RAS Social ScienceGosudarstvo i pravo

  • ISSN (Print) 1026-9452
  • ISSN (Online)2713-0398

Legal regulation circulation of digital rights in United States of America

PII
S102694520024857-3-1
DOI
10.31857/S102694520024857-3
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Volume/ Edition
Volume / Issue 4
Pages
141-146
Abstract

Technological progress in United States of America, the popularization of Internet makes necessary legislative regulation of the rules for circulation of digital rights and protection of digital information. The purpose of the study is: to form a conceptual understanding basics of legal regulation circulation digital rights and protection of digital information in United States. The study used general scientific and specific scientific methods, such as analysis, comparison, structural, systemic and functional approaches, etc. The basis of scientific study were methods of analysis, analytical and functional approaches, which, in turn, made it possible to identify most pressing nuances of legal regulation of protection and circulation digital rights. The study of legislation and judicial practice in the United States allowed us to formulate a conclusion that the level of legal regulation of the protection of the rights of digital data subjects corresponds to global trends in the development of law in general and public interests in particular. Moreover, regulatory legal acts adopted in the United States can be used in foreign countries to regulate the rules of turnover and protection of the rights of digital data subjects.

Keywords
Internet, data, digital data, intermediary, operator, Internet administrator, subject, turnover, practice, litigation
Date of publication
29.06.2023
Number of purchasers
13
Views
481

Появление юридической конструкции цифровых прав в Гражданском кодексе РФ1 в 2019 г. предопределило научный интерес не только к доктринальной трактовке определения понятия «цифровые права», но и сравнительно-правовым исследованиям по вопросу регулирования цифровых прав в зарубежных государствах. Согласно ст. 1411 ГК РФ цифровыми правами признаются названные в таком качестве обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых определяются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей установленным признакам. Кроме того, осуществление, распоряжение, в том числе передача, залог, обременение цифрового права другими способами или ограничение распоряжения цифровым правом возможны только в информационной системе без обращения к третьему лицу. Данное определение является эволюционным для российского права, однако требует научного исследования и разъяснения. В связи с этим исследование законодательства США как родоначальницы популяризации цифровых технологий, признавшей цифровое право, позволяет сформулировать наиболее значимые научные выводы, которые в последующем могут быть использованы в законодательстве Российской Федерации.

1. См.: СЗ РФ. 1994. № 32, ст. 3301.

В первую очередь следует отметить, что в США нет такой категории, как «цифровые права». В США с конца XX в. осуществляется нормотворческая деятельность, направленная на регламентацию отдельных общественных отношений, протекающих в цифровых сетях и охрану определенного спектра благ / объектов права в таких сетях. Среди них защита от распространения недостоверной информации, защита цифрового контента и персональных данных, а в последнее время в их числе добавились и цифровые активы, и валюты, такие как, например биткоины.

Существенное влияние на развитие правовой регламентации цифровых прав в США оказывает судебный прецедент. В период формирования судебного прецедента в рассматриваемой сфере общественных отношений основной объем рассматриваемых дел составляли споры о защите контента и объявлений, выкладываемых на сайтах. Квинтэссенцию судебных разбирательств сформировал Верховный суд США. Согласно мнению судей, привлекать к ответственности поставщиков информационных услуг за распространение недостоверной или порочащей информации правомерно, но лишь в случае наличия редакционного контроля. Вскоре в 1996 г. законодатели США приняли ст. 230 Закона «О приличиях в области связи»2. Данное нововведение позволило интернет-провайдерам избегать ответственности за распространение недостоверной информации на интернет-ресурсах путём удаления информации в целях недопущения нарушения прав и законных интересов третьих лиц3.

2. См.: Telecommunications Act of 1996. URL: >>>> PLAW 104publ104/pdf/PLAW- 104publ104.pdf (дата обращения: 05.09.2022).

3. См.: U.S. Code § 512 (см.: URL: >>>> (дата обращения: 05.09.2022)).

В США также как объект прав в цифровой среде рассматривался цифровой контент, в связи с чем последовало закономерное развитие законодательной базы в сфере авторского права и смежных прав. Ключевым нормативным правовым актом в этой сфере является Закон «Об авторском праве в цифровую эпоху» (Digital Millenium Copyright Act)4. Данный Закон определил признаки информационного посредника/интернет-провайдера. Так, интернет-провайдер осуществляет действия, по цифровой передаче материалов без изменения, при этом материал и точка отправки определяются пользователем. Закон «Об авторском праве в цифровую эпоху» закрепил «положения о безопасной гавани», которая освобождает интернет-провайдеров от ответственности за нарушение интеллектуальных прав при соблюдении определенных условий. В зависимости от категории информационных посредников Закон устанавливает отдельные условия освобождения от ответственности.

4. См.: URL: >>>> gov/title17/92appb.html (дата обращения: 05.09.2022).

В праве США цифровое право представляет совокупность правовых институтов, принципов и норм, направленных на урегулирование отношений, основанных на использовании цифровых технологий. Объектами цифрового права признаются цифровые данные, цифровые активы, биткоины (криптовалюта) и т.д. При этом с учетом современного уровня регламентации и развития института цифровых прав в Российской Федерации, которые сводятся к регулированию цифровых финансовых и инвестиционных инструментов, наибольший интерес представляет регулирование оборота именно цифровых активов и криптовалют как объектов наиболее релевантных российскому термину «цифровые права».

Беспрецедентный экономический прогресс онлайн площадок сети Интернет вызывает множество вопросов о дальнейшей судьбе прав субъектов цифровых данных, а именно, вправе ли они: реализовывать свои виртуальные достижения, передавать по наследству, передавать в залог и т.д.5 В США законодатель допускает заключение договора, направленного на передачу цифровых данных, при этом передаваемые цифровые данные должны соответствовать следующим критериям: обороту подлежит имущество, существующее в материальной форме, но выраженное в виртуальном источнике, простая информация не представляет финансового интереса; круг участников оборота информационных данных должен сохранятся неопределенным и не замыкаться правообладателем и пользователем; допустимо формирование цифровых данных программой для ЭВМ, на основе программного алгоритма; значимость цифровых данных выражается в доступе к ограниченной информации, которая имеет экономическую ценность.

5. См.: Протопопова О.В. Принципы правового регулирования финансовой системы США // Социально-политические науки. 2018. № 3. С. 119 - 123.

В доктрине и судебной практике США часто встречается термин «цифровые активы». Согласно Ж. Ментрека, цифровой актив должен существовать только в цифровой форме6. С точки зрения судей США, цифровые активы обладают определенными признаками, раскрывающихся через три компонента цифровых активов: контент пользователя; физические устройства, хранящие контент; учетная запись пользователя.

6. См.: Mentrek J.M. Estate Planning in a Digital World // 19 OHIO PROB. L.J. 2009. P. 195.

Наличие отмеченных компонентов придает цифровым данным свойство цифровых активов, который содержательно шире цифровых данных7. То есть данное утверждение подтверждает вышеприведенный тезис о том, что в США цифровые права трактуются шире, чем в законодательстве Российской Федерации, поскольку охватывают и цифровой контент, и устройства его хранения (как объект вещных прав), и учетные записи, посредством которых осуществляется доступ к цифровому контенту и распоряжение им. В российском же праве, как отмечалось, цифровое право как объект гражданских прав подразумевает право требование (или иное право), которое может быть реализовано исключительно в цифровой среде, если таковое право названо в таковом качестве в законе. Сейчас виды цифровых прав, зафиксированные в законодательстве, сводятся к финансовым и инвестиционным интересам на основании Федерального закона от 2 августа 2019 г. № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»8 и Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»9.

7. См.: Carroll E. Digital Assets: A Clearer Definition. URL: >>>> (дата обращения: 05.09.2022).

8. См.: СЗ РФ. 2019. № 31, ст. 4418.

9. См.: СЗ РФ. 2020. № 31 (ч. I), ст. 5018.

Особое внимание среди объектов цифровых прав в США заслуживают биткоины (криптовалюта) как анонимное и виртуальное средство платежа (с 2009 г.). На этапе своего становления криптовалюта не представляла общественного интереса, по этой причине оставалась вне внимания законодателей в США. Однако их мировая популяризация и широкое применение в качестве средства платежа и отмывания денег, спонсирования терроризма, уклонения от уплаты налогов привели к угрозе, устоявшейся мировой финансовой системе, вследствие чего потребовалась правовая регламентации их оборота. Так, Федеральное казначейство США в 2013 г. классифицировало биткоин как конвертируемую децентрализованную виртуальную валюту, а суды США заняли позицию признания биткоинов средствами платежа (например, постановление Апелляционного федерального суда США Второго округа от 31 мая 2017 г. по делу “USA v. Ross William Ulbricht” признаёт криптовалюту платёжным средством10).

10. См.: USA v. Ross William Ulbricht. United States Court of Appeals, Second Circuit. May 31. 2017. URL: >>>> (дата обращения: 05.09.2022).

В правовой доктрине США вопрос о правовом режиме криптовалют пока остается не решённым, мнения авторитетных юристов по данному вопросу противоречивы, а позиция государства остается неопределённой. Несмотря на это, в ноябре 2021 г. президент США подписал Закон, согласно которому держатели криптовалют обязаны платить налоги. Размер оплачиваемого налога зависит от долгосрочности или краткосрочности инвестиции и размера прибыли вкладчика. Долгосрочной инвестицией считается хранение криптовалюты более года, при такой инвестиции налогоплательщик уплачивает 15% от суммы полученной прибыли, превышающей отметку 41 676 долл., но с оговоркой о том, что если криптовалюта принесла прибыль более 459 750 долл., то налоговая ставка увеличивается до 20%. Краткосрочной инвестицией в криптовалюту считается инвестиция сроком до одного года при этом минимальная прибыль физического лица для уплаты налогов должна составлять не менее 10 275 долл., а размер налоговой ставки варьируется от 10 до 37% в зависимости от общей суммы прибыли. Предельный размер налогообложения применяется в случае превышения прибыли отметки 539 900 долл. Помимо этого указанный Закон содержит положение, которое поощряет инвесторов в криптовалюту. Так, если держатель криптовалюты понес убытки в связи с неудачной инвестицией в нее, то он может оформить налоговый вычет на сумму до 3 тыс. долл.

В начале июня 2022 г. в США анонсировали рассмотрение конгрессом Закона «Об ответственных финансовых инвестициях». Основной целью данного законопроекта является формирование консолидированной системы управления криптовалютой, а именно биткоин (BTC) и эфириум (ETH) в США будут управляться Комиссией по торговле товарными фьючерсами (CFTC), а все остальные криптовалюты будут управляться Комиссией по ценным бумагам и биржам (SEC). Вместе с тем данный законопроект отменяет обязанность налогоплательщика уведомлять налоговую службу США о прибыли, полученной от продажи криптовалюты в размере до 200 долл.

Предметом обсуждения специалистов США послужило указание президента США федеральным ведомствам (министерствам) изучить перспективы разработки и внедрения цифрового доллара. В соответствии с Указом Президента США внедрение цифрового доллара позволит обеспечить проведение дешёвых транзакций в особенности трансграничных платежей. Данный Указ находится на этапе исследования и анализа перспектив его реализации, однако нельзя не заметить угрозы конфиденциальности персональных данных при цифровизации доллара11. При положительном решении законодательным органам США необходимо совершенствовать нормативную базу, регламентирующую порядок оборота цифровых долларов. Так как доллар США является одним из основных средств платежа в мире, международное законодательство также подлежит обновлению. В связи с вышеизложенным перспектива внедрения цифрового доллара пока остаётся неопределенной, как и контуры правового регулирования его оборота и обеспечения при этом безопасности персональных данных.

11. См.: URL: >>>> (дата обращения: 05.09.2022).

Несмотря на большое количество принимаемых правовых актов в США, вызовы развития цифровых технологий в сфере оборота цифровых прав сохраняют актуальность для правотворческой деятельности государства12. Концептуально важным аспектом, обосновывающим необходимость совершенной правовой регламентации оборота и защиты цифровых прав и данных, служит возрастающая роль искусственного интеллекта, внедрение которого активно прослеживается во всех развитых и развивающихся странах. Наибольший интерес вызывает применение искусственного интеллекта в финансовой сфере. Безусловно, искусственный интеллект есть показатель уровня технологического развития человечества, способствующий, например, в банковской сфере постоянному и упрощенному предоставлению финансовых услуг независимо от места нахождения потребителя услуг, развитию бизнеса, налаживанию социальных контактов и т.д.13 В то же время важно учитывать технические / программные сбои, кибератаки, происходящие с целью захвата цифровых данных потребителей банковских услуг и в последующем их использование и распространение среди неопределенного круга лиц нелегитимным путем14.

12. См.: URL: >>>> (дата обращения: 05.09.2022).

13. См.: Banerjee R. Internet Banking – Legal Issues. URL: >>>> internet-banking-legal-issues/ (дата обращения: 05.09.2022).

14. См.: Ермакова Е.П., Фролова Е.Е. Правовое регулирование Банкинга в России и зарубежных странах (Европейский Союз, США, КНР) // Вестник Пермского ун-та. Сер.: Юридические науки. 2019. № 46. С. 606 - 625.

Поскольку цифровые активы признаются правовой системой США на уровне законодательства и правоприменительной практики, возникают важные смежные правовые вопросы. Так, важным представляется вопрос о наследовании цифровых прав наследодателя после его смерти. Передаются ли цифровые права по наследству и могут ли они включаться в общую наследственную массу?

В штате Делавэр принят Закон о наследовании цифровых прав. Передавать по наследству можно аккаунты в социальных сетях и электронную почту. Унаследовать аккаунт в случае смерти или признания своего близкого человека недееспособным могут родственники15. Аналогичный Закон ранее был принят и в других штатах США. Однако речь пока не идет о возможности наследования всего цифрового имущества16. Суды США также неоднозначно относятся к вопросу наследования цифровых прав. В некоторых случаях их позиции достаточно противоречивы, что не позволяет выработать единый системный подход. В других государствах доступ к цифровым устройствам прекращается со смертью человека17.

15. См.: URL: >>>> (дата обращения: 05.09.2022).

16. См: Давыдов Р.Х. Некоторые аспекты правового регулирования цифровых прав в зарубежных странах // Экономика. Право. Общество. 2021. № 3. С. 74.

17. См.: Санникова Л.В., Харитонова Ю.С. Правовая сущность новых цифровых активов // Закон. 2018. № 9. С. 86–89.

* * *

В заключение отметим, что научно-технический прогресс, с одной стороны, оказывает положительный эффект на развитие предпринимательской деятельности, журналистики, свободы слова и на многие другие жизненно важные сферы, с другой - оказывается средством бесконтрольного совершения преступлений. Правовое регулирование оборота и защиты цифровых прав в США в сравнении с другими государствами демонстрирует динамичное развитие во взаимосвязи с развитием общественных отношений, которые опосредуются принятием нормативных актов. Несмотря на это, динамика последовательности принятия нормативных актов в США позволяет сформулировать вывод о том, что они принимаются с временной задержкой и лишь после наступления общественно опасных последствий, например, законопроекты в сфере криптовалют рассматриваются после формирования определенного судебного прецедента, которые открыто демонстрируют необходимость признания криптовалюты в качестве платежного средства. Однако законодатели США концентрируют ключевое внимание на несколько иных аспектах правового регулирования криптовалют, таком как налогообложение. Безусловно, рассматриваемый Конгрессом США законопроект «Об ответственных финансовых инвестициях» 2022 г., который закрепляет определенные налоговые преференции для налогоплательщиков, является эволюционным, но опять-таки представляется очередной предпосылкой признания на федеральном уровне криптовалюты платёжным средством. Отмеченные изъяны деятельности законодательной власти США не уменьшают правовое значение нормативных актов в сфере оборота цифровых прав, которые принимаются в результате критического анализа общественных отношений, судебного прецедента, доктрины, аналитических данных и т.д.

Общим вектором развития актуальных законопроектов являются: усиление государственного контроля за оборотом криптовалют путём определения компетентных ведомств; определение эффективных налоговых ставок для инвесторов криптовалют; формирование законодательства для внедрения цифрового доллара и т.д. При этом финансовая политика США не направлена на признание криптовалюты платёжным средством, а наоборот, направлена на создание конкурента в виде цифрового доллара, который в отличие от криптовалюты будет признан платёжным средством. Концептуальное содержание и назначение криптовалюты и цифрового доллара кардинально отличны, что не позволяет рассматривать их конкурентами.

Таким образом, с одной стороны, в законодательстве, правоприменительной практике и доктрине США цифровые права рассматриваются шире, чем в законодательстве Российской Федерации. С другой стороны, в законотворческой деятельности США, как и Российская Федерация, идут по пути выборочного регулирования в первую очередь финансовых аспектов оборота цифровых активов.

References

  1. 1. Davydov R. Kh. Some aspects of legal regulation of digital rights in foreign countries // Economics. Law. Society. 2021. No. 3. P. 74 (in Russ.).
  2. 2. Ermakova E.P., Frolova E.E. Legal regulation of Banking in Russia and foreign countries (European Union, USA, China) // Herald of the Perm University of Law. 2019. No. 46. P. 606 - 625 (in Russ.).
  3. 3. Protopopova O.V. Principles of legal regulation of the US financial system // Socio-political sciences. 2018. No. 3. P. 119 - 123 (in Russ.).
  4. 4. Sannikova L. V., Kharitonova Yu. S. Legal essence of new digital assets // Law. 2018. No. 9. P. 86–89 (in Russ.).
  5. 5. Banerjee R. Internet Banking – Legal Issues. URL: http://rajdeepandjoyeeta.com/ internet-banking-legal-issues/ (дата обращения: 05.09.2022).
  6. 6. Carroll E. Digital Assets: A Clearer Definition. URL: http://www/thedigitalbeyond.com/2012/01/digital-assets-a-clearer-definition/ (дата обращения: 05.09.2022).
  7. 7. Mentrek J.M. Estate Planning in a Digital World // 19 OHIO PROB. L.J. 2009. P. 195.
QR
Translate

Индексирование

Scopus

Scopus

Scopus

Crossref

Scopus

Higher Attestation Commission

At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation

Scopus

Scientific Electronic Library