- Код статьи
- S1026945225010058-1
- DOI
- 10.31857/S1026945225010058
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Аннотация
- В данной статье рассматриваются взгляды Блаженного Августина на соотношение справедливости и права, представляющие собой значимый вклад в историю государства и права, а также в христианскую теологию и философию. Августин утверждает, что истинная справедливость исходит от Бога и должна быть основой любого правового и политического порядка. Законы, по его мнению, имеют значение только в том случае, если они основаны на божественной справедливости; в противном случае они теряют свою легитимность и превращаются в произвольные правила, поддерживаемые силой. Статья анализирует ключевые идеи Августина, такие как концепция упорядоченной любви (ordo amoris), теодицея, и роль государства в обеспечении справедливости. Приводятся конкретные примеры из трудов Августина, таких как «О граде Божием» и «Исповедь», а также обсуждается влияние его идей на последующую правовую и философскую мысль, включая труды Фомы Аквинского и средневековую концепцию естественного права. Особое внимание уделяется актуальности концепций Августина в современном контексте, где они продолжают оказывать влияние на теорию прав человека и международное право. Проводится обзорный анализ исследований современных западных и российских исследователей творчества Блаженного Августина с обозначением развития его концепции и современной интерпретации его идей, относящихся к проблеме соотношения справедливости и права в государстве.
- Ключевые слова
- теория государства и права Августин античное право средневековое право история права
- Дата публикации
- 18.09.2025
- Год выхода
- 2025
- Всего подписок
- 0
- Всего просмотров
- 16
Библиография
- 1. Аверинцев С. С. Эволюция философской мысли // Культура Византии IV – пер. пол. VII в. М., 1984. С. 42–77.
- 2. Блаженный Августин. О порядке // Августин Аврелий. Творения. Т. 1. Об истинной религии / cост. и подгот. текста к печ. С. И. Еремеева. СПб.; Киев, 1998. С. 114–183.
- 3. Евлампиев И. И. Метафизический аспект понятия Церкви в католицизме, протестантизме и православии // Verbum. 1999. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metafizicheskiy-aspekt-ponyatiya-tserkvi-v-katolitsizme-protestantizme-i-pravoslavii (дата обращения: 29.01.2025).
- 4. Епифанова Т. В., Буреев А. А. Божественный закон в de civitate dei Августина Блаженного (354–430 гг.) // Среднерусский вестник общественных наук. 2015. Т. 10. № 6. С. 231–236. DOI: 10.12737/16835
- 5. Легойда В. Р. Религиозность в безрелигиозную эпоху // Альфа и омега. 2000. Т. 2. № 23. URL: https://www.pravmir.ru/religioznost-v-bezreligioznuyu-epohu/ (дата обращения: 29.01.2025).
- 6. Лосев А. Ф. История античной эстетики: в 8 т. М., 2000. Т. 3. Высокая классика. С. 118.
- 7. Флоровский Г. В. Восточные Отцы IV века (из чтений в Православном Богословском институте в Париже). Париж, 1931. С. 240.
- 8. Coleman J. The Philosophy of Law in the Writings of Augustine // A Treatise of Legal Philosophy and General Jurisprudence. Vol. 6. A History of the Philosophy of Law from the Ancient Greeks to the Scholastics. 2015. Pp. 196–198.
- 9. Crouse R. D. The Augustinian Background of St. Anselm’s Concept Justitia // Canadian Journal of Theology. 1958. Vol. 4. No. 2. Pp. 114–119.
- 10. Dodaro R. Christ and the Just Society in the Thought of Augustine. Rome, 2008. Pp. 122–126.
- 11. Elshtain J. B. Augustine and the Limits of Politics. Notre Dame, Indiana, 2018.
- 12. O’Donovan O. The Desire of the Nations: Rediscovering the Roots of Political Theology. Cambridge, 2008.
- 13. Smith J. K.A. Desiring the kingdom (cultural liturgies): Worship, worldview, and cultural formation. Grand Rapids, Michigan, 2009.
- 14. VanDrunen D. Natural Law and the Two Kingdoms: A Study in the Development of Reformed Social Thought. Grand Rapids, 2010. Pp. 19, 20.