Защита конкуренции как необходимое условие обеспечения экономической безопасности
Защита конкуренции как необходимое условие обеспечения экономической безопасности
Аннотация
Код статьи
S102694520025937-1-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Овчаров Артем Валерьевич 
Должность: Научный сотрудник сектора уголовного права, уголовного процесса и криминологии Института государства и права Российской академии наук
Аффилиация: Институт государства и права Российской академии наук
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
117-126
Аннотация

Статья посвящена защите свободной конкуренции в контексте обеспечения экономической составляющей национальной безопасности Российской Федерации. Автором дается общая картина состояния конкуренции, особое внимание уделяется защите конкуренции в сфере осуществления закупок для государственных или муниципальных нужд, включая государственный, оборонный заказ, в сфере недопущения заключения антиконкурентных соглашений и в сфере противодействия недобросовестной конкуренции. В статье используются данные официальной статистики и практика Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению жалоб и осуществлению проверок.

Ключевые слова
национальная безопасность, экономическая безопасность, государственные и муниципальные закупки, ограничение конкуренции, картельный сговор, соглашение, ограничивающее конкуренцию, недобросовестная конкуренция антимонопольное законодательство
Классификатор
Получено
18.01.2023
Дата публикации
30.06.2023
Всего подписок
13
Всего просмотров
295
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf Скачать JATS
1 Обеспечение национальной безопасности представляет собой деятельность по осуществлению комплекса различных мероприятий, направленных на защиту государства от угроз в военной, информационной, политической, экологической и иных сферах. Важнейшей из этих сфер является экономическая и как следствие обеспечение национальной безопасности немыслимо без обеспечения безопасности экономической1.
1. См.: Холчева И.А., Кисова А.Е. Основные подходы к исследованию понятий «экономическая безопасность» и «экономическая безопасность государства» // Дневник науки. 2019. № 5 (29). С. 96.
2 Под экономической безопасностью обычно понимают достаточное обеспечение необходимого уровня национальной безопасности собственными финансовыми средствами и прочими необходимыми ресурсами, создание подходящих условий для развития экономики и повышения уровня конкурентоспособности страны, защиту интересов личности, общества и государства в экономической сфере как от внутренних, так и от внешних угроз2.
2. См.: Гетманова А.В., Козырь Н.С. Конкурентоспособность как элемент экономической безопасности страны // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 1 [Электронный ресурс]. URL:  >>>>  (дата обращения: 09.01.2023).
3 Необходимый уровень экономической безопасности может быть обеспечен, что естественно, только при наличии эффективной экономики, которая в современном мире невозможна без свободной конкуренции.
4 В 2021 году был принят Национальный план («дорожная карта») развития конкуренции в Российской Федерации на 2021 - 2025 годы, который определил как, общие основные задачи на пятилетний период и ожидаемые результаты развития конкуренции в различных отраслях российской экономики, так и конкретный перечень мероприятий по их достижению3.
3. См.: распоряжение Правительства РФ от 02.09.2021 г. № 2424-р «Об утверждении Национального плана (дорожной карты) развития конкуренции в Российской Федерации на 2021 - 2025 годы» // СЗ РФ. 2021. № 37, ст. 6553.
5 Эти мероприятия имеют своей целью создание благоприятных условий для ведения частного бизнеса, устранение административных барьеров и искажений конкурентной среды.
6 Главными направлениями государственной конкурентной политики и деятельности по содействию развитию конкуренции в Российской Федерации в 2022 г. были: обеспечение реализации на федеральном и региональном уровнях мероприятий, предусмотренных в Национальном плане («дорожной карте») развития конкуренции в Российской Федерации на 2021 - 2025 годы и оперативное исполнение утвержденных в субъектах Российской Федерации планов мероприятий («дорожных карт») по содействию развитию конкуренции на товарных рынках на территории субъектов Российской Федерации; расширение мер государственной поддержки малых и средних предприятий и снижение административной, налоговой и финансовой нагрузки на бизнес; развитие организованной (биржевой) торговли товарами, производными финансовыми инструментами, базисным активом которых является товар, включая создание условий для реализации биржевых товаров на экспорт на российских биржах за рубли и формирование национальных индикаторов цен; развитие государственного тарифного регулирования; обеспечение эффективного и прозрачного управления государственной и муниципальной собственностью; поддержание конкуренции в рамках государственных закупок; развитие параллельного импорта товаров и рассмотрение вопроса о его легализации в полном объеме; повышение эффективности и конкурентоспособности российской экономики в том числе за счет реализации программы импортозамещения4.
4. См.: там же.
7 Для нас очевидно, что свободная конкуренция требует правовой защиты всеми отраслями права. Это вытекает из конституционного ее закрепления5. Но в первую очередь на страже свободной конкуренции стоят специализированные отрасли законодательства, определяющие ряд деяний в качестве посягающих на свободную конкуренцию. В этой связи представляется целесообразным обратиться к статистическим данным о нарушениях требований о запрете монополистической деятельности и о запрете недобросовестной конкуренции (диаграмма 1, 2)6.
5. См.: Амирова Л.Р., Бухариев Д.Н. Конкуренция как правовая категория. Право предпринимателя на свободную конкуренцию // Вопросы устойчивого развития общества. 2021. № 6. С. 431.

6. Здесь и далее все статистические данные предоставлены ФАС России (см.: Доклад ФАС России о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2021 год. М., 2022).
8

9

ДиаграммаКоличество возбужденных дел о нарушении антимонопольного законодательства

10

11 Диаграмма 2 Количество выявленных нарушений антимонопольного законодательства
12 Из анализа этих данных видно, что, несмотря на все снижающееся число выявляемых в рассматриваемой сфере нарушений, они реально существуют и требуют соответствующей реакции.
13 Защита конкуренции необходима в целом спектре сфер экономики. Рассмотрим более подробно наиболее значимые из них и начнем с деятельности, наиболее подверженной посягательствам на свободную конкуренцию. Это осуществление закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд7.
7. См., напр.: Таталина А.В. Антиконкурентные соглашения при осуществлении государственных и муниципальных закупок // Аграрное и земельное право. 2020. № 7 (187). С. 152; Клещева А.С. Квалификация действий хозяйствующих субъектов при заключении соглашения, выразившегося в создании заказчиком невыполнимых условий контракта, для целей отбора конкретного поставщика при проведении конкурсных процедур, в разрезе Федерального закона «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ // Актуальные вопросы антимонопольного регулирования и закупок: материалы Всеросс. науч.-практ. конф. с междунар. участием, Чита, 26 марта 2021 года / отв. ред. Н.А. Киселева, А.М. Бянкина. Чита, 2021. С. 58; Жариков А.А. Современные особенности конкуренции в сфере государственных закупок // Тенденции развития науки и образования. 2022. № 87-7. С. 55.
14 Известно, что сфера закупок является одной из наиболее кримообразующих сфер экономической деятельности, на что неоднократно указывалось в научной литературе8. Например, при проведении плановых и внеплановых проверок в отношении закупок, осуществляемых в соответствии с требованиями Федерального закона о контрактной системе9, Федеральной антимонопольной службой в 2021 г. было проверено 36 346 процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя), из них в 11 509 процедурах (32%) выявлены нарушения. По результатам проверок было выдано 2074 предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
8. См.: Овчаров А.В. Уголовная ответственность в сфере осуществления государственных закупок как новелла российского уголовного законодательства // ЭНИ Военное право. 2019. № 2 (54). С. 257.

9. См.: СЗ РФ. 2013. № 14, ст. 1652.
15 Следует отметить, только в IV квартале 2021 г.10 проверялось 11 676 процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя), и в 5115 из них (44%) были выявлены нарушения. По результатам проверок Антимонопольный орган выдал 441 предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг.
10. Здесь и далее приводятся данные за IV квартал отдельно. Специфика закупочной деятельности такова, что наиболее насыщенным является конец финансового года.
16 В ФАС России в 2021 г. поступило 68 137 жалоб на действия или бездействия различных заказчиков, их уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, комиссий по осуществлению закупок и их членов, должностных лиц контрактных служб, контрактных управляющих, операторов электронных площадок и специализированных электронных площадок при осуществлении закупок в соответствии с требованиями Федерального закона о контрактной системе.
17 Из них 12 091 жалоба подана в отношении закупок, осуществляемых для обеспечения федеральных нужд, 33 049 - для нужд субъектов Российской Федерации и 22 049 - для муниципальных нужд. На основании ч. 11 ст. 105 Федерального закона о контрактной системе 11 055 жалоб возвращено заявителям, а на основании ч. 15 ст. 105 указанного Закона 3633 жалобы были отозваны.
18 В результате рассмотрения обоснованными (в том числе частично) были признано 20 965 жалоб (39% от всех рассмотренных жалоб), выдано 16 688 предписаний об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
19 Всего же за 2021 г. ФАС России возбудила 27 070 дел об административных правонарушениях за нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. Было выдано 20 773 постановления о наложении административных штрафов на общую сумму 879 196.76 тыс. руб. За рассматриваемый период ФАС России взыскала 566 737.96 тыс. руб.
20 Среди всех нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в 2021 г. наибольшее количество дел (9015) было возбуждено по ч. 42 ст. 7.30 КоАП РФ в связи с утверждением заказчиками документаций о закупках, не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. Из них в 7823 случаях были выданы постановления о наложении штрафа, а в 5439 случаях возбуждались дела по ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ, т.е. нарушение порядка отбора участников закупок, из которых в 4230 случаях выданы постановления о наложении штрафа.
21 Особо следует сказать о такой важной сфере закупочной деятельности как осуществление государственного оборонного заказа. Данный вид закупок, и на это не раз указывалось в литературе, обладает особым значением11. Эффективность осуществления данного вида закупок напрямую влияет на обороноспособность государства и как следствие на обеспечение национальной безопасности12.
11. См.: Корякин В.М. Противодействие коррупции в сфере государственных закупок для нужд обороны и военной безопасности. М., 2014.

12. См.: Сергеева А.Л. Контроль осуществления закупок по государственному оборонному заказу // Nova Um.Ru. 2022. № 39. С. 9.
22 Всего в 2021 г. ФАС России возбуждено 666 дел об административных правонарушениях за нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении оборонного заказа. Антимонопольным органом было вынесено 247 постановлений о наложении административных штрафов на общую сумму 7807.95 тыс. руб. За данный период ФАС России взыскала 2613.11 тыс. руб.
23 В числе нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в рамках оборонного заказа только за IV квартал 2021 г. наибольшее количество дел (112) возбуждено по ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ за нарушение порядка отбора участников закупок, из которых в семи случаях выданы постановления о наложении штрафа. В 17 случаях возбуждены дела по ч. 42 ст. 7.30 КоАП РФ, т.е. за утверждение документации о закупках с нарушением требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, из которых во всех случаях выданы постановления о наложении штрафа. В 16 случаях возбуждены дела по ч. 7 ст. 7.32.3 КоАП РФ, т.е. за несоблюдение отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений и документации о закупке, из которых во всех случаях выданы постановления о наложении штрафа. В 15 случаях возбуждены дела по ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ, т.е. за ненаправление или несвоевременное направление информации и документов для включения в реестр контрактов, из которых во всех случаях выданы постановления о наложении штрафа13.
13. Данные о структуре нарушений за весь 2021 год отсутствуют.
24 Следующим важнейшим аспектом защиты конкуренции является противодействие ограничивающим конкуренцию соглашениям. Подобные соглашения, во-первых, подрывают основы рыночной экономики14, лишая в долгосрочной перспективе конкурентоспособности товары работы и услуги, а во-вторых, как правило, содержат в себе коррупционную составляющую, что в соединение с тем, что они нередко заключаются в стратегически важных для государства областях экономики, обуславливает повышенную общественную опасность данного явления15. Поддержка, развитие и защита конкуренции на российском рынке, пресечение монополистической деятельности и антиконкурентных соглашений, обеспечение равных условий и свободы экономической деятельности на территории Российской Федерации определены даже в Стратегии развития национальной безопасности Российской Федерации16 как одни из приоритетных направлений обеспечения экономической безопасности страны.
14. См., напр.: Коломиец А.И. Анализ противодействия картелям в Российской Федерации и иностранных государствах // Вестник МГЭИ. 2020. № 2. С. 181; Палушкин Д.С, Копьев А.В. К вопросу о противодействии картелям и защите конкуренции в РФ // Современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в вузе и школе. 2022. № 38. С. 581.

15. См.: Григорьева Е.В. Деятельность картелей и противодействие картельным сговорам в рамках законодательства России // Мировая и российская наука: области развития и инноваций: сб. науч. ст. / науч. ред. Н.А. Шайденко. М., 2021. С. 104 - 107.

16. Утв. Указом Президента РФ от 02.07.2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. № 27 (ч. II), ст. 5351.
25 В 2021 г. ФАС России возбуждено 420 дел об ограничивающих конкуренцию соглашениях, причем самой распространенной формой нарушения являются картели на торгах и антиконкурентные соглашения между заказчиком и участниками торгов – 187 дел.
26 В 2021 г. ФАС России было возбуждено 146 дел о заключении ограничивающих конкуренцию соглашениях с участием органов власти, при этом 30% от общего числа возбужденных дел об антиконкурентных соглашениях связано с ограничением конкуренции в сфере ремонта и строительства, в том числе автомобильных дорог. Соглашения на рынках фармацевтики составили 10.7%, реализации недвижимости - 9%, продуктов питания – 2.9%, пассажирских перевозок – 1.9%, топлива (ГСМ) – 1.9%, IT технологий – 1.6%, ТКО – 1.4%, лесозаготовок – 1.2%, ФАП – 0.9%, иные рынки заняли 38.6%.
27 В 2021 г. было возбуждено 26 дел о нарушении антимонопольного законодательства на рынке автодорожного комплекса с совокупной суммой начальных (максимальных) цен контрактов 22.6 млрд руб. и 100 дел о нарушении антимонопольного законодательства на рынке строительного комплекса с совокупной суммой начальных (максимальных) цен контрактов в 9.8 млрд. руб.
28 Своеобразными «лидерами» в 2021 г. по количеству выявленных нарушений, связанных с заключением ограничивающих конкуренцию соглашений, стали рынки ремонта и строительства, лекарственных препаратов и медицинских изделий, однако рассматриваемое негативное явление присутствует и на иных рынках.
29 Общая картина картелизации российского рынка выглядит следующим образом (рис. 1, 2).
30

Рис. 1 Картелизация российского рынка 1

31

Рис. 2 Картелизация российского рынка 2

32 Количество выявленных ограничивающих конкуренцию соглашений на право заключения контрактов на торгах по ремонту и строительству, в том числе автомобильных дорог, поставке лекарственных средств и медицинских изделий по-прежнему остается достаточно высоким и требует особого внимания со стороны антимонопольных органов.
33 Интересна в этом отношении практика субъектов Российской Федерации. Например, Иркутским УФАС России в марте 2021 г. принято решение о нарушении антимонопольного законодательства при проведении торгов на содержание и ремонт автомобильных дорог на общую сумму 1 млрд руб. В рамках проведенного расследования антимонопольным органом установлено, что на протяжении нескольких последних лет муниципальное предприятие участвовало в закупках, по результатам которых признавалось победителем. Такой результат достигался за счет реализации картельного сговора с другими участниками проводимой закупки.
34 В отношении участников картельного соглашения возбуждено дело по ст. 178 УК РФ по факту ограничения конкуренции17.
17. См.: Доклад ФАС России о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2021 год. С. 216.
35 В августе 2021 г. Ингушским УФАС России принято решение о нарушении антимонопольного законодательства, выразившееся в заключении картельного соглашения при проведении 7 тыс. торгов на поставку мелких медицинских расходных материалов на общую сумму 9 млрд руб. Проверки хозяйствующих субъектов проводились совместно с правоохранительными органами. В результате сговора были заключены тысячи государственных контрактов на закупку медицинских изделий по максимальным ценам при наличии возможности их оптимизации. Было установлено, что действия участников торгов привели к необоснованному росту цен на медицинские изделия, а также к снижению объема закупаемой продукции18.
18. См.: там же.
36 В декабре 2021 г. Московским УФАС России пресечен картель на социально значимом рынке регулярных перевозок. Территориальным антимонопольным органом было вынесено решение о признании ООО «ГОРТАКСИ» и ООО «АВТОКАРЗ» нарушившими п. 2 ч. 1 ст. 11 Федерального закона о защите конкуренции при проведении торгов на оказание услуг, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам на сумму 169 млн руб. Компании в ходе аукциона отказались от конкурентной борьбы друг с другом, а также в ходе торгов использовали единую инфраструктуру. Результатом таких действий стало снижение начальной (максимальной) цены контракта на 0.5%. Сумма заключенного ООО «ГОРТАКСИ» контракта по результатам торгов составила 169.1 млн руб.
37 В том же месяце ФАС России вынесено решение о нарушении антимонопольного законодательства, согласно которому АО «СПК» и ООО «ПСТЦ», а также ООО «СЦМ», ООО «А Групп», ООО «УМС», ООО «УКС» и ООО МТК «КРАСО» признаны нарушившими п. 2 ч. 1 ст. 11 Федерального закона о защите конкуренции, что выразилось в заключении и реализации антиконкурентного соглашения при участии в торгах на право заключения договора на поставку металлопроката, которое могло привести к поддержанию цен на торгах (в ходе проведения 230 закупочных процедур с общей суммой начальной максимальной цены контракта в размере 2.6 млрд руб.). Было принято решение о выдаче обязательного для исполнения предписания и направления решения по делу в правоохранительные органы для проведения процессуальной проверки в порядке, предусмотренном ст. 144, 145 УПК РФ19.
19. См.: там же. С. 217.
38 В целом ФАС России в 2021 г. было направлено в правоохранительные органы для рассмотрения и принятия решения в порядке, предусмотренном ст. 144, 145 УПК РФ, 122 сообщения о преступлениях в сфере ограничения конкуренции, из них 53 коррупционной и экономической направленности и 69 сообщений о преступлениях, предусмотренных ст. 178 УК РФ.
39 Данные сообщения и материалы проверок направлялись Воронежским, Иркутским, Краснодарским, Марийским, Московским областным, Московским, Нижегородским, Новосибирским, Пензенским, Приморским, Ростовским, Самарским, Санкт-Петербургским, Свердловским, Ставропольским, Тывинским, Хабаровским, Челябинским УФАС России и ФАС России.
40 В 2021 г. следственными подразделениями МВД России и Следственного комитета РФ по соответствующим сообщениям антимонопольного органа и материалам доследственных проверок, проведенных с их участием, было возбуждено 61 уголовное дело, из них 17 дел по ст. 178 УК РФ, в том числе одно по материалам ФАС России. Уголовные дела об ограничении конкуренции (картеле) возбуждены в г. Москве, г. Санкт-Петербурге, Республике Карелия и Республике Татарстан, Краснодарском и Ставропольском краях, Владимирской, Иркутской и Московской областях. Всего на рассмотрении в судах первой инстанции в 2021 г. находилось 13 уголовных дел о картелях. Судами по существу рассмотрены 4219 дел, по которым вынесены три обвинительных приговора и один оправдательный (в Самарской области)20.
20. См.: там же. С. 218.
41 Следует отметить, что картельный сговор не исчерпывает собой посягательства на свободную конкуренцию. Формы таких посягательств весьма разнообразны21. В 2021 г. в ФАС России поступило 3381 заявление о фактах недобросовестной конкуренции. По результатам их рассмотрения было возбуждено 268 дел о нарушении антимонопольного законодательства. При этом продолжает сохраняться на высоком уровне доля устраненных до возбуждения дела фактов нарушений, включая исполнение выданных предупреждений. Из 494 предупреждений, выданных по признакам недобросовестной конкуренции, в 2021 г. было выполнено 391, и лишь по 72 фактам нарушений возбуждены дела. Обратимся к структуре рассматриваемых нарушений (табл. 1).
21. См., напр.: Воробьева В.С. Способы противодействия недобросовестной конкуренции хозяйствующих субъектов Российской Федерации // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2020. № 24. С. 52; Кускашев Д.В, Крутовский Д.В. Недобросовестная конкуренция: понятия, виды, противодействие // Новеллы материального и процессуального права: материалы Всеросс. (национальной) науч.-практ. конф. Красноярск, 2020. С. 51 - 54; Шрам Д.В. Антимонопольное регулирование в сфере противодействия недобросовестной конкуренции в условиях цифровой экономики // Проблемы современного законодательства России и зарубежных стран: материалы IX Междунар. науч.-практ. конф., Иркутск, 16 октября 2020 года / отв. ред. А.М. Бычкова, С.И. Суслова. Иркутск, 2020. С. 257.
42 Таблица 1
43 Структура форм недобросовестной конкуренции в 2021 г.
44
Категория нарушения по статьям Федерального закона135-ФЗ 2020/2021
заявления предупреждения дела Решения о признании нарушения
Дискредитация (ст. 14.1) 287/306 48/8 10/9 6/7
Введение в заблуждение (ст. 14.2) 915/869 211/85 31/25 26/20
Некорректное сравнение (ст. 14.3) 250/139 150/59 3/10 3/10
Приобретение и использование исключительного права на средства индивидуализации (ст.14.4) 211/205 */* 43/29 30/19
Незаконное использование результатов интеллектуальной деятельности (ст. 14.5) 139/139 */* 16/23 10/12
Смешение (ст. 14.6) 746/655 */* 152/126 98/75
Незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную тайну (ст. 14.7) 36/16 3/0 2/0 2/0
Прочие нарушения (ст. 14.8) 1114/1029 171/149 63/44 34/34
45 Следует отметить, что в сравнении с 2020 г. ситуация незначительно улучшилась, но в общем количестве из 177 принятых решений по факту нарушений, соотношение различных категорий мало изменилось: с учетом снижения количества принятых решений (177 - в 2021 г., 209 - в 2020 г.) в связи с сокращением количества поступивших заявлений это не привело к каким-либо существенным и показательным колебаниям в количестве решений по отдельным категориям дел.
46 Приведенные данные свидетельствуют, что лидерами по количеству как поступивших заявлений, так и выявленных фактов нарушений остается введение в заблуждение (896 заявлений, 85 выданных предупреждений и 25 решений о наличии нарушения), хотя наблюдается существенное (более чем вдвое) снижение числа выданных предупреждений при сопоставимом количестве принятых решений, смешение (655 заявлений и 126 решений демонстрируют рост по сравнению с предыдущим периодом почти на треть) и дискредитация (306 заявлений, 9 выданных предупреждений и 7 решений о наличии нарушения).
47 Значительное количество рассматриваемых заявлений находится в категории «прочие нарушения» (ст. 14.8 Федерального закона № 135-ФЗ), в которой количество поступивших заявлений стабильно высоко (1029 заявлений, т.е. почти треть от всех поступивших), однако доля фактов выявленных признаков нарушений, как и доля подтвердившихся фактов нарушений и неисполненных предупреждений (149 выданных предупреждений и 34 решения о признании нарушения на 1029 поступивших заявлений) продолжает сокращаться. Тем не менее такое количество заявлений и выданных предупреждений в категории «прочие нарушения» (т.е. случаев недобросовестной конкуренции, когда действия ответчика квалифицированы по ст. 14.8 Федерального закона о защите конкуренции) свидетельствует о многообразии форм недобросовестной конкуренции на рынке. Практически не снизилось в сравнении с 2020 г. количество случаев недобросовестной конкуренции, связанных с использованием результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации (по фактам недобросовестного приобретения и использования исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средств индивидуализации продукции, работ или услуг - 205 рассмотренных заявлений, 29 возбужденных дел и 19 решений о наличии нарушения, по фактам незаконного использования результатов интеллектуальной деятельности - 139 рассмотренных заявлений, 23 возбужденных дела и 12 решений о наличии нарушения. Количество заявлений и решений по фактам смешения в целом стабильно с учетом сокращения общего количества заявлений.
48 В 2021 г. по фактам нарушения ст. 14.33 КоАП РФ было выдано 305 постановлений о наложении административных штрафов на общую сумму 63 566 555.3 руб.
49 Приведем весьма показательный пример из практики. Так, в 2021 г. ФАС России на основании заявлений ООО «ТМР импорт», ООО «АВТОлогистика» возбуждено и рассмотрено дело № 1-14-164/00-08-18 в отношении компании КИБ Корпорейшн/KYB Corporation (Япония) о недобросовестной конкуренции, выразившейся в том, что зарубежной компанией немногочисленным хозяйствующим субъектам предоставляется статус официального дилера, имеющего эксклюзивное право ввоза продукции (запчастей и автокомпонентов) под товарными знаками Компании и ее последующей реализации по завышенным ценам, в то время как иным лицам («параллельным импортерам») создаются препятствия (в том числе путем нерассмотрения обращений о выдаче согласия на ввоз) в получении права на ввоз аналогичных товаров, что угрожает состоянию конкуренции на рынке автомобильных автозапчастей. Нарушение антимонопольного законодательства (ст. 14.8 Федерального закона № 135-ФЗ) выявлено Комиссией ФАС России в действиях по необоснованному ограничению ввоза легально приобретенных у находящихся за пределами территории Российской Федерации дилеров правообладателя легально произведенных автомобильных запчастей, маркированных соответствующими товарными знаками, с целью воспрепятствования хозяйственной деятельности конкурента, что фактически ограничивало их возможности на осуществление предпринимательской деятельности, а также – доступ потребителей к товарам, в получении которых на условиях, предлагаемых заявителями, они были заинтересованы. При организации и осуществлении деятельности на территории Российской Федерации компании не рассматривали обращения параллельных импортеров о получении разрешения на ввоз товара, не имели соответствующего регламента и перечня оснований для отказа в выдаче такого разрешения, то есть в принципе не имели намерения допускать на рынок независимых импортеров22. Компании было выдано предписание о прекращении нарушения путем разработки и утверждения Регламента рассмотрения обращений хозяйствующих субъектов за выдачей разрешения на ввоз на территорию Российской Федерации приобретенных у находящихся за пределами территории Российской Федерации дилеров автомобильных запчастей и автокомпонентов, маркированных принадлежащими Компании товарными знаками, с условиями, перечисленными в данном предписании (обязательными и рекомендательными). Постановлением ФАС России по делу об административном правонарушении № 08/04/14.33-25/2021 на компанию КИБ Корпорейшн/KYB Corporation наложен штраф в размере 300 000 руб., который в настоящее время оплачен.
22. См.: URL: >>>> (дата обращения: 11.01.2023).
50 Данное дело имеет огромное значение для формирования будущей практики пресечения методами антимонопольного регулирования злоупотреблений правами со стороны иностранных правообладателей при воспрепятствовании деятельности «параллельных» импортеров, что может использоваться как средство защиты независимых импортеров.
51 * * *
52 Такова картина посягательств на свободную конкуренцию в сфере осуществления закупок, недобросовестной конкуренции и заключения антиконкурентных соглашений. Данные сферы, являясь, безусловно, наиболее подверженными посягательствам на свободную конкуренцию, не исчерпывают собой те направления, в которых свободная конкуренция нуждается в защите. К ним можно отнести и регулирование иностранных инвестиций, и сферу торговли, и рекламную деятельности и сферу тарифного регулирования и многие другие направления экономической деятельности.
53 Только системный подход к противодействию посягательствам на свободную конкуренцию, охватывающий все сферы экономики, может принести ощутимый результат.

Библиография

1. Амирова Л.Р., Бухариев Д.Н. Конкуренция как правовая категория. Право предпринимателя на свободную конкуренцию // Вопросы устойчивого развития общества. 2021. № 6. С. 431.

2. Воробьева В.С. Способы противодействия недобросовестной конкуренции хозяйствующих субъектов Российской Федерации // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2020. № 24. С. 52.

3. Гетманова А.В., Козырь Н.С. Конкурентоспособность как элемент экономической безопасности страны // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2017/01/13613 (дата обращения: 09.01.2023).

4. Григорьева Е.В. Деятельность картелей и противодействие картельным сговорам в рамках законодательства России // Мировая и российская наука: области развития и инноваций: сб. науч. ст. / науч. ред. Н.А. Шайденко. М., 2021. С. 104 - 107.

5. Жариков А.А. Современные особенности конкуренции в сфере государственных закупок // Тенденции развития науки и образования. 2022. № 87-7. С. 55.

6. Доклад ФАС России о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2021 год. М., 2022. С. 216–218.

7. Клещева А.С. Квалификация действий хозяйствующих субъектов при заключении соглашения, выразившегося в создании заказчиком невыполнимых условий контракта, для целей отбора конкретного поставщика при проведении конкурсных процедур, в разрезе Федерального закона «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ // Актуальные вопросы антимонопольного регулирования и закупок: материалы Всеросс. науч.-практ. конф. с междунар. участием, Чита, 26 марта 2021 года / отв. ред. Н.А. Киселева, А.М. Бянкина. Чита, 2021. С. 58.

8. Коломиец А.И. Анализ противодействия картелям в Российской Федерации и иностранных государствах // Вестник МГЭИ. 2020. № 2. С. 181.

9. Корякин В.М. Противодействие коррупции в сфере государственных закупок для нужд обороны и военной безопасности. М., 2014.

10. Кускашев Д.В, Крутовский Д.В. Недобросовестная конкуренция: понятия, виды, противодействие // Новеллы материального и процессуального права: материалы Всеросс. (национальной) науч.-практ. конф. Красноярск, 2020. С. 51 - 54.

11. Овчаров А.В. Уголовная ответственность в сфере осуществления государственных закупок как новелла российского уголовного законодательства // ЭНИ Военное право. 2019. № 2 (54). С. 257.

12. Палушкин Д.С, Копьев А.В. К вопросу о противодействии картелям и защите конкуренции в РФ // Современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в вузе и школе. 2022. № 38. С. 581.

13. Сергеева А.Л. Контроль осуществления закупок по государственному оборонному заказу // Nova Um.Ru. 2022. № 39. С. 9.

14. Таталина А.В. Антиконкурентные соглашения при осуществлении государственных и муниципальных закупок // Аграрное и земельное право. 2020. № 7 (187). С. 152.

15. Холчева И.А., Кисова А.Е. Основные подходы к исследованию понятий «экономическая безопасность» и «экономическая безопасность государства» // Дневник науки. 2019. № 5 (29). С. 96.

16. Шрам Д.В. Антимонопольное регулирование в сфере противодействия недобросовестной конкуренции в условиях цифровой экономики // Проблемы современного законодательства России и зарубежных стран: материалы IX Междунар. науч.-практ. конф., Иркутск, 16 октября 2020 года / отв. ред. А.М. Бычкова, С.И. Суслова. Иркутск, 2020. С. 257.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести