1 См., например: Пушкарёва Н.Л. Женская и гендерная история: итоги и перспективы развития в России // Историческая психология и социология истории. 2010. № 2. С. 51—64.
2 Белова А.В. Женская дворянская повседневность в контексте гендерно чувствительной социальной истории // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. История России. 2007. № 2(8). С. 5—14; Кайдаш С.Н. Любовь и долг: женские силуэты русской истории. М., 1990; Пушкарёва Н.Л. Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница (X — начало XIX века). М., 1997.
3 Доржеева В.В. Женщины северной цивилизации. Магадан, 2009.
4 Хаховская Л.Н. Морские зверобои Чукотки в период первоначальных советских реформ // Этнографическое обозрение. 2012. № 6. С. 169.5 Государственный архив Магаданской области (далее - ГА МО), ф. П-355, оп. 4, д. 18а, л. 4.
6 ГА РФ, ф. Р-3977, оп. 1, д. 771, л. 7; д. 819, л. 45; ГА МО, ф. П-22, оп. 1, д. 339, л. 2; д. 2, л. 33.7 Культурная база (культбаза) — комплексная организация, состоявшая из учреждений, задачей которых являлось преобразование жизни и хозяйства северных аборигенов; в её состав входили школа-интернат, больница, Дом туземца, краеведческое бюро, зооветеринарный пункт, собачий питомник и др.
8 ГА МО, ф. П-12, оп. 1, д. 5, л. 158.
9 Там же, д. 4, л. 23; д. 10, л. 2.
10 Там же, ф. П-355, оп. 4, д. 13а, л. 60.11 Характерно, что «первыми лицами» Чукотки — председателями Окружного исполнительного комитета (эту должность всегда занимали аборигены) — до 1961 г. были исключительно мужчины, и лишь затем — женщины (Хаховская Л.Н. Тэгрынкеу: чукотский бунтарь или жертва? // Вопросы истории. 2012. № 8. С. 146).
12 Рухлядь — изделия из мягких материалов (кожи, меха), которые пользовались спросом у пришлого населения: обувь, верхняя одежда, тапочки, коврики и др.
13 Хаховская Л.Н. Морские зверобои Чукотки... С. 174.
14 Торбаса — обувь из меха, снятого с ног оленя (камуса), с подошвой из кожи морского животного (лахтака); ГА МО, ф. П-12, оп. 1, д. 6, л. 36.
15 Там же, ф. П-355, оп. 1, д. 48, л. 21.
16 Там же, д. 37, л. 86.17 Там же, оп. 2, д. 25 об., 45.
18 Правда, произошло это несколько позже — в 1960 г.
19 ГА МО, ф. П-355, оп. 1, д. 34а, л. 15.
20 Чумработница — штатная единица оленеводческой бригады; чукотские оленеводы жили в ярангах, а не в чумах, но по всей стране за образец была взята номенклатура штатного состава колхозов, где трудились оленеводы-коми.
21 ГА МО, ф П-22, оп. 1, д. 531, л. 1.22 О гендерном сдвиге см.: Хаховская Л.Н. Гендерный аспект урбанизации коренных народов Магаданской области // Женщина в российском обществе. 2016. № 3. С. 63—72.
23 Анадырский район Чукотского национального округа (ЧНО).
24 ГА МО, ф. П-22, оп. 1, д. 492, л. 51; д. 531, л. 12.
25 Там же, д. 636, л. 7.
26 Там же, ф. П-355, оп. 2, д. 83, л. 28; ф. П-12, оп. 1, д. 40, л. 32.27 Там же, ф. П-22, оп. 1, д. 531, л. 12.
28 Чукотский район ЧНО.
29 ГА МО, ф. П-22, оп. 1, д. 636, л. 13.
30 Фетисов А. Чукотская культбаза // Советская Чукотка. 1958. 9 мая; Фетисов А. Чаунская культбаза // Там же. 29 августа.31 ГА МО, ф. П-355, оп. 4, д. 14, л. 5.
32 Там же, ф. П-39, оп. 4, д. 11, л. 33, 33 об.
33 Там же, ф. П-22, оп. 1, д. 492, л. 2, 6.
34 Пыпа жира — тюлений или моржовый жир, помещённый в пыг-пыг — снятую чулком шкуру мелкого ластоногого (тюленя).35 ГА МО, ф. П-355, оп. 4, д. 14а, л. 13 об.
36 Там же, л. 14.
37 Там же, ф. П-22, оп. 1, д. 3, л. 155, 156.
38 Там же, ф. П-355, оп. 2, д. 70, л. 15.
39 Там же, ф. П-12, оп. 1, д. 77, л. 72.40 Чаунский район ЧНО.
41 Совхоз «Певек», входивший в систему снабжения Дальстроя.
42 ГА МО, ф. П-355, оп. 2, д. 39, л. 12.
43 Там же, ф. П-22, оп. 1, д. 636, л. 14.
44 Хаховская Л.Н. «Товарищество по жене» как феномен этнической истории чукчей // Этнографическое обозрение. 2016. № 4. С. 91.
45 ГА МО, ф. П-355, оп. 2, д. 39, л. 12.
46 Там же, оп. 4, д. 1а, л. 50.
47 Там же, д. 4, л. 159, 159 об.48 Там же, д. 1а, л. 199.
49 Там же, д. 10, л. 49-50.
50 Там же, д. 23а, л. 4.
51 Там же, оп. 1, д. 56, л. 41.
52 Там же, д. 48, л. 76, 77.
Комментарии
Сообщения не найдены