Sociology in Singapore, 1960–1990s: Sociologist's “Double Mandate”
Table of contents
Share
QR
Metrics
Sociology in Singapore, 1960–1990s: Sociologist's “Double Mandate”
Annotation
PII
S013216250015561-0-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Liudmila Veselova 
Occupation: Assoc. Prof.
Affiliation: National Research University Higher School of Economics (St. Petersburg)
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Liubov A. Lebedintseva
Occupation: Assoc. Prof.
Affiliation: St. Petersburg State University
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Pavel P. Deriugin
Occupation: Prof.
Affiliation:
St. Petersburg Electrotechnical University "LETI"
St. Petersburg State University
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Edition
Pages
128-139
Abstract

The article reviews the sociology of Singapore, mainly its history and main directions of the formation – structural, institutional and cultural. Based on the analysis of publications, it presents period of emergence and development of sociology till the end of the 1990th, the exogenous nature of sociology, features of its institutionalization, the international character of emerging sociology. Connections with anthropology as a basic foundation are stated, as well as relations of the sociology in Singapore with European and American sociology, and with specific empirical studies of the islanders' community. The analysis of main directions of work of Singaporean sociologists relates to development of theory, methodology and methods of sociological research; an overview is offered of the current social space of sociological research, as well as directions of research results implementation. Conclusions are drawn about the cognitive significance of Singaporean sociology for analyzing trends in the developing world sociological science and about the unity of theory and practice in the activities of Singaporean sociologists as a double mandate of their efforts.

Keywords
Singapore, history of sociology; the exogenous nature of sociology; directions of sociological research; structural, institutional and cultural foundations of sociology
Acknowledgment
The study was supported by the RFBR in the framework of the scientific project no. 19-29-07443/19.
Received
24.11.2021
Date of publication
22.12.2021
Number of purchasers
6
Views
35
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
1

Социология в Сингапуре: начало истории.

2 Ранние упоминания о социально-антропологических исследованиях в Сингапуре относятся к 1950-м гг., когда несколько зарубежных исследователей-антропологов провели эмпирические исследования китайских и малайских общин на предмет изучения их обычаев и принципов родства. Среди исследователей был М. Фридман, впоследствии профессор социальной антропологии в Оксфордском университете. Собственно социология, по мнению исследователя Сингапура Дж. Бенджамина, берет начало – самостоятельной области науки – с 1965 г., когда на факультете искусств и социальных наук в Сингапурском Университете была создана первая полноценная кафедра (департамент) социологии [Benjamin, 1996].
3 Профессором-основателем кафедры был Мюррей Гроувс (Murray Groves), австралийский социальный антрополог, который заложил традиции методологической строгости исследований. На три курса было зачислено 150 студентов, и, несмотря на то, что впоследствии смогли нанять ряд преподавателей, долгое время департамент был укомплектован наполовину. Одной из проблем, мешавших обучению, было отсутствие социологического материала о Малайзии и Сингапуре. Проведя исследования силами сотрудников кафедры, Риаз Хасан (Riaz Hassan) и Джозеф Тэмни (Joseph Tamney) написали и издали книгу «Analysis of an Asian Society: Singapore». Социологическое общество студентов начало выпускать «Социологический журнал Юго-Восточной Азии». Несмотря на то что напечатано было три выпуска, он стал предшественником современного «Журнала социальных наук Юго-Восточной Азии» (Southeast Asian Journal of Social Science), который базируется в Департаменте и издается Times Academic Press1. Первая учебная дисциплина «Социальные исследования» преподавалась в двух университетах страны, в Наньянском (NU) и Сингапурском (SU)2.
1. History of Department of Sociology// National University of Singapore. URL: >>>> (дата обращения: 15.06.2021).

2. Эти университеты объединены в Национальный университет Сингапура (NUS) в 1980 г.
4 Первым годом подготовки социологов стал 1966-й, когда в университетах предлагалось три курса по базовой социологии и антропологии. Тридцать последующих лет (1965–1995) социология как учебная дисциплина неуклонно росла количественно и качественно.
5 В 1967 г. в обоих университетах начал преподавать впоследствии всемирно известный социолог с голландским образованием Сайед Хусейн Алатас, проработавший здесь до 1988 г. Его усилиями социологическое направление в преподавании и исследованиях (т.н. малазийские исследования) приобрело отчетливо самостоятельное значение для Сингапура [Khondker, 2018].
6 В 1971 г. заведование кафедрой перешло к Ханс-Дитеру Эверсу, немецкому социологу, который учился в США и до этого назначения вел полевые исследования в Юго-Восточной Азии. Деятельность проф. Эверса, до его возвращения в Германию в 1974 г., способствовала расширению круга теоретических исследовательских интересов кафедры социологии, проведению эмпирических исследований. На факультете с 1975 г. стал преподавать первый социолог сингапурского происхождения с докторской степенью по социологии.
7 В этот период департамент начинает публиковать Серию рабочих статей (Working Paper Series) для поощрения сотрудников к написанию и представлению результатов исследований. Главными темами преподавания и исследований становятся городская социология и этнические отношения3.
3. History of Department of Sociology // National University of Singapore. URL: >>>> (дата обращения: 15.06.2021).
8 Четырехкратное расширение университетского образования и исследований в Сингапуре привело к созданию Национального университета Сингапура (далее – НУС) в 1980 г.4, что повлекло за собой увеличение набора социологов и социальных антропологов (в соотношении примерно 3:1) как студентов, так и преподавателей. Соответственное расширение направлений подготовки на кафедре социологии повлияло на развитие направлений теоретических и эмпирических исследований: «Раньше термин “теория” означал не более, чем заботу о методологической педантичности в рамках действенной Дюркгеймовской структуры; теперь он стал относиться к различным способам изображения природы социальных отношений и их последствий» [Benjamin, 1996]. К функционалистам присоединились ученые, находившиеся под влиянием идей М. Вебера, К. Маркса, А. Шюца, К. Леви-Стросса, П. Бурдье, М. Фуко, И. Валлерстайна и других. Исследовательская деятельность расширилась: сингапурские социологи больше не держались в стороне от теоретических дебатов и начали вносить оригинальный вклад в эту область.
4. Другим основным центром социологической деятельности в этот период являлся Институт исследований Юго-Восточной Азии (ISEAS), учрежденный правительством Сингапура в 1968 г. Отдельные социологи и социальные антропологи работали в других местах Сингапура в качестве исследователей, например, в правительственных департаментах – Совет по жилищному строительству и развитию (HDB), в Министерстве образования, в коммерческом секторе.
9 Через двадцать лет после создания кафедры здесь работал 31 преподаватель, 16 из них были сингапурцами. Насыщение факультета профессорско-преподавательскими кадрами из числа окончивших факультет сингапурских студентов — длительный процесс, поскольку студенту первого курса бакалавриата могло потребоваться от десяти до двенадцати лет, чтобы получить степень доктора философии. Формирование кафедры преподавателями из числа вчерашних студентов-сингапурцев сказалось на новых подходах к изучению социологии, на проблематику, актуальную для сингапурского общества.
10 Привлечение преподавателей из числа сингапурцев было стратегией развития высшего образования. В начале 1980-х гг. университет создал Схему Старшего наставничества (Senior Tutorship Scheme, далее – ССН), с помощью которой планировалось удовлетворить потребности в наращивании сингапурского опыта исследований на факультете. Согласно ССН выпускникам с лучшей академической успеваемостью на уровне бакалавра с отличием предоставлялась полная финансовая помощь для получения степени доктора философии в зарубежном университете по выбору (как правило, университеты США и Великобритании), а также должность преподавателя в НУС после получения этой степени. Студенты по специальности социология при поддержке ССН работали в качестве младших преподавателей. Обычно они получали степень магистра в НУС, занимаясь преподаванием в качестве ассистентов, затем ехали за границу для получения степени доктора философии. К концу 1980-х гг. первые выпускники и несколько преподавателей составляли «костяк» сингапурской социологии.
11 В 1994–1995 учебном году университет предлагал 32 учебных курса для получения четырехлетней степени бакалавра - теория, методология, промышленная социология, социальная стратификация, социальная психология, городская социология, социология образования, семьи, девиантного поведения, этнические отношения, организации, профессии, язык и коммуникация, развитие и социальные изменения. В 1994 г. на курсах социологии с первого по четвертый курс обучалось более тысячи студентов.
12 К этому времени на кафедре работали местные (по происхождению) и иностранные преподаватели. К 1995 г. в рамках ССН было подготовлено восемь из шестнадцати местных преподавателей. Первое поколение социологов из бывших сингапурских студентов было представлено профессорско-преподавательским составом, который присоединился к кафедре в течение первых пятнадцати лет ее существования. Кафедра социологии к этому времени получила право присуждения степени магистра и доктора философии.
13 Подавляющее большинство социологов с докторскими степенями в Сингапуре работают в качестве преподавателей факультета социологии НУС. Для них преподавание является фундаментальной частью их договорных обязательств. При обычной 44-часовой рабочей неделе 75–80% времени посвящается преподаванию (включая подготовку к занятиям и консультации со студентами), около 20–25% времени – исследованиям и консультациям. Результаты исследований (публикации), помимо прочего, являются важным критерием продвижения преподавателей. Исследования обычно прямо или косвенно связаны с профессиональной консультационной деятельностью. Области консультаций для социологов в Сингапуре в основном, но не исключительно, относятся к государственному сектору и касаются таких областей, как государственное жилье, экологические проблемы, здравоохранение, медицинская этика, семейная политика, общественные организации, промышленная автоматизация, производительность труда и средства массовой информации.
14 В 1990-е гг. кафедра социологии участвовала в ряде масштабных междисциплинарных исследовательских проектов: «Сравнительное исследование здоровья и старения в Азии» совместно с Мичиганским университетом (США), «Изменения в состоянии здоровья, благосостояния и благосостояния пожилых сингапурцев: 1995–1999 гг.» совместно с Министерством общественного развития и Мичиганским университетом и др.
15

Социология в Сингапуре как экзогенное явление: три важных особенности.

16 В период 1965–1980 гг. на кафедре работали социологи, получившие американское образование, и социальные антропологи, получившие британское образование. Поначалу это были в основном не сингапурцы, но по мере расширения кафедры к ним присоединились сингапурские и другие азиатские ученые, вернувшиеся из-за границы. Европейцев и американцев, которые проводили исследования в Юго-Восточной Азии, становилось меньше. Послевузовская подготовка новых кадров оставалась той же, как у первоначальной группы преподавателей – европейской или американской. Персональный состав кафедры не мог не сказаться на содержательных характеристиках социологии.
17 Как отмечает Стелла Куа, многонациональный и междисциплинарный состав факультета социологии первых лет определил три особенности развития социологии в Сингапуре. Они сохранились на всем протяжении рассматриваемого периода. Во-первых, кафедра последовательно представляла институциональную базу социологии и интеллектуальный «дом» для большинства социологов с докторскими степенями, работающих в Сингапуре. Во-вторых, учитывая интернациональный состав кафедры, студенты-социологи воспитывались под совместным влиянием европейского и американского стилей. В-третьих, между социологией и антропологией установилась тесная связь, поскольку кафедра социологии с самого начала разместила эти две дисциплины под одной крышей [Quah, 1995]. Дополнительной – четвертой – особенностью, по мнению современных исследователей, сингапурской социологии в период становления была сильная связь с политическими структурами [Vineeta Sinha, 2017]. В 1970–1990-е годы ожидалось, что исследования в области социологии (финансируемые в основном правительством) будут вносить непосредственный вклад в процесс модернизации, способствовать проекту национального строительства. Производство знаний в области социальных наук было направлено на получение информации о быстрых социокультурных, экономических и политических изменениях в Сингапуре, отражающих приоритеты национального государства, управляющегося многонациональным, многоконфессиональным населением [Vineeta Sinha, 2017].
18 Среди исследователей Сингапура и сингапурской социологии нет единого мнения, чье влияние было большим для становления социологии: американское или европейское (британское). Дж. Бенджамин пишет, что социология в Сингапуре возникла преимущественно как американская [Benjamin, 1996]. Стелла Куа отмечает, что «в бывших британских колониях, таких как Сингапур, Малайзия и Индия, университеты следовали британской системе образования, и социология была введена с отчетливым европейским колоритом» [Quah, 1995].
19 Но верно одно: социология как наука в Сингапуре была привнесена извне, это экзогенное явление. Местные национальные (этнические) и региональные влияния оказывали несущественное влияние на направленность теоретического содержания социологии в первые годы, напротив, эмпирические исследования нацеливались на изучение региональных и местных особенностей, что привносило в сингапурскую социологию специфическое влияние.
20

Направления работы сингапурских социологов.

21 Теория, методология и методы исследования. Во многом механическое объединение принципов американской социологической школы с принципами европейской социологии, дополненные особенностями эмпирических исследований сингапурского сообщества, далеко не всегда находится в состоянии непротиворечивого единства, скорее, напротив.
22 Учитывая зарубежную подготовку профессорско-преподавательского состава, неудивительно, что разногласия по теоретическим подходам, характеризующие в 1990-гг. социологию во всем мире, проявляются и в Сингапуре. Профессор С. Куа по результатам анализа более сотни статьей о сингапурской социологии отмечает главную особенность теоретической социологии и исследований по методологии на период середины 1990-х гг. [Quah, 1995]. С одной стороны, наличие множества разногласий, с другой – стремление согласовывать теоретические и методологические точки зрения. Собственно, в рамках сингапурской социологии теоретическое поле исследований отражало то, что характеризовало мировую социологию: разногласия и конфликты между социологами из-за различных теоретических и идеологических убеждений; общее, но не абсолютное согласие в отношении права на сосуществование разных теоретических точек зрения; признание тесной связи между теоретическими проблемами и методологией исследования [Quah, 1993].
23 Лишь меньшинство сингапурских социологов в большинстве своих работ придерживаются взглядов феноменологии и этнометодологии, феминистской идеологии. Различия с мировой социологией в Сингапуре в том, что все показанные противоречия реализовывались в рамках относительно небольшой группы социологов, вынужденно работающих в одном научном и образовательном пространстве и обреченных искать позитивный выход непротиворечивого сосуществования.
24 Поиск согласия в отношении права на сосуществование различных теоретических точек зрения проявляется в том, что большинство социологов в Сингапуре прилагают усилия для концептуального анализа предмета своего исследования в рамках господствующей теории в социологии, хотя, как и ожидалось, нет единого мнения о том, какие теоретические перспективы являются наилучшими. Основные авторы обращаются в своих работах неявно или явно к идеям классических и современных теоретиков, к социологическим концепциям из множества концептуальных рамок, включая интеракционистскую теорию, ролевую теорию, неофункционализм, теорию конфликтов, символическое взаимодействие и другие. Общей чертой изученных публикаций является то, что обсуждение и анализ предмета остаются на уровне эмпирических обобщений и, как правило, сосредоточены на «строительных блоках» теории, не на построении строгих теоретических рамок. В анализируемых публикациях не было разработано какого-либо оригинального теоретического подхода или предложен крупный вклад в общую социологическую теорию. Тем не менее, из этих публикаций видно, что прилагается много усилий для эмпирического анализа, переформулирования и проверки старых и новых концепций и концептуальных положений. В этом смысле социологи в Сингапуре вносят вклад в рост социологических знаний.
25 Еще одно интересное сравнение с мировыми тенденциями может быть сделано в отношении склонности социологов, придерживающихся различных теоретических ориентаций, относится друг к другу «с недоверием, если не с явной насмешкой. ... даже в рамках одного направления его сторонники часто подвергают друг друга оскорблениям и критике» [Тернер, 2001: 34]. Профессор Дж. Тернер, один из ведущих американских специалистов по теоретической социологии, видел в этом серьезное препятствие для теоретической интеграции в социологии. Н. Смелсер и Р. Сведберг в вводной статье к Хрестоматии по экономической социологии («The Handbook of Economic Sociology», 1994), также отмечали отсутствие в социологии доминирующей традиции, и, напротив, присутствие деструктивного отношения к научным взглядам другого(их), когда социологические подходы и школы настолько отличаются, что соперничают друг с другом [Смелсер, Сведберг, 2003].
26 Характерной особенностью социологии в Сингапуре выступает признание тесной связи между теоретическими проблемами и методологией исследования. Происходит это в сингапурской социологии с присущим ей местным колоритом. Подражая конфронтационному стилю коллег в Европе и Северной Америке, авторы публикаций, которые используют феноменологию и этнометодологию в своих работах, оправдывают свои позиции, нападая на другие теоретические точки зрения. Ведущие социологи Сингапура представляют и объясняют свой выбор концептуальных и методологических подходов, подчеркивая достоинства этих подходов и их актуальность для предмета исследования. Основные авторы обычно концентрируются на критическом обсуждении альтернативных концептуальных и методологических подходов, но ни один из них не упомянул этнометодологию или феноменологию в негативном смысле. Таким образом, большинство социологов в Сингапуре, по-видимому, игнорировали критические подходы социологов.
27 Методологические и методические подходы, применяемые социологами в Сингапуре, охватывают спектр возможностей в международной социологии 1990-х гг. Общая тенденция заключается в сочетании исторического, количественного и качественного подходов. Примерами разнообразия подходов являются: исследовательские проекты, основанные на тематических исследованиях и методах обследования с большими репрезентативными выборками, или сочетание того и другого; методы сбора данных, такие как устные и письменные исторические записи, биографические исследования, углубленные тематические исследования и структурированные интервью; методы анализа данных, варьирующие от качественных (критический контент-анализ, интерпретирующий нарратив и этнография) до количественных (включая анализ данных переписи, непараметрическую и параметрическую статистику, дисперсионный анализ, регрессию, факторный анализ).
28 Доминирующей тенденцией сингапурской социологии было применение откровенно «функционалистского» анализа к эмпирическому материалу, собранному методами количественного опроса. Меньшей, хотя и весьма характерной тенденцией было использование интенсивных этнографических методов.
29

Социальное пространство социологических исследований в Сингапуре в 60-90-е гг. ХХ в.

30 В публикациях сингапурских социологов освещен широкий спектр исследовательских проблем. Они варьируют от вопросов макроуровня, таких как жилье, государственное строительство и семейная политика, до исследований биографий и стрессовых ситуаций на работе на микроуровне. Общая картина спектра тем исследования представлена в Таблице 1, где публикации представлены по социологическим областям. Порядок убывания этих полей следует за соответствующим количеством публикаций.
31 Наиболее активной областью исследований являются публикации по этнической тематике, этнической принадлежности и связанным с ней аспектам, - миграция и адаптация этнических групп, этнические ценности, отношения и культура [Chen, Evers, 1978: 130–146]. Привлекательность этнических отношений в качестве предмета исследования в Сингапуре понятна, учитывая многонациональный состав населения Сингапура и значимость этнической гармонии для политической и социально-экономической стабильности страны. Сингапур – страна иммигрантов из Малайзии, Индонезии, Индии, Китая и Европы [Chen, 1986: 35], это многонациональное, многоязычное и мультикультурное общество. Эти характеристики имеют важное социальное значение для сингапурского общества. Основными этническими группами являются китайцы, малазийцы, индийцы и европейцы. Каждая этническая группа имела свои культуру, язык, религию и социальные практики5.
5. В 1965 г., когда Сингапур стал независимым, правительство приступило к осуществлению ряда мер в сферах образования, языковой политики, социального обслуживания, средств массовой информации и других, направленных на продвижение национальной интеграции и сингапурской культуры.
32 По выражению Дж. Бенджамина, Сингапур – классическое «плюралистическое общество» [Benjamin, 1996], добавим: с сильной государственной властью. Среди современных ученых присутствует практически единодушное мнение о том, что сингапурское государство в этот период является авторитарным, этаким «государством-нянькой» (nanny state) [Nur Amali Ibrahim, 2018]. Как пишет один из современных сингапурских социологов: «Быть сингапурцем предполагает постоянное взаимодействие с государственными органами по трем ключевым признакам идентичности. Раса, язык и религия являются основными сюжетными темами в мифе об основании нации, а также важными инструментами управления, с помощью которых государство стремится осуществлять социальный и политический контроль» [Francis Khek Gee Lim, 2017].
33 Только к концу 1950-х гг. научные исследования основных этнических групп, процессов этнической интеграции начинают основываться либо на крупномасштабных обследованиях, направленных на составление национальных профилей, либо на маломасштабных этнографических исследованиях предполагаемых составных элементов разнообразного населения Сингапура. Они были посвящены изучению социальной истории и социальной структуры китайского сообщества в Сингапуре, анализу характеристик и проблем идентичности диалектных подгрупп (dialect sub-groups) китайских общин, особенности социальной организации китайских кланов [Chen, 1986: 34–38]. Приблизительно в том же контексте изучались малазийские и индийские этнические сообщества.
34

Таблица 1. Публикации в научных журналах по социологии в Сингапуре 1990-1994 гг.

Исследовательское поле Количество публикаций
Этнические отношения (миграция, адаптация, ценности) 21
Социальная стратификация, занятость и профессии 15
Социология семьи (включая гендерные исследования) 12
Политическая социология 10
Социология города 8
Социология знаний и науки 8
Социология здоровья (социология медицины) 7
Индустриальная социология (социология труда) 6
Преступность и девиантность 4
Религия 4
Другие (историческая социология, мода, сексуальность, язык, стресс и теория) 13
Антропология 8
Все исследовательские поля 116

Источник: [Quah, 1995].

35 За исключением этнических отношений, ранжирование других областей исследований не отражает их относительную важность как проблем Сингапура. Будучи промышленно развитым городским мегаполисом, достигающим статуса глобального города, можно было бы ожидать большего количества публикаций по аспектам городской и промышленной социологии, но их число ниже, чем в области социальной стратификации, семейной социологии и политической социологии. Одной из возможных причин разницы в количестве публикаций в этих областях исследований является количество социологов, специализирующихся в каждой области. Другая возможная причина различий в том, что каждый ученый может по-разному относиться к публикациям как части своей профессиональной деятельности. Это универсальная черта, и Сингапур не исключение.
36 Коммуникация и межгрупповые взаимодействия. В многонациональном обществе Сингапура способы взаимодействия этнических групп друг с другом и отношение каждой этнической группы к другим этническим группам важны для углубленных исследований. Среди наиболее интенсивно разрабатываемых тем были: межэтнические браки [Hassan, 1971], отношения между основными этническими группами малазийцев и сингапурцев [King, 2008: 150–154]; интеграция разных этнических групп между собой; конфликты социальных ценностей в китайско-малайских отношениях [Chen, Kuo, 1978]; освещение развития этнических преследований и общинных отношений среди детей в интегрированной начальной школе в китайских, малазийских и англоязычных СМИ; средства массовой коммуникации и их роль в продвижении и популяризации национальной идентичности и социального развития; вопросы контроля и управления СМИ официальной властью; и др. [Chen, 1986: 39–42].
37 Социальное жилье и жизнь в городе. С 1960-х гг. в Сингапуре действуют государственные жилищные программы. Большая часть первоначальных исследований была мотивирована желанием сравнить новые условия жизни в высотных домах со старыми деревенскими или внутригородскими укладами [Chua Peng Chye, 1973]. Интерес к деревенской жизни с тех пор угас, но социология массовой городской жизни остается главным, хотя и несколько экспериментальным, фокусом интереса: ни в одной другой стране нет столь большой доли населения, живущего в государственном жилье. В середине 80-х гг. около 68% населения проживало в государственных квартирах (в 1991 г. 86%). Государственное жилищное управление «Совет по жилищному строительству и развитию» (The Housing and Development Board) строило жилье для 90% населения [Kuan-Hsing Chen, Daniel P. S. Goh, 2016: 261]. В рамках этого направления изучались: политика развития городской среды; политика национального развития и трансформации жизни в городских условиях; вопросы социальной справедливости в условиях городской среды. В 1968 и 1973 гг. были проведены массовые исследования Департаментом статистики и исследований Совета по жилищному строительству и развитию. В отчетах по этим двум исследованиям говорилось, что «в целом жильцы были очень довольны условиями проживания в государственных жилых комплексах» [Chen Peter, 1986: 42–46]. Однако в других исследованиях социологов отмечалось, что в качестве сопутствующих появляются социальные и психологические проблемы у людей, проживающих в таких домах (адаптация к высотному жилью, в межличностных и семейных взаимоотношениях, недостаток социального контроля в отношениях с соседями, отчуждение и др.) [Hassan, 1969: 24-25]. Были сделаны выводы, что переселение в многоэтажные дома приводит к значительным изменениям в условиях жизни. Однако, в целом, те, кто решился на эти изменения, демонстрируют достаточно высокий уровень удовлетворенности [Chen, 1986: 47].
38 Рождаемость и планирование семьи. Политика планирования семьи в Сингапуре признана одной из самых успешных в мире. Соответственно, основная масса публикаций была посвящена этой политике и причинам ее успешности. К началу 80-х гг. проведено пять общенациональных выборочных обследований, чтобы выяснить восприятие, отношение и поведение в отношении планирования семьи и демографической политики среди сингапурцев. По выражению сингапурского социолога Риаза Хассана «семейное планирование стало, в некотором смысле, частью национальной идентичности сингапурцев» [Hassan, 1980]. Меры, предложенные в этих рамках, касались ограничения и контроля над рождаемостью, в нее были включены законы, касающиеся абортов, стерилизации. Меры социального сдерживания по отношению к многодетным семьям были во многом уникальны и привлекали внимание экспертов по планированию семьи, политических деятелей и социальных ученых [Fawcett, Khoo, 1980].
39 Бедность и социальная стратификация. В богатеющем сингапурском обществt бедность становилась все более скрытой от общественного сознания. Как отмечает П. Чэн, «термин "бедность" подразумевает не только материальные лишения, но и образ жизни» [Chen Peter, 1986: 51]. В начале 1970-х гг. некоторые исследователи-социологи отводили низшему рабочему классу до 55% общего количества населения, где преобладала бедность или даже нищета [Buchanan, 1972; Pang, 1975: 16]. Что касается ценностей и жизненных шансов бедных, то слабые возможности, очевидные незначительно более обеспеченным членам общества, отсутствуют, жизненных устремлений нет, а чувство обездоленности является полным [King, 2008]. Первое масштабное социологическое исследование социальной стратификации в Сингапуре было проведено в 1972 г. (второе – в 1980 г.). Оно показало, что 6,4% населения относятся к высшему классу, 51,5% – к среднему, оставшиеся 42,1% – к низшему классу. Такая классификация основывалась на шкале социально-экономического статуса с четырьмя переменными: образование, доход, род занятий и тип жилья. Данные, полученные методом самоидентификации, показали: 4,2% – высший класс, 65,4% – средний класс, 30,4% – низший [Chen Peter, 1986: 54].
40

Эффект результатов социологических исследований.

41 В отношении возможностей реализации научных результатов, сингапурские социологи имеют неплохие возможности на местном и международном уровне. Кафедра социологии НУС издает на регулярной основе два научных журнала: «Юго-Восточный азиатский журнал социальных наук» (The Southeast Asian Journal of Social Science), выходит два раза в год с 1973 г., и «Рабочие документы факультета социологии» (Department of Sociology Working Papers), – 102 номера за 1972–1990 гг. Исторический факультет НУС издает журнал «Исследования Юго-Восточной Азии» (Journal of Southeast Asian Studies), регулярно включая статьи, представляющие социологический или социально-антропологический интерес. ISEAS, в дополнение к обширным монографическим исследованиям, выпускает в основном социологический журнал «SOJOURN: Social Issues in Southeast Asia», выходящий два раза в год с 1986 г.
42 Представленные журналы не единственные и даже не основные каналы публикаций социологических работ на местном уровне. Социологи и другие ученые, работающие в сфере социальных наук в Сингапуре, имеют важное преимущество перед коллегами в других странах: владенин английским языком, одним из четырех официальных языков в стране; на нем проходит обучение в высших учебных заведениях. Кроме того, все социологи с докторскими степенями в Сингапуре закончили аспирантуру в англоязычных учреждениях и в течение нескольких лет жили в англоязычных странах. Владение международным языком дает социологам доступ в издания и профессиональные журналы, повышает вероятность написания рукописей в стиле, установленном международными стандартами. Они могут сосредоточиться на качестве идей и содержании статей, не отвлекаясь на языковые трудности.
43 Половина научных трудов сингапурских социологов публикуется на местном уровне, треть в Северной Америке и Европе, остальные в журналах по социологии и социальным наукам в других азиатских странах. На основе анализа цитирований в таблице 2 показана интеллектуальная ориентация авторов, три возможные сферы научной деятельности: «локальную», «азиатскую» и «западную».
44

Таблица 2. Традиции цитирования в Сингапуре, 1990-1994 гг., %

Исследовательское поле Местные авторы Азиатские авторы Западные авторы Всего
Этнические отношения (миграция, адаптация, ценности) 8.0 23.0 69.0 100.0 (360)
Социальная стратификация, занятость и профессии 16.0 8. 76.0 100.0 (109)
Социология семьи (включая гендерные исследования) 50.0 4.0 46.0 100.0 (323)
Политическая социология 30.0 20.0 50.0 100.0 (101)
Социология города 41.0 6.0 53.0 100.0 (163)
Социология знаний и науки 5.0 20.0 75.0 100.0 (165)
Социология здоровья (социология медицины) 16.0 2.0 82.0 100.0 (63)
Индустриальная социология (социология труда) 46.0 - 54.0 100.0 (26)
Другие 5.1 26.7 68.2 100.0 (314)
Антропология - - 100.0 100.0 (48)

Цит. по: [Quah, 1995].

45 В таблице 2 показаны тенденции интеллектуальной ориентации сингапурских социологов, выявленные по характеру цитирования в их публикациях. Как и ожидалось, учитывая масштабы западной социологической продукции и сравнительно меньший объем литературы из Азии, общая тенденция в интеллектуальной ориентации авторов в большинстве областей социологии направлена на западную сферу исследований. Это особенно заметно в социологии здоровья (82% всех цитат из западной литературы), социальной стратификации (76% цитат) и социологии знания (75% всех цитат). Социология семьи является исключением: цитаты почти равномерно охватывают «местную» сферу (50%) и «западную» сферу (46%). Индустриальная социология и городская социология следуют аналогичной двойной ориентации. Эта тенденция в семейной, промышленной и городской социологии может быть обусловлена большей доступностью местных исследований. Однако более вероятной причиной является склонность соответствующих авторов включать сингапурские данные и, в меньшей степени, работы сингапурских авторов в свои исследования.
46 Анализ сингапурской социологии показывает, что Сингапур предоставляет позитивные возможности структурному и прикладному росту социологии. Местные (внутренние) структуры возможностей профессии относятся к наличию и распределению вознаграждений и ресурсов, включая наличие или отсутствие благоприятных социальных механизмов и препятствий практикам и росту социологии [Quah, 1993: 16–20]. В контексте университетов развивающихся стран структуры возможностей для социологии в Сингапуре в период 1960–1990-х гг. были оптимальными: социология значительно выросла за последние тридцать лет официального присутствия в Сингапуре. Число курсов увеличилось с трех до тридцати двух; число преподавателей – с одного до тридцати двух; уже существовал значительный объем социологических исследований, проведенных социологами в Сингапуре, аспирантами; число социологических публикаций продолжало расти.
47 Поскольку НУС является государственным университетом, финансовая поддержка, которая поддерживала рост кафедры социологии (включая инфраструктуру, объекты и другие аспекты предоставления «средств интеллектуального производства») в течение последних трех десятилетий, является прямым результатом решения политического руководства поддержать дисциплину.
48 Нельзя сбрасывать со счетов благоприятный вклад социологов в поддержку правительства. Например, в результате вклада социологов (исследователей и авторов, почетных и оплачиваемых консультантов) общественный имидж социологии был положительным. Один профессор социологии в настоящее время является членом парламента и государственным министром здравоохранения и образования. Нынешний исполняющий обязанности министра по вопросам развития общин является выпускником отделения социологии. Социологов часто приглашают в качестве консультантов в органы государственного сектора, неправительственные и частные организации.
49 Социологи Сингапура приобрели опыт работы на местах в других частях региона, международную репутацию в своих областях специализации. Институционализация академической социологии почти полностью сосредоточена на факультете социологии в НУС, где кафедры социальной работы, малайских исследований и японских исследований также преподают социологические курсы.
50 Факультет социологии предлагает широкий спектр курсов бакалавриата для получения трехлетней степени бакалавра социальных наук. Те, кто хочет специализироваться и кто достигает требуемого уровня, могут провести четвертый год, выполняя продвинутую курсовую работу и эмпирическое исследование. Качество работы студентов третьего и четвертого курсов ежегодно контролируется учеными, выступающими в качестве внешних экспертов: Эдвард Шилс, Джон Барнс и Нил Смелзер входят в число тех, кто выполнял эту роль в 80-е гг. Кроме того, во время защит магистерских и докторских диссертаций в состав экспертной комиссии всегда включали зарубежных ученых.
51

Выводы.

52 В международном отношении изучение истории и современного состояния социологии в Сингапуре - в значимой мере «местной», «региональной» социологии, – показывает, что ее состояние отражает многие противоречия мировой социологии [Deriugin, 2021]. Островная социология Сингапура воспроизводит противоречия европейской и\или американской социологии, одновременно демонстрируя, что в XXI веке заканчивается эпоха «домашней» социологии, динамика развития социологической науки стирает национальные ограничения и часто надуманную, формально привнесенную «специфику» науки [Jin, 2020]. Идет поиск глобального объединения науки.
53 В историческом смысле сингапурская социология вполне подтверждает идею Мартина Элброу, которую он выдвинул в конце 1980-х гг., о тройственном пространстве развития социологии (структурном, институциональном и культурном) [Albrow, 1989]. В Сингапуре социология сложилась структурно – объединилась группа социологов, которая были признана в университетской среде как авторитетная. Состоялось институциональное признание социологии на уровне правительственных кругов и крупных социальных организаций. Сформировалось культурное рефлексивное пространство науки, отражающее наличие множества идей и концепций развивающейся социологии в Сингапуре. В структурном и институциональном отношении социология получила более полные возможности существования, чего не скажешь о научной стороне становления социологии. В этом отношении социология в Сингапуре скорее становится уникальным явлением, показывающим возможности\невозможности интеллектуальной интеграции школ и направлений социологии.
54 Наиболее актуален вывод о двойном мандате сингапурских социологов (перефразируя известное выражение Э. Хьюза). Он заключается в возможности соединять научный рост социологии с решением непосредственных социальных проблем. Сложившееся единство социологов с социально-экономическим и политическим окружением в решении широкого спектра социальных проблем острова – несомненно, достоинство социологии Сингапура. Ориентация на непосредственные интересы населения в контексте оригинальных теоретико-концептуальных ориентиров в исследовательских проектах сингапурских социологов формирует свое направление научного развития социологии, придает развитию социологии перспективный характер, актуальный для будущего науки. Двойной мандат социологии Сингапура – единство теории и практики – открывает социологии этой страны оригинальную научную перспективу.

References

1. Merton R. (2006) Social Theory and Social Structure. Moscow: AST. (In Russ.)

2. Smelser N., Svedberg R. (2003) Sociological approach to the analysis of the economy. Ekonomicheskaya sotsiologiya [Economic sociology]. Vol. 4. No. 4: 48–61. (In Russ.)

3. Turner J. (2001) Past, present and future of theory in American sociology. Lichnost'. Kul'tura. Obshchestvo [Personality. Culture. Society]. Vol.3. No. 2: 11–39. (In Russ.)

4. Albrow M. (1989) Sociology in the United Kingdom after the Second World War. National Traditions in Sociology. Ed. by N. Genov. London, Sage: 194–219.

5. Benjamin G. (1996) Singapore Sociology. In: Velký Sociologický Slovník. Eds: H. Maríková, M. Petrušek, A. Vodáková. Karolinum. Vol. 2: 1140–1142. DOI:10.13140/RG.2.1.4164.5601

6. Buchanan I. (1972) Singapore in Southeast Asia. London: G. Bell & Sons.

7. Chen P.S.J. (1986) Sociological Studies on Singapore Society. In: Singapore Studies: Critical Surveys of the Humanities and Social Sciences. Ed. By Basant K. Kapur. Singapore: Singapore University Press.

8. Chen P.S.J., Evers H.-D. (eds) (1978) Studies in ASEAN Sociology: Urban Society and Social Change. Singapore: Chopmen Publications.

9. Chen P.S.J., Kuo Eddie C.Y. (1978) Mass Media and Communication Patterns in Singapore. Singapore: AMIC.

10. Chua Peng Chye. (1973) Planning in Singapore - Selected Aspects and Issues. Singapore: Chopmen Enterprises.

11. Deriugin, P., Lebedintseva, L., Veselova, L. (2021) Social Transformations of Chinese Society in the Focus of Modern Sociological Science. In: The Routledge Handbook of Chinese Studies. Chris Shei, Weixiao Wei (eds). Routledge, London. DOI: 10.4324/9780429059704

12. Fawcett J.T., Khoo. (1980) Singapore: Rapid Fertility Transition in a Compact Society. Population and Development Review. Vol.6. No. 4: 549–579. DOI: https://doi.org/10.2307/1972926

13. Francis Khek Gee Lim. (2017) Singapore Sociology: After Secularism. Global Sociology. Vol.7. No. 1.

14. Hassan R. (1969) Some Sociological Implications of Public Housing in Singapore. Southeast Asian Journal of Sociology. Vol. 2: 23–26.

15. Hassan R. (1971) Interethnic Marriage in Singapore - A Sociological Analysis. Sociology and Social Research. Vol. 55 (3): 305–323.

16. Hassan R. (1980) Ethnicity, Culture and Fertility. Singapore: Chopmen Enterprises.

17. Jin J., Deriugin P., Veselova L., Lebedintseva L. (2020) Development of Sociology in Hongkong: Challenges and Prospects. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological Studies]. No. 10: 128–138. DOI: 10.31857/S013216250010723-8 (In Russ.)

18. Khondker H.H. Making Sociology Universal: Revisiting the Contributions of Syed Hussein Alatas. In: Social Theory and Asian Dialogues. Ed. by A. Giri. Singapore: Palgrave Macmillan. DOI: 10.1007/978-981-10-7095-2_17

19. King V.T. (2008) The Sociology of Southeast Asia: Transformations in a development Region. Malaysia: NIAS Press.

20. Kuan-Hsing Chen, Daniel P.S. (2016) Goh. What's it like to be a Singaporean intellectual? An interview with Chua Beng Huat. Inter-Asia Cultural Studies. Vol. 17(2): 252–271. DOI: 10.1080/14649373.2016.1184432

21. Nur Amali Ibrahim. (2018) Everyday authoritarianism: a political anthropology of Singapore. Critical Asian Studies. Vol. 50 (2): 219–231. DOI: 10.1080/14672715.2018.1445538

22. Pang Eng Fong. (1975) Growth, Inequality and Race in Singapore. International Labour Review. Vol. 3: 15–28.

23. Quah S.R. (1993) Sociologists in the International Arena: Diverse Settings, Same Concerns? Current Sociology. Vol. 41: 1–23.

24. Quah S.R. (1995) Beyond the Known Terrain: Sociology in Singapore. The American Sociologist. Vol. 26 (4): 88–106. DOI: https://doi.org/10.1007/BF02692358

25. Vineeta Sinha. (2017) Singapore Sociology: After Lee Kuan Yew. Global Sociology. Vol.7. No. 1.

Comments

No posts found

Write a review
Translate