Brazil and Russia: Different Points of View in Latin America
Table of contents
Share
QR
Metrics
Brazil and Russia: Different Points of View in Latin America
Annotation
PII
S0044748X0006157-1-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Marcelo Bezerra 
Occupation: Postgraduate Student
Affiliation: Institute for Latin American Studies, RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
90-95
Abstract

This article analyzes the new Brazilian foreign policy under the government of President Jair Bolsonaro regarding Cuba and Venezuela and its implications for Russian-Brazilian relations, including in the BRICS format. The first actions of the new Brazilian diplomacy reveals radically changes in the traditional paradigms of Brazilian foreign policy.

Keywords
Brazil’s foreign policy, Cuba, Venezuela, Russian-Brazilian relations, BRICS
Received
13.03.2019
Date of publication
28.08.2019
Number of purchasers
93
Views
2893
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite   Download pdf Download JATS
1 Внешняя политика Бразилии при ультраправом президенте Жаире Болсонару (2019 — н/в), который вступил в должность первого января текущего года, радикально отличается от традиционных парадигм бразильской дипломатии. Наиболее заметные изменения происходят в отношениях с левоориентированными правительствами стран Латинской Америки, особенно Венесуэлы и Кубы. Если внешнеполитическая практика Бразилии в ХХ в., за крайне редкими исключениями, традиционно основывалась на принципах прагматизма и невмешательства во внутренние дела других государств, то уже сейчас можно делать выводы о ее возросшей идеологизации. Анализ состояния отношений с Гаваной и Каракасом показывает, что впервые после восстановления демократии в Бразилии в начале 1980-х годов и распада СССР в истории российско-бразильских отношений в латиноамериканском контексте могут возникнуть противоречия.
2

Отношения между Россией и Кубой, основанные на дружбе и тесном взаимодействии по ряду направлений, включая военное, продолжают укрепляться. Об этом свидетельствуют итоги первого официального визита в Москву нового президента Кубы Мигеля Диас-Канеля (2018 — н/в), состоявшегося в ноябре 2018 г. В ходе этого визита было подписано заявление «об общих подходах в международных делах» [1], достигнуты договоренности о сотрудничестве в сферах энергетики, модернизации энергосистемы Кубы*, ее металлургической промышленности и железнодорожной сети; производства никелевой продукции, азотных удобрений, лекарственных препаратов.

* На Кубе активно работают российские энергетические компании «Роснефть», «Зарубежнефть» и «Интер РАО».
3 Отношения между Россией и Венесуэлой в последние годы приобрели характер стратегического партнерства. Экономические интересы Москвы в венесуэльских нефтяной и газовой отраслях, а также в оборонном секторе [2] являются ключевыми факторами, из-за которых Россия выступает за сохранение власти в руках Николаса Мадуро (2013 — н/в), несмотря на обострение политического и социально-экономического кризиса в этой стране, связанного с глубокой зависимостью от экспорта нефти и неспособностью правительства Н.Mа-дуро побороть кризис. В ходе визита Н.Мадуро в Москву в декабре 2018 г. были подписаны новые соглашения о сотрудничестве, в том числе об инвестициях в венесуэльскую нефтяную промышленность в размере более 5 млрд долл., а также о поставках Каракасу 600 тыс. т зерна [3]. А в марте 2019 г. правительство Мадуро решило перенести европейский офис нефтяной госкомпании Petróleos de Venezuela S.A (PDVSA) в Москву в рамках сотрудничества с Роснефтью и Газпромом [4].
4 В оборонном секторе связи поддерживаются по торговому и инвестиционному направлениям, а также в сфере научно-технического сотрудничества. В декабре 2018 г. в Венесуэле прошли совместные военные учения с участием двух российских стратегических ракетоносцев Ту-22. Как неоднократно отмечалось, отношения двух стран основаны на единстве взглядов по вопросам полицентричного мироустройства. В некотором смысле их можно было бы считать инструментом сохранения баланса сил при угрозе вмешательства США в дела суверенных государств.
5 Совершенно иначе связи с Кубой и Венесуэлой складываются сегодня у Бразилии. После окончания бразильской антикоммунистической военной диктатуры были восстановлены дипломатические отношения с Гаваной (в 1986 г.), а МИД взял курс на последовательное противодействие любому внешнему давлению и санкциям в отношении острова. Латиноамериканский гигант демонстрирует подобную политику на всех региональных и международных форумах, включая площадки Организации американских государств (ОАГ) и ООН. При правительствах Партии трудящихся (Partido dos Trabalhadores, PT), возглавлявшихся Луисом Инасиу Лулой да Силвой (2003—2011) и Дилмой Руссефф (2011—2016), Бразилиа целенаправленно укрепляла отношения с Гаваной в торгово-экономической и финансовой сферах. Ярким примером развития связей стала роль Бразилии в модернизации кубинского порта Мариэль. Открытый для эксплуатации в 2014 г., он стал первым контейнерным терминалом в Карибском бассейне. За десять лет бразильский экспорт на Кубу увеличился на 49,4% — с 344 млн долл. в 2006 г. до 514 млн долл. в 2015 г., хотя уже в 2017 г. он упал до 365 млн долл. [5].
6 Правительство Болсонару смело можно было бы назвать «антикубинским». Вскоре после его избрания в двусторонних отношениях возник дипломатический кризис, связанный с социальной программой «Больше врачей», запущенной в Бразилии в 2013 г. при правительстве Д.Руссефф с целью направить кубинских врачей на работу в те регионы Бразилии, где ощущалась их острая нехватка [6]. Болсонару заявил, что врачи с Кубы работают, «как рабы», поскольку их правительство забирает у них около 70% зарплаты. В своих выступлениях он не раз называл кубинскую власть «диктаторской» [7]. В ответ Гавана отменила программу и отозвала всех работавших в Бразилии врачей — порядка 8500 человек. Еще в ходе избирательной кампании Болсонару неоднократно говорил о возможности разрыва дипотношений с Кубой, а после победы не пригласил на инаугурацию кубинского президента.
7 Что касается отношений Бразилии с Венесуэлой, то картина выглядит еще мрачнее: после импичмента Руссефф в августе 2016 г. правительство сменившего ее на посту Мишела Темера (2016—2018) стало активно выступать против Н.Мадуро, который обвинялся в нарушениях демократических процедур и прав человека, обострении венесуэльского гуманитарного кризиса, повлекшего за собой массовую миграцию населения в соседние страны [8, сс. 39—40]. Взаимная торговля двух стран, в 2012 г. достигшая 6 млрд долл., в 2017 г. упала до 800 млн долл. [9].
8 Миграционная проблема, вызванная венесуэльским кризисом, негативно отражается и на Бразилии: по данным Международной организации по миграции (International Organization for Migration, IOM), в Бразилию в последние годы иммигрировали 85 тыс. венесуэльцев. Хотя это не так много по сравнению с Колумбией, куда иммигрировали около миллиона человек [10], проблема усугубляется тем, что нелегальные мигранты концентрируется в амазонском штате Рорайма, где возник гуманитарный кризис, и участились случаи столкновений между местными жителями и выходцами из Венесуэлы. Позиция Бразилии проявилась еще в августе 2017 г. во время заседания Группы Лимы, в которой принимают участие 14 стран американского континента. Объединение рассматривает кризис в Венесуэле под углом «содействия восстановлению демократии посредством мирных и согласованных решений» [11], и не признает переизбрание Мадуро на очередной президентский срок в 2018 г.
9 С приходом к власти Болсонару бразильская дипломатия стала открыто использоваться в качестве инструмента давления на Каракас, что привело к кризису в дипотношениях между Бразилией и Венесуэлой. Новый министр иностранных дел Бразилии Эрнесту Араужу полагает, что «для Мадуро нет места на празднике демократии. Все страны мира должны объединиться, чтобы освободить Венесуэлу» [12]. В ответ на отмену приглашения Мадуро на инаугурацию Болсонару венесуэльские власти заявили, что «Венесуэла не хочет видеть инаугурацию президента, который символизирует собой нетерпимость, фашизм и предательство интересов латиноамериканской интеграции» [13]. Венесуэла и Куба стали темами обсуждения между Болсонару и советником президента США по национальной безопасности Джоном Болтоном, а также между Э.Араужу и государственным секретарем США Майком Помпео [14]. В январе 2019 г. на фоне систематической антивенесуэльской кампании в СМИ и обострения международного давления бразильское правительство признало лидера оппозиции Хуана Гуайдо исполняющим обязанности президента Венесуэлы, а в конце февраля Болсонару принял его в столице Бразилии. Хотя Бразилия и против любых военных действий в Венесуэле, на встрече с Гуайдо Болсонару подтвердил поддержку смены власти в Венесуэле посредством «дипломатических действий» [15].
10

Консерватизм и бразильско-американские отношения

 

Если исходить из идеологических установок Болсонару и его ближайшего окружения, то в настоящее время трудно поверить в возможность скорого изменения позиции Бразилии относительно Кубы и Венесуэлы — даже в условиях меняющейся внешнеполитической конъюнктуры. Сын президента депутат Эдуарду Болсонару, активно занимающийся вопросами внешней политики, в начале 2019 г. посетил США, где встретился с представителями антикубинского и антивенесуэльского лобби. Еще в ноябре 2018 г. он выступил на первом Консервативном саммите Америк в Бразилии с призывом свергнуть Мадуро и «коммунистические диктатуры» на Кубе и в Никарагуа.

11

Не внушает надежд на нормализацию отношений и политический профиль главы МИД Э.Араужу: в статье 2018 г. «Народный мандат внешней политики» он критикует внешнюю политику PT, в том числе за «союз с третьим миром» и за поддержку «недемократических и марксистских стран», за «смягчение отношения к венесуэльской диктатуре». Араужу обещал «освободить МИД Бразилии от марксизма», а по поводу отношений с США заявил, что «их ограничителем является только небо» [16].

12 Впрочем, успешность новой политики бразильских властей будет зависеть от ее поддержки со стороны США. Для правительства Дональда Трампа (2017 — н/в) Бразилия до сих пор не являлась приоритетным стратегическим союзником или предпочтительным торговым партнером. История отношений между двумя странами в XIX и ХХ в. свидетельствует о том, что моменты сближения часто сменялись периодами конфликта интересов. США не заинтересованы в появлении в Западном полушарии еще одной «великой державы». Даже в годы холодной войны Вашингтон действовал вразрез с интересами Бразилии, когда бразильские власти, вдохновившись тем, что США поддержали антикоммунистический военный переворот 1964 г., решили проводить внешнюю политику с опорой на национальные интересы. К красноречивым примерам можно отнести дипломатический кризис, возникший из-за действий Соединенных Штатов, задумавших сорвать соглашение о ядерном сотрудничестве между Бразилией и Германией в 1975 г. [17, сс. 123—124]. Таким образом, история свидетельствует о том, что кажущийся «самым легким» путь к достижению вели- чия — с опорой на США — на практике может не привести к желаемому результату.
13

Латинская Америка и отношения в рамках BRICS

 

Было бы логично предположить, что изменения во внешней политике Бразилии могут негативно отразиться на российско-бразильских отношениях — как на двустороннем уровне, так и в рамках BRICS. Нынешний идеологический курс Бразилиа на сближение с США может идти вразрез со взглядами на BRICS как механизм укрепления многополярного мира и повышения роли Бразилии в глобальных процессах. В связи с этим возникают вопросы о будущем объединения, а также о сотрудничестве Бразилии с Новым банком развития (New Development Bank, NDB) BRICS, который предлагает «мобилизовать ресурсы для реализации инфраструктурных проектов и устойчивого развития в государствах, входящих в объединение, и других развивающихся странах», а также «поддерживать государственные и частные проекты путем кредитования, выдачи гарантий, приобретения долей в капитале и т.п.» [18]. Венесуэла, в 2017 г. собиравшаяся подать заявку о вступлении в NDB, рассматривает BRICS как «геополитический блок, ориентированный на построение многополярного мира» [19]. Таким образом, возникают сомнения относительно готовности Бразилии согласиться на участие Венесуэлы в NDB или предоставить кредит правительству Мадуро.

14 В ближайшее время новая роль Бразилии как глобального и регионального актора должна окончательно проясниться. Принимая во внимание геополитический масштаб государства, а также членство в BRICS (в 2019 г. к Бразилии перешло председательство в объединении) и статус важного партнера России в Латинской Америке, несовпадение позиций в отношении Венесуэлы и Кубы может привести к появлению трудностей в российско-бразильских отношениях в латиноамериканском контексте.
15

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА / REFERENCES

 

1. Путин и руководитель Кубы Диас-Канель подписали совместное заявление по итогам переговоров Available at: >>> (In Russ.) (accessed 02.11.2018).

2. Розенталь Д.М. Венесуэльский узел в латиноамериканской политике Москвы. Латинская Америка, 2018, № 10 сс. 49-60.

3. Мадуро: Россия инвестирует $5 млрд в нефтедобывающую отрасль Венесуэлы. Available at: >>> (In Russ.) (accessed 06.12.2018).

4. Мадуро приказал перенести офис PDVSA в Москву. Available at: >>> (In Russ.) (accessed 02.03.2019).

5. Como exportar Cuba. Secom / Embaixada do Brasil em Havana, 2017. Available at: >>> (accessed 02.12.2018).

6. Lei № 12.871 de 22 de Outubro de 2013. Presidência da República. Available at: >>> (accessed 02.12.2018).

7. Bolsonaro diz que médicos cubanos são escravos da ditadura. Available at: >>> (accessed 18.11.2018).

8. Семенов В.Л. Венесуэльский кризис в контексте президентских выборов. Латинская Америка, 2018, № 12, сс. 37-48.

9. Venezuela, em 5 anos, de grande parceiro comercial a inadimplente no comércio com o Brasil. Comex do Brasil. Available at: >>> (accessed 01.12.2018).

10. El número de refugiados y migrantes de Venezuela alcanza los 3 millones. Available at: >>> (accessed 11.02.2019).

11. Declaración de Lima, 8 de agosto de 2017. Cancillería de Colombia. Available at: >>> (accessed 01.12.2018).

12. Twitter Oficial do Ministro das Relações Exteriores do Brasil, Ernesto Araújo, 16.12.2018. Available at: >>> (accessed 21.12.2018).

13. Twitter Oficial del Ministro de las Relaciones Exteriores de Venezuela, Jorge Arreaza, 16.12.2018. Available at: >>> (accessed 18.12.2018).

14. Bolsonaro recebe em casa conselheiro de Segurança Nacional dos EUA. Available at: >>>. Encontro do Secretário Pompeo com o Ministro das Relações Exteriores do Brasil, Ernesto Araujo. Available at: >>> (accessed 10.02.2019).

15. Bolsonaro recebe presidente encarregado da Venezuela, Juan Guaidó, em reunião nesta quinta. Available at: >>> (accessed 01.03.2019).

16 E.Araújo. Mandato popular na política externa. Gazeta do Povo, 26.XI.2018. Available at: >>> (accessed 11.12.2018).

17. Cruz Aguilar S.L. Segurança e defesa no Cone Sul: da rivalidade da Guerra fria à cooperação atual. São Paulo: Porto de Idéias, 2010.

18. Acordo sobre o Novo Banco de Desenvolvimento. Available at: >>>. New Development Bank. Available at: >>> (accessed 11.01.2019).

19. Venezuela espera ingresar al banco de desarrollo de los BRICS. Available at: >>> (accessed 11.01.2019).

References

1. Putin i rukovoditel' Kuby Dias-Kanel' podpisali sovmestnoe zayavlenie po itogam peregovorov Available at: https://www.tass.ru/politika/5751430 (In Russ.) (accessed 02.11.2018).

2. Rozental' D.M. Venesuehl'skij uzel v latinoamerikanskoj politike Moskvy. Latinskaya Amerika, 2018, № 10 ss. 49-60.

3. Maduro: Rossiya investiruet $5 mlrd v neftedobyvayuschuyu otrasl' Venesuehly. Available at: https://www.regnum.ru/news/2533035.html (In Russ.) (accessed 06.12.2018).

4. Maduro prikazal perenesti ofis PDVSA v Moskvu. Available at: https://russian.rt.com/world/news/606992-venesuela-pdvsa-moskva (In Russ.) (accessed 02.03.2019).

5. Como exportar Cuba. Secom / Embaixada do Brasil em Havana, 2017. Available at: https://sistemas.mre.gov.br/kitweb/datafiles/Havana/pt-br/file/Como%20exportar%20Cuba%202017.pdf (accessed 02.12.2018).

6. Lei № 12.871 de 22 de Outubro de 2013. Presidência da República. Available at: http://www.planalto.gov.br/ccivil_03/_Ato2011-2014/2013/Lei/L12871.htm (accessed 02.12.2018).

7. Bolsonaro diz que médicos cubanos são escravos da ditadura. Available at: https://br.sputnik-news.com/brasil/2018111812704232-bolsonaro-mais-medicos-cuba/ (accessed 18.11.2018).

8. Semenov V.L. Venesuehl'skij krizis v kontekste prezidentskikh vyborov. Latinskaya Amerika, 2018, № 12, ss. 37-48.

9. Venezuela, em 5 anos, de grande parceiro comercial a inadimplente no comércio com o Brasil. Comex do Brasil. Available at: https://www.comexdobrasil.com/venezuela-em-5-anos-de-grande-parceiro-comercial-inadimplente-no-comercio-com-o-brasil/ (accessed 01.12.2018).

10. El número de refugiados y migrantes de Venezuela alcanza los 3 millones. Available at: https://www.iom.int/es/news/el-numero-de-refugiados-y-migrantes-de-venezuela-alcanza-los-3-millones (accessed 11.02.2019).

11. Declaración de Lima, 8 de agosto de 2017. Cancillería de Colombia. Available at: https://www.cancilleria.gov.co/newsroom/news/declaracion-lima-8-agosto-2017 (accessed 01.12.2018).

12. Twitter Oficial do Ministro das Relações Exteriores do Brasil, Ernesto Araújo, 16.12.2018. Available at: https://twitter.com/ernestofaraujo/status/1074253831255535616?ref_src=twsrc%5Etfw (accessed 21.12.2018).

13. Twitter Oficial del Ministro de las Relaciones Exteriores de Venezuela, Jorge Arreaza, 16.12.2018. Available at: https://twitter.com/jaarreaza (accessed 18.12.2018).

14. Bolsonaro recebe em casa conselheiro de Segurança Nacional dos EUA. Available at: https://pslnacional.org.br/noticia/bolsonaro-recebe-em-casa-conselheiro-de-seguranca-nacional-dos-eua Encontro do Secretário Pompeo com o Ministro das Relações Exteriores do Brasil, Ernesto Araujo. Available at: https://br.usembassy.gov/pt/encontro-do-secretario-pompeo-com-o-ministro-das-relacoes-exteriores-do-brasil-ernesto-araujo/ (accessed 10.02.2019).

15. Bolsonaro recebe presidente encarregado da Venezuela, Juan Guaidó, em reunião nesta quinta. Available at: http://www2.planalto.gov.br/acompanhe-o-planalto/noticias/2019/02/bolsonaro-recebe-presidente-encarregado-da-venezuela-juan-guaido-em-reuniao-nesta-quinta-28 (accessed 01.03.2019).

16. E.Araújo. Mandato popular na política externa. Gazeta do Povo, 26.XI.2018. Available at: https://www.gazetadopovo.com.br/opiniao/artigos/mandato-popular-na-politica-externa-dz03voy-xuwbd3ds9rm0n696gh/ (accessed 11.12.2018).

17. Cruz Aguilar S.L. Segurança e defesa no Cone Sul: da rivalidade da Guerra fria à cooperação atual. São Paulo: Porto de Idéias, 2010.

18. Acordo sobre o Novo Banco de Desenvolvimento. Available at: http://www.planalto.gov.br/ccivil_03/_ato2015-2018/2015/decreto/D8624.htm New Development Bank. Available at: https://www.ndb.int/ (accessed 11.01.2019).

19. Venezuela espera ingresar al banco de desarrollo de los BRICS. Available at: http://www.sintesis.com.ve/venezuela-espera-ingresar-al-banco-desarrollo-los-brics (accessed 11.01.2019).

Comments

No posts found

Write a review
Translate