ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАУЧЕНИЯ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАУЧЕНИЯ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Аннотация
Код статьи
S0205-95920000616-4-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Аннотация
Осуществлен анализ данных, полученных при исследованиях научения в психологии, в том числе в психофизиологии, кросскультурной психологии, а также в культурной и социальной нейронауках. Эти новые данные позволяют выделить направления исследований, в том числе прикладных, развитие которых может быть полезно для разработки методов обучения. К имеющим особое значение для совершенствования методов обучения отнесены закономерности, описывающие: динамику формирования системной специализации нейронов; модификацию ранее сформированной памяти при обучении новому поведению; связь механизмов переноса и интерференции навыков с валентностью эмоций; изменение мозгового обеспечения внешне одного и того же действия на разных этапах научения и консолидации памяти; роль социальных и культуроспецифичных переменных в механизмах научения и др.
Ключевые слова
научение, обучение, мозг, система, образование, культура, социум, развитие, индивидуальный опыт, эмоции, мораль и нравственность.
Классификатор
Дата публикации
01.11.2012
Всего подписок
1
Всего просмотров
498
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Александров И.О. Формирование структуры индивидуального знания. М.: Институт психологии РАН, 2006.
  2. Александров И.О., Максимова Н.Е., Тихомирова И.В., Филиппова Е.В. Соотношение игровых стратегий и компонентов структуры индивидуального знания//Первая российская конференция по когнитивной науке. КГУ, Казань: 2004. С. 11-13.
  3. Александров Ю.И. Психофизиологическое значение активности центральных и периферических нейронов в поведении. М.: Наука, 1989.
  4. Александров Ю.И. Сознание и эмоции//3-й Международный конгресс “Теория деятельности и социальная практика”. М.: Физкультура, образование, наука, 1995. С. 5-6.
  5. Александров Ю.И. Научение и память: традиционный и системный подходы//Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова. 2005. Т. 55. № 6. С. 842-860.
  6. Александров Ю.И. Активный нейрон//Нейрон. Обработка сигналов. Пластичность. Моделирование: Фундаментальное руководство/Е.Н. Соколов, А.М. Черноризов. М.: Изд-во Тюменского государственного ун-та, 2008. C. 33-58.
  7. Александров Ю.И. Эмоция и мораль//Методология и история психологии. 2008. Т. 3. Вып. 7. С. 186-208.
  8. Александров Ю.И. Развитие как дифференциация//Дифференционно-интеграционная теория развития/Под ред. Н.И. Чуприковой. М.: Языки славянских культур, 2011. С. 49-69.
  9. Александров Ю.И. Закономерности актуализации индивидуального опыта и реорганизации его системной структуры: комплексное исследование//Труды ИСА РАН, 2011. T. 61. № 3. С. 3-25.
  10. Александров Ю.И., Александрова Н.Л. Субъективный опыт, культура и социальные представления. М.: Институт психологии РАН, 2009.
  11. Александров Ю.И., Александрова Н.Л. Комплементарность культуроспецифичных типов познания: Теоретические и эмпирические исследования//Вестн. Моск. ун-та. Сер.14. Психология. 2010. № 1. С. 22-35; № 3. С. 18-34.
  12. Александров Ю.И., Александрова Н.Л., Харламенкова Н.Е. Субъективный опыт: личностное и социокультурное//Человек. 2011. № 2. С. 104-113.
  13. Александров Ю.И., Самс М., Лавикайнен Ю., Рейникайнен К., Наатанен Р. Зависимость свойств, связанных с событиями потенциалов от возраста элементов субъективного опыта, актуализируемых при категоризации слов родного и иностранного языков//Психологический журнал. 1997. Т. 18. № 1. С. 133-145.
  14. Александров Ю.И., Сварник О.Е. Принцип отбора в развитии индивида//Когнитивные исследования: проблема развития. Вып. 3. М.: Институт психологии РАН, 2009. С. 77-100.
  15. Александров Ю.И., Созинов А.А., Аверкин Р.Г., Лаукка С. Феномен проактивной интерференции: связь с эмоциями и возможные мозговые основы//Морфофункциональные основы системной деятельности: Труды научного совета по экспериментальной и прикладной физиологии. М., 2007. Т. 14. С. 150-166.
  16. Александров Ю.И., Шевченко Д.Г. Научная школа “Системная психофизиология”//Психологический журнал. 2004. Т. 25. № 6. С. 105-112.
  17. Анохин К.В. Обучение и память в молекулярногенетической перспективе: Двенадцатые сеченовские чтения. М.: Диалог-МГУ, 1996. С. 23-47.
  18. Анохин К.В. Необъясненные феномены в нейробиологии памяти//Тенденции развития современной психологической науки. Ч. 2./Отв. ред.: А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова. М.: Институт психологии РАН, 2007. C. 307-309.
  19. Анохин К.В. Психофизиология и молекулярная генетика мозга//Психофизиология: учебник для вузов/Под ред. Ю.И. Александрова. СПб.: Питер, 2012. С. 385-400.
  20. Анохин К.В., Судаков К.В. Системная организация поведения: новизна как ведущий фактор экспрессии ранних генов в мозге при обучении // Успехи физиологических наук. 1993. Т. 24. № 3. С. 53-70. Анохин П.К. Проблема принятия решения в психологии и физиологии // Вопросы психологии. 1974. № 4. С. 21-29.
  21. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975.
  22. Безденежных Б.Н., Александров Ю.И. Влияние острого введения алкоголя на системную организацию мозгового обеспечения выполнения задачи выбора//Проблемы психологической безопасности/Отв. ред.: А.Л. Журавлев, Н.В. Тарабрина. М.: Институт психологии РАН, 2011. С. 182-204.
  23. Безруких М.М., Мачинская Р.И., Фарбер Д.А. Структурно-функциональная организация развивающегося мозга и формирование познавательной деятельности в онтогенезе ребенка//Физиология человека. 2009. Т. 35. № 6. С. 10-24.
  24. Бодунов М.В., Безденежных Б.Н., Александров Ю.И. Характеристики ответов на тестовые задания психодиагностических методик и структура индивидуального опыта//Психологический журнал. 1996. T. 7. № 4. C. 87-96.
  25. Выготский Л.С. Предисловие к русскому переводу книги Э. Торндайка “Принципы обучения, основанные на психологии”. 2-е. изд. М.: Работник просвещения, 1929. C. 5-24.
  26. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. М.-Л.: Госиздат РФСР, 1930.
  27. Гаврилов В.В., Арутюнова К.Р., Камышова О.Н., Кузина Е.А., Александров Ю.И. Особенности структуры индивидуального опыта при научении одному и тому же поведению разными способами: Материалы IV Всероссийского съезда Российского психологического общества. М., Ростов н/Дону: Кредо, 2007. T. 1. С. 224.
  28. Горкин А.Г. Специализация нейронов в обучении: Автореф. дисс. … канд. психол. н. М., 1988.
  29. Горкин А.Г., Шевченко Д.Г. Различия в активности нейронов лимбической коры при разных стратегиях обучения//Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова. 1995. Т. 45. № 1. С. 90-100.
  30. Знаменская И.И. Обоснование выбора при решении моральных дилемм младшими школьниками//Психология -наука будущего: материалы IV Межд. конф. молодых ученых, 17-18 ноября 2011 г./Под ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко. М.: Институт психологии РАН, 2011. С. 180-183.
  31. Иванова А.А. Исследование долговременной памяти и анализ экспрессии транскрипционных факторов c-fos b zif/268 в мозге мышей в модели пренатального обучения: Дипл. работа. Рук. И.Ю. Зарайская. МГУ им. Ломоносова, биологический факультет. М., 2011.
  32. Колбенева М.Г., Александров Ю.И. Органы чувств, эмоции и прилагательные русского языка. Лингвопсихологический словарь. М.: Языки славянских культур, 2010.
  33. Коул М. Культурно-историческая психология. Наука будущего. М.: Когито-Центр, 1997.
  34. Кузина Е.А., Горкин А.Г., Александров Ю.И. Динамика связи активности отдельных нейронов цингулярной коры с поведением на последовательных этапах консолидации памяти//Российский физиологический журнал. 2004. Т. 90. № 8. С. 113-114.
  35. Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1975.  
  36. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросскультурную психологию. М.: Ключ-С, 1999.
  37. Лекторский В.А. “Альтернативные миры” и проблема непрерывности опыта//Природа научного знания. Логико-методологический аспект. Минск: Изд-во БГУ, 1979. С. 57-105.
  38. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. М.: Академический проект, 2000.
  39. Максимова Н.Е., Александров И.О., Тихомирова И.В., Филиппова Е.В., Фомичева Л.Ф. Структура и актуалгенез субъекта с позиций системно-эволюционного подхода//Психологический журнал. 2004. Т. 25. № 1. С. 17-40.
  40. Максимова Н.Е., Александров И.О., Тихомирова И.В., Филиппова Е.В., Фомичева Л.Ф. Соотношение индивидуально-психологических характеристик с уровнем дифференцированности психологических структур//Четвёртая межд. конф. по когнитивной науке: тезисы докл.: В 2 т. Томск, 22-26 июня 2010 г. Томск: ТГУ, 2010. Т. 2. С. 394-395.
  41. Мачинская Р.И., Соколова Л.С., Крупская Е.В. Формирование функциональной организации коры больших полушарий в покое у детей младшего школьного возраста с различной степенью зрелости регуляторных систем мозга. Сообщение II. Анализ когерентности альфа-ритма ЭЭГ//Физиология человека. 2007. Т. 33. № 2. С. 129-138.
  42. Павлов И.П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга. М.: Изд-во АМН СССР, 1952.
  43. Пономарев Я.А. Психология творения. Избранные психологические труды. М.-Воронеж: Московский социально-психологический институт, 1999. Психофизиология: Учебник для вузов/Под. ред. Ю.И. Александрова. СПб.: Питер, 2012.
  44. Сварник О.Е. Модификации элементов существующего индивидуального опыта при формировании нового навыка//V Съезд Общероссийской общественной организации “Российское психологическое общество”. (М., 14-18 февраля 2012 г.: материалы участников.) М.: Российское психологическое общество, 2012. Т. I. С. 246.
  45. Сварник О.Е., Булава А.И., Фадеева Т.А., Александров Ю.И. Закономерности реорганизации памяти о навыках, сформированных при одно-и многоэтапном обучении//Экспериментальная психология. 2011. Т. 4. № 2. С. 5-14.
  46. Сварник О.Е., Соловьева О.А., Александров Ю.И. Возрастная динамика поведенческих, морфологических и нейрогенетических показателей при обучении//Тезисы межд. конф. “Физиология развития человека”, 22-24 июня 2009. М., 2009. C. 93-94.
  47. Созинов А.А., Казымаев С.А., Гринченко Ю.В., Александров Ю.И. Реорганизация опыта на последовательных этапах научения обусловливает динамику мозгового обеспечения поведения//V Съезд общероссийской общественной организации “Российское психологическое общество”. (М., 14-18 февраля 2012 г.: материалы участников.) М.: Российское психологическое общество, 2012. Т. I. C. 247-248.
  48. Созинова И.М. Решение моральной дилеммы “свой-чужой” детьми 5-11 лет//Психология -наука будущего: материалы IV Межд. конф. молодых ученых, 17-18 ноября 2011 г./Под ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко. М.: Институт психологии РАН, 2011. С. 444-447.
  49. Соловьева О.А. Нейрональное обеспечение новых поведенческих актов у индивидов разного возраста: предварительные итоги//Нейронаука для медицины и психологии: 6-й Межд. междисциплинарный конгресс и инновационные технологии в диагностике и лечении заболеваний нервной системы: школа-семинар. Судак, Крым, Украина, 5-15 июня 2010 г.: Труды конгресса и школы/Под ред. Е.В. Лосевой, Н.А.
  50. Логиновой, В.В. Синельниковой. М.: МАКС Пресс, 2010. С. 276-277.
  51. Соловьева О.А., Горкин А.Г. Особенности формирования и реализации инструментального поведения на разных этапах онтогенеза//Нейронаука для медицины и психологии: 7-й Межд. междисциплинарный конгресс и инновационные технологии в диагностике и лечении заболеваний нервной системы: школа-семинар. Судак, Крым, Украина, 3-13 июня 2011 г.: Труды конгресса и школы/Под ред. Е.В. Лосевой, Н.А. Логиновой. М.: МАКС Пресс, 2011. С. 397-398.
  52. Судаков К.В. Системогенез поведенческого акта//Механизмы деятельности мозга. М.: Госначтехиздат, 1979. С. 88-89.
  53. Торндайк Э. Принципы обучения, основанные на психологии: 2-е. изд. М.: Работник просвещения, 1929.
  54. Фарбер Д.А. Функциональная организация коры больших полушарий при выполнении произвольных движений. Возрастной аспект//Физиол. человека. 2000. Т. 26. № 5. С. 35-43.
  55. Хомская Е.Д. Нейропсихология: 4-е изд. СПб.: Питер, 2005.
  56. Швырков В.Б. Нейрональные механизмы обучения как формирование функциональной системы поведенческого акта//Механизмы системной деятельности мозга. Горький, 1978. С. 147.
  57. Швырков В.Б. Введение в объективную психологию. Нейрональные основы психики: Избр. труды/Под ред. Ю.И. Александрова. М.: Институт психологии РАН, 2006.
  58. Швыркова Н.А. Активность нейронов коры и гиппокампа в обучении//Нейроны в поведении: системные аспекты/Ред. В.Б. Швырков. М.: Наука, 1986. P. 253-269.
  59. Шерстнев В.В. Нейрохимическая характеристика “молчащих” нейронов коры мозга//Доклады АН СССР, 1972. Т. 202. № 6. С. 1473-1476.
  60. Эко У. Пять эссе на темы этики. СПб.: Симпозиум, 2005. Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991.
  61. Александров Ю.И. От эмоций к сознанию//Психология творчества: школа Я.А. Пономарева/Под ред. Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2006. С. 293-328.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести