Классификация финансово-правовых режимов связывается с определенными последствиями, влияющими на поведение участников отношений. В статье проанализированы различные подходы к классификации финансово-правовых режимов в зависимости от: а) критерия цели; б) юридической природы правовых последствий; в) формы закрепления; г) функционального критерия; д) детализации предмета; е) субъектного критерия. Материальные режимы в условиях финансово-правового регулирования определяют права и обязанности субъектов, их правовое положение, пределы правового регулирования поведения участников отношений именно в связи (или по отношению) с определенными материальными предписаниями, определенными материальными объектами. Процессуальные же режимы в большей степени выражают процедуры реализации полномочий, прав и обязанностей субъектов данного вида правоотношений. В зависимости от формы закрепления финансово-правовые режимы можно дифференцировать на законные и договорные. При этом нам представляется логичным законные финансово-правовые режимы понимать в широком смысле слова. Речь должна идти не исключительно о законах, но обо всех законодательных актах, которые могут регулировать финансовые отношения. Акцентированность исключительно на законы значительно сужает сферу реализации данного вида режимов. Договорные режимы предполагают сочетание двух типов режимного регулирования. С одной стороны, речь идет о режимном регулировании на стыке отраслей, с другой – о внутриотраслевых финансово-правовых режимах. В зависимости от детализации предмета финансово-правового регулирования выделяются: а) финансово-правовой режим; б) подотраслевой финансово-правовой режим; в) институциональный финансово-правовой режим.
В статье анализируются характеристики бюджетно-правового режима как разновидности финансово-правового. При рассмотрении содержания бюджетно-правового режима указывается на его определенное промежуточное положение в системе режимного регулирования финансовых отношений, исходя из того, что бюджетное регулирование осуществляется на уровне отдельной сложившейся подотрасли финансового права. Отмечается, что есть основания сформулировать вывод о практически законченном процессе трансформации бюджетного права из института в подотрасль, исходя из особенностей предмета регулирования: движение публичных денежных средств, сосредоточенных в централизованных денежных фондах; субъектного состава (отсутствие физических лиц); соотношения материальных и процессуальных норм; законодательного регулирования (наличие кодифицированного акта). Проблема конфликтности режимного регулирования бюджетных отношений связывается не с приматом какого-либо одного из интересов участников бюджетных отношений, а достижением баланса интересов всех участвующих в бюджетном регулировании. Эффективная их реализация возможна только при объективном согласовании и взаимодействии интересов всех участников, в чем, несомненно, заинтересовано государство в целом. Устранение конфликтности осуществляется в трех блоках отношений: а) отношениях, устанавливающих порядок формирования доходов и осуществления расходов бюджетов и государственных внебюджетных фондов; б) отношениях, выражающих режим стадий бюджетного процесса (составление, рассмотрение, утверждение, исполнение бюджетов и отчетности); в) отношениях, определяющих правовой статус участников бюджетных отношений и ответственность за нарушение бюджетного законодательства.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека