We need harmony between Church and State
Table of contents
Share
QR
Metrics
We need harmony between Church and State
Annotation
PII
S013207690005894-5-1
Publication type
Review
Status
Published
Authors
Mikhail I. Kleandrov 
Occupation: Chief researcher of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences
Affiliation: Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
195-197
Abstract

The monograph examines the issues related to the origin of the state and the Church and the models of their relations in different historical epochs and in different regions of the world; analyzes the impact of the Church and religion on the state of morality and law in different religious types of the state, the features of Church Law, as well as ways to regulate human rights to freedom of religion in a secular state.

The work attracts with its original content, which reveals the main historical stages and the most important aspects of the relationship between the Church and the state.

Keywords
Church, state, morality and law, Church Law, freedom of confession, secular state
Received
16.07.2019
Date of publication
27.08.2019
Number of purchasers
94
Views
2069
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite   Download pdf Download JATS
1 После серии статей о церковно-государственных отношениях1 в издательстве «Проспект» в 2019 г. опубликована монография А.М. Осавелюка «Церковь и государство»2. Актуальность монографии определяется, в частности, тем, что даже в годы гонений со стороны светского государства Церковь не только выстояла, развила свои институты и влияние, но и активно помогала государству в годы Великой Отечественной войны.
1. См.: Осавелюк А.М. О некоторых проблемах канона в церковном праве // Государство и право. 2015. № 4. С. 28–34; Его же. Понятие и место канонов в церковном праве (На примере чина хиротонии) // Государство и право. 2019. № 2. С. 25–36. DOI: 10.31857/S013207690003849-5

2. Рецензентами по данной монографии выступили: Преосвященнейший Силуан, епископ Колпашевский и Стрежевской; доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заслуженный юрист РФ Б.С. Эбзеев. Предисловие к данной монографии, в ней опубликованное, также принадлежит Б.С. Эбзееву. Предисловие к монографии А.М. Осавелюка «Государство и церковь» (М.: Издательство РГТЭУ, 2010), которую следует рассматривать как предшественницу монографии «Церковь и государство» и также в ней опубликованное, принадлежит доктору юридических наук, профессору, заслуженному юристу РФ А.И. Экимову.
2 Работа состоит из трех разделов, объединяющих 14 глав, посвященных взаимосвязанным темам: Церковь, государство и религиозно-государственное регулирование социальных отношений. По своему содержанию и глубине рассмотренных в ней проблем её можно отнести к категории фундаментальных научно-правовых работ. Принципиально значимо и то, что в большом числе библиографических источников монографии доминирующее положение занимают труды церковных иерархов, ссылки на которые в современной отечественной литературе редки даже там, где они уместны и желательны.
3 В монографии исследуются вопросы, связанные с происхождением государства и церкви и моделями их взаимоотношений в разные исторические эпохи и в разных регионах мира; проанализированы влияние церкви и религии на состояние морали и права в разных религиозных типах государства, особенности церковного права, а также способы регулирования прав человека на свободу вероисповедания в условиях светского государства.
4 Работа привлекает оригинальностью содержания, которое раскрывает основные исторические этапы и важнейшие аспекты взаимоотношений Церкви и государства. Так, в первом разделе автор рассматривает разные аспекты понятия церкви, ее происхождения и юридическую природу. Здесь автор монографии показывает, как соотносятся церковь, вера и религия; раскрывает основные аспекты внешней и внутренней жизни церкви, которые складывались в разные периоды ее существования.
5 Особое внимание обращено на роль государства и права в регулировании правового статуса и внутренней жизни церкви: в периоды гонений на церковь и в период, когда Церковь была признана государством, а затем приобрела статус государственной.
6 Одной из тем первого раздела является рассмотрение основ конституционного и международно-правового статуса Русской Православной Церкви Московского Патриархата (РПЦ МП) в Российской Федерации. В ее рамках автор анализирует значение для характеристики правового статуса РПЦ МП положений Конституции РФ об отделении религиозных объединений от государства, а также положения Конституции о свободе совести и о свободе вероисповедания; положения международных пактов о правах человека и других международных договоров о религии и о церкви. Показаны также взаимоотношения православной церкви с другими христианскими и нехристианскими конфессиями.
7 Второй раздел монографии посвящен государству (в «связке» с церковью). Открывается он анализом эволюции религиозных учений о государстве. В нем подробно рассмотрены представления о государстве в Ветхом Завете, а также православное, католическое и протестантское учения о государстве. Отдельно рассмотрены фактические отношения государства и церкви и отдельные модели государств в связи с их взаимоотношениями с религиозными объединениями: клерикальные (конфессиональные) и теократические государства, светские государства. Даны понятия о «моделях» государственной политики в отношении религии и религиозных объединений.
8 Завершается раздел анализом прав человека на свободу вероисповедания в современном государстве. В нем представлено Общее учение церкви о человеке и о правах человека. Проведен сравнительный анализ категории «достоинство человека» с позиций религиозно-нравственных представлений о человеке и с позиций светской правовой науки и секулярного права.
9 Наибольший интерес с точки зрения теории права представляет третий раздел – о религиозно-государственном регулировании социальных отношений. В нем дано определение понятия и соотношения религии, морали и права. Религия показана как особая нормативно-регулятивная система, которая взаимодействует с нравственностью и правом.
10 Здесь же рассмотрены вопросы происхождения права, единство веры и закона, показано влияние христианской этики на светское право; проанализированы проблемы секулярного права, их причины и предложены возможные способы их решения.
11 Для людей, не знакомых с основами религии, интересными и полезными могут быть рассуждения автора о церковных догматах в православной, католической, протестантских церквах, таинствах и видах богослужений, связь догматов с нравственностью и церковным правом.
12 Центральной является гл. 10, посвященная церковному праву, которое в отечественной юридической науке не получило должного исследования. Хотя «в орбиту церковного права втянуто множество организаций и лиц, находящихся в пределах территории государства, однако оно, право церкви, действует и экстерриториально. Каноническая территория Русской Православной Церкви значительно больше территории Российской Федерации...»3. В работе впервые убедительно показано церковное право - уникальная система права, отличная от международного и национальных систем права; раскрыт уникальный нормативный состав церковного права; определены понятие, свойства и место канонов в системе норм указанной системы; прослежено взаимодействие канонов с другими нормами церковного права; показаны сходство и различия принципов светского права и канонов церковного права. Небесспорны, но интересны рассуждения автора о потенциале права и о внутреннем духе права.
3. Мальцев Г.В. Нравственные основания права. М., 2008. С. 515.
13 Значительное место в работе занимают анализ источников церковного права, их видов (общие и специальные источники церковного права, государственное законодательство по церковным делам и др.), а также периодизация и регионализация источников церковного права.
14 Здесь же исследованы церковные правоотношения, их особенности, характеристики и виды; определены субъекты церковных правоотношений, их виды и особенности правового статуса, а также особенности юридических фактов в церковном праве и применения церковных законов.
15 Завершается третий раздел монографии исследованием юридической ответственности и санкций в церковном праве: раскрыто понятие церковного правонарушения и его видов, а также церковных наказаний и их видов; показаны субъекты, наделенные правом применять церковные наказания, их виды и особенности применения ими наказаний; рассмотрены вопросы организации работы церковного суда. Следует обратить внимание на то, что вопросы деятельности церковного суда в таком объеме исследуются в светской юридической науке впервые. Здесь раскрыты: подсудность церковного суда, особенности церковного судопроизводства, проанализированы судебные решения, вынесенные по конкретным делам.
16 Важно отметить, что проблематика механизма церковного (тем более конфессионального) правосудия отечественной наукой исследована весьма скупо: к работам А.М. Осавелюка можно добавить лишь работу А.В. Стадникова («Церковный суд в системе российского правосудия в Х – начале ХХ вв.: документы и материалы. Хрестоматия». М., 2003) и работы К.А. Чернеги и И. Прекупа, размещенные в Интернете.
17 Да и в рецензируемой монографии А.М. Осавелюка такие интересные проблемные вопросы, как структура системы церковных (РПЦ МП) судов, особенности судопроизводства в различных церковно-судебных инстанциях, статус судей церковного суда и т.д., рассмотрены в весьма сжатом виде. Конечно, объём этой монографии (432 с., количество же печатных листов не обозначено) небезразмерен, но всё равно желательно было бы ознакомиться и с динамикой развития различных звеньев механизма церковного правосудия в нашей стране (хотя бы с эпохи Ивана IV Грозного), и с механизмами духовного правосудия в странах, исповедующих Ислам (суд Шариата), государствах Индокитая, Африки… Желательно было бы также ознакомиться с содержанием (а ещё лучше – с комментариями) таких актов, как Положение о Церковном суде Русской Православной Церкви Московского Патриархата, утвержденное Архиерейским собором 26 июня 2008 г. (с последующими изменениями), Перечень церковных правонарушений, подлежащих рассмотрению церковными судами, утверждённый Священным Синодом Русской Православной Церкви 27 июня 2011 г., и др.
18 Рецензируемая монография А.М. Осавелюка может быть полезна для специалистов, а также для студентов юридических вузов, аспирантов, преподавателей и всех тех, кто интересуется вопросами возникновения и эволюции взаимоотношений государства и церкви; проблемами церковного права, правового регулирования отношений церкви и государства в России и в зарубежных странах; аспектами формирования подлинно демократических механизмов государственной власти и выработкой гражданами навыков умелого пользования своими конституционными правами и свободами совести и вероисповедания.

References

1. Mal'cev G.V. Nravstvennye osnovaniya prava. M., 2008. S. 515.

2. Osavelyuk A.M. O nekotoryh problemah kanona v cerkovnom prave // Gosudarstvo i pravo. 2015. ¹ 4. S. 28–34.

3. Osavelyuk A.M. Ponyatie i mesto kanonov v cerkovnom prave (Na primere china hirotonii) // Gosudarstvo i pravo. 2019. ¹ 2. S. 25–36. DOI: 10.31857/S013207690003849-5.

Comments

No posts found

Write a review
Translate