ООНГосударство и право Gosudarstvo i pravo

  • ISSN (Print) 1026-9452
  • ISSN (Online) 2713-0398

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ: КОНСТИТУЦИОННЫЙ ВЕКТОР ИДЕНТИЧНОСТИ

Код статьи
S27130398S1026945225100131-1
DOI
10.7868/S2713039825100131
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Том/ Выпуск
Том / Номер выпуска 10
Страницы
142-150
Аннотация
В статье с конституционно-правовых позиций исследуется идентичность системы российского образования как один из ключевых элементов суверенного государственного развития. Разграничивая категории национальной и конституционной идентичности, идеально-нормативное и фактически социальное в их понимании, автор утверждает, что Россия, переосмысливая свою цивилизационную уникальность, движется в конституционном процессе к более полной формализации исторически сложившихся ценностей и представлений, определяющих систему образования, придания им регулирующего характера и механизмов защиты, что должно получить адекватное отражение при разработке в настоящее время стратегии развития образования. Конституционная идентичность национальной системы образования определяется как совокупность сущностных параметров системы образования, обусловленных ценностями, принципами, целями, языковой и цивилизационной самобытностью народа, явно или имплицитно закрепленных в Конституции и вытекающих из национального наследия. Ключевыми характеристиками этой идентичности являются: фундаментальность, единство обучения и воспитания, дисциплина, связь с жизненностью, стремление к прогрессу. Подчеркивается центральная роль педагога, обсуждаются возможности и риски внедрения технологий искусственного интеллекта как инструмента, но не ценности самой образовательной модели.
Ключевые слова
система образования национальная идентичность конституционализм патриотизм стратегия развития образования
Дата публикации
05.12.2025
Год выхода
2025
Всего подписок
0
Всего просмотров
4

Библиография

  1. 1. Бондарь Н.С. Российское юридическое образование как конституционная ценность: национальные традиции и космополитические иллюзии. Сер. «Библиотечка судебного конституционализма». Вып. 3. 2-е изд., доп.М., 2014.
  2. 2. Bondar N.S. Russian legal education as a constitutional value: national traditions and cosmopolitan illusions. Ser. “Library of Judicial Constitutionalism”. Iss. 3. 2nded., supplement. M., 2014 (in Russ.).
  3. 3. Виноградова Е.В., Данилевская И.Л., Патюлин Г.С. Юридические наука и образование как элементы российской конституционно-правовой идентичности//Образование и право. 2022. № 6. С. 100–108.
  4. 4. Vinogradova E.V., Danilevskaya I.L., Patyulin G.S. Legal science and education as elements of the Russian constitutional and legal identity//Education and Law. 2022. No. 6.Pp. 100–108 (in Russ.).
  5. 5. Выготский Л.С. Собр. соч.: в6 т. Т. 3. Проблемы развития психики / под ред. А.М.Матюшкина. М., 1983.С. 211.
  6. 6. Vygotsky L.S. Collected works: in 6 vols. Vol. 3. Problems of the development of the psyche / ed. by A.M. Matyushkin. M., 1983. P. 211 (in Russ.).
  7. 7. Зорькин В.Д. Лекции о праве и государстве. СПб., 2024.С. 28.
  8. 8. Zorkin V.D. Lectures on law and the state. SPb., 2024. P. 28 (in Russ.).
  9. 9. Колюшин Е.И. Феномен страны-цивилизации в зеркале конституционного права России//Государство и право. 2025. № 2. С. 24–31.
  10. 10. Kolyushin E.I. The phenomenon of a country-civilization in the mirror of the Constitutional Law of Russia//State and Law. 2025. No. 2. Pp. 24–31 (in Russ.).
  11. 11. Лазарев В.В. Идеология конституционного реформирования правовой системы Российской Федерации//Журнал росс. права. 2021. № 4. С. 7.
  12. 12. Lazarev V.V. Ideology of constitutional reform of the legal system of the Russian Federation//Journal of Russ. law. 2021. No. 4. P. 7 (in Russ.).
  13. 13. Лотман Ю.М. Чему учатся люди. Статьи и заметки.М.,2009.
  14. 14. Lotman Yu.M. What people learn. Articles and notes.M.,2009 (in Russ.).
  15. 15. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: в 8 т.М., 1983. Т. 1. С. 12.
  16. 16. Makarenko A.S. Pedagogical works: in 8 vols. M., 1983.Vol.1. P. 12 (in Russ.).
  17. 17. Менделеев Д.И. Заветные мысли. СПб., 1903–1905. С. 251.
  18. 18. Mendeleev D.I. Cherished thoughts. St. Petersburg, 1903–1905. P. 251 (in Russ.).
  19. 19. Плешакова А.Ю. К определению понятия идентичности национальной системы профессионального образования//Профессиональное образование в современном мире. 2023. Т. 13. № 4. С. 671–679.
  20. 20. Pleshakova A.Yu .On the definition of the concept of identity of the national system of vocational education//Vocational education in the modern world. 2023. Vol. 13. No. 4.Pp. 671–679 (in Russ.).
  21. 21. Разумов В.И. Образование XXIвека: в поисках новой идентичности//Философия образования. 2023. Т. 23.№ 2. С. 23–36.
  22. 22. Razumov V.I. Education of the XXI century: in search of a new identity//Philosophy of education. 2023. Vol. 23.No. 2. Pp. 23–36 (in Russ.).
  23. 23. Саратовский проект Конституции России / предисл. В.Т. Кабышева. М., 2006.
  24. 24. Saratov draft of the Constitution of Russia / preface by V.T. Kabyshev. M., 2006 (in Russ.).
  25. 25. Ушинский К.Д. Собр. соч.: в 10 т. Т. 2 «Педагогические статьи 1857–1861 гг.». М.– Л., 1948. С. 161, 162, 165.
  26. 26. Ushinsky K.D .Collected works: in 10 vols. Vol. 2 “Pedagogical articles of 1857–1861”. M.– L., 1948. Pp. 161, 162, 165(in Russ.).
QR
Перевести

Индексирование

Scopus

Scopus

Scopus

Crossref

Scopus

Высшая аттестационная комиссия

При Министерстве образования и науки Российской Федерации

Scopus

Научная электронная библиотека