- Код статьи
- S013160950009791-4-1
- DOI
- 10.31860/0131-6095-2020-2-35-39
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Номер 2
- Страницы
- 35-39
- Аннотация
В «Опыте исторического словаря о российских писателях» (1772) Н. И. Новиков о некоторых писателях говорил, что они подают или подавали большие надежды на будущее русской литературы. Если в отношении драматургов (Я. Б. Княжнин и Д. И. Фонвизин) надежды Новикова сбылись, то очевидно, что стихотворцам эти надежды были выданы авансом: либо их стихотворения вообще не сохранились, либо их дошло до нас ничтожно мало, либо дошедшие стихотворения никаких надежд не оправдали. Но Новиков преследовал иную цель: по его мнению, русская литература не стоит на месте, а пребывает в неустанном развитии, и ее прославят новые авторы, которые вот-вот появятся. Исторический словарь Новикова оказался обращен не только в прошлое и настоящее, но и пытался предугадать будущее.
- Ключевые слова
- репутация писателя, биография писателя, прогресс в литературе, Н. И. Новиков, «Опыт исторического словаря о российских писателях».
- Дата публикации
- 01.06.2020
- Всего подписок
- 29
- Всего просмотров
- 690
DOI: 10.31860/0131-6095-2020-2-35-39
© С. И. НИКОЛАЕВ
«ПРЕВЕЛИКИЕ НАДЕЖДЫ» РУССКОЙ ПОЭЗИИ
В СЛОВАРЕ ПИСАТЕЛЕЙ Н. И. НОВИКОВА
В 1772 году был опубликован «Опыт исторического словаря о российских писателях» Н. И. Новикова. Уже в самом издании были помещены восторженные похвалы словарю пера Ивана Рудакова. В отличие и от европейской, и от отечественной практики они были опубликованы не в самом начале книги; здесь прямо в статье об академическом наборщике Иване Рудакове были приведены его довольно обширные «Стихи к „Опыту исторического словаря о российских писателях"»:
Представлен свету здесь мужей разумных род,
Которы принесли России вечный плод;
Не множеством веков, но со времен Петровых
Россия зрит в себе писателей сих новых.1
Выход словаря, действительно, стал важным событием в литературной жизни России. Но не у всех он вызвал восторг. Так, В. П. Петров был очевидно задет статьей о нем и свое раздражение выразил в послании «К ... из Лондона», написанном, вероятно, в том же 1772 году, но опубликованном только в 1811 году:
«Как так, — ты говоришь, — я шлюсь на словаря,
В нем имя ты мое найдешь без фонаря;
Смотри-тко, тамо я, как солнышко, блистаю,
На самой маковке Парнаса превитаю!»
То правда, косна желвь там сделана орлом,
Кокушка — лебедем, ворона — соколом;
Там монастырские запечны лежебоки
Пожалованы все в искусники глубоки;
Коль верить словарю, то сколько есть дворов,
Столь много на Руси великих авторов;
Там подлый наряду с писцом стоит алырщик,
Игумен тут с клюкой, тут с мацами батырщик.2
Но отзыв о Петрове — это единственный недоброжелательный отзыв в словаре.3 Исследователи единодушно отмечали, что характеристики писателей в словаре преимущественно доброжелательны, снисходительны или подчеркнуто нейтральны. Хотя в похвальных оценках Новикова есть своя система, они довольно однообразны и зачастую повторяются и переходят из статьи в статью: изрядное, весьма много похваляется, не худое, весьма изрядное, довольно похваляется знающими людьми и т. д.4 Эти оценки и характеристики не раз систематизировались и разбирались. Но вот одна характеристика творчества писателей, особенно поэтов, как кажется, еще не привлекала внимания.
4. См.: Лепехин М. П. «Опыт исторического словаря о российских писателях» Н. И. Новикова (Некоторые проблемы изучения) // XVIII век. Л., 1989. Сб. 16. С. 240-243.
О нескольких писателях-современниках Новиков пишет, что они подают или подавали надежды. Вот эти характеристики.
Богдан Егорович Ельчанинов: «По его склонности к театру превеликая была надежда видеть и еще много сочиненных им комедий; но к великому сожалению он убит при Браилове во время неприятельской вылазки 1769 года сентября 20 дня».5
Александр Григорьевич Карин: «Словом, он превеликую подавал надежду показать в себе хорошего стихотворца. Он сочинил комедию „Россиянин, возвратившийся из Франции", но, не докончав оной, умер; а комедия его хотя и довольно похваляется, но в свет еще не издана».6
Яков Борисович Княжнин: «В прочем подал он надежду ожидать в нем хорошего трагического стихотворца».7
Николай Васильевич Леонтьев: «...изданные им в 1766 году „Басни“ превеликую подают надежду видеть в нем хорошего стихотворца».8
Алексей Мятлев: «Ко стихотворству имел он также превеликую склонность и сочинил много весьма изрядных мелких стихотворений и начал было сочинять трагедию, но смерть лишила его похвалы, которую бы ему за труд сей отдали знающие люди».9
Денис Иванович Фонвизин: «В заключение о нем сказать должно, что Россия надеется увидеть в нем хорошего писателя».10
Николай Хрущев: «Превеликая была надежда увидеть в нем хорошего стихотворца; но смерть, прекратя его жизнь в цветущих летах, лишила нас сей надежды».11
Иван Васильевич Шишкин: «Вообще сочинения его весьма много похваляются за чистоту слога и приятность вкуса; но смерть, лиша его жизни, отняла и надежду видеть в нем, может быть, славного стихотворца».12
В первой половине XVIII столетия каких-либо разговоров о будущих надеждах русской литературы не было. Более того, в 1764 году С. А. Порошин записал в своем дневнике, что П. И. Панин в разговоре о М. В. Ломоносове и А. П. Сумарокове заметил: «Как они двое переведутся, так Божией милостью не видать еще, кто б нам вместо их служить могли».13 Надо полагать, что при жизни Ломоносова говорить о будущих надеждах русской поэзии было бы неуместно. Но ко времени выхода словаря Новикова Ломоносов уже скончался, скончался и Тредиаковский. Из основоположников новой русской литературы был жив только Сумароков.
В словаре подают или подавали надежды, по мнению Новикова, 8 писателей из 315 включенных в его словник, и это все современники Новикова. Пятеро из восьми уже скончались ко времени выхода словаря. Из трех оставшихся безусловно оправдали надежды только двое — Княжнин и Фонвизин.
На кого же возлагал надежды Новиков? В первую очередь на поэтов, а затем на драматургов. Это в полной мере и наглядно, пусть и ожидаемо, отражает место и роль поэзии в русской литературе того времени. Прозаиков в этом перечне нет, и трудно было бы их ожидать: проза еще ценилась гораздо ниже поэзии. Новиков очень отмечает современных проповедников, но о надеждах в процветании красноречия ничего не говорит. Если в отношении драматургов надежды Новикова сбылись, то трудно избавиться от впечатления, что стихотворцам эти надежды были выданы авансом: либо их стихотворения вообще не сохранились (Мятлев, Н. Раздеришин), либо их дошло до нас ничтожно мало (всего одно стихотворение Шишкина, к тому же поправленное редакцией при печати), либо дошедшие стихотворения надежд совсем не оправдали.
Стоит помнить о том, что Новиков в словаре воздал должное поэтам, которые продолжали активную творческую деятельность: здравствовали и продолжали писать Богданович, Сумароков, Херасков, трудились Ржевский, Хемницер, Аблесимов, Чулков и другие, — но вот надежд с ними не связывал. Несомненно, что у Новикова были надежды на появление новых ярких талантов. И тут Новиков не был одинок. За четыре года до выхода словаря сходные надежды появились и в лейпцигском «Известии о русских писателях». Автор «Известия» тоже хвалит Ельчанинова, еще здравствующего.14 О кн. Ф. Козловском он пишет так: «Впрочем, он подает еще необыкновенные надежды, так как ему только двадцать лет от роду, и притом он старается образовать свой вкус». Но во французском переводе появилось скорбное дополнение к этой характеристике: «Он подавал весьма большие надежды, но умер, едва достигши 20 лет. Смерть его не могла быть прекрасней. Он погиб на службе нашей великой государыни в морском сражении при Чесме, 5 июля 1770 года, на корабле „Евстафие“, взлетевшем на воздух».15Автор «Известия» также называет Александра Карина: «Писал небольшие стихотворения, подававшие немалую надежду; но он скончался два года тому назад»16 — и Н. Леонтьева: «Подает большие надежды недавно изданными Баснями. Хотя они и не могут выдержать самой строгой критики, однакож обличают, что автор не без вкуса и что любовь к изящным искусствам может повести его далее».17 Новиков обе эти характеристики поддержит в своем словаре.
15. Там же. С. 139.
16. Там же. С. 141.
17. Там же.
Надежды на будущие свершения будут появляться и после выхода словаря Новикова, в основном в откликах и рецензиях на те или иные публикации начинающих авторов. Как правило, увы, в большинстве случаев их имена потом можно будет найти разве что на страницах специальных справочных трудов. Но Новиков, как кажется, преследовал иную цель, — русская литература развивается, и ее прославят новые авторы, которые вот-вот появятся. Он, правда, не учитывал одного обстоятельства — меняется и литературная атмосфера, приходят новые направления, а с ними новые темы. Словарь вышел в 1772 году, в 1773-м появляются первые публикации Муравьева и Державина, а через десять лет начинает печататься Карамзин. Те авторы, которые подавали надежды в конце 1760-х годов, не всегда могли откликнуться на новые веяния, хотя и продолжали творить. Много времени спустя довольно жестко это отметил С. Н. Глинка, вспоминая своего товарища Н. А. Радищева: «Он умер в полноте жизни, и с ним сошли в могилу и мимолетные чернильные труды его; а их было много. Да и сколько чернильной славы отжило, едва ли не в колыбели! и сколько из них перешло на обертки новопечатной славы, об которой также в свою очередь скажут: „Всем сестрам по серьгам“».18 Но точнее всего эту проблему выразил Пушкин в 6-й главе «Евгения Онегина»:
Быть может, он для блага мира,
Иль хоть для славы был рожден;
Его умолкнувшая лира
Гремучий, непрерывный звон
В веках поднять могла. Поэта,
Быть может, на ступенях света
Ждала высокая ступень.
Его страдальческая тень,
Быть может, унесла с собою
Святую тайну, и для нас
Погиб животворящий глас,
И за могильною чертою
К ней не домчится гимн времен,
Благословение племен.
XXXVIII. XXXIX
А может быть и то: поэта
Обыкновенный ждал удел.
Прошли бы юношества лета:
В нем пыл души бы охладел.
Во многом он бы изменился,
Расстался б с музами, женился,
В деревне счастлив и рогат
Носил бы стеганый халат;
Узнал бы жизнь на самом деле,
Подагру б в сорок лет имел,
Пил, ел, скучал, толстел, хирел,
И наконец в своей постеле
Скончался б посреди детей,
Плаксивых баб и лекарей.19
Вот этой второй, оборотной стороны ранней славы, ранних, пусть и вполне оправданных надежд Новиков не видел или не хотел замечать, поскольку своей целью ставил другое: «Польза, от таковых книг происходящая, всякому просвещенному читателю известна; не может также быть неведомо и то, что все европейские народы прилагали старание о сохранении памяти своих писателей: а без того погибли бы имена всех в писаниях прославившихся мужей. Одна Россия по сие время не имела такой книги, и, может быть, сие самое было погибелию многих наших писателей, о которых никакого ныне не имеем мы сведения».20
Из восьми подававших надежды авторов в словаре Новикова пятеро уже скончались ко времени выхода словаря. Понятно, что связанные с ними надежды уже не могли исполниться. Примечательно, что в русской литературе уже были поэты, жизнь и творчество которых прервала внезапная смерть, например, Сильвестр Медведев, сложивший голову на эшафоте в 1691 году, но в статье о нем в словаре об этом не сказано ни слова. К современникам Новиков относился с особым и понятным вниманием. Включение их в словарь также понятно в контексте общего замысла Новикова. Печальным камертоном звучат эти характеристики: «...но смерть лишила его похвалы, которую бы ему за труд сей отдали знающие люди», «…но смерть, прекрати его жизнь в цветущих летах, лишила нас сей надежды», «…но смерть, лиша его жизни, отняла и надежду видеть в нем, может быть, славного стихотворца». Эта тональность перейдет и в эпитафии поэтам XVIII века.21 Новиков, вероятно, не отдавал себе отчета в том, что он создает в суховатой прозаической форме словарной статьи один из важных поэтических образов, который войдет в русскую поэзию преромантизма и романтизма и разойдется позже на штампы из репертуара позднеромантической традиции. В. Н. Топоров, подробно исследовавший историю появления и развития образа «младого певца» в русской поэзии первой трети XIX века, прозорливо заметил, что «смерть становится знаком особой отмеченности поэта, его избранности, связи с судьбой».22 По мнению Топорова, этот образ сложился в самые первые годы XIX века и непосредственным толчком для его кристаллизации послужила внезапная смерть двадцатидвухлетнего Андрея Тургенева в 1803 году. В. Н. Топоров пишет: «Впервые ряд поэтический и ряд внетекстовый, событийный соединились и — более того — стали в отношении причины и следствия, дав начало образованию того исключительной сложности текста, который может быть выделен внутри русской поэзии».23 Это справедливо в отношении поэзии первой трети XIX века. Топоров не упоминает словаря Новикова, хотя, как мы видели, событийный ряд, т. е. факт смерти молодого поэта, был уже осмыслен и сформулирован Новиковым.
22. Топоров В. Н. «Младой певец» и «быстротечное время» (К истории одного образа в русской поэзии первой трети XIX века) // Russian poetics. Columbus (Oh), 1983. P. 430.
23. Ibid. P. 421.
«Опыт исторического словаря о российских писателях» Новикова был исключительно важным этапом в истории изучения русской литературы и охватывал несколько столетий. В чем-то он уступал очерку истории русской поэзии Тредиаковского «О древнем, среднем и новом стихотворении российском» (1755),24 но, безусловно, превосходил его по охвату жанров и включенных имен. Его словарь был и важной вехой в истории русской критики. Счастливым образом исторический словарь Новикова оказался обращен не только в прошлое и настоящее, но и пытался предугадать будущее русской литературы.
Библиография
- 1. Глинка С. Н. Записки. СПб., 1895.
- 2. Ефремов П. А. Материалы для истории русской литературы. СПб., 1867.
- 3. Лепехин М. П. «Опыт исторического словаря о российских писателях» Н. И. Новикова (Некоторые проблемы изучения) // XVIII век. Л., 1989. Сб. 16.
- 4. Мартынов И. Ф. «Опыт исторического словаря о российских писателях» Н. И. Новикова и литературная полемика 60-70-х годов XVIII века // Русская литература. 1968. № 3.
- 5. Николаев С. И. Смерть поэта в эпитафии и элегии XVIII века // Окказиональная литература в контексте праздничной культуры России XVIII века. СПб., 2010.
- 6. Новиков Н. И. Избр. соч. М.; Л., 1951.
- 7. Порошин С. Записки. СПб., 1881.
- 8. Поэты XVIII века: В 2 т. Л., 1972. Т. 1 (Библиотека поэта. Большая сер.).
- 9. Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: В 16 т. М.; Л., 1937. Т. 6.
- 10. Топоров В. Н. «Младой певец» и «быстротечное время» (К истории одного образа в русской поэзии первой трети XIX века) // Russian poetics. Columbus (Oh), 1983.
- 11. ТредиаковскийВ. К. Избр. произведения. М.; Л., 1963 (Библиотека поэта. Большая сер.).