США–ЕС: новые приоритеты в трансатлантических отношениях
США–ЕС: новые приоритеты в трансатлантических отношениях
Аннотация
Код статьи
S207054760017913-1-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Приходько Олег Владимирович 
Должность: Ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Институт США и Канады РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Аннотация

Отношения с ЕС играют важную роль в американской глобальной и региональной политике. Исключением стал период президентства Д. Трампа, чьи антиевропейские взгляды резко контрастировали с подходом, которого придерживается американский истеблишмент. Победивший на президентских выборах 2020 г. Дж. Байден отменил резонансные решения своего предшественника о выходе Соединённых Штатов из ряда международных соглашений и организаций. Прошедший в июне саммит США – ЕС подвёл черту под «эпохой Трампа» в трансатлантических отношениях, которая характеризовалась идейной и политической враждой американского президента и либеральных элит Европы. Восстановление «нормальности» в отношениях США и Евросоюза способствует активизации трансатлантического партнёрства, но оно не может остановить эрозию либерального миропорядка и разрушение американской гегемонии. Политико-идеологическая близость администрации Дж. Байдена и либеральной Европы вовсе не является залогом того, что стороны смогут безболезненно урегулировать свои разногласия. По некоторым проблемам двусторонних отношений, таким как разработка всеобъемлющего соглашения о свободной торговле между США и ЕС, на ближайшую перспективу вообще не просматривается какая-либо возможность достижения компромисса. Конкурирующие политические и экономические интересы Соединённых Штатов и Евросоюза сталкиваются и по другим вопросам. Китайский фактор потенциально может стать яблоком раздора между трансатлантическими партнёрами, учитывая заметные различия в их взглядах и подходах к отношениям с Китаем.

Ключевые слова
США, ЕС, Дж. Байден, трансатлантические отношения
Классификатор
Получено
09.09.2021
Дата публикации
16.12.2021
Всего подписок
12
Всего просмотров
1309
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
1

Введение

 

В период холодной войны США рассматривали европейскую интеграцию как важнейший механизм консолидации Западной Европы в глобальном противоборстве Запада с СССР. После распада советской сверхдержавы и наступления эпохи американской однополярности Вашингтон стал оценивать ЕС как вторую по значимости после НАТО опору нового миропорядка. Это понимание нашло отражение в «Трансатлантической декларации» 1990 г. и «Новой трансатлантической повестке дня» 1995 г., которые подписали лидеры США и Евросоюза. Использование военно-политических, дипломатических и экономических ресурсов европейских стран в интересах американской стратегии рассматривалось как важная задача любой администрацией независимо от того, кто побеждал на выборах в США, – демократы или республиканцы. Вместе с тем, Вашингтон избегал фиксировать стратегическое партнёрство с ЕС в договорной форме, оберегая привилегированный статус НАТО в трансатлантических отношениях.

2 Хотя американское стратегическое видение отношений с объединённой Европой как с ключевым партнёром опирается на двухпартийный консенсус в правящей элите США, для республиканцев, особенно тех, кто относится к правоконсервативному крылу партии, характерно сфокусированное больше на соперничестве, чем на сотрудничестве восприятие Европейского Союза. Эта особенность наглядно проявилась в президентство Дж. Буша-младшего, когда в политике Вашингтона ощущалось сильное влияние неоконсерваторов. Распространённая среди республиканцев критика ЕС как соперника США достигла своего апогея в президентство Д. Трампа, чьим кредо стал лозунг «Америка прежде всего». В период его пребывания в Белом доме отношения между Соединёнными Штатами и Евросоюзом отличались взаимным недоверием, напряжённостью и даже открытым противостоянием по ряду проблем международной политики и двусторонней повестки дня (иранская ядерная сделка, ближневосточный процесс, глобальное изменение климата). Решения Д. Трампа о выходе США из ряда соглашений, в подписании которых европейская дипломатия сыграла важную роль, его нападки на международные организации, поддержка брексита и правопопулистских сил в Европе углубляли идейно-политический раскол между американской администрацией и ЕС.
3

Подход Дж. Байдена, победившего на выборах 2020 г., резко контрастирует с тем недружелюбием, а порой и открытой враждебностью, которую проявляли США к ЕС в президентство Д. Трампа. Администрация Дж. Байдена пришла с повесткой дня, в которой центральное место занимает идея либерального реванша, и главным своим союзником в этом деле она видит интеграционную Европу. Заокеанский вояж президента Дж. Байдена, во время которого он посетил ряд европейских столиц и принял участие в серии саммитов, был призван символизировать возвращение США к мировому лидерству и продемонстрировать, что трансатлантические отношения вновь составляют основу американской внешней политики. Американский президент подтвердил приверженность США обязательствам по защите европейских союзников и выразил поддержку Евросоюзу как своему важному партнёру в международных делах. Вашингтон рассчитывает на тесное взаимодействие с ЕС в усилиях по укреплению либерального миропорядка, устои которого заметно пошатнулись в последнее десятилетие. Механизмы регулирования, созданные в эпоху американского доминирования, не справляются с современными вызовами, и создание Группы двадцати (G20) в ответ на мировой кризис 2008 г. стал наглядным тому подтверждением.

4

Политические нюансы в американском подходе к отношениям с ЕС

 

Выстраивание взаимоотношений с интегрирующейся Европой – одно из приоритетных направлений глобальной стратегии США. В американской политической элите сложился общий консенсус, что сотрудничество с ЕС является полезным, а в некоторых ситуациях и необходимым для американских национальных интересов. Однако взгляды демократов и республиканцев существенно разнятся в оценке ЕС как партнёра США в международных делах. В период нахождения у власти демократических администраций Соединённые Штаты, как правило, более активно сотрудничали с Евросоюзом, считая важным его вклад в поддержание либерального миропорядка. Администрация Обамы высоко оценивала роль ЕС в постконфликтном урегулировании на Балканах, включая примирение между Сербией и Косово, в дипломатическом урегулировании ситуации вокруг иранской ядерной программы (подписании СВПД), успехе переговоров по климатическому соглашению в Париже, осуществлении программ экономической и гуманитарной помощи в Афганистане и других странах. Вашингтон признавал заслуги ЕС в совместной борьбе с пиратством у побережья Африканского Рога и в том, что давление на военную хунту в Бирме увенчалось проведением свободных выборов в этой стране.

5 Для республиканцев характерно более сложное восприятие ЕС. Они часто склонны рассматривать отношения с Евросоюзом через призму конкуренции и соперничества, усматривая в растущих амбициях объединённой Европы вызов американской гегемонии. Если демократы не оспаривают полезность взаимодействия США с ЕС в борьбе с оргпреступностью и терроризмом, то республиканцы, наоборот, питают к Брюсселю явное недоверие, обвиняя европейские власти в провальной иммиграционной политике «открытых дверей», которая привела к бесконтрольному наплыву огромной массы беженцев с Ближнего Востока, и в низкой эффективности мер по пресечению деятельности исламистского подполья в Европе.
6

Вместе с тем, и республиканцы, и демократы в настороженно-негативном ключе реагируют на инициативы ЕС в сфере обороны и безопасности. Однако если правоконсервативный фланг американской политической элиты и связанные с ним аналитические центры (в частности, Фонд «Наследие» – Heritage Foundation) резко и бескомпромиссно критикуют европейские военно-политические проекты, то демократы занимают прагматичную позицию и не встают в открытую оппозицию к ЕС, убедившись в том, что заявленные Брюсселем планы либо остаются по большей части декларациями, либо реализуются в урезанном виде, не представляя угрозы для интересов НАТО и целостности альянса.

7

Особым периодом в отношениях США и ЕС стало президентство Д. Трампа. Его администрация отличалась едва скрываемой враждебностью к Евросоюзу, чего никогда прежде не наблюдалось в двусторонних отношениях. Некоторые политологи на Западе усматривали в том, как она вела дела с ЕС, поощрение дезинтеграционных процессов в Европе. Д. Трамп рассматривал ЕС не только как экономического соперника США, но и как «торгового врага», обвиняя Евросоюз в нечестной конкуренции1.

1. Samuels B. Trump labels the European Union a 'foe'. Available at: >>> (accessed 07.07.2021).
8

Дж. Байден резко отмежевался от конфронтационной политики своего предшественника. Он видит в ЕС союзника по широкому спектру международных политических, экономических и гуманитарных вопросов. Его правительство стремится возродить дух сотрудничества и выстроить конструктивное взаимодействие с европейскими партнёрами. В своей книге, вышедшей в 2020 г. за несколько месяцев до выборов, американские политологи А. Кули и Д. Нексон предсказали, что «будущая новая демократическая администрация попытается воскресить глобальное американское лидерство, вдохнуть новую жизнь в обязательства перед союзниками и в поддержку либеральных ценностей и норм»2. Однако они выразили сомнение в возможности возвращения Соединённых Штатов к прежней роли мирового гегемона. Схожего мнения придерживаются и другие американские политологи, представляющие различные научные школы, в частности Дж. Айкенберри, Р. Лебоу, Дж. Миершаймер, Б. Родс.

2. Cooley A., Nexon D. Exit from Hegemony: The Unraveling of the American Global Order. Oxford: Oxford University Press. 2020. XIX, 280 p.
9 Уже в первые месяцы деятельности новой администрации американо-европейские политические контакты отличались высокой интенсивностью и динамизмом. Президент Дж. Байден в феврале выступил по видеосвязи на ежегодной Мюнхенской конференции по международной безопасности, в марте участвовал в видеоконференции с Европейским советом, в июне провёл серию встреч с европейскими лидерами на саммитах НАТО, США – ЕС, а также двусторонние переговоры в Великобритании, Бельгии и Швейцарии. Госсекретарь Э. Блинкен за первые полгода трижды посещал с визитами Брюссель, в том числе сопровождая Дж. Байдена в европейском турне. Глава Минобороны Л. Остин принял участие по видеосвязи в двух заседаниях министров обороны стран НАТО. На правительственном уровне прошли переговоры и консультации между США и ЕС по Китаю, двусторонним торгово-экономическим проблемам, мерам борьбы с пандемией COVID-19. Относительно легко устранимые завалы в трансатлантических отношениях, оставшиеся от «эпохи Трампа», были расчищены достаточно быстро, что подготовило почву для перехода к следующему этапу, на котором намечаются более амбициозные задачи, включая создание глобального альянса демократий.
10

На саммите в июне США и ЕС договорились поддерживать регулярный диалог и сотрудничать по ключевым проблемам мировой политики и экономики, включая отношения с Россией и Китаем, глобальное изменение климата, преодоление эпидемии коронавируса, реформы ВОЗ и ВТО, регулирование в киберпространстве, восстановление устойчивого экономического роста, защита демократических ценностей3. Они решили создать несколько форматов для регулярных контактов с целью координации совместной работы по приоритетным направлениям: во-первых, это механизм двусторонних консультаций по теме отношений с Россией; во-вторых, это регулярный диалог по вопросам, относящимся к компетенции правоохранительных органов; в-третьих, это Совет по торговле и технологиям (СТТ), который должен содействовать выработке согласованных стандартов применительно к новым технологиям (таким как искусственный интеллект), предложений по реформе ВТО, а также координации в сфере экспортного контроля и скрининга иностранных инвестиций (его первое заседание, посвящённое состоянию глобального рынка полупроводниковой продукции, прошло 29 сентября в Питтсбурге; в рамках СТТ планируется создать десять рабочих групп); в-четвёртых, это Совет по энергетике, который призван заниматься такими вопросами, как декарбонизация энергетического сектора, «зелёные» технологии и экологически чистые источники энергии. Практически все эти форматы двусторонних консультаций были созданы на основе предложений Евросоюза, который в декабре 2020 г. обнародовал программу скорейшего налаживания партнёрства с администрацией Дж. Байдена.

3. Towards a Renewed Transatlantic Partnership. US-EU Summit Statement. June 15, 2021.Available at: >>> (accessed 08.08.2021).
11

Сферы совпадения и расхождения политических интересов США и ЕС

 

Уже в ходе первых двусторонних контактов администрация Дж. Байдена и ЕС выразили взаимное намерение возродить полноценное сотрудничество, которое сильно деградировало за время президентства Д. Трампа. Контуры возможных договорённостей были определены на переговорах госсекретаря США Э. Блинкена и главы европейской дипломатии Ж. Боррелля 24 марта в Брюсселе. На саммите, который состоялся в середине июня, лидеры США и ЕС сверили свои позиции по широкому спектру вопросов двусторонних и международных отношений. Они выразили намерение координировать действия в отношении России, которой предъявляют внушительный список претензий, но в то же время подтвердили готовность взаимодействовать с ней по вопросам, представляющим взаимный интерес.

12 Вашингтон и Брюссель договорились о сотрудничестве с целью содействовать проведению реформ в постсоветских государствах, граничащих с ЕС (включая закавказские республики), поощряя их к дистанцированию от России, а также поддерживать стабильность на Западных Балканах, помогая подготовке стран этого субрегиона к интеграции в Евросоюз. Они выразили заинтересованность в деэскалации напряжённости в Восточном Средиземноморье и урегулировании разногласий с Турцией. США и ЕС намерены способствовать разрешению конфликтов и смягчению напряжённости в геополитически важном субрегионе Африки, который охватывает Эфиопию, Эритрею, Судан и Сомали (все они имеют выход к Индийскому океану), чтобы противодействовать растущему влиянию Китая в этих странах. Прибрежные государства Африканского Рога представляют особый интерес для Пекина, так как через их морское пространство проходит самый короткий водный путь из Китая в Европу. Администрация Дж. Байдена заинтересована в том, чтобы ЕС вкладывал свои ресурсы и в управление ситуациями на Балканах, в Магрибе и Сахеле, позволяя США не отвлекаться на местные проблемы, а сосредоточить свои силы на более важных направлениях.
13 В соответствии с согласованной климатической повесткой дня США и ЕС взяли на себя обязательство прекратить к 2050 г. все выбросы парниковых газов с целью формирования климатически безвредной экономики, а в рамках программы сохранения биоразнообразия поставили целью обеспечить защиту и консервацию не менее 30% земной суши и 30% акватории Мирового океана. Они намерены добиваться, чтобы другие государства последовали их примеру и приняли аналогичные обязательства. Евросоюз поддержал американскую инициативу об установлении минимальной ставки налога в 15% на прибыль международных корпораций.
14

Одной из сфер пересечения совпадающих и конкурирующих интересов США и Европы являются взаимоотношения НАТО и ЕС. После окончания холодной войны вопросы сотрудничества альянса и Евросоюза заняли видное место в трансатлантической повестке дня. Однако при предыдущей американской администрации они отошли на второй план из-за недружественной позиции тогдашнего президента США в отношении ЕС. Смена власти в Вашингтоне радикально изменила ситуацию. На переговорах в марте госсекретарь Э. Блинкен и глава европейской дипломатии Ж. Боррелль, выразив поддержку партнёрству НАТО и ЕС, согласились с тем, что этим структурам «необходимы новые формы совместной работы и новый уровень амбиций»4. Они подчеркнули, что потенциалы, создаваемые в рамках оборонных инициатив этих организаций, должны оставаться целостными, взаимодополняющими и оперативно совместимыми. Вашингтон и Брюссель сходятся в том, что решения ЕС в военно-политической сфере должны быть направлены на то, чтобы увеличить европейский вклад в трансатлантическую безопасность и открыть новые конкретные возможности для двустороннего сотрудничества. Стороны высказались за максимально возможное участие США в оборонных проектах Евросоюза и активизацию диалога по этим вопросам.

4. Joint Statement by the Secretary of State of the United States of America and the EU High Representative for Foreign Affairs and Security Policy/Vice President of the European Commission. March 24, 2021. Available at: >>> (accessed 04.04.2021).
15

Американская политика в отношении ЕС будет в значительной мере формироваться под влиянием того, какое практическое воплощение получит концепция «стратегической автономности» Европы, которая стала фигурировать в официальных документах Евросоюза с 2016 года. Размытость этой концепции свидетельствует, что её авторы сами не могут до конца определиться, где должны проходить границы самостоятельности ЕС в сфере обороны и безопасности. Неопределённость содержания этой концепции объясняется противоречивыми интересами внутри Евросоюза, власти которого стремятся примирить часто несовместимые взгляды европейских партнёров. По словам Э. Гарднера, «представление о том, что такое “автономия”, и от кого Европа должна быть автономной, остаётся неясным». В своих мемуарах американский дипломат замечает, что во время пребывания в должности постпреда США в ЕС (период президентства Б. Обамы) он неоднократно воочию убеждался в том, насколько радикально страны Евросоюза расходились в оценках внешних угроз, и «хотя ЕС продолжает говорить о “стратегической самостоятельности”, эта концепция остаётся весьма расплывчатой»5.

5. Gardner A. Stars with Stripes: the Essential Partnership between the European Union and the United States. London: Palgrave Macmillan. 2020. XX, 468 p.
16 В годы президентства Д. Трампа, когда трансатлантические отношения переживали трудные времена, рамки концепции «стратегической автономности» Европы значительно расширились, и её наиболее амбициозные сторонники заговорили о «европейском суверенитете», независимости в принятии решений и защите интересов не только в сфере безопасности, но и в таких критически важных областях, как высокие технологии (связанные с созданием искусственного интеллекта), энергетическая безопасность, международная торговля и финансы. Подобная эволюция концепции отражает изменение баланса сил в мире, ведущее к разрушению американской гегемонии и укреплению конкурентных позиций Китая в международной политике и экономике, которое воспринимается Евросоюзом как системный вызов.
17

Евросоюз играет сравнительно скромную роль в сфере обороны и внешней безопасности. Интеграционная Европа привыкла полагаться на американские гарантии безопасности и не мыслит свою оборону без поддержки США. Для Вашингтона принципиально важно, чтобы военно-политическая интеграция в ЕС служила дополнением к НАТО, а не порождала конкуренцию с ним. Он настаивает, чтобы инициативы ЕС реализовывались с учётом первоочередности задач НАТО и не предусматривали создание отдельной от альянса европейской оборонной структуры.

18

Двойственная позиция США в вопросе о роли ЕС в сфере обороны и безопасности отражает противоречивость американского восприятия политических перспектив объединённой Европы. С одной стороны, Вашингтон поддерживает европейскую оборонную интеграцию как механизм укрепления европейской опоры НАТО. После окончания холодной войны американские администрации настоятельно призывали и даже требовали, чтобы Европа взяла на себя бóльшую ответственность за свою оборону при сохранении главенствующей роли НАТО. С другой стороны, движение Евросоюза к стратегической автономности может создать предпосылки к тому, что в рамках НАТО страны, входящие в ЕС, будут занимать консолидированную позицию, и эта «блоковость» значительно затруднит для США навязывание своей точки зрения при принятии решений в альянсе. Как замечает английский политолог У. Риис, «США давно выражали обеспокоенность тем, что ЕС превратится либо в соперника в вопросах безопасности, либо в союзника, не заслуживающего американской защиты. Занимаясь очернением деятельности ЕС в вопросах обороны и препятствуя его активности на этом направлении, Америка подстёгивала тех в Великобритании, кто ратовал за выход страны из ЕС »6.

6. Rees W. America, Brexit and the security of Europe // The British Journal of Politics and International Relations. 2017. Vol. 19. № 3. P. 558–572.
19

На саммите в июне США и ЕС договорились о совместной работе по вопросам обороны и безопасности, хотя раньше американская сторона избегала подобных шагов, считая данную сферу трансатлантических отношений исключительной прерогативой НАТО. Эти договорённости, зафиксированные в п. 36 итоговой декларации саммита, включают в себя предложения американской стороне присоединиться к проектам по повышению мобильности вооружённых сил, осуществляемых в рамках PESCO (углублённой военно-политической интеграции стран ЕС), и совместно разработать административное соглашение, в котором должны быть определены условия сотрудничества США с Европейским оборонным агентством, занимающимся военно-техническими проектами стран ЕС.

20 На политике администрации Дж. Байдена в отношении ЕС неизбежно будут сказываться последствия брексита. Выход Великобритании из Евросоюза меняет расстановку сил и политическую конфигурацию в Европе, что не может не затрагивать интересы США. Западные аналитики предполагают, что вследствие брексита могут сократиться возможности Соединённых Штатов по продвижению своих интересов в ЕС, ведь Великобритания традиционно играла роль проводника американского влияния в европейских делах. Взгляды Вашингтона и Лондона на многие проблемы международной политики и экономики совпадают, что помогало американской администрации продавливать нужные решения в спорах с Евросоюзом. Однако после британского референдума по брекситу инициативу в определении европейской политики перехватила Франция, с которой у США сохраняются серьёзные разногласия по некоторым политическим и торгово-экономическим проблемам. Вашингтону, который теперь не может опереться на Великобританию в решении европейских проблем, приходится в большей мере прислушиваться к мнению Германии и Франции.
21

Влияние китайского фактора на отношения США – ЕС

 

В оценке американо-китайских отношений администрация Д. Трампа исходила из того, что США вступили в долгосрочное стратегическое соперничество с Китаем, которое будет усиливаться в виде противоборства двух систем7. Эта характеристика превалирует в политическом и экспертном сообществе Соединённых Штатов. Она отражает американскую обеспокоенность тенденцией неуклонного движения китайской державы к статусу равного конкурента США. Стараясь во всём дистанцироваться от трамповского наследия, президент Дж. Байден однако и не пытался предложить альтернативу политике тотального сдерживание Китая, которую проводил его предшественник. В период президентской кампании 2020 г. он обещал, что будет оказывать не менее сильное давление на КНР, чем Д. Трамп, хотя и оставил дверь открытой для сотрудничества с Пекином по вопросам, где интересы двух государств близки или совпадают.

7. United States Strategic Approach to the People’s Republic of China. Available at: >>> (accessed 01.05.2021).
22 Враждебность Д. Трампа к ЕС и его разлад со многими европейскими лидерами затрудняли налаживание трансатлантического сотрудничества на китайском направлении. И при демократах в Белом доме США и ЕС далеко не на все вопросы мировой политики смотрели одинаково, но нападки администрации Трампа на международные организации и соглашения были восприняты Евросоюзом как вызов фундаментальным европейским интересам. Тем не менее, ЕС остерёгся открыто встать на сторону Китая, выступающего в защиту мультилатерализма (многосторонней дипломатии), из-за опасений, что Пекин получит слишком большое влияние на формирование повестки дня ООН и будет продвигать в ней вопросы, которые не совпадают с европейскими приоритетами. США и ЕС имеют общий интерес в том, чтобы препятствовать продвижению китайских кандидатов на руководящие посты в международных организациях.
23

Администрация Дж. Байдена выступает за скоординированный ответ США и ЕС на неприемлемые действия Пекина. Вашингтон и Брюссель возобновили регулярный диалог по китайской тематике на политическом и экспертном уровнях. В рамках этого диалога обсуждаются вопросы безопасности, экономики, ситуация в Синьцзяне, Тибете и Гонконге, варианты реагирования при неблагоприятном развитии событий, а также возможности сотрудничества с КНР по климатической повестке дня и другим проблемам, где интересы сторон пересекаются – нераспространение ОМУ, некоторые региональные проблемы, включая ситуацию в Афганистане. США и ЕС намерены способствовать обеспечению безопасности и свободы морских коммуникаций, беспрепятственному функционированию маршрутов перевозки товаров, проходящих через Индо-Тихоокеанский регион (ИТР), а также укреплять взаимодействие с региональными партнёрами, чьи интересы и подходы совместимы с западными8. Некоторые из этих вопросов обсуждали в конце мая заместитель госсекретаря У. Шерман и генсек внешнеполитической службы Евросоюза С. Санино.

8. Joint Statement by the Secretary of State of the United States of America and the EU High Representative for Foreign Affairs and Security Policy/Vice President of the European Commission. March 24, 2021. Available at: >>>(accessed 04.04.2021).
24

Отношения с Китаем были в числе главных тем переговоров во время европейского турне Дж. Байдена. США и ЕС договорились о сотрудничестве «в рамках многомерного подхода к Китаю, который содержит элементы сотрудничества, конкуренции и соперничества систем»9. Эта характеристика взаимоотношений с КНР перекочевала в совместное заявление по итогам саммита США – ЕС из документа Европейского Союза, который был обнародован два года назад10 (тогда он получил одобрительный отклик администрации Д. Трампа). Вашингтон и Брюссель выразили категорическое неприятие любых попыток Китая изменить статус-кво в прибрежных морях и призвали к мирному разрешению китайско-тайваньских проблем.

9. Towards a Renewed Transatlantic Partnership. US-EU Summit Statement. June 15, 2021.Available at: >>> (accessed 08.08.2021).

10. EU-China – a strategic outlook. 12 March 2019. Available at: >>> (accessed 01.02.2021).
25

Оценивая баланс сил в противостоянии с КНР, США учитывают не только наращивание военно-силового и экономического потенциала этой державы, но и укрепление её сотрудничества с Россией в области безопасности. Администрация Дж. Байдена в контактах с партёрами по ЕС, НАТО и Группе семи (G7) пытается сформировать общую позицию Запада перед лицом «китайского вызова». Она предложила создать консультационный механизм, чтобы Евросоюз, НАТО и «большая семёрка» координировали свои шаги в отношении КНР. Для США важно полное включение Европы в экономическое давление на Россию и борьбу против Китая, и эта заинтересованность во многом определяет американский подход к отношениям с ЕС. Здесь Вашингтон действует по нескольким направлениям. Во-первых, это совместная разработка с ЕС новых правил регулирования мировой экономики, включая реформу Всемирной торговой организации (ВТО), которые ставили бы Россию и Китай в трудное положение, воздействуя на уязвимые места в экономиках этих государств (например, повышали бы производственные издержки из-за требований декарбонизации) и снижая их конкурентоспособность в сравнении с Западом. На это нацелены некоторые американские инициативы по разработке совместно с ЕС новых международных стандартов под вывеской формирования экологически безвредной экономики. Вашингтон отдаёт себе отчёт в том, что его политика не будет эффективной, если торгово-экономические, технологические и инвестиционные связи между Европой и Китаем продолжат расширяться. Несмотря на пандемию коронавируса, объём их двусторонней торговли товарами достиг в прошлом году рекордной отметки 796,5 млрд долл. за счёт резкого увеличения европейского импорта из Китая11. В 2021 г. КНР стала крупнейшим торговым партнёром ЕС, обогнав США.

11. Bilateral trade between European Union (EU 28) and China. Available at: >>> (accessed 01.09.2021).
26

Во-вторых, Дж. Байден продолжил начатый Д. Трампом курс на постепенное и максимально возможное отсоединение американской экономики от Китая по поставкам критически важных товаров и материалов. 25 января он подписал указ Ensuring the Future Is Made in All of America by All of America's Workers, который, в частности, даёт толчок к большей самообеспеченности США продукцией полупроводниковой промышленности, а его указ от 24 февраля (Executive Order on America’s Supply Chains) вводит запрет на закупки определённых видов телекоммуникационного оборудования китайского производства. Однако США сталкиваются с объективными ограничениями в реализации своих планов, учитывая тесное переплетение связей между двумя крупнейшими экономиками мира.

27 Обсуждение в американских правительственных кругах пакета идей и предложений о сосредоточении важнейших производств и технологий на территории США может наталкивать ЕС на размышления, а не идёт ли речь о проработке американской стороной сценария подготовки к «холодной» или «горячей» войне с Китаем? Брюссель в своей официальной риторике избегает говорить о сдерживании применительно к Китаю, подчёркивая взаимовыгодный характер двусторонних торгово-экономических отношений. Однако не считаться с мнением США он тоже не может. ЕС приходится приспосабливаться к тому, что долговременной тенденцией в американской политике является смещение акцентов с Европы на Китай.
28 Вашингтон полагает, что формирование общей позиции Запада не должно ограничиваться скоординированной реакцией на действия КНР в Восточной Азии, так как сама Европа становится уязвимой для китайского проникновения. США настораживает растущая зависимость европейских государств от торгово-экономических связей с Китаем. Доля КНР в торговом балансе многих стран ЕС, преимущественно из Центральной и Восточной Европы, превышает аналогичный показатель их торговли с Соединёнными Штатами. У Болгарии, Венгрии, Греции, Хорватии, Польши, Румынии, Словакии, Словении, Чехии и Кипра наблюдается большой перекос в торговле в пользу Китая по сравнению с США, и даже их тесные союзнические отношения с Соединёнными Штатами не являются препятствием для роста этой диспропорции. Беспокоит США и всё большее проникновение Китая в сферу европейской логистики, включая управление крупными портами (Антверпен, Роттердам, Пирей), инвестирование и участие в сооружении транспортных коммуникаций в Восточной Европе и на Балканах (в частности, в Венгрии, Черногории, Сербии).
29 Вашингтон тревожит приобретение Китаем высокотехнологичных компаний в Европе, рост китайских инвестиций в наукоёмких секторах экономики ЕС. США и Евросоюз стремятся усовершенствовать процедуры экспортного контроля, чтобы предотвратить утечку в КНР западных технологий двойного и военного назначения. Американская сторона неоднократно предъявляла претензии европейским властям по поводу низкой эффективности мер контроля в этой сфере. Китай теснит США и ЕС на мировом рынке вооружений, включая страны, где присутствуют американские или европейские войска (на Ближнем Востоке и в Африке). Однако Брюссель во многих случаях видит за американскими упрёками конкурентные интересы Соединённых Штатов. В результате сторонам не удавалось наладить тесную координацию в этом вопросе. Чтобы исправить ситуацию, на саммите США – ЕС в июне было решено создать Совет по торговле и технологиям, на который возлагается подготовка рекомендаций о мерах по обеспечению надёжности поставок критически важных товаров на Запад и закрытию доступа РФ и Китая к западным научно-техническим разработкам и инвестициям в сегменте особо важных технологий (квантовые компьютеры, искусственный интеллект, прорывные направления в биотехнологии).
30

США оказывают нажим на ЕС, чтобы воспрепятствовать установке оборудования китайской компании «Хуавей» (Huawei) в телекоммуникационных системах европейских стран, считая, что это сделает их уязвимыми для несанкционированного сбора данных властями КНР. Хотя американское давление не заставило подавляющее большинство стран Евросоюза отказаться от сотрудничества с упомянутой компанией, ведущие европейские державы всё-таки ввели определённые ограничения на использование продукции «Хуавей» в сетях мобильной связи пятого поколения (G5). Тем не менее, Вашингтон считает эти меры недостаточными; по его оценке, они не позволяют в необходимой степени снизить риски, связанные с обеспечением безопасности и надёжности трансатлантического обмена закрытыми данными.

31 Нарастающее геостратегическое, военно-политическое, экономическое и технологическое соперничество между США и Китаем создаёт проблемы и риски для Европейского Союза. Если США видят прямую угрозу своим интересам в укреплении потенциала КНР, то ЕС больше заботит характер действий КНР в вопросах, которые его затрагивают напрямую. Европа сильно зависит от поставок из Китая редкоземельных металлов, литий-ионных батарей, ряда товаров бытовой электроники, материалов и компонентов для авто- и авиапрома, некоторых антибиотиков и субстанций для медицинских препаратов. Перебои с этими поставками чреваты ощутимыми потерями для европейского бизнеса. ЕС не намерен слепо следовать в русле американской политики, он оставляет за собой право на самостоятельное принятие решений. На саммите Группы семи в Корнуолле лидеры ЕС не присоединились к наиболее жёстким оценкам Дж. Байдена в отношении Китая. Более того, Италия стала первой из стран «большой семёрки», которая присоединилась к китайской программе «Один пояс – один путь», несмотря на американские предостережения.
32

Между США и ЕС сохраняются концептуальные различия во взглядах на Китай. Евросоюз не считает оправданным подход к Китаю в духе холодной войны. У него не вызывает категорического неприятия то, что КНР постепенно становится второй сверхдержавой, и он готов принять новую реальность, если этот процесс будет происходить в рамках международных норм. ЕС видит в процветающем Китае ценного партнёра по развитию взаимовыгодных торгово-экономических связей и всё более привлекательный рынок, учитывая неуклонный рост платёжеспособности китайского населения. Он не склонен рассматривать укрепление военного потенциала КНР как угрозу своей безопасности. На первое место выходят политико-идеологические противоречия между Брюсселем и Пекином. В марте 2019 г. Еврокомиссия и европейская внешнеполитическая служба в совместном документе охарактеризовали Китай одновременно и как системного соперника, который продвигает альтернативные модели управления, ценности, институты, и как партнёра по сотрудничеству, когда цели обеих сторон совпадают12. В мае власти ЕС, солидаризировавшись с американской критикой политики Пекина в отношении уйгуров в Синьцзяне, решили заморозить подписанное в декабре 2020 г. соглашение с Китаем об инвестициях, на которое ушло семь лет переговоров.

12. EU-China – a strategic outlook. 12 March 2019. Available at: >>> (accessed 01.02.2021).
33

В феврале 2020 г. тогдашний министр обороны США М. Эспер заявил на Мюнхенской конференции по безопасности, что Европа должна воспринимать американские озабоченности по поводу торговой и военной экспансии Китая как свои собственные13. ЕС не определился, какую позицию занять в отношении американо-китайского противостояния. Ясно лишь, что он не готов выдать Вашингтону карт-бланш на вооружённую конфронтацию с китайской державой, так как военный конфликт между США и Китаем чреват серьёзными последствиями для Европы.

13. Remarks by Secretary of Defense Mark T. Esper at the Munich Security Conference. Feb. 15, 2020. Available at: >>>  (accessed 25.07.2021).
34

Соединённые Штаты хотели бы, чтобы европейские партнёры уделяли больше внимания Китаю в контексте безопасности и наращивали военно-политическое сотрудничество с американскими союзниками в ИТР. Однако Германия и Франция предпочитают, чтобы не НАТО, а ЕС оставался главным форумом для координации европейской политики в отношении Китая. Правда, в самом Евросоюзе нет единства в этом вопросе и во взглядах на американо-китайское противостояние. ЕС согласен поддержать определённые меры США против Китая, которые совместимы с европейскими интересами, – это защита интеллектуальной собственности, противодействие нерыночным методам конкуренции и торговли, запрет на передачу чувствительных технологий, мониторинг китайских инвестиций, – но он не готов ввязываться в открытую конфронтацию с КНР.

35

Попытки администрации Дж. Байдена привлечь ЕС к активному противоборству с Китаем и включить Европу в глобальный антикитайский альянс приносят смешанные результаты. С одной стороны, Брюссель признаёт важным координацию действий с американским партнёром и даёт понять, что не позволит Пекину вбить клин в трансатлантические отношения. С другой стороны, ЕС избегает конфликтовать с КНР, не желая терять китайский рынок, который имеет большое значение для европейской экономики.

36

Экономическое измерение взаимоотношений США – ЕС

 

Трансатлантическая экономика составляет наибольшую долю мировой экономики: на США и ЕС приходится почти 42% мирового ВВП. Накопленные взаимные инвестиции, суммарно превысившие 4 трлн долл., обеспечивают занятость 6 млн человек по обе стороны Атлантики, не считая миллионы рабочих мест в смежных отраслях экономики. Масштабные торгово-экономические связи между США и ЕС являются мощной объединяющей силой трансатлантического сообщества. Американская статистика показывает, что 45 из 50 штатов экспортируют в Европу больше, чем в Китай, и во многих случаях это разница весьма значительна. США и ЕС традиционно являются друг для друга крупнейшими экономическими партнёрами: в 2020 г. суммарный объём двусторонней торговли товарами и услугами составил 933 млрд, несмотря экономический спад, вызванный пандемией коронавируса. Рекордным является 2019 г., когда трансатлантическая торговля товарной продукцией (не считая услуг) превысила 851,5 млрд долл.14. Впервые за последнее десятилетие она сократилась в прошлом году (до 646,7 млрд долл.), что отразило снижение динамики экспортно-импортных операций в результате локдауна и других последствий эпидемии COVID-19. В этом году Китай опередил США и вышел на первое место в торговле с ЕС, несмотря на рост трансатлантической коммерции, которому способствует «постковидный» подъём экономики по обе стороны Атлантики. У США внушительный дефицит в торговле с Европой, который превысил 184 млрд долларов. В этом году он продолжает расти ещё более быстрыми темпами. А ведь именно эту негативную тенденцию администрация Д. Трампа пыталась всеми силами переломить, прибегая к различным ограничительным мерам, включая повышение пошлин и введение новых тарифов на европейские товары. Правда, ещё серьезнее ситуация у США в торговле с Китаем, где у них отрицательное торговое сальдо в 310,3 млрд долларов15.

14. Trade in Goods with European Union. Available at: >>> (accessed 11.08.2021).

15. Trade in Goods with China. Available at: >>> (accessed 18.08.2021).
37

Экономика является той сферой, где конкурентные мотивы особенно сильно проявляются в трансатлантическом сообществе. Экономические отношения между США и ЕС ощутимо пострадали от трамповской протекционистской политики «Америка прежде всего» и обострения торговых конфликтов. Как напоминает в своей статье бывший министр обороны США Р. Гейтс, Д. Трамп «использовал американскую экономическую силу в качестве оружия, развязав тарифные войны как с союзниками, так и с противниками»16. Надежды ЕС на возвращение Вашингтона к принципам свободной торговли с приходом к власти демократов оправдались далеко не во всём. Нынешней администрации не чужды протекционистские меры, судя по указу президента Дж. Байдена о более строгих правилах исполнения закона «Покупай американское» (Buy American Act, 1933), которые ещё больше сокращают возможности участия европейских и других иностранных компаний в американских тендерах по госзакупкам.

16. Gates R. The Overmilitarization of American Foreign Policy // Foreign Affairs. July–August 2020. Vol. 99. № 4. P. 121-132.
38

В своей предвыборной программе 2020 г. Дж. Байден уделил много внимания вопросу укрепления позиций США в конкуренции с Китаем и Европой, подчеркнув, что «экономическая безопасность – это национальная безопасность»17. Он обещал сделать инвестиции в НИОКР и технологии будущего краеугольным камнем своего президентства, чтобы обеспечить США лидерство в сфере инноваций, особенно по таким направлениям, как квантовые компьютеры, искусственный интеллект, мобильная связь пятого поколения, чистая энергетика, высокоскоростной железнодорожный транспорт, онкология.

17. Biden Joseph R. Why America Must Lead Again: Rescuing U.S. Foreign Policy After Trump // Foreign Affairs. March-April 2020. Vol. 99. No. 2. P.64-76.
39 Предложения Германии и Франции к властям ЕС разработать европейскую промышленную политику вызвали настороженность в США. Сохраняются трансатлантические разногласия по таким проблемам, как ГМО-продукты, защита персональных данных, налог на американские интернет-компании, работающие на европейском рынке. При Д. Трампе споры о пошлинах и условиях конкуренции приобрели необычайно острый характер, что поставило двусторонние экономические отношения на грань торговой войны. По мнению администрации Дж. Байдена, трансатлантические распри мешают сосредоточить усилия Запада на противодействии китайской экспансии на международных рынках. США и ЕС договорились работать вместе, чтобы с помощью согласованных мер давать отпор нерыночным методам КНР в международной торговле (демпингу, госсубсидированию и т.д.), которые создают преимущества китайским компаниям в нарушение правил честной конкуренции.
40 Дж. Байден пересмотрел наиболее одиозные планы Д. Трампа по введению новых пошлин, в частности, в отношении европейского автопрома. Однако не оправдались надежды тех, кто рассчитывал на быстрый старт переговоров о трансатлантическом торговом договоре. Заключение всеобъемлющего пакта о свободной торговле между США и ЕС, видимо, не входит в число первоочередных задач нынешней администрации. Разногласия по вопросу о продовольственных стандартах и доступу американских сельхозтоваров на европейский рынок нисколько не уменьшились с 2016 года. По мнению Э. Гарднера, США необходимо придерживаться более прагматичного подхода на переговорах с Евросоюзом и согласиться на включение в двусторонний торговый договор положений, регулирующих сферу финансовых услуг, а также смириться с тем, что ЕС не откроет европейский рынок для американских ГМО-сельхозпродуктов. Евросоюз, со своей стороны, должен, по его мнению, проявить больше гибкости по таким проблемам, как госзакупки, морские транспортные услуги, обозначение страны происхождения товаров. Однако Конгресс и Европарламент, где сильны протекционистские настроения, едва ли одобрят договор, содержащий столь значительные уступки.
41 Администрация Дж. Байдена и ЕС выразили готовность укреплять торговое, инвестиционное и технологическое сотрудничество. Они сходятся в том, что трансатлантическое сообщество стоит перед необходимостью согласованного ответа на широкий спектр проблем, порождаемых цифровой экономикой – от «интернета будущего» и технологий пятого поколения до пресечения попыток транснациональных корпораций использовать новые технологии для ухода от налогового контроля. Вашингтон и Брюссель намерены выработать механизмы регулирования в сфере цифровой экономики и продвигать совместную позицию по этой проблеме на международных площадках, таких как Группа двадцати и ВТО, навязывая свои правила Китаю и другим конкурентам.
42

В марте 2021 г. США и ЕС договорились отменить на ближайшие четыре месяцы торговые пошлины, которые они ввели в отношении друг друга за нарушение правил честной конкуренции, выразившееся в предоставлении госсубсидий соответственно «Боингу» и «Эйрбас». На саммите в июне президент Дж. Байден и глава Еврокомиссии У. фон дер Ляйен одобрили соглашение между США и ЕС о рамках сотрудничества в сфере дальнемагистрального гражданского самолётостроения (U.S.-EU Understanding on a Cooperative Framework for Large Civil Aircraft), которое предусматривает замораживание на пять лет взаимных торговых тарифов, установленных в процессе рамках данного спора. Соглашение вступило в силу 11 июля 2021 года. За пятилетний срок Вашингтон и Брюссель попытаются найти долгосрочное решение проблемы. Главный торговый представитель США (US Trade Representative) К. Тай подчеркнула, что соглашение устранит давний раздражитель в американо-европейских отношениях и позволит сторонам сэкономить миллиарды евро на пошлинах, которые легли на плечи импортёров по обе стороны Атлантики18.

18. On-the-Record Press Call by United States Trade Representative Ambassador Katherine Tai. June 15, 2021. Available at: >>> (accessed 02.09.2021).
43 США и ЕС создали рабочую группу, возглавляемую министрами торговли, для анализа и урегулирования торговых разногласий в сфере авиастроения. Вместе с тем, американская администрация оставила за собой право восстановить пошлины, если посчитает, что конкуренция ведётся нечестно. В соответствии с соглашением США и ЕС обязались согласовать взаимоприемлемые виды поддержки производителям авиатехники, осуществлять финансирование НИОКР в области гражданского самолётостроения посредством открытых и транспарентных процедур, не оказывать в ущерб интересам другой стороны преференций своим производителям, в том числе в виде налоговых льгот.
44 Результатом соглашения может стать заметное оживление трансатлантической торговли по целому ряду направлений – от винодельческой продукции и пищевых продуктов до мотоциклов, запчастей к авиатехнике и некоторых других видов потребительских и промышленных товаров, на которые были введены 25-процентные пошлины.
45

Во многом решающим мотивом в достижении договорённостей на саммите США – ЕС является стремление администрации Дж. Байдена объединить ресурсы и силы Запада для противодействия растущему влиянию Китая в международных делах и сдерживания его торговой экспансии. Как подчеркнула К. Тай, США и ЕС, вместо того чтобы бороться друг с другом, смогут наконец объединиться против общей угрозы19. Китай бросает вызов Западу по многим направлениям, в том числе в сфере авиастроения. Он готовится выйти на рынки со своим первым самостоятельно сделанным дальнемагистральным авиалайнером «COMAC-C919» (Comac C919), который является потенциальным конкурентом американскому «Боингу-737» и европейскому ««Эйрбас- A320».

19. Ibidem.
46

Соглашение, которое привело к примирению сторон в области широкофюзеляжного самолётостроения, было столь восторженно встречено властями ЕС, что закрадывается подозрение, а не призвана ли эта демонстративная реакция скрыть их разочарование по поводу нежелания администрации Дж. Байдена отменить пошлины, введённые при Д. Трампе на европейскую сталь и алюминий, которые в 2020 г. составили 6,4 млрд долл.? Вопреки ожиданиям, на упомянутом саммите не было объявлено, что к 1 декабря США упразднят эти пошлины, а ЕС отменит ответные тарифы, которые он установил на некоторые виды американских товаров (от алкогольной продукции до мотоциклов) на сумму в 2,8 млрд долларов. Против отмены пошлин, помогающих поддерживать выгодный уровень цен на сталелитейную продукцию, выступают отраслевые профсоюзы и компании-производители в США. Администрация Дж. Байдена вынуждена считаться с их мнением, ведь они влияют на электоральную ситуацию в таких штатах, как Огайо, Мичиган, Иллинойс, Пенсильвания, которые играют заметную роль в исходе выборов. Разногласия между США и ЕС по тарифам на сталелитейную продукцию остаются довольно значительными. Вашингтон и Брюссель решили создать рабочую группу, которая должна подготовить предложения по урегулированию проблемы. Чтобы дать импульс переговорному процессу, Еврокомиссия приняла в мае решение заморозить на полгода введение пошлин на ряд товаров из США.

47

Новым источником разногласий между Вашингтоном и Брюсселем могут стать споры о равных условиях конкуренции в сфере «зелёных» технологий и «чистой энергетики». США и ЕС оказывают поддержку развитию этому направлению в своих экономиках путём предоставления субсидий на создание экологически чистых технологий и стимулирования их экспорта в другие страны, что очень напоминает ситуацию, которая привела к многолетнему спору между ними, в центре которого оказались «Боинг» и «Эйрбас». Франция пытается продвигать свои предложения по вопросам борьбы с глобальным потеплением климата, предлагая свой механизм определения размера сбора с углеродоёмкого импорта (carbon border adjustment mechanism – CBAM), под который могут попасть и американские компании, что, конечно, не устраивает администрацию Дж. Байдена. Вашингтон и Брюссель пытаются договориться о согласованных нормах, чтобы не провоцировать конфликт друг с другом по вопросу о введении углеродного налога на американские и европейские товары.

48

Неурегулированной остаётся и проблема налогообложения американских цифровых компаний, работающих в ЕС. В 2019 г. Франция приняла решение установить трёхпроцентный налог на доходы, получаемые американскими гигантами интернет-индустрии «Амазон» (Amazon), «Гугл» (Google) и «Фейсбук» (Facebook) от деятельности на французском рынке. Она объяснила свой шаг тем, что американские компании уводят значительную часть своих прибылей в юрисдикцию стран с низкой налоговой ставкой. Однако администрация Д. Трампа посчитала решение французских властей несправедливым и в ответ ввела пошлины на ряд французских потребительских товаров на 1,3 млрд долларов. Пришедшая ей на смену администрация Дж. Байдена заморозила эти пошлины. Она решила разобраться в ситуации с налогами на доходы американских цифровых компаний, которые были введены также в Австрии, Великобритании, Испании и Италии. В июне Вашингтон объявил о введении пошлин на товары из упомянутых стран, но заморозил вступление в силу этой меры в ожидании, когда данная проблема будет урегулирована на многосторонних переговорах, которые ведутся под эгидой ОЭСР.

49

Заключение

 

Приход к власти в 2017 г. администрации Д. Трампа с её апологетикой американского эгоизма и антиглобалистскими воззрениями явился шоковым событием для многих политиков в Европе, которые привыкли рассматривать США как оплот либерального миропорядка. Своей «торгашеской» риторикой 45-й президент создал впечатление, что американские обязательства по безопасности могут использоваться Вашингтоном для торга с европейскими партнёрами, чтобы выбить у них политические и экономические уступки. ЕС включил напряжённые отношения с США в перечень рисков, с которыми сталкивается интеграционная Европа. Трамповское президентство оставило глубокий след в европейском политическом сознании.

50 Победивший на выборах 2020 г. президент Дж. Байден всячески подчёркивает, что его политика в отношении интеграционной Европы в корне отличается от той, что проводил его предшественник. Хотя демократической администрации удалось без больших усилий восстановить атмосферу партнёрства в отношениях с ЕС, в американском политическом классе уже нет столь же прочного и широкого консенсуса в признании приоритетности трансатлантических отношений, каким он был многие десятилетия после Второй мировой войны.
51

Администрация Дж. Байдена демонстрирует готовность к компромиссам с ЕС. Однако дипломатическая гибкость вовсе не означает, что Вашингтон будет менее настойчиво добиваться своих целей в Европе. Налаживание продуктивного сотрудничества с ЕС является частью стратегического курса США на консолидацию усилий Запада по сдерживанию развития России и Китая. Замысел состоит в том, чтобы общими усилиями воздействовать на трансформацию миропорядка в выгодном для Запада направлении и сформулировать правила для новой эпохи, в том числе в мировой экономике, аналогично тому, как это было сделано после Второй мировой войны.

52

Для противодействия России и Китаю, усиление которых воспринимается американской правящей элитой как стратегический вызов, США осуществляют мобилизацию своих ресурсов, и среди них важную роль играет взаимодействие с ЕС. Администрация Дж. Байдена и Евросоюз пытаются выстроить общую платформу по вопросу отношений с РФ и КНР. Европа заинтересована в предсказуемости российско-американских отношений и в деэскалации противостояния США и Китая. Чем выше уровень напряжённости в американо-китайских отношениях, тем сложнее Евросоюзу маневрировать, уклоняясь от вовлечённости в противоборство двух крупнейших мировых держав. США ставят целью зримо и эффективно противопоставить западную модель экономического развития той модели, которую демонстрирует КНР, а для этого требуется приглушить разногласия в трансатлантическом сообществе. Подобная мотивация во многом объясняет гибкость нынешней администрации в ситуациях, где интересы сторон расходятся, например, вокруг проекта «Северный поток-2». США заинтересованы в том, чтобы ЕС использовал свои дипломатические, экономические, финансовые, информационные возможности для достижения согласованных целей не только на российском и китайском направлениях, но также на постсоветском пространстве, Балканах, в Восточной Европе и Африке.

53

С приходом администрации Дж. Байдена у США и ЕС стало больше точек соприкосновения для сотрудничества по широкому круг вопросов, в том числе по России и Китаю. У Евросоюза появляются шансы на возможное посредничество между США и КНР, чтобы уменьшить риск конфликта между этими державами. Однако он располагает весьма ограниченными возможностями влияния на поведение Вашингтона и Пекина. ЕС оставляет за собой право на самостоятельное определение своих интересов и разработку собственной политики. Он не горит желанием взваливать на себя бремя участия в решении проблем безопасности Восточной Азии и ИТР. Разногласия по «китайскому вопросу» могут стать ощутимым ограничителем в сотрудничестве США и ЕС. Если американская администрация продолжит курс на ужесточение антикитайских ограничений в торгово-экономической сфере, а Европа сохранит открытость своей экономики для китайского экспорта и инвестиций, эти расхождения могут вызвать новые трансатлантические трения, так как они отражают две несовместимые концепции отношений с Китаем.

Библиография

1. Samuels B. Trump labels the European Union a 'foe'. Available at: https://thehill.com/homenews/administration/397086-trump-the-european-union-is-a-foe (accessed 07.07.2021).

2. Cooley A., Nexon D. Exit from Hegemony: The Unraveling of the American Global Order. Oxford: Oxford University Press. 2020. XIX, 280 p.

3. Towards a Renewed Transatlantic Partnership. US-EU Summit Statement. June 15, 2021.Available at: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2021/06/15/u-s-eu-summit-statement (accessed 08.08.2021).

4. Joint Statement by the Secretary of State of the United States of America and the EU High Representative for Foreign Affairs and Security Policy/Vice President of the European Commission. March 24, 2021. Available at: https://www.state.gov/joint-statement-by-the-secretary-of-state-of-the-united-states-of-america-and-the-eu-high-representative-for-foreign-affairs-and-security-policy-vice-president-of-the-european-commission (accessed 04.04.2021).

5. Gardner A. Stars with Stripes: the Essential Partnership between the European Union and the United States. London: Palgrave Macmillan. 2020. XX, 468 p.

6. Rees W. America, Brexit and the security of Europe // The British Journal of Politics and International Relations. 2017. Vol. 19. № 3. P. 558–572.

7. United States Strategic Approach to the People’s Republic of China. Available at: https://trumpwhitehouse.archives.gov/wp-content/uploads/2020/05/U.S.-Strategic-Approach-to-The-Peoples-Republic-of-China-Report-5.24v1.pdf (accessed 01.05.2021).

8. Joint Statement by the Secretary of State of the United States of America and the EU High Representative for Foreign Affairs and Security Policy/Vice President of the European Commission. March 24, 2021. Available at: https://www.state.gov/joint-statement-by-the-secretary-of-state-of-the-united-states-of-america-and-the-eu-high-representative-for-foreign-affairs-and-security-policy-vice-president-of-the-european-commission (accessed 04.04.2021).

9. Towards a Renewed Transatlantic Partnership. US-EU Summit Statement. June 15, 2021.Available at: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2021/06/15/u-s-eu-summit-statement (accessed 08.08.2021).8

10. EU-China – a strategic outlook. 12 March 2019. Available at: https://ec.europa.eu/info/sites/default/files/communication-eu-china-a-strategic-outlook.pdf (accessed 01.02.2021).

11. Bilateral trade between European Union (EU 28) and China. Available at: https://www.trademap.org/Bilateral_TS.aspx?nvpm=1%7c%7c14719%7c156%7c%7cTOTAL%7c%7c%7c2%7c1%7c1%7c1%7c2%7c1%7c1%7c1%7c1%7c1 (accessed 01.09.2021).

12. EU-China – a strategic outlook. 12 March 2019. Available at: https://ec.europa.eu/info/sites/default/files/communication-eu-china-a-strategic-outlook.pdf (accessed 01.02.2021).

13. Remarks by Secretary of Defense Mark T. Esper at the Munich Security Conference. Feb. 15, 2020. Available at: https://www.defense.gov/Newsroom/Speeches /Speech/Article/ 2085577/as-prepared-remarks-by-secretary-of-defense-mark-t-esper-at-the-munich-security (accessed 25.07.2021).

14. Trade in Goods with European Union. Available at: https://www.census.gov/foreign-trade/balance/c0003.html (accessed 11.08.2021).

15. Trade in Goods with China. Available at: https://www.census.gov/foreign-trade/balance/c5700.html (accessed 18.08.2021).

16. Gates R. The Overmilitarization of American Foreign Policy // Foreign Affairs. July–August 2020. Vol. 99. № 4. P. 121-132.

17. Biden Joseph R. Why America Must Lead Again: Rescuing U.S. Foreign Policy After Trump // Foreign Affairs. March-April 2020. Vol. 99. No. 2. P.64-76.

18. On-the-Record Press Call by United States Trade Representative Ambassador Katherine Tai. June 15, 2021. Available at: https://uk.usembassy.gov/on-the-record-press-call-by-united-states-trade-representative-ambassador-katherine-tai (accessed 02.09.2021).

19. Ibidem.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести