Soviet sociality and the problem of historical reconstruction. Thinking together with Elena Zubkova
Table of contents
Share
QR
Metrics
Soviet sociality and the problem of historical reconstruction. Thinking together with Elena Zubkova
Annotation
PII
S086956870006376-4-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Anna Krylova 
Occupation: Professor
Affiliation: Duke University
Address: USA, Durham
Edition
Pages
31-34
Abstract

           

Received
04.09.2019
Date of publication
12.09.2019
Number of purchasers
90
Views
2625
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite   Download pdf
1 В последние десятилетия, и в особенности после распада СССР, историки и социологи уделяют много времени и сил изучению советского периода российской истории, отмеченного попыткой проложить особенный путь в промышленную модерность XX в. В зависимости от поставленных вопросов или выбранной темы учёные предлагали исследования в рамках хорошо известных, хотя не всегда отчётливо сформулированных, теоретических рубрик: быт, повседневность, консюмеризм, советский человек и, наконец, теоретически самая неопределённая рубрика – собственно советскость. В статье «Советская жизнь как предмет исторической реконструкции» Е.Ю. Зубкова задаётся вопросом: как быть с богатым материалом, собранным в ходе этих исследований? Не пора ли сделать паузу, чтобы разобраться в полученных результатах, оценить аналитическую ценность используемых научных методов и начать работу по синтезу и определению новых направлений исследований? Постановка проблемы очень своевременна.
2 Для того чтобы двигаться дальше, исследовательница предлагает ретроспективный критический обзор пути, который мы, международное сообщество учёных, прошли с тех пор, когда предмет нашего исследования – советский социум – ещё жил и здравствовал. Я остановлюсь в основном на интеллектуальной повестке, намеченной автором на будущее. Центральное место в ней занимает тезис о необходимости поменять аналитические механизмы дальнейшего изучения и обобщения социальной истории «советского», обратившись к разработке того, что Зубкова называет «интегральными моделями». Такой поход, как мне кажется, содержит в себе как многообещающие возможности, так и потенциальные ограничения.
3 Упор в рассуждениях сделан на масштаб исторических исследований: «Необходимо изменить оптику восприятия объекта – от деталей к системе». Историк должен не просто работать с отдельными группами, индивидуумами, поколениями, периодами или проблемами, но решать вопрос о том, как из них складывалась история советского социума со всеми его типичными и меняющимися характеристиками. Такова суть предлагаемого подхода. Его концептуальное преимущество – попытка добиться целенаправленного синтеза разнообразных исследований «советского», – вероятно, окажется весьма существенным.
4 Автор прекрасно понимает, насколько сложно разрабатывать аналитические модели в исторической науке. Сложность и многоплановость социального бытия в его исторической динамике с трудом поддаются модeлированию и вызывают серьёзные сомнения в полезности такого подхода к изучению истории. Именно в ответ на эти опасения Зубкова предлагает «стратегию» интегрального анализа, в которой отправными точками исследования должны служить «множественность пространств, практик и субъектов» советского общества – и в то же время их «одновременность». Учитывая опыт советских и европейских социологов середины XX в., Зубкова предлагает набросок «советской жизни» как «системы перекрещивающихся полей». Такая система позволяет подходить к феномену советской истории без упрощения, рассматривая его многогранные формы: публичные и приватные, потребительские и трудовые, досуговые и образовательные, нормативные и девиантные.
5 Обращаясь к работам Ю.А. Левады, Зубкова показывает, как подобная модель помогает исследователю не забывать о сложности организации любого, даже самого обычного дня в жизни общества и в то же время способствует обобщению материала. По словам Левады, «известно, что ни один человек не живет и не действует только в сфере труда. Очевидно, ни один человек, независимо от профессии, не живет только в сфере юридических или моральных отношений общества, каждый одновременно живет и действует и в сфере производственной, и в сфере нормативной, юридической, моральной, эстетической и т.д.»1. Такие «множественность» и «одновременность», усиленные поколенческим, национальным, гендерным, социальным разнообразием, не только не препятствуют интегральному историческому анализу – они, как утверждает Зубкова, оказываются его условием. При этом бытовое выражение «советская жизнь» превращается в аналитическую категорию–рубрику, определяющую хронологические рамки исследования.
1. Левада Ю.А. Сочинения / Сост. Т.В. Левада. М., 2011. С. 15.
6 Без сомнения, интегральный подход к обобщению наших знаний о советском периоде и дальнейшему изучению истории СССР вызовет немало споров. Такая дискуссия представляется мне неизбежной: выстраивая свою теорию, Зубкова обошла молчанием проблемы, которые потенциально сопутствуют любой попытке применения моделей к истории, какими бы теоретически сложными и продуманными они не были. Я имею в виду то обстоятельство, что разработка интегральной модели – а значит, и синтезирующего анализа – начинается с предположения, что рассматриваемый исторический период уже содержит в себе социальный материал, поддающийся моделированию и объяснению с помощью интегрального мышления.
7 Другими словами, интегральные модели сосредотачивают внимание историка на устоявшихся, действующих формах и структурах социального бытия. За рамками подхода остаются история становления исследуемого феномена и его изменения. То, что предложенная модель предполагает изучение как устойчивых, так и «подвижных, изменчивых» и даже «возникающих спонтанно» форм «бытования советского социума», подчёркивает сложность аналитического подхода Зубковой, но не разрешает указанную проблему. Так, разъясняя свою позицию, автор приписывает изучению «подвижных», «изменчивых» и «возникающих спонтанно» форм бытования «рамочные условия» – минимальные системные ограничения, без которых концепция интегрального моделирования-анализа потеряла бы смысл.
8 Эти рамки, как мне кажется, появляются в статье не случайно. Позволяя углубить изучение «советской жизни» в её устоявшихся формах, они одновременно указывают на серьёзную лакуну: мы пока мало знаем о том, как и зачем понятие «советский» вошло в культурный репертуар «первой страны социализма». Может показаться, что ответ на этот вопрос очевиден. Суммируя наше общее предположение, Зубкова пишет, что «главный субъект советской жизни – советский человек» сформировался к середине 1950-х гг., а «в качестве целевого проекта был задуман раньше». В контексте существующих исследований – как в российской, так и в англо-американской историографии – это утверждение не вызывает возражений, поскольку отсылает исследователя к идеологии «страны Советов», максимализму большевиков и их вере в возможность создания Нового Человека по образу и подобию пролетариата2.
2. В англо-американской историографии такой взгляд на советскую историю давно стал аксиоматичным благодаря ряду концептуальных работ, взявших за основу эту точку зрения. См.: Kotkin S. Magnetic Mountain. Stalinism as Civilization. Berkeley, 1995; Hoffmann D.L. Was there a «Great Retreat» from Soviet Socialism? Stalinist culture reconsidered // Kritika. Explorations in Russian and Eurasian History. Vol. 5. 2004. № 4. P. 651–674; Clark K. Petersburg, Crucible of Cultural Revolution. Cambridge, 1995; Clark K. Moscow, the Fourth Rome. Stalinism, Cosmopolitanism, and the evolution of Soviet Culture, 1931–1941. Cambridge, 2011.
9 Но если обратиться к фундаментальным целям и ценностям построения социалистического общества, декларировавшимся в 1920-х гг., то подразумеваемая связь между проектом большевиков и его реализацией в 1950-х гг. уже не будет казаться очевидной. Как объяснить тот факт (о котором мне уже приходилось писать), что в рамках большевистского дискурса невозможно охарактеризовать воображаемый социалистический строй и Нового Человека как «советские»? Более того, как объяснить то, что понятие «советский» в том виде, в каком историки обнаруживают его в 1950-е гг. – указывающее на качества, свойства и действия людей, живущих на территории Советского Союза, – не только не употреблялось в 1920-х гг., но и не было востребовано обществом? Другими словами, ни партийные работники, ни интеллигенция, ни обыватели не замечали, что не существовало таких выражений и понятий, как «советский человек», «советский характер», «советские ценности», «советская жизнь» и т.д. «Советским характером» не обладал даже рабочий класс3.
3. Подробнее см.: Крылова А. «Советская современность»: Стивен Коткин и парадоксы американской историографии / Пер. с англ. А. Захарова // Неприкосновенный запас. 2016. № 4. С. 118–136; Krylova A. Imagining Socialism in the Soviet Century // Social History. Vol. 42. 2017. № 3. P. 315–341.
10 В центре этой проблемы находится не только история понятия «советский», т.е. то, как оно вошло в обиход, стало частью самоопределения и превратилось в естественное как для современников, так и для историков. Реконструкция этого социокультурного феномена, несомненно, поможет избавиться от концептуального схематизма, недостаточной артикулированности, а зачастую и неопределённости, характерных для работ, посвящённых феномену «советского». Важность этого подчёркнута и в статье Зубковой.
11 Ещё один ряд проблем касается фундаментальных методологических и теоретических вопросов исторической науки, которые можно в целом охарактеризовать как конфликт между исследованиями посредством интегральных моделей и самим историческим процессом, всегда выходящим за рамки любого моделирования. Разумеется, этот конфликт имеет фундаментальный характер и существует во всех социальных науках. Однако особенно остро он чувствуется в истории – дисциплине, которая постулирует в качестве одной из своих специфических задач изучение изменения исторических форм. Другими словами, принимаясь за исследование советского периода, историк уже de facto оказывается вовлечён в междисциплинарную дискуссию о проблемах изучения исторического процесса. От степени активности историков в этой дискуссии зависит, как мне кажется, будущее нашей науки.

References

1. Clark K. Moscow, the Fourth Rome. Stalinism, Cosmopolitanism, and the evolution of Soviet Culture, 1931–1941. Cambridge, 2011.

2. Clark K. Petersburg, Crucible of Cultural Revolution. Cambridge, 1995.

3. Hoffmann D.L. Was there a «Great Retreat» from Soviet Socialism? Stalinist culture reconsidered // Kritika. Explorations in Russian and Eurasian History. Vol. 5. 2004. № 4. P. 651–674.

4. Kotkin S. Magnetic Mountain. Stalinism as Civilization. Berkeley, 1995.

5. Krylova A. Imagining Socialism in the Soviet Century // Social History. Vol. 42. 2017. № 3. P. 315–341.

6. Krylova A. «Sovetskaya sovremennost'»: Stiven Kotkin i paradoksy amerikanskoj istoriografii / Per. s angl. A. Zakharova // Neprikosnovennyj zapas. 2016. № 4. S. 118–136.

7. Levada Yu.A. Sochineniya / Sost. T.V. Levada. M., 2011. S. 15.

Comments

No posts found

Write a review
Translate