ООНГосударство и право

  • ISSN (Print) 1026-9452
  • ISSN (Online)2713-0398

Финансовый рынок Российской Федерации: понятие, основные векторы развития

Код статьи
S102694520028495-5-1
DOI
10.31857/S102694520028495-5
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Том/ Выпуск
Том / Номер 11
Страницы
147-154
Аннотация

В статье рассмотрен финансовый рынок как совокупность денежных отношений, обеспечивающих аккумулирование, перераспределение и инвестирование денежных средств. Автор перечисляет его элементы, приводит перечень нормативных правовых актов, регулирующих отношения в отдельных сферах финансового рынка и прочее. Анализ актов Центрального банка РФ как мегарегулятора финансовых рынков позволяет выделить пять основных направлений развития финансового рынка на ближайшую перспективу. Автором также последовательно раскрыты задачи, которые необходимо решить для реализации каждого направления, и даны авторские комментарии. В заключение сформулированы соответствующие исследованию выводы.

Ключевые слова
финансовый рынок, имущественные отношения, валютный рынок, рынок ссудных капиталов, рынок ценных бумаг, страховой рынок, рынок драгоценных металлов, цифровизация, инструменты управления рисками, риск-ориентированный подход
Дата публикации
04.12.2023
Всего подписок
11
Всего просмотров
357

Финансовый рынок рассматривают как экономическую категорию и юридический институт, а именно как систему экономических взаимоотношений, связанных с обращением ценных бумаг и мобилизацией капитала (экон.) и как правовое регулирование общественных отношений, возникающих между субъектами по поводу обращения ценных бумаг и мобилизации капитала (юрид.). Имеется предположение, что термин «финансовый рынок» впервые был введен лауреатом Нобелевской премии по экономике Джеймсом Тобином в середине 1970-х годов, который проводил анализ и исследовал международные финансовые активы и их влияние на принятие решений в области расходов государств, занятости населения, производства товаров, политику цен и пр.1

1. The Sveriges Riksbank Prize in Economic Sciences in Memory of Alfred Nobel 1981. The official web site of the Nobel Prize.

Исследователь С. Мошенский утверждает, что цивилизованный финансовый рынок возник как итог развития финансового капитализма в Голландии в Амстердаме в XVII - XVIII вв., как искусство финансовых услуг, способность «делать деньги из денег». Первая биржа появилась в 1409 г. в г. Брюгге (Бельгия), став основным финансовым рынком Северной Европы2.

2. См.: Мошенский С.З. Зарождение финансового капитализма. Рынок ценных бумаг доиндустриальной эпохи. Киев, 2016.

Однако финансовый рынок – явление более древнее. Ученые и исследователи затрудняются сказать точно, когда впервые встречается упоминание о финансовом рынке. Высказываются разные мнения по вопросу о том, где впервые зародился (возник) финансовый рынок3. Истоки финансовых отношений (услуг) уходят в глубину тысячелетий, в Древний Вавилон (XIX–XVI вв. до н.э.) и далее к римскому праву (VIII век до н.э – VI век н.э.). Именно там впервые возникли отношения кредитования, долговые расписки, обязательства и иные предшественники ценных бумаг.

3. См.: Запольский С.В., Васянина Е.Л. Обязательство – ключевая категория финансового права // Государство и право. 2022. № 8. С. 111 - 120; см. также: Правовое регулирование публичных финансовых отношений в современной России / под ред. А.Н. Савенкова. М., 2022; История развития финансовых рынков. URL: >>>> (дата обращения: 01.07.2023).

Экономисты имеют широкое представление о содержании понятия финансовый рынок и связывают его с такими составляющими как товарообмен, прибыль, деньги и проч. Отдельные исследователи и практики предпринимают попытку дать определение данному термину. Приведем некоторые из них. Под финансовым рынком следует понимать рынок, на котором финансовые активы (акции или облигации) могут быть проданы или обменяны4. Финансовый рынок – это экосистема, в которой происходит обмен товарами на деньги и наоборот5. Финансовый рынок – это пространство, где участники могут совершать покупки и продажи каких-либо финансовых инструментов, где заключаются сделки по акциям, долговым обязательствам, валюте и пр. Финансовому рынку свойственна информационная централизованность, т.е. обращение активов может происходить между участниками посредством сети Интернет6.

4. См.: Дикарева И.А., Алексинцева А.С. Понятие и основные виды финансового рынка // Экономика и социум. 2017. № 4. С. 527 - 530.

5. См.: URL: >>>>

6. См.: URL: >>>>

Интерес представляет учебное пособие, выпущенное Уральским федеральным университетом, где искомое понятие рассматривается посредством денежных отношений по купле-продаже финансовых инструментов, направленных на аккумулирование, перераспределение денежных средств, их инвестирование и пр.7 В этом же пособии авторы называют функции финансового рынка: аккумулирующая, перераспределительная, инвестиционная. Функции – основные направления, на которые распространяет свое влияние финансовый рынок.

7. См.: Финансовые рынки и институты: учеб. пособие / под общ. ред. О.В. Толмачевой. Екатеринбург, 2020. С. 7.

Структурно финансовый рынок представляет собой совокупность имущественных отношений, состоящей из таких рынков как валютный, ссудных капиталов; видов ценных бумаг; страхования; драгоценных металлов и драгоценных камней8.

8. См.: там же С. 7, 8.

Кроме того, экономисты исследуют финансовый рынок через его институциональную составляющую (совокупность финансовых и кредитных учреждений) и функциональную составляющую (зависимость спроса и предложения, влияние на финансовые инструменты (финансовые продукты).

Юридически на уровне нормативного правового акта данное понятие не закреплено, а потому легального определения не имеет. К тому же уместно отметить, что данная категория мало исследована учеными-юристами. Между тем любые экономические отношения в цивилизованном обществе должны иметь юридическую основу. Однако если исходить из вышеупомянутой структуры финансового рынка, то названные в ней имущественные отношения урегулированы правовой нормой. Например, отношения по обращению валюты и контролем за обращением валюты, валютных ценностей, дорожных чеков регулируются Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»9 (далее – Закон № 173-ФЗ). Этот же Закон закрепляет понятие «валютный рынок» через действия участников, направленные на куплю-продажу иностранной валюты через российские уполномоченные банки и государственную корпорацию экономического развития «ВЭБ.РФ» (ст. 11). Одной из целей Закона № 173-ФЗ является создание стабильного российского внутреннего валютного рынка, отражающего прогресс в развитии национальной экономики. Законодатель в нормах данного Закона повсеместно употребляет термин «финансовый рынок», но, к сожалению, не раскрывает его содержание.

9. См.: СЗ РФ. 2003. № 50, ст. 4859.

С 1993 г. действует Постановление Правительства РФ № 20510, цель которого обеспечить взаимодействие Правительства РФ и Центрального банка РФ по вопросам стимулирования процесса по формированию национального валютного рынка Российской Федерации.

10. См.: постановление Правительства РФ от 06.03.1993 г. № 205 «Об усилении валютного и экспортного контроля и о развитии валютного рынка» // САПП РФ. 1993. № 11, ст. 940.

Такой элемент финансового рынка как рынок ссудных капиталов, напрямую не назван в законодательстве Российской Федерации. Рынок ссудных капиталов есть круг (система) финансовых отношений, назначение которых сосредоточить денежную массу «в едином кошельке» и отдать ее в ссуду (кредит)11. Уместно заметить, что данный вид отношений является наиболее древним и весьма распространенным, в силу чего он нашел отражение в нескольких нормативных правовых актах. Например, в Части второй ГК РФ (ст. 608, 615, 621, 623, 631); в ст. 33 Федерального закона № 395-112; в ст. 146, 154 НК РФ; в Федеральном законе от № 102-ФЗ13; Федеральном законе № 353-ФЗ14 и многих других.

11. См.: Финансовые рынки и институты: учеб. пособие / под общ. ред. О.В. Толмачевой. С. 8.

12. См.: Федеральный закон от 02.12.1990 г. № 395-1 (ред. от 13.06.2023) «О банках и банковской деятельности» // СЗ РФ. 1996. № 6, ст. 492.

13. См.: Федеральный закон от 16.07.1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» // СЗ РФ. 1998. № 29, ст. 3400.

14. См.: Федеральный закон от 21.12.2013 г. № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» // СЗ РФ. 2013. № 51, ст. 6673.

Общественные связи по поводу эмиссии и оборота эмиссионных и иных ценных бумаг урегулированы в соответствии с Федеральным законом № 39-ФЗ15. Данный Закон также регламентирует отношения, связанные с деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг. Под термином «обращение ценных бумаг» законодатель предлагает понимать оформление таких гражданско-правовых сделок, которые влекут в дальнейшем переход прав на ценные бумаги (п/п. 16 п. 1 ст. 2). Указанные отношения регулируются Частью первой и Частью второй ГК РФ.

15. См.: Федеральный закон от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ (ред. от 24.06.2023) «О рынке ценных бумаг» // СЗ РФ. 1996. № 17, ст. 1918.

Рассматриваемый вид отношений, как собственно и многие иные финансовые отношения тесно связаны с необходимостью их страхования. Правом страхования сделок с ценными бумагами обладают как граждане, так и профессиональные участники рынка ценных бумаг (п. 7 ст. 101-1 Федерального закона от 22.04.1996 г. (ред. от 19.06.2015)16.

16. См.: СЗ РФ. 2015. № 27, ст. 4001.

Рынок страхования – один из основных элементов общей системы финансового рынка, который направлен на создание некой подушки безопасности на случай риска наступления неблагоприятных последствий17. Страховой рынок неотъемлемым образом связан с выполнением ряда взаимосвязанных функций: компенсационной, накопительной, инвестиционной, распределительной, профилактической, контрольно-надзорной. Юридическое сущность страхования проявляется в его относительной самостоятельности, и одновременно, в тесном взаимодействии с другими элементами рассматриваемой системы.

17. См.: Финансовое право: учеб. / под ред. А.Ю. Ильина. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2016. Гл. 12 (Бакалавр. Академический курс).

Специфической особенностью страхования является то, что оно рассматривается как частноправовыми, так и публично-правовыми отраслями права, отсюда и разнообразие правовых актов в данной области отношений18. В отличие от частноправового публично-правовое регулирование страхования представлено как способ защиты личных имущественных и неимущественных интересов (объектов) физических и юридических лиц на случай наступления неблагоприятных для страхователя событий (страховых случаев, рисков). Риски покрываются из внебюджетных денежных фондов, формируемых за счет уплачиваемых страхователями страховых взносов (премий)19.

18. См.: >>>> : учеб. / под общ. ред. Э.Д. Соколовой; отв. ред. А.Ю. Ильин. М., 2019.

19. См.: Финансовое право: учеб. / под ред. А.Ю. Ильина. 2-е изд., перераб. и доп. Гл. 12

В рамках финансового рынка государство может выступать как страховщиком, так и страхователем. Страхование может осуществляться на добровольной основе. В случаях, прямо указанных в законе, страхование является обязательным. В этом случае оно осуществляется лицом, на которое в силу закона возложена такая обязанность (п. 1 ст. 936 ГК РФ). Все разнообразие отношений страхования регулируется системой нормативных правовых актов.

Прежде всего это Гражданский кодекс РФ, в котором закреплены основы добровольного и обязательного страхования (ст. 927), общие правила заключения договоров страхования и его существенные условия (ст. 942), названы страховые интересы, которые не подлежат страхованию в силу закона (ст. 928), тайна страхования и пр.

Весомое значение для участников рынка страхования имеет Закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации»20, в котором урегулированы отношения между лицами, осуществляющими виды страховой деятельности, отношения по осуществлению надзора в области страхования, иные отношения, связанные со страховой деятельностью (п. 1 ст. 1). Закон РФ также вводит понятие страхового риска как события, на случай которого проводится страхование (п. 1 ст. 9).

20. См.: Росс. газ. 1993. 12 янв.

Федеральным законом № 165-ФЗ21 установлены виды социальных рисков (п. 1 ст. 7) и страховых случаев (п. 11 ст. 7). В 2023 г., учитывая конституционные гарантии и право на пенсионное обеспечение (ст. 7, 39 Конституции РФ), принят Федеральный закон № 400-ФЗ22, которым введены основания и порядок осуществления прав российских граждан на страховые пенсии.

21. См.: Федеральный закон от 16.07.1999 г. № 165-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об основах обязательного социального страхования» // СЗ РФ. 1999. № 29, ст. 3686.

22. См.: Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ (ред. от 18.03.2023) «О страховых пенсиях» // СЗ РФ. 2013. № 52 (ч. I), ст. 6965.

Система нормативных правовых актов, регулирующих различные виды страховых рисков и виды деятельности страховщиков (состраховщиков, перестраховщиков) и их ответственность весьма обширна и постоянно пополняется в связи с возникновением на финансовом рынке новых видов финансовой деятельности.

Последним из системы элементов финансовых рынков, но не последний по значимости является рынок драгоценных металлов. Драгоценные металлы во всем мире признаются ликвидным товаром (средством обращения) и имеют денежный эквивалент. Российская Федерация имеет монополию на производство, использования и обращения драгоценных металлов. Правовые основания добычи, производства, оборота драгоценных металлов и государственного контроля за этими процессами закреплены в Федеральном законе от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»23.

23. См.: СЗ РФ. 1998. № 13, ст. 1463.

Уместно отметить, при всем разнообразии отношений, входящих в область (понятие) финансового рынка, имеющейся системы нормативных правовых актов нет единого закона, закрепляющего понятие и общие принципы финансового рынка, деятельности его субъектов, общий правовой механизм его функционирования, основные индикаторы элементов данного рынка, инструментарий мониторинга развития финансового рынка, механизмы управления рисками, вопросы ответственности и пр.

Обновление и эволюция российского финансового рынка, вопросы обеспечения его устойчивости, требуют участия разнообразных инструментов и средств, которые возможно применять в зависимости от уровня и специфики решаемых задач. К инструментарию можно отнести: правовое регулирование, в том числе разработка стандартов; элементы цифровой инфраструктуры; страхование; налоговое стимулирование; государственное (региональное) субсидирование; повышение финансовой грамотности; контроль (надзор) и пр.

Единую финансово-кредитную политику на уровне государства проводит Центральный банк РФ при взаимодействии с Правительством РФ24. Являясь органами публичной власти, осуществляя свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, Правительство РФ и Банк России проводят политику подъема и стабильного развития российского финансового рынка. Коллаборация деятельности Банка России и Правительства РФ позволяет формировать инфраструктуру финансового рынка, осуществлять воздействие на нее в случаях, когда инструменты свободных рыночных отношений не способны справиться с ситуацией и возникает потребность влиять на конкурентную среду с целью преодоления кризисных явлений, с учетом интересов экономической безопасности и финансового суверенитета Российской Федерации.

24. См.: Федеральный закон от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // СЗ РФ. 2002. № 28, ст. 2790.

С 2013 г. Центральный банк РФ приобрел статус мегарегулятора. В этой связи законодатель дополнительно наделил Банк России полномочиями, в числе которых совершенствование финансового рынка Российской Федерации и поддержка и защита его стабильности. При этом законодатель не назвал, виды инструментов и методы, которые должен (может) применять Центральный банк РФ, оставив это на его выбор.

Выполняя стоящие перед Банком России задачи, последний обладает правом издания указаний, положений и инструкций, обязательных для органов публичной власти всех уровней, юридических и физических лиц25. Обязанностью Центрального банка РФ является определение векторов (направлений) развития российского финансового рынка.. Учитывая, что российская экономика и финансовый рынок с 2012 г. функционируют в условиях целого спектра вызовов и беспрецедентного санкционного давления, в 2022 г. Банком России был подготовлен и принят документ – Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2025 года, который одобрен Советом директоров Центрального банка РФ26. Документ разрабатывался с учетом предложений участников финансового рынка, сообщества экспертов, предложений и мнения сенаторов, высказанных на парламентских слушаниях в Государственной Думе ФС РФ.

25. См.: Галузо В.Н. О правовом регулировании контроля Центрального банка Российской Федерации за деятельностью кредитных организаций в Российской Федерации // Международный журнал гражданского и торгового права. 2019. № 3. С. 10 - 18.

26. В официальных источниках опубликованы не были.

Принимая во внимание санкционное давление на Россию со стороны США и государств коллективного Запада, арест и заморозку российских финансовых активов за рубежом и то, что все эти и иные недружественные выпады будут существовать длительный период, Центральный банк РФ определил, что требуется принятие системных решений, направленных на стимулирование российской экономики в целом и финансового рынка в частности, нужны новые механизмы для проведение взвешенной и последовательной макроэкономической политики, политики цен, устойчивости государственных и муниципальных финансов.

В числе первоочередных Банк России назвал пять направлений: создание благоприятных условий, нацеленных на повышение роли финансового рынка в финансировании российской экономики; выработать механизмы, направленные на защиту прав и обеспечение гарантий потребителей финансовых услуг и инвесторов; трансформация внешнеторговых платежей и расчетов; всеобщая цифровизация всех сфер рынка финансов; разработать систему мер, обеспечивающих стабильность рынка финансов Российской Федерации.

Каждое из названых направление включает группы (систему) приоритетных задач. Кроме указанных не менее значимыми Центральный банк РФ видит такие направления, которые связаны с подготовкой финансовой платформы для роста благосостояния граждан. Интересно то, что Банк России ставит задачу повышения финансовой грамотности населения, включая и представителей предпринимательства и самозанятых, их постоянное информирование обо всех структурных изменениях в вопросах функционирования каждого из элементов финансового рынка с учетом вызовов современности. Все это будет способствовать принятию гражданами и предпринимателями верных финансовых решений и снизит риски необдуманных решений, влияющих на их финансовое благосостояние.

Реализация намеченных направлений будет способствовать модернизации экономики. В этой связи подготовлен широкий набор финансовых инструментов, содействующих активному движению накопленных сбережений в инвестиции. Сфера отношений в рамках рынка финансов создает возможности для трансформации накопленных населением сбережений, предоставляет набор инструментов, отвечающих потребностям бизнеса для пополнения оборотных средств (краткосрочное финансирование), решает потребности в долгосрочных ресурсах (инвестиционные проекты). Следует заметить, что перераспределение личных сбережений населения и предпринимателей в инвестиционные проекты, на правилах свободного рынка, обеспечивает эффективную трансформацию и использование ресурсов в экономике. Способствуя аккумулированию сбережений населения, финансовый рынок содействует доверию граждан и предпринимателей к российским финансовым институтам, их устойчивости.

Для реализации каждого из намеченных направлений развития финансового рынка должен быть решен ряд задач. Отметим, Центральный банк РФ убежден, что для полноценного функционирования финансового рынка важно укрепление доверия к финансовым институтам граждан и бизнеса.

По первому направлению: сохраняя свободные рыночные отношения и максимум самостоятельности инвесторов, добиться эффективного функционирования всех финансовых институтов; расширять потенциал малых банков; опираясь на принципы риск-ориентированного подхода, наиболее полно задействовать регуляторные по вопросам участия банков в российских проектах экономического развития; способствовать росту юридических и организационных механизмов, содействующих диверсификации риска кредитных отношений (кредитовать только те новые проекты, которые направлены на производство и реализацию товаров и услуг с высокой степенью потребности в них населения и приносящие прибыль; стимулировать население и бизнес на долгосрочные вложения и иные сбережения. Обособленно стоит задача развития инструментов добровольного страхования.

Второе направление связано с подбором таких механизмов, которые бы в конечном результате способствовали цели защиты прав и обеспечения гарантий потребителей финансовых услуг и инвесторов. Осознавая, что российский финансовый рынок был и остается неотъемлемой частью международной финансовой системы, он играет важную роль в вопросах привлечения капитала в российскую экономику27 извне, в настоящее время (в силу санкций) из дружественных стран. В этой связи одной из насущных остается задача создания благоприятных условий для иностранных инвестиций28, добиваться не только доступности различных финансовых инструментов для граждан, предпринимателей и инвесторов, но и вырабатывать механизмы, направленные на защиту потребителей финансовых услуг и инвесторов, продолжить работу в части создания условия киберзащиты, использовать в целях защиты онлайн-каналы обслуживания.

27. См.: Кобзарь-Фролова М.Н. К вопросу о правовом регулировании инвестиционной деятельности в Российской Федерации // Государство и право. 2023. № 6. С. 109 - 116.

28. См., напр.: Кобзарь-Фролова М.Н. Тенденции и ориентиры инвестиционной политики Российской Федерации на ближайшую перспективу // Финансовое право. 2014. № 9. С. 7 - 11; Ее же. Инвестиционная политика: состояние, проблемы, пути преодоления кризиса инвестиций // Вопросы правоведения. 2015. № 3 (31). С. 214 - 225.

По третьему направлению (цифровизация финансового рынка) намечены следующие задачи: приоритетной видится задача развития правового регулирования финансового рынка. Необходимо решить вопрос о правовом регулировании отношений в форме платежных сервисов, направленных на обеспечении защиты баз данных населения и предпринимателей, а также правовой регламентации отношений по киберустойчивости российской платежной системы. Это потребует проведение работ по подготовке проектов ряда федеральных законов, способных урегулировать отношения по закреплению цифровых прав населения и предпринимателей и их ответственности29. Способствовать развитию правового регулирования системы быстрых платежей (СБП), в том числе онлайн-платежей (СПБ) в бюджетную систему Российской Федерации (налогов, сборов, пошлин, оплаты штрафов), законодательно расширить перечень участников, использующих платформу «Цифровой профиль», по получению финансовых услуг клиентами. Опыт внедрения цифровых технологий в финансовые отношения, продемонстрировал эффект в области структурной трансформации российской экономики.

29. См.: Стратегия развития национальной платежной системы на 2021 - 2023 годы // В официальных источниках опубликована не была.

Пилотный проект платформы «Цифровой рубль» стал важным условием развития рынка финансов. Пробный шаг в этом направлении был сделан в апреле 2023 г.30 Сегодня стоит задача сделать цифровой рубль официально (законно) третьей формой денег, эмитируемой Банком России и его обязательством.

30. См.: Развитие Рынка цифровых активов в Российской Федерации: Доклад ЦБ России для общественных консультаций, 2022 // В официальных источниках опубликован не был.

Вызовом в банковской сфере стал выход поставщиков из российского рынка оборудования, системного программного обеспечения и электронных систем управления базами данных и ведения аналитики. В этих условиях задача развития собственных цифровых решений является особенно важной. Совместно с Правительством РФ Центральный банк РФ будет продолжать поиск новых подходов в вопросах правовому обеспечения экосистемного бизнеса, в основе которого лежит принцип пропорциональности объема данных платформы / экосистемы и потенциальных рисков.

Не менее важной видится задача внедрения цифровизации надзора в рамках SupTech- и RegTech-решений31. Применение указанных технологий надзора позволит оптимизировать виды надзорной деятельности, сократить затраты и нагрузку на проверяющих.

31. См.: Основные направления развития технологий SupTech и RegTech на период 2021–2023 годов. Документ опубликован не был.

Четвертое направление будет обеспечено посредством развития отношений в области международных платежей и расчетов, интеграции с международной платежной системой и попыткой перехода к расчетам в иных валютах, нежели доллар и евро. Отсюда следующая стоящая задача – это во взаимодействии с Правительством РФ подобрать новую комбинацию валютного регулирования обеспечивающую ограничения на бесконтрольное движение капитала. Подбор новой комбинации валютного регулирования (архитектуры) сделает возможным применить такой метод как дифференциация капиталов в зависимости от принципа резидентства и валют. Такие подходы будут способствовать стимулированию перехода предпринимателей и их контрагентов на расчеты в российских рублях и валютах дружественных государств. В этой связи Правительство РФ приняло Постановление от 26 декабря 2022 г. № 2433 «Об утверждении Правил осуществления между резидентами и нерезидентами расчетов наличными денежными средствами»32, которым утверждены новые процедуры (Правила), определяющие порядок проведения расчетов между резидентами и нерезидентами наличными денежными средствами в иностранной валюте, а также обращения обязательств по облигациям, выпущенным организациями не имеющими российского резидентства. Третья задача в данном направлении – оптимизировать и сделать более щадящей систему ПОД / ФТ при условии сохранения необходимого уровня банковского контроля. Так, поставлена задача оптимизировать существующие ныне требования по идентификации клиентов, упростить подачу сведений, истребуемых банками от клиентов, по заключенным договорам, снять обязательный контроль операций.

32. См.: СЗ РФ. 2023. № 1 (ч. I), ст. 252.

Решение задач в рамках пятого направления потребует поднять вопросы финансовой стабильности рынка и решение таких задач как поддержка девалютизации. Приоритетной задачей тут будет обеспечение сбалансированной переориентации отношений на валюты дружественных стран при осуществлении международных расчетов. Переход должен быть равномерным как по импорту, так и по экспорту, с учетом накопления достаточных средств на корреспондентских счетах в банках.

Совершенствование (донастройка) макропруденциального регулирования кредитных отношений в иностранной валюте, посредством установления дифференцированных коэффициентов риска по кредитным требованиям с фиксацией критерия надежности государства в номинированной валюте. Указанные надбавки кроме всего должны учитывать такой критерий как соответствие заемщика уровню выручки, для безусловного исполнения обязательств в соответствующей валюте (экспортер / неэкспортер). В этой связи необходимо пересмотреть порядок долговой нагрузки заемщиков.

Значимой видится постановка задачи о создании условий, позволяющих стимулировать вопросы управления рисками, развивать национальные системы индикаторов и системы их управления. В этой связи предусмотрено применение финансовых инструментов и введение следующих мер: поднять качество и уровень надежности основных индикаторов производных финансовых инструментов (ПФИ); применять вспомогательные возможности для участников рынка финансов по ведению и обслуживанию собственных рисков; увеличить спектральные возможности потенциальных для ПФИ базисных активов, допуская внедрение новых более эффективных инструментов; оптимизация налогового администрирования в области ПФИ, включая хеджирование для устранения рисков сделок.

Выводы

Анализ направлений развития финансового рынка Российской Федерации и те задачи, которые ставит Центральный банк РФ, реализуя их в коллаборации с Правительством РФ, дают основания предположить, что их выполнение позволит интегрировать российский финансовый рынок в общемировой финансовый рынок. Достижение намеченных мегарегулятором целей создаст возможность для структурной трансформации российской экономики, приведет к финансовой стабильности экономических отношений и придаст дополнительный импульс развитию финансовой инфраструктуры и основных инструментов финансового рынка.

Вместе с тем анализ и исследование финансово-правовой основы выявил отсутствие правового акта, закрепляющего понятие и общие принципы финансового рынка. В российском законодательстве не в полной мере определен статус субъектов финансового рынка, особенно это относится к правам и гарантиям граждан и предпринимателей как участников финансовых отношений, и на это обращает особое внимание Банк России. Отсутствует общий правовой механизм функционирования финансового рынка, не названы законодательно основные индикаторы, которые используются для мониторинга развития финансового рынка, не определены инструменты и методы управления рисками, не в достаточной степени проработаны вопросы ответственности участников и пр.

Библиография

  1. 1. Галузо В.Н. О правовом регулировании контроля Центрального банка Российской Федерации за деятельностью кредитных организаций в Российской Федерации // Международный журнал гражданского и торгового права. 2019. № 3. С. 10 - 18.
  2. 2. Дикарева И.А., Алексинцева А.С. Понятие и основные виды финансового рынка // Экономика и социум. 2017. № 4. С. 527 - 530.
  3. 3. Запольский С.В., Васянина Е.Л. Обязательство – ключевая категория финансового права // Государство и право. 2022. № 8. С. 111–120.
  4. 4. История развития финансовых рынков. URL: https://sarsoninvest.ru/ (дата обращения: 01.07.2023).
  5. 5. Кобзарь-Фролова М.Н. Инвестиционная политика: состояние, проблемы, пути преодоления кризиса инвестиций // Вопросы правоведения. 2015. № 3 (31). С. 214 - 225.
  6. 6. Кобзарь-Фролова М.Н. К вопросу о правовом регулировании инвестиционной деятельности в Российской Федерации // Государство и право. 2023. № 6. С. 109 - 116.
  7. 7. Кобзарь-Фролова М.Н. Тенденции и ориентиры инвестиционной политики Российской Федерации на ближайшую перспективу // Финансовое право. 2014. № 9. С. 7–11.
  8. 8. Мошенский С.З. Зарождение финансового капитализма. Рынок ценных бумаг доиндустриальной эпохи. Киев, 2016.
  9. 9. Правовое регулирование публичных финансовых отношений в современной России / под ред. А.Н. Савенкова. М., 2022.
  10. 10. Финансовые рынки и институты: учеб. пособие / под общ. ред. О.В. Толмачевой. Екатеринбург, 2020. С. 7, 8.
QR
Перевести

Индексирование

Scopus

Scopus

Scopus

Crossref

Scopus

Высшая аттестационная комиссия

При Министерстве образования и науки Российской Федерации

Scopus

Научная электронная библиотека