- Код статьи
- S013216250017383-4-1
- DOI
- 10.31857/S013216250017383-4
- Тип публикации
- Обзор
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Номер 1
- Страницы
- 146-149
- Аннотация
- Ключевые слова
- Дата публикации
- 27.01.2022
- Всего подписок
- 11
- Всего просмотров
- 96
В 2021 г. тридцатилетний юбилей в России отметила социальная работа, отсчитывающая свое начало от 1991 г. как профессия и специальность. Хотя первые социальные работники появились еще в СССР в конце 1980-х гг., именно три десятка лет назад были открыты программы высшего образования и внесена соответствующая позиция в реестр службы занятости России. Сегодня эта профессия отличается многообразием своих форм и методов, теоретических подходов и практических воплощений. Накоплен богатый и разнообразный багаж практик государственных и негосударственных учреждений, а нормативная база и комплекс знаний и умений неоднократно обновлялись.
В последние годы понятийный аппарат, система компетенций и практик социальной работы существенно обогащаются благодаря развитию представлений о социальной заботе. Понятие care в мировой практике относится не только к социальной защите, социальному обслуживанию: в первую очередь оно входит в широчайшую область здравоохранения, health care. Социальная забота, в отличие от социальной работы, включает не только профессиональный уход и другие виды обслуживания, которые осуществляет специально нанятый персонал на дому или в стационарах. Это еще и огромный сегмент неформального труда, который входит в семейно-родственные отношения. Забота, как и социальная работа – это гендерно маркированный труд, мало признаваемый в обществе1. А в эпоху пандемии роль социальной работы и – шире – социальной заботы стала ощущаться особенно остро.
На международной конференции «Темпоральность социальной заботы: история, современность, перспективы», прошедшей 24–25 сентября 2021 г. в Саратовском государственном техническом университете имени Гагарина Ю.А. (СГТУ), обсуждались теоретико-методологические направления, результаты исследований и практики социальной заботы сквозь призму времени. То, что конференция прошла именно в СГТУ, не случайно, ведь именно здесь, тогда еще Политехническом институте, в 1991 г. была открыта новая специальность «Социальная работа», причем одновременно здесь начали свою работу курсы переподготовки специалистов по новой профессии. В техническом университете более трети студентов сегодня учатся по социально-экономическим и гуманитарным направлениям, таких здесь 32 из 108. В этом видится неоспоримый плюс и условие передовой роли вуза в жизни региона, яркая особенность академической культуры, на базе которого выросло уже несколько поколений специалистов и ученых.
Организаторами конференции выступили социологи Научно-образовательного регионального центра мониторинговых исследований (НОРЦМИ). Значимый юбилей университета был тепло встречен академическим сообществом, конференция объединила более 100 выпускников, учеников и последователей научной школы СГТУ, работающих во многих университетах, научных центрах, исследовательских лабораториях и сообществах разных городов России и за рубежом.
Президент Межрегиональной Ассоциации работников социальных служб, член Совета по социальному развитию регионов при Совете Федерации А. Панов в приветственном слове напомнил, что научная школа СГТУ значительно обогатила теорию и методологию социальной науки и занимает особое место в системе социального образования.
В заглавном докладе проф. В. Ярской-Смирновой и проф. Е. Ярской-Смирновой речь шла о темпоральном повороте в исследованиях социальной работы. Представление о многоликости времени и сам язык темпоральности заимствованы из естественных наук, однако, на этапе посттехногенной цивилизации открывается путь к пониманию времени в социальном, историческом форматах, с привлечением аксиологической, ценностной окраски. Диктат абсолютного ньютонианского времени отступил, и сегодня формируется новая теория времени – инклюзивный и реляционный социальный темпорализм – фундаментальная теория, объясняющая институциальные и микросоциальные проблемы сообществ как нелинейных миров. Темпоральный аспект артикулирован в ряде теоретических направлений социально-гуманитарных дисциплин: в первую очередь, в истории, но не только. Анналы социологии, культурологии, философии, социальной и культурной антропологии, психологии богаты примерами исследовательских школ, теоретических моделей, проектов, которые фокусируются на времени. Однако, тематические акценты на социальной политике, социальной работе, проблематике неравенства, контроля и заботы ставят особые задачи перед исследователями социального времени. Авторы остановились на социологической интерпретации времени, приобретающей смысл преобразования, заботы, влияния на жизнь людей не только как ресурса, но и в качестве социокультурного кода социального государства.
Тридцать лет назад социальную работу в России ввели одновременно и как вузовскую программу, и как должность в системе социальных служб. Закономерно, что первыми специалистами по социальной работе стали люди, имеющие совсем другое образование. И им крайне нужны были новые знания, за которыми они и приходили в СГТУ и другие вузы-пионеры. Среди них – Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского. Лидеры социального образования в Нижнем Новгороде – проф. З. Саралиева и С. Судьин в своем докладе раскрыли целый ряд проблем и противоречий заботы о пожилых в эпоху стареющего общества. Они оперировали термином «сверхзабота», понимаемым как искусство создания живых пространств для людей с деменцией.
Возраст – одно из ключевых измерений темпоральности социальной заботы. Проф. Н. Латыпова (НУУ им. М. Улугбека, Узбекиcтан) представила богатую палитру социокультурной деятельности в работе с детьми с ограниченными возможностями, где традиции заботы переплетены с новейшими практиками реабилитации. Трудностям и барьерам, с которыми столкнулись в период пандемии люди с комплексной инвалидностью, а также способам их преодоления в том числе, благодаря социальной работе, посвящался доклад Э. Сумскене (ИССР Вильнюсск. ун-та, Литва).
Инвалидность занимает одно из центральных мест в концепциях и практиках социальной заботы, неслучайно в литературе появилась метафора крип-темпоральности (от англ. crip – калека)2. О том, как люди с инвалидностью принимают вызовы времени пандемии, о глубине страданий и ярких открытиях собственной ресурсности теми, кто привычно воспринимается как объект заботы или даже как тяжелый груз, рассказала Р. Орозова (УЦА, Кыргызстан). Запоминающейся метафорой в ее выступлении стали птицы. Птицы были и до сих пор являются символами солнца, времени, непобедимого духа, святости, души в фольклоре и религиях. Человек с ограниченными возможностями неожиданно для всех и даже для себя открыл в себе предпринимательскую жилку, начал разводить канареек для тех, кто нуждался в звонкой и яркой компании во время самоизоляции. Человек с инвалидностью, символически и физически запертый в четырех стенах во время локдауна, своим поступком проявил заботу о себе и других. Этот пример показывает, что периоды серьезных испытаний пробуждают в отдельных людях и окружающем обществе доселе спящие силы – творчество, одухотворенность, сплоченность, заботу о других, даже малознакомых.
Пандемия – это время изоляции и утрат, а также появления новых акторов, новых вызовов и дискурсов социальной заботы активизации негосударственных и неформальных сетей поддержки и заботы (И. Григорьева, СПбГУ). К осуществлению социальной заботы и социальной работы сегодня подключились и негосударственные организации, которые нередко выступают не только поставщиками услуг, но и драйверами ценностных перемен (Е. Ярская-Смирнова, Ф. Кьярвезио, НИУ ВШЭ; М. Мироновой, УрФУ). Проф. Л. Кук (Ун-т Брауна, США; НИУ ВШЭ) представила широкую картину, как изменяется со временем роль негосударственных организаций в предоставлении социальных услуг в России. Не только темпоральный срез важен в этом анализе, но и пространственный: ведь регионы применяют различные стратегии диверсификации поля социальных услуг, по-разному выстраивая партнерство и конкуренцию различных поставщиков социальных сервисов, привлекая некоммерческие и бизнес-организации на роль партнеров или конкурентов. Потенциал общественных ассоциаций ощущается и в сфере социального образования – здесь симптомами новой темпоральности выступают меняющаяся роль профессиональных объединений, конфликтующие ожидания неолиберальной системы управления высшим образованием и гуманистические идеалы профессионализации социальной заботы (проф. В. Сизикова, РГСУ и О. Аникеева, ФУМО ВО по УГСН «Социология и социальная работа»).
Наиболее разработанным направлением темпорализма является, конечно, история. На карте истории социальной заботы и социальной работы остается много белых пятен. Концептуальные обобщения, выполненные на основе проработки обширного эмпирического материалы, представила проф. Д. Завиржек (Ун-т Любляны, Словения), осветившей перипетии развития социального образования и профессионализации социальной заботы в Словении в эпохальные периоды ХХ в. об истории становления социальной работы как профессии в западных странах и на постсоветском пространстве и проблемах образования в этой области. Исследовательница поставила интригующий вопрос, почему Югославия стала первой социалистической страной, где возродилась профессия социальной работы после перерыва длиной в несколько послевоенных десятилетий. По одной из версий, появившейся на основе изучения архивных материалов, ключевую роль в этом сыграл более мягкий и открытый международным влияниям политический режим.
В докладах пленарной сессии и на секционных заседаниях обсуждались аспекты методологии темпорализма, которая не сводится к традиционно понимаемой истории с ее привычным фреймом разговора о прошлом. На секционных заседаниях обсуждались последствия процессов цифровизации жизни общества (Л. Константинова, ИО РАНХиГС), тенденции развития рынка труда в эпоху пандемии (Ю. Овинова), барьеры социальной мобильности горожан (проф. Д. Зайцев, СГТУ им. Гагарина Ю.А.; А. Ручин, независимый исследователь), сокращение пространства и времени жизненных шансов бездомных (Г. Виноградова, НГТУ), изменения условий и векторов развития практик социальной заботы (С. Григорьева и А. Чернецкая, СГТУ им. Гагарина Ю.А., Саратов), мультитемпоральность культурной реконструкции и забота о памяти прошлых поколений, актуализируемые в социальной работе с молодежью (Н. Божок, СГТУ им. Гагарина Ю.А.; П. Красильников, СГЮА; А. Бодягин, СГЮА).
В осмыслении неравенства и несправедливости в научном и общественном дискурсах обычно применяются пространственные метафоры: барьеры, ограничения, притеснения, дистанция. Если же сфокусироваться на тех видах исключения, которые производятся динамикой социальных преобразований, процессами взросления и старения, биографической ситуацией, темпом, скоростью и ритмами повседневной жизни, исследовательское внимание удастся переключить и сбалансировать. Темпоральность социальной заботы – не только ее история, но и субъектное взаимодействие сообществ и социальных групп, система мер и законов социальной поддержки, политика памяти, реконструкции культуры и переходы от одной научной картины мира к другой. Конференция показала, что в исследованиях социальных проблем, социальной политики и социальной заботы необходимо отрефлексировать темпоральный поворот.