К вопросу о правовом регулировании инвестиционной деятельности в Российской Федерации
К вопросу о правовом регулировании инвестиционной деятельности в Российской Федерации
Аннотация
Код статьи
S102694520025929-2-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Кобзарь-Фролова Маргарита Николаевна 
Должность: и.о. заведующей сектором административного права и административного процесса
Аффилиация: Институт государства и права Российской академии наук
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
109-116
Аннотация

В статье проводится сравнительно-правовой анализ действующего в Российской Федерации законодательства, регулирующего различные аспекты инвестиций и инвестиционной деятельности. Данный анализ позволил выявить дублирование норм закона, а также их противоречия. Обнаружены проблемы несогласованности, отсутствия гармонизации норм отдельных нормативных правовых актов. Автором сформулирован вывод о сложности и запутанности материальных норм Налогового кодекса РФ в данной сфере. Все это создает проблемы в правоприменительной практике, о чем свидетельствует накопившаяся серия судебных решений, вынесенных арбитражными судами Российской Федерации. Проанализированы отдельные аспекты правоприменительной практики по вопросам налогообложения инвестиционных проектов субъектов Российской Федерации. В заключение даны предложения по совершенствованию законодательства об инвестиционной деятельности.

Ключевые слова
инвестиции, инвестиционная деятельность, инвестиционный проект, экономика, защита прав субъектов, капитальные вложения, налогообложение
Классификатор
Получено
05.12.2022
Дата публикации
30.06.2023
Всего подписок
14
Всего просмотров
440
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf Скачать JATS
1

Kobzar-Frolova

2 Введение
3 Привлечение инвестиций в российскую экономику – наиболее зыбкая и ранимая тема для современной финансово-экономической политики государства. Данные вопросы весьма актуальны как в юридических, так и экономических научных исследованиях1. Привлечение инвестиций (прежде всего капитальные) в экономику страны способно решать следующие задачи: технологическая модернизация производств и производственных процессов в отраслях промышленности и сельском хозяйстве; повышение конкурентоспособности продукции; увеличение в структуре экспорта несырьевого неэнергетического продукта, создание новых высокотехнологичных рабочих мест и повышение квалификации персонала на отечественных и совместных предприятиях и многие другие. Привлечение инвестиций, наиболее выгодная сторона получения новых технологий извне с наименьшими собственными затратами. Большинство государств Западной Европы, стран Востока (Турция, ОАЭ и др.), КНР, Индия, государства Юго-Восточной Азии в качестве основных ориентиров финансово-экономической политики включают планы по привлечению иностранных инвестиций в собственную экономику. Инвестиции в научные проекты способствуют повышению результатов и эффективности НИОКР влияют на ключевые результаты интеллектуальной деятельности и создание собственных результатов интеллектуальной деятельности. Инвестиции в совместные проекты, позволяют осуществить доступ на зарубежные рынки в различных сферах и получать заказы на новые проекты.
1. См., напр.: Сиротская Д.Е. Генезис развития инвестиционной деятельности как части публичной финансовой деятельности // Финансовое право. 2021. № 8. С. 40–42; Серебрякова Т.А. Регулирование инвестиционной деятельности: финансово-правовой аспект: дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2002; Стадник А.И., Александрова Е.Н., Поддубный Е.М. >>>> современного этапа развития инвестиционной деятельности российских предприятий // Экономический анализ: теория и практика. 2009. № 12 (141). С. 16–21; Финансовая безопасность и право в эпоху цифровизации (Пискотинские чтения - 2021) (15 апреля 2021 г.): сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. М.Н. Кобзарь-Фроловой; отв. ред. Е.Л. Васянина. М., 2022; Административно-правовое регулирование в сфере экономики (современные формы и методы) / под общ. ред. М.Н. Кобзарь-Фроловой; отв. ред. В.М. Редкоус. Воронеж, 2021.
4 Является очевидным, что указы Президента РФ и стратегические планы Правительства РФ по социально-экономическому развитию государства должны быть обеспечены соответствующими финансовыми ресурсами. В настоящее время действует и реализуется Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»2. Правительством РФ разработан план действий по ускорению темпов роста инвестиций в основной капитал и повышению доли инвестиций в валовом внутреннем продукте (до 25%), а также план деятельности по созданию условий для привлечения инвестиций в российскую экономику. Последнее есть одна из ключевых задач Минэкономразвития России. Результатом деятельности Минэкономразвития России по привлечению инвестиций должно стать создание и модернизация отечественных производств, встроенных в цепочки добавленной стоимости на мировом рынке и имеющих научно-технический задел для проведения НИОКР3.
2. См.: СЗ РФ. 2018, № 20, ст. 2817.

3. См.: URL: >>>> (дата обращения: 01.12.2022).
5 Основным источником реализации долгосрочных стратегических планов становятся федеральный бюджет или бюджеты субъектов Российской Федерации. Однако часто экономика испытывает дефицит внутренних финансовых ресурсов. Особенно это проявляется в условиях ужесточения санкций в отношении предприятий и целых отраслей промышленности и сельского хозяйства со стороны государств коллективного Запада.
6 Решение этой немаловажной для государства проблемы может быть достигнуто путем привлечения в отечественную экономику иностранных инвестиций. Однако, несмотря на активно проводимую Правительством РФ инвестиционную политику, направленную на развитие инвестиционной деятельности в Российской Федерации, и привлечение иностранных инвесторов в объекты предпринимательской деятельности из стран Юго-Восточной Азии, Востока, Южной Америки, создание наиболее благоприятного инвестиционного климата, стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности и пр., иностранные инвесторы не торопятся занимать российский рынок. В этой связи нужно создавать благоприятные условия для российских предпринимателей, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Российской Федерации в форме капитальных вложений. Наиболее значимыми из таких условий могут стать льготное налогообложение, льготное кредитование, гарантии Правительства РФ и правительств субъектов Российской Федерации, финансовый инструментарий Центрального банка РФ и пр. Если иметь в виду налогообложение инвестиционных проектов, т.е. основания полагать, что оно не является легко доступным для понимания. К слову, на сложность и запутанность законодательства Российской Федерации часто ссылаются иностранные инвесторы.
7 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
8 Инвестиционная деятельность в Российской Федерации – одна разновидность экономической (предпринимательской) деятельности, различные стороны которой регулируются нормами Федерального закона от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»4 (далее – Федеральный закон об инвестиционной деятельности), нормами действующего Закона РСФСР от 26 июня 1991 г. № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР»5, правовые основы привлечения иностранных инвестиций регулируются нормами Федерального закона от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»6 (далее – Федеральный закон об иностранных инвестициях). Инвестиции и инвестиционная деятельность также защищаются и гарантируются Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. № 69-ФЗ (ред. от 21.11.2022) «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации»7 (далее – Федеральный закон о защите капиталовложений). Вопросы налогообложения инвестиционной деятельности регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, например Налоговым кодексом РФ8.
4. См.: СЗ РФ. 1999. № 9, ст. 1096.

5. См.: Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 29, ст. 1005.

6. См.: СЗ РФ. 1999. № 28, ст. 3493.

7. См.: Официальный интернет-портал правовой информации // >>>> , 01.04.2020.

8. См.: СЗ РФ. № 31, 1998, ст. 3824.
9 Федеральный закон об инвестиционной деятельности закрепляет не только правовые, но и экономические основы инвестиционной деятельности, а также устанавливает гарантии защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, на основе принципа равенства прав и гарантий участников инвестиционных отношений. Форма собственности участников не имеет значения. Особенностями данного нормативного правового акта являются: 1) его действие распространяется на деятельность субъектов, осуществляющих инвестиции на территории Российской Федерации; 2) инвестиционная деятельность осуществляется в форме капитальных вложений. Закон о защите капиталовложений призван создать условия защиты и поощрения капиталовложений в связи с осуществлением инвестиций, предоставление мер государственной (муниципальной) поддержки в рамках государственной информационной системы «Капиталовложения». Федеральный закон об иностранных инвестициях определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль в Российской Федерации, а также условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации. Уместно заметить, что в 2008 г., а затем в 2009 - 2013 гг. неоднократно в научных статьях и докладах на конференциях высказывалась авторская позиция о необходимости принятия закона, направленного на защиту инвестиций в Российской Федерации9.
9. См., напр.: Кобзарь-Фролова М.Н. Проблемы налогово-правового регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2009. № 2 (14); Ее же. К вопросу о дальнейшем развитии инвестиционного законодательства Российской Федерации // Финансовое право. 2013. № 3. С. 11 - 16.
10 Казалось бы, четыре нормативных правовых акта в одной сфере деятельности плюс регулирование нормами налогового законодательства должны были бы регламентировать все вопросы, и снять все проблемы. Кроме законодательных актов принят комплекс подзаконных нормативных правовых и актов ненормативного характера (комментариев и разъяснительных актов) о порядке применения той или иной нормы и положений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Но нет. В первую очередь обнаружены проблемы несогласованности, отсутствия гармонизации норм указанных нормативных правовых актов. Это создает проблемы в правоприменительной практике, о чем свидетельствует судебные решения, вынесенные арбитражными судами Российской Федерации.
11 СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ
12 Понятие «инвестиции» впервые на законодательном уровне установлено в Законе РСФСР от 26 июня 1991 г. № 1488-1«Об инвестиционной деятельности в РСФСР» (п. 1 ст. 1) (далее - Закон РСФСР от 26 июня 1991 г. № 1488-1). Инвестиции – это денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта, т.е. под инвестициями понимаются реальные финансовые активы. Это вложение капитала, иных материальных ресурсов (ценные бумаги, здания, оборудование и пр.), редко нематериальных ресурсов (патенты, научные исследования и проч.) в различные проекты, прежде всего для целей извлечения дохода (прибыли). Следует отметить, что со стороны государства также должны защищаться инвестиции в различные социальные проекты, инвестиции в саморазвитие (расширение производственных мощностей), дающие иной полезный эффект.
13 Дословное определение содержится в Федеральном законе об инвестиционной деятельности и в Федеральном законе о защите капиталовложений.
14 Дальнейшее исследование норм вышеприведенных Федеральных законов показывает то, что законодателем вводятся такие понятия как: «инвестиционная деятельность», «инвестиционный проект», «инвестирование», «инвестор», «объект инвестиционной деятельности» (данные понятия закреплены в нормах Закона РСФСР от 26 июня 1991 г. № 1488-1). В Федеральном законе об инвестиционной деятельности также закреплены такие понятия, как «инвестиции», «инвестиционная деятельность» и введены понятия: «инвестиционный проект», «совокупная налоговая нагрузка», «капитальные вложения» и др. (ст. 1). В Федеральном законе о защите капиталовложений кроме уже указанных понятий «инвестиции», «инвестиционный проект» дополнительно введены такие понятия, как «инвестиционная стадия», «новый инвестиционный проект», «инвестиционная стадия», «предынвестиционная стадия», «этап реализации инвестиционного проекта», «государственная (муниципальная) поддержка», а среди субъектов инвестиционной деятельности понятие «инвестор» и «организация, реализующая проект» (п. 1 ст. 2). Остается непонятным почему законодатель в трех разных законодательных актах вводит аналогичные понятия, причем порой дословно повторяющихся без отсылок к предыдущим нормативным правовым актам. Это как раз к вопросу о дублировании и действии актов, регулирующих сходные по своему содержанию отношения. Лишь в п. 2 ст. 1 Федерального закона о защите капиталовложений имеется отсылка о том, что понятия «капитальные вложения» и «инвестиционная деятельность» применяются в значениях, определенных в Федеральном законе об инвестиционной деятельности. В этой ситуации непонятно, почему нет отсылки к нормам действующего (не отмененного) Закона РСФСР от 26 июня 1991 г. № 1488-1 как первоисточнику, который ввел указанные понятия («инвестиции», «инвестиционная деятельность»), а также такие как «инвестиционный проект», «инвестор». Если правовое регулирование отношений, закрепленных в нормах данного Закона, регламентируется уже другими актами, значит, имеет смысл отменить и признать утратившим силу этого нормативного правового акта. Однако в указанный Закон продолжают вноситься изменения. Последние были внесены в 2017 г. и относятся к вопросам установления форм и методов государственного регулирования инвестиционной деятельности (ст. 10)10.
10. См.: Официальный интернет-портал правовой информации // >>>> , 26.07.2017.
15 Интерес представляет сравнительно-правовой анализ понятий «инвестиционная деятельность», «инвестиционный проект», «инвесторы» и др.
16 Первое из предложенных понятий «инвестиционная деятельность», как было отмечено ранее, впервые введено Законом РСФСР 26 июня 1991 г. № 1488-1. «Инвестиционная деятельность – это вложение инвестиций, или инвестирование, и совокупность практических действий по реализации инвестиций» (п. 2 ст. 2). Инвесторы – субъекты инвестиционной деятельности, осуществляющие вложение собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивающие их целевое использование. В качестве инвесторов могут выступать: органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом или имущественными правами; граждане, предприятия, предпринимательские объединения и другие юридические лица; иностранные физические и юридические лица, государства и международные организации (п. 3 ст. 2).
17 Согласно нормам Федерального закона об инвестиционной деятельности «инвестиционная деятельность – это вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта». Очевидно, что понятия не идентичны. Как не идентичны и понятия объекта и субъекта инвестиционной деятельности в указанных законах. Понятие «инвестиционный проект» трактуется как обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план) (ст. 1).
18 Обращаемся к нормам Федерального закона о защите капиталовложений, где приведено, как представляется, довольно абстрактное определение понятия «инвестиционный проект». Последний предлагается рассматривать как ограниченный по времени осуществления и затрачиваемым ресурсам комплекс взаимосвязанных мероприятий и процессов, направленный на создание (строительство) и последующую эксплуатацию новых либо на реконструкцию и (или) модернизацию, проводимую в соответствии с проектной документацией, в целях извлечения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта, в том числе предотвращения или минимизации негативного влияния на окружающую среду. Несовпадения в понятиях, содержащихся в действующих нормативных правовых актах, регулирующих сходные отношения, очевидны. Некоторые из приведенных несовпадений отмечались в работе О.А. Акопяна11.
11. См.: Акопян О.А. Проблемы кодификации инвестиционного законодательства: финансово-правовой аспект // Журнал росс. права. 2021. № 3. С. 117 - 125.
19 АНАЛИЗ НОРМ ОБ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НАЛОГАХ И СБОРАХ
20 Продолжая наше исследование, обратимся к нормам Налогового кодекса РФ, поскольку данный нормативный правовой акт тоже дает определение понятия «инвестиционный проект» (для целей налогообложения) (ст. 258). Сравнительный анализ норм Федеральных законов об инвестиционной деятельности и о защите капиталовложений, а таже норм ст. 258 НК РФ также позволяет выявить вполне очевидное расхождение в их содержании. Это отмечала в своей работе, например, Д.Е. Сиротская12. Если инвестиционный проект – это «обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений…» (ст. 1 Федерального закона об инвестиционной деятельности), то по смыслу Налогового кодекса РФ инвестиционным проектом может быть признан проект, который соответствует ряду ограничений и требований, установленных налоговым законодательством (ст. 258). Так, целью инвестиционного проекта должно быть производство товаров, которое осуществляется исключительно на территории одного из указанных в Налоговом кодексе РФ субъектов Российской Федерации (их всего 14). Региональный инвестиционный проект не может быть направлен на цели: добыча и (или) переработка нефти, природного газа и (или) газового конденсата, оказание услуг по транспортировке нефти и (или) нефтепродуктов, газа и (или) газового конденсата; производство подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов); осуществление деятельности , по которой применяется налоговая ставка по налогу на прибыль организаций в размере 0%. Имеются также ограничения по объему (сумме) капитальных вложений в инвестиционный проект и ограничения по количеству участников. Каждый инвестиционный проект субъекта Российской Федерации может быть реализован только единственным участником (п. 1 ст. 258 НК РФ).
12. См.. напр.: Сиротская Д.Е. Перспективы совершенствования финансово-правового регулирования региональной инвестиционной деятельности путем применения налогового стимулирования // Налоги. 2022. № 1. С. 33 - 36.
21 Указанные требования будут считаться исполненными, если будут соблюдены заложенные в п. 2 ст. 258 НК РФ ограничения. Например: производство товаров единственным участником должно происходить в рамках единого технологического процесса на территориях одного из указанных в Налоговом кодексе РФ субъектов Российской Федерации. То есть при соблюдении некой совокупности взаимосвязанных технологических операций, необходимых для производства товаров при реализации регионального инвестиционного проекта с использованием амортизируемого имущества, расходы на которое составляют объем капитальных вложений, осуществленных участником инвестиционного проекта субъекта Российской Федерации. Законодательно установлен исчерпывающий перечень амортизируемого имущества , учитываемого при определении объема капитальных вложений: затраты на создание (приобретение), на доведение его до состояния, пригодного для использования, затраты на осуществление проектно-изыскательских работ, новое строительство, техническое перевооружение, модернизацию основных средств, реконструкцию зданий, приобретение машин, оборудования, и некоторых других (п. 3 ст. 258 НК РФ). Из данного перечня имеется ряд исключений.
22 В комментариях к ст. 258 НК РФ можно также встретить разъяснение о том, что требования для отдельных субъектов Российской Федерации регионов Дальнего Востока и Сибири по вопросам налогообложения инвестиционных проектов бывают двух типов. Для первого типа требований больше, чем для второго типа 13. Кроме всего указанного в ст. 258 НК РФ существуют требования и ограничения, поскольку данный вид налоговых отношений регламентируется не только федеральным, но и законодательством субъектов Российской Федерации.
13. См.: URL: >>>>
23 Анализируя положения Налогового кодекса РФ, можно убедиться в том, что наличие перечня ограничений и требований создает путаницу и проблемы в правоприменительной практике. И это при том, что в целях развития и поддержки создания новых промышленных предприятий и высокотехнологичных проектов на территориях Сибири, Дальнего Востока и Забайкалья для инвесторов должны создаваться наиболее благоприятные условия и понятные правила (в том числе налоговые) для осуществления инвестиционной деятельности и налогообложения.
24 В связи с возникающими у налогоплательщиков проблемами в определении рассматриваемых понятий, Департамент налоговой политики Министерства финансов РФ предпринял попытку дать разъяснение и издал письмо от 8 сентября 2022 г. № 03-03-06/1/8740414. Надо сказать, что разъяснения весьма скудные. О том, что инвестиционный проект субъекта Российской Федерации должен отвечать определению инвестиционного проекта для чего делается отсылка к п. 2 ст.11 НК РФ. В указанной норме под инвестиционным проектом, в целях налогообложения, понимается ограниченный по времени и затрачиваемым ресурсам комплекс мероприятий, предусматривающий: 1) создание и последующую эксплуатацию нового имущественного комплекса и (или) нематериальных активов; 2) модернизацию (реконструкцию, техническое перевооружение) существующего имущественного комплекса. Остается непонятным: почему законодатель вводит «налогово-правовое» понятие «инвестиционный проект» без отсылки к Федеральному закону об инвестиционной деятельности и не используя формулировку данного нормативного правового акта. Если следовать принципам законодательства о налогах и сборах, например, п. 1 ст. 11 НК РФ, то понятия и термины гражданского и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства.
14. В официальных источниках опубликовано не было.
25 Отмечая сложность и запутанность законодательства о налогах и сборах в сфере инвестиций, Д.Е. Сиротская предлагает ввести в Налоговый кодекс РФ главу 266, предусматривающую специальный налоговый режим с рабочим названием «Система налогообложения на инвестиционный и (или) инновационный период». Исследователь предлагает также разработать и принять на федеральном уровне единую методику оценки эффективности налоговых льгот в данной сфере15. Думается, Налоговый кодекс РФ уже и так перегружен. К тому же налогово-правовое регулирование инвестиционной деятельности кроме федерального законодательства регулируется еще и налоговым законодательством субъектов Российской Федерации.
15. См.: Сиротская Д.Е. Перспективы совершенствования финансово-правового регулирования региональной инвестиционной деятельности путем применения налогового стимулирования. С. 36.
26 СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
27 Согласно правилу, закрепленному в п. 3 ст. 6 НК РФ, признание нормативного правового акта не соответствующим Налоговому кодексу РФ осуществляется в судебном порядке. Здесь следует обратить внимание на сложившуюся обширную судебную практику в связи с применением норм (требований и ограничений) ст. 258 НК РФ. Причем особый интерес представляет то, что преимущественно, требования налогоплательщиков, заявленных в арбитражных судах первой инстанции, удовлетворяются полностью либо в части, а решения налоговых органов подлежат отмене.
28 Например, дело о признании незаконным и отмене решения Межрайонной инспекции № 20 ФНС России по Иркутской области16, вынесенного по итогам налоговой проверки и изданием постановления о наложении на налогоплательщика штрафа. Причем постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения. Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 1 ноября 2022 г. по делу № А59-3645/2022 требование налогоплательщика о признании недействительными решений Управления ФНС по Сахалинской области17 также удовлетворено. В этой связи Решения Управления ФНС по Сахалинской области от 18 января 2022 г. № 14888 и от 27 декабря 2021 г. № 13750 признаны незаконными и несоответствующими Налоговому кодексу РФ. Суд первой инстанции обязал Управление ФНС по Сахалинской области осуществить возврат Обществу суммы излишне взысканного налога на прибыль, а также исчислить и уплатить проценты, начисленные на сумму излишне взысканного налога на прибыль.
16. Решение Арбитражного суда Иркутской области от 02.10.2018 г. по делу №А19-4443/2018 // В официальных источниках опубликовано не было.

17. В официальных источниках опубликовано не было.
29 Заключение
30 Проведенный сравнительно-правовой анализ материальных норм, регулирующих отношения в сфере инвестиций, позволяет сформулировать вывод о том, что действующее законодательство Российской Федерации в этой сфере противоречиво и запутано. Очевидна несогласованность и отсутствие гармонизации между нормами, регулирующими сходные правоотношения в сфере инвестиций. К слову, сложности с правоприменением данных норм, возникают не только у налогоплательщиков, но и у налоговых органов. Кроме того, затрачиваются государственные средства на содержание инспекторов налоговых органов, осуществляющих налоговый контроль, и рассмотрение дел данной категории в арбитражных судах.
31 В этой связи предлагается авторские определения понятий «инвестиционная деятельность» и «инвестиционный проект» для целей внесения в понятийный аппарат нового федерального закона «Об инвестициях и гарантиях инвестиционной деятельности в Российской Федерации». Инвестиционная деятельность – это общественные связи, которые образуются на договорной основе между участниками инвестиционных отношений, направленные на вложение инвестиций в целях получения дохода (прибыли) и / или иного полезного результата (эффекта). Обращение к понятию «общественные связи» исключает возможность регулирования законодательством в сфере инвестиций частных материальных (финансовых и иных) вложений, которые регулируются нормами гражданского и банковского законодательства. Инвестиционный проект – это план экономической или социальной направленности, основанный на вложении капитала, иных материальных и нематериальных ресурсов, назначение которого обосновать его финансовую (экономическую) целесообразность с указанием сроков и этапов его реализации.
32 Учитывая изложенное, представляется уместным внести следующие предложения:
33
  1. Необходимо провести комплексное исследование, задачей которого будет сопоставление всех понятий об инвестиционной деятельности и внесение предложений об их упорядочении.
34
  1. Признать утратившим силу Закон РСФСР от 26 июня 1991 г. № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР», поскольку его основные положения тем или иным образом отражены в нормах последующих законов: Федеральном законе от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» и Федеральном законе от 1 апреля 2020 г. № 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации».
35
  1. Предлагается принять единый федеральный закон «Об инвестициях и гарантиях инвестиционной деятельности в Российской Федерации». В разделе первом данного Федерального закона разместить понятийный инструментарий. В соответствующих разделах изложить вопросы; правового регулирования инвестиций и инвестиционной деятельности в целом; правового регулирования инвестиций в форме капитальных вложений; правового регулирования иностранных инвестиций и раздел о защите и поощрении инвестиционной деятельности в Российской Федерации.
36
  1. Вопросы налогово-правового регулирования инвестиций отнести к ведению субъектов Российской Федерации.
37
  1. Создавать благоприятные условия для российских предпринимателей, осуществляющих инвестиционную деятельность в форме капитальных вложений на территории Российской Федерации. Наиболее значимыми из таких условий могут стать льготное налогообложение, льготное кредитование, гарантии Правительства РФ и правительств субъектов Российской Федерации, страхование, финансовый инструментарий Центрального банка РФ и пр.

Библиография

1. Административно-правовое регулирование в сфере экономики (современные формы и методы) / под общ. ред. М.Н. Кобзарь-Фроловой; отв. ред. В.М. Редкоус. Воронеж, 2021.

2. Акопян О.А. Проблемы кодификации инвестиционного законодательства: финансово-правовой аспект // Журнал росс. права. 2021. № 3. С. 117 - 125.

3. Кобзарь-Фролова М.Н. К вопросу о дальнейшем развитии инвестиционного законодательства Российской Федерации // Финансовое право. 2013. № 3. С. 11 - 16.

4. Кобзарь-Фролова М.Н. Проблемы налогово-правового регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2009. № 2 (14).

5. Серебрякова Т.А. Регулирование инвестиционной деятельности: финансово-правовой аспект: дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2002.

6. Сиротская Д.Е. Генезис развития инвестиционной деятельности как части публичной финансовой деятельности // Финансовое право. 2021. № 8. С. 40–42.

7. Сиротская Д.Е. Перспективы совершенствования финансово-правового регулирования региональной инвестиционной деятельности путем применения налогового стимулирования // Налоги. 2022. № 1. С. 33 - 36.

8. Стадник А.И., Александрова Е.Н., Поддубный Е.М. Макро- и микроэкономические факторы современного этапа развития инвестиционной деятельности российских предприятий // Экономический анализ: теория и практика. 2009. № 12 (141). С. 16–21.

9. Финансовая безопасность и право в эпоху цифровизации (Пискотинские чтения - 2021) (15 апреля 2021 г.): сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. М.Н. Кобзарь-Фроловой; отв. ред. Е.Л. Васянина. М., 2022.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести