Experts on Entrepreneurship as an Alternative Form of Employment for Disabled People
Table of contents
Share
QR
Metrics
Experts on Entrepreneurship as an Alternative Form of Employment for Disabled People
Annotation
PII
S013216250012422-7-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Elena I. Nefedyeva 
Occupation: Associate Professor
Affiliation: Baikal State University
Address: Russian Federation, Irkutsk
Olga G. Sedykh
Occupation: Associate Professor
Affiliation: Baikal State University
Address: Russian Federation, Irkutsk
Olga V. Taraban
Occupation: Associate Professor
Affiliation: Baikal State University
Address: Russian Federation, Irkutsk
Edition
Pages
73-78
Abstract

The article analyzes disabled people possibilities of entrepreneurial activity as an option for solving the problem of employment. The analysis was based on the results of an expert survey of representatives of regional and municipal bodies for labor and employment, public organizations of people with disabilities, as well as a survey among unemployed people with disabilities registered at the Employment Centre. According to experts and unemployed people with disabilities, the advantages of entrepreneurial activity over traditional employment include expanded opportunities for self-realization, convenient working hours, an additional source of income, and active integration into society. The experts identified a lack of effective legislative support as a serious obstacle to the development of entrepreneurial activity of disabled people, along with difficult economic conditions. The existing material and consulting support for starting a business for unemployed citizens was recognized as insufficient in case of the disabled.

Keywords
employment, disabled person, unemployment, employment service, job quotas, entrepreneurship, self-employment
Received
24.11.2021
Date of publication
22.12.2021
Number of purchasers
6
Views
57
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
1

Постановка исследовательской задачи.

2 Обеспечение занятости инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья – актуальная проблема на протяжении многих десятилетий. В мировой практике с 1960-х гг. формируется новая концепция инвалидности, которая опирается на представления о трудоустройстве и самозанятости этих граждан как об инструментах активной интеграции в социум с целью удовлетворения потребностей [Birkenbach, 1993; Oliver et al., 2012], а также c позиции защиты прав граждан на труд [Conlin, 2000; O’Reilly, 2007].
3 Работа по решению этих проблем активизируется и в России, хотя практические результаты незначительны. Согласно нормам международного и российского социально-трудового законодательства, для инвалидов установлены минимальные социальные гарантии в сфере труда и занятости. Трудовой кодекс РФ – основной источник, регулирующий трудовую деятельность инвалидов непосредственно на рабочем месте. Федеральный Закон «О занятости населения в РФ» закрепляет общие и специальные нормы содействия занятости инвалидам. Человек, имеющий инвалидность, имеет право быть зарегистрированным в качестве безработного. В Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в РФ» установлены гарантии трудовой занятости инвалидов.1 В соответствии с трудовым законодательством, работникам с инвалидностью необходимо создавать особые условия труда и специальные рабочие места. В то же время соблюдение таких дополнительных социально-трудовых прав и гарантий экономически невыгодно работодателю, льготы налогообложения не покрывают издержек привлечения труда инвалидов [Зязин, 2011]. Распространены стереотипы, согласно которым инвалид не способен качественно выполнять профессиональные обязанности; это приводит к дискриминационному отношению к инвалидам на рынке труда [Чуксина, Комиссаров, 2015; Трофимов, Трофимова, 2018]. Низкая конкурентоспособность, существенные затруднения при трудоустройстве создают благоприятную почву для формирования социального иждивенчества [Карпикова, 2017]. Сложности с трудоустройством по специальности, неудовлетворительный размер заработной платы значительно снижают возможности самореализации в сфере занятости. Особенно остра эта проблема для выпускников учебных заведений, не имеющих опыта работы [Зимина и др., 2018]. Ее решение возможно благодаря альтернативным («нестандартным») вариантам занятости лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), среди которых – самозанятость и предпринимательская деятельность.
1. См.: Конвенция о правах инвалидов (принятая Резолюцией Генеральной Ассамблей ООН от 13 дек. 2006 г. № 61/106); Федеральный закон от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»; Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
4 На начало 2020 г. в России общая численность инвалидов в трудоспособном возрасте составила 3456 тыс. человек (2157 тыс. – мужчины и 1299 тыс. – женщины)2. По данным выборочного обследования рабочей силы, в 2019 г. доля занятых в общей численности лиц в трудоспособном возрасте, имеющих инвалидность, – 19,5%, уровень безработицы среди них – 19,2% (те же показатели по всему населению в трудоспособном возрасте составляют 78,3% и 4,9% соответственно). Среднее время поиска работы безработными в возрасте 15 лет и старше, имеющими инвалидность, составляет 8,8 месяцев.
2. Положение Инвалидов. Росстат. URL: >>>> (дата обращения: 07.02.2021).
5 По данным выборочного наблюдения качества и доступности услуг в сферах образования, здравоохранения и социального обслуживания, содействия занятости населения в 2018–2019 гг., основной причиной отказа от предложенной работы в данной группе выступает ее несоответствие специальности (46,6%), на втором месте – низкая заработная плата (19,4%).3 Большинство инвалидов имеют профессию (специальность), подтвержденную дипломом (65,2%), при этом выполняют работу полностью соответствующую полученной специальности 36,1% или близкую к ней 12,3%, а у половины (51,6%) работа не соответствует полученной специальности (среди всех респондентов вне зависимости от наличия инвалидности доля работающих не по специальности составляет 35,5%). Среди тех, кто работает не по специальности, большинство (69,7%) не получили специальную профессиональную подготовку (переподготовку, обучение)4. По данным Комплексного наблюдения условий жизни населения в 2018 г.5, в рамках исследования удовлетворённости работой единственным параметром в группе показателей, который работающие инвалиды назвали неудовлетворительным, оказался размер заработной платы.
3. URL: >>>> (дата обращения: 07.02.2021).

4. URL: >>>> (дата обращения: 07.02.2021).

5. URL: >>>> (дата обращения: 07.02.2021).
6 В большинстве исследований проблем трудоустройства этой группы, даже посвященных их взаимосвязи с социальным предпринимательством [Бахматова, 2018; Захарченко, 2012; Старшинова, 2019], ставится проблема занятости инвалидов как наемных работников. Предпринимательская деятельность, когда инвалид, имея статус индивидуального предпринимателя или учредителя юридического лица, сам может быть работодателем, остается малоизученной, в том числе из-за отсутствия данных официальной статистики: при регистрации физических и юридических лиц сведения о наличии инвалидности не учитываются, так как никаких налоговых льгот для инвалидов-предпринимателей не предусмотрено. Поддержка со стороны государства заключается в предоставлении небольшой стартовой субсидии и обучения на курсах по основам предпринимательской деятельности.
7 Обеспечение занятости инвалидов в подобной форме имеет положительные и отрицательные аспекты. Гибкий график работы, возможность заниматься любимым делом, вероятность более высокого дохода и прочие обстоятельства могут быть привлекательны для лиц с ОВЗ и инвалидов. В то же время нестабильность занятости и дохода, отсутствие социальных гарантий, высокие риски, необходимость стартового капитала и текущих затрат, недостаточная правовая компетентность могут быть барьерами в самостоятельной трудовой занятости.
8 Проблемы предпринимательской деятельности инвалидов стали объектом исследования, проведенного авторами в 2017–2019 гг. Оно включало две волны анкетного опроса временно незанятых (безработных) граждан с инвалидностью и ОВЗ, обратившихся с целью поиска работы в центр занятости населения (ОГКУ ЦЗН) Иркутска (50 и 72 безработных инвалида в 2017 и 2019 гг. соответственно), а также экспертные полустандартизованные интервью (N=12) с представителями государственных органов по труду и занятости, в т. ч. ОГКУ ЦЗН Иркутска, министерств труда и занятости, социального развития, опеки и попечительства Иркутской обл., Иркутского отделения Всероссийского общества инвалидов (ВОИ) и других общественных организаций инвалидов.
9 Исследование было нацелено на выявление возможностей содействия самозанятости и предпринимательской деятельности безработных инвалидов в рамках социальной защиты. Ставились задачи: получить экспертную оценку достаточности мер социально-трудовой поддержки инвалидов, таких как квотирование рабочих мест и создание специализированных предприятий; выявить, насколько актуальна самозанятость для самих инвалидов; опираясь на мнения экспертов, оценить результативность государственной услуги «содействие предпринимательству».
10

Самозанятость и предпринимательская деятельность инвалидов.

11 Оценка экспертами преимуществ предпринимательской деятельности для инвалидов в целом совпадает с мнением безработных инвалидов: по агрегированным данным наших опросов, 40 % из них хотели бы заняться предпринимательской деятельностью. Те, кто не выразил такого желания, главное препятствие для себя видят, прежде всего, в слабом здоровье (53,3 %). На втором месте — боязнь не справиться (26,7 %), на третьем — отсутствие первоначального капитала (13,3 %) на четвертом— высокая конкуренция на рынке, сложности с реализацией продукции/услуги. Среди мотивов, побуждающих заняться предпринимательской деятельностью, на первых местах возможности самореализации, саморазвития, занятия любимым делом, важны возможности свободы и независимости, гибкого графика работы; на последнем месте – возможность получать доход и добиться социального признания.
12 Эффективность таких мер поддержки занятости инвалидов, как квотируемые рабочие места и специализированные предприятия, по мнению экспертов, недостаточна для решения проблемы трудоустройства лиц с ограниченными возможностями. Интервью показали фактическое отсутствие поддержки предпринимательской деятельности инвалидов. Безработные инвалиды не имеют преимущества в оказании услуги по содействию в предпринимательстве по сравнению с другими безработными, не являющимися инвалидами: «Оказание услуги по содействию в предпринимательстве безработным гражданам осуществляется вне зависимости от категории (инвалид или нет)» (государственная служба6, стаж 12 лет). Одно из объяснений этого положения – в возможностях злоупотреблений и недобросовестности в данной сфере, когда бизнес только формально оформлен на инвалида: «Когда-то инвалидам давали большие льготы. Государство говорит о том, что инвалид сам не в состоянии работать, и он создает лазейку для недобросовестных людей. Например, торговая площадь якобы оформлена на инвалида, но фактически работают люди здоровые, а государство на этом теряет: налоги, льготы и т. д. Вот эта недобросовестность привела к усилению жесткости со стороны государства. Поэтому сейчас очень сложно конкурировать, уравняли отчисления в Пенсионный фонд, налоги, т.е. все практически уравнено. Знаем очень много ИП инвалидов, которые занимаются малым бизнесом, но каких-либо преференций у них нет» (общественная организация, стаж 15 лет). На сегодняшний момент все налоги и социальные взносы никак не дифференцированы в зависимости от наличия инвалидности у предпринимателя, налоговая нагрузка – один из серьезных сдерживающих барьеров.
6. Здесь и далее обозначается статус занятости экспертов: государственная служба (например, Центр занятости населения, министерство социального развития, опеки и попечительства) и общественная организация (например, отделение ВОИ).
13 Неоднозначным оказалось отношение экспертов к результативности услуги центров занятости по содействию предпринимательской деятельности для инвалидов, которая включает в себя предоставление общей информации по самозанятости, проведении тестирования на готовность к предпринимательской деятельности, помощь в подготовке бизнес-плана, информирование о порядке взаимодействия с налоговыми органами и оказание минимальной материальной помощи. Одни считают, что предложение такой услуги целесообразно, так как появляется возможность реализовать свои способности, получить дополнительный доход. «Самозанятость позволяет обеспечить дополнительную возможность иметь работу, что в свою очередь, благоприятно отражается на общем состоянии рынка труда инвалидов, снижается безработица среди них» (государственная служба, стаж 10 лет). Другие полагают, что ее востребованность незначительна в сравнении со спросом на нее среди других групп безработных. «Очень небольшая доля безработных инвалидов участвует в этой программе, среди получивших субсидию доля инвалидов от 6 до 9%; во многом, это определяется общим отношением инвалидов к жизни, сами инвалиды скорее ориентированы получать социальные выплаты от государства, нежели работать» (государственная служба, стаж 12 лет). Слабая заинтересованность в данной услуге объясняется как отношением самих инвалидов к жизни (неуверенность в собственных силах склонность к иждивенческим настроениям,), так и отношением общества к инвалидам (отсутствие адаптивных условий для предпринимательской деятельности инвалидов).
14 Что касается перспектив данного вида занятости, то оценки их противоречивы. Некоторые эксперты считают, что развитие данной формы занятости нецелесообразно и неэффективно прежде всего по экономическим причинам: «Сомневаюсь в эффективности данной услуги для инвалидов. Слишком сложно для данной категории. Неустойчивая экономическая ситуация, неуверенность в своих силах, т.к. нет необходимых знаний, и недостаточная сумма материальной помощи от службы занятости при открытии своего дела. Все это снижает уровень заинтересованности многих безработных желающих заняться предпринимательством, даже среди здоровых, а инвалидам еще сложнее» (государственная служба, стаж 7 лет). Другой комплекс причин неэффективности предпринимательства инвалидов – в характеристиках этой группы: «Предпринимательство слишком сложно, инвалиды на работу-то с трудом устраиваются по состоянию здоровья и из-за низкой профессиональной подготовки, да и нет желания у многих работать, инвалиду сложно перестроиться и начать что-то делать. А тут такая ответственность, активным надо быть» (государственная служба, стаж 9 лет).
15 Эта точка зрения не нашла поддержки у экспертов от общественных организаций, которые считают, что при достаточной государственной поддержке (субсидии, льготное налогообложение и др.) предпринимательство может быть хорошей альтернативой традиционной занятости. «Кто желает работать, тот всегда найдет работу, вне зависимости от того, есть инвалидность или нет, а кто нет – для него всегда будут какие-то трудности. Некоторые инвалиды скрывают свою инвалидность и работают на общих основаниях. Среди таких многие хотели бы быть предпринимателями, но материально не потянут открытие бизнеса, стартового капитала нет, налоги и взносы как у всех. Предпринимательство, конечно же, не для всех, тут жизненная позиция человека важна, ну и у кого ментальные там нарушения есть – точно не подходит» (общественная организация, стаж 15 лет).
16 Услуга по оказанию содействия в предпринимательстве имеет, по мнению экспертов, большие перспективы при достаточной поддержке: «Предпринимаемых мер недостаточно, чтобы развивать данное направление, нужны льготы по налогам или даже «налоговые каникулы»…, размер субсидии также нужно пересмотреть» (государственная служба, стаж 8 лет). Важно юридическое сопровождение: «Очень мешает низкий уровень грамотности инвалидов, особенно юридический. Вообще юридическое сопровождение нужно, чтобы было постоянное, а не только на курсах основы, т.к. законодательство у нас очень мобильное, человек выучился, начал дело, а уже есть изменения, а он не в курсе. Получите штраф и часто немаленький» (государственная служба, стаж 7 лет).
17 Обобщение результатов исследования позволяет сделать некоторые выводы о возможностях предпринимательства как формы занятости инвалидов. Низкая занятость инвалидов обусловлена комплексом факторов, как внешних, связанных с инфраструктурой, так и внутренних, социально-психологических. Традиционные меры поддержки занятости инвалидов через квотирование рабочих мест и специализированные предприятия недостаточно эффективны и требуют переосмысления исходя из современных реалий.
18 Предпринимательская деятельность может рассматриваться как один из способов решения проблемы низкой занятости инвалидов, так как предоставляет много новых возможностей в сфере труда. С другой стороны, серьезные препятствия связаны как с представлениями самих инвалидов о своем месте и роли в обществе, так и с отсутствием адаптированных условий ведения предпринимательской деятельности для людей, имеющих инвалидность. Обобщение мнений экспертов позволяет заключить, что наряду с отсутствием активной жизненной позиции самих инвалидов, в том числе в отношении предпринимательской инициативы, серьезным препятствием для развития их предпринимательской активности выступает недостаточность поддержки со стороны государства. Материальная и консультационная поддержка представляется только на начальном этапе открытия бизнеса и не может полноценно обеспечить поддержку инвалида-предпринимателя в практическом ведении бизнеса в сложных экономических условиях. Другой важный демотивирующий аспект – отсутствие налоговых льгот для инвалидов-предпринимателей. Возможно создание особого режима налогообложения для данной категории граждан, с продуманной системой налоговых ставок и ограничений, препятствующих злоупотреблениям.
19 В трудовой деятельности инвалиды сталкиваются с множеством барьеров, и основная задача общества и государства – максимально адаптировать существующие стандарты к особым нуждам людей с ограниченными возможностями здоровья.

References

1. Bakhmatova T.G. (2018) Social Entrepreneurship in Russia: Institutionalization and Dynamics of Development. Baikal Research Journal. Vol. 9. No. 2. URL: http://brj-bguep.ru/reader/article.aspx?id=22108 (accessed 15.08.20). DOI: 10.17150/2411-6262.2018.9(2).9 (In Russ.)

2. Birkenbach J. (1993) Physical Disability and Social Policy. Toronto: University of Toronto Press.

3. Chuksina V.V., Komissarov N.N. (2015) Discrimination on the Basis of Disability in Employment Relations. Izvestija Irkutskoj gosudarstvennoj jekonomicheskoj akademii [Bulletin of the Irkutsk State Economic Academy]. Vol. 25. No. 1: 126–134. DOI: 10.17150/1993-3541.2015. 25(1).126–134 (In Russ.)

4. Conlin M. (2000) The New Workforce: A tight labor market gives the disabled the chance to make permanent inroads. Business Week. March 20.

5. Karpikova I.S. (2017) Features of Theoretical Interpretation of the Social Dependency Phenomenon in Terms of Russian Society. Baikal Research Journal. Vol. 8. No. 4. DOI: 10.17150/2411-6262.2017.8(4).9 (In Russ.)

6. O’Reilly A. (2008) The Right to Decent Work of Persons with Disabilities. International Labor Office; Revised Edition.

7. Oliver M., Barnes C. (2012) The New Politics of Disablement. Houndmills, Basingstoke New York, NY: Palgrave Macmillan.

8. Starshinova A.V., Galeeva K.V. (2019) Labor Employment of People with Disability in the Sphere of Social Entrepreneurship. Otechestvennyj zhurnal social'noj raboty [Domestic Journal of Social Work]. No. 1 (76): 89–98. (In Russ.)

9. Trofimov E. A., Trofimova T. I. (2018) On the Issue of Discrimination in the Russian Labor Market. Izvestija Bajkal'skogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Baikal State University]. Vol. 28. No. 3: 419–425. DOI: 10.17150/2500-2759.2018.28(3).419–425 (In Russ.)

10. Zakharchenko O.A. (2012) Social Entrepreneurship as a New Tool of Disabled People Employment. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta [Proceedings of Irkutsk State Technical University]. No. 2 (61): 216–219. (In Russ.)

11. Zimina E. V., Nefedyeva E. I., Volchenko L. Yu. (2018) Sociological Investigation of Employment Problems and Possibilities of Students and Graduates with Disabilities and HIA (in Terms of BSU). Baikal Research Journal. Vol. 9. No. 2. DOI: 10.17150/2411-6262.2018.9(2).8

12. Zyazin V.N. (2011) Assessment of the Current Additional Costs of the Enterprise Arising from the Employment of People with Disabilities. Uroven' zhizni naselenija regionov Rossii [Living Standards of the Population in the Regions of Russia]. No. 3 (157): 109–114. (In Russ.)

Comments

No posts found

Write a review
Translate