- Код статьи
- S241377150013059-7-1
- DOI
- 10.31857/S241377150013059-7
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том 79 / Номер 6
- Страницы
- 5-19
- Аннотация
Статья посвящена метрике севернорусских причитаний, собранных и опубликованных Е.В. Барсовым 150 лет назад (более 26000 стихов). В первой части статьи дается анализ слогового объема причитаний. "Длинные" 14- и 13-сложные стихи характерны для рекрутских и свадебных причитаний (соответственно 80% и 85%), а 13- и 12-сложные – для похоронных (более 82%). "Короткие"стихи (8-, 9-, 10-, 11-сложные) используются во всех видах причитаний; как правило, они не смешиваются с "длинными" и обычно составляют отдельные блоки. Выбор длинной или короткой модели в большой степени зависит от исполнителя и особенностей местной причетной традиции. Вторая часть содержит анализ ритмики причитаний (распределение ударных и безударных слогов в строке). Самыми устойчивыми чертами ритмики причитаний большого объема (14-, 13-и 12-сложных) являются трехударная структура с интервалом в три слога между иктами; в причитаниях с малым объемом стиха (8-,9-, 10-сложных) соответственно преобладает двухударная структура с тем же интервалом между иктами; в целом их ритмическая структура менее устойчива. Приведенные данные не дают оснований для определения размера причитаний как ямба или хорея (6- или 4-стопного) и свидетельствуют в пользу их трактовки как речитативного 3-иктного типа стиха.
- Ключевые слова
- фольклор, причитания, Русский Север, метрика, слоговой объем стиха, ритмика, ритмическая модель стиха
- Дата публикации
- 25.12.2020
- Год выхода
- 2020
- Всего подписок
- 14
- Всего просмотров
- 1747
Памяти Джеймса Бейли
Недавно скончавшийся выдающийся американский фольклорист стиховед Джеймс Бейли (1929–2020), ученик К.Ф. Тарановского и Р.О. Якобсона, посвятил русскому народному стиху большую серию работ, часть которых была издана отдельной книгой в переводе на русский язык [1]. В этой книге рассматривается прежде всего ритмика русской лирической песни, баллады и былины, но одна статья посвящена похоронному причитанию из сборника Барсова: «К анализу ритма похоронного причитания: “Плач по родном брате” И.А. Федосовой» [1, с. 302–331]1. Общий вывод, сделанный в статье, подтверждает наблюдения К.Ф. Тарановского и Р.О. Якобсона, согласно которым севернорусские причитания сложены или коротким 4-стопным хореем, или длинным 6-стопным хореем: “Если принять во внимание характеристики устной песенной поэзии, условия записи, текстологические непоследовательности и проблемы акцентуации, то соответствие более трех четвертей строк песни метрической модели представляется более чем достаточным, чтобы определить размер причитания Федосовой как 6-стопный хорей. Длина строки колеблется от 12 до 14 слогов, но в большинстве случаев она составляет 13 слогов (87,2%). Анакруза и окончания, большей частью, содержат два слога (93,0 % и 94,2% соответственно), но могут добавлять или терять один слогˮ [1, с. 317)]. Этот вывод основан на тщательном анализе одного текста, содержащего 807 строк, из коих в расчетах учтена 641 строка (остальные 166 строк не учитываются по разным формальным причинам); вычислено число и процент строк по количеству слогов, по величине анакрузы и окончания (клаузулы), по числу строк с ударением на нечетных слогах (иктах) и числу строк с внесхемными ударениями на четных слогах.
В настоящей статье ставится задача рассмотреть слоговой объем и ритмическую структуру севернорусских причитаний, записанных и изданных Е.В. Барсовым в 1872–1882 гг. и переизданных в 1997 г. [3], в целом, включая причитания свадебные, похоронные и рекрутские, которые в полном объеме насчитывают более 26000 строк, в том числе свадебных (С) 8818, похоронных (П) 8568, рекрутских (Р) 8643.
I. Слоговой объем причитаний
В табл. 1 приводятся абсолютные числа строк разного слогового объема и их проценты от общего числа строк в текстах причитаний каждого типа (жирным шрифтом выделены самые высокие показатели для каждого жанра).
Табл. 1. Слоговой объем свадебных (С), похоронных (П) и рекрутских (Р) причитаний
Число слогов | число строк С | число строк П | число строк Р |
5 | 0 | 17 0,2% | 0 |
6 | 0 | 8 0,1% | 0 |
7 | 3 0,03% | 22 0,25% | 4 0,05% |
8 | 26 0,03% | 85 1% | 28 0,3% |
9 | 577 6,5% | 796 9,2% | 286 3,3% |
10 | 525 6% | 173 2% | 110 1,3% |
11 | 10 0,1% | 361 4,2% | 33 0,4% |
12 | 59 0,6% | 1571 18,3% | 158 1,8% |
13 | 938 10,5% | 5498 64,1% | 1810 21% |
14 | 6601 75% | 137 1,6% | 6012 69,6% |
15 | 79 1% | 0 | 175 2% |
16 | 0 | 0 | 11 |
17 | 0 | 0 | 5 |
18 | 0 | 0 | 2 |
19 | 0 | 0 | 2 |
20 | 0 | 0 | 1 |
21 | 0 | 0 | 4 |
22 | 0 | 0 | 1 |
23 | 0 | 0 | 1 |
Всего | 8818 100% | 8568 100% | 8643 100% |
Из таблицы видно, что в свадебных и рекрутских причитаниях безусловно преобладают 14-сложные строки, а 13-сложные занимают второе место, тогда как в похоронных причитаниях на первом месте стоят 13-сложные строки, что совпадает с данными Бейли, а второе место занимают 12-сложные, причем 14-сложные составляют очень незначительную часть. Доминирующие в свадебных и рекрутских причитаниях 14- и 13-сложные строки составляют в сумме соответственно более 85% и более 80% от всех строк; в похоронных причитаниях 13- и 12-сложные строки составляют в сумме более 82%. Стихи такого слогового объема можно условно назвать большими (или длинными). Второй по численности (с большим отрывом) блок в причитаниях всех типов составляют 9- и 10-сложные строки: в свадебных причитаниях их в сумме 12,5%, в рекрутских – 8,4% (вместе с 12- и 15-сложными строками), в похоронных на втором месте 9-, 10-, 11-сложные строки (в сумме 15,2% вместе с небольшим числом 14-сложных строк). Стихи такого слогового объема можно условно назвать малыми (или короткими). В блоке “большихˮ стихов близость (по численности и по текстуальной смежности) 14- и 13-сложных строк друг к другу объясняется тем, что различие между ними касается только объема анакрузы или клаузулы (который вообще легко увеличивается и сокращается) при одинаковой метрической структуре ядерной части стиха. Точно так же (т.е. варьированием объема анакрузы и клаузулы) в блоке “малойˮ серии объясняется близость друг к другу 9-, 10- и 11-сложных строк.
Как в случае больших объемов строки, так и в случае строк малой серии одинаковые или ближайшие по объему структуры тяготеют друг к другу, образуя крупные блоки и не смешиваясь беспорядочно со строками другого объема. Прочие типы строк (объемом больше больших или меньше малых) составляют явную периферию (менее 100 строк) и обычно бессистемно вклиниваются в системные блоки.
Общий объем причитаний и слоговой объем стихов в них зависят не только от жанра, но и от исполнителя. Среди восьми рекрутских причитаний в сборнике Барсова три принадлежат И. Федосовой и четыре – другим исполнительницам. В табл. 2. показано соотношение текстов рекрутских и солдатских причитаний из сборника Барсова [3, т. II], записанных от разных исполнителей, по числу строк и по слоговым объемам строк.
Табл. 2. Слоговой объем причитаний разных исполнителей
№ | Страницы | Исполнитель | Число строк | Число слогов в строке; в скобках число строк данного объема |
1 | 46–107 | И. Федосова | 2643 | 14 (1879), 13 (667), 15 (55), 12 (30), 11 (3)3, 17 (3), 9 (2), 10, 16, 17, 18 (по 1) |
2 | 108–109 | М.Федорова | 75 | 9 (49), 8 (12), 10 (8), 7 (4), 11 (1), 12 (1) |
3 | 110–111 | Не известен | 58 | 9 (27), 10 (6), 8 (5), 11 (4), 14, 18, 21 (по 3), 13, 16 (по 2), 20, 21, 22 (по 1) |
4 | 112–113 | И. Калиткина | 81 | 9 (47), 10 (20), 8 (7), 11 (5), 12, 13 (по 1) |
5 | 114–119 | А. Ехалова | 260 | 9 (155), 10 (73), 11 (13), 8 (7), 12, 13 (по 6) |
6 | 120–185 | И. Федосова | 2858 | 14 (2230), 13 (503), 15 (73), 12 (33), 8, 18 (по 5), 16 (4), 9 (3), 19 (2), 10, 17 (по 1) |
7 | 186–236 | И. Федосова | 2232 | 14 (1695), 13 (204), 12 (35), 11 (3), 15 (2), 16 (1) |
8 | 237–247 | И. Федосова | 449 | 14 (204), 13 (204), 12 (35), 11 (3), 15 (2), 16 (1) |
Как следует из приведенных цифр, причитания Федосовой резко отличны от текстов, записанных от других воплениц. Во-первых, они имеют очень большой объем, во много раз превышающий объем других причитаний, а во-вторых, они выдержаны в основном в форме 14- и 13-сложного стиха, в то время как тексты других исполнительниц следуют 9- и 10-сложной модели. Кроме того, причитания Федосовой более однородны в отношении стихового объема, и доминирующие схемы покрывают в них почти 90% стихового пространства.
Показательны в этом отношении свадебные причитания, записанные от И. Федосовой. В тексте № 3 (Плачи гостибные [3, т. II, с. 321–339]) в отношении стихового объема можно выделить следующие блоки: основной массив составляют строки 14- и 13-сложные, однако начальный фрагмент (первые 42 строки) выдержаны в другом размере – это 9- (34), 10- (6) и 8- (2) сложные строки; за ним следует “переходныйˮ блок (44 строки), в котором 14- и 13-сложные строки чередуются с 9-,8-, и 10-сложными с преобладанием 9-сложных строк (27 из 44), и только после них размер строк выравнивается на очень большом стиховом пространстве (4650 стихов) сплошных 14- и 13-сложных строк (с единичными вкраплениями 12-сложных строк), среди которых строк меньшего объема вообще нет. Однако в нескольких местах всего массива свадебных причитаний 8-, 9- и 10-сложые строки вновь появляются: с. 321–322 (75 строк), 358 (4 строки), 417–421 (172 строки), 424–427 (125 строк), 456–459 (134 строки), 465–468 (137 строк), 475–485 (414 строк). Смена размера в основном связана со сменой адресанта (голосит невеста, мать невесты, подголосница, подруги, дружка и т.п.), адресата (мать, отец, подруга, сват и т.п.) или всей обрядовой ситуации. В табл. 3 приводятся данные о фрагментах с преобладающими 8-9-10-сложными строками.
Табл. 3 Выборка фрагментов из свадебных причитаний [3, т. II]
№ | стр. | число строк | число слогов | |||||||
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |||
1 | 321–322 | 44 | 2 | 27 | 9 | 1 | 0 | 2 | 3 | 0 |
2 | 358 | 4 | 0 | 1 | 2 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 |
3 | 417–421 | 172 | 1 | 26 | 142 | 2 | 0 | 0 | 1 | 0 |
4 | 424–427 | 125 | 0 | 57 | 66 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 |
5 | 456–459 | 134 | 2 | 57 | 74 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 |
6 | 465–468 | 137 | 2 | 31 | 77 | 1 | 0 | 1 | 23 | 2 |
7 | 475–485 | 414 | 11 | 266 | 131 | 2 | 0 | 1 | 3 | 0 |
Всего | 1030 | 18 | 465 | 501 | 9 | 0 | 3 | 29 | 2 |
Таким образом, в общем корпусе свадебных причитаний (8818 строк) фрагменты, отклоняющиеся от доминантного типа (13- и 14-сложных стихов), составляют в сумме лишь 11,68% (1030 строк).
Похоронные причитания по слоговому объему существенно отличаются от рекрутских и свадебных. Как уже отмечалось, в них преобладают 13- и 12-сложные строки, но, кроме того, они менее компактны и более разнородны по составу строк. Это касается не только разных исполнителей, но и разных текстов одного исполнителя. В табл. 4 приводится данные по десяти плачам, записанным от разных исполнительниц, из которых видно, что пять плачей И. Федосовой вновь заметно выделяются на фоне причитаний других воплениц: в них преобладают 13-сложные строки, тогда как в других текстах на первом месте стоят 9-сложные строки. Однако и в текстах И. Федосовой (среди них учтен и “Плач по родном братеˮ, исследованный Бейли) наблюдается значительная разнородность, что не характерно для ее свадебных и рекрутских причитаний, например, в тексте № 4 13-сложные строки почти совпадают по количеству с 9-сложными, и вообще, разброс разносложных строк заметно больше, чем в текстах свадебных и рекрутских.
Табл. 4. Выборка фрагментов из похоронных причитаний разных плакальщиц [3, т. I]; жирным шрифтом выделены доминирующие объемы строк)
№ | Страницы | Исполнитель | Число строк | Число слогов в строке; в скобках число строк данного объема |
1 | 25–54 | И. Федосова | 1205 | 7(1), 8 (4), 9 (60), 10 (2), 11 (26), 12 (159), 13 (932), 14 (21) |
2 | 55–63 | А. Первенцева | 429 | 6 (1), 7 (2), 8 (25), 9 (376), 10 (19), 11 (3), 13 (3) |
3 | 64–65 | А. Лазориха | 71 | 6 (1), 8 (7), 9 (50), 10 (11), 11 (2) |
4 | 66–74 | И. Федосова | 324 | 7 (1), 8 (16), 9 (116), 10 (14), 11 (5), 12 (14), 13 (154), 14 (2), 16 (1), 17 (1) |
5 | 75–79 | А. Лазориха | 190 | 7 (3), 8 (16), 9 (130), 10 (32), 11 (3), 12 (4), 13 (1), 15 (1) |
10 | 121–139 | И. Федосова | 808 | 8 (2), 9 (18), 10 (15), 11 (42), 12 (186), 13 (532), 14 (12), 15 (1) |
11 | 140–141 | К. Мамонова | 42 | 7 (2), 8 (6), 9 (21), 10 (9), 11 (3) |
13 | 158–173 | И. Федосова | 668 | 8 (3), 9 (5), 10 (4), 11 (27), 12 (123), 13 (487), 14 (17), 15 (1), 16 (1) |
18 | 219–221 | М. Федорова | 113 | 7 (3), 8 (2), 9 (9), 10 (15), 11 (25), 12 (25), 13 (13), 14 (10), 15 (4), 16 (2), 17 (3), 18 (2) |
20 | 231–236 | И. Федосова | 235 | 9 (4), 10 (2), 11 (3), 12 (37), 13 (178), 14 (10), 17 (1) |
Из приведенных данных следует, что в причитаниях используются два главных вида строк – условно “длинныеˮ (14–13–12-сложные) и “короткиеˮ (9–10-сложные), причем среди “длинныхˮ выделяются две разновидности: 14- и 13-сложные, характерные для рекрутских и свадебных причитаний, и 13- и 12-сложные, характерные для похоронных причитаний. “Короткиеˮ строки используются во всех видах причитаний и характеризуют тексты разных жанров отдельных плакальщиц; как правило, они не смешиваются с “длиннымиˮ строками и даже если встречаются с ними в одном тексте, чаще всего составляют отдельные блоки.
II. Ритмическая структура причитаний
Обратимся теперь к собственно ритмическим характеристикам причитаний и рассмотрим типичные схемы каждого вида строк.
14-сложные стихи
Стихи этого типа составляют во всем массиве причитаний из сборника Барсова почти половину, прежде всего за счет свадебных и рекрутских причитаний. Рассмотрим их ритмическую структуру на примере фрагмента свадебной причети невесты [3, т. II, с. 423–424, строки 50–90]; жирным шрифтом выделены икты):
Табл. 5. Ритмика 14-сложных строк
Слоги > | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
И снарядите-тко, желанны свет-родители, | х | х | х | х | 14 | |||||||||||
И вы сердечныих любимых правоплечничек, | х | х | х | х | 14 | |||||||||||
И штобы съи́здили души да красны девушки | х | х | х | х | х | 14 | ||||||||||
И всё ко славному оны да к океян-морю; | х | х | х | х | 14 | |||||||||||
И под кру́тыим ведь там да правым бе́режком, | х | х | х | х | 13 | |||||||||||
И всё под этыим под дубом красовитыим, | х | х | х | х | 14 | |||||||||||
И из-под этыих поддубовых кореньицев, | х | х | х | х | 14 | |||||||||||
И внове ключ да там теперь ведь объявляется, | х | х | х | х | х | 14 | ||||||||||
И как кипит да там ведь водушка ключовая! | х | х | х | х | х | 14 | ||||||||||
И как не издил-то остудник-блад отечской сын, | х | х | х | х | х | х | 14 | |||||||||
И он ко этому ведь есть да к океян-морю, | х | х | х | х | 14 | |||||||||||
И он не мыл да всё бурлацка бела личушка, | х | х | х | х | х | 14 | ||||||||||
И не смутил да он холодной ключевой воды! | х | х | х | х | х | 14 | ||||||||||
И привезите-тко, души да красны девушки, | х | х | х | х | 14 | |||||||||||
И мне умыть да столько бело свое личушко | х | х | х | х | х | х | 14 | |||||||||
И на сегодняшний Господень Божий денечек, | х | х | х | х | 14 | |||||||||||
И мне-ка ясныи девочьи измыть очушки! | х | х | х | х | х | 14 | ||||||||||
И у меня, да у невольной красной девушки, | х | х | х | х | 14 | |||||||||||
И очень ясны крепко очушки заплаканы, | х | х | х | х | х | 14 | ||||||||||
И бело личушко мое да приубте́рто! | х | х | х | х | 13 | |||||||||||
И я умою как невольна красна девушка | х | х | х | х | х | 14 | ||||||||||
И добела ж да свое бело это личушко! | х | х | х | х | х | 14 | ||||||||||
И буде Бог судит невольной мне головушке | х | х | х | х | х | 14 | ||||||||||
И сего дня́ да на остуду появитися, | х | х | х | 14 | ||||||||||||
И показалась на личё бы-то белёшенька, | х | х | х | 14 | ||||||||||||
И ясны очушки мои бы – веселёшеньки! | х | х | х | х | 14 | |||||||||||
И да вы слушайте, советны дружны по́дружки! | х | х | х | х | 14 | |||||||||||
И потрудитесь-ко, любимы правоплечнички, | х | х | х | 14 | ||||||||||||
И заплачу ж, до́чи2-невольна красна девушка, | х | х | х | х | х | 14 | ||||||||||
И я за ваши труды да всё за пра́ведныи! | х | х | х | х | 14 | |||||||||||
И вы не стойте-тко, советны дружны подружки, | х | х | х | х | х | 14 | ||||||||||
И вы у быстрыих-то рек за перевозама, | х | х | х | х | 14 | |||||||||||
И на яма́х3, красны девици, за подводама; | х | х | х | х | 14 | |||||||||||
И поспешитесь, друг-советны милы подружки, | х | х | х | х | х | 14 | ||||||||||
И привезти ж да мне холодной ключевой воды, | х | х | х | х | х | 14 | ||||||||||
И мне умыться-то, лебедушке, уладиться! | х | х | х | х | 14 | |||||||||||
И как снаря́дят свет-желанныи родители | х | х | х | х | 14 | |||||||||||
И вам любимыих сердечныих извощичков, | х | х | х | х | 14 | |||||||||||
И дорогих дают любимыих повозничков, | х | х | х | х | 14 | |||||||||||
И не измени́те столько вольной моей волюшки, | х | х | х | х | х | 15 | ||||||||||
И не забудьте наказных моих словечушков! | х | х | х | х | 14 | |||||||||||
0 | 21 | 3 | 39 | 2 | 12 | 5 | 37 | 2 | 13 | 4 | 39 | 1 | 3 | 0 |
3. В издании стоит ударение на яма́х, что не соответствует акцентологическому типу (отмечено С.Л. Николаевым).
Таблица 5 показывает, что абсолютно устойчивыми оказываются три ударных слога: 4-й, 8-й и 12-й (соответственно 39, 37 и 39 строк из 41); все остальные ударения факультативны; из них наибольшее число ударений падает на 2-й слог (21). Поэтому здесь трудно говорить о двусложном размере (ямбе) – мы имеем дело с акцентно-силлабическим стихом. Из этого размера выбиваются три строки: две из них состоят из 13 слогов, причем в первом случае (И под кру́тыим ведь там да правым бе́режком) стих имеет ту же структуру, что и 14-сложные строки с интервалом в три слога между иктами (3-й, 7-й и 11-й слоги), но сдвинут относительно 14-сложных строк на один слог, т.е. имеет сокращенную анакрузу, а во втором (И бело личушко мое да приубте́рто) мы имеем дело с той же схемой, что и в 14-сложных строках (икты на 4-м, 8-м и 12-м слогах), но, наоборот, с сокращенной клаузулой. Что же касается одной вклинившейся 15-слоговой строки, то она отличается от 14-сложной удлиненной анакрузой при той же трехударной структуре с тем же интервалом между иктами в три слога. Если же обратить внимание на то, что в целом четные слоги в приведенном фрагменте в отношении ударности (21, 39, 12, 37, 13, 39, 3 ударений) явно превосходят нечетные (0, 3, 2, 5, 2, 4, 1, 0 ударений), то определенную тенденцию к ямбическому размеру здесь можно усмотреть.
Размер с интервалом в три слога между иктами может быть представлен и в больших, и в малых сериях строк. В табл. 6 приводятся разрозненные строки разного объема с одинаковой ядерной структурой (3 слога между иктами) и разной величиной анакрузы и клаузулы.
Табл. 6. Примеры разносложных срок с трехсложным интервалом между иктами [3 т. I, II]
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |||||||||
И не весельице у нас, да не забавушки II 46:15 | _ | _ | _ | х | _ | _ | _ | х | _ | _ | _ | х | _ | _ | 14 | ||
И не тихии смиренныи беседушки II 46:16 | _ | _ | х | _ | _ | _ | х | _ | _ | _ | х | _ | _ | 13 | |||
И от своей да я породы именитой II 163:12 | _ | _ | _ | х | _ | _ | _ | х | _ | _ | _ | х | _ | 13 | |||
Сквозь хоромишки воронишки летают I 34:14 | _ | х | _ | _ | _ | х | _ | _ | _ | х | _ | _ | 12 | ||||
На этой бы могилушке умершей I 37:46 | _ | _ | х | _ | _ | _ | х | _ | _ | _ | х | _ | 11 | ||||
И на пуховую перинушку II 417:25 | _ | _ | _ | х | _ | _ | _ | х | _ | _ | 10 | ||||||
По порогу грановитому II 417:4 | _ | _ | х | _ | _ | _ | х | _ | _ | 9 | |||||||
И по стоечкам дубовым II 417:5 | _ | _ | х | _ | _ | _ | х | _ | 8 |
Эта схема стихового “ядраˮ представляется чрезвычайно устойчивой; она не позволяет определять размер в зависимости от четности-нечетности слога от начала стиха, поскольку величина анакрузы изменчива.
13-сложные стихи
Рассмотрим подробнее наугад выбранный фрагмент похоронных причитаний (46 строк), где 13-сложные стихи составляют подавляющее большинство и перебиваются главным образом 12-сложными стихами [3, т. I, с. 28–29].
Табл. 7. Фрагмент похоронных причитаний (отмечены ударные слоги; жирным шрифтом выделены икты).
[ 3, т. I, с. 28–29, стихи 1–47] | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
Поклоню да свою буйную головушку, | х | х | х | х | 13 | |||||||||||
Покорю свое печальное сердечушко | х | х | х | х | 13 | |||||||||||
Я со этой вышины да до сырой земли | х | х | х | х | х | 13 | ||||||||||
Своим милым спорядовыим суседушкам: | х | х | х | х | 13 | |||||||||||
“Не откиньте-тко вдову вы бесприютную, | х | х | х | 13 | ||||||||||||
Со обидныма, сиротныма детушкам, | х | х | х | 12 | ||||||||||||
Да вы грубым словечком не обидьте-ткось, | х | х | х | 12 | ||||||||||||
Да вы больным ударом не ударьте-ткось! | х | х | х | 12 | ||||||||||||
Как пойдут мои сиротныи к вам детушки | х | х | х | х | х | 13 | ||||||||||
По вашему крыльцу да по перёному, | х | х | х | 12 | ||||||||||||
Не заприте-тко новых сеней решётчатых, | х | х | х | х | 12 | |||||||||||
Допустите в тепловито свое гнездышко, | х | х | х | х | 13 | |||||||||||
Ко дверям да вы на дверную на лавочку, | х | х | х | 13 | ||||||||||||
Да вы милостину им тут сотворите-тко | х | х | х | 13 | ||||||||||||
Сиротам моим бессчастным малым детушкам, | х | х | х | х | х | 13 | ||||||||||
Вы на добрыи дела их научите-ткось!ˮ | х | х | х | х | 13 | |||||||||||
Как допреж сего, до этой поры-времечка | х | х | х | х | х | 13 | ||||||||||
Была в живности любимая семеюшка, | х | х | х | х | 13 | |||||||||||
Маломошному суседу не корилася, | х | х | х | 13 | ||||||||||||
Была гордая ведь я да непоклонная, | х | х | х | х | 13 | |||||||||||
Я с суседями была да несговорная. | х | х | х | х | 13 | |||||||||||
Не начаяла я горя, не надиялась, | х | х | х | х | 13 | |||||||||||
Што разлукушки с законной со державушкой, | х | х | х | 13 | ||||||||||||
Што останусь, сирота-вдова бессчастная, | х | х | х | х | 13 | |||||||||||
Я со этой станицей неудольноей, | х | х | х | х | 12 | |||||||||||
Со малыма, сердечныма детушкам! | х | х | х | х | 12 | |||||||||||
Как жила я с надежной головушкой, | х | х | х | х | 11 | |||||||||||
Была счастлива ведь я да все таланная. | х | х | х | х | х | 13 | ||||||||||
Вдруг, знать, счастье то суседы обзавидали, | х | х | х | х | 13 | |||||||||||
Добры людушки меня да приоббаяли, | х | х | х | х | 13 | |||||||||||
Черны вороны талан, знать, приограяли, | х | х | х | х | 13 | |||||||||||
Видно, участь ту собаки приоблаяли! | х | х | х | х | 13 | |||||||||||
Как по моему великому несчастьицу | х | х | х | 13 | ||||||||||||
Тут проклятая злодийка бесталанница | х | х | х | 13 | ||||||||||||
Впереди меня, злодийка, уродилася, | х | х | х | х | 13 | |||||||||||
Впереди меня в купели окрестилася! | х | х | х | х | 13 | |||||||||||
Как жила я у желанных родителей | х | х | х | 12 | ||||||||||||
Во своем да я прекрасном девичестве, | х | х | х | х | 12 | |||||||||||
Изнавешена была я цветным платьицом, | х | х | х | х | 13 | |||||||||||
Изнасажена была я скатным жемчугом! | х | х | х | х | 13 | |||||||||||
Мои милыи, желанныи родители | х | х | х | х | 13 | |||||||||||
Тут повыбрали судимую сторонушку, | х | х | х | 13 | ||||||||||||
Мне по разуму блада сына отецьского; | х | х | х | х | х | 13 | ||||||||||
Отпущали на судиму как сторонушку; | х | х | х | 13 | ||||||||||||
Отдавали за блада сына отецьского – | х | х | х | х | 13 | |||||||||||
Знать, не участью-таланом награждали, | х | х | х | х | 12 | |||||||||||
Знать, великиим бессчастьем наделяли! | х | х | х | х | 12 | |||||||||||
12 | 7 | 41 | 3 | 8 | 9 | 39 | 3 | 7 | 11 | 37 | 1 | 2 |
Мы снова убеждаемся, что единственной константой 13-сложных стихов, составляющих бо́льшую часть выбранного фрагмента (37 из 47 строк), является трехударность с интервалом в три слога, как и у 14-сложных стихов; остальные ударения нестабильны; из них самой сильной ударной позицией оказывается начальный слог (в 12 стихах), затем идет 10-й слог (11), 6-й (9), 5-й (8), что уже колеблет вывод о 6-стопном хорее, предполагающем ударными нечетные слоги. В целом данный фрагмент отличается меньшей однородностью размера, чем 14-сложный стих. В данном случае перевеса ударных нечетных слогов над четными явно не наблюдается, следовательно, хорей поддерживается исключительно нечетностью иктов. Точно так же в 14-сложном стихе слишком слабо выражена ударность четных слогов, чтобы можно было бы определять его как ямб.
Важно в связи с этой проблемой вспомнить положение, выдвинутое Н.С. Трубецким: «Утверждение, что “русское стихосложение основано на чередовании ударяемых и безударных слогов” не вполне точно. На самом деле, чередуются либо “обязательно ударяемые” слоги с “необязательно ударяемыми”, либо “обязательно безударные” с “необязательно безударными”. Так, например, в ямбе все нечетные слоги обязательно безударны, но четные слоги вовсе не непременно ударяемы: они лишь не обязательно безударны, то есть могут быть ударными, но могут быть и неударными» [4, с. 360–361]. В 14-сложных стихах причитаний в большинстве примеров ударными являются 4-й, 8-й и 12-й слоги, а обязательно безударным оказывается только 1-й слог. В 13-сложных строках такой строгой обязательности нет, но близкими к абсолютному показателю ударности являются 3-й, 7-й и 11-й слоги. Можно ли считать эти структуры разными размерами, если они отличаются только величиной анакрузы и как бы сдвинуты относительно друг друга на один шаг?
12-сложные стихи
Что касается 12-сложных строк, то они раздваиваются: с одной стороны, они могут относиться к “большойˮ модели, примыкая главным образом к 13- сложным стихам и составляя их нижнюю периферию, а с другой – принадлежать к “малосложномуˮ типу, составляя его верхнюю периферию. Особенно характерны 12-сложные стихи для похоронных причитаний (1571 строк), где они примыкают к самому массовому типу 13-сложных стихов, отличаясь от них сдвигом анакрузы или клаузулы. Рассмотрим несколько 12-сложных строк “большойˮ модели на примере выборки из разных текстов причитаний.
Табл. 8. Ритмика 12-сложных строк [3, т. I, II]
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | тип | |
Велико бы родительско желаньицо! I 27:101 | х | х | х | Б | |||||||||
Повы́тают снежочки со чистá поля I 27:107 | х | х | х | х | В | ||||||||
Приуныв стоит церковь посвященная I 124:12 | х | х | х | х | Б | ||||||||
Ко сырой земли глава приклонилася I 124:13 | х | х | х | х | Б | ||||||||
Он желтыма кудёркама потряхиват II 46:41 | х | х | х | х | В | ||||||||
И медвяного питья не испивает II 54:37 | х | х | х | А | |||||||||
Аль в сраженьице его да заразили II 167 :195 | х | х | х | х | А | ||||||||
И оружьицем его да застрелили II 167:196 | х | х | х | А | |||||||||
Поворотного часочку не бывает! II 279:105 | х | х | х | А | |||||||||
Я головушки, невольна, не клонила II 280:120 | х | х | х | х | А | ||||||||
Я сердечушка, невольна, не корила II 280:121 | х | х | х | х | А | ||||||||
У двери стоит, лебедушко, дубовой II 368:304 | х | х | х | х | А | ||||||||
И будешь горькии-то слезы проливать II 413:232 | х | х | х | х | (А) | ||||||||
Уж он винной этой чары не зымает II 455:11 | х | х | х | х | х | А | |||||||
4 | 4 | 11 | 1 | 4 | 4 | 9 | 1 | 0 | 5 | 9 | 1 |
Среди представленных в таблице строк различаются два вида: один с иктами на 3-й, 7-й и 11-й позициях, который можно считать идентичным основному массиву 14- и 13-сложных стихов, его главной чертой является трехсложный интервал между иктами и увеличенная анакруза (тип А); другой – с ударениями на 3-м, 6-м и 10-м слогах (тип Б) или на 2-м, 6-м и 10-м слогах (тип В) с тем же 3-сложным интервалом между иктами и дактилической клаузулой; еще один, примыкающий к типу А, сдвинут вправо от него на один слог (икты 2-й, 4-й, 8-й и 12-й слоги).
12-сложные стихи “малосложнойˮ модели будут рассмотрены ниже.
15-сложные стихи
15-сложные строки, образующие верхнюю периферию “большойˮ модели, на первый взгляд, представляются бессистемными в отношении ритмики: в них также используются трехсложные интервалы между иктами, и тогда такие строки выглядят просто как увеличенные на один слог клаузулы или анакрузы 14-сложные стихи. Но есть и другие схемы, которые не укладываются в стандартные типы и нуждаются в дополнительном изучении на представительном материале.
Табл. 9. Примеры 15-сложных стихов свадебных и рекрутских причитаний [3, т. II]
Страницы и строки ↓ Число слогов → | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
Свадебные причитания | |||||||||||||||
И испугалася я остудничка-чужанничка 281:172 | х | х | х | х | |||||||||||
И много братьицев у меня да ясных сóколов 290:599 | х | х | х | х | х | ||||||||||
И у меня сви́лася тоска неугасимая 446:83 | х | х | х | х | |||||||||||
И обмирает да твоя зяблая утробушка 446:117 | х | х | х | х | |||||||||||
И не по большой дари, дитё, да по долиночке 447:132 | х | х | х | х | |||||||||||
И тоже свáтовья, голубушку, засватывали 450:18 | х | х | х | х | |||||||||||
И жаль-тошнёшенько мне же вольной стало волюшки! 452:33 | х | х | х | х | х | х | |||||||||
И мы не знаем куды, солóвьи, приютитися 466:38 | х | х | х | х | |||||||||||
И тебе там да столько есть-то богосýженая 470: 144 | х | х | х | х | х | ||||||||||
И уже там да тебе есть-то богоря́женая 470:145 | х | х | х | х | х | ||||||||||
0 | 3 | 2 | 9 | 2 | 1 | 5 | 4 | 7 | 0 | 2 | 3 | 7 | 0 | 0 | |
Рекрутские причитания | |||||||||||||||
И добра мо́лодца оны все понаряживают 48:8 | х | х | х | х | х | ||||||||||
И укатись, да мое красное ты на́ золоте 50:61 | х | х | х | х | |||||||||||
И как до сегоднишна учётна долга го́дышка 50:9 | х | х | х | х | х | ||||||||||
И благословите-тко, желанныи родители, 57:45 | х | х | х | ||||||||||||
И нам не езживать на ступистыих лошадушках 58:81 | х | х | х | х | |||||||||||
И позаглазью-то оны да спроговаривают 65:30 | х | х | х | ||||||||||||
И вон казенный-то солдатушко похаживае 65:31 | х | х | х | х | |||||||||||
И горемыка-та уда́лая погуливае! 65:32 | х | х | х | ||||||||||||
И не попущу да я, кокоша, жа́лка голоса 65:3 | х | х | х | х | х | ||||||||||
И как похаживат наш сдово́льной белой светушко 66:24 | х | х | х | х | х | ||||||||||
0 | 4 | 0 | 7 | 3 | 0 | 3 | 5 | 6 | 0 | 3 | 5 | 5 | 0 | 0 |
“Малыеˮ стихи
Перейдем теперь к анализу ритмики “малыхˮ стиховых размеров, т.е. стихов с числом слогов от 8 до 12, кроме тех 12-сложных, которые встроены в 13-сложные массивы (в основном это похоронные причитания), и рассмотрены выше. “Малыеˮ строки занимают неодинаковое место в похоронных, рекрутских и свадебных причитаниях. В табл. 10 приводятся количественные данные.
Табл. 10. “Малыеˮ стихи в сборнике Барсова.
жанр↓ слоги → | 8-сл. | 9-сл. | 10-сл. | 11-сл. | 12-сл. | Всего |
похоронные | 85 | 796 | 173 | 361 | – | 1500 |
рекрутские | 28 | 286 | 110 | 33 | 158 | 1015 |
свадебные | 26 | 577 | 525 | 10 | 59 | 1197 |
Всего | 139 | 1659 | 808 | 404 | 217 |
Табл. 11. Примеры “малыхˮ размеров из сборника Барсова (Р – рекрутские, С – свадебные, П – похоронные причитания)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |
8-сложные строки | ||||||||||||
Хороводы да игрища Р 110:34 | - | - | х | - | - | х | - | - | ||||
Писемцом, либо грамоткой Р 111:47 | - | - | х | - | - | х | - | - | ||||
Напишу письмо-грамоту Р 113:39 | - | - | х | - | х | х | - | - | ||||
Добрых лю́дей удивила С 277:10 | х | - | х | - | - | - | х | - | ||||
И родитель разгневила С 277:11 | х | - | х | - | - | - | х | - | ||||
Два свата полюбовныи С 278:65 | х | х | - | - | - | х | - | - | ||||
Не дай же Боже-Господи П 63:66 | - | х | - | х | - | х | - | - | ||||
Чиста поля без кустышка П 63:67 | х | - | х | - | - | х | - | - | ||||
Синя моря без камешка П 63:68 | х | - | х | - | - | х | - | - | ||||
5 | 2 | 7 | 1 | 1 | 7 | 2 | 0 | |||||
9-сложные строки | ||||||||||||
Придет летушко ли теплое Р 110:34 | х | - | х | - | - | - | х | - | - | |||
Как я стану обрабатывать Р 111:37 | - | - | х | - | - | - | х | - | - | |||
Свою землю хлебопашеством Р 11:38 | - | х | х | - | - | - | х | - | - | |||
Кабы вороны слетались бы С 278:66 | х | - | х | - | - | - | х | - | - | |||
Крылье-перьице щипались бы С 278:67 | х | - | х | - | - | - | х | - | - | |||
Как правá рука здымалася С 279:83 | - | - | х | - | х | - | х | - | - | |||
Ой, развейся буря-падара! П 48:12 | х | - | х | - | х | - | х | - | - | |||
Разнеси ты пески жёлтыи! П 48: 13 | - | - | х | - | - | х | х | - | - | |||
Расступись-ко, мать-сыра земля! П 48: 14 | - | - | х | - | х | - | х | - | х | |||
4 | 1 | 9 | 0 | 3 | 1 | 9 | 0 | 1 | ||||
10-сложные строки | ||||||||||||
Моя звёздочка ненаглядная Р 110:25 | - | х | х | - | - | - | - | х | - | - | ||
С моим милым любимым дитятком Р 110:28 | - | х | х | - | - | х | - | х | - | - | ||
И как придет-то теперь времячко Р 110:32 | - | - | х | - | - | - | х | х | - | - | ||
И во почéстном, во большóм углу С 278:61 | - | - | х | - | - | - | - | х | - | - | ||
Как свеща Божия туманится С 279:79 | - | - | х | х | - | - | - | х | - | - | ||
И Богородица печалится С 279:80 | - | - | - | х | - | - | - | х | - | - | ||
Буде на тó ты приразгневался П 60:32 | х | - | - | х | х | - | - | х | - | - | ||
Ты оставил, кормилец-батюшко п 62:30 | х | - | х | - | - | х | - | х | - | - | ||
Поразвиять своей кручинушки П 62:40 | - | - | х | - | х | - | - | х | - | - | ||
2 | 2 | 7 | 3 | 2 | 2 | 1 | 9 | 0 | 0 | |||
11-сложные строки | ||||||||||||
Не в любимую да путь-дороженько Р 112:20 | - | - | х | - | - | - | х | - | х | - | - | |
Когда стоскнётци тебе-сгорюхнетци Р.112:29 | - | х | - | х | - | - | х | - | х | - | - | |
Так я буду ждать да дожидатися Р 113:61 | - | х | х | - | х | - | - | - | х | - | - | |
И я велико благословленьице С 417:18 | - | х | - | х | - | - | - | - | х | - | - | |
И я родительским бласловленьицем С 420:131 | - | х | - | х | - | - | - | - | х- | - | - | |
Уж он белых-то рук да не здымае С 455:10 | - | х | х | - | - | х | - | - | - | х | - | |
Как жила я с надежной головушкой П 29:27 | - | - | х | х | - | х | - | - | х | - | - | |
С этым добрым хоромным строеньицом П 30:5 | х | - | х | - | - | х | - | - | х | - | - | |
Со малыма сердечныма детушкам П 30: 6 | - | х | - | - | - | х | - | - | х | - | - | |
1 | 6 | 5 | 4 | 1 | 4 | 2 | 0 | 8 | 1 | 0 | ||
12-сложные строки | ||||||||||||
Стану ложиться спать да попоздёхоньку Р 115:62 | х | - | - | х | - | х | - | - | - | х | - | - |
Горюет то твоя да молода́ жена Р 115:79 | - | х | - | - | - | х | - | - | - | х | - | х |
Не дал бы ты в обидушку великую Р 118:197 | - | х | - | х | - | х | - | - | - | х | - | - |
Уж он винной этой чары не зымает С 455:11 | - | х | х | - | х | - | х | - | - | - | х | - |
Я со этой со неволюшки великой С 460:92 | х | - | х | - | - | - | х | - | - | - | х | - |
Уж я этой золотой казной бессчётной С 460:94 | - | х | х | - | - | - | х | - | х | - | х | - |
Я со этой станицей неудольноей П 29:25 | х | - | х | - | - | х | - | - | - | х | - | - |
Как жила я у желанных родителей П 29: 37 | - | - | х | х | - | - | х | - | - | х | - | - |
Во своем да я прекрасном девичестве П 29:38 | - | - | х | - | х | - | х | - | - | х | - | - |
3 | 4 | 6 | 3 | 2 | 4 | 5 | 0 | 1 | 6 | 3 | 1 | |
Эти малообъемные стихи не обнаруживают строгой метрической организации. Наиболее устойчивы в 8-сложных стихах ударения на 1-м, 3-м и 6-м слогах; в 9-сложных – на 3-м и 7-м слогах (с интервалом между ними в 3 слога); в 10-сложных – на 3-м и 8-м слогах; в 11-сложных – на 2-м и 9-м слогах; в 12-сложных – на 3-м, 7-м и 10-м слогах. Самый распространенный интервал между иктами – 3 слога, как и в “большихˮ стихах. Поскольку в причитаниях других севернорусских регионов малообъемные стихи составляют основной массив, можно предполагать, что их периферийное положение в сборнике Барсова объясняется индивидуальным стилем причитаний Ирины Федосовой, предпочитавшей 13- и 14-сложные стихи, возможно, и традицией Заонежья в целом. Для сравнения можно привести фрагменты севернорусских причитаний из других сборников.
Табл. 12. Примеры малосложных стихов из других сборников.
№ | Слоги | |
Похоронные причитания | ||
1 | Ой, да оставила мамушка, | 9 |
Ой, да меня сиротиночку, | 9 | |
Ой, не в пору, не во времечко, | 9 | |
Ой, недорослую травоньку, | 9 | |
Ой, недоцвилого цвитика, | 9 | |
Ой, недозрелую ягодку [5, с. 90] | 9 | |
2 | Што у нас-то случилосе, | 8 |
Што у нас-то соделосе. | 8 | |
В людях век-то не водице, | 8 | |
В добрых век не случаеце. | 8 | |
Пришла скорбь-то тяжёлая, | 8 | |
Постигла смёртка-та скорая. | 8 | |
Она пришла, не спросиласе, | 9 | |
Она взяла, не сказаласе, | 9 | |
Человека любимова. [6, с. 423] | 8 | |
3 | Ой, уж ты, родимой жо бра<телко>, | 10 |
Ой, уж собравсё да снаре<дился> | 10 | |
Ой, уж ты на веки-ти ве<чные>, | 10 | |
Ой, уж на всю жизь бесконе<чную> | 10 | |
Ой, уж на широкое кла<дбище> [7, с. 81 № 15] | 10 | |
4 | Ты́ разда́йсе-ко, ма́ть да сыра́я земля́, | 12 |
Ты́ отки́ньсе-ко да гробова́я доска́. | 12 | |
Ты́ не вста́нешь ли, ми́лый мой ла́душка, | 11 | |
Не пойдёшь ли в свои́ све́тлы го́ренки. [8, с. 319] | 11 | |
Рекрутские причитания | ||
1 | Как уж наши нынь жадобныи | 9 |
Собералисе, съеждялисе | 9 | |
Ко дому ко казенному | 8 | |
Ды ко жеребьям казенныим, | 9 | |
Ко мерушке высокою, | 8 | |
Ко линяйке Государевой | 9 | |
Ды ко ленты, ко широкою. [9, с. 127] | 9 | |
2 | Как приедете к погосту столбовитому, | 13 |
Там стоит что ли правление-присусвие. | 13 | |
Там ведь съехались судьи немилосерные, | 13 | |
Подготовлены вам жеребья казенные, | 13 | |
Над головушкой положены линейки дубовые, | 16 | |
Накуплены ведь ленточки шелковые. [9, с. 127] | 12 | |
Свадебные причитания | ||
1 | Я сдала, молодёхонька, да | 9 |
Чёсную дивью красоту, да | 9 | |
Чёсную, соблюжённую, да | 9 | |
Дорогу сбережённую. [5, с. 284] | 8 | |
2 | Да, моя дивья-то красота, | 9 |
Она циста, как стеклышко, | 8 | |
Она бела, как солнышко. [10, с. 144] | 8 | |
3 | Надо мной-то что сделалось, да | 9 |
Надо мной да случилосе, да | 9 | |
В один час да совершилосе. Да | 10 | |
Приусёк да мне-ка батюшко да | 10 | |
Много веку ту дивьёго, да. | 9 | |
Приукрыла мне-ка мамушка да | 10 | |
[5, с. 231] | 8 | |
4 | Видно, нет, не находитце | 8 |
На моё место-мистицько, | 8 | |
Моё место не крепкоё, | 8 | |
Моё место вертецеё, | 8 | |
По всей избе-то ходецеё. [10, с. 109] | 9 | |
5 | Я кладу бажёну волюшку | 9 |
На столы да на дубовые, | 9 | |
Я на скатерти забранные. | 9 | |
Наедайся, воля, досыти, | 9 | |
А напивайся, воля, допьяна, | 10 | |
Покуль свой дом да своя воля, | 9 | |
Покуль у своих родителей. [11, с. 230] | 9 | |
6 | Ты останешься в вольной волюшке, | 10 |
Во прекрасном своем девичестве. [12, с. 142] | 10 |
Итак, приведенные данные из сборника Барсова и других сборников севернорусских причитаний позволяют убедиться, что в них используются две основные модели стихов – “большиеˮ (12–13–14 слогов) и “малыеˮ (8–9–10, реже 11 и 12 слогов). При этом в сборнике Барсова и особенно в причитаниях Федосовой, как было показано выше, большой слоговой объем безусловно доминирует, тогда как в других сборниках (кроме [12]) столь же безусловно доминирует малый слоговой объем4. Ср. вывод Е.В. Хворостининой: “Средний слоговой объем стиха рассмотренных причитаний составляет 11,1 слога. Основной корпус стихов тяготеет к среднему объему 10–13 слогов. Из 100 причитаний, привлеченных для сравнительного анализа, в 32 текстах прослеживается опора на 9-сложный стихˮ [7, с. 64–65]5.
5. Наличие и вес 12- и 13-сложных стихов объясняется тем, что в выборку Хворостининой включены и причитания из академических сборников, где представлены и тексты “большогоˮ объема из сборника Барсова.
Что же касается ритмики причитаний, то попытки применить к ним стихотворные схемы литературных текстов (4- или 6-стопный ямб или хорей) кажутся непродуктивными. К этому же выводу приходит Е.В. Хворостинина: «Слоговой состав стихов оказывается в гораздо большей степени связан с акцентным строением: тексты, в которых колебания слогового объема отсутствуют (№ 16) или минимальны (№ 1, 13), дают наибольшую урегулированность тонического “метра”; там, где слоговой состав подвержен динамике (№ 7, 21), обнаруживается не только “разномерность”, но и наибольшее количество спорных для квалификации стихов» [Там же].
Таким образом, вполне убедительным представляется мнение К.В. Чистова, высказанное 60 лет тому назад, согласно которому наиболее типичная форма стиха причитаний – стих “трехударный (либо двухударный) с постоянным положением первого или последнего ударения (анапестическая анакруза и дактилическая клаузула) и относительно свободным расположением ударных и безударных слогов между нимиˮ [13, с. 41]. Ср. также [14]. Тем не менее этот вывод нуждается в подкреплении более основательным и точным статистическим анализом метрики всего корпуса севернорусских причитаний.
Библиография
- 1. Бейли Дж. Избранные статьи по русскому народному стиху / Перевод с англ. под общей ред. М.Л. Гаспарова. М.: ЯСК, 2001.
- 2. Bailey James. On Analyzing the rhythm of a Russian funeral lament // American Contributions to the Eleventh International Congress of Slavists. Columbus, Ohio, 1993. P. 214–229.
- 3. Причитанья Северного края, собранные Е.В. Барсовым / Изд. подготовили Б.Е. Чистова, К.В. Чистов. СПб.: Наука, 1997. Т. 1. Похоронные причитанья. Т. 2. Рекрутские и солдатские причитанья. Свадебные причитанья. [Серия “Литературные памятникиˮ].
- 4. Трубецкой Н.С. К вопросу о стихе “Песен западных славянˮ А.С. Пушкина // Трубецкой Н.С. Избранные труды по филологии. М.: Прогресс, 1987. С. 359–370 (первая публикация 1937).
- 5. Ефименкова Б.Б. Севернорусская причеть. Междуречье Сухоны и Юга и верховья Кокшенги (Вологодская область). М.: Советский композитор, 1980.
- 6. Югай Е.Ф. Челобитная на тот свет: вологодские причитания в XX веке. М.: Индрик, 2019.
- 7. Хворостинина Е.В. Стих причитаний Русского Севера // Хворостинина Е.В. Ритмическая композиция русского стиха: историческая типология и семантика. Дисс. докт. филол. наук. СПб., 2009. С. 60–91.
- 8. Маточкин А.А. Похоронно-поминальная причетная традиция Мезенского района Архангельской области в записях 2007–2009 гг. // Речевая и обрядовая культура Русского Севера. Филологический практикум / Сост. И.С. Веселова, А.А. Степихов. СПб., 2012. С. 247–358.
- 9. Кормина Ж. Проводы в армию в пореформенной России. Опыт этнографического анализа. М.: НЛО, 2005.
- 10. Балашов Д.М., Марченко Ю.И., Калмыкова Н.И. Русская свадьба. Свадебный обряд на Верхней и Средней Кокшеньге и на Уфтюге (Тарногский район Вологодской области). М., 1985.
- 11. Русские плачи Карелии / под ред. М.К. Азадовского. Петрозаводск, 1940.
- 12. Кузнецова В.П., Логинов К.К. Русская свадьба Заонежья (конец XIX – начало XX в.). Петрозаводск, 2001.
- 13. Чистов К.В. Русская причеть // Причитания. Л.: Советский писатель, 1960. С. 5–48.
- 14. Гаспаров М.Л. Народный стих // Литературный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1987. С. 237.