
  3. 3. Levin S.S. Zhenskie nagrady Rossijskoj imperii. M., 2013.
  4. 4. Patrikeev S.B., Bojnovich A.D. Nagrudnye znaki Rossijskoj imperii. T. 1. M.; SPb., 1995. S. 342 (№ 14.6).
QR
Translate

Индексирование

Scopus

Scopus

Scopus

Crossref

Scopus

Higher Attestation Commission

At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation

Scopus

Scientific Electronic Library