On the History of the Formation of Sociology in the Republic of Belarus
Table of contents
Share
QR
Metrics
On the History of the Formation of Sociology in the Republic of Belarus
Annotation
PII
S013216250015740-7-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Alexander Danilov 
Occupation: Head of Chair of Sociology
Affiliation: Belarusian State University
Address: Republic of Belarus, Minsk
Edition
Pages
119-127
Abstract

The article examines the historical path of sociology in the Republic of Belarus highlighting three stages of the development of sociology at BSU and reveals their content and features. After the restoration of state sovereignty, the range of research is expanding, covering the study of the post-Soviet world transformation, the rooting of the Belarusian statehood, the study of the value orientations of various social groups of the population of the republic, the peculiarities of their socialization and identification. It is concluded that the sociological science at BSU has completed the stage of institutionalization, and nowadays, it is actively developing at the university. The university staff includes well-known specialists who provide highly qualified personnel with competencies to work in conditions of global instability to give an adequate response to the new challenges of the time.

Keywords
Institutionalization of sociology in Republic of Belarus, Belarusian State University, Department of Sociology and Primitive Culture, Problematic Research Laboratory of Sociological Studies, Sector of Applied Sociology, S. Z. Katsenbogen, G.P. Davidyuk
Received
24.11.2021
Date of publication
22.12.2021
Number of purchasers
6
Views
50
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
1

Начало преподавания социологии в Беларуси.

2 Белорусский государственный университет был создан на основании постановления Президиума ЦИК ССРБ от 18 апреля 1921 г. С 30 октября 1921 г. он начал функционировать в составе трех факультетов, включая Факультет общественных наук. Была создана кафедра социологии и первобытной культуры, на всех факультетах было введено чтение курсов по социологии.
3 Время было непростое, всё было в дефиците, семь лет войн почти полностью разрушили промышленность. 1921 год стал годом отхода от военного коммунизма и перехода к нэпу. Решались вопросы государственного устройства и территориального состава Советской Социалистической Республики Беларусь (ССРБ), которая с декабря 1922 г. вошла в СССР как БССР. О том, что представлял собой БГУ в первый год существования, видно из воспоминаний профессора С.Я. Вольфсона: «Белорусский государственный университет родился. Правда, условия его существования в первые месяцы были суровыми. Аудиторию нередко представляла, напряженно слушая лектора, сотенная толпа, которая стояла между четырех стен. Стояли студенты – отсутствовали скамейки, стоял профессор – отсутствовало кресло…» [Максимчик, 2019: 16]. Первым предметом внимания было формирование преподавательского состава. Многие преподаватели приглашались из других регионов.
4 В первый год работы университет столкнулся с нестабильностью государственного финансирования и с хозяйственными проблемами. Обратимся к документам: «…Президиум ЦИК пошел навстречу по поводу выдачи невыплаченного жалования профессорскому и административно-управленческому персоналу, и было предложено Тарифному Совету выдать нам 14 миллиардов. Между тем прошло две недели после этого, а денег мы все еще не имеем. Имеем, правда, резолюцию – выдать деньги, но денег нет, я это подчеркиваю, что в области финансовой Университету чрезвычайно тяжело живется» большинство переданных нам зданий ветхи» [Доклад заместителя Наркомпроса…, 2019: 42]. В том же докладе сообщается о ходе приема студентов: «Как вам известно, к Белорусской Республике (вернее к Белорусскому Университету) прикомандированы ряд губерний: Брянская, Гомельская, Смоленская и Витебская. Оттуда мы получаем много заявлений о приеме. … Большинство подающих прошения – это делегируемые Совпрофбелом или партийными инстанциями и, согласно разверстке, большинство мест до ста представлено профессиональными и партийными организациями» [там же: 42]. А также о проблеме с размещением прибывающих преподавателей. «Профессора уже съезжаются, но мы не имеем возможности их разместить, так как те квартиры, которые были представлены нам номинально, фактически в нашем распоряжении еще не имеются и этот вопрос у нас обстоит очень тяжело» [там же: 42–43].
5 В становлении преподавания социологии в Белорусском университете особо выделяются заслуги С.З. Каценбогена (1889–1946) как организатора. До работы в БГУ С.З. Каценбоген осуществлял государственную и партийную деятельность: с февраля по июль 1920 г. являлся народным комиссаром социального обеспечения Литовско-Белорусской ССР, а с декабря 1920 г. до конца 1921 г. – заместителем народного комиссара просвещения ССРБ. Он вошел в историю БГУ как первый профессор, приглашенный 7 октября 1921 г. на факультет общественных наук читать «социально-экономические дисциплины», удачно сочетал работу ученого и преподавателя с исполнением обязанностей партийного управленца, был введен в состав правления БГУ, стал заместителем ректора, деканом факультета общественных наук, заведующим кафедрой «Социологии и первобытной культуры», читал курс генетической социологии на всех отделениях факультета [Данилов, 2006: 14]. Как заместитель ректора С.З. Каценбоген разделил с первым ректором БГУ В.И. Пичетой огромную ношу ответственности по созданию нового учебного заведения. Социологию он хорошо знал по учебе в учрежденном В.М. Бехтеревым частном Петроградском психоневрологическом институте, в котором М.М. Ковалевский и Де Роберти открыли первую в Российской Империи кафедру социологии. В автобиографии (Минск, 25 декабря 1923 г.) С.З. Каценбоген приводит материал об этом периоде своей жизни: «В начале 1915 г. я поступил на юридический факультет Петрогр. психо-неврологич. инст-та (на III-й курс), окончив его в 1917 г. Живя в Питере изредка, приезжал только для сдачи зачетов. Колесил по России около года, работав по статистике на бакинских нефтяных промыслах. Служил на кожев. заводе «Земсоюза». Все время усиленно изучал полит. экономию, историю первобытн. культуры и социологию» [Память и слава… 2019: 48].
6 Именно благодаря усилиям С.З. Каценбогена социология как предмет исследований и преподавания стала официально оформляться в БГУ в самостоятельную научную дисциплину. Кроме конкретных социологических курсов «общей социологии» и «генетической социологии» С.З. Каценбоген читал курсы «пролетарской революции», «истории революционных движений», «истории социалистической мысли», «истории развития общественных форм» и т.п. [Яновский, Баранова, 2007: 13]. «Значение фигуры видного управленца в государственных делах республики и политическая благонадежность делали интеллектуала-чиновника востребованным в руководстве БГУ. Выполняя решение X Отчетной конференции Центрального Бюро КП(б)Б, где значительное внимание было уделено политическому соответствию состава профессоров и преподавателей первого белорусского университета, с целью усиления марксистской составляющей педагогического процесса в БГУ было предложено С.З. Каценбогену вместе с В.М. Игнатовским и В.Г. Кнориным читать соответствующие учебные курсы. Для создания противовеса В.И. Пичете, как и всей приглашенной «старой» профессуре, заместителями ректора были поставлены преподаватели-партийцы. И первым на эту должность был назначен С.З. Каценбоген» [Максимчик, 2019: 15].
7 Научная и публицистическая деятельность С.З. Каценбогена наиболее ярко проявилась именно в годы работы в БГУ. В это время вышли основные его научные работы, непосредственно связанные с социологией, такие как «Спорные вопросы в учении о происхождении брака и семьи» (1923), «Первобытный человек. Опыт социологического анализа этнографического романа Рене Марана «Батуала» (1923), «Философские и социологические основания марксизма» (1925), «Курс марксистской социологии» (1925), «Марксизм и социология» (1925). Еще до прихода на работу в БГУ С.З. Каценбоген опубликовал в 1920 г. в Минске книгу «Пролетариат и крестьянство (социологический труд)». Данное издание можно считать первым в Беларуси социологическим исследованием с попытками оценить динамику хозяйственной жизни республики с позиции движения рабочей силы.
8

Учебный курс генетической социологии.

9 Курс генетической социологии С.З. Каценбогена представлял собой соединение истории социальных идей с историей развития общественных форм, своеобразный сплав социологической мысли с социальной антропологией. Как следует из его собственного отчета, он включал следующие части и темы:
10 «1. Предмет, задачи, методы и отношение к сопредельным дисциплинам.
11 2. История социологической мысли: Гераклит, Протагор, Платон, Аристотель, Августин Блаженный, Фома Аквинский, Ибн Хальдун, Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Дж. Локк, Б. Спиноза, Дж. Вико.
12 Физиократы: Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, А. Фергюсон, И.Г. Гердер.
13 Предшественники позитивизма: А. Тюрго, А. Кондорсе, К. Сен-Симон, Ж. Ламетри, Д. Дидро, П. Гольбах, К. Гельвеций, Г. Гегель, О. Конт, Г. Спенсер.
14 Органическое направление: П. Лилиенфельд, А. Шеффле, Р. Вормс.
15 Биологическое: О. Аммон, Б. Кидд.
16 Психологическое: Ф. Гиддингс, Л. Уорд, Г. Зиммель, Г. Тард, В.М. Хвостов, П.А. Сорокин.
17 Материалистическое: К. Маркс, Ф. Энгельс, Г. В. Плеханов.
18 3. Основные проблемы генетической социологии: генезис материальной культуры (геология, палеонтология, археология, этнография).
19 Первобытное общество: генезис и эволюция собственности, орда, род, тотемное общество.
20 Генезис и эволюция брака и семьи: воззрение Баховена, Леннана, Моргана, Энгельса, Кунова, Лиэра и др.
21 Генезис религиозных верований: магизм, анимализм, манизм, анимизм, тотемизм, эволюция религии.
22 Основные моменты в генезисе искусства» [Каценбоген, 1923: 241].
23 Как видно из представленного С.З. Каценбогеном перечня тем его учебного курса, изложение истории социологической мысли не было отделено от социальной философии. Хотя его курс нельзя считать в полном смысле теоретико-социологическим, он давал хорошее представление о теоретической социологии. Помимо материалистической концепции общества К. Маркса, Ф. Энгельса и Г.В. Плеханова рассматривались темы из предыстории социологии, основоположники позитивизма, представители биологизма, органицизма и психологизма. В то же время бросается в глаза неполнота разделов по истории социальной и социологической мысли: не нашлось места социалистам-утопистам и предшественникам К. Маркса (за исключением Сен-Симона, скорее всего, они были представлены в читавшемся им же отдельном курсе по истории социалистической мысли), Просвещение не выделено в отдельное направление (некоторые французские просветители фигурируют как физиократы и предшественники позитивизма), совершенно не уделяется внимания ведущим социологам конца XIX – начала XX вв. и основоположникам современной социологической науки, таким как М. Вебер и Э. Дюркгейм.
24

Институционализация социологии в БГУ.

25 В университете был сформирован факультет общественных наук, который, как сообщалось в докладе С.З. Каценбогена, «…делится на отделения: социально-историческое, этнолого-лингвистическое, социальное и правовое. До сих пор у нас в Университете числилось 75 профессоров и преподавателей и 68 человек административно-технического персонала…, теперь, в связи с расширением Университета, увеличивается это число до 134-х профессоров и преподавателей и 91 ассистента ... На Фоне перед нами встала задача укомплектовать достаточный кадр квалифицированных марксистских сил и в этом отношении нам удалось достигнуть чрезвычайно много» [Доклад заместителя Наркомпроса…, 2019: 39–40]. Открытие университета также преследовало цель формирования слоя красной интеллигенции. В своем докладе С.З. Каценбоген информировал членов СНК Белоруссии о том, что «в Университете существует три факультета: рабочий факультет, факультет общественных наук и медицинский факультет. Рабочий факультет насчитывал в своем составе 264 человека, сплошь рабочие и крестьяне. В настоящее время мы, оценивая работу Рабфака, полагаем влить туда свежую струю, которая составит основное ядро этого факультета, ибо должен сказать, что на рабочем факультете пока имеется недостаточный кадр коммунистических преподавателей» [Доклад заместителя Наркомпроса…, 2019: 38].
26 Дух эпохи проявлялся в столкновении разных смыслов жизни с новой революционной целесообразностью, неизбежностью смены вех. Социология тогда воспринималась как наука обновления, наука революции. В России царской, а позже и в России советской власти воспринимали социологию как науку, способную вызвать подрыв установленного в стране общественного строя. М.М. Ковалевский в статье «Социология на Западе и в России», которую опубликовал в самом начале XX в. в сборнике «Новое в социологии», описывает курьезный случай, свидетелем которого он был: «… Мне припомнились слова жандармского полковника, на границе, допрашивавшего меня: "Нет ли у вас книг по социологии? Вы понимаете… в Россию – это невозможно"» [Ковалевский, 1913: 2]. Только ближе к второму десятилетию ХХ в. социология была отчасти признана как научная дисциплина в России и на территории Беларуси, входившей в состав Российской империи. Описанная М.М. Ковалевским ситуация позже повторилась уже в СССР, где жандармских полковников сменили работники идеологических комиссий и чиновники министерства высшего образования, сотрудники Главлита и т.д.
27 Становлению первого в Беларуси университета помогали всем миром. Как заместитель комиссара Наркомпроса БССР С.З. Каценбоген докладывал центральному правительству о ситуации в БГУ: «…библиотека значительно подтянулась. У нас было до ста тысяч томов, в настоящее время библиотека усилилась такими основными библиотеками, как библиотеки Карского и Тихомирова. Затем мы получаем из Москвы, благодаря содействию Государственного Ученого Совета все ныне выходящие на территории РСФСР издания, и таким образом удалось уже получить до 5 тысяч книг, вышедших на территории РСФСР и представляющих крупный интерес. Больше того: нам удалось установить живую связь с заграницей, которой не имело большинство высших учебных заведений. Мы связались с Лейпцигской книжной фирмой «Кюмель» и эта фирма присылает нам много очень редких изданий…» [Доклад заместителя Наркомпроса…, 2019: 40]. «Основное, что нас интересовало к предстоящему учебному году – это организация и изготовление необходимой мебели для аудиторий и лабораторий… к величайшему сожалению, те цены, которые поставил нам Союз деревообделочников за изготовленную мебель, феноменальны… Вопрос о топливе является для нас также одним из основных вопросов. В прошлом году, занятия сильно хромали из-за отсутствия топлива. В этом году… дело обстоит лучше: мы получили 150 пудов торфа, что нас несколько устраивает…» [там же: 41].
28 После революции 1917 г. социология, казалось, обрела все признаки важной и социально значимой науки, однако ее критический «дух» входил в противоречие с основными теоретическими положениями марксизма и идеологическими установками новой власти. Реальная жизнь оказалась намного сложнее намеченных планов. Социология превращалось в зеркало, в которое уже не хотела заглядывать власть. К началу 1930-х гг. окончился начавшийся в 1921 г. первый этап функционирования социологии в БГУ. Была закрыта и кафедра социологии и первобытной культуры в БГУ, из учебных планов были исключили курсы генетической социологии. «Социология скорее была постепенно изжита, «вымыта» из корпуса обществоведения в силу жестких рамок становления идеологии, теории и практики советского строительства; функции социологии передавались марксистско-ленинской философии и другим социально-гуманитарным наукам – экономике, истории, правоведению, этнологии и даже филологии» [Козлова, 2016: 106].
29 Еще задолго до восстановления социологии в правах опальный академик Г.Ф. Александров прочитал в 1956/1957 учебном году курс лекций «История социологических учений» для студентов 4-го и 5-го курсов исторического и юридического факультетов БГУ, а в 1958 г. отдельным изданием вышла его монография «История социологии как наука» [Александров, 1958]. В 1967 г. в БГУ была учреждена Проблемная научно-исследовательская лаборатория социологических исследований (ПНИЛСИ БГУ) [Проблемная..., 2017]. В новой лаборатории стали изучаться проблемы эффективности учебно-воспитательной работы, социология семьи, трудовых коллективов и социального управления. Научно-исследовательская деятельность ПНИЛСИ БГУ развивалась по двум направлениям: 1) крупные исследовательские проекты, разрабатывающиеся на долгосрочной основе; 2) проведение прикладных социологических исследований по заданиям государственных управленческих структур и общественных объединений. Исследования обычно носили оперативный характер, и спектр изучаемых проблем был весьма широк.
30 Профессор Георгий Петрович Давидюк стал первым, кто отважился в университете включить в учебные программы подготовку обучения профессиональных социологов в годы, когда социология еще пребывала под идеологическим запретом. По его инициативе с 1974/75 уч. г. на философском отделении исторического факультета БГУ была открыта специализация по прикладной социологии, а в 1977 г. состоялся первый выпуск специалистов по этой специальности, распределявшихся на промышленные предприятия в качестве заводских социологов.
31 Интересен опыт работы сектора прикладной социологии при кафедре философии гуманитарных факультетов БГУ, который был создан Г.П. Давидюком и начал функционировать в 1974 г. «С первых дней моей работы в БГУ ректор университета В.М. Сикорский ежегодно выделял неограниченный лимит на ведение хоздоговорных социологических исследований. Для проведения этих исследований уже в 1974 г. при кафедре был создан сектор прикладной социологии, научным руководителем сектора был назначен профессор Г.П. Давидюк, заведующим сектором – доцент И.Я. Писаренко, затем последовательно сектором руководили кандидаты наук: С.А. Шавель, Д.Г. Ротман. Количество заявок от предприятий на проведение хоздоговорных исследований каждый год возрастало. К 1980-м годам сектор проводит уже исследования на девяти крупнейших заводах Белоруссии, в том числе на таких промышленных гигантах, как Могилевское ПО «Химволокно», Оршанский льнокомбинат. Годовая сумма выполняемых работ – 300 тыс. рублей. Ответственными исполнителями на этих предприятиях работали в то время доценты кафедры А.Н. Елсуков, И.Я. Писаренко, старшие научные сотрудники С.А. Шавель, Г.Н. Соколова, Д.Г. Ротман, А.И. Левко, А.П. Кацева, К.Г. Лапич и др. Полевые исследования на предприятиях проводили 68 человек, в том числе 47 научных сотрудников и 21 преподаватель и аспирант, среди последних были Л.Г. Титаренко и С.В. Лапина, ставшие впоследствии докторами социологических наук, профессорами» [Давидюк 2008: 97]. В 1960–1970-е годы по примеру БГУ стали создаваться социологические структуры во всех ведущих вузах республики.
32 В начале 1980-х гг. в аспирантуре на кафедре философии по специальности «Прикладная социология» обучалось около двадцати аспирантов. За этой лаконичной информацией скрывается противостояние белорусских ученых с министерским начальством. Впоследствии Г.П. Давидюк вспоминал: «… наше хорошее начало по подготовке социологов в университетских аудиториях было остановлено диктаторским повелением «сверху». В 1978 г. советская делегация высшей школы выезжала в ГДР на совещание заведующих кафедрами общественных наук университетов Варшавского договора. От Белоруссии в делегацию входил я. На совещании-инструктаже перед отъездом в Министерстве высшего образования СССР заместитель Министра этого Министерства, он же – руководитель делегации Н.И. Мохов попросил каждого из членов делегации (нас было 19 человек) доложить, кто в какой секции будет работать и о чем будет говорить. Когда очередь дошла до меня, я сказал, что буду работать в секции социологии, собираюсь рассказать, как на философском отделении БГУ готовят социологов, какие проводятся социологические исследования и как эта работа увязывается с учебным процессом, Н.И. Мохов мгновенно вскочил и стал озлобленно кричать: «У нас нет социологии. Кто вам разрешил вести подготовку социологов в университете?» Я спокойно ответил, что учебный план для такой подготовки нам утвердил первый заместитель Министра высшего образования СССР Н.Ф. Краснов. У нас уже состоялось два выпуска специалистов, в дипломах которых записано «профессия – прикладной социолог». Н.И. Мохов пообещал разобраться в этом деле. Через год в БГУ «нагрянула» министерская инспекторская проверка. Инспекция признала неправильной нашу запись в дипломе и предписала впредь делать такую запись: «профессия – преподаватель общественных наук». Так мы и делали до 1988 г., пока не признали социологию самостоятельной наукой и не открыли 12 социологических факультетов и отделений в университетах СССР, в том числе и отделение в БГУ» [Давидюк, 2008: 96].
33 К новому руководству страны понимание значения социологии пришло поздно, когда уже ничего не могло спасти развал СССР и советского строя. Однако, может быть в качестве покаяния, они успели в 1988 г. принять решение об открытии социологических факультетов и отделений в ведущих университетах СССР. В Беларуси остро ощущалась потребность в новых знаниях, реально отражающих социальные процессы и противоречия, новые теории прогнозирования и управления обществом. Вполне закономерно, что БГУ стоял у истоков этого процесса. «Социологические группы сложились в Белорусском политехническом институте, Сельскохозяйственной академии, Брестском пединституте, к 1980-м годам такие группы функционировали во всех ведущих вузах республики» [Давидюк, 2008: 94] Существовавшие к середине 1980-х социологические подразделения были малочисленны, испытывали острую нехватку квалифицированных кадров, организационные трудности начального периода. Но еще в 1979 г. в издательстве «Вышэйшая школа», в Минске он выпустил в свет один из первых учебников нового поколения «Прикладная социология». Именно в этом учебнике Г.П. Давидюк сформулировал свое представление о функциях социологии, ее основных категориях, законах, которые были использованы шедшими за ним более молодыми исследователями. Эта книга примечательна еще двумя чертами: во-первых, в ней была сделана едва ли не первая попытка дать очерк современной советской социологии – ее трудов и их авторов за 1960-70-е годы, и во-вторых, сформулированы предложения и размышления, как построить учебный процесс (на примере Белорусского университета) [Тощенко, 1998: 3]. И далее: «Опыт обобщения теоретических поисков и прикладных исследований стал основой для еще одного крупного достижения белорусских социологов: под редакцией Г.П. Давидюка (составители А.Н. Елсуков, К.В. Шульга) в 1984 г. вышел в свет «Словарь прикладной социологии» (Минск: Университетское, 1984; повторно он переиздан в 1991 г.). По сути дела, это был первый советский социологический словарь, вышедший в свет после официального признания социологии. Этот словарь появился раньше аналогичных изданий в Москве и Киеве и был сразу признан социологическим сообществом, стал помощником для тех, кто ориентировался на стезю социологии, пытался реализовать на практике конкретные социологические исследования, создавать первые учебные курсы по социологии» [Тощенко, 1998: 3].
34 В 1989 г. в БГУ открывается отделение социологии и кафедра социологии (первый зав. кафедрой – профессор А.Н. Елсуков) [Кафедра социологии…2014]. В момент открытия на кафедре помимо А.Н. Елсукова, работали доценты В.Л. Абушенко, Л.П. Лимаренко, И.Я. Писаренко, докторант – Л.Г. Титаренко. По мере развития отделения социологии, штат сотрудников кафедры увеличивался. На кафедре в разные годы работали Г.П. Давидюк, Е.М. Бабосов, П.П. Украинец, Л.А. Гуцаленко, Г.Н. Соколова, С.Н. Бурова, А.И. Левко, О.Т. Манаев, Л.Г. Новикова, О.В. Терещенко и др. В настоящее время кафедра социологии располагает высоким научным потенциалом, обеспечивается преемственность.
35 Менялось время, которое требовало новых форм организации. В этот период стали активно развиваться международные связи, появились первые негосударственные исследовательские структуры. Здесь следует отметить активность Д.Г. Ротмана, С.Н. Буровой, О.Т. Манаева, А.П. Лимаренко, Ж.М. Грищенко, Л.Г. Титаренко и др. Несмотря на усилия профессора С.Д. Лаптенка и перевод ПНИЛСИ на новый философско-экономический факультет, лаборатория медленно увядала.
36

В суверенной Беларуси.

37 После распада СССР в 1991 г. Республика Беларусь обрела государственный суверенитет. Начался третий этап развитие социологии в БГУ. После некоторой растерянности, ухода части социологов в коммерческие структуры, социологи БГУ активно включились в исследование новых проблем жизни белорусского общества. Они значительно расширили объем исследований, связанных с процессами трансформации постсоветского мира, укоренением белорусской государственности, изменением ценностных ориентаций различных социальных групп населения республики, особенности их социализации, идентификации.
38 В конце 1996 г. по инициативе Д.Г. Ротмана в БГУ создается Центр социологических и политических исследований, который со временем превратился в известную в мире исследовательскую структуру. С 1997 г. издается научно-теоретический «Журнал БГУ. Социология», с 2000 г. начинает функционировать Белорусское общественное объединение «Социологическое общество», открывается филиал кафедры в Институте социологии НАН Беларуси. В этот период усиливается интерес к исследованию социальных трансформаций белорусского общества, ценностных ориентаций социальных групп населения, возрастает интерес к проблемам роста политической активности населения, изучению стратификации и демографических характеристик меняющегося общества под воздействием социальных, экономических, социально-психологических факторов. Всегда в поле внимания университетских социологов была разработка различных аспектов социального развития молодежи. Для этого периода стала характерной активизация междисциплинарных масштабных исследований актуальных проблем. Впервые социологи БГУ начали проводить электоральные исследования, связанные с выборами на съезд народных депутатов СССР (1989) и депутатов Верховного Совета БССР (1990).
39 В начале 1990-х годов в экономической социологии и социологии труда произошел резкий тематический сдвиг исследований. Среди новых проблем, которые активно изучаются социологами – трудовые конфликты и забастовочное движение рабочих, экономическая преступность и ее социальные последствия, многообразие форм собственности, проблемы занятости и безработица, переход к рыночным отношениям, предпринимательство, приватизация. Проблематика экономической социологии и социологии труда все больше взаимодействует с социальной экологией, социологией катастроф и экстремальных ситуаций, что особенно актуально для Республики Беларусь, пострадавшей от аварии на Чернобыльской АЭС. Переход к рыночным отношениям не только обнажил прежние, но и обусловил возникновение новых проблем социологии семьи и демографии.
40 Социологи БГУ вместе с представителями других специальностей, с учеными Национальной академии наук взялись за разработку трансформационных характеристик функционирования науки в контексте глобальных социальных и социокультурных вызовов, развития новой инновационной системы, обеспечивающей технологический прогресс, ее непосредственной зависимости от состояния экономики, создания рынка новых технологий, кадрового потенциала. В БГУ изучали актуальные проблемы университетского образования, формирование общественно-политической активности студенчества, эволюции национальной системы образования, ее социально-культурные особенности, что нашло применение при выработке концептуальных основ развития системы образования в условиях системной трансформации общества.
41 В области социологии культуры, традиционном для университетских социологов научном направлении, на первый план вышли исследования проблем развития белорусской нации, социодинамики культуры в ее национальных традициях и особенностях в контексте взаимодействия со становлением и проявлениями специфически белорусского менталитета и национального своеобразия, национального самосознания белорусского народа. Социологи стали больше изучать проблемы культурной идентичности и самоопределения, межнациональные отношения в условиях становления суверенитета, проблемы региональной политики, местного самоуправления.
42

Заключение.

43 В настоящее время «социология стала одним из главных источников получения знания о современном обществе, процессах, протекающих в нем, о человеке, его социальном самочувствии» [Данилов, 2019: 12]. Традиции, заложенные в первые годы работы БГУ, со временем, конечно же, трансформировались, отвечая на вызовы времени, при этом оставались своеобразными маяками развития. Время дополняло их новым опытом, обновляло содержание, что-то устаревало и уходило в историю, тем самым обогащая опыт и создавая условия преодоления препятствий на историческом пути. Академичность образовательного процесса, практико-ориентированный характер исследований, подготовка кадров для нужд страны стали визитной карточкой БГУ. Накопленный опыт и позволяет университету все эти годы оставаться флагманом белорусской науки и образования.

References

1. Aleksandrov G.F. (1958) The History of Sociology as a Science. Minsk: BGU. (In Russ.)

2. Danilov A.N. (2019) Institutionalization of Professional Sociological Education in Belarus: Origins and Prospects. Zhurnal Belorusskogo gosudarstvennogo universiteta. Sociologiya [Journal of the Belarusian State University. Sociology]. No. 2: 4–13. (In Russ.)

3. Danilov A.N., ed. (2017) Problematic Research Laboratory of Sociological Research of the Belarusian State University (PNILSI BSU): to the 50th anniversary of the establishment. Minsk: BGU. (In Russ.)

4. Danilov N.A., ed. (2014) Department of Sociology, BSU: History and Modernity. To the 25th Anniversary of the Establishment. Minsk: BGU. (In Russ.)

5. Davidiuk G.P. (2008) Sociology was Born in Agony and Suffering. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological Studies]. No. 6: 93–99. (In Russ.)

6. Katsenbogen S.Z. (1923) Belarusian State University for 1922-23 Academic Year (Results and Prospects). Trudy BGU [The works of BSU]. No. 4–5: 231–281. (In Russ.)

7. Kovalevsky M.M. (2001) Sociology in the West and in Russia. Zhurnal sotsiologii i sotsialnoy antropologii [Journal of Sociology and Social Anthropology]. No. 3: 25–30. (In Russ.)

8. Kozlova L.A. (2016) Post-Revolutionary Russian Sociology: a failed attempt of sovietization. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological Studies]. No. 12: 105–113. (In Russ.)

9. Maksimchik A.N. (2017) Little Known Pages of Biography and Activities of Professor S. Z. Katsenbogen (1889–1946). Zhurnal Belorusskogo gosudarstvennogo universiteta. Sociologiya [Journal of the Belarusian State University. Sociology]. No. 2: 65–86. (In Russ.)

10. Maksimchik A.N. (2019) Scientist, teacher, organizer and head of the Soviet higher school. In: A.G. Kokhanovsky, O.O. Yanovsky, A. N. Danilov (eds); A.N. Maksimchik (comp.) Memory and Glory: Solomon Zakharovich Katsenbogen. To the 130th anniversary of the birth. Minsk: BGU: 9–31.

11. Report of the Deputy People's Commissariat for Education of the SSRB S.Z. Katzenbogen on the state and problems of the Belarusian State University at a meeting of the Council of People's Commissars of Belarus in the framework of the discussion of the issue of the activities and work plan of the People's Commissariat for Education of the SSRB. Minsk. August 25, 1922. In: Memory and Glory: Solomon Zakharovich Katzenbogen. To the 130th Anniversary of His Birth. A.G. Kokhanovsky, O.O. Yanovsky, A. N. Danilov (eds); A.N. Maksimchik (comp.). Minsk: BGU, 2019.

12. Shavel S.A. (2010) Public Mission of Sociology. Minsk: Belaruskaya navuka. (In Russ.)

13. Toshchenko Z. (2008) Belarus: time of hopes. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological Studies]. No. 6: 3–4. (In Russ.)

14. Yanovsky О.А., Baranova Е.V. (2007) The Origins of University Sociology in Belarus: Archival Materials and Reflections of Historians. Sotsiologiya [Sociology]. No. 4: 10–20. (In Russ.)

Comments

No posts found

Write a review
Translate