- PII
- S102694520027967-4-1
- DOI
- 10.31857/S102694520027967-4
- Publication type
- Article
- Status
- Published
- Authors
- Volume/ Edition
- Volume / Issue 10
- Pages
- 156-160
- Abstract
The article is devoted to the problems of the moral foundations of the life of society and the state. Special attention is paid to the concept of the moral state of Professor S. N. Baburin, its essential importance for the development of Russian statehood at the present stage is indicated. Following the concept of S.N. Baburin, the article notes that the constitutional reform carried out in Russia in 2020 has become an important stage on Russia’s path to the ideal of a moral state, focuses on new legislation, substantiates a proposal to deepen the moral component in the programs of political parties and in the content of legal education.
- Keywords
- moral state, constitution, state, morality, justice, freedom, S.N. Baburin, legal education, legal regulation
- Date of publication
- 27.11.2023
- Number of purchasers
- 11
- Views
- 484
«Нравственность предстаёт как совокупность всех действующих в обществе нравов, правил, традиций, словом, всех видов стандартизированного поведения, как нормативная основа созданного и поддерживаемого на базе единых идеологических, социально-ценностных принципов порядка деятельности общества»1.
Г.В. Мальцев
«Мировоззренческой основой нравственного государства выступают такие главные универсальные ценности общества, как справедливость и свобода»2.
С.Н. Бабурин
«Нравственность» происходит от древнерусского слова «нрав». В научных источниках отмечается, что в XVIII в. слово «нравственность» употреблялось как синоним слов «этика» (от греч. ethos — нрав, обычай) и «мораль» (от лат. mos, что означало примерно то же самое, что греческое слово “ethos” — нрав, обычай). Часто в современном словоупотреблении слова «нравственность», «этика», «мораль» взаимозаменяемы; одновременно они имеют оттенки, отличающие их друг от друга3.
В «Толковом словаре живого великорусского языка», составленном русским писателем, этнографом, лексикографом и военным врачом В.И. Далем, словом «нрав» обозначалось одно из двух основных свойств духа человека («ум и нрав слитно образуют дух»). По Далю, «нравственность» определялась как «мораль», «хорошее поведение» и «вообще поведение»; а «нравственное» не что иное, как «духовное», т.е. противоположное телесному, плотскому; в духовном бытовании человека нравственное и умственное хотя и противопоставлялись, но были неотделимы друг от друга. Объясняя подробности значения слова «нравственный», В.И. Даль приводит примечательные примеры высказываний. Нравственный - «это согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека, с долгом честного и чистого сердцем гражданина»; «всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести»; «нравственность веры нашей выше нравственности гражданской: первая требует только строгого исполнения законов, вторая же ставит судьею совесть и Бога»4.
Судя по толковым словарям русского языка, изначально признак «нравственный» был относим только к человеку. Но однажды в отечественном социально-гуманитарном знании произошло расширение сферы применения этого признака, его стали использовать для характеристики не только индивида, но и государства. Трудно сказать, кому принадлежит первенство внедрения этого подхода. Ниже приводится несколько упоминаний о государстве как о нравственном субъекте в дошедших до нашего времени источниках, относящихся к XIX в.
А.Г. Ободовский писал, что государство есть «нравственный организм». «Государство, рассматриваемое в целости, состоит, как человек, отдельно взятый, из тела и души; оно есть нравственное лицо или человек сложный. Соединенные члены составляют тело, любовь к Царю и Отечеству есть душа, сердце есть Церковь, дух его или совокупность действий всех нравственных сил проявляется в политической его жизни»5.
Начиная с середины и во второй половине XIX в. в Российской Империи появилось заметное множество публицистических трудов, посвященных размышлениям о «нравственной роли», «нравственной силе», «нравственной опоре», «нравственном строе», «нравственном устое», «нравственном интересе» государства.
Выделяется изданный в начале 1860-х годов, позднее переведенный на русский язык фундаментальный труд по общей истории педагогики немецкого педагога К. Шмидта «История педагогики Карла Шмидта, изложенная во всемирно-историческом развитии и в органической связи с культурной жизнью народов». В книге автор сформулировал утверждение: «Государство такая же нравственная особь, как и единичный человек, но в большом лишь размере, - особь, посредством которой идея добра по возможности шире проявляется в действительном быту»6.
Тема нравственных основ жизнедеятельности государства неисчерпаема для исследования, нравственное содержание можно осмысливать применительно ко всем без исключения направлениям государственной политики.
Современное состояние отечественных исследований в сфере взаимного влияния государства и нравственности характеризуется введением в философию государства, теоретико-правовую и конституционно-правовую науку концепции нравственного государства проф. С.Н. Бабурина, которой посвящена монография «Нравственное государство: русский взгляд на ценности конституционализма»7. Новизна монографии заключается в том, что через аксиологию современного конституционализма и сравнение потенциальных возможностей государств разной цивилизационной культуры выявляются возможности и смысл духовно-нравственных ценностей в конституционализме, роль социальной консолидации общества, рассматриваются цивилизационные модели нравственного государства8.
8. См.: там же.
Книга вызвала оживленную дискуссию о том, что есть нравственное государство, достижимо ли это идеальное состояние, каким требованиям должно отвечать такое государство9. Профессор С.Н. Бабурин исходит из того, что «смысл перехода к нравственному государству заключается в конструировании универсальной модели идеального государства, которое основывается на культурно-исторических и духовно-нравственных традициях каждой нации», а также «что лишь конституционное закрепление духовно-нравственной самоорганизации общества создает нравственное государство»10.
10. Бабурин С.Н. Нравственное государство как политико-правовая идея, время которой пришло // Международный журнал конституционного и государственного права. 2021. № 1. С. 14 - 20.
Обращаясь к конституционной истории Российского государства после 1917 г., очевидно, что в Конституциях РСФСР 1918, 1925, 1937 гг. о нравственности не упоминалось вовсе. Отчасти это можно объяснить тем, что правовое регулирование общественных отношений не достигло в тот период уровня, достаточного для всестороннего конституционного закрепления духовных основ жизнедеятельности общества.
В Конституции РСФСР 1978 г. была закреплена забота государства «об охране, преумножении и широком использовании духовных ценностей для нравственного и эстетического воспитания советских людей, повышения их культурного уровня» (ст. 27). Иными словами, нравственность рассматривалась в контексте социального развития и культуры как предмет особой государственной заботы.
В Конституции РФ 1993 г. до внесения в 2020 г. поправок слово «нравственность» упоминалось только один раз в связи с конституционным регулированием ограничения прав и свобод человека и гражданина (ч. 3 ст. 55). Такое юридико-техническое решение сужало значение нравственности как объекта конституционного регулирования, ведь с нравственным началом должно сообразовываться не столько ограничение прав человека и гражданина, сколько всё устройство государственно-правовой системы. Конечно, дело не только в наличии собственно слова «нравственность» в тексте Основного Закона государства, хотя даже простое упоминание придаёт конкретику. Нравственные основы жизни людей и государства выражаются в правовом тексте и через другие категории («достоинство», «справедливость», «добро», «солидарность», «партнерство», «уважение», «доверие» и т.д.). Важно законодательно устанавливать конкретные нравственные ориентиры для человека и общества, поддерживаемые не только принудительной силой государства, но и силой его убеждения, в частности, просветительскими мерами, реализуемыми органами публичной власти, примером поведения государственных служащих.
Поэтому велика значимость принятия поправок к Конституции РФ именно для расширения её духовно-нравственного содержания, в особенности, включение в текст ст. 671, 68, 751. Это тем более важно, потому что в политико-правовой науке и законодательстве России на протяжении некоторого времени доминировал подход, что закон может защищать нравственность, но не способен установить нравственность, научить быть нравственным конкретного человека. Конституция РФ фундирует процессы в сфере нравственного преобразования современного Российского государства и общества.
Важнейшее стратегическое значение имеет Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»11. В Указе закреплено, что «традиционные ценности - это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России. К традиционным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России».
В развитие закрепленных в Основах государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей положений формируется законодательство. Новеллой является Федеральный закон от 29 декабря 2022 г. № 579-ФЗ «О Георгиевской ленте и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»12, согласно которому Георгиевская лента установлена в качестве одного из символов воинской славы России.
Нравственные начала являются ориентиром правового регулирования конкретных общественных отношений. Обратим внимание на некоторые из них (для примера ограничившись публично-правовой сферой).
Первое: необходимость защиты общественной нравственности является основанием назначения Конституционным Судом РФ закрытого заседания13.
Второе: для некоммерческих организаций несоблюдение нравственных основ может явиться основанием к отказу в государственной регистрации - в случае, если наименование некоммерческой организации оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан14.
Третье: к компетенции органов государственной власти относится принятие мер по защите ребёнка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию15.
Четвертое: в числе требований к служебному поведению государственных служащих закреплены обязанности - проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации; учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий; способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию; не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа16.
Квалификационная аттестация судей включает наряду с оценкой уровня профессиональных знаний и оценку нравственных качеств судьи17.
Пятое: сегодня выражена тенденция копирования в федеральных законах предписания ч. 3 ст. 55 Конституции РФ о возможном ограничении федеральным законом прав и свобод человека и гражданина только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности. Этот подход применён федеральным законодателем в отношении следующих прав человека и гражданина:
право на свободу совести и свободу вероисповедания18;
право на информацию19;
право на местное самоуправление20.
Большой вклад в раскрытие проблематики роли нравственности для совершенствования публично-правовой сферы внес проф. С.А. Авакьян в авторской концепции конституционно-правового представительства. Размышляя о том, кто может быть представителем, как должны быть устроены отношения представителя с теми, кто дал ему мандат, С.А. Авакьян совершенно прав в том, что в числе важнейших качеств личности представителя как субъекта публично-властных отношений должны присутствовать призвание, знание народа, его психологии, языка и обычаев, патриотизм, верность нашей стране и ее Конституции, наличие морально-этических данных21.
Отдельное внимание следует уделять теме сохранения и защиты нравственности в программах российских политических партий. В условиях, когда политические партии, по сути, являются своего рода ведущими субъектами избирательного процесса, используя предоставленное им право выдвигать кандидатов и списки кандидатов в ходе избирательных кампаний, участвуют в работе избранных органов, оказывают влияние на формирование общественного мнения, их программные положения приобретают особую важность для достижения стратегических целей России по сохранению и укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей. Однако в настоящее время программы не всех российских политических партий содержат ориентиры в духовно-нравственной сфере жизнедеятельности общества и государства.
Особую роль для нравственного совершенствования государства и его правовой системы играют юридические кадры, поэтому сейчас все сильнее озвучивается необходимость внимательного отношения к нравственной составляющей юридического образования. Изучение нравственных начал при получении юридического образования не должно ограничиваться только рамками учебной дисциплины, посвященной профессиональной этике юриста. Эту деятельность нужно продолжать и в других учебных дисциплинах в разумном соответствующем содержанию дисциплины объеме, на основе добросовестного использования свободы преподавания, и в воспитательных мероприятиях. Включение нравственного содержания в преподавание правовых дисциплин необходимо для формирования всех без исключения компетенций будущих юристов. Важно не просто изучение правовых предписаний, но и то, на основе какого мировоззрения эти знания усваиваются, и то, как меняется мировоззрение под воздействием полученных знаний. Современно звучат слова выдающегося русского юриста А.Ф. Кони: «Как бы хороши ни были правила деятельности, они могут потерять свою силу и значение в неопытных, грубых или недобросовестных руках. Чем больше оттенков в своем практическом применении допускают эти правила, чем глубже касаются они личности и участи человека, чем более важным интересам общественной жизни они служат, тем серьезнее представляется вопрос - в чьи руки отдается приложение этих правил и при каких условиях»22.
* * *
Тема взаимовлияния государства и нравственности всегда занимала особое место в государствоведении и правовой науке. Нравственные основания государства и права, а также государство как хранитель нравственных ценностей и право как регулятор соответствующих общественных отношений – взаимосвязанные направления научных исследований.
Концепция нравственного государства проф. С.Н. Бабурина, обоснованная и всесторонне раскрытая в монографии «Нравственное государство: русский взгляд на ценности конституционализма», по-новому привлекает внимание к вехам государственно-правовой истории и современности, ценностям справедливости и свободы как к мировоззренческой основе нравственной трансформации Российского государства.
Достижение такой идеальной формы политической организации общества как нравственное государство требует не только соответствующего политико-правового сопровождения, но и воспитания граждан государства в духе нравственных ценностей, закрепленных в его конституции. Конституционная реформа, проведенная в России в 2020 г., стала важным этапом на пути России к идеалу нравственного государства.
References
- 1. Avakian S.A. Representation in Constitutional Law: questions of theory and practice. M., 2022. P. 110–141 (in Russ.).
- 2. Baburin S.N. The moral state as a political and legal idea, the time of which has come // International Journal of Constitutional and State Law. 2021. No. 1. P. 14 - 20 (in Russ.).
- 3. Baburin S.N. The Moral State: Russian view of the values of constitutionalism. M., 2020. P. 236 (in Russ.).
- 4. Dal V.I. Explanatory Dictionary of the living Great Russian language / ed. and with a preface by I.A. Baudouin-de-Courtenay. 3rd ed., rev. and significant additional. St. Petersburg; M., 1905. Vol. 2. I-O. P. 1448, 1449 (in Russ.).
- 5. Zagorov O. Actual research of the beneficent state. S.N. Baburin. The Moral State. Russian view on the values of constitutionalism // State and Law. 2021. No. 7. P. 197 - 200 (in Russ.).
- 6. Karmin A.S. Culturology: textbook. SPb., 2003. P. 501 (in Russ.).
- 7. Kerimov A.D. Morality, state, capitalism: reflections on the theory of moral state S.N. Baburin // State and Law. 2022. No. 1. P. 98 - 109 (in Russ.).
- 8. Koni A.F. Moral principles in criminal proceedings (General features of judicial ethics) // Koni A.F. Selected works. M., 1956 (in Russ.).
- 9. Mazaev V.D. The moral state through constitutional aspects of the economy (within the framework of the discussion on the problem of the moral state and its Russian features, proposed by I.M. Ragimov in connection with S.N. Baburin’s book “The Moral State”) // State and Law. 2021. No. 7. P. 94 - 105 (in Russ.).
- 10. Maltsev G.V. Moral foundations of law. M., 2008. P. 46, 47 (in Russ.).
- 11. Mamitova N.V. Moral values of constitutionalism: historical retrospective and contemporary reality (arguments on the theory of the moral state by S.N. Baburin) // State and Law. 2022. No. 10. P. 63 - 70 (in Russ.).
- 12. Obodovsky A.G. Theory of statistics in the present state, with the addition of a brief history of statistics. St. Petersburg, 1839. P. 5. URL: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_004425872 (accessed: 02.01.2023) (in Russ.).
- 13. Ragimov I.M. Modern dialectics of the state and morality. S.N. Baburin. The Moral State. Russian view on the values of constitutionalism // State and Law. 2020. No. 12. P. 106 - 111 (in Russ.).
- 14. Stankevich Z.A. “The moral state” or is it still a new theocracy? Polemical notes in connection with the next concept of Russian statehood // Law enforcement. 2021. Vol. 5. No. 2. P. 238 - 245 (in Russ.).
- 15. Schmidt K. The history of Karl Schmidt’s pedagogy, presented in the world-historical development and in organic connection with the cultural life of peoples / transl. by E. Zimmerman. 3rd ed., add. and rev. V. Lange. M., 1877. Vol. 1. P. 282. URL: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_003890545 (accessed: 02.01.2023) (in Russ.).