Крупнейшие кинофестивали: география лауреатов
Крупнейшие кинофестивали: география лауреатов
Аннотация
Код статьи
S0044748X0006412-2-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Белова Екатерина Дмитриевна 
Аффилиация: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
71-84
Аннотация

Автор проанализировал распределение по странам мира всех главных наград ключевых 15 кинофестивалей (отнесенных Международной федерацией ассоциации кинопродюсеров к фестивалям категории «А») за все годы их проведения. Обзор отражает не только то, какие государства входят в число лауреатов, но и хронологию и факторы появления некоторых из них в списках. Рассмотрены отдель-ные латиноамериканские фильмыпобедители и сквозные сюжеты, появляющиеся в разных картинах различных стран, а также фильмы-победители, снятые режиссерами-мигрантами. В статье показано, какие образы государств и городов складываются после просмотра этих кинокартин, победивших на крупнейших кинофестивалях. Среди стран Латинской Америки наибольшее число первых наград на ключевых кинофестивалях получили Бразилия, Мексика и Аргентина. Главный город самых выдающихся кинолент Бразилии — Рио-де-Жанейро. «Бразильские» сюжеты часто разворачиваются также на северо-востоке страны. В случае Аргентины в большей части фильмов-победителей действие происходит в Буэнос-Айресе или просто в некоем «большом городе». Многие латиноамериканские киноленты связаны местом действия и сюжетом с природной доминантой региона — Амазонией. Общие в своей аутентичности (высоко ценимые жюри кинофестивалей) мотивы в творчестве можно найти у режиссеров-мигрантов. Например, один из ярчайших мексиканских фильмов-победителей режиссера Диего Кемада-Диаса, эмигрировавшего из Испании в Мексику, — «Золотая клетка», повествующий о трех подростках, которые из Гватемалы отправляются в США.

Ключевые слова
киноиндустрия, кинофестиваль, креативные отрасли, культурные отрасли
Классификатор
Получено
06.05.2019
Дата публикации
26.09.2019
Всего подписок
90
Всего просмотров
2790
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 В первой половине XX в. с ростом числа выходивших на экраны фильмов встал вопрос их качественной оценки. Один из объективных показателей успеха фильма — его кассовые сборы. Тем не менее популярность картины не всегда соответствует ее художественной ценности, которая, в свою очередь, не гарантирует ей популярность.
2 Продукцию кинематографии можно условно разделить на «кино в целях искусства» и на «индустриальное кино». В первом случае фильмы создаются исключительно в художественном ключе: кино — лаборатория, зона риска, никто не знает, как такое продавать. Во втором — фильмы создаются для зарабатывания денег, развлечения населения. В первом случае создатели фильмов, являясь новаторами, экспериментируют, вырабатывают новые эстетику и формы, а во втором — пользуются уже имеющимися образцами, зарекомендовавшими себя как успешные.
3 Двойственность фильмов подчеркивает и амбивалентность отрасли: с одной стороны, кинокартины можно рассматривать с точки зрения финансового успеха, с другой — их художественной ценности. Способов определить такую ценность может быть много, но есть те, которые в мировом сообществе зарекомендовали себя примерно с середины XX в. — кинематографические фестивали, на которых продукция киноиндустрии оценивается профессиональным художественным сообществом (жюри). Таким образом, признанные крупнейшими и наиболее значимыми международные кинофестивали являются глобальным инструментом для распространения авторского кино. Фильмы и участвовавших в их создании отдельных деятелей искусств (режиссеров, актеров, сценаристов и пр.) в связи с выдающимися, на взгляд жюри, художественными характеристиками выделяют и «наносят на карту мира кино».
4 В статье рассмотрены 15 кинофестивалей, аккредитованных Международной федерацией ассоциаций кинопродюсеров (Fedération International des Associations de Producteurs de Films, FIAPF) как первоклассные — наиболее качественные международные неспециализированные фестивали игровых фильмов (бывают еще специализированные кинофестивали, в которых участвуют, например, только документальные или короткометражные фильмы). Ассоциацией кинопродюсеров они выделены по уровню организации мероприятия в целом, по широте охвата стран, фильмы которые участвуют в конкурсе, по высокому уровню международного жюри и прочим характеристикам. Победить на таком фестивале — радость для всей съемочной группы, и, особенно, для продюсера, так как заветная статуэт- ка — «знак качества» для многих зрителей. «Знак качества» — не просто красивый оборот. В Великобритании Британский институт кино по отдельным фильмам проводит экзитпол (калька с англ. exit poll) — опрос зрителей на выходе с сеанса в кинотеатре. Такой опрос был проведен по картине «Любовь» Михаэля Ханеке (2012 г.), получившей «Золотую пальмовую ветвь» (высшая награда Международного Каннского кинофестиваля). Оказалось, что для 44% зрителей одной из причин посещения фильма стала его победа на престижном кинофестивале (опрос проводился среди британских зрителей, сам фильм — французский) [1]. Получается, что признание художественной ценности может влиять и на доходы от фильма.
5 Автор проанализировал распределение по странам мира всех главных наград ключевых 15 кинофестивалей за все годы проведения этих кинофестивалей. Среди фильмов-победителей много созданных в копродукции (совместное производство двумя и более странами), в последние годы это число растет. В некоторых случаях число стран-создателей достигает пяти-семи. Очевидно, что их вклад в создание картины разный, поэтому, основываясь на том, что главную награду на кинофестивале фильм получил за особую художественную составляющую, победа была засчитана той стране, гражданство которой режиссер имел на момент ее вручения. В случае, когда режиссеры имеют двойное гражданство, награда была засчитана двум странам. Такими победителями стали: Роман Полански (Польша, Франция), Милагрос Мументалер (Аргентина, Швейцария), Фернан Озпетек (Турция, Италия), Раду Михайляну (Румыния, Франция). «Правило» двойного гражданства действовало в том случае, если обе страны участвовали в копродукции. Иногда награду получали режиссеры, чье гражданство не совпадало со странами, снявшими фильм. Тогда мы засчитывали победу только государствам, участвовавшим в его производстве.
6 Исключение из правила — фильм «Дерсу Узала» Акиры Куросавы. Он создавался в копродукции и тесном сотрудничестве двух стран (Японии и СССР), снят на русском языке (японским режиссером!) по сценарию советского писателя Юрия Нагибина, по книге российского географа и писателя Владимира Клавдиевича Арсеньева, поэтому его награду решено было отнести все-таки двум странам [2].
7 Первый приз на кинофестивале зачастую свидетельствует не только о выдающейся работе в художественном плане, но и о политике жюри самого кинофестиваля. Тем интереснее это проанализировать.
8 Конечно, более репрезентативно было бы рассмотреть все призовые места и все номинации этих кинофестивалей. Но, поскольку номинируют обычно около 10 фильмов, самих номинаций может быть 5-15, а лет, в течение которых проходит фестиваль, может быть более 70 (как в случае старейших Венецианского и Каннского международных кинофестивалей), такая работа значительно превышает объем статьи. Необходимо отметить, что премия Американской академии кинематографических искусств и наук (с 1940-х годов более известная как «Оскар») рассмотрена не будет, так как она не относится к 15-ти лучшим кинофестивалям мира по версии FIAPF, и изначально «Оскар» был создан для оценки только американских фильмов, за исключением одной номинации — лучший фильм на иностранном языке. Учитывая большую популярность этой премии, в некоторых случаях автор приведет комментарии по фильмам, победившим в ее международной номинации.
9

Страны — лауреаты международного Каннского кинофестиваля

 

Международный Каннский кинофестиваль — один из старейших кинофестивалей (первое мероприятие подобного рода — Международный Венецианский фестиваль, прошедший впервые в 1932 г. в рамках местного биеннале) относится к так называемой «большой тройке» самых авторитетных кинофестивалей мира наряду с Берлинским и Венецианским. Первые премии в Каннах были вручены еще в 1939 г. В следующие годы кинофестиваль не проводился из-за Второй Мировой войны. В 1946 г. он возобновил свою работу (этот год считается датой его основания), тогда были вручены сразу 11 первых наград (вплоть до 1955 г. и с 1964 по 1974 г. они назывались «Гран-при», а не «Золотая пальмовая ветвь») [18].

10

Основные данные по 15 кинофестивалям, аккредитованным Международной федерацией ассоциации кинопродюсеров, 2019 г.

Кинофестиваль Год начала проведения кинофестиваля Страна проведения Главная награда
Венецианский международный кинофестиваль 1932 Италия «Золотой лев»
Международный Каннский кинофестиваль 1939 Франция «Золотая пальмовая ветвь»
Международный кинофестиваль в Локарно 1946 Швейцария «Золотой леопард»
Международный кинофестиваль в Карловых Варах 1948 Чехия «Хрустальный глобус»
Берлинский международный кинофестиваль 1951 Германия «Золотой медведь»
Международный кинофестиваль в Сан-Себастьяне 1953 Испания «Золотая раковина»
Московский международный кинофестиваль 1959 Россия «Золотой Святой Георгий»
Международный кинофестиваль в Мар-дель-Плата 1959 Аргентина «Золотой Астор»
Индийский международный кинофестиваль 1965 Индия «Золотой павлин»
Монреальский международный кинофестиваль 1968 Канада «Гран-при Америк»
Международный кинофестиваль в Токио 1985 Япония «Токио гран-при» (или «Токийская сакура»)
Каирский международный кинофестиваль 1991 Египет «Золотая пирамида»
Шанхайский международный кинофестиваль 1993 Китай «Золотой кубок»
Варшавский международный кинофестиваль 2002 Польша «Гран-при»
Таллиннский кинофестиваль «Темные ночи» 2004 Эстония «Гран-при» (или «Золотой волк»)

Составлено автором по данным официальных сайтов указанных кинофестивалей: [3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17].

11 В 2018 г. в Каннах прошел 71-й кинофестиваль. По словам российского кинокритика Антона Владимировича Долина, организаторы мероприятия с большим вниманием относятся к современным тенденциям, сохраняя при этом важные традиции. Например, в рамках фестиваля отменили приоритет критиков: если раньше до официальной премьеры проводили показ для журналистов, то теперь (вероятно, после нескольких разгромных отзывов о картинах известных режиссеров) премьера проходит одна для всех в торжественной обстановке. По мнению А.Долина, по крайней мере в 2018 г., в Каннах «занимались искусством, а не политикой» [18]. Жюри кинофестиваля напоминает, что кинематограф важен для фестивалей как художественное явление, а не как индустрия.
12 Лидер по количеству наград на данном кинофестивале — США. Они выигрывали на нем 18 раз. За ними следуют Франция и Италия (по 12 наград) и Великобритания (10). Выделяются также Дания, Япония (по 4 высших награды) и Швеция (3).
13 Фильмы-победители не самых известных в области киноиндустрии стран часто отличаются особым местным колоритом. Например, тайская картина «Дядюшка Бунми, который помнит свои прошлые жизни» стилизован под классические тайские фильмы. Режиссер рассказывает, что одним из источников его вдохновения стала история реального человека, жившего в его городе. Во время медитаций тот вспоминал свои прошлые жизни. Журналист The Daily Telegraph пишет, что «Вересетакулу (фамилия режиссера) удается передать потустороннюю сущность места, где происходит действие, не прибегая к связанным с Востоком штампам» [19]. А бразильский фильм «Обет» рассказывает историю сельского жителя из штата Баия, которому во имя обета необходимо нести крест до столицы штата. Как пишет Лидия Владиславовна Ростоцкая [20], получение режиссером фильма Анселму Дуарти в 1962 г. «Золотой пальмовой ветви» стало ошеломляющим событием не только для зрителей, но и для мировой кинокритики, потому что благодаря ему многие узнали о существовании бразильского кинематографа.
14 Часто решение жюри оказывается компромиссным, что неудивительно, учитывая культурные различия, разницу образования и возраста членов жюри. Обычно выбирают фильм, «который в наименьшей степени неприятен всем членам жюри». Но бывают годы, когда за первое место голосуют единогласно. Так было, например, как раз с упомянутым выше «Дядюшка Бунми, который помнит свои прошлые жизни», а также с лентами «Жизнь Адель» (провокационный фильм французского режиссера тунисского происхождения Абделлатифа Кешиша) и «4 месяца, 3 недели и 2 дня» (один из фильмов «румынской новой волны» режиссера Кристиана Мунджиу).
15

Страны — лауреаты избранных кинофестивалей мира

 

Первое место по количеству главных наград занимают США (80). С небольшим отрывом второе и третье место — Франция (69) и Италия (68). Далее по сумме наград следует Россия (57), в том числе как правопреемница СССР. Заметные места занимают Великобритания (39) и Испания (34). Суммарно все перечисленные страны на каждом из ведущих кинофестивалей имеют не менее десяти главных наград.

16 Интересен пример Китая, который не так давно был «нанесен на кинематографическую карту мира». Китай впервые победил на кинофестивале высокого уровня в 1987 г. (Токио), но его настоящее «открытие» западному миру после Культурной революции произошло в 1988 г., когда сразу два китайских фильма получили высшие награды двух западных кинофестивалей — Берлинского и в Карловых Варах («Хрустальный глобус» в Карловых Варах получил фильм «Город лотосов», в другом переводе — «Поселок Фужун», режиссер Сэ Цзинь). Развитию киноиндустрии страны способствовал назначенный в 1982 г. директором Сианьской киностудии китайский режиссер У Тяньмин. Именно его фильм был удостоен упомянутой выше награды в 1987 г., он стал продюсером картины «Красный гаолян», получившей «Золотого медведя» в Берлине (стал первым китайским фильмом в коммерческом прокате США). У Тяньмин выступал против пороков китайского общества, к которым относил, в частности, фаворитизм, настаивал на необходимости поднимать эстетические и концептуальные стандарты местного кинематографа, показывать специфику разных регионов Китая [21]. На первую половину 2018 г. Китай завоевал 32 первые награды крупнейших кинофестивалей мира.
17

Кадр из фильма «Откройте двери и окна», 2011 г.

18 По количеству побед выделяются и другие страны: например, Германия (22), Польша (21), Чехия (19), а также Япония (28) и Иран (24).
19

Латиноамериканские фильмы-победители

 

Рассмотрим подробнее случаи побед государств Латинской Америки, а также то, какой образ стран региона представляют эти фильмы на мировой арене. По сравнению с выдающейся по количеству полученных первых наград на 15 крупнейших кинофестивалях мира Испанией (об авторском кино которой написана недавняя статья Лидии Владиславовны Ростоцкой [22]) они представлены скромнее. Тем не менее заметны на общем фоне Аргентина, Бразилия, Мексика, есть награды у Боливии, Венесуэлы, Колумбии, Кубы, Перу, Чили.

20 Во многих картинах интересно проанализировать перемещение героев в пространстве — внутри страны или за ее пределы. В случае Аргентины, например, кроме фильмов-победителей, действие которых разворачивается в Буэнос-Айресе или просто в некоем «большом городе» («Откройте двери и окна», «Темная сторона сердца» Элисео Субьелы — была показана на ММКФ в рамках ретроспективы аргентинских фильмов «Возвращение»; подробнее о фильме можно прочитать в статье Татьяны Николаевны Ветровой [23], «Buena vida (Delivery)»), другие две картины, получившие выссокое признание, повествуют о том, как уставшие от Буэнос-Айреса люди уезжают в деревню: в одном случае в провинцию Сан-Луис (к западу от провинции Буэнос-Айрес; «Место в мире»), в другом — в Патагонию («Ветром унесенные»). Первый фильм повествует о том, что землю поблизости от деревни хотят отдать под строительство ГЭС, что вынудит местных жителей переселиться в города. Сюжет второй картины тоже определяется удаленностью от цивилизации: из-за того, что киноленты доходят сюда долгим путем из столицы, пленка в бобинах оказывается перепутана, и отрывки следует в неправильном порядке (отсюда — название картины, являющееся отсылкой к названию популярного фильма «Унесенные ветром»), что побуждает местных жителей начать снимать свое кино, а это, в свою очередь, становится процессом, возрождающим местное сообщество.
21

Постер к фильму «Рома», 2018 г.

22 Основное место действия самых выдающихся фильмов Бразилии — Рио-де-Жанейро. Здесь в картине «Элитный отряд» полицейские готовятся к приезду Папы Римского. На центральном вокзале города главная героиня фильма помогает безграмотным людям писать письма, а известный ученый, давно и успешно работающий в США, на этих улочках разыскивает историю своей жизни («Величайшая любовь в мире»). В то же время многие сюжеты посвящены северо-востоку страны, например, «Я, ты, они», «Неоновый вол», «Обет» (или «Исполнитель обета»). Сюжет фильма «Неоновый вол» перекликается с особенностями одного из этапов социально-экономического развития страны: жизнь главного героя Иремара посвящена выращиванию и воспитанию быков для родео, но с наступлением в Бразилии бума швейной промышленности он решает сменить работу, а вместе с ней и цели в жизни. Картина «Обет» (уже упоминавшаяся выше), получившая «Золотую пальмовую ветвь» и номинировавшаяся на премию «Оскар» как лучший иностранный фильм, рассказывает о бедном крестьянине, главное богатство которого — старый осёл Николау. Однажды животное заболевает, и главный герой обещает Святой Варваре, что если осёл выздоровеет, то он донесет большой деревянный крест до церкви столицы штата — города Салвадор (обещание герой выполняет). Интересно, что в отличие от аргентинских кинолент в сюжетах бразильских фильмов-победителей наблюдается движение не из центра к периферии, а наоборот. Например, в фильме «Макунайма», где главный герой, родившийся в джунглях, отправляется из Амазонии в «Большой город». По дороге ему попадается волшебный фонтан. Герой купается в этом фонтане, и цвет его кожи меняется с черного на белый, после чего ему начинает сопутствовать удача.
23 Большая часть мексиканских фильмов-победителей снята на тему семейно-бытовых, «локальных» сюжетов: например, о муже, который погибает от побоев, и права на его тело, к всеобщему удивлению, предъявляют сразу две жены («Беда всех мужчин»); о большой семье, которая борется с бедностью после смерти отца («Начало и конец»), или о стороже заброшенного дома с патологическим страхом внешнего мира, чьи контакты ограничиваются двумя людьми («В одиночестве»). Встречается также сюжет о переезде из сельской местности в Мехико (не переведенный на русский язык фильм «Noticias lejanas»). Получивший большую популярность фильм «Рома» мексиканского режиссера Альфонса Куарона повествует о жизни семьи в 70-е годы XX в. в Мехико. Картина завоевала главный приз Венеции и стала пятой за всю историю премии «Оскар», номинированной сразу как «лучший фильм» и «лучший фильм на иностранном языке» (лауреат премии).
24

Постер к ленте «Молоко скорби», 2009 г.

25

Картины, созданные перуанскими режиссерами, не отмечены множеством высоких наград, однако некоторые из них вносят заметный вклад в копилку латиноамериканского кино. Например, социальная драма «Упавшие с небес» («Гран-При Америк») и получившая «Золотого медведя» на Берлинском кинофестивале картина Клаудии Льосы «Молоко скорби», которая тонко, через бытовой сюжет о коренных жителях, препарирует тему влияния военной хунты на жизнь в стране. Мы видим бедную перуанскую деревню, видим, как страх не просто вклинивается в ее ежедневное существование, но становится неотличим от нормы, и сюжет смешивается с серо-коричневыми оттенками песка и глины.

26 Три фильма, снятых венесуэльскими режиссерами, отмечены крупнейшими наградами: «Брат» («Золотой Святой Георгий» Московского кинофестиваля) о жизни двух братьев-футболистов в трущобах, которые играют в «футбол под пулями»; «Издалека» (один из двух латиноамериканских фильмов — победителей Венецианского кинофестиваля наряду с «Ромой» Куарона) — социальная драма о взрослом мужчине, пытающемся принять свою гомосексуальность; «Плохая прическа» («Золотая раковина») — о неполной семье из Каракаса: мать в поисках работы и кормильца, а 9-летний сын — в поисках собственной идентичности, в этой картине тоже затрагиваются вопросы гомосексуальности.
27 Многие киноленты связаны местом действия и сюжетом с природной доминантой региона — Амазонией. Перуанский фильм «В сельве нет звезд» про отчаянного охотника за сокровищами, который пытается вывезти золото из тайника королевы местного амазонского племени, победил на Московском кинофестивале и получил «Золотого Святого Георгия». А колумбийская лента «Объятия змея» — история взаимоотношений между Карамакате, амазонским шаманом, последним выжившим представителем своего народа, и двумя учеными, в разное время приезжающими в Амазонию, — отмечена сразу двумя наивысшими наградами: «Золотой павлин» (Гоа) и «Золотой Астор».
28 Фильм «Альсино и Кондор», снятый чилийским режиссером Мигелем Литтином, засчитан Никарагуа (так как Чили не участвовала в производстве киноленты). Т.Н.Ветрова в своей книге «Мастера латиноамериканского кино…» пишет [24], что эта картина положила начало развитию художественного кинематографа в Республике Никарагуа. Фильм повествует о мальчике Альсино, живущем в отдаленном районе этой страны, оказавшемся из-за войны зажатым между правительственными и партизанскими войсками. Литтин — один из ярких деятелей кинематографии региона, знаменит в том числе тем, что во времена правления Аугусто Пиночета инкогнито проник в страну и взял у борцов с режимом серию интервью, из которых впоследствии создал документальный фильм «Всеобщая декларация Чили».
29 Единственным боливийским режиссером, удостоившимся награды такого высокого уровня, стал Хорхе Санхинес. Как пишет Т.Н.Ветрова [24, с.73], «с именем Хорхе Санхинеса, одного из основоположников нового латиноамериканского кино, связано рождение кинематографа, героем которого стал индейский народ Боливии и других андских стран». Фильм «Подпольная нация» посвящен одной из ключевых для Боливии тем — сопоставлению и противопоставлению идентичности коренных жителей с политической повесткой дня.
30 Кубинские картины уже давно не побеждали на кинофестивалях такого уровня, единственными победами до сих пор остаются два фильма (оба — режиссера Умберто Соло): «Лусия» (1968) — история борьбы кубинского народа за свою независимость, показанная через судьбы трех женщин, и «Кантата Чили» (1976) — о забастовке рабочих на севере Чили. Оба фильма получили награды в странах бывшего социалистического лагеря: первый — на Московском кинофестивале, второй — на кинофестивале в Карловых Варах.
31

Фильмы-победители, снятые режиссерами-мигрантами

 

Общие в своей аутентичности (высоко ценимые жюри кинофестивалей) мотивы в творчестве можно найти у режиссеров-мигрантов. При анализе источников для выявления того, какая страна получила награду в каком году, именно по этим режиссерам возникали вопросы (к какой стране относить награду), потому что их работы часто снимали в копродукции страны их рождения и страны миграции. Награду мы засчитывали стране нынешнего гражданства режиссеров, но влияние страны рождения на их творчество кажется автору огромным и заслуживающим особого внимания. Например, один из ярчайших мексиканских фильмов-победителей — «Золотая клетка», повествующий о трех подростках, которые из Гватемалы отправляются в США. Лента снята Диего Кемада-Диасом, родившимся в Испании и эмигрировавшим в Мексику. Режиссер семь лет собирал материал для своего проекта: общался с мигрантами и местными жителями, выбирал кинолокации. В итоге получилось не просто важное социальное кино, но кино пронзительное.

32

Интересно, что сюжеты выигравших фильмов, снятых мигрантами — людьми разных национальностей и с разным культурным бэкграундом, —удивительным образом похожи в отдельных деталях. Го Сяолу — британская писательница и режиссер китайского происхождения. Она переехала в Лондон в 2002 г. В 2009 г. получила «Золотого леопарда» на кинофестивале в Локарно за фильм «Она, китаянка» о путешествии девушки «с востока на запад» из китайской деревушки сначала в Чунцин (крупный город в юго-восточной части материкового Китая), а потом — в Лондон, где она неудачно выходит замуж за человека намного старше себя. История переезда кажется автобиографичной, сценарий написан самой Го Сяолу.

33

Эпизод из кинофильма «Золотая клетка», 2013 г.

34 Мед Хондо — мавританский кинорежиссер, имеющий французское гражданство. Он получил «Золотого леопарда» в 1970 г. в Локарно за фильм «О, Солнце» (снят в 1967 г.), повествующий о мавританце, которому предлагают работу во Франции. В начале картины герой воодушевлен и надеется на лучшую жизнь в более развитой стране, но по приезде сталкивается с расизмом, социальной несправедливостью, а также с колонизаторским взглядом на страны «третьего мира» даже самых либеральных местных жителей.
35 Фатих Акин —  немецкий режиссер турецкого происхождения. Его фильм «Головой об стену», получивший «Золотого медведя» в Берлине в 2004 г., о турецких мигрантах в Германии: один пытается избавиться от всего «турецкого» в своей жизни и погружается в пучину алкогольной и наркотической зависимостей, другая — мечтает сбежать от традиционалистски настроенных родителей и выходит замуж по расчету за турка. В конце фильма оба героя по разным причинам оказываются в Турции, уезжать откуда, несмотря на сложности местной жизни, не собираются.
36 Ань Хунг Чан — французский режиссер вьетнамского происхождения. Фильм «Рикша», принесший ему «Золотого льва» на кинофестивале в Венеции в 1995 г., повествует о путешествии (но, в отличие от историй вышеописанных режиссеров, лишь мысленном) во Вьетнам. Герой картины осмысливает историю и обнажает пороки страны, где родился и вырос, и делает это так, что власти во Вьетнаме запретили показ ленты.
37 Исмаэль Ферукки — французский режиссер марокканского происхождения получил «Золотого Астора» на кинофестивале в Мар-дель-Плате в 2005 г. за картину «Большое путешествие». Фильм рассказывает историю отца-мусульманина и его сына, живущих во французской провинции. Отец решает совершить паломничество в Мекку, и единственным, кто может отвезти его на машине в Саудовскую Аравию, оказывается его сын, более образованный, потому считающий все свои решения правильными. Кинофильм, по форме относящийся к так называемым road movies («дорожные фильмы», основной сюжет которых связан с дорогой, перемещением в пространстве), оказывается глубокой историей поиска своего пути.
38 Бахман Гобади выбивается из этого ряда режиссеров-мигрантов, поскольку он — представитель народа без государства — курд (имеет иранское гражданство). Его фильм-победитель кинофестиваля в Сан-Себа-стьяне называется «Полумесяц». Мы снова видим, что наиболее глубоким в кино оказывается переживание собственной истории, в данном случае связанной с историей своего народа. В картине рассказывается о путешествии из Ирана в Ирак музыканта-курда и десяти его взрослых сыновей. Цель путешествия — концертная программа под названием «Крик свободы», посвященная падению режима Саддама Хусейна и концу репрессий в отношении курдской музыки. Творчество режиссера относят к «новой волне» иранского кинематографа.
39 Будь то путь из Китая в Великобританию, из Мавритании во Францию, из Турции в Германию — мы видим истории болезненного прощания (или диалога?) с прошлым, рассказанные режиссерами, которым пришлось переехать в другую страну (в последнем случае — история неприкаянного народа без государства), социальная и культурная жизнь которой оказывается столь отличной от родной. В попытке осознания своего личного пути талантливые авторы ставят вопросы, важные как для всего человечества на нынешнем этапе развития, когда миграция становится темой дня для многих государств и целых регионов, так и для каждого зрителя в отдельности: как мы связаны со своей родиной; хорошо ли там, где нас нет?
40 Решение жюри кинофестивалей всегда будет спорным, кто-то назовет его политическим, а кто-то — необъективным. Однако в последние годы увеличивается разнообразие стран, получающих первые премии, и мир узнает не только имена ранее неизвестных режиссеров и актеров, но зачастую начинает видеть насущные проблемы целых регионов и народов. Наверное, главный смысл победы на таких кинофестивалях — быть услышанным как можно бóльшим количеством людей.

Библиография

1. Официальный сайт Британского института кино. Available at: https://www.bfi.org.uk/education-research/film-industry-statistics-research (accessed 25.07.2018).

2. Бугрова О. «Дерсу Узала»: фильм о тайге как разрядка международной напряженности — РИА-Новости, 10.02.2015. Available at: https://ria.ru/20150210/1046906651.html (accessed 16.03.2019).

3. Официальный сайт Берлинского международного кинофестиваля. Available at: https://www.berlinale.de/en/HomePage.html (accessed 11.12.2017).

4. Официальный сайт Варшавского международного кинофестиваля. Available at: https://wff.pl/en/ (accessed 11.12.2017).

5. Официальный сайт Венецианского международного кинофестиваля. Available at: https://www.labiennale.org/en/cinema/2018 (accessed 11.12.2017).

6. Официальный сайт Индийского международного кинофестиваля. Available at: https://www.iffigoa.org (accessed 15.12.2017).

7. Официальный сайт Каирского международного кинофестиваля. Available at: https://www.ciff.org.eg (accessed 27.01.2018).

8. Официальный сайт Международного Каннского кинофестиваля. Available at: https://www.festival-cannes.com/en/ (accessed 16.03.2018).

9. Официальный сайт Международного кинофестиваля в Карловых Варах. Available at: https://www.kviff.com/en/homepage (accessed 15.12.2017).

10. Официальный сайт Международного кинофестиваля в Локарно. Available at: https://www.locarnofestival.ch/pardo/festival-del-film-locarno/home.html (accessed 15.12.2017).

11. Официальный сайт Международного кинофестиваля в Мар-дель-Плата. Available at: http://www.mardelplatafilmfest.com (accessed 16.03.2018).

12. Официальный сайт Международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне. Available at: https://www.sansebastianfestival.com (accessed 16.03.2018).

13. Официальный сайт Международного кинофестиваля в Токио. Available at: https://2018.tiff-jp.net/en/ (accessed 15.12.2017).

14. Официальный сайт Монреальского международного кинофестиваля. Available at: http://www.ffm-montreal.org (accessed 16.03.2018).

15. Официальный сайт Московского международного кинофестиваля. Available at: http://www.moscowfilmfestival.ru (accessed 16.03.2018).

16. Официальный сайт Таллинского кинофестиваля «Темные ночи». Available at: https://2018.poff.ee (accessed 13.02.2018).

17. Официальный сайт Шанхайского международного кинофестиваля. Available at: http://www.siff.com/siff2017/english/ (accessed 12.02.2018).

18. Выступление А.Долина на лекции «Итоги Каннского фестиваля» в Московской школе кино 24.05.2018 г.

19. T. Robey. Uncle Boonmee Who Can Recall His Past Lives, review // The Daily Telegraph. 18.11.2010. Available at: https://www.telegraph.co.uk/culture/film/filmreviews/8143932/Uncle-Boonmee-Who-Can-Recall-His-Past-Lives-review.html (accessed 12.02.2018).

20. Ростоцкая Л.В. Бразильская кинематография до и после «нового кино». — Родина, 2013, № 10, с. 115-122. 21. Yingjin Zhang. Chinese National Cinema. New York: Routledge, 2004. 343 p.

21. Ростоцкая Л.В. Авторское кино Испании в контексте культурной идентичности. — Латинская Америка, 2019, № 4, с. 90-103.

22. Ветрова Т.Н. Голоса континента. 39-й Московский Международный Кинофестиваль. — Латинская Америка, 2017, №10, с. 94-104.

23. Ветрова Т.Н. Мастера латиноамериканского кино (очерки творчества ведущих режиссеров Латинской Америки). Москва, ВГИК, 2016, 336 с.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести