- PII
- S013128120012490-0-1
- DOI
- 10.31857/S013128120012490-0
- Publication type
- Article
- Status
- Published
- Authors
- Volume/ Edition
- Volume / Issue 6
- Pages
- 91-102
- Abstract
The study summarizes some particularities of the geostrategic relationship of Russia and China in the beginning of the present century and their prospects in the plan of the conditionally possible genesis of the planetary international union of the new type for the joint survival and the sustainable optimum development of humanity on the basis of the inter-patriotic ideology of true good. The necessity is stressed for the science and diplomacy of Russia to “cease the initiative” from China’s side in the matters of genesis of the new optimum world order.
- Keywords
- Russia and China, the Russian-Chinese geostrategic relationship, planetary international union of the new type, the advanced geocenters, ideology of true good
- Date of publication
- 15.12.2020
- Number of purchasers
- 14
- Views
- 1377
Статья подготовлена исходно в соавторстве с профессором Э.А. Меркуловой (1933–2017) и профессором К.А. Меркуловым (1924–1999) и светлой памяти родителей автора посвящается.
Некоторые оценки состояния отношений России и Китая в начале нынешнего столетия
В начале ХХI века отношения Российской Федерации и Китайской Народной Республики прошли большой путь развития сверх исходного уровня взаимодействия на основе принципов мирного сосуществования, отношений «добрососедства, дружбы и сотрудничества» и «межгосударственных отношений нового типа», зафиксированных в Договоре сторон от 17 июля 2001 г. и подписанной одновременно с ним Президентом РФ В.В. Путиным и Председателем КНР Цзян Цзэминем Московской декларации РФ и КНР1.
С начала второго десятилетия нынешнего столетия отношения РФ и КНР, согласно многократным официальным оценкам руководителей наших государств, достигли самого высокого уровня за всю историю двусторонних связей, развиваясь ныне в форме «всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия», «стратегических особых отношений», «международных отношений нового типа» и т.д. В частности, такие оценки звучали в ходе официальных контактов и переговоров Президента РФ В.В. Путина и Председателя КНР Си Цзиньпина в 2013–2020 гг.2.
В четвертом разделе Концепции внешней политики Российской Федерации («Региональные приоритеты внешней политики РФ») в редакции 2016 года, утвержденной Указом Президента РФ В.В. Путина 30 ноября 2016 г. говорится: «…84. Россия продолжит наращивать всеобъемлющее, равноправное, доверительное партнерство и стратегическое взаимодействие с Китайской Народной Республикой, активно развивать сотрудничество с ней во всех областях…»3.
В аналогичном плане в основном выдержана тональность многих официальных документов и материалов об отношениях России и Китая в начале нынешнего столетия и официальных заявлений и комментариев по этому вопросу высших и высоких руководителей наших стран4.
Вместе с тем, как отмечалось в некоторых источниках, развитие отношений РФ и КНР в начале этого века было достигнуто в определенной степени благодаря ряду серьезных односторонних уступок РФ, в т. ч. в сфере поставок из РФ в КНР по заниженным ценам углеводородного сырья, электроэнергии и некоторых других товаров и передаче КНР нескольких «спорных» (с китайской точки зрения) участков территории РФ в районе межгосударственной границы двух стран.
В этой связи приведем название аналитического материала Ф. Кильзиса «Россия и Китай: только энергетика и личные гарантии», размещенного 5 июня 2017 г. на сайте Российского совета по международным делам5. И это — при том, что абсолютное большинство научно-дипломатических исследований об отношениях РФ и КНР, в т.ч. и на сайте РСМД, выдержаны в весьма строгих «оптимистическо-реалистических» тонах как, по авторитетной оценке д.и.н. А.В. Ломанова, «сообщества с глобальной ответственностью» и т.д.6. Таков же общий фон проведенных РСМД в 2015–1919 гг. пяти международных научно-практических конференций, посвященных широкому кругу вопросов современного «нового партнерства» России и Китая на пути «к новому качеству двусторонних отношений» в меняющемся мировом порядке7. Разумеется, в большинстве указанных материалов на сайте РСМД в оценках доминирует не «подхалимаж», а «разумный реализм»8.
6. Ломанов А.В. Российско-китайское сообщество с глобальной ответственностью. Аналитический материал РСМД 10 июля 2017 г. (О состоянии российско-китайских отношений по итогам официального визита Председателя КНР Си Цзиньпина в Москву 3–4 июля 2017 г.). М.: РСМД, 2017. URL: http://www.russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/rossiysko-kitayskoe-soobshchestvo-s-globalnoy-otvetstvennostyu/(дата обращения: 04.11.2017).
7. См., например: РСМД. Третья международная конференция «Россия и Китай в меняющемся мировом порядке». Москва, 29–30 мая 2017 г. URL: russiancouncil.ru/rucn2017 (дата обращения: 04.11.2017).
8. См., например: Лукьянов Ф. Планка и прыжки. Комментарии членов РСМД. 6 мая 2016 г. URL: russiancouncil.ru/analytics-and-comments/comments/planka-i-priyzki/(дата обращения: 04.11.2017). См. также: сайт РСМД в сети «Интернет». URL: https://www.russiancouncil.ru.
В целом неоднозначный багаж и баланс различных фактов, явлений, процессов и тенденций развития отношений РФ и КНР в начале нынешнего столетия дает основания делать разнообразные оценки относительно современной и перспективной динамики связей сторон.
Так, ряд авторитетных геополитиков «левого» спектра ратует за возрождение на новой основе стратегического союза «Москва — Пекин», в т.ч. в форме отношений «старшей сестры и старшего брата» в рамках ожидаемых в будущем Евразийского Союза (ЕАС) и Великого Евразийского Сообщества (ВЕАС). Напротив, некоторые видные представители «правых сил» в геополитике и геополитологии говорят о потенциальной вероятности серьезного «поворота вспять» в отношениях России и Китая в той или иной перспективе вплоть до условно возможного временного силового конфликта.
В то же время многие представители классического «центризма» выступают за сохранение стабильно поступательной динамики в развитии отношений Отечества и Поднебесной на базе поддержания прежнего статус-кво и в плане обеспечения взаимоприемлемого компромисса в духе принципа «золотой середины».
Как бы там ни было, в середине 2010-х годов отношения РФ и КНР, видимо, начали трансформироваться в направлении нового этапа своего развития в силу действия сложного комплекса объективных и субъективных факторов геостратегического порядка. Важнейшими из них стали, на наш взгляд, угрозы начала де-факто нового витка «мировой холодной войны» и успешное развитие — при лидирующей роли России — процессов евразийской интеграции на «базисе» Евразийского экономического союза в том или ином сопряжении с инициативой КНР «Один пояс, один путь» (наряду с порождаемыми последней потенциально серьезными угрозами национально-государственной и международной безопасности стран-участниц этого проекта в случае его «китаецентричной» эволюции)9.
С нашей точки зрения, действительно можно предполагать условную возможность того или иного кризиса в отношениях наших стран в обозримом будущем вследствие тех или иных гипотетически возможных колебаний «вправо-влево» и «вверх-вниз» во внутренней и внешней политике сторон10. Однако с точки зрения широкой перспективы хочется верить, что наше стратегически возрождающееся Отечество и потенциально (условно) гармонизирующийся Китай исторически «обречены» на преобладание отношений соразвития (в т.ч. в духе известного афоризма Конфуция о том, что «мир и гармония являются высшими добродетелями в небе и на земле»)11.
11. Подробнее см., например: Меркулова Э.А., Меркулов К.А., Меркулов К.К. Геостратегические отношения России и Китая в начале ХХI века в плане перспектив генезиса планетарного международного союза нового типа за совместное выживание и устойчивое оптимальное развитие человечества (после нынешнего мирового кризиса): историко-философские очерки. М.: Издательство «Спутник +», 2020. 640 с.
О перспективах оптимального соразвития Отечества и Поднебесной
Достойное соразвитие Отечества и Поднебесной достижимо на основе новой парадигмы оптимального культурно-цивилизационного прогресса, в том числе в духе идеологии патриотизма и интерпатриотической «мировой истинно доброй идеи-мечты». В широкой исторической перспективе речь может пойти, во-первых, о теоретической доработке и практической реализации достижений авангардистской социальной философии истинного добра. Во-вторых, на этой основе в связях Отечества и Поднебесной в широкой исторической перспективе представляется закономерным формирование международных и вообще общественных отношений нового (истинно доброго и т.д.) типа12.
Но История учит людей быть бдительными. Применительно к современной и перспективной динамике развития отношений нашей страны с Китаем это значит, что отечественной дипломатии необходимо, дистанцируясь и от крайних проектов «панибратства», и от экстремистских сценариев длительной силовой конфронтации с Поднебесной, действовать в духе принципа «золотой середины», т.е. «на благо всех и каждого — каждой».
С учетом всего вышеизложенного есть основания предполагать, что, во-первых, на смену или в дополнение к прежнему Договору о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве РФ и КНР от 17.07.2001 г. (исходно со сроком действия в 20 лет) может прийти не только де-юре акт о его пролонгации, но и договор-декларация о международных и общественных отношениях нового (истинно доброго) типа; и, во-вторых, прежние шедевры миротворческой и доброподвижнической дипломатии нового типа (включая российско-китайские декларации о новом миропорядке 1996 г. и 2005 г., подписанные высшими руководителями РФ и КНР) будут дополнены рядом новых документов.
Конечно, всё «не так уж просто» в отношениях наших великих держав. В своей книге «Восприятие в Китае образа России» покойный патриарх отечественного китаеведения академик С.Л. Тихвинский привел ряд дружественных и недружественных оценок образа России в Китае ранее в истории и в наше время со стороны и официальных, и неофициальных лиц13.
Для понимания геостратегической специфики отношений РФ и КНР в начале нынешнего столетия уместно привести и оценку покойного директора ИДВ РАН академика М.Л. Титаренко: «Китай и Россия — естественные союзники…» в сфере таких проблем, как обеспечение мира и развития и др.14. Однако позже М.Л. Титаренко сделал вывод, что по сравнению с прежним негегемонистским курсом внешней политики КНР (т.е. в «эпоху Дэн Сяопина во внешней политике Пекина» в 1978‒2008 гг.15) «в последнее время, судя по всему, положение начинает меняться»16.
15. Портяков В.Я. Внешнеполитические заветы Дэн Сяопина и их современная интерпретация // Проблемы Дальнего Востока. 2012. № 5. С. 14‒27.
16. Титаренко М.Л. Россия и ее азиатские партнеры в глобализирующемся мире. М.: ИД «ФОРУМ», 2012. С. 151.
По сути, близкие оценки даны также рядом других крупных отечественных ученых-международников, тем самым как бы предостерегающих от излишней «эйфории» при характеристике современного состояния и обозримых перспектив развития отношений нашей страны и КНР. В числе этих ученых можно упомянуть академиков РАН С.Ю. Глазьева, Б.Н. Кузыка, В.Л. Ларина, П.А. Минакира, В.В. Михеева, В.С. Мясникова, А.В. Торкунова, Г.И. Чуфрина, члена-корреспондента РАН И.С. Иванова, директора ИДВ РАН в 2016–2020 гг. профессора С.Г. Лузянина и его заместителей в те же годы профессоров А.В. Островского и В.Я. Портякова и к.и.н. С.В. Уянаева, врио директора ИДВ РАН с 23.03.2020 г. профессора А.А. Маслова и многих других видных дипломатов, геополитологов, востоководов и китаеведов17.
Как известно, еще в самом начале проведения руководством КНР в «эпоху после Мао» политики реформ и открытости внешнему миру на XII съезде КПК (сентябрь 1982 г.) была сформулирована концепция «независимой и самостоятельной внешней политики» Поднебесной. Ее смысл сводился к невступлению в союзнические отношения с какой-либо из «сверхдержав» в лице тогдашних СССР и США и к подчинению приоритетов внешней политики КПК и КНР целям и задачам внутреннего экономического развития Китая.
С тех пор очень многое изменилось в самой Поднебесной и во всем мире, но Пекин по-прежнему не ставит перед собой целей вступления с каким-либо из крупнейших геоцентров в замкнутый международный союз «классического военно-политического типа».
Близкая по существу оценка применима ныне к специфике официальной геостратегии Российской Федерации и Союзного Государства, в т.ч., по значимому мнению бывшего ректора Дипломатической академии МИД России профессора Е.П. Бажанова18.
Ряд отечественных политологов, как, например, президент Академии геополитических проблем генерал-полковник Л.Г. Ивашов и профессор А.В. Лукин, считают целесообразным налаживание привилегированных отношений России с такими странами, как Индия, Иран, Япония, и убеждены в том, что «Россия не должна идти под Китай», несмотря на то, что «Китай ищет в России союзника ХХI века»19.
Данные оценки весьма уместны и справедливы на современном этапе геостратегического соразвития России и Китая, который характеризуется не только взаимной заинтересованностью сторон в развитии всеобъемлющего сотрудничества между ними, но наличием ряда реальных точек потенциальных расхождений и даже явных противоречий.
В самом Китае достаточно широко распространены взгляды различных ученых и практиков о преимущественно прагматичной сущности нынешнего партнерства КНР и РФ. Вместе с тем в последнее время в КНР стали реально усиливаться позиции сторонников великоханьского гегемонизма, в том числе в духе разного рода проектов «мира по-китайски» и т.п.
Судя по источнику, цитируемому в одном из научных «бестселлеров» профессора Ю.М. Галеновича, экспертам РФ известны появившиеся в китайском интернете рассуждения на тему о том, что до 2050 г. Китаю будет необходимо вести 6 войн: за Тайвань, за острова в Южно-Китайском море, за Тибет, за Монголию и войны с Японией и с Россией20. Данная информация, по авторитетной оценке видного отечественного военного политолога А.Ф. Клименко, «дает основания для размышлений на перспективу»21.
21. Клименко А.Ф. Национальные интересы России в АТР // Китай в мировой и региональной политике. Вып. ХVIII: ежегодное издание /сост., отв. редактор Е.И. Сафронова. М.: ИДВ РАН, 2013. С. 38.
Близкие по сути «алармистские» подходы у части отечественных геополитологов резко усилились после выдвижения Китаем комплекса инициатив «Один пояс, один путь» и начала их практической реализации, включая активную дискуссию в научном сообществе КНР о новых подходах к системе глобального управления при лидерстве КНР взамен глобализации в духе «мира по-американски» и т.д.22. Однако есть и прямо противоположные авторитетные суждения. Так, по оценке профессора РАН А.В. Ломанова, «Китай подчеркивает, что его политика всегда будет миролюбивой, поскольку стремление к миру заложено в «генах» гармоничной и толерантной национальной культуры. С этой позиции любые рассуждения иностранцев о китайской «агрессивности» являются не более чем проявлением недостатка знаний об истории и культуре»23.
23. Ломанов А.В. Внешняя политика Си Цзиньпина: день сегодняшний /Круглый стол в ИДВ РАН. Актуальные проблемы современных российско-китайских отношений // Проблемы Дальнего Востока. 2017. № 5. С. 6.
Таковы избранные и весьма типичные оценки сущности и современного характера стратегического партнерства наших стран. Думается, что они в основном точно описывают нынешнее реальное положение дел в сфере их взаимоотношений ныне и их возможное развитие в обозримой перспективе.
Вообще, по нашему мнению, основанному на фундаментальном системно-синергетическом анализе и синтезе многих научных источников и литературы по теме исследования, в мировой экономике, политике и культуре представляется закономерным поэтапное формирование широкого оптимального геостратегического союза нового типа с участием передовых геоцентров в общем формате становления нового оптимального мироустройства, что может быть достигнуто на основе формирования уникального всенародно-всечеловеческого компромисса-консенсуса относительно основных направлений, путей, форм и методов совместного выживания и устойчивого оптимального развития человечества24.
Конкретные основные направления, пути, формы и методы реализации данной геостратегической модели может определить сама жизнь, История. Но уже сейчас допустимо прогнозировать, что данный сценарий потенциально соответствует принципиальному выводу видного российского китаеведа А.С. Давыдова о том, что «идеальной для взаимоотношений трех стран (России, Китая и США) уже сегодня могла бы стать модель поиска фундамента для их трехстороннего стратегического партнерства»25.
Разумеется, данный «сверхоптимистический» прогноз — это своего рода «идеальная программа-максимум» в преддверии «планетарной патриотической и националистической волны», призванной (в идеале!) помочь передовой части социума «очиститься» от крайностей так называемой либерально-рыночной глобализации как, по прогнозам К. Каутского, периода ультраимпериализма.
Таков по существу сверхдолгосрочный «идеал» («программа-максимум») возможного и желаемого оптимального развития широкого геостратегического взаимодействия Отечества и Китая, а также других передовых геоцентров, к реализации которого можно и нужно стремиться посредством разработки и осуществления различных «реалистическо-оптимистических программ-минимум».
При этом предлагаемая нами модель оптимального соразвития нашей страны и Китая направлена не на неоклассическое «силовое сдерживание» феномена «подъем Поднебесной», а на посильное содействие стратегической оптимизации международных и вообще общественных отношений с позиций анализа, учета и достойного творческого синтеза всего передового опыта социума, включая феномен Возрождения Отечества.
Что же касается взглядов сторонников «ортодоксального» марксизма и других атеистических идеологических доктрин, то уместно отметить, что термин «коммунизм» в переводе с немецкого языка, на котором писали свои труды К. Маркс и Ф. Энгельс, означает «всеобщность», то есть включает и «мировое добро», и «мировое зло». В связи с этим закономерен вопрос: А не лучше ли стремиться только к Добру (в духе теории и практики истинного добра как самого масштабного позитивного, положительного явления бытия)?!
С точки зрения широкой исторической перспективы представляется весьма вероятным, что прежние и нынешние международные (в данном случае российско-китайские) и, шире, общественные отношения на нашей планете будут исследоваться будущей новой уникально совершенной суперсистемой веропознания, наук и искусств в духе нового прочтения известного афоризма гениального основоположника системы отечественной науки М.В. Ломоносова (1711–1765) о закономерности гармонии феноменов «правда» и «вера»26.
В начале ХХ века, пытаясь осмыслить исторические судьбы развития человечества, начиная с Востока, великий русский мыслитель Л.Н. Толстой отмечал: «Я думаю, что в наше время совершится великий переворот в жизни человечества и что в этом перевороте Китай должен во главе восточных народов играть великую роль»27. При этом особые надежды Л.Н. Толстой возлагал на творческий потенциал конфуцианства, которое он рассматривал как учение, близкое к христианству. В «Письме к китайцу», написанному в форме обращения к китайскому писателю Ку Хунмину 15 сентября 1906 г., Л.Н. Толстой писал: «Дело, предстоящее теперь, по моему мнению, не только Китаю, но и всем восточным народам, не в том только, чтобы избавиться самим от тех зол, которые они терпят от своих правительств и от чужих народов, а в том, чтобы указать всем народам выход из того переходного положения, в котором они находятся. И выхода другого нет и не может быть, как освобождение себя от власти и подчинения власти Божеской»28.
28. Толстой Л.Н. Письмо к китайцу URL: http://tolstoy-lit.ru/tolstoy/publicistika/pismo-k-kitajcu.htm (дата обращения 29.05.2017).
В плане выше изложенного показательна проблемная статья видного отечественного философа-китаеведа А.Е. Лукьянова по вопросу об исторической связи между содержанием нынешней «китайской мечты» и некоторых ее прообразов в китайской философской классике29, имея в виду, что этот вопрос может так или иначе быть учтен в процессах расцвета «русской идеи-мечты», «российской идеи-мечты», «евразийской идеи-мечты» и т.д.
И все это — в условиях, когда, по мнению видного отечественного китаеведа доктора политических наук А.В. Виноградова, «золотой век» китайских реформ в начале нынешнего столетия завершился и началась эпоха «великого возрождения»30. Этот тезис был ясно подтвержден в решениях ХIХ съезда Коммунистической партии Китая, который прошел в Пекине с 18 по 24 октября 2017 г. и положил начало «великому походу к возрождению» китайской нации и курсу социализма с китайской спецификой в новую эпоху, а также обозначил новые ориентиры внешней политики КПК и КНР, которая ныне также во многом «вступает в новую эпоху».
Заключительные замечания и итоговые общие выводы.
С учетом изложенного выше в качестве выводов отметим следующее.
1. Судя по ряду серьезных научно-практических источников информации, «китайская угроза» — это относительная реальность мира на современном этапе и в обозримом будущем, по крайней мере, потенциально.
2. Что касается указанных выше оценок «китайской угрозы», то с ними в целом можно условно согласиться, но, как представляется, со следующим очень важным уточнением: нашей Возрожденной Родине вместе с ближайшими друзьями на международной арене надо стремиться, с одной стороны, постоянно обеспечивать надежнейший оборонный потенциал и общую мощь для нейтрализации любой возможной военной агрессии против нас и, с другой стороны, бороться за полное и окончательное торжество принципов вечного всеобъемлющего мира и всеобщего блага.
3. По нашему глубокому убеждению, все это может быть реально достигнуто на путях формирования вышеописанной системы нового оптимального мироустройства (НОМ) во имя достойной жизни каждого достойного человека, о чем много раз высказывались Президент Российской Федерации В.В. Путин и другие видные мировые лидеры.
4. Теоретический и практический «ключ» к постижению и воплощению идеалов НОМ — это достойные доработка, распространение и торжество уникальной передовой философии и идеологии истинного добра в духе и достойного патриотизма, и оптимальной «мировой истинно доброй идеи-мечты». Именно на этом пути «китайская угроза» и прочие «пережитки прошлого» могут стать достоянием истории, и передовой социум шагнёт к высотам истинно доброй, достойной и т.д. жизни. Причем, применительно к специфике общего жизнеустройства великой китайской нации такая постановка вопроса в целом сопрягаема с потенциалом универсального добра, исстари заложенном в традиционной китайской духовности. Об этом, в частности, свидетельствует нижеприведенная краткая цитата из «Лунь юй».
5. В связи с этим надо учитывать, что, согласно учению В.И. Вернадского и П. Тейяра де Шардена о ноосфере, «человек впервые понял, что он — житель планеты и может — должен мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств или их союзов, но и в планетном аспекте»31.
6. Перефразируя ряд известных идей основоположников научного социализма32 с поправкой на идеалы Добра, можно сказать: «Истинно добрые нормы отношений между людьми должны стать определяющими нормами истинно добрых международных, межцивилизационных и вообще общественных отношений…».
7. В духе провозглашенного группой передовых ученых лозунга «Вперед — к Ломоносову» и применительно к общей научной методологии настоящего труда необходимо масштабное «новое прочтение» мыслей гениального основоположника отечественной науки о созвучии миров «правда» и «вера».
8. С точки зрения широкой динамики развития всемирно-исторического процесса взаимоотношения России и Китая в начале нынешнего века геостратегически определялись во многом общей спецификой наметившегося перехода от периода ультраимпериалистической глобализации к периоду «планетарной патриотической и националистической волны», которая в идеале могла бы способствовать «очищению» передовой части социума от эксцессов «глобальной либерально-рыночной демократии». Однако с точки зрения еще более широкой перспективы явление «планетарной патриотической и националистической ресуверенизации» не станет новоявленным «концом истории» (в духе антитезы известным фантазиям Ф. Фукуямы и Ко. и т.п.). Есть серьезные основания предполагать, что вслед за данным периодом в широкой исторической перспективе закономерно наступление совершенно новой исторической эпохи — эпохи торжества истинного добра на всех уровнях эколого-экономического «базиса», политико-идеологической «надстройки» и духовно-культурного «венца» будущего истинно доброго социума (доброчеловечества) на пути к Апофеозу мировой истории во славу Божию.
9. Совершенно новые стратегические и тактические рубежи в развитии Китая и российско-китайских отношений открылись в свете по праву исторических решений ХIХ съезда КПК, прошедшего в Пекине с 18 по 24 октября 2017 г. Согласно ряду авторитетных официальных оценок, на этом форуме крупнейшей в мире 90-миллионной политической партии был, по сути, провозглашен «великий поход к возрождению» китайской нации в новую эпоху и намечен ряд уточненных далекоидущих приоритетов внутренней и внешней политики КПК и КНР33. Нынешний министр иностранных дел КНР Ван И отметил следующее: «…на ХIХ съезде КПК идея Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой новой эпохи была определена как руководящая идеология, что положило начало новому походу за развитие дела социализма с китайской спецификой, а также обозначило основное направление приложения сил и развития внешнеполитической деятельности Китая, которая вступает в новую эпоху… В Докладе ХIХ съезда КПК четко отмечается необходимость продвигать формирование международных отношений нового типа и формирование сообщества единой судьбы человечества. Эти два «формирования» обобщили главную цель предстоящих усилий во внешнеполитической деятельности Китая»34. Правда, отдавая дань уважения традиционным дипломатическим политесам китайской стороны, отечественным ученым-международникам и разного рода практикам стоит обязательно учитывать реальную истину того, что, например, согласно тому же источнику, нынешнее государственное и политическое руководство КНР рассматривает партнерство с Россией лишь как второй по абсолютной значимости геостратегический приоритет Китая — после двусторонних отношений КНР с США, которые, по свидетельству Ван И, «представляются самыми сложными и самыми важными в мире»35.
34. Ван И, министр иностранных дел КНР. Внешняя политика Китая вступает в новую эпоху // Китай. Ежемесячный журнал (Пекин, КНР). № 1 (147). Январь 2018 г. С. 20, 22.
35. Ван И, министр иностранных дел КНР. Внешняя политика Китая вступает в новую эпоху // Китай. Ежемесячный журнал (Пекин, КНР). № 1 (147). Январь 2018 г. С. 21.
10. В целом, для общего понимания специфики стратегического взаимодействия РФ и КНР в начале XXI века и конкретно в середине-конце 2010-х годов примечательна оценка профессора С.Г. Лузянина: «На Западе считают, что деньги определяют все. Да, конечно, для Китая важны деньги, но американцы просто не знают китайских стратагем и специфики китайской тысячелетней дипломатии. А это поддержание долговременных балансов. С Россией сложился выгодный для обеих сторон стратегический баланс. Мы имеем многократное превосходство над Китаем в военно-стратегических силах, Китай — в экономико-финансовых силах. Происходит сложение — не механическое, а, я бы сказал, геополитическое сложение балансов, где получается огромный российско-китайский совокупный потенциал, в котором нет Старшего или Младшего брата»36. По сути близко по данной теме высказывались и нынешний врио директора ИДВ РАН профессор А.А. Маслов и многие другие ведущие китаеведы ИДВ РАН и других научных центров РФ37.
37. Маслов А.А. Китай без вранья. М.: РИПОЛ Классик, 2013. 360 с.; и др.
11. Совершенно новым явлением в истории общественных и международных отношений на Земле в целом и российско-китайских отношений в частности стала опаснейшая по своим последствиям пандемия COVID-19, зародившаяся в декабре 2019 г. в КНР и затем распространившаяся по всему земному шару. Перед лицом этой т.н. «чумы ХХI века» Россия и Китай, по авторитетнейшему свидетельству Чрезвычайного и Полномочного Посла РФ в КНР А.И. Денисова, проявили достойный пример сотрудничества государств и народов38. При этом особенно поучительным стал успешный опыт КНР в борьбе с «первой волной» коронавируса в начале-середине 2020 г.
12. В свое время великий русский прозорливый православный старец иеросхимонах Серафим Вырицкий (в миру В.Н. Муравьёв), известный как главный молитвенник о победе народов СССР в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., завещал: «Многие страны ополчатся на Россию, но она выстоит, утратив большую часть своих земель… Люди поймут, что невозможно жить так дальше, иначе всё живое погибнет, и выберут единое правительство…»39.
13. По сути об этом же эсхатологическом вызове свыше говорил в своей Патриаршей проповеди 8 октября 2020 года (в день памяти Небесного Покровителя Святой Руси преподобного Сергия Радонежского) Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «…Главный вывод, который мы должны сделать из напасти, обрушившейся на весь род человеческий, — это то, что такие события не могут происходить вне Божественного Промысла. Это очень сильный и, может быть, даже последний звонок для всех нас. Звонок, сигнал от Самого Господа и Спасителя нашего, от Творца мира и Промыслителя, с тем чтобы мы действительно научились иначе мыслить, иначе относиться к каждодневным своим обязанностям… И да поможет нам Господь усвоить этот удивительный урок, который одномоментно предается всему человеческому роду»40.
14. В любом случае, в качестве главного итогового вывода непосредственно по теме данного исследования отметим следующее: оптимальным вариантом стратегического взаимодействия Отечества и Китая представляется формирование не некоего замкнутого неоклассического блока, а формирование истинно доброго альянса в общих (более «широких») рамках планетарно-международного союза нового типа за совместное выживание и устойчивое оптимальное развитие человечества в направлении доброчеловечества и вообще Всемирного Торжества Добра41. В подтверждение этого тезиса, а точнее — скромной научной гипотезы, степень субъективного соответствия которой объективной реальности настоящего и будущего определит сама жизнь, — приведем отрывок из китайской философской классики — трактата «Лунь юй» в поэтическом переводе В.П. Абраменко (под общей редакцией профессора А.Е. Лукьянова):
«Спросил Цзы Чжан о Дао людей добра,
В ответ Учитель молвил: «Крута гора,
Коль не пойдешь по круче по их стопам,
Попасть оставь надежду в Дао храм»42.
References
- 1. Van I. Oderzhat` pobedu v bor`be po profilaktike i kontrolyu nad e`pidemiej, sozdat` soobshhestvo edinoj sud`by` chelovechestva. URL: http://www.ifes-ras.ru/publications/article/2630-statya-glavy-mid-knr-van-i-o-borbe-s-epid (data obrashheniya: 06.10.2020).
- 2. Davy`dov A.S. KNR — SShA — Rossiya: geopolitika i pandemiya // Problemy` Dal`nego Vostoka. 2020. № 2.
- 3. Dogovor o dobrososedstve, druzhbe i sotrudnichestve Rossijskoj Federacii i Kitajskoj Narodnoj Respubliki ot 17 iyulya 2001 g.; Moskovskaya deklaraciya Prezidenta Rossijskoj Federacii V.V. Putina i Predsedatelya Kitajskoj Narodnoj Respubliki Czzyan Czze`minya ot 17 iyulya 2001 g. // Dokumenty` i materialy` rossijsko-kitajskix peregovorov na vy`sshem urovne v Moskve, RF, 17 iyulya 2001 g. URL: http://www.kremlin.ru/2001/07/17 (data obrashheniya: 04.11.2017).
- 4. Dy`nkin A.A. Protivostoyanie SShA i Kitaya stanet glavny`m v postpandemicheskom mire. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/comments/protivostoyanie-ssha-i-kitaya-stanet-glavnym-v-postpandemicheskom-mire/?sphrase_id=57218325 (data obrashheniya: 19.10.2020).
- 5. Ivanov I.S. Mir budet drugim. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/mir-budet-drugim/ (data obrashheniya: 10.05.2020).
- 6. Lavrov S.V. O pandemii: vy`vody` i zadachi. URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/4139447 (data obrashheniya: 29.05.2020).
- 7. Maslov A.A., Fochkin O. «Den` rozhdeniya Kitaya, kovid i smertel`ny`e ob``yat`ya». URL: https://olegfochkin.mirtesen.ru/blog/43146865084/Den-rozhdeniya-Kitaya-kovid-i-smertelnyie-obyatya (data obrashheniya: 05.10.2020).
- 8. Mel`nikov I.I. «Nauchno-texnicheskie innovacii i otnosheniya mezhdu lyud`mi — drajvery` rosta rossijsko-kitajskogo sotrudnichestva». URL: https://kprf.ru/dep/gosduma/activities/187946.html (data obrashheniya: 17.10.2019).
- 9. Merkulova E`.A., Merkulov K.A., Merkulov K.K. Geostrategicheskie otnosheniya Rossii i Kitaya v nachale XXI veka v plane perspektiv genezisa planetarnogo mezhdunarodnogo soyuza novogo tipa za sovmestnoe vy`zhivanie i ustojchivoe optimal`noe razvitie chelovechestva (posle ny`neshnego mirovogo krizisa): istoriko-filosofskie ocherki. M.: Izdatel`stvo «Sputnik +», 2020.
- 10. Rossijsko-kitajskij dialog: model` 2020: doklad No. 58/2020 /(S.G. Luzyanin (ruk.) i dr.; X. Chzhao (ruk.) i dr.); Rossijskij sovet po mezhdunarodny`m delam (RSMD). — M.: NP RSMD, 2020.
- 11. Si Czzin`pin. Doklad General`nogo sekretarya CzK KPK Si Czzin`pina na XIX s``ezde KPK 18 oktyabrya 2017 g. URL: http://russian.news.cn/2017–11/03/c_136726299.htm (data obrashheniya: 04.11.2017).
- 12. Syuj Polin, Li Yunxue`j, Go Syaoczyun. COVID-19: proverka na prochnost` i stimul dlya razvitiya rossijsko-kitajskogo vseob``emlyushhego partnyorstva. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/covid-19-proverka-na-prochnost-i-stimul-dlya-razvitiya-rossiysko-kitayskogo-vseobemlyushchego-partne/ (data obrashheniya: 20.10.2020).
- 13. Torkunov A.V. Velikaya pobeda i mirovoj politicheskij process. URL: https://mgimo.ru/about/news/main/torkunov-online-06–05–20/ (data obrashheniya: 09.05.2020).
- 14. Ustav KPK, prinyaty`j s chastichny`mi popravkami XIX Vsekitajskim s``ezdom KPK 24 oktyabrya 2017 g. URL: http://russian.news.cn/2017–11/03/c_136726536.htm (data obrashheniya: 04.11.2017).
- 15. Uyanaev S.V. Rossiya—Kitaj: 70-letnij yubilej ustanovleniya diplomaticheskix otnoshenij i vzaimodejstvie v tekushhem stoletii // Kitaj v mirovoj i regional`noj politike. Istoriya i sovremennost`. Vy`pusk XXIV: ezhegodnoe izdanie /sost., otv. red. E.I. Safronova. M.: IDV RAN, 2019.
- 16. Chzhan Xan`xue`j. E`pidemiya koronavirusa pokazala, chto takoe nastoyashhaya druzhba. URL: https://www.interfax.ru/world/698728 (data obrashheniya: 06.10.2020).
- 17. Yakovenko A.V. Mir posle koronavirusa: my`sli vslux. URL: https://news.myseldon.com/ru/news/index/227619868 (data obrashheniya: 14.04.2020).
- 18. Ivanov, Oleg P. Russia Ties Mean India Won’t Go toо Far with US. Source: Global Times. Published: 2020/10/27 21:06:34. URL: https://www.globaltimes.cn/content/1204848.shtml (accessed October 28, 2020).
- 19. Kissinger, Henry A. The coronavirus pandemic will forever alter the world order /the Wall Street Journal, April 3, 2020. URL: https://www.wsj.com/articles/the-coronavirus-pandemic-will-forever-alter-the-world-order-11585953005 (accessed October 20, 2020)/
- 20. Sino-Russian relations since 1991. Article in Wikipedia. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Sino-Russian_Relations_Since_1991 (дата обращения: 29.10.2020).