University Cultures in Britain, America, China, and Russia
Table of contents
Share
QR
Metrics
University Cultures in Britain, America, China, and Russia
Annotation
PII
S013216250010301-4-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Chunlei Yang 
Occupation: Lecturer
Affiliation: Zhejiang Yuexiu University
Address: China, Shaoxing
Zhengxiang Tang
Occupation: Associate Professor
Affiliation: Zhejiang Yuexiu University
Address: China, Shaoxing
Irina Stelmach
Edition
Pages
132-139
Abstract

A comparative analysis of the four aspects (knowledge, institution, academics and society) of British, American, Russian and Chinese university cultures demonstrate mores clearly original and resultant cultural life of the educational institutions of these four countries in the process of transformation of educational models and a wider dissemination of knowledge. On the one hand, they all feature specifics of their national, government and social cultures and the global educational culture of the third level, and on the other hand, there is also a general trend of convergence/divergence. A low ability to acquire new knowledge characteristic of Chinese educational institutions determines main drawback of respective culture – the lack of respect for the truth and the spirit of striving for it, i.e. low levels of research centered atmosphere.

Keywords
UK, USA, Russia, China, college, university, culture, contrast
Received
26.01.2021
Date of publication
10.02.2021
Number of purchasers
6
Views
45
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
1

Введение.

2 Культура высших учебных заведений (далее – университетская культура) Великобритании, США, России и Китая представляет собой субкультурное образование с многочисленными взаимосвязями. Она меняется под воздействием общих трансформаций и взаимного обмена опытом, в том числе культурными моделями. Оксфорд и Кембридж заимствовали традиции Парижского университета, затем их унаследовали американские вузы. Последние в дальнейшем прошли период самопреобразования, их культура изменилась после диверсификации и культурного обмена с европейскими вузами, особенно с английскими и немецкими.
3 Для российской университетской культуры образцом является МГУ им. М.В. Ломоносова, перенявший традиции начального этапа модернизации старейшего в Германии Берлинского университета. Затем Московский университет вписался в систему высшего образования СССР.
4 По сравнению с этими странами культура образовательных учреждений Китая является наиболее сложной. Взаимодействие зарубежной, особенно западной, и китайской традиций на протяжении последних ста с лишним лет привело к радикальным изменениям последней. Основой университетской культуры современных учебных заведений Китая выступает программа «Перестройки институтов и факультетов» начала 1950-х гг. трансплантировавшая советскую модель и тяготеющая к диахроническому возвращению в период Китайской Республики (с 1912 г. по 1949 г.). Объект заимствования культурной модели вузов Поднебесной сместился с европейской модели образовательно передовых держав, таких как Франция, Великобритания и Германия, к британской. Более поздняя модель образования Советского Союза к американской и японской. Так или иначе, учебные заведения Китая не демонстрируют плюралистической традиции, а только отражают общность китайской социальной культуры, то есть при переходе от односторонней политизации при плановой системе до политизации при рыночной она увеличила коммерциализацию двухсторонней культуры учебных заведений.
5 Далее в сопоставлении четырех аспектов знаний, структуры учебного заведения, человека и общества – будут выявлены особенности университетской культуры четырех стран, акцент сделан на китайскую систему, включая выявленные недостатки.
6

Исторические предпосылки.

7 Сравнение основных внутренних механизмов учебных заведений Великобритании, США и КНР обнаруживает их сходства и различия. Средневековая университетская традиция – это самоуправление ученых, академический кодекс естественным образом порождает свободу и ответственность, самоуправление и самостоятельность, а также включает в себя информационный обмен с внешним миром и позволяет выбирать сотрудников. Преподавательский состав обладает большим влиянием, чем студенчество. Академическое управление придерживается основного принципа: «знание – сила или могущество», «у кого больше знаний, у того больше возможностей». Лекционная система и положение профессоров позволяли им контролировать обстановку в высшей школе и научной сфере.
8 Под влиянием демократизации постепенно проявляется общее стремление к коллективному самоуправлению. Объединяющая преподавателей кафедра остается самой стабильной единицей учебного заведения. Академические полномочия согласовываются с кафедральной системой управления; научное делопроизводство подчинено научной деятельности; естественным образом возникает академический этос, поэтому и нормы сообщества становятся личными, а автономная саморегуляция – самой главной.
9 В китайском управлении вузами процветает административная бюрократия и система назначений; научная деятельность подчиняется делопроизводству; академический кодекс существует как гетерономия (регуляция извне), а автономной саморегуляции не хватает. Научные полномочия сосредоточены на верхнем уровне академической бюрократии, поэтому учреждения второго уровня, такие как институты/колледжи, факультеты, кафедры и сектора, подобно административным подразделениям, относятся к отделам научного делопроизводства. По этой причине довольно трудно сформировать академическую мораль у сотрудников, чувство коллективной ответственности в научной сфере ослаблено, а зависимость стала культурной чертой китайских ученых.
10 С другой стороны, британские университеты традиционно иерархичны, и чем дольше история учебного заведения, тем больше уровней. Ученые в американских вузах, как правило, предпочитают быть академически лояльными, и их переходы из одного учреждения в другое вполне обычны. Концепция американского образования включает в себя не только свободу в обучении, исследованиях, но и в выборе сотрудничать или нет с правительством, торгово-промышленными кругами и общественностью.
11 В американской образовательной системе имеются как всемирно признанные, так и посредственные учебные заведения. Многообразная атмосфера вузов США копирует калейдоскопичное американское общество. Инновации остаются ее важной особенностью. После Берлинского университета почти все новые идеи в высшем образовании исходят из Соединенных Штатов. Речь идет о популяризации и продвижении в широкие массы общего и специализированного (аспирантура) образования, режиме постдокторантуры, кредитной системе обучения, гигантских университетах, интеграции производства с образованием и исследованиями и т.д.
12 Высшее образование было гордостью советских людей, его уровень, масштаб и качество играли важную роль в мировом высшем образовании. На современном этапе начинает приобретать большое значение его гуманизация, гуманитаризация и индивидуализация. Культура учебных заведений также находится в процессе интернационализации и движении к инновациям. Россия обновляет и совершенствует высшее образование, многие колледжи и университеты переквалифицировались в учебно-научные и научно-инновационные комплексы [刘淑华, 2014: 227].
13 Китайский социум – это «маленькое общество» при «большом правительстве», где учебные заведения контролируются государством. Культура китайского общества обладает сильной тенденцией к политизации и коммерциализации, учебные заведения следуют той же модели [汤正翔, 2009: 174–177]. Вузы КНР и их внутренняя структура подвержены специфическому плановому и рыночному «двойственному управлению», что делает исследовательскую атмосферу более разрежённой и оказывает двойное давление как с политической, так и с коммерческой стороны, в результате очень трудно создать научную культуру, которая имеет благотворное влияние на эффективность научных исследований (производство знаний) [胡建华, 2006: 249]. Нехватка соответствующей культуры в учебных заведениях может существенно повлиять на социальную стабильность, вызвать замедление трудоустройства и отток талантливых специалистов из Китая.
14

Звания и знания.

15 С позиции гносеологии учебные заведения нужны, чтобы получать в них знания и распространять их, передавать. Первое (в китайском языке в связи с этим употребляют слова «инновация», а также «креативность», особенно подчеркиваются «технические новации, усовершенствования») – это особенность высшего образования, то есть существенная и легитимная основа для существования университетов. Передача знаний – задача всех учебных заведений и даже социума, всех людей, особенно в рамках концепции «обучающегося общества» и «непрерывного обучения, или обучения на протяжении всей жизни». В рамках гносеологии применение знаний представляет собой задачу как всего общества, так и каждого человека; пока существует общественное разделение труда, применение знаний – главная обязанность производственных отраслей. В тройственных взаимообменах между наукой, технологией и производством порядок преобразования в традиционном обществе такой: производство – технология – наука, который не имеет никакого отношения к высшим учебным заведениям, в частности к университетам [菲利普•G•阿特巴赫, 1985: 28], а порядок в современном обществе выглядит следующим образом: университет – наука – технология – производство [胡建华, 1995: 121].
16 Производство знаний в британских учреждениях осуществлялось группой «краснокирпичных» вузов, созданных в XIX веке; а шесть старых университетов не стремились к добыванию знаний. «Закон об Оксфордском университете» и «Закон о Кембриджском университете», одновременно принятые парламентом, вынудили эти академические бастионы переключиться на науку и дополнительно на технологию. В 1920-х гг. Оксфорд и Кембридж стали центрами по производству знаний. После Второй мировой войны три только что построенных и модернизированных университета в основном давали технические знания производственного профиля, а затем открыли программу присуждения научных степеней и начали производить знания научного характера. Хотя традиционно в британских высших учебных заведениях всегда существовала тенденция к превалированию гуманитарных дисциплин над естествознанием.
17 Под влиянием Берлинского университета аналогичный статус получил американский университет Джонса Хопкинса, основанный в 1886 г. Производство знаний в основном осуществляли учреждения, имевшие право присваивать докторские степени, а две группы «сельскохозяйственных колледжей» и им подобные учебные заведения разделились по профилю: акцент делался либо на производстве научных знаний, либо на применении технических. Колледжи первого уровня, возникшие в конце XIX в., а также различные общественные (англ. community colleges), созданные в результате генерализации и ответственные только за передачу знаний, выдавали степень бакалавра. В США бакалавриат дает общее образование, студенты в его рамках не пишут дипломную работу, что отличает его от профильных учебных заведений. Учреждения – генераторы науки – немного различаются в наименованиях в зависимости от рода передаваемых знаний. Большинство составляет университеты общего профиля, меньшинство – специализированные институты. Например, Массачусетский технологический институт (МТИ), Калифорнийский технологический институт (Калтех), Американский институт кино. Там отсутствуют степени, а репутация складывается по результатам академических достижений.
18

Производство знаний.

19 Высшее образование (ВО) в «новой России» трансформируется из советской модели образования. В период существования СССР производство академических знаний в основном осуществлялось несколькими известными учебными заведениями и Академией наук СССР с системой аффилированных научных институтов. В МГУ и Ленинградском университете (преемнике Санкт-Петербургской академии наук, основанной Петром I) главными направлениями остаются наука, философия и передача гуманитарных знаний. Основанные позднее Московское высшее техническое училище им. Баумана (ныне Московский государственный технический университет им. Баумана, МГТУ) и Московский инженерно-физический институт (ныне Национальный исследовательский ядерный университет, МИФИ) и другие вузы (МФТИ) отвечают за фундаментальные научные исследования. Производство знаний в этих двух специализированных вузах ограничивается физикой и аэрокосмической областью.
20 Советский Союз укреплял свои позиции как военной империи, что также внесло значительный вклад в развитие его аэрокосмической промышленности. В современной России вышеупомянутые учреждения не только берут на себя задачу производства знаний, но и большую ответственность за их передачу: в них выдаются степени бакалавра, магистра, специалиста, а также степени кандидата и доктора наук. После распада Советского Союза все больше высших учебных заведений и федеральных колледжей (бывших техникумов), которые в основном готовили профессиональные и технические кадры, начали заниматься производством знаний. Академия наук СССР (ныне Российская академия наук) была направлена на фундаментальные научные исследования в области естественных и технических наук, социальных и гуманитарных наук [Хромов, 1995: 108], а в настоящее время началось и выполнение задачи по передаче знаний.
21 Напрямую переняв у Советского Союза в начале 1950-х гг. исходно немецкую модель образования и произведя перестройку институтов и факультетов, многопрофильные китайские университеты оставили только гуманитарные и естественные науки с акцентом на теорию, сделав своей основной задачей подготовку руководящих кадров, как в Китайском народном университете, или применение технологий, как в ведущих вузах, вроде Харбинского политехнического университета и Научно-технического университета Китая. Кроме того, было дополнительно создано большое количество специализированных колледжей. С преобладанием естествознания над гуманитарными дисциплинами и техники – над наукой производство знаний в разных областях и главным образом в технологической трактуется как «научное исследование», распространение знаний – как «обучение», а их использование – как «профессионально-техническое обучение». Во взаимоотношениях теории и практики, науки, техники и производства общекультурный контекст современного Китая и его вузов все еще в значительной мере сохраняют «приоритет умения перед знанием» и «техники перед наукой». От этого утрачивается атмосфера приверженности истине и стремления к ней, отсутствует современный университетский дух, впервые порожденный Берлинским университетом, китайские университеты в итоге сами производят все меньше знаний, равно как сокращается их импорт, в частности, о западном производстве. В результате китайское общество утрачивает дух инноваций, творчества, изобретений и открытий, приветствуя только копирование.
22

Либерализм или строгая иерархия?

23 Канадская исследовательница Рут Хейхо (Ruth Hayhoe), которая провела студенческую жизнь в Китае, через десять лет провела кросскультурное сравнение Китая с Западом, использовав антропологический подход для наблюдения, исследования и изучения. У нее возник вопрос: «Может ли существовать учреждение, подобное настоящему “университету”, в специфической культурной среде Китая? И если не существует настоящего университета, то в какой степени производимая в ситуации взаимодействия друг с другом разных ценностей система высшего образования все же является университетской, хоть и не “по-настоящему” университетской?» [许美德, 2000: 40].
24 Бертон Кларк отмечал, что вузовские ученые, входя в структуру какого-либо учебного заведения, в то же время принадлежат академической системе по определенной дисциплине или профессиональной принадлежности и таким образом имеют двойное общественное положение, состоящее из университетского и академического уровня. Из этого легко может возникнуть вопрос, что является более важным – университетская или академическая лояльность? [伯顿•克拉克, 2001: 131].
25 Британские университеты традиционно иерархичны, и чем длиннее история учебного заведения, тем больше уровней. Великобритания славится системой «университетов» шести видов, в которой таким образом отчетливо сформировалась шестиуровневая стратификация. Вузы нижнего уровня стремятся подняться на более высокую ступень; ориентированы на технологии и профессии. Британские учебные заведения придают большое значение национальной культуре, религиозному сознанию. Учреждения Англии, Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии тщательно следят за сохранением самобытности, даже к Болонскому процессу Англия и Шотландия присоединялись по отдельности. Каждый вуз придает большое значение своей академической культуре, науке и профессиональным характеристикам. Так, многообразие стало главной особенностью их развития. Оксфорд и Кембридж принято считать «консервативными» классическими университетами одного уровня, но с отчетливо различающимися подходами к социальной жизни. Одним словом, эволюция британских учебных заведений имеет две противоположные тенденции: конвергенцию и дивергенцию.
26 Ученые в американских вузах, как правило, предпочитают быть академически лояльными. Нет ничего необычного в том, что они переходят из одного учреждения в другое. Академическая лояльность для них важнее университетской. Учебные заведения развиваются путем привлечения талантливых студентов, что порождает конкуренцию между различными отраслями и определяет выбор учеными (включая преподавателей и студентов) между учебными заведениями. Разнообразие – наиболее поразительная особенность американских вузов.
27 Общественные колледжи не стремятся к модернизации, если этого не требует развитие в науке. Академия искусства и науки не следует менталитету многопрофильных университетов, не тяготея ни к экономической выгоде, ни к обновлению. Калифорнийский технологический институт (Caltech) длительное время поддерживает количество учащихся на уровне 1000–2000 студентов, а Американская киноакадемия, насчитывающая чуть более 200 студентов и по-прежнему считается учебным заведением высшего мирового уровня. С другой стороны, Калифорнийский университет сформировал крупную и сильную (конкурентоспособную) систему академических структур.
28 Ученые бывшего Советского Союза единодушно предпочитали университетскую и государственную лояльность. В то время научно-исследовательские институты (НИИ) и высшие учебные заведения были подчинены советскому режиму, вузы не были независимыми и автономными. Наука и преподавание подлежали директивному планированию Государственного комитета по образованию. Помимо подготовки научных кадров, некоторые техникумы и институты в основном отвечали за подготовку инженеров и технических специалистов по инфраструктуре, подходивших для народного хозяйства в то время. В отчетливой иерархии учебных заведений все шло своим чередом, каждая структура выполняла собственные исследования и учебные задачи в соответствии со своими обязанностями. После распада СССР Б.Н. Ельцин провел в РФ радикальную реформу советской системы образования, освободив его от административных ограничений и приведя в соответствие с международной системой. В «эпоху Путина» было произведено еще несколько реформ. В 2003 г. Россия присоединилась к Болонскому процессу: «В процессе демократизации внутренней системы управления высшим образованием в России нисходящее движение полномочий от центра является его наиболее важной ориентацией» [蓝秀华, 2017: 34–40]. Это повысило гибкость и эффективность российского образования, в концепции высшего образования начали появляться заметные изменения, широкое признание получили открытость для новых возможностей, демократизация, либерализация и плюралистическая идеология. В то же время российские ученые начали переходить от университетской лояльности – к академической лояльности. Конкуренция между российскими и зарубежными учреждениями за российских ученых и профессионалов все более ожесточалась, что привело к «утечке мозгов» и переселению некоторых выдающихся талантов в Европу и США.
29 «Единая система», сформированная Китаем в эпоху планирования, определяет лояльность ученых, степень которой может быть сопоставима с преданностью стране и семье, в то время как академическая лояльность, приверженность и стремление истине и исследовательскому духу гораздо менее желательны. Между учебными заведениями наблюдается серьезная конвергенция; уровни колледжей распределяются правительством в соответствии с административными уровнями и стремлением к большей дифференциации, чем даже в Великобритании. В сравнении с учебными заведениями Великобритании и США структура тысячи китайских учебных заведений ничем им не уступает, однако при этом они не только однотипно управляются, но и проводят одинаковую политику (включая администрирование), с единообразием «инновационно» вводят коммерциализацию и испытывают недостаток университетского духа и академических свобод.
30 Аристократическая культура британского общества, большое количество представителей среднего класса и демонстрационный эффект классических университетов высшего уровня определяют стремление преподавателей к самосовершенствованию, что влияет как на полноту знания, так и на целостность самого человека. Либеральное образование, общее образование, человеческий и религиозный дух являются ядром педагогической культуры, а фундамент общества составляет высший и средний классы. Культура английских учебных заведений демонстрирует хороший вкус, напрямую формируя деловую этику и моральный облик британского общества. Еще в XIX в. даже представитель рабочего класса старался выглядеть презентабельно и «по-щегольски» одетым, считая, что таким образом выражает уважение к самому себе. Британские преподаватели проникнуты культурным самосознанием и верой в себя, их институты обучают иностранцев – потенциальных политиков и представителей бизнес-элит, тем самым распространяя свою «мягкую силу» по всему миру.
31 Несмотря на общее с английской происхождение, американская культура имеет тенденцию к отрицанию традиционных для Европы ценностных канонов. Она представляет собой видоизмененную европейскую культуру, ее основной ценностью остается индивидуализм. Свобода в преподавании полностью этому соответствует. Концепция свободных взглядов американских преподавателей включает в себя не только свободу в процессе обучения и исследований, но также независимость при выборе – сотрудничать или нет с правительством, торгово-промышленными кругами и общественностью. Как все американцы отстаивают неприкосновенность личной жизни от вмешательства посторонних, так же и преподаватели в Штатах принимают меры защиты от различных прямых и косвенных вмешательств. Самодисциплина, сотрудничество, конкуренция и уравновешенность – особенности не только американской культуры, но и американских преподавателей и педагогических ценностей и ориентировать в целом. Данная черта, однако, является в то же время причиной хаоса и беспорядка. Для получения более глубоких знаний студентам необходимо обладать настойчивостью и непоколебимостью. Процветание американской науки в значительной степени обусловлено рациональной педагогической системой, гибкой политикой, наличием хорошего оборудования и свободной атмосферой в исследованиях, что привело к одностороннему потоку ученых в США. Он помогает США сохранять господство в научной сфере: приток талантливых ученых способен уберечь американскую научную сферу от упадка, а также позволяет сдерживать утечку «мозгов» за границу. Другими словами, положение Штатов как международного центра науки и технологий основывается на выходцах из различных стран и регионов, включая КНР.
32 В СССР высокоцентрализованная национальная система планирования и чрезмерная идеологизация обеспечили популяризацию высшего образования, а также права и возможности простых людей на его получение. Ускоренное развитие образования в Союзе помогало осуществить мечту о сильной экономике и военной мощи, но также ограничивало его инновационную жизнеспособность и модернизацию. Господствовавшие в образовательной системе коллективизм, огосударствление и политизация в конечном счете выражались в слепой коллективистской и государственнической самоуверенности, ставившей «СССР превыше всего».
33 В современной России ВО стремится преодолеть институциональные ограничения, применяя и заимствуя передовой опыт и идеи западного образования, руководствуясь созданием новой стратегии развития, а также нормами свободы и демократии, делая упор на интеграцию и совместное развитие научной и коммерческой сфер. С начала XXI в. российские вузы стремятся к свободе преподавания, поощрению преподавателей и студентов, развитию индивидуальности. Но даже на новом историческом этапе российское ВО за основу берет патриотическое воспитание в качестве стимула для государственного развития и национального процветания, что соответствует стратегическому решению России идти по пути развития «исторической идентичности», «национальной преемственности» и «культурной интеграции» [雷蕾, 2016: 4].
34

Образование как социальный лифт.

35 Китайцы считают высшие учебные заведения основным и наиболее справедливым инструментом социальной мобильности. Начальное и среднее образование остается своего рода подготовкой к единому государственному экзамену для поступления в вузы КНР, который представляет собой первый этап «фильтрации». Ценностная ориентация учащихся повышается при переходе от начального этапа к следующему, в том числе: из деревни в город, далее – в мегаполис, с запада – на восток, из своей страны – за границу, из рядового сотрудника – в руководители (и дальше в соответствии с иерархией). Выдержавшие экзамен студенты отправляются в соответствующие их знаниям учебные заведения для обучения по различным специальностям. Таким образом, образование третьего уровня в Китае – «профессиональное», такое же, как в современной России, все же вернувшейся после многолетней борьбы к советской модели. Китай внедрил систему баллов, как в США, но не заимствовал ключевые элементы и предпосылки данной системы – свободу в обучении, например, право самостоятельно подбирать факультативные предметы и изучать их. КНР переняла систему оценки преподавателей учениками, при этом учащиеся не могут выбирать их себе самостоятельно.
36 Вышеописанная атмосфера перехода с уровня на уровень в учебных заведениях отражает «экзаменационную культуру» китайского образования, представленную культурой «сертификатов» и неразрывно связанную с традиционными конфуцианскими принципами иерархии и философией «становления членом общества». При этом в ней утрачивается «университетский дух». Она также не имеет никакого отношения ни к критике и инновациям, ни к даосской непредвзятости, ни к духу «сохранения достоинства и независимости» Берлинского университета [胡建华, 2006: 225], ни к устремленному задавать «вопросы Небу и Земле» духу Цюй Юаня, как не имеет она и никакого отношения к культуре «племени ученых», ориентированных на «истину», «творчество», «открытия», и свободным исследованиям.
37

Заключение.

38 При сравнении культур четырех рассмотренных стран можно заметить следующее: в матрице, образованной двумя крупными культурными системами, китайские учебные заведения, похоже, стремятся устранить полную зависимость от системы мировых вузов (имеется в виду односторонний поток знаний, связанный с недостаточной способностью создавать их в интеллектуальном производстве, и распространение главным образом достижений мировых научных центров, что также подразумевает односторонний поток ученых, связанный с «вопросом Цянь Сюэсэня»). В связи с этим в первую очередь им необходимо устранить полную зависимость (кроме нормального «энергообмена») от китайской социальной структуры, определяемой правительством и бизнесом, поскольку для творчества и генерирования знаний должны быть свободными и самостоятельными. В противном случае это приведет к исчезновению научной субкультуры, а учебные заведения станут ангажированными государственными или коммерческими организациями. Проще говоря, как учебное заведение, утратившее необходимые для производства знаний дух и атмосферу стремления к истине, не обладающее академической культурой, может брать на себя миссию учебного заведения? В этом суть «вопроса Цянь Сюэсэня».

References

1. Altbach Philip G. (1985) Comparative higher education. Beijing: Wenhua jiaiyu chubanshe. (In Chinese)

2. Bodoni Calaca, etc. (2001) New Theory on Higher Education-Multidisciplinary Research (Second Edition). Hangzhou: Zhejiang jiaoyu chubanshe. (In Chinese)

3. Bourdieu P. (1993, 1996) The Field of Cultural Production. Columbia University Press; idem. The Rules of Art. Stanford University Press.

4. Hu Jianhua, etc. (1995) New theory of higher education. Nanjing: Jiangsu jiaoyu chubanshe. (In Chinese)

5. Hu Jianhua, etc. (2006) The concept of the reform of the University system. Nanjing: Nanjing shifan daxue chubanshe. (In Chinese)

6. Khromov G. (1995) Science that we lost. Moscow: Kosmosinform. (In Russ.)

7. Lan Xiuhua (2017) Operational mechanism and representation of the main scientific organizations at universities in Germany, America and Russia. Meitan gaodeng jiaoyu[Higher education in the field of coal industry]. No. 35: 34–40. (In Chinese)

8. Lei Lei (2016) Research of modern Russian patriotism in education. Changchun: Dongbei shifan daxue. (In Chinese)

9. Liu Shuhua (2013) Research of education strategy in Russia. Hangzhou: Zhejiang jiaoyu chubanshe. (In Chinese)

10. Tan Zhengxiang. (2009) Building a modern Chinese University system: Problems of transferring powers in four positions. Wenjiao ziliao[Materials on culture and education]. No. 5: 174–177. (In Chinese)

11. Xu Meide (2000). The Chinese University 1895-1995. The age of cultural conflict. Beijing: Kexue jiaoyu chubanshe. (In Chinese)

Comments

No posts found

Write a review
Translate