Исследование посвящено компаративному анализу понятий «гражданское общество», «гражданская теология» в соотношении политической морали блаженного Августина Аврелия с античными учениями. В статье производится попытка герменевтического анализа часто используемого в теории государственно-правовых учений понятия гражданского общества. Устанавливаются отличия между языческим римским пониманием справедливости и предлагаемым блаженным Августином, основанном на Священном Писании как основе государственно-правовых отношений в античном обществе: по мнению Августина, настоящая причина, по которой классическая философия делает невозможным воспитание добродетельных людей и ведет к саморазрушению, заключается не в том, что она нерелигиозна, а в том, что она выражается в неправильной и неверной концепции божества. И это наиболее очевидно в языческом политеизме. Поэтому ясно, что Августин в своей попытке определить гражданское общество следует классической традиции, подчеркивая её существенное согласие со Священным Писанием. Его главная оппозиция античным философам-язычникам касается не столько их учения о естественных идеалах гражданского общества и необходимости существования правосудия внутри него, сколько их неспособности достичь единого справедливого общества.
В научной статье по теории государства и права исследуется развитие политического августинизма в контексте концептуализации идеи христианского государства. При обобщении философско-политической мысли августинизма как развития идей дуализма идеи «двух градов» отмечены следующие основные установленные в ходе исследования моменты: 1) в теократической концепции труда «О граде Божьем» автором оправдывается существование государства как системы подчинения. Для Августина человек отнюдь не политическое, но социальное существо. Необходимость подчинения возникла в силу грехопадения человека, по природе человек создан не подчиняться, но сообщаться с другими людьми на социальном, а не на политическом уровне властвования и подчинения. Бог не закладывал в людей необходимость подчинения одних людей другими; 2) развивая мысль блаженного Августина, папа Григорий Великий и другие последователи политического августинизма пришли к вполне очевидному для них выводу, что власть изначально исходила от Бога, существовала с момента сотворения мира и была установлена как патерналистская. Концепция политического августинизма определяет, что люди по своей природе равны, и в использовании механизмов принуждения по отношению к другим нет необходимости. Однако каждое общество требовало наличия механизмов управления, необходимых для его существования; в пользу этого аргумента свидетельствует тот факт, что на схожих принципах основана ангельская иерархия, то есть иерархическая модель горнего мира. Грех же повлиял на то, что потребность в принуждении оказывается неизбежной и сила принуждения начинает действовать. Впоследствии же августиновская мысль о сверхъестественности града небесного был искажена тем, что он был ассоциирован с земной Церковью с целью подчинения светской власти церковной, что привело к противостоянию между государством и Церковью в средневековой Западной Европе.