- Код статьи
- S086904990000394-5-1
- DOI
- 10.31857/S086904990000394-5
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Номер 5
- Страницы
- 171-179
- Аннотация
В статье анализируются возможности актуализации традиционной культуры в современном полицентричном мире. В центре внимания автора – изучение и осмысление российского опыта, который рассматривается в сравнительно-историческом контексте. Делается вывод, что столкновение двух различных по своему характеру процессов – глобализации и “мятежа исключений” (О. Пас), то есть акцент на своеобразии различных конкретных историко-культурных общностей – порождает кризис идентификации, драму столкновения между “родным” и “вселенским”. Причем этот кризис острее всего проявился на индивидуальном уровне. Автор считает необходимым поиск общей основы для культурного диалога, что особенно актуально в современных условиях, когда все явственнее слышны голоса культур с иным по сравнению с Западом подходом к решению ключевых проблем-противоречий человеческого существования, соотношением веры и рацио, с особой ролью общинного архетипа, доминированием пространства над временем в рамках пространственно-временного континуума культуры, со спецификой отношения “доосевых” (языческо-мифологических) и “осевых” (основанных на мировых религиях) традиций.
- Ключевые слова
- традиция, традиционализм, культура, полицентричный мир, диалог, архаика
- Дата публикации
- 14.10.2018
- Год выхода
- 2018
- Всего подписок
- 10
- Всего просмотров
- 1787
Библиография
- 1. Иванишев Н.Д. (1863) О древних сельских общинах в Юго-Западной России. Киев: б/и.
- 2. Иванов Вяч.Вс., Топоров В.Н. (1981) Древнее славянское право: архаические мифопоэтические основы и источники в свете языка // Формирование раннефеодальных славянских народностей. М.: Наука. С. 10–31.
- 3. Копосов Н.Е. (2001) Как думают историки. М.: Новое литературное обозрение.
- 4. Лосский Н.О. (1990) Характер русского народа. Книга первая. М.: Ключ.
- 5. Малявин В.В. (2015) Евразия и всемирность. М.: РИПОЛ-классик.
- 6. Мильков В.В. (1997) Предисловие // Древняя Русь: пересечение традиций. М.: Научно-издательский центр “Скрипторий”. С. 3–10.
- 7. Рашковский Е.Б. (2008) Смыслы в истории: исследования по истории веры, познания, культуры. М.: Прогресс–Традиция.
- 8. Табачникова О. (2015) Между иллюзией и идеалом: к проблеме “Россия–Запад” // Восток–Запад: диалог культур в пространстве русской словесности. Волгоград: Изд-во ВГСПУ “Перемена”. С. 108–117.
- 9. Топоров В.Н. (1995) Святость и святые в русской духовной культуре. Т. 1. Первый век христианства на Руси. М.: Гнозис; Школа “Языки русской культуры”.
- 10. Трубачев О.Н. (2013) К истокам Руси. Народ и язык. М.: Алгоритм.
- 11. Хазагеров Г.Г. (2002b) Политическая риторика. М.: Никколо-Медиа.
- 12. Хазагеров Г.Г. (2002а) Что слышит слушающий // Отечественные записки. № 6 (http://magazines.russ.ru).
- 13. Чеснов Я.В. (2014) Народная культура. Философско-антропологический подход. М.: “Канон” РООИ “Реабилитация”.
- 14. Шемякин Я.Г. (2015) Права человека: новый взгляд (http://russiancouncil.ru/blogs/riacexperts/2079/).
- 15. Шемякина О.Д. (1994) Эмоциональные преграды во взаимопонимании культурных общностей (заметки историка о межгрупповой враждебности) // Общественные науки и современность. № 4. С. 104–114.
- 16. Paz O. (1986) One Earth, Four or Five Worlds. Reflections on Contemporary History. San Diego, New York, London: Harvest/ HBJ Book.