1 Здесь и далее сведения о сроках настоятельства и занятия кафедр приводятся по фундаментальному справочнику П.М. Строева (Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877).
2 Например, см.: Зимин А.А. Крупная феодальная вотчина и социально-политическая борьба в России (конец XV — XVI в.). М., 1977. С. 309, 311; Алексеев А.И. Иосифляне // Православная энциклопедия (далее — ПЭ). Т. 26. М., 2011. С. 80.
3 Усачев А.С. Когда закончилась «волоколамская гегемония» в Русской церкви XVI в.? // Исторические записки (далее — ИЗ). М., 2014. Вып. 15 (133). С. 151—169.
4 Возможно, единственным исключением из этого правила стала гибель в годы опричнины выходца из Иосифо-Волоколамского монастыря архимандрита рязанского Солотчинского монастыря Исаака Сумина. Восходящую к «Истории» А.М. Курбского версию об убийстве архиепископа Германа во время его конфликта с царём счёл недостаточно убедительной ещё С.Б. Веселовский (Веселовский С.Б. Синодик опальных царя Ивана Грозного как исторический источник // Веселовский С.Б. Исследования по истории опричнины. М., 1963. С. 372). Не усиливают гипотезу о насильственной смерти Германа и имеющиеся данные о представителях рода Полевых в эпоху Грозного. Судя по всему, систематические репрессии против них не проводились (Шокарев С.Ю. Полевы: потомки боярина Александра Поля // История московского боярства XIV—XVII вв.: тезисы докладов и выступлений научной конференции. Ноябрь 1997 г. М., 1997. С. 16—20; Антонов А.В. К родословию Полевых в XVI веке // Русский дипломатарий (далее — РД). Вып. 6. М., 2000. С. 168-178).5 Зимин А.А. Крупная феодальная вотчина. С. 123—126, 309—310; ШтайндорфЛ. Вклады царя Ивана Грозного в Иосифо-Волоколамский монастырь // Древняя Русь. Вопросы медиевистики (далее — ДРВМ). 2002. № 2. С. 90—100.
6 Точно неизвестно, в какой именно обители Евфимий принял постриг. Известно лишь, что он давал вклады в Кирилло-Белозерский монастырь (Опись строений и имущества Кирилло-Бе-лозерского монастыря 1601 г.: комментированное издание / Сост. З.В. Дмитриева, М.Н. Шаро-мазов. СПб., 1998. С. 166). Однако, несмотря на то что выходцы из этой обители в XV—XVII вв. очень часто занимали Ростовскую кафедру, Евфимий, судя по всему, к их числу не принадлежал. Не упоминается он и в Летописце Кирилло-Белозерского монастыря, где есть сведения обо всех игуменах этой обители и связанных с ней архиереях (Ульяновский В.И. Летописец Кирилло-Белозерского монастыря 1604—1617 гг. // Книжные центры Древней Руси: XVII век. Разные аспекты исследования. СПб., 1994. С. 136—137).
7 Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссией. Т. 1. СПб., 1841. С. 410. Неизвестно, к каким последствиям привела челобитная. И ростовский, и рязанский владыки вскоре покинули кафедры. А.А. Зимин полагал, что их насильственно устранили по решению светских властей (Зимин А.А. Крупная феодальная вотчина. С. 315). Подтверждений этому предположению пока неизвестно.
8 Во время зимне-весеннего собора 1554 г. рязанский владыка Кассиан подверг критике иосифлян (Московские соборы на еретиков XVI-го века: Сказание вкратце на соборе на Матвея на Башкина на еретика, и о епископе Касьяне Рязанском // Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских при Московском университете (далее — ЧОИДР). 1847. № 3. С. 1). Суть его критических высказываний до конца неясна. Собор, большинство участников которого составляли иосифляне и близкие к ним лица, рязанского владыку не поддержал. Личное участие царя, для того чтобы «оборонить Пречистой дом», не потребовалось.11 О них подробнее см.: Тихомиров М.Н. Монастырь-вотчинник XVI в. // ИЗ. Т. 3. М., 1938. С. 130-160.
12 Об экономических возможностях Кирилло-Белозерского и Соловецкого монастырей см.: Савич А.А. Соловецкая вотчина XV-XVII веков. Опыт изучения хозяйства и социальных отношений на крайнем Русском Севере в Древней Руси. Пермь, 1927; Дмитриева З.В. Вытные и опис-ные книги Кирилло-Белозерского монастыря XVI-XVII вв. СПб., 2003.
13 Как отметил А.А. Зимин, Иосифо-Волоколамский монастырь даже в период своего расцвета не смог обзавестись земельными владениями, сопоставимыми с землями Троицы. Если последняя в данный период располагала примерно 143 тыс. четвертей пашенной земли (в одном поле), то Волоколамская обитель — лишь примерно 36 тыс. (см.: Зимин А.А. Крупная феодальная вотчина... С. 186). Об экономических возможностях Троицы подробнее см.: Черкасова М.С. Землевладение Троице-Сергиева монастыря в XV—XVI вв. М., 1996; Николаева С.В. Троице-Сергиев монастырь в XVI — начале XVII в.: вклады, вкладчики, состав монашествующей братии. Сергиев Посад, 2009.
14 Зимин А.А. Крупная феодальная вотчина. С. 115—118.15 В литературе к числу иосифлян относят и поставленного на Суздальскую кафедру из архимандритов Спасо-Андронникова монастыря Симеона (Стремоухова) (1509—1515 гг.) (Зимин А.А. Крупная феодальная вотчина. С. 282; Алексеев А.И. и др. Указ. соч. С. 95). Однако отсутствие упоминания имени этого суздальского владыки в перечне Леонида (Протасова) побуждает осторожно отнестись к этому мнению. Связь Симеона с Волоколамской обителью и лично с Иосифом Волоцким несомненна. Однако это ещё прямо не указывает на то, что Симеон — воспитанник данной обители.
16 Их выявление существенно облегчает подготовленный Т. Дайкстра перечень волоколамских иноков 1479—1607 гг. (Дайкстра Т. Иноческие имена в Московской Руси и проблемы идентификации их обладателей (на материале источников Иосифо-Волоколамского монастыря, 1479—1607) // Именослов. Историческая семантика имени. Вып. 2. М., 2007. С. 238—298).
17 Справочник П.М. Строева не содержит сведений о точном времени его пребывания в этой обители. Источником соответствующих сведений выступают иные данные. Подробнее см.: Кузьмин А.В. Вассиан Кошка // ПЭ. Т. 7. М., 2004. С. 265—266.
18 Исходя из имеющихся в нашем распоряжении данных об игуменах этой обители, можно предполагать, что время настоятельства в ней Феогноста относится либо к периоду между 1534—1551 гг., либо ко времени между 1555—1573 гг.
19 Зимин А.А. Крупная феодальная вотчина. С. 155—156 (о Феогносте см.: с. 156, примеч. 307).20 Отдел рукописей Государственного исторического музея (далее — ОР ГИМ), Епархиальное собрание, № 350. Цит. по: Описание рукописей библиотеки Иосифо-Волоколамского монастыря из Епархиального собрания ГИМ / Сост. Т.В. Дианова, Л.М. Костюхина, И.В. Поздеева // Книжные центры Древней Руси. Иосифо-Волоколамский монастырь как центр книжности. Л., 1991. С. 364—365.
21 Книжные центры Древней Руси. Иосифо-Волоколамский монастырь. С. 32.
22 Вероятнее всего, Исаак перешёл в Симонов между 1544 и 1555 гг. В это время архимандритами Симонова являлись волоколамские постриженики — братья Ступишины: Трифон (1544— 1549 гг.) и Алексей (1550—1555 гг.).
23 Вкладная и кормовая книга Московского Симонова монастыря / Подгот. А.И. Алексеев // Вестник церковной истории (далее — ВЦИ). 2006. № 3. С. 51.
24 См.: Русская историческая библиотека, издаваемая Археографическою комиссиею. Т. 2. СПб., 1875. Стб. 976—977 (№ 216); Сметанина С.И. Вотчинные архивы рязанских духовных корпораций XIII — начала XVII века // РД. Вып. 6. М., 2000. С. 272 (№ 130). Возможно, именно об Исааке Сумине идёт речь в синодике опальных, где записан не названный по имени архимандрит Солотчинского монастыря (об этом см.: Скрынников Р.Г. Опричный террор. Л., 1969. С. 88—89; Скрытников Р.Г. Царство террора. СПб., 1992. С. 399—400).25 Наиболее полный (хотя и не исчерпывающий) перечень руководителей Русской Церкви — волоколамских иноков и близких к ним лиц см.: Зимин А.А. Крупная феодальная вотчина. С. 305—310. Историк к числу иосифлян причисляет и лиц, по его мнению, к ним близких. Эти имена в настоящей статье не приводятся.
26 Согласно описям книг Иосифо-Волоколамского монастыря XVI в., в нём хранились либо вложенные, либо каким-то иным образом попавшие в обитель рукописи настоятелей монастырей: калязинского игумена Иоасафа Телицы, игуменов тверского Саввина монастыря Ефрема и Иоасафа, архимандрита неназванного монастыря Филофея, игумена Черленковского монастыря Игнатия, игумена Селижарова монастыря Маркела, игумена волоколамского Ильинского монастыря Гавриила, игумена Николо-Пешношского монастыря Никона, игумена Борисоглебского монастыря Филофея, спировского игумена Афанасия Волочанина, игумена Изосиминско-го монастыря Афанасия (Книжные центры Древней Руси. Иосифо-Волоколамский монастырь. С. 24—99). Конечно, нельзя утверждать, что все они выходцы из Волоколамской обители. Однако нельзя не заметить, что речь, как правило, шла либо о находящихся неподалёку от Волоколамска монастырях (Ильинский, Черленский), либо об обителях, в XVI в. тесно связанных с Иоси-фо-Волоколамским монастырём (Кавельмахер В.В. Никольская церковь в селе Черленкове (неизвестная постройка «осифовских старцев» середины XVI в.) // Материалы творческого отчёта треста «Мособлстройреставрация». М., 1984. С. 69—72).
27 Клосс Б.М. Никоновский свод и русские летописи XVI—XVII вв. М., 1980. С. 81—87.
28 ОР ГИМ, Епархиальное собрание, № 442, л. 775 об.—776.29 Зимин А.А. Краткие летописцы XV—XVI вв. // Исторический архив. Т. 5. М.; Л., 1950. С. 20.
30 Об особой близости иноков Иосифо-Волоколамского монастыря к Казанской кафедре см.: Зимин А.А. Крупная феодальная вотчина... С. 306—307; Липаков Е.В. Иосифо-Волоцкий монастырь и Казанская епархия во второй половине XVI века // Преподобный Иосиф и его обитель: Материалы научно-практической конференции, посвящённой пятилетию обретения святых мощей преподобного Иосифа, 520-летию освящения первого монастырского каменного храма — Успенского собора — и 80-летию со дня рождения митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима. М., 2008. С. 62—66.
31 О нём подробнее см.: Дайкстра Т. Указ. соч. С. 273.
32 Об Иосифо-Волоколамском монастыре как о «воспитательном учреждении с характером современной школы», которое готовило иноков, действовавших «как один человек», см.: Жма-кин В.И. Митрополит Даниил и его сочинения. М., 1881. С. 115—120. О сплочённости волоколамских иноков, спаянных отношениями учеников и учителей, также см.: Dykstra T.E. Russian Monastic Culture: «Josephism» and the Iosifo-Volokolamsk Monastery, 1479-1607. Mtachen, 2006. P. 139-143.
33 Наиболее показательным примером такой «связи поколений» может служить судьба Феодосия и его учеников. В 1531 г. из иноков Иосифо-Волоколамского монастыря он поставлен игуменом новгородского Спасо-Хутынского монастыря, а в 1542 г. занял Новгородскую кафедру. В 1550 г. по не вполне понятным причинам он её покинул и вернулся в Волоколамскую обитель. Здесь он и жил до своей кончины в 1563 г. За эти годы Феодосий подготовил двух учеников — будущего игумена Иосифо-Волоколамского монастыря Евфимия (Туркова) (1575—1587 гг.) и будущего казанского архиепископа Иеремию (1576—1581 гг.). О Феодосии см.: Смирнова Д.Д. Новгородский архиепископ Феодосий — видный постриженик Иосифо-Волоколамского монастыря // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 2016. № 2 (224). С. 66—74.
34 Например, один из самых известных соборных старцев Иосифо-Волоколамского монастыря Герасим (Ленков) после поставления Даниила на Московскую кафедру в 1522 г. лишь на несколько месяцев стал игуменом, уступив это место Нифонту (Кормилицыну). Учитывая то, что Герасим продолжал проживать в Волоколамской обители ещё 37 лет (до 1559 г.), можно думать, что его уход с игуменства конфликтом с братией, скорее всего, не сопровождался (Дайкстра Т. Указ. соч. С. 260).35 Самый известный книжник обители Иосифа первой половины XVI в. — Досифей (Топорков), племянник самого Иосифа и ростовского владыки Вассиана, брат коломенского епископа Вассиана, предпочёл руководству монастырём или кафедрой занятия писательской деятельностью (Кузьмин А.В., Макарий (Веретенников). Вассиан (Топорков) // ПЭ. Т. 7. С. 258—259). Не стал ни игуменом, ни архиереем и едва ли не самый авторитетный волоколамский инок первой трети XVI в. Кассиан Босой (Усачев А.С. Волоколамский инок Кассиан Босой (ок. 1439—1532 гг.) и его современники // ДРВМ. 2012. № 2(48). С. 61—74). Судя по всему, не стремился к высшим постам в церковной иерархии и другой известный волоколамский книжник — Евфимий (Турков). Из его духовной известно, что он стал настоятелем Волоколамской обители лишь под давлением Ивана IV и монастырской братии. Не занимал высоких мест в церковной иерархии и известный книжник Фотий, сосредоточивший свои усилия на книгописной деятельности и подготовке учеников. В то же время нельзя не заметить, что их деятельность, не связанная напрямую с церковным управлением, также способствовала укреплению позиций Иосифо-Волоколамского монастыря. Например, Фотий был наставником будущего настоятеля Возмицкого монастыря Вассиана Кошки, писательская деятельность Досифея (Топоркова) вышла далеко за пределы обители, а авторитет Кассиана, крестившего так долго ожидаемого наследника престола (Ивана IV), на долгие годы связал обитель Иосифа с великокняжеским семейством.
36 Это связано с общеизвестным фактом: значительную часть пострижеников Иосифо-Во-локоламского монастыря составляли лица, принявшие постриг уже в очень зрелом (по меркам Средневековья) возрасте. Очевидно, что далеко не все из них могли пройти многолетнюю подготовку, без которой была немыслима церковная карьера.
37 Т. Дайкстра говорит о 450 «бесспорных» иноках волоколамской обители (Дайкстра Т. Указ. соч. С. 241, примеч. 10). В более ранней работе историк приводил иную цифру — 438 «бесспорных» иноков. Согласно его подсчётам, ещё 155 лиц могли быть монахами этого монастыря (Dykstra T.E. Op. cit. P. 120—121).
38 Бондач А.Г., Желтов М., Ткаченко А.А. Епископ // ПЭ. Т. 18. М., 2008. С. 511, 515—516.39 Клосс Б.М. Избранные труды. Т. 2. М., 2001. С. 359.
40 Достижение очень преклонного возраста даже в монастырской среде в данный период — нечастое явление (Усачев А.С. «Старость глубокая» в XIV—XVI вв.: демографические реалии и их восприятие современниками (на материале письменных источников) // ДРВМ. 2014. № 1 (55). С. 58—68).
41 На факт широкого распространения практики ухода архиереев с кафедр указывает появление не позднее XV в. особого формуляра отреченных грамот. Их, правда, сохранилось немного. Перечень ряда ушедших за «немощью» архиереев в XVI в. см.: Усачев А.С. Был ли конфликт Ивана IV с Рязанской кафедрой в 1569 г.? // Российская история. 2016. № 5. С. 74—75.
42 На то, что уход игуменов вполне обычен для России XVI в., указывает то, что в Симонове монастыре в 1568 г. проживало сразу 6 бывших игуменов разных обителей (Акты феодального землевладения и хозяйства. Л., 1983. № 171. С. 219—220).
43 Кадлубовский А.П. Указ. соч. С. 119—120.
44 Житие преподобного Иосифа Волоколамского, составленное неизвестным: по двум рукописям Собрания П.А. Овчинникова // ЧОИДР. 1903. Кн. 3. С. 14, 17; Житие и пребывание въкратце преподобнаго отца нашего игумена Иосифа, града Волока Ламскаго // Великие Минеи-Четьи. Сентябрь. Дни 1—13. СПб., 1868. Стб. 459.
45Дайкстра Т. Указ. соч. С. 273.
46 Строев П.М. Указ. соч. Стб. 247.47 Подробнее см.: Пономаренко О.Н. О времени пострижения Феодосия Новгородского // Очерки феодальной России. Вып. 11. М.; СПб., 2007. С. 264—272.
48 Акты феодального землевладения и хозяйства XIV—XVI веков (далее — АФЗХ). Ч. 2. М., 1956. № 72. С. 70; Дайкстра Т. Указ. соч. С. 285.
49 Кузьмин А.В., Макарий (Веретенников). Гурий (Черлёного Заболоцкий Григорий Петрович) // ПЭ. Т. 13. М., 2006. С. 483—484.
50 АФЗХ. Ч. 2. № 124. С. 116.
51 Дайкстра Т. Указ. соч. С. 250.
52 АФЗХ. Ч. 2. № 124. С. 116; Дайкстра Т. Указ. соч. С. 285.
53 Из энциклопедической статьи следует, что Гурий принял постриг через несколько лет после смерти Иосифа. См.: Липаков Е.В., Чугреева Н.Н. Гурий (Руготин) // ПЭ. Т. 13. С. 464—465.54 АФЗХ. Ч. 2. № 275. С. 283; Дайкстра Т. Указ. соч. С. 290.
55 АФЗХ. Ч. 2. № 295. С. 303.
56 Там же. № 342. С. 360.
57 Клосс Б.М., Кузьмин А.В. Евфимий (Турков) // ПЭ. Т. 17. М., 2008. С. 420.
58Дайкстра Т. Указ. соч. С. 262.
59 Макарий (Веретенников), Турилов А.А., Флоря Б.Н. Даниил [митрополит Московский и всея Руси] // ПЭ. М., 2006. Т. 14. М., 2006. С. 66.
60 Герберштейн С. Записки о Московии: В 2 т. Т. 1. М., 2008. С. 149.
61 Там же. Т. 2. М., 2008. С. 365.
62 Послания Иосифа Волоцкого. М.; Л., 1959. С. 239—240.
63 Важно отметить, что примерно об одном «стаже» говорят как приведённые выше житийные источники, авторов которых можно заподозрить в стремлении сомкнуть церковную практику с каноном, так и хозяйственные документы.64 Послания Иосифа Волоцкого. С. 239—240.
65 Нечто подобное происходило и в сфере культуры. В эти же годы умерли или отошли от дел писатели, олицетворявшие древнерусскую книжность времени митрополита Макария (см.: Усачев А.С. Некоторые размышления о верхней хронологической границе эпохи митрополита Макария в истории древнерусской книжности // ДРВМ. 2013. № 3(53). С. 136—137).66 Зимин А.А. Краткие летописцы. С. 21, 22.
67 Зимин, обратив внимание на это известие, связал его также с возможными потерями в связи с походом крымского хана на Москву (1571 г.) и счёл возможным говорить об общей убыли иноков в 300 человек (см.: Зимин А.А. Крупная феодальная вотчина. С. 154). Данная цифра представляется сильно завышенной.
68 Зимин А.А. Крупная феодальная вотчина. С. 153—154.
69 Николаева С.В. Указ. соч. С. 87, 88, 98; Голубинский Е.Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра. М., 1892. С. 132—133.
70Дмитриева З.В. Памяти келарей Кирилло-Белозерского монастыря «о поминках и запасах»: 1560—1630-е гг. // ВЦИ. 2014. № 1—2. С. 5—6.
71 ОР РНБ, ф. 717 (Соловецкое собрание), № 766/876, л. 254.
72 Лобакова И.А. «Устав о монастырском платье» 1553 г. — один из неучтённых источников по истории Соловецкого монастыря времён игуменства Филиппа (Колычева) // Книжные центры Древней Руси. Соловецкий монастырь. СПб., 2001. С. 324. Наиболее полный перечень соловецких иноков XVI в. см.: Крушельницкая Е.В., Тутова Т.А. Старцы Соловецкого монастыря XVI в. по упоминаниям в грамотах ризничной коллекции и другим документам // Книжные центры Древней Руси. Соловецкий монастырь. С. 3—145.
73 Шамина И.Н. Из истории вологодских монастырей XVI—XVII века (состав насельников) // Отечественная история. 2003. № 1. С. 143.74 По мнению А.И. Алексеева, численность братии в XVI в. колебалась от нескольких десятков до 150 человек (Алексеев А.И. и др. Указ. соч. С. 95).
75 Зимин, справедливо отмечая пагубность морового поветрия для хозяйственной жизни монастыря, с иными событиями, находящимися в центре нашего внимания, его последствия не связывал (см.: Зимин А.А. Крупная феодальная вотчина. С. 314).
76 Демкова Н.С. Указ. соч. С. 344—347.77 Строев П.М. Указ. соч. Стб. 205.
78 В 1580/81 г. «в мор изомроша» 99 «валаамских старцев и слуг» (цит. по: Шляпкин И.А. Рукописи Валаамского монастыря // Библиограф. 1889. № 10—11. С. 198). О массовой гибели от мора в XVI в. иноков крупнейших обителей, постриженики которых ещё с XV в. замещали большинство кафедр (прежде всего Троице-Сергиева и Кирилло-Белозерского монастырей), известные нам источники не сообщают.
79 Очевидно, что мор сократил число не только потенциальных кандидатов на руководящие посты в Русской Церкви, но и тех, кто их готовил, — опытных и, вероятно, уже немолодых старцев. С этим, по-видимому, и связано то, что из Иосифо-Волоколамского монастыря в последней трети XVI — первой четверти XVII в. не вышел ни один архиерей из поколения постриженных после мора рубежа 1560—1570-х гг. Очевидно, имел место полный разрыв между поколениями.
80 Тверской епископ (архиепископ) Захария (1578—1602 гг.), ростовский архиепископ (митрополит) Варлаам (Рогов) (1587—1603 гг.), вологодский епископ (архиепископ) Иона (Думин) (1588—1603 гг.).
81 Вологодский епископ Антоний (1585—1587 гг.).
82 Коломенский епископ (1581—1586 гг.), ростовский архиепископ (1586 г.), митрополит (патриарх) Московский и всея Руси (1586—1605 гг.) Иов.
83 Новгородского архиепископа (митрополита) Александра (1576—1591 гг.) поставили на кафедру из настоятелей Юрьева монастыря. Известно, что он был учеником Антония Сийского. Однако постриг он принял в одной из новгородских обителей.
84 Тверской епископ Савва (1570—1572 гг.), казанский архиепископ Тихон (1583—1589 гг.).
85 Суздальский епископ Варлаам (1570—1586 гг.).
86 Коломенский епископ Савватий (1570—1571 гг.), суздальский епископ (архиепископ) Иов (1587—1592 гг.).
87 Казанский архиепископ Вассиан (1575 г.).
Комментарии
Сообщения не найдены