This study traces the development of new approaches to teaching history-related subjects in Russian general educational establishments. Absence of a History and Culture Standard (HCS) for teaching World History creates problems in teaching this subject. The article suggests designing such a standard based on principles different from the HSC for the History of Russia: it must be more compact and problem-based, serving as a ‘directory’ rather than a program. The study questions the practicality of using the notion of ‘newest history’ for teaching purposes, and proposes replacing it with the notion of ‘contemporary history’, which emerged in the late 1980s ̶ early 1990s. Arguments for this change are given. Corrections are offered for the chronological framework of teaching modern and contemporary history in different school grades. The author believes that, first of all, it is necessary to develop, as soon as possible, a History and Culture Standard for World History, the methodology of which will differ from the current HCS for the History of Russia. Second, because of the established tradition, either to keep (maybe for a while) the notion of "newest history" for the period between 1918-1990, meaning the development of the capitalist formation in parallel with the alternative system of social relations, or to abandon this term altogether. Third, for the period of world history after 1990, to introduce the designation of "contemporary history", generally accepted among the vast majority of professional historians, reflecting a qualitatively new stage in the development of Russia and the world. Fourth, to correct the chronological framework of the study of world history, transferring to the 7th grade the study of the entire French revolution and the history of Russia prior to 1815. This way, it will be possible to avoid an unacceptable gap in the study of the dynamics of the revolutionary process, the results of which were crucial for the subsequent development of capitalism in France and around the world. These proposals are obviously controversial and subject to further discussion in the professional community.
Крушение СССР повлекло за собой разрушение сложившейся за долгие годы системы школьного исторического образования. Исчезла ее марксистская основа, ушли в прошлое идеологически выверенные единые для всей страны линейки учебников по отечественной и всеобщей истории. Началась переоценка многих событий и ранее замалчивавшихся фактов, на смену ведомственной замкнутости пришла открытая общественная полемика в определении целей и задач исторического образования. При написании учебников восторжествовали принципы вариативности и регионализации, а цивилизационный, многофакторный, культурологический и антропологический подходы как методологии потеснили подход формационный. Содержание курсов обогатилось новыми темами: повседневная жизнь разных слоев населения, история религий и церкви, культуры, альтернативы в истории и другие. В учебниках появилось много новых документов (источников), на основе которых вводились адаптированные для школы методы научного исследования. Началось совершенствование образовательных технологий, основанных на системно-деятельностном подходе к обучению, сформировалась ориентация на достижение предметных, метапредметных и личностных компетенций учащихся, на дифференциацию и индивидуализацию обучения1. Появились и завоевали популярность учебно-методические комплексы (УМК), включая электронные пособия, которые со временем стали обязательными (ЭФУ – электронная форма учебника).
Идею его разработки высказал 19 февраля 2013 г. на заседании Совета по межнациональным отношениям Президент России В. В. Путин2. 25 апреля 2013 г. он развил эту идею во время «Прямой линии с Владимиром Путиным», уточнив, что линейка учебников по истории должна опираться на единую концепцию и содержать не только перечень фактов, но и их общую интерпретацию. Такой подход не исключает существования различных мнений, которые может использовать учитель, чтобы дать возможность ученикам самостоятельно анализировать информацию3.
Проект единого учебника был создан летом 2013 г., однако консенсуса в отношении трактовки ряда событий и учебника в целом в профессиональном сообществе найти не удалось. Причина этого проста. «Мы знаем, как активно и заинтересованно обсуждаются у нас в обществе проблемы, связанные с историей, а тем более с преподаванием истории в школе и в высших учебных заведения, - отмечал В. В. Путин. – Собственно говоря, это понятно, почему: потому что от этих оценок в значительной степени зависит то, как общество относится к тому, что мы делаем сегодня, и то, какие мы строим планы на ближайшую, среднесрочную и на более отдаленную историческую перспективу»4.
Дискуссии в обществе немного стихли, когда в августе 2014 г. министерство образования и науки приняло решение об отказе от единого учебника в пользу единой концепции по отечественной истории, на основе которой могут выстраиваться несколько линеек учебников. В основу «Концепции УМК по отечественной истории», принятой в 2014 г., был положен «Историко-культурный стандарт» (ИКС), разработанный профессиональными историками и утвержденный Российским историческим обществом5. Этот документ, ставший результатом длительных обсуждений и компромиссов, определяет содержание курса по отечественной истории и включает в себя большое количество событий, дат, фактов, персоналий, выстроенных по проблемно-хронологическому принципу в рамках единого понятийного и терминологического аппарата. Каждому из девяти разделов ИКС предпослано короткое, но содержательное введение, определяющее историко-методологический подход к конкретному периоду, подкрепляемый списком основных источников. В заключении сформулирован «Примерный перечень «Трудных вопросов истории России», требующих изучения дополнительных материалов, отражающих наиболее распространенные точки зрения на те или иные события.
В соответствии с законом об образовании (2012 г.) были разработаны и приняты в 2015-2016 гг. примерные основные образовательные программы (ПООП)7. Программа по отечественной истории была построена на основе ИКС, главным методическим новшеством в применении которого стал переход от концентрической к линейной системе преподавания истории в общеобразовательных учреждениях. Кроме того, в соответствии с «Концепцией УМК по отечественной истории» одним из базовых принципов школьного исторического образования стало рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса, понимание особенностей ее развития, места и роли в мировой истории и в современном мире. В примерной основной программе по истории в качестве одной из целей школьного исторического образования названо «формирование у учащегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России»8. Эти цели диктуют необходимость не только синхронизации курсов всеобщей истории и истории России, но и усиления межкурсовых связей (исторических процессов, событий, фактов). Прежде всего, это касается истории международных отношений, войн и революций, географических открытий, развития общественной мысли, науки и культуры.
1. Blok M. Apologiya istorii ili remeslo istorika. M., 1973.
2. Karpov S. P. Istoricheskoe obrazovanie: razmyshleniya o putyakh razvitiya. – Novaya i novejshaya istoriya, 2000, № 2, s. 21-27.
No posts found
Comments
No posts found