- Код статьи
- S102694520027657-3-1
- DOI
- 10.31857/S102694520027657-3
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Номер 9
- Страницы
- 112-125
- Аннотация
В статье на основе междисциплинарного подхода анализируются содержание и внутренняя логика традиционного для криминологии вопроса: «Почему одни совершают преступление, а другие – нет?» По мнению авторов, в формулировке данного фразеологизма изначально допущена методологическая погрешность, так как в нем исходный посыл неверен («почему одни совершают преступление»), что повлекло за собой ложное умозаключение («а другие – нет»). Историческая реконструкция в рассматриваемой сфере показывает, что за всю историю цивилизации не было человека (за исключением недееспособных и лиц, страдающих криминофобией), который хотя бы один раз в жизни не совершал бы преступления. Поэтому предлагается сформулировать данный вопрос иначе: «Почему одни, совершив преступление, несут уголовную ответственность, а другие остаются безнаказанными?» Отталкиваясь от этой данности, выдвинута гипотеза, согласно которой делинквентное поведение человека (в том числе преступное) так же, как и генетические заболевания, является имманентным свойством его бытия, которое изначально заложено в ДНК-матрицу всех без исключения людей. Эта генетически заданная программа активируется в подростковом возрасте 12-15 лет, а порой и раньше и сохраняет свою наступательность до достижения человеком 50 лет, после чего ее динамика с каждым годом становится все слабее.
- Ключевые слова
- человек, генетически заданная программа, детерминанты преступности, причины преступности, преступление, наказание, недееспособность, наркозависимые, интуитивное мышление, каннибалы, криминофобия, клептоманы, ДНК-матрица
- Дата публикации
- 29.09.2023
- Год выхода
- 2023
- Всего подписок
- 13
- Всего просмотров
- 358
С развитием уголовно-правовой и криминологической мысли в последние годы все отчётливее проявляются контуры неизведанных горизонтов уголовного права и криминологии, которые являются предметом всестороннего исследования преступностиведов и представителей других смежных наук. Благодаря этому наука уголовного права и криминологии за последние 30-40 лет обогатилась многими генеративными трудами (некоторые с оттенком картезианства1), в которых выдвинуты принципиально новые доктрины, а многие фундаментальные вопросы преступления и наказания, причин преступности, механизма формирования преступной мотивации и т.д. в них кардинально пересмотрены. В частности, в этих исследованиях2, большинство из которых основано на непреходящих ценностях научного наследия прошлого3, поставлены под обоснованное сомнение многие господствующие в уголовном праве и криминологии парадигмы4, а некоторые из них мотивированно опровергнуты в силу их ошибочности или несостоятельности.
Одновременно с этим в них даны заслуживающие внимания убедительные ответы на многие сложные теоретические вопросы, которые либо были поставлены ранее, но не решены до конца (к примеру, патогенез феномена наказания) или вообще не рассматривались до последнего времени (например, бинарная сингулярность причин преступности).
Этот качественный скачок в преступностиведении5, который продолжается по сей день, повлек за собой существенные сдвиги как в осмыслении этиологии преступности и онтологии наказания, так и в углублении учения о механизме формирования преступной мотивации и т.д.6 Так, сегодня стало более чем очевидно, что не все преступления, предусмотренные в Уголовном кодексе той или иной страны, являются продуктом социального конструкта. В частности, анализ генезиса преступности показывает, что отдельные виды преступления (к примеру, убийство, изнасилование, грабеж, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, кража и т.д.) совершались и задолго до возникновения государства и его нормативных установлений, хотя и назывались по-иному (вира, зло, грех и т.д.), что, естественно, не меняет сущностных качеств таких деяний. Помимо этого, как писал Э. Дюркгейм, «общество без преступности совершенно невозможно»7. А, как известно, человеческое сообщество возникло задолго до появления на исторической арене первого государства8.
6. Вместе с тем следует отметить, что за анализируемый период уголовное право и криминология обогатились не только прогрессивными идеями и принципиально новыми доктринами. Наряду с этим тогда же в преступностиведение были привнесены и крайне реакционные институты, которые противоречат не только общепризнанным фундаментальным правам и свободам человека, но и здравому смыслу. В качестве примера можно сослаться на теорию опасного состояния личности в рамках социологической школы уголовного права, на основе которой сегодня в Германии, Канаде, США и ряде других стран заключают под стражу на неопределённый срок лиц («превентивный арест»), которые не совершали преступления, но, по мнению законодателя, представляют общественную опасность. При этом, как справедливо указывают А.В. Бриллиантов и А.Д. Щербаков, «к такой категории относят не только лиц, которые имели объективную опасность для общества (к примеру, рецидивисты и профессиональные преступники), но и лиц, которые обладали известной долей девиации в отношениях с другими представителями общества (к примеру, алкоголики, наркозависимые, секс-работницы). И если усиление уголовной репрессии в отношении первых было хотя бы как-то обосновано с позиции необходимости предупреждения тяжких преступлений, то введение мер предупреждения в отношении второй группы лиц порождало исключительно их стигматизацию в глазах общества» (см.: Бриллиантов А.В., Щербаков А.Д. Теория опасного состояния личности: шаг вперед или два назад? // Государство и право. 2020. № 10. С. 90).
7. Дюркгейм Э. Норма и патология. Социология преступности // Современные буржуазные теории: сб. ст. / пер. с англ. М., 1966. С. 39.
8. В частности, первобытнообщинный строй с его потестарной властью и без профессиональных органов власти, в том числе правоохранительных.
Сказанное можно повторить и относительно утверждений криминологов XX - начала XXI в. о том, что причины преступности носят социальный характер. Между тем современные исследования в этой области показывают, что причины преступности не от мира сего, они гнездятся внутри самого человека в виде неудовлетворенной потребности, а совершаемое им конкретное преступление – не что иное, как генетически обусловленный опредмеченный поведенческий акт деструктивно-волевого характера, базирующийся в геноме Homo Sapiens в алертном состоянии, который активируется лишь при сцеплении с определенными внешними факторами природного, техногенного или антропогенного свойства, воспользовавшись которыми, он удовлетворяет свои потребности, которые не смог или не захотел реализовать в рамках закона.
Таким образом, становится очевидным, что всё многообразие смысла понятия «преступление» нельзя сводить к его нормативному определению, а причины преступности объяснять лишь социальными явлениями.
Не отражает всех глубинных пластов причин индивидуального преступного поведения и господствующий в теоретической криминологии постулат, согласно которому под детерминантом преступности подразумевается комплекс социальных явлений, совместное действие которых порождает конкретное преступление, если учесть, что в механизме детерминации преступного поведения часто участвуют и другие факторы как природного, техногенного, так и антропогенного характера (к примеру, трагедии на АЭС Чернобыля и «Фукусима»).
Не лишен логики и такой вопрос: «Существует ли де-факто такой вид уголовного наказания, как лишение свободы, закрепленное в уголовных кодексах всех стран мира, если принять во внимание, что свобода человека неотчуждаема как нечто абсолютное, раз и навсегда данное ему с момента рождения?» Как указано в современных уголовно-правовых исследованиях, она является неотъемлемым качеством его генетической природы и имманентным свойством повседневного бытия. Поэтому свобода не сводится лишь к ограничению сложившегося у человека повседневного уклада жизни в ее привычных проявлениях или сужению пространства и условий физического перемещения, выбора им места жительства и т.д., как это трактуется практически во всех учебниках уголовного права.
Иными словами, можно ограничить свободу воли человека, его решения, действия и т.д., но отчуждать у человека его свободу в целом невозможно по определению. Это – аксиома, в силу чего она не нуждается в дополнительных обоснованиях.
Современные криминологические исследования напрочь опровергли и ошибочную законодательную константу, согласно которой «лишение свободы заключается в изоляции осужденного от общества…», как это указано в уголовных кодексах многих стран мира (например, ст. 56 УК РФ). Дело в том, что водворение осужденного в ту или иную пенитенциарную обсервацию не означает его изоляции от общества, так как: а) под обществом подразумевается совокупность наделенных волей и сознанием двух и более людей, вступающих в определенные общественные отношения в той или иной социальной системе; б) в культурной среде невозможно изолировать дееспособного человека от общества, за исключением его смерти или помещения на необитаемый остров. Этот далеко не полный перечень аргументов свидетельствует, что исправительные колонии, как и другие пенитенциарные учреждения, являются таким же социальным обществом (хотя и с негативным оттенком), что и социум, функционирующий за стенами того или иного пенитенциарного учреждения9.
Сегодня, как и несколько веков назад, в уголовном праве и уголовном процессе утверждается, что наказание за совершенное преступление всегда и везде назначается судом на основе обвинительного приговора, в котором определяется как его вид, так и сроки (размеры). Между тем этот постулат был опровергнут еще в 1866 г. Ф.М. Достоевским в его бестселлере «Преступление и наказание», в котором он показал, что эту карательную функцию выполняет не только и не всегда суд10. В частности, в своем знаменитом романе писатель более чем убедительно показывает, что в социуме не существует преступления без наказания, так как кара de facto настигает виновного и при его уклонении от правосудия, и при латентных преступлениях, и при неустановлении лица, совершившего преступление, и т.д.
Но это – кара особого свойства, ее нет ни в одном уголовном кодексе. Но она реально существует и применяется не на основе вердикта суда, а налагается на виновного его внутренним «Я» («синдром Раскольникова»). Иными словами, неминуемость кары за совершенное зло – не только прерогатива суда, но и имманентное свойство повседневного бытия социальной среды, как, впрочем, и промысл Всевышнего, как это утверждают богословы.
В уголовно-правовой и криминологической литературе из года в год утверждается, что только суд может назначить виновному законное и справедливое наказание, выбрать его вид и определить оптимальные сроки (размеры). А так ли это в реальности? Ведь давно установлено, что для назначения законного и справедливого наказания необходимо, чтобы судьи обладали глубокими познаниями не только в области уголовного права, уголовного процесса и т.д., но и как минимум в теории прогнозирования поведения осужденного в процессе отбывания им наказания11, пенологии и пенитенциарной психологии. В то же время трудно даже гипотетически предположить, что в современном мире есть судья, который в состоянии одновременно быть носителем всех этих знаний в той степени, чтобы безошибочно определить виновному адекватное наказание.
Поэтому считаем, что, возлагая на суд обязанность определять меру наказания виновному за совершенное преступление, тем самым законодатель превратил суд в карательный орган, а судью – в помощника заплечных дел мастера, что, естественно, не согласуется с природным эталоном правосудия12.
Учитывая ограниченные рамки журнальной статьи, мы здесь прервем дальнейший обзор существующих в уголовном праве и криминологии концептуальных просчетов и зияющих пропастей и остановимся на анализе лишь одной фундаментальной проблемы – этиологии индивидуального преступного поведения, которую рассмотрим с иного ракурса.
Прежде всего отметим, что в теоретической криминологии столетиями традиционным является вопрос: «Почему одни совершают преступление, а другие – нет?» На наш взгляд, постановка данного вопроса в такой редакции некорректна, так как она внутренне крайне противоречива, а в его формулировке изначально допущена грубая методологическая погрешность: исходный посыл изложен неверно («почему одни совершают преступление»), что повлекло за собой ложное умозаключение («а другие – нет»). Так, ретроспективный анализ показывает, что за всю историю нашей цивилизации не было человека, который хотя бы один раз в жизни не совершал преступления. Исключение составляют лишь две категории граждан. Это, во-первых, недееспособные лица, в силу чего независимо от тяжести совершенного им деяния и его вредных последствий оно de jure не признается преступлением13. Во-вторых, не совершают преступление и лица, страдающие криминофобией. Под этим термином14 (timor in crimen tuum - страх перед собственным преступлением) мы подразумеваем отдельных лиц с редким психическим отклонением, не исключающим вменяемость15, которые патологически боятся совершить преступление, так как даже гипотетическая вероятность оказаться в полиции или пенитенциарном учреждении за содеянное вызывает у них гипертрофический и неконтролируемый страх (редко встречающаяся особая форма фобии16 по отношению к органам правоохраны), часто сопровождаемый панической атакой и тремором17. Поэтому для них совершение преступления равносильно сознательному прыжку с высокой скалы18.
14. Термин «криминофобия» (буквально – неконтролируемый страх перед преступлением, возникающий без реального раздражителя), как и большинство слов в русском языке, обладает многозначностью, так как имеет несколько лексических значений, связанных по смыслу. К примеру, под понятием «пол» подразумевается не только гендерная принадлежность живых организмов, но и нижний настил в помещении, по которому ходят. Или термин «брак», который одновременно означает и супружество, и брак на производстве, и т.д. Перечень таких многозначных лексем в русском языке достаточно длинный. В силу этого полагаем, что под криминофобией надо подразумевать не только боязнь стать объектом преступного посягательства, но и неконтролируемый страх оказаться субъектом преступления, что не противоречит не только букве этого понятия, но и его внутренней логике (духу), так как такая интерпретация анализируемого понятия базируется на первичном, прямом значении этой лексемы. Поэтому в предложенной статье термин «криминофобия» применен в узком значении – патологический страх совершить преступление.
15. При этом не следует путать фобию со страхом. Как отмечает канд. мед. наук Н. Чадаев, фобия – это диагноз. Страх – это когда человек чего-то боится. И это считается в пределах нормы. Когда он прошел темный переулок, напрягся, потом вышел на свет и тут же переключился, т.е. миновал участок напряжения и страха, и все. А когда мы говорим о фобиях или невротических состояниях, это тоже разновидность психологического отклонения, но более глубокая, когда это же глубокое переживание практически невозможно преодолеть. Это загруженное отрицательными эмоциями состояние (см. подр.: Чадаев Н. Фобия – это заболевание. Каковы ее причины? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: >>>> (дата обращения: 29.04.2023)).
16. Фобия – навязчивый страх, природа которого изучена не до конца. Это невротическое состояние, которое проявляется у людей, испытывающих иррациональный страх перед чем угодно: от змей и пауков до открытого или закрытого пространства. Фобии могут возникать и под влиянием психотравмирующих факторов, сопровождающихся присутствием тех или иных объектов (продуктов питания, предметов и т.д.). Фобии отличаются от страха тем, что они иррациональны, не поддаются контролю и часто сопровождаются паническими атаками. Иными словами, чувство страха осознаваемо и контролируемо здравым смыслом. Фобия же не поддается никаким разумным доводам, не контролируется сознанием и справиться самостоятельно с ней человеку не удается (подробнее об этом см.: Самые редкие формы фобии у человека [Электронный ресурс]. - Режим доступа: >>>> (дата обращения: 30.04.2023); Фобии человека [Электронный ресурс]. - Режим доступа: >>>> article_post/fobiya (дата обращения: 01.05.2023)).
17. Непроизвольная продолжительная дрожь (дрожание конечностей) (подробнее об этом см.: Тремор [Электронный ресурс]. - Режим доступа: >>>> (дата обращения: 29.04.2023)).
18. Однако это вовсе не исключает возможность совершения криминофобами мелких видов иных правонарушений (к примеру, переход проезжей части дороги в неположенном месте, превышение скорости и т.д., что, как известно, во многих странах наказуемо, так как считается административным проступком, хотя и стараются избегать таких ситуаций).
Наши исследования показывают, что в формировании такой антикриминогенной позиции принимают опосредственное (подсознательное) участие и такие личностные качества криминофоба, как хорошее воспитание19, сильный внутренний нравственный стержень, праведность от закона и исповедуемой веры20 и т.д. Этой редкой формой фобии страдают в основном лица, которые когда-то были жертвами или свидетелями жестокого обращения со стороны отдельных сотрудников органов внутренних дел или пенитенциарных учреждений21. Поэтому в таких случаях (прошлый негативный опыт) у них автоматически срабатывает генетическая память об опасности попадания в орбиту уголовной юстиции, инстинктивно извлеченная из глубоких пластов их подсознания, где она хранилась в алертном состоянии.
20. По мнению христианских богословов, само слово «праведность» в современной культуре очень редко используется. Причем под ней обычно понимают исполнение определенного свода правил (светских, религиозных и т.д.). Такую праведность Библия называет «праведностью от закона» (Рим. 10:5), причем апостол не только не высоко ее ценит, но даже хочет от нее дистанцироваться: «[хочу] найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере; чтобы познать Его…» (Фил. 3:9, 10) (см.: Праведность по закону и праведность по вере [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: >>>> .ru/media/spasenie/pravednost-po-zakonu-i-pravednost-po-vere-6048f70e013fe76fa35a6512?utm_referer=www.google.com (дата обращения: 28.04.2023)).
21. В том числе и в результате просмотра соответствующего видеосюжета со сценами жестокого избиения задержанных в полиции или зверских пыток заключенных в пенитенциарных учреждениях, о чём достаточно часто сообщается в СМИ и на различных сайтах онлайн-платформ. В качестве примера можно сослаться на многочисленные чудовищные пытки заключенных в Гуантанамо, как и на сотни других установленных фактов садистских методов применения пыток к задержанным и заключенным со стороны отдельных органов правопорядка.
С учетом приведенных выше пояснений считаем, что обсуждаемый вопрос надо ставить иначе: «Почему одни, совершив преступление, несут уголовную ответственность, а другие остаются безнаказанными22?»
Отталкиваясь от этого исходного посыла, полагаем, что делинквентное поведение человека (в том числе преступное) так же, как и генетические заболевания23, является имманентным свойством его бытия, которое изначально заложено в ДНК-матрицу всех без исключения людей (генетическое зло – Рэй Брэдбери). Эта генетически заданная программа активируется в подростковом возрасте (12-15 лет, а порой и раньше) и сохраняет свою наступательность до достижения человеком 50 лет, после чего ее динамика с каждым годом становится все слабее. Такой нисходящий вектор криминальной активности у людей объясняется несколькими причинами. Во-первых, к этому времени гаснет животное начало мотивации поведения человека24, он становится более законопослушным, степенным и рассудительным. Во-вторых, мозг человека устроен так, что его лобные доли, являющиеся важным органом торможения (большой тормозной центр), отвечающие за рациональное мышление, принятие осознанных решений и выполняющие другие когнитивные функции, начинают функционировать в полную силу лишь после достижения человеком 50 лет25. В-третьих, с возрастом человек постепенно отходит от интуитивного26 к рациональному мышлению, что позволяет ему часто обуздать свои низменные побуждения, страсти и другие делинквентные физиологические, социальные, материальные и иные потребности.
24. Подробнее об этом см. лекцию д-ра биол. наук, проф. С.В. Савельева «Эволюционный процесс отбора» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https:// >>>> (дата обращения: 24.03.2023).
25. См.: Савельев С.В. Отбор и эволюция мозга [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https:// >>>> (дата обращения: 17.12.2023).
26. Как известно, процесс интуитивного мышления протекает не под контролем сознания, так как интуиция такой бессознательный процесс, результат которого всплывает в сознании. И этот процесс происходит по каким-то неизвестным укороченным схемам (короткая мысленная модель поведения в той или иной жизненной ситуации), которые не обеспечивают достоверности выводов, но позволяют быстро получить результат, хотя и не надежный. Значимость интуитивного мышления заключается в том, что при недостатке информации и дефиците времени можно быстро получить вывод. Это делается благодаря тому, что процесс мышления (интуитивного) протекает не под контролем сознания. Иными словами, в процессе интуитивного мышления решение принимается, минуя причинно-следственные связи. Таким образом, рациональная (логическая) система мышления долгая, но надежная, а интуитивная – быстрая, но не очень надежная. Поэтому психологи считают, что интуиции доверять полностью нельзя (об этом см. подр.: Черниговская Т.В. Интуитивное мышление и как его развивать [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: >>>> (дата обращения: 12.04.2023)).
Вместе с тем мы вышеизложенное не рассматриваем как аксиому, так как в реальной жизни не всегда и не каждому удается управлять своими врожденными наклонностями. К примеру, в любом обществе есть категория людей с определенными психическими отклонениями, не исключающими уголовную ответственность, которые генетически запрограммированы на совершение отдельных видов преступлений. Здесь имеем в виду преступления клептоманов, каннибалов, педофилов, садистов27 и т.д.
Другой вопрос, что у одних совершение такого деяния отстрочено во времени и пространстве (буфер времени28), а у других запускается при возникновении подходящей ситуации для его реализации. Например, наркозависимый в состоянии абстиненции29, когда болевые ощущения («ломка») достигают своего пика, готов на все, в том числе убить кого угодно (включая родных и близких), лишь бы добыть новую дозу наркотиков или средства на ее приобретение. Сказанное можно повторить и относительно клептоманов, педофилов и т.д. Как показывает правоприменительная практика, в этих случаях угроза уголовного наказания, какой бы она ни была суровой, мягко говоря, не всегда срабатывает30.
29. Синдром наркозависимости, который возникает при недополучении больным наркоманией очередной дозы наркотика.
30. Сказанное можно распространить и на спонтанно возникающие насильственные семейно-бытовые преступления, преступления, совершенные в состоянии аффекта, нищеты, граничащей с голодной смертью, и т.д.
Наряду с генетическими предпосылками делинквентное поведение человека (в том числе преступное) может быть обусловлено и потребностями криминального характера, приобретёнными в постнатальный (земной) период жизни (к примеру, наркомания, игромания и т.д.). Однако в этих случаях механизм формирования преступной мотивации принципиально иной. Так, после совершения лицом двух-трех умышленных преступлений (кражи, изнасилования и т.д.), оставшихся безнаказанными (например, в силу латентности), дальнейшая преступная деятельность31 у некоторых из них трансформируется в устойчивый образ жизни32. Это объясняется тем, что лицо, систематически и безнаказанно совершающее преступления, со временем утрачивает свою природную благосклонность (благодать33), в силу чего его личность начинает постепенно саморазрушаться: он уже видит себя Раскольниковым, убеждая самого себя в том, что он не тварь дрожащая, а право имеющий, а совершаемые деяния воспринимает как естественное состояние своего бытия. Поэтому и не сожалеет, что встал на преступный путь. Такая самоуверенность еще больше разжигает его фантазии, придавая им бесовскую силу, и усиливает в нем процесс саморазрушения.
32. Примером сказанному могут служить рецидивная преступность (в криминологическом смысле), профессиональная преступность, удельный вес которых в числе ежегодно регистрируемых в той или иной стране достаточно внушительный, а порой и превышает 50%-ный порог. К примеру, в среднем по России рецидивная преступность составляет не менее 30%, а по ряду регионов – до 50% и более (см.: Болотин В.С. Рецидивная преступность: параметры оценки, основные показатели и проблемы нормативно-правового регулирования деятельности по ее предупреждению // Политика и право. 2008. № 4. С. 780).
33. По мнению богословов, благодать – особая божественная сила, ниспосылаемая человеку в результате воздействия на него Святого Духа для преодоления внутренне присущих ему несовершенства и греховности (см.: Религии мира. Благодать [Электронный ресурс]. - Режим доступа: >>>> religia/spravka/blagodat.php (дата обращения: 25.04.2023)).
Этот необратимый процесс, перманентно происходящий в сознании, сопровождается постепенным перепрограммированием его мозга, который начинает воспринимать совершение того или иного корыстно-насильственного, корыстного, насильственного и т.д. преступления как жизненно важную физиологическую потребность (к примеру, как приём пищи, воды и т.д.), которая по своей настойчивости куда сильнее, чем его свобода воли.
К перечисленным выше социальным факторам, побуждающим людей совершать те или иные насильственные, корыстные, корыстно-насильственные и другие умышленные преступления, следует добавить и тот факт, что с древних времен отдельные нормы уголовного законодательства вынуждали и в наше время толкают человека преступить уголовный закон34 в силу абсурдности35 содержащихся в них уголовно-правовых запретов36 (патология закона – Ю.В. Голик). В результате этого сотни тысяч людей были осуждены за деяния, которые по истечении определенного времени были либо декриминализированы или переведены в разряд административных правонарушений (к примеру, тунеядство, оскорбление, побои, мелкое хищение и т.д.). Поэтому следует согласиться с проф. Я.И. Гилинским, что уголовный закон содержит немало таких «преступных» деяний, в результате чего каждый гражданин оказывается «преступником»37.
35. Например, уголовная ответственность за отрицание Холокоста (Франция), незаконное хранение наркотических средств для личного потребления (ч. 1 ст. 228 УК РФ), эвтаназия (к примеру, ст. 135 УК Азербайджанской Республики) и т.д.
36. Как писал древнекитайский философ >>>> (VI - V вв. до н.э.) в своем классическом даосском трактате (Дао Дэ Цзин), «когда множатся законы и приказы, растет число воров и разбойников» (см. подр.: Десять мудрых афоризмов Лао-Цзы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: >>>> (дата обращения: 30.04.2023)).
37. Гилинский Я.И. Немного о социальном контроле над девиантностью. С. 8.
С давних времен в правоприменительной практике многих стран мира, включая СССР (особенно в 30 - 50-е годы), Россию, другие страны ближнего и дальнего зарубежья, известен и такой праворазрушающий и социально неадаптированный38 феномен, как «наказание без преступления»39, когда человека привлекают к уголовной ответственности и наказывают за преступления, которое таковым не является по определению. Здесь в качестве примера можно сослаться на крайне шаткий и непомерно оценочный институт превышения пределов необходимой обороны (ч. 2 ст. 37, ст. 114, 108 и т.д. УК РФ), на основе которого ежегодно тысячи людей необоснованно привлекаются к уголовной ответственности и осуждаются лишь за то, что активно защищали себя и своих близких, жилье или имущество40 от посягательств насильников, хулиганов и т.д.41
39. Этот феномен достаточно подробно описан в рассказе Рэя Брэдбери «Наказание без преступления» (Punishment Without Crime), написанном им в 1950 г. и переизданном во многих странах мира (в том числе неоднократно в России). Данной проблематике посвящены и мемуары А. Авдеенко (см.: Авдеенко А. Наказание без преступления. М., 1991).
40. Рассматриваемый институт уголовного закона вступает в грубое противоречие и с древнеримским принципом “Actus non fasit reum nisi mens sit rea” – действие не делает виновным, если не виновна мысль.
41. В качестве примера здесь можно сослаться на получившие широкий международный резонанс уголовные дела по обвинению 28-летнего инвалида-бегуна, шестикратного победителя Паралимпийских игр на различных спринтерских дистанциях Оскара Писториуса, причинившего смерть Реве Стенкамп, которая поздно ночью через форточку пробралась в его ванную комнату и хотела сделать ему сюрприз ко Дню святого Валентина. От шума, доходившего из ванной комнаты, Писториус просыпается. Решив, что в его дом проникли грабители, он в целях самообороны хватает пистолет и четыре раза стреляет в дверь ванной комнаты. Стенкамп была убита, а Писториус осужден к лишению свободы на длительный срок. В качестве другого примера можно привести уголовное дело по обвинению трехкратного чемпиона мира по боям без правил 25-летнего Расула Мирзоева. 15 августа 2011 г. возле ночного клуба «Гараж» (г. Москва) между ним и 19-летним студентом Иваном Агафоновым произошла ссора из-за того, что Агафонов оскорбительно приставал к его девушке, предлагал ей «сняться» с ним и т.д. Оскорблённый таким дерзким поведением Агафонова и с целью защитить честь своей девушки он нанёс ему один удар, который пришёлся в голову обидчика, тот упал и ударился головой об асфальт, а через три дня скончался. За это Мирзоев был судом признан виновным в причинении смерти по неосторожности и осужден к двум годам ограничения свободы. Увы, подобных примеров в мировой судебной практике более чем достаточно.
Среди криминогенных факторов следует выделить и отдельные ниши социальной структуры общества, которые сконструированы так, что многие виды деятельности человека (государственная служба, контрольно-разрешительная система, коммерческая деятельность и т.д.) неизбежно сопряжены или с нарушением определенных бюрократических нормативных предписаний, что влечет за собой уголовную ответственность, либо с широким спектром разнообразных источников соблазна42, подсознательно побуждающих чиновника превышать (злоупотреблять) своими должностными полномочиями, заниматься мздоимством, «распилом» бюджетных средств, лихоимством и т.д.
Наконец, еще одной причиной, толкающих людей на преступление, всегда была и сегодня остается крайняя нужда (нищета на грани голодной смерти, отсутствие у родителей необходимых средств на покупку дорогостоящих лекарств при тяжелых формах болезни их детей и т.д.), пути выхода из которой часто невозможно найти в рамках правового поля43. К иной разновидности преступлений, совершаемых в условиях крайней нужды, можно отнести людей, лишенных элементарных благ общества, в силу чего они целенаправленно стремятся попасть в места лишения свободы.
Здесь речь идет прежде всего о лицах, освободившихся из мест лишения свободы и не имеющих семьи, родственников, друзей или других полезных социальных связей, на которые можно было бы опереться в период адаптации после освобождения из заключения. В силу этого у них на свободе нет жилья и средств на пропитание (приобретение лекарств), они не могут устроиться на работу и т.д.
Поэтому эти люди хотят посредством совершения того или иного преступления (обычно не тяжкого и не особо тяжкого) вновь оказаться в пенитенциарной обсервации, где у них есть хоть какая-то крыша над головой, какое-никакое трехразовое питание, медицинское обслуживание и т.д.
Как видим, корневой причиной преступности всегда были и сегодня остаются, с одной стороны, необдуманная перманентная криминализация44 широкого круга деяний, которые по сути своей таковыми не являются (в частности, отдельные запреты, противоречащие человеческой природе и здравому смыслу45), а с другой – неудовлетворенные опредмеченные потребности человека, часть из которых к тому же по определению невозможно удовлетворить в рамках правового поля (к примеру, педофилия, каннибализм и т.д.). Что же касается всех других факторов природного, техногенного, социального или антропогенного свойства (например, психологические травмы, в том числе исходящие из детства, мотивирующие противоправное поведение), так или иначе участвующие в механизме индивидуального преступного поведения, то они являются лишь внешними триггерами, создающими условия для совершения конкретного преступления.
45. Достаточно в этой связи вспомнить норму УК бывших советских социалистических республик об уголовной ответственности за незаконное обучение карате, скупку для скармливания или скармливание скоту и птице хлеба и других хлебопродуктов (ст. 219.1, 154.1 УК РСФСР) и т.д.
В свете сказанного представляются спорными расхожие утверждения, что человек, мол, рождается чуть ли не как агнец божий или как «добрый самаритянин»46 либо как «чистый лист», незапятнанный девиантными устремлениями, и т.д. «Современные науки о разуме, мозге, генах и эволюции убедительно демонстрируют ошибочность такого подхода»47. «Деструктивный букет» заложен в матрицу человека задолго до его рождения, поэтому «люди рождаются порочными48».
47. Пинкер С. Чистый лист. Природа человека. Кто и почему отказывается признавать ее сегодня / пер. с англ. М., 2018. С. 520.
48. Маслов В.А. Учение Габриеля Тарда о личности преступника // Вестник Казанского юрид. ин-а МВД России. 2019. № 3 (37). С. 112.
Дело в том, что, во-первых, как было указано выше, в основе деятельности человека лежит программа, заложенная в него с момента зачатия49, а во-вторых, с момента своего сотворения «власти над мозгом мы не имеем, он принимает решения сам, “Я” и мой мозг разные субстанции. И это ставит нас в очень щекотливое положение»50. Такая жизненная диспозиция наиболее выпукло проявляется в случайно возникающих ситуациях. Одной из разновидностей таких случайностей является спонтанно сложившаяся криминогенная обстановка, на которую, порой, не каждый может отреагировать адекватно, так как часто «бессилие благоразумия превращает человека во всесильного злодея»51. Этому в немалой степени способствуют и такие качества личности, как «стремление не только и не настолько к равенству, сколько к утверждению своего превосходства, руководствуясь при этом лишь собственными интересами»52, причем иногда до такой степени, что «готов жиром ближнего смазать себе сапоги» (Шопенгауэр).
50. По мнению Т. Черниговской, мозг в 800 трлн раз сложнее, чем «я», в котором он размещен. Он сам решает, как вести себя в той или иной ситуации, и определяет поведение человека (см.: Черниговская Т. Линия жизни [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: >>>> (дата обращения: 04.05.2023).
51. Горшенков Г.Н. Этюды о жизни и криминологическом творчестве. Н. Новгород, 2017. С. 174.
52. Шестаков Д.А. Теория преступности и основы отраслевой криминологии. СПб., 2015. С. 17.
Анализируя эти темные качества личности, Артур Кестлер пришел к выводу, что человек – «ошибка эволюции», так как в его генетической программе отсутствует механизм, ограничивающий убийство им особей своего вида (такая программа есть у большинства животных). Если бы в геноме человека была такая «стоп-программа», то история была бы совсем иной: не было бы человеческих жертвоприношений, массовых казней и пыток, кровопролитных войн53. Так, объясняя этиологию этого феномена, Кестлер отмечал, что «плохо сбалансированы три основные эволюционные подсистемы человеческого мозга – подкорка (от пресмыкающихся), древняя кора (от млекопитающих) и новая кора, обеспечивающая высшие психические функции человека. Поэтому, когда на операционном столе лежит человек, пишет Кестлер, то это одновременно крокодил, лошадь и человек, так как ускоренное формирование мозга не обеспечило согласования трех его подсистем, что является истоком иррациональных поступков, взрыва агрессии, эмоциональной внушаемости человека и т.д.54
54. См.: там же.
Как видим, природа вставила в архитектонику человека солидный «багаж» разнообразных деструктивных наклонностей, в силу чего он порой представляет собой смесь ада с раем. И это, увы, реальность человеческого бытия: у каждого в шкафу свои скелеты. Поэтому вряд ли можно с полной уверенностью утверждать, что в социуме есть индивидуумы, обладающие иммунитетом от противоправных (в том числе преступных) форм поведения. Это нереально, если учесть, что, наряду с перечисленными выше темными сторонами личности, существуют и такие врожденные пороки, как агрессивность55 и алчность, зависть и гордыня, жадность и сребролюбие, чревоугодие и блуд и т.д., которые крайне сложно искоренить из сознания человека. В процессе онтогенеза они окутывают некоторых людей ресентиментными доминантами, а в дальнейшем становятся источником диверсификации его сознания и формирования девиантного поведения.
Поэтому при исследовании причинного комплекса преступности нельзя упускать из виду подобные генетически обусловленные негативные потребности личности, памятуя, что человек в своей повседневной деятельности подчиняется не только социальным, но «и фундаментальным биологическим законам»56, в силу чего многие преступления есть результат «воздействия подсознательных инстинктов, которые являются врожденными»57.
57. Шалагин А.Е., Хрусталева О.Н. Теории преступного поведения: от истоков к современности // Вестник Казанского юрид. ин-та МВД России. 2018. Т. 9. № 4. С. 557.
С учетом изложенного считаем, что утверждение отдельных юристов и политиков о том, что подавляющее большинство населения Земли законопослушные граждане58, не соответствуют действительности59. Эти утверждения опровергаются и социологическими исследованиями.
59. Достаточно отметить, что ежегодно в мире более 10 млрд людей подвергаются административной ответственности. К примеру, только за 2022 г. в России более 200 млн водителей были подвергнуты административному штрафу за нарушения Правил дорожного движения (см.: Госавтоинспекция опубликовала статистику нарушений ПДД за 2022 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: >>>> .ru/93128.html# (дата обращения: 10.04.2023)). К этим цифрам следует добавить еще свыше 10 млн граждан Российской Федерации, иностранцев, лиц без гражданства и должностных лиц, которые ежегодно подвергаются административному наказанию судами Российской Федерации (см.: Административные правонарушения. Показатели по отдельным правонарушениям [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: >>>> t/31/s/1 (дата обращения: 19.04.2023)). Эти показатели приведены без учета латентных правонарушений, уровень которых как минимум на порядок выше показателей официальной статистики. Словом, количество административных правонарушений, совершаемых гражданами (в том числе должностными лицами) на территории Российской Федерации в течение одного года, как минимум в два раза превышает количество населения, проживающего на ее территории. Это объясняется тем, что некоторые граждане в течение года несколько раз подвергаются административному наказанию.
Так, в 1947 г. американские исследователи И. Валерстайн и К. Вайл в одном из научных журналов опубликовали статью «Наши законопослушные правонарушители», в которой привели результаты интересного исследования. Они опросили около двух тысяч жителей Нью-Йорка на предмет, не совершали ли они когда-либо преступления. Результаты опроса показали, что 91% опрошенных признал, что им приходилось совершать те или иные преступления (в том числе и такие серьезные, как грабежи, разбои, похищения (угон) автомобилей и кража иных ценных вещей), за которые они не были привлечены ни к какой ответственности, поскольку их преступления остались нераскрытыми либо незарегистрированными60.
Аналогичные результаты получены и другими исследователями61.
На основании приведенных выше аргументов полагаем, что в истории человечества не было, нет и, видимо, не будет людей (за исключением недееспособных и преступнофобов), которые не совершали бы за свою жизнь хотя бы одного преступления. Иное дело, что одни попадаются и несут уголовную ответственность за совершенное преступление, а другие – нет (например, в силу латентности совершенного деяния, «заговора молчания» потерпевших, умышленного сокрытия преступления от учета, неправедных методов освобождения виновного от наказания за содеянное и т.д.); или одни после совершения преступления имеют возможность откупиться от содеянного (в том числе за счет высоких покровителей62), а другие – нет63. Но это уже другая проблема, требующая отдельного исследования.
63. См.: Шестаков Д.А. Основы учения о противодействии преступности // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2019. № 2. С. 18 - 20.
*** Учитывая ограниченность объема журнальной статьи, мы рассмотрели лишь некоторые грани этиологии индивидуального преступного поведения, механизма его формирования и реализации, роли генетических и социальных факторов в этом, чрезмерной формализации общественных отношений и неоправданно избыточной криминализации отдельных деяний, и т.д., что, естественно, не исчерпывает широкий спектр других нерешенных вопросов этой мультидисциплинарной проблемы. Поэтому мы не считаем свою позицию ариадниной нитью и не претендуем ни на полноту, ни на бесспорность своих суждений (выводов), в силу чего с благодарностью примем конструктивные замечания и предложения читателей.
Библиография
- 1. Авдеенко А. Наказание без преступления. М., 1991.
- 2. Административные правонарушения. Показатели по отдельным правонарушениям [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://stat.xn----7sbqk8achja.xn--p1ai/stats/adm/ t/31/s/1 (дата обращения: 19.04.2023).
- 3. Аликперов Х.Д. Неизведанные грани наказания и тайны его бытия (Учение о нечеловекотворности наказания). СПб., 2020.
- 4. Аликперов Х.Д. Новый взгляд на преступление и наказание. СПб., 2022.
- 5. Амосов Н.М. Моделирование мышления и психики. Киев, 1965. С. 96.
- 6. Болотин В.С. Рецидивная преступность: параметры оценки, основные показатели и проблемы нормативно-правового регулирования деятельности по ее предупреждению // Политика и право. 2008. № 4. С. 780.
- 7. Бриллиантов А.В., Щербаков А.Д. Теория опасного состояния личности: шаг вперед или два назад? // Государство и право. 2020. № 10. С. 90.
- 8. Гилинский Я.И. Криминология постмодерна: неокриминология. СПб., 2021.
- 9. Гилинский Я.И. Немного о социальном контроле над девиантностью // Вопросы девиантологии. 2023. № 3. С. 7 - 9.
- 10. Голик Ю.В. Современное состояние и развитие уголовного закона // Уголовная ответственность. Фундаментальные основы теории и практики / под общ. ред. А.Н. Савенкова. М., 2019. С. 9.
- 11. Голик Ю.В. Философия уголовного права. СПб., 2004. С. 37.
- 12. Горшенков Г.Н. Этюды о жизни и криминологическом творчестве. Н. Новгород, 2017. С. 174.
- 13. Давыдова Ю.Д., Литвинов С.С., Еникеева Р.Ф. и др. Современные представления о генетике агрессивного поведения // Вавиловский журнал генетики и селекции. 2018. Т. 22. № 6.
- 14. Десять мудрых афоризмов Лао-Цзы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://eksmo.ru/interview/10-mudrykh-aforizmov-lao-tszy-ID15439009/ (дата обращения: 30.04.2023).
- 15. Драгович А.Ю., Боринская С.А. Генетическая и геномная основа агрессивного поведения человека // Генетика. 2019. № 12.
- 16. Дубинин Н.П., Карпец И.И., Кудрявцев В.Н. Генетика, поведение, ответственность. О природе антиобщественных поступков и путях их предупреждения. М., 1989. С. 15.
- 17. Дюркгейм Э. Норма и патология. Социология преступности // Современные буржуазные теории: сб. ст. / пер. с англ. М., 1966. С. 39.
- 18. Есаков Г.А., Понятовская Т.Г., Рарог А.И., Чучаев А.И. Уголовно-правовое воздействие / под ред. А.И. Рарога. М., 2021.
- 19. Захаревич Ф. Опыт юридической статистики // Журнал Министерства внутренних дел. 1853. Ч. 41. С. 258.
- 20. Иншаков С.М. Латентная преступность как объект исследования // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2009. № 16. С. 107 - 115.
- 21. Кетле А.А. Социальная физика, или Опыт исследования человеческих способностей. Киев, 1911. С. 262.
- 22. Криминология / под ред. Дж. Ф. Шелли. СПб., 2003. С. 117.
- 23. Ляткер Я.А. Декарт. М., 1975.
- 24. Маркс К., Энгельс Ф. Избр. письма. М., 1948. С. 104.
- 25. Маслов В.А. Учение Габриеля Тарда о личности преступника // Вестник Казанского юрид. ин-а МВД России. 2019. № 3 (37). С. 112.
- 26. Медведев Д.А. Алкоголизм и наркомания [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://blog.da-medvedev.ru/accounts/5279?page=12 (дата обращения: 08.04.2023).
- 27. Найден D-фактор – «темное ядро личности» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.moslabo.ru/info/nayden-d-faktor-temnoe-yadro-lichnosti/ (дата обращения: 12.04.2021).
- 28. Новая философская энциклопедия / редсовет: В.С. Стёпин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин, А.П. Огурцов. М., 2000.
- 29. Пинкер С. Чистый лист. Природа человека. Кто и почему отказывается признавать ее сегодня / пер. с англ. М., 2018. С. 520.
- 30. Праведность по закону и праведность по вере [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://dzen.ru/media/spasenie/pravednost-po-zakonu-i-pravednost-po-vere-6048f70e013fe76fa35a6512?utm_referer=www.google.com (дата обращения: 28.04.2023).
- 31. Преступность XXI века. Транснациональный характер. Теневая экономика. Влияние на государство / под общ. ред. А.Н. Савенкова. М., 2019.
- 32. Рагимов И.М. О нравственности наказания. СПб., 2016.
- 33. Рагимов И.М. Религия и наказание. СПб., 2020.
- 34. Рагимов И.М., Аликперов Х.Д. Уголовное наказание: понятие, сущность, предмет (социологический и криминологический анализ) // Труды ИГП РАН. 2023. № 18 (1). С. 97 - 115.
- 35. Религии мира. Благодать [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.hrono.ru/religia/spravka/blagodat.php (дата обращения: 25.04.2023).
- 36. Савельев С.В. Отбор и эволюция мозга [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://vk.com/video/@savelyevmozg?z=video-52111900_456239179%2Fpl_-52111900_-2 (дата обращения: 17.12.2023).
- 37. Савельев С.В. Эволюционный процесс отбора [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.facebook.com/watch/?v=538826439813039 (дата обращения: 24.03.2023).
- 38. Самые редкие формы фобии у человека [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://medobr.com/news/samye-redkie-fobii-u-cheloveka/ (дата обращения: 30.04.2023).
- 39. Академик Вячеслав Степин: Станет ли человек промежуточным звеном на пути к другой мыслящей субстанции [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://iz.ru/news/350395 (дата обращения: 30.12.2022).
- 40. Тремор [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://junonann.com/stati/nevrologiya/tremor.html#chto-takoe-tremor (дата обращения: 29.04.2023).
- 41. У людей есть ген агрессивного поведения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://mel.fm/nauchpop/835627-agression (дата обращения: 11.06.2021).
- 42. Уголовная ответственность. Фундаментальные основы теории и практики / под общ. ред. А.Н. Савенкова. М., 2019.
- 43. Фобии человека [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://medgz.ru/stati/article_post/fobiya (дата обращения: 01.05.2023).
- 44. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. Новая философия. М., 1973. С. 17.
- 45. Хомич В.М. Криминологическая экспертиза публичного правообразования как система социального упреждающего контроля криминогенного злоупотребления правом. Тезисы доклада в Санкт-Петербургском международном криминологическом клубе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.criminologyclub.ru/home/forthcoming-sessions/455-16-iyunya-2023-g-beseda (дата обращения: 29.04.2023).
- 46. Чадаев Н. Фобия – это заболевание. Каковы ее причины? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://doctor.ru/question /7265/ (дата обращения: 29.04.2023).
- 47. Черниговская Т.В. Интуитивное мышление и как его развивать [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: www.google.com/search?q=Черниговская+Т.В.+-+Интуитивное+мышление (дата обращения: 12.04.2023).
- 48. Черниговская Т. Линия жизни [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.YouTube.com/watch?v=YH6Ezh46Qjw (дата обращения: 04.05.2023).
- 49. Чучаев А.И. Уголовно-правовые взгляды Н.Д. Сергеевского М., 2017.
- 50. Шалагин А.Е., Хрусталева О.Н. Теории преступного поведения: от истоков к современности // Вестник Казанского юрид. ин-та МВД России. 2018. Т. 9. № 4. С. 557.
- 51. Шестаков Д.А. Криминология: новые подходы к преступлению и преступности. Криминогенные законы и криминологическое законодательство. Противодействие преступности в изменяющемся мире: учеб. СПб., 2006.
- 52. Шестаков Д.А. Основы учения о противодействии преступности // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2019. № 2. С. 18–20.
- 53. Шестаков Д.А. Теория преступности и основы отраслевой криминологии. СПб., 2015. С. 17.
- 54. Эйнштейн А. Собр. науч. тр. М., 1967. Т. 4. С. 78.
- 55. Яковлева А.Ф. Размышления над книгой «Релятивизм как болезнь современной философии» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://iphras.ru/uplfile/root/biblio/ps/ps20_1/209-222.pdf (дата обращения: 08.10.2021).
2. См.: Гилинский Я.И. Криминология постмодерна: неокриминология. СПб., 2021; Преступность XXI века. Транснациональный характер. Теневая экономика. Влияние на государство / под общ. ред. А.Н. Савенкова. М., 2019; Рагимов И.М. Религия и наказание. СПб., 2020; Его же. О нравственности наказания. СПб., 2016; Аликперов Х.Д. Новый взгляд на преступление и наказание. СПб., 2022; Его же. Неизведанные грани наказания и тайны его бытия (Учение о нечеловекотворности наказания). СПб., 2020; Шестаков Д.А. Криминология: новые подходы к преступлению и преступности. Криминогенные законы и криминологическое законодательство. Противодействие преступности в изменяющемся мире: учеб. СПб., 2006; Уголовная ответственность. Фундаментальные основы теории и практики / под общ. ред. А.Н. Савенкова. М., 2019; Есаков Г.А., Понятовская Т.Г., Рарог А.И., Чучаев А.И. Уголовно-правовое воздействие / под ред. А.И. Рарога. М., 2021; Чучаев А.И. Уголовно-правовые взгляды Н.Д. Сергеевского М., 2017; и др.
3. Нельзя забывать, что «общение с мыслителями прошлого всегда было источником эстетического наслаждения и давало сильнейший этический заряд интеллектуальной энергии творческим умам последующих поколений» (см.: Ляткер Я.А. Декарт. М., 1975).
4. По мнению проф. Ю.В. Голика, переосмысления требуют все без исключения институты, категории и понятия уголовного права (см.: Голик Ю.В. Философия уголовного права. СПб., 2004. С. 37).