- Код статьи
- S27130398S1026945225100131-1
- DOI
- 10.7868/S2713039825100131
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Номер выпуска 10
- Страницы
- 142-150
- Аннотация
- В статье с конституционно-правовых позиций исследуется идентичность системы российского образования как один из ключевых элементов суверенного государственного развития. Разграничивая категории национальной и конституционной идентичности, идеально-нормативное и фактически социальное в их понимании, автор утверждает, что Россия, переосмысливая свою цивилизационную уникальность, движется в конституционном процессе к более полной формализации исторически сложившихся ценностей и представлений, определяющих систему образования, придания им регулирующего характера и механизмов защиты, что должно получить адекватное отражение при разработке в настоящее время стратегии развития образования. Конституционная идентичность национальной системы образования определяется как совокупность сущностных параметров системы образования, обусловленных ценностями, принципами, целями, языковой и цивилизационной самобытностью народа, явно или имплицитно закрепленных в Конституции и вытекающих из национального наследия. Ключевыми характеристиками этой идентичности являются: фундаментальность, единство обучения и воспитания, дисциплина, связь с жизненностью, стремление к прогрессу. Подчеркивается центральная роль педагога, обсуждаются возможности и риски внедрения технологий искусственного интеллекта как инструмента, но не ценности самой образовательной модели.
- Ключевые слова
- система образования национальная идентичность конституционализм патриотизм стратегия развития образования
- Дата публикации
- 05.12.2025
- Год выхода
- 2025
- Всего подписок
- 0
- Всего просмотров
- 4
Библиография
- 1. Бондарь Н.С. Российское юридическое образование как конституционная ценность: национальные традиции и космополитические иллюзии. Сер. «Библиотечка судебного конституционализма». Вып. 3. 2-е изд., доп.М., 2014.
- 2. Bondar N.S. Russian legal education as a constitutional value: national traditions and cosmopolitan illusions. Ser. “Library of Judicial Constitutionalism”. Iss. 3. 2nded., supplement. M., 2014 (in Russ.).
- 3. Виноградова Е.В., Данилевская И.Л., Патюлин Г.С. Юридические наука и образование как элементы российской конституционно-правовой идентичности//Образование и право. 2022. № 6. С. 100–108.
- 4. Vinogradova E.V., Danilevskaya I.L., Patyulin G.S. Legal science and education as elements of the Russian constitutional and legal identity//Education and Law. 2022. No. 6.Pp. 100–108 (in Russ.).
- 5. Выготский Л.С. Собр. соч.: в6 т. Т. 3. Проблемы развития психики / под ред. А.М.Матюшкина. М., 1983.С. 211.
- 6. Vygotsky L.S. Collected works: in 6 vols. Vol. 3. Problems of the development of the psyche / ed. by A.M. Matyushkin. M., 1983. P. 211 (in Russ.).
- 7. Зорькин В.Д. Лекции о праве и государстве. СПб., 2024.С. 28.
- 8. Zorkin V.D. Lectures on law and the state. SPb., 2024. P. 28 (in Russ.).
- 9. Колюшин Е.И. Феномен страны-цивилизации в зеркале конституционного права России//Государство и право. 2025. № 2. С. 24–31.
- 10. Kolyushin E.I. The phenomenon of a country-civilization in the mirror of the Constitutional Law of Russia//State and Law. 2025. No. 2. Pp. 24–31 (in Russ.).
- 11. Лазарев В.В. Идеология конституционного реформирования правовой системы Российской Федерации//Журнал росс. права. 2021. № 4. С. 7.
- 12. Lazarev V.V. Ideology of constitutional reform of the legal system of the Russian Federation//Journal of Russ. law. 2021. No. 4. P. 7 (in Russ.).
- 13. Лотман Ю.М. Чему учатся люди. Статьи и заметки.М.,2009.
- 14. Lotman Yu.M. What people learn. Articles and notes.M.,2009 (in Russ.).
- 15. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: в 8 т.М., 1983. Т. 1. С. 12.
- 16. Makarenko A.S. Pedagogical works: in 8 vols. M., 1983.Vol.1. P. 12 (in Russ.).
- 17. Менделеев Д.И. Заветные мысли. СПб., 1903–1905. С. 251.
- 18. Mendeleev D.I. Cherished thoughts. St. Petersburg, 1903–1905. P. 251 (in Russ.).
- 19. Плешакова А.Ю. К определению понятия идентичности национальной системы профессионального образования//Профессиональное образование в современном мире. 2023. Т. 13. № 4. С. 671–679.
- 20. Pleshakova A.Yu .On the definition of the concept of identity of the national system of vocational education//Vocational education in the modern world. 2023. Vol. 13. No. 4.Pp. 671–679 (in Russ.).
- 21. Разумов В.И. Образование XXIвека: в поисках новой идентичности//Философия образования. 2023. Т. 23.№ 2. С. 23–36.
- 22. Razumov V.I. Education of the XXI century: in search of a new identity//Philosophy of education. 2023. Vol. 23.No. 2. Pp. 23–36 (in Russ.).
- 23. Саратовский проект Конституции России / предисл. В.Т. Кабышева. М., 2006.
- 24. Saratov draft of the Constitution of Russia / preface by V.T. Kabyshev. M., 2006 (in Russ.).
- 25. Ушинский К.Д. Собр. соч.: в 10 т. Т. 2 «Педагогические статьи 1857–1861 гг.». М.– Л., 1948. С. 161, 162, 165.
- 26. Ushinsky K.D .Collected works: in 10 vols. Vol. 2 “Pedagogical articles of 1857–1861”. M.– L., 1948. Pp. 161, 162, 165(in Russ.).