Категории иностранных инвестиций и иностранного инвестора в национальном законодательстве и международных договорах государств – членов Евразийского экономического союза
Категории иностранных инвестиций и иностранного инвестора в национальном законодательстве и международных договорах государств – членов Евразийского экономического союза
Аннотация
Код статьи
S102694520023307-8-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Ерпылева Наталия Юрьевна 
Должность: Руководитель департамента общих и межотраслевых юридических дисциплин факультета права НИУ ВШЭ
Аффилиация: Национальный исследовательский университет
Адрес: Российская Федерация, Москва
Максимов Дмитрий Михайлович
Должность: Старший преподаватель, Заместитель руководителя департамента общих и межотраслевых юридических дисциплин, факультет права, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Аффилиация: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
119-130
Аннотация

В статье рассматривается понятие категорий иностранных инвестиций и иностранного инвестора в праве государств – членов ЕАЭС через призму трех уровней правового регулирования: национального законодательства, двусторонних и многосторонних международных договоров. Национальное законодательство государств – членов ЕАЭС, регулирующее иностранные инвестиции, хотя и основывается на общеупотребимых правовых конструкциях и инструментах, в рамках понятийного аппарата может существенно отличаться в государстве – реципиенте иностранных инвестиций и в государстве происхождения иностранного инвестора, что требует пристального внимания и детального исследования нормативных правовых актов каждого государства – члена ЕАЭС. Наряду с нормами, регулирующими иностранное инвестирование и статус иностранного инвестора в рамках евразийского права, государства – члены ЕАЭС применяют нормы двусторонних договоров о поощрении и защите капиталовложений, действующих не только между ними, но и с третьими государствами. Кроме этого для четырех государств – членов ЕАЭС действует и многосторонний международный договор, а именно Московская конвенция СНГ. Данное обстоятельство обусловлено участием России, Армении, Беларуси, Казахстана и Кыргызстана одновременно в трех интеграционных процессах – в рамках ЕАЭС, СНГ и ШОС.

Ключевые слова
международное инвестиционное право, национальное законодательство, международный договор, иностранные инвестиции, иностранный инвестор, иностранное юридическое лицо, инвестиционные соглашения
Источник финансирования
Настоящая статья подготовлена при поддержке Правовой информационно-справочной системы «КонсультантПлюс»
Классификатор
Получено
18.08.2022
Дата публикации
22.12.2022
Всего подписок
9
Всего просмотров
360
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf Скачать JATS
1 Международное инвестиционное право является важнейшей отраслью международного частного права, регулирующей порядок осуществления международной инвестиционной деятельности1. Как подчеркивает В.Н. Лисица, предметом международного инвестиционного права являются международные инвестиционные правоотношения. Последние носят международный (трансграничный) характер и возникают по поводу осуществления инвестиционной деятельности инвесторами, в роли которых, как правило, выступают иностранные физические и юридические лица. Именно правоотношения с их участием регулируют основные источники международного инвестиционного права. Межгосударственные (международные публично-правовые отношения) они затрагивают незначительно, поэтому международное инвестиционное право следует в большей степени отнести к международному частному, а не публичному праву2.
1. См., напр.: Касимов Т.С., Степанов Р.Р. Эволюция международного инвестиционного права // Междунар. академический вестник. 2020. № 6; Фархутдинов И.З. Международное инвестиционное право и процесс: учеб. М., 2017.

2. См.: Лисица В.Н. Международное инвестиционное право как часть международного частного права // Закон. 2008. № 11. С. 132, 135.
2 По мнению И.З. Фархутдинова, сущность регулирования международных инвестиционных правоотношений заключается в сочетании принципов и норм международного права и норм национального права, что способствует становлению благоприятного режима для международных капиталов с момента их доступа до момента их ликвидации. Юридическая природа иностранных инвестиционных отношений такова, что они нуждаются в особом двухуровневом правовом регулировании. Иностранные инвестиции, имея частноправовой характер, нуждаются одновременно как в национально-правовом, так и в международно-правовом регулировании. Источники международного инвестиционного права имеют определенную специфику, которая выражается в сочетании и взаимодействии конвенционных норм с нормами «мягкого права».
3 К основным источникам международного инвестиционного права наряду с международными договорами относится и национальное законодательство, представленное внутригосударственными нормативными правовыми актами, регулирующими инвестиционные отношения трансграничного характера, т.е. инвестиционные отношения, осложненные иностранным элементом3. Ключевыми понятиями международного инвестиционного права, закрепленными в нормах национального законодательства, выступают понятия иностранных инвестиций, иностранного инвестора, объектов и форм инвестиционной деятельности.
3. См.: Лисица В.Н. Применение норм инвестиционного права в регулировании инвестиционных отношений // Законодательство. 2011. № 10.
4 Рассмотрим их характеристику в национальном законодательстве государств – членов Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС, Союз), выступающем в качестве источника международного инвестиционного права на территории данных государств. Выбор данного объекта исследования не случаен, ибо ЕАЭС является международной организацией, в рамках которой протекает важнейший региональный интеграционный процесс, объединяющий Россию, Беларусь, Казахстан, Армению и Кыргызстан. Основными формами экономической интеграции в рамках ЕАЭС как наиболее совершенной конфигурации экономической интеграции4 выступает Единое экономическое пространство (ЕЭП), сформированные еще в структуре Евразийского экономического сообщества (далее – ЕврАзЭС), предшествовавшего появлению ЕАЭС5.
4. См., напр.: Боклан Д.С. Евразийский экономический союз и Всемирная торговая организация: соотношение правовых режимов // Право. Журнал ВШЭ. 2017. № 2; Васякина Е.В. Правовое регулирование интеграционных процессов в Евразийском экономическом союзе: компромисс международного и внутригосударственного права // Евразийский юрид. журнал. 2021. № 11.

5. См., напр.: Дроздова С.А. Таможенный союз и Единое экономическое пространство – основа формирования Евразийского экономического союза // Таможенное дело. 2014. № 4; Куликова Н.И., Плотников А.Ю. Таможенный союз как форма экономической интеграции: юридические аспекты практики ЕАЭС // Страховое право. 2019. № 1.
5 В соответствии с Астанским договором о Евразийском экономическим союзе от 29 мая 2014 г.6 (далее – Астанский договор) учреждается ЕАЭС, в рамках которого обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отдельных отраслях экономики. Союз является международной организацией региональной экономической интеграции, обладающей международной правосубъектностью (ст. 1). Астанский договор вступил в силу с 1 января 2015 г. ЕврАзЭС прекратил свое существование на основании Минского договора о прекращении деятельности ЕврАзЭС от 10 октября 2014 г. В соответствии с п. 1 ст. 108 Астанского договора Союз открыт для любого государства, разделяющего его цели и принципы, на условиях, согласованных государствами-членами. Сторонами Астанского договора изначально выступали Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация. Однако в соответствии с Минским договором о присоединении Республики Армения к Астанскому договору от 10 октября 2014 г. Армения стала четвертым членом ЕАЭС, а согласно Московскому договору о присоединении Кыргызской Республики к Астанскому договору от 23 декабря 2014 г. Кыргызстан стал пятым членом ЕАЭС.
6. См.: URL: >>>> 05.06.2014. В настоящее время Астанский договор действует в редакции от 01.10.2019 г., вступившей в силу с 05.04.2022 г.
6 Немаловажную роль играет и то обстоятельство, что все государства – члены ЕАЭС являются участниками и другого интеграционного объединения, а именно Содружества Независимых Государств (СНГ), в состав которого входят и иные республики бывшего СССР. Кроме этого Российская Федерация, Казахстан и Кыргызстан являются государствами – участниками и иного интеграционного объединения, выходящего за рамки бывшего СССР, а именно Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), созданной и действующей на основании Декларации о создании ШОС от 15 июня 2001 г.7 В силу вышеизложенного изучение регламентации отдельных правовых институтов в национальном законодательстве и международных договорах государств, входящих в различные интеграционные объединения, представляется актуальным8, однако прежде обратимся к нормам национального законодательства.
7. См.: URL: >>>>

8. См., напр.: Елистратова В.В. Формирование правовой системы Евразийского экономического союза // Вестник СГЮА. 2017. № 1. С. 46 - 51; Ершов В.В. Право Евразийского экономического союза // Росс. правосудие. 2021. № 5. С. 5 - 12; Курбанов Р.А. Евразийское право: учеб. для магистратуры. М., 2021; Чайка К.Л. Роль общих ценностей Евразийского экономического союза в становлении и развитии права интеграционного объединения // Журнал росс. права. 2020. № 5. С. 148 - 157.
7 1. Категории иностранных инвестиций и иностранного инвестора в национальном законодательстве государств – членов ЕАЭС
8 Следует подчеркнуть основную особенность, отличающую понятие иностранных инвестиций в российском и армянском законодательстве от аналогичного понятия в белорусском, казахском и кыргызском праве. В Российской Федерации основным нормативным актом международного инвестиционного права выступает Федеральный закон от 9 июля 1999 г. «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»9 (далее – Федеральный закон), в Армении – Закон РА от 31 июля 1994 г. № ЗР-115 «Об иностранных инвестициях»10 (далее – Закон Республики Армения), в то время как в Беларуси, Казахстане и Кыргызстане не существует самостоятельного источника национального законодательства, регулирующего международные инвестиционные отношения. Регулятором последних выступают Закон Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 53-З «Об инвестициях»11 (далее – Закон Республики Беларусь), Предпринимательский кодекс Республики Казахстан от 29 октября 2015 г. № 375-V ЗРК12 (далее – Кодекс Республики Казахстан), Закон Кыргызской Республики от 27 марта 2003 г. № 66 «Об инвестициях в Кыргызской Республике»13 (далее – Закон Кыргызской Республики), ни одна из норм которых не содержит понятия иностранных инвестиций. Следовательно, в отличие от российского и армянского права в белорусском, казахском и кыргызском законодательстве понятие иностранных инвестиций рассматривается в контексте общегражданского понятия инвестиций, содержащегося в ст. 1 Закона Республики Беларусь, п. 1 ст. 274 Кодекса Республики Казахстан и п. 1 ст. 1 Закона Кыргызской Республики соответственно.
9. См.: СЗ РФ. 1999. № 28, ст. 3493; 2022. № 29 (ч. III), ст. 5287.

10. См.: URL: http://www.parliament.am/legislation.php?sel=show&ID=1552&lang=rus

11. См.: URL: https://www.pravo.by/document/?guid=3871&p0=H11300053&ysclid=l65j72fm2q418029989

12. См.: URL: https://www.online.zakon.kz/m/document/?doc_id=38259854&text=%D0%9E%D0%B1%20%D0%B8%D0%BD%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%86%D0%B8%D1%8F%D1%85

13. См.: URL: http://www.cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/1190?ysclid=l65j3naw5m39003253
9 Согласно ст. 2 Федерального закона иностранная инвестиция – вложение иностранного капитала, осуществляемое иностранным инвестором непосредственно и самостоятельно, в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами , в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации. Прямая иностранная инвестиция – приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории Российской Федерации в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации; вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории Российской Федерации; осуществление на территории Российской Федерации иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования.
10 С понятием прямой иностранной инвестиции Федеральный закон связывает понятия инвестиционного проекта и приоритетного инвестиционного проекта. Под инвестиционным проектом Федеральный закон понимает обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления прямой иностранной инвестиции, включающее проектно-сметную документацию, которая разработана в соответствии с законодательством Российской Федерации. Приоритетный инвестиционный проект – инвестиционный проект, суммарный объем иностранных инвестиций в который составляет не менее 1 млрд руб. (не менее эквивалентной суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка РФ), или инвестиционный проект, в котором минимальная доля (вклад) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале коммерческой организации с иностранными инвестициями составляет не менее 100 млн руб. (не менее эквивалентной суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка РФ), включенные в перечень, утверждаемый Правительством РФ.
11 Согласно со ст. 1 Закона Республики Армения иностранными инвестициями признаются любые виды имущества, в том числе финансовые средства и интеллектуальные ценности, которые непосредственно вкладываются иностранным инвестором в сферу осуществляемой на территории Республики Армения предпринимательской или иной деятельности с целью получения прибыли (дохода) или достижения иного полезного результата. На основании ст. 3 указанного Закона видами имущества, в котором иностранные инвесторы на территории Республики Армения могут осуществлять инвестиции, выступают: 1) иностранная валюта, валютные ценности, а также национальная валюта Республики Армения; 2) движимое и недвижимое имущество (строения, здания, оборудование и иные материальные ценности), а также любые связанные с ними имущественные права; 3) акции, облигации, иные ценные бумаги; 4) денежные требования и права требования исполнения обязательств, имеющих договорную ценность; 5) любое право на представляющую ценность интеллектуальную собственность; 6) право на осуществление экономической деятельности, предусмотренной законодательством или договором Республики Армения, в том числе право на разведку, добычу, переработку или эксплуатацию природных ресурсов; 7) платные услуги; 8) любые иные виды инвестиций, не запрещенные законодательством Армении.
12 Иностранные инвесторы могут осуществлять инвестиции на территории Республики Армения в форме: создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а также отделений, филиалов и представительств, принадлежащих иностранным юридическим лицам, или путем приобретения действующих предприятий в собственность; учреждения юридических лиц Республики Армения, предприятий, не имеющих статуса юридического лица, или таких лиц с участием граждан Республики Армения, либо путем приобретения доли в действующих предприятиях; приобретения акций, облигаций и иных ценных бумаг, установленных законодательством Армении; [СПиТ: самостоятельного приобретения либо приобретения с участием юридических лиц Республики Армения или предприятий, не имеющих статуса юридического лица, а также граждан Республики Армения права землепользования и концессий по использованию природных ресурсов на территории Республики Армения; 1. Гудвилл] приобретения иных имущественных прав; в иных формах, не запрещенных законодательством Армении, в частности, на основании договоров, заключенных с юридическими лицами Республики Армения или с предприятиями, не имеющими статуса юридического лица, а также с гражданами Республики Армения.
13 В соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь инвестиции – это имущество и иные объекты гражданских прав, принадлежащие инвестору на праве собственности, ином законном основании, позволяющем ему распоряжаться ими, вкладываемые инвестором на территории Республики Беларусь способами, предусмотренными законом, в целях получения прибыли (доходов) и (или) достижения иного значимого социально-экономического результата, в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием, в виде денежных средств (денег), включая привлеченные (в том числе займы, кредиты), акций, иного движимого или недвижимого имущества; прав требования, имеющих оценку их стоимости (в денежном выражении), долей в уставном фонде, паев в имуществе коммерческой организации, созданной на территории Республики Беларусь; иных объектов гражданских прав, имеющих оценку их стоимости (в денежном выражении), за исключением видов объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота).
14 Инвестиционный проект – это комплекс мероприятий, предусматривающий осуществление инвестиций, подтверждаемый документами, обосновывающими условия, способы осуществления инвестиций, источники их финансирования, а также сроки реализации такого проекта.
15 Статья 2 Закона Республики Беларусь указывает, что его действие распространяется на отношения, связанные с осуществлением инвестиций на территории Республики Беларусь, за исключением: вложения имущества в некоммерческие организации, в отношении имущества которых их учредители (участники) не имеют права собственности или иных вещных прав; приобретения ценных бумаг, кроме акций; приобретения или строительства гражданами Республики Беларусь, иностранными гражданами и лицами без гражданства жилых домов, жилых помещений для проживания этих граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства и (или) членов их семей; предоставления займов, кредитов и их возврата, размещения банковских вкладов (депозитов).
16 Статья 4 указанного Закона специально устанавливает, что на территории Республики Беларусь инвестиции осуществляются следующими способами: созданием коммерческой организации; приобретением, созданием, в том числе путем строительства, объектов недвижимого имущества; приобретением прав на объекты интеллектуальной собственности; приобретением акций, долей в уставном фонде, паев в имуществе коммерческой организации, включая случаи увеличения уставного фонда коммерческой организации; на основе концессии; в рамках государственно-частного партнерства; иными способами, кроме запрещенных законодательными актами.
17 Согласно п. 1 ст. 274 Кодекса Республики Казахстан инвестициями являются все виды имущества (кроме товаров, предназначенных для личного потребления), включая предметы финансового лизинга с момента заключения договора лизинга, а также права на них, вкладываемые инвестором в уставный капитал юридического лица или увеличение фиксированных активов, используемых для предпринимательской деятельности, а также для реализации проекта государственно-частного партнерства, в том числе концессионного проекта. Под инвестиционной деятельностью в Кодексе понимается деятельность физических и юридических лиц по участию в уставном капитале коммерческих организаций либо созданию или увеличению фиксированных активов, используемых для предпринимательской деятельности, а также для реализации проекта государственно-частного партнерства, в том числе концессионного проекта (п. 3 ст. 274).
18 Инвесторы имеют право осуществлять инвестиции в любые объекты и виды предпринимательской деятельности, кроме случаев, предусмотренных законом Республики Казахстан. Права и обязанности инвесторов в отношении объектов и видов предпринимательской деятельности, в которые осуществляются инвестиции, устанавливаются настоящим Кодексом, иными законами и соответствующими договорами. Законами Республики Казахстан, исходя из необходимости обеспечения национальной безопасности, могут определяться виды деятельности и (или) территории, в отношении которых инвестиционная деятельность ограничивается или запрещается (ст. 275 Кодекса Республики Казахстан).
19 Инвестиционному праву Казахстана так же, как и российскому, и белорусскому, и кыргызскому, известно понятие инвестиционного проекта. Вместе с тем в законодательстве Казахстана в отличие от российского, белорусского и кыргызского существует понятие специального инвестиционного проекта. В соответствии со ст. 284 Кодекса Республики Казахстан инвестиционный проект представляет собой комплекс мероприятий, предусматривающих инвестиции в создание новых, расширение и (или) обновление действующих производств, включая производства, созданные, расширенные и (или) обновленные в ходе реализации проекта государственно-частного партнерства, в том числе концессионного проекта. Под инвестиционным приоритетным проектом понимается инвестиционный проект: по созданию новых производств, предусматривающий осуществление юридическим лицом инвестиций в строительство новых производственных объектов, в размере не менее двухмиллионнократного размера месячного расчетного показателя ; по расширению и (или) обновлению действующих производств, предусматривающий осуществление юридическим лицом инвестиций в размере не менее пятимиллионнократного размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на дату подачи заявки на предоставление инвестиционных преференций в изменение основных средств, в том числе обновление (реновация, реконструкция, модернизация) действующих производственных мощностей, выпускающих продукцию.
20 Под специальным инвестиционным проектом понимается инвестиционный проект, реализованный (реализуемый) юридическим лицом Республики Казахстан, зарегистрированным в качестве участника специальной экономической зоны или владельца свободного склада в соответствии с таможенным законодательством Казахстана, и (или) приобретенный у участника специальной экономической зоны либо реализованный юридическим лицом Республики Казахстан, заключившим соглашение о промышленной сборке моторных транспортных средств.
21 В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона Кыргызской Республики под инвестициями понимаются материальные и нематериальные вложения всех видов активов, находящихся в собственности или контролируемых прямо или косвенно инвестором, в объекты экономической деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта в виде: денежных средств; движимого и недвижимого имущества; имущественных прав (ипотека, право удержания имущества, залог и др.); акций и иных форм участия в юридическом лице; облигаций и других долговых обязательств; неимущественных прав (в том числе право на интеллектуальную собственность, включая деловую репутацию, авторские права, патенты, товарные знаки, промышленные образцы, технологические процессы, фирменные наименования и «ноу-хау»); любого права на осуществление деятельности, основанной на лицензии или в иной форме, предоставленной государственными органами Кыргызской Республики; концессий, основанных на законодательстве Кыргызстана, включая концессии на поиск, разработку, добычу или эксплуатацию природных ресурсов Кыргызской Республики; прибыли или доходов, полученных от инвестиций и реинвестированных на территории Кыргызской Республики; иных форм инвестирования, не запрещенных законодательством Кыргызстана.
22 Форма, в которой инвестируется имущество, или изменение этой формы не влияет на его характер в качестве инвестиций. Прямые инвестиции трактуются Законом Кыргызской Республики как владение, приобретение инвестором не менее одной третьей процентов акций или голосов акционеров в акционерных обществах, созданных или вновь создаваемых на территории Кыргызской Республики, либо эквивалент такого участия в других формах хозяйствующих субъектов и все последующие операции между инвестором и инвестируемым предприятием, вложение капитала в основные фонды филиала, представительства юридического лица, создаваемого на территории Кыргызской Республики (п. 2 ст. 1). Под инвестиционной деятельностью Закон Кыргызской Республики понимает осуществление практических действий инвестора в отношении его инвестиций (п. 4 ст. 1), а под реинвестированием – инвестиции в объекты предпринимательской деятельности на территории Кыргызской Республики за счет доходов или прибыли инвесторов, которые получены ими от инвестиций в Кыргызской Республике (п. 5 ст. 1).
23 Согласно п. 4.2. ст. 1 под инвестиционным проектом имеется в виду комплекс мероприятий и документов, предусматривающий практическую реализацию инвестиций до достижения заданного результата за определенный период времени, осуществляемых на основании инвестиционного соглашения. Закон Кыргызской Республики вводит еще одну категорию инвестиционной деятельности, а именно инвестиционные лоты как комплекс решений, предоставляемых инвестору с учетом специфики инициируемых проектов, которые содержат в себе инвестиционное предложение, инфраструктуру проекта, активы, анализ сырьевой базы и рынков сбыта, предоставление разрешительных документов и преференций (п. 4.3. ст. 1).
24 Ни Федеральный закон, ни Закон Республики Армения, ни Закон Республики Беларусь понятия инвестиционной деятельности не содержат в отличие от Кодекса Республики Казахстан и Закона Кыргызской Республики, однако все национальные акты включают понятие инвестиций и перечень объектов инвестирования. Перечни объектов инвестиционной деятельности, содержащиеся в законодательных актах государств – членов ЕАЭС, сформулированы достаточно широко: как правило, упоминаются все виды активов или имущества, в том числе ценные бумаги, инвестирование в которые не запрещено законодательством (прямой запрет инвестирования в облигации содержится лишь в Законе Республики Беларусь). Достаточно распространенной в законодательных актах государств – членов ЕАЭС выступает категория инвестиционного проекта и прямых инвестиций, вместе с тем в отдельных источниках появляются специфические категории, такие как, например, инвестиционное соглашение и инвестиционный лот.
25 Согласно ст. 2 Федерального закона иностранный инвесториностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно учреждено, и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации, за исключением иностранного юридического лица, находящегося под контролем гражданина Российской Федерации и (или) российского юридического лица; иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, гражданская правоспособность которой определяется в соответствии с законодательством государства, в котором она учреждена, и которая вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации, за исключением иностранной организации, не являющейся юридическим лицом и находящейся под контролем гражданина Российской Федерации и (или) российского юридического лица; иностранный гражданин, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его гражданства и который вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации, за исключением иностранного гражданина, имеющего также гражданство Российской Федерации; лицо без гражданства, которое постоянно проживает за пределами Российской Федерации, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его постоянного места жительства и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; международная организация, которая вправе в соответствии с международным договором Российской Федерации осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; иностранные государства в соответствии с порядком, определяемым федеральными законами.
26 Законодательство Армении подходит к конструированию категории иностранного инвестора практически аналогичным образом. Согласно ст. 1 Закона Республики Армения иностранными инвесторами могут быть: иностранное государство, любое иностранное юридическое лицо, иностранный гражданин, лицо без гражданства, гражданин Республики Армения, постоянно проживающий за пределами территории Республики Армения, а также международная организация, осуществляющие инвестиции в Республике Армения в соответствии с законодательством страны своего местонахождения.
27 В соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь инвестор – это лицо, осуществляющее (осуществившее) инвестиции на территории Республики Беларусь, в частности: 1) граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, в том числе индивидуальные предприниматели, а также юридические лица Республики Беларусь; 2) иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно не проживающие в Республике Беларусь, граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие за пределами Республики Беларусь, иностранные и международные юридические лица (организации, не являющиеся юридическими лицами). Закон Республики Беларусь включает отдельную статью, посвященную принципам осуществления инвестиций, непосредственно затрагивающим правовой статус инвесторов. Согласно ст. 5 осуществление инвестиций основывается на следующих принципах: инвесторы, а также государство, его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции РБ и принятых в соответствии с ней актов законодательства (принцип верховенства права); инвесторы равны перед законом и пользуются правами без всякой дискриминации (принцип равенства инвесторов); инвесторы осуществляют инвестиции добросовестно и разумно без причинения вреда другому лицу, окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемления прав и защищаемых законом интересов других лиц или злоупотребления правами в иных формах (принцип добросовестности и разумности осуществления инвестиций); вмешательство в частные дела не допускается, за исключением случаев, когда такое вмешательство осуществляется на основании законодательных актов в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц (принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела); инвесторам гарантируется осуществление защиты прав и законных интересов в суде и иными способами, предусмотренными законодательством, а также международными договорами Республики Беларусь (принцип обеспечения восстановления нарушенных прав и законных интересов, их судебной защиты).
28 Закон Республики Беларусь содержит отдельную главу, посвященную правам и обязанностям инвесторов (гл. 4), которая закрепляет следующие права инвесторов:
29 1) инвесторы имеют право на реализацию своих имущественных и неимущественных прав в соответствии с законодательством Республики Беларусь. За инвесторами признаются исключительные права на объекты интеллектуальной собственности. Инвесторы и (или) коммерческие организации, созданные в установленном порядке с участием инвестора (инвесторов), имеют право на предоставление им земельных участков в пользование, аренду, собственность в соответствии с законодательством об охране и использовании земель;
30 2) инвесторы имеют право создавать на территории Республики Беларусь коммерческие организации с любым объемом инвестиций, в любых организационно-правовых формах, предусмотренных законодательством. Иностранные инвесторы вправе при создании коммерческой организации, приобретении акций, долей в уставном фонде, паев в имуществе коммерческой организации, включая случаи увеличения уставного фонда коммерческой организации, вносить свой вклад в иностранной валюте и (или) белорусских рублях, а также неденежный вклад, имеющий оценку стоимости, в порядке, установленном законодательством;
31 3) инвесторы при осуществлении инвестиций в приоритетные виды деятельности (секторы экономики) и в иных случаях, установленных законодательными актами и (или) международно-правовыми актами, обязательными для Республики Беларусь, вправе использовать льготы и преференции в соответствии с законодательством и (или) международно-правовыми актами, обязательными для Республики Беларусь;
32 4) инвестор имеет право на заключение договора (договоров) с Республикой Беларусь, связанного (связанных) с осуществлением инвестиций, в порядке и на условиях, установленных законодательством. В целях создания дополнительных условий для осуществления инвестиций инвестор или инвесторы имеют право на заключение инвестиционного договора с Республикой Беларусь;
33 5) инвесторы и (или) коммерческие организации, созданные в установленном порядке с участием инвестора (инвесторов), имеют право на привлечение в Республику Беларусь иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе не имеющих разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, для осуществления трудовой деятельности в Республике Беларусь по трудовым договорам в соответствии с законодательством (ст. 14 - 18).
34 В то же время инвесторы обязаны: 1) соблюдать Конституцию РБ и принятые в соответствии с ней акты законодательства; 2) не предпринимать действий, являющихся недобросовестной конкуренцией, а также действий (бездействия), направленных на недопущение, устранение или ограничение конкуренции, причинение вреда правам, свободам, законным интересам других лиц; 3) исполнять иные обязанности, установленные законодательством (ст. 19 Закона РБ).
35 Законодательство Казахстана несколько иначе подходит к конструкции понятия иностранного инвестора. Вначале Кодекс Республики Казахстан определяет общее понятие инвестора, под которым понимаются физические и юридические лица, осуществляющие инвестиции в Республике Казахстан (п. 2 ст. 274). Далее особо выделяется понятие юридического лица Республики Казахстан, которое охватывает юридических лиц, в том числе юридических лиц с иностранным участием, созданных в порядке, установленном законодательством Казахстана (п. 1 ст. 283). Выделение такой категории инвесторов, как юридические лица РК, обусловлено введением понятия инвестиционных преференций, под которыми понимаются преимущества адресного характера, предоставляемые в соответствии с законодательством Казахстана юридическим лицам Республики Казахстан, осуществляющим реализацию инвестиционного проекта, и лизинговым компаниям, импортирующим в рамках реализации инвестиционного проекта технологическое оборудование на основании договора финансового лизинга для юридического лица Республики Казахстан, реализующего инвестиционный проект (п. 1 ст. 283).
36 Согласно п. 2 - 3 ст. 283 Кодекса Республики Казахстан по инвестиционному проекту (в том числе инвестиционному приоритетному проекту) предоставляются следующие виды инвестиционных преференций: 1) освобождение от обложения таможенными пошлинами и налогом на добавленную стоимость на импорт; 2) государственные натурные гранты.
37 По инвестиционному приоритетному проекту предоставляются преференции по налогам (далее – инвестиционные преференции для инвестиционного приоритетного проекта).
38 По специальному инвестиционному проекту в виде инвестиционных преференций (далее – инвестиционные преференции для специального инвестиционного проекта) предоставляется освобождение от обложения: ввозными таможенными пошлинами ; налогами в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан.
39 Для получения инвестиционных преференций юридическое лицо Республики Казахстан направляет в уполномоченный орган по инвестициям (далее – уполномоченный орган) заявку на предоставление инвестиционных преференций и документы, подтверждающие соответствие заявителя установленным требованиям, по форме, установленной уполномоченным органом. Инвестиционные преференции предоставляются на основании инвестиционного контракта, заключенного между уполномоченным органом и юридическим лицом Республики Казахстан, реализующим инвестиционный проект (п. 1 - 2 ст. 285 Кодекса РК).
40 Инвестиционные преференции предоставляются при соблюдении следующих условий: 1) по инвестиционному проекту, инвестиционному приоритетному проекту – юридическому лицу Республики Казахстан; 2) по специальному инвестиционному проекту – юридическому лицу Республики Казахстан, осуществляющему деятельность в качестве участника специальной экономической зоны или владельца свободного склада, производителям транспортных средств и (или) их компонентов, а также сельскохозяйственной техники и (или) ее компонентов – при наличии соответствующего соглашения о промышленной сборке; 3) по инвестиционному проекту – юридическому лицу, заключившему соглашение об инвестициях (п. 1 ст. 286 Кодекса РК).
41 Инвестиционные преференции предоставляются при реализации юридическим лицом инвестиционного проекта по видам деятельности, включенным в перечень приоритетных видов деятельности, утвержденный Правительством РК. Определение приоритетных видов деятельности осуществляется в соответствии с общим классификатором видов экономической деятельности, утвержденным уполномоченным органом в области технического регулирования. В перечень приоритетных видов деятельности, определенных для реализации инвестиционных приоритетных проектов, не подлежат включению следующие виды деятельности: деятельность в сфере игорного бизнеса; деятельность в сфере недропользования, за исключением добычи метана угольных пластов; деятельность по производству подакцизных товаров, за исключением производства продуктов нефтехимии, производства, сборки (комплектации) подакцизных товаров, предусмотренных п/п. (5) и (6) части первой ст. 462  НК РК.
42 Перечень приоритетных видов деятельности, включая перечень приоритетных видов деятельности, определенных для реализации инвестиционных приоритетных проектов, может пересматриваться не более двух раз в год (п. 4 ст. 286 Кодекса РК).
43 Инвестиционные преференции для инвестиционного приоритетного проекта предоставляются при соблюдении следующих условий: 1) получателем является юридическое лицо Республики Казахстан; 2) юридическое лицо осуществляет инвестиции в размере не менее двухмиллионнократного (по созданию новых производств) или пятимиллионнократного (по расширению и (или) обновлению действующих производств) размера месячного расчетного показателя , установленного законом о республиканском бюджете и действующего на дату подачи заявки на предоставление инвестиционных преференций; 3) юридическое лицо не является: автономной организацией образования в соответствии с налоговым законодательством и законодательством Казахстана об образовании; организацией, осуществляющей деятельность на территории специальной экономической зоны в соответствии с налоговым законодательством и законодательством Казахстана о специальных экономических и индустриальных зонах; 4) доля государства и (или) субъекта квазигосударственного сектора – юридического лица Республики Казахстан в качестве учредителя и (или) участника (акционера) юридического лица Республики Казахстан не превышает 26%, за исключением юридического лица Республики Казахстан в отрасли машиностроения, включая производство литейной продукции; доля государства и (или) субъекта квазигосударственного сектора – юридического лица Республики Казахстан в качестве учредителя и (или) участника (акционера) юридического лица Республики Казахстан в отрасли машиностроения, включая производство литейной продукции, не превышает 50%; 5) инвестиционная деятельность осуществляется не в рамках договора государственно-частного партнерства, в том числе договора концессии (п. 5 ст. 286 Кодекса РК).
44 Кодекс Республики Казахстан выделяет следующие виды инвестиционных преференций: освобождение от обложения таможенными пошлинами (ст. 287); государственные натурные гранты (ст. 288); преференции по налогам (ст. 290).
45 Законодательство Кыргызстана оперирует тремя категориями: инвестор, отечественный инвестор и иностранный инвестор. Инвестор – субъект инвестиционной деятельности, осуществляющий вложение собственных, заемных или привлеченных средств в форме прямых инвестиций. Отечественный инвестор – юридические и физические лица Кыргызской Республики, а также иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие статус резидента Кыргызской Республики, и осуществляющие инвестиционную деятельность на территории Кыргызской Республики. Иностранный инвестор – любые физические и юридические лица, не являющиеся отечественными инвесторами и осуществляющие вложение инвестиций в экономику Кыргызской Республики, в том числе: 1) физическое лицо, являющееся иностранным гражданином или лицом без гражданства, постоянно проживающим за пределами Кыргызской Республики; 2) юридическое лицо: созданное и зарегистрированное в соответствии с законодательством иностранного государства; или созданное с иностранным участием, т.е. учрежденное в соответствии с законодательством Кыргызстана: а) принадлежащее одному или более иностранным физическим, юридическим лицам; или б) контролируемое и управляемое одним или более иностранными физическими, юридическими лицами посредством письменного контракта, права реализовать большинство акций, права назначать большинство членов исполнительного или наблюдательного органа; или в) не менее 20% акций или голосов акционеров которого находится в собственности иностранных граждан, лиц без гражданства, постоянно проживающих за границей, или юридических лиц, упомянутых в настоящей статье; 3) юридическое лицо, созданное на основе международного договора Кыргызской Республики; 4) иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом; 5) международная организация (п. 3 ст. 1).
46 Таким образом, можно сделать вывод о том, что Кодекс Республики Казахстан содержит наиболее узкое понятие иностранных инвесторов, относя к ним физических и юридических лиц, в то время как Закон Республики Беларусь расширяет его путем включения международных юридических лиц, а Закон Кыргызской Республики добавляет в число иностранных инвесторов иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами, и международные организации. Наиболее широкое по содержанию понятие иностранных инвесторов содержат Федеральный закон России и Закон Республики Армения, включая в их число иностранные государства наряду с физическими и юридическими лицами, а также международными организациями. Весьма удачной представляется предложенная в Законе Республики Беларусь самостоятельная глава, посвященная правам и обязанностям иностранных инвесторов. Конечно, законодательные акты других государств – членов ЕАЭС косвенно содержат такое регулирование, однако прямое указание в нормативном правовом акте выглядит предпочтительнее.
47 2. Категории иностранных инвестиций и иностранного инвестора в международных договорах государств – членов ЕАЭС
48 Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона правовое регулирование иностранных инвестиций на территории Российской Федерации осуществляется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации. Согласно ст. 2 Закона Республики Армения, если международными договорами, заключенными Республикой Армения, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, в соответствующих случаях применяются правила международных договоров. В соответствии со ст. 3 Закона Республики Беларусь отношения в сфере инвестиций регулируются законодательством в сфере инвестиций, а также международными договорами Республики Беларусь и международными правовыми актами, составляющими право ЕАЭС. Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора. Согласно п. 3 ст. 1 Кодекса Республики Казахстан если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Кодексом, то применяются правила международного договора. Данные установления свидетельствуют о том, что нормы, содержащиеся в международных договорах, в которых участвуют государства – члены ЕАЭС, обладают приматом над нормами национального законодательства.
49 Следует отметить, что государства – члены ЕАЭС являются участниками действующих двусторонних и многосторонних международных договоров в области иностранных инвестиций, к числу которых относятся в частности: Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о поощрении и взаимной защите капиталовложений от 15 сентября 2001 г.14; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о поощрении и взаимной защите инвестиций от 6 июля 1998 г.15 (далее – Соглашение между Россией и Казахстаном); Соглашение между Правительством Республики Армения и Правительством Республики Казахстан о поощрении и взаимной защите инвестиций от 6 ноября 2006 г.16; Соглашение между Правительством Кыргызской Республики и Правительством Республики Казахстан о поощрении и взаимной защите инвестиций от 8 апреля 1997 г.17; Соглашение между Правительством Кыргызской Республики и Правительством Республики Беларусь о содействии осуществлению и взаимной защите инвестиций от 30 марта 1999 г.18; Соглашение между Правительством Кыргызской Республики и Правительством Республики Армения о поощрении и взаимной защите капиталовложений от 4 июля 1994 г.19; Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Армения о содействии осуществлению и взаимной защите инвестиций от 26 мая 2001 г.20; Московская конвенция СНГ о защите прав инвестора от 28 марта 1997 г.21 (далее – Московская конвенция).
14. См.: БМД. 2006. № 5. С. 67 - 72.

15. См.: БМД. 2000. № 8. С. 62 - 68.

16. См.: URL: >>>>

17. См.: URL: http://www.base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=8380

18. См.: URL: www.https://investmentpolicy.unctad.org/international-investment-agreements/treaty-files/5790/download

19. См.: URL: https:// www.continent-online.com/Document/?doc_id=30233753&ysclid=l6wlqfeyp1980945715

20. См.: Национальный реестр правовых актов РБ. 2002. № 48, ст. 3/346.

21. См.: Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ «Содружество». 1997. № 2.
50 Двусторонние соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций, являющиеся международными договорами, сторонами которых выступают государства, следует отличать от соглашений о защите и поощрении капиталовложений, регулируемых Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации»22. В соответствии с п. 1 ст. 6 данного Закона соглашение о защите и поощрении капиталовложений заключается с организацией, реализующей проект, при условии, что такое соглашение предусматривает реализацию нового инвестиционного проекта в одной из сфер российской экономики. Согласно п. 1 - 2 ст. 10 по соглашению о защите и поощрении капиталовложений каждое публично-правовое образование, являющееся его стороной, обязуется обеспечить организации, реализующей проект, неприменение в ее отношении актов (решений) соответствующих органов государственной власти, которые будут изданы (приняты), а в случае, если стороной соглашения является муниципальное образование, – актов (решений) органов местного самоуправления, при этом организация, реализующая проект, имеет право требовать неприменения таких актов (решений) при реализации инвестиционного проекта от соответствующего публично-правового образования. Российская Федерация и (или) муниципальные образования могут быть сторонами соглашения о защите и поощрении капиталовложений, если одновременно стороной такого соглашения является субъект (субъекты) Российской Федерации, на территории которого (которых) реализуется соответствующий инвестиционный проект.
22. См.: СЗ РФ. 2020. № 14 (ч. I), ст. 1999; 2022. № 27, ст. 4627.
51 Таким образом, одной из сторон соглашения о защите и поощрении капиталовложений всегда будет российское юридическое лицо – организация, реализующая проект, поэтому данное соглашение следует квалифицировать как частноправовой договор, хотя и с участием публично-правовых образований, что в корне отличает его от международных соглашений о взаимной защите и поощрении инвестиций. Обращаем внимание на определения инвестиций и инвестора в данном Федеральном законе. Инвестиции – это денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта (п. 2 ст. 2). Инвестор – российское физическое или юридическое лицо либо два лица или более, действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), которые осуществляют инвестиционную и (или) хозяйственную деятельность, а также иностранный инвестор (п. 4 ст. 2).
52 Рассмотрим понятия иностранных инвестиций и иностранного инвестора на примере Соглашения между Россией и Казахстаном. В соответствии с п. 1 ст. 1 термин «инвестиции» охватывает все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых инвестором одной Договаривающейся стороны на территории государства другой Договаривающейся стороны в соответствии с ее законодательством, и в частности: а) движимое и недвижимое имущество, а также любые другие связанные с ним имущественные права; б) денежные средства, а также акции, вклады и другие формы участия; в) право требования по денежным средствам, которые вкладываются для создания экономических ценностей, или услугам, имеющим экономическую ценность, связанных с инвестициями; г) исключительные права на объекты интеллектуальной собственности (авторские права, права на изобретения, промышленные образцы, полезные модели, товарные знаки или знаки обслуживания, фирменные наименования, технологию, информацию, имеющую коммерческую ценность, и ноу-хау); д) права на осуществление предпринимательской деятельности, предоставляемые на основе закона или договора.
53 Термин «доходы» означает средства, получаемые в результате инвестиций, и включает, в частности, прибыль, дивиденды, проценты, лицензионные и комиссионные вознаграждения, а также другие вознаграждения (п. 3 ст. 1). Никакое изменение формы, в которой имущественные ценности вкладываются или реинвестируются, не будет влиять на их характер в качестве инвестиций при условии, что такое изменение не будет противоречить законодательству Договаривающейся стороны, на территории государства которой инвестиции осуществлены.
54 Согласно п. 2 ст. 1 Соглашения между Россией и Казахстаном термин «инвестор» означает в отношении каждой из Договаривающихся сторон: а) любое физическое лицо, являющееся гражданином государства Договаривающейся стороны или постоянно проживающее на территории государства Договаривающейся стороны, и правомочное в соответствии с ее законодательством осуществлять инвестиции на территории государства другой Договаривающейся стороны; б) любое юридическое лицо, созданное в соответствии с действующим на территории государства этой Договаривающейся стороны законодательством, при условии, что юридическое лицо правомочно в соответствии с законодательством своей Договаривающейся стороны осуществлять инвестиции на территории государства другой Договаривающейся стороны.
55 Таким образом, в двусторонних отношениях Российской Федерации и Республики Казахстан категории иностранных инвестиций и иностранного инвестора, закрепленные в законодательстве обоих государств, заменены на аналогичные категории, содержащиеся в двустороннем Соглашении и носящие договорный характер. Поскольку и Россия, и Казахстан имеют двусторонние соглашения о поощрении и защите капиталовложений с целым рядом государств, то в их двусторонних отношениях понятия иностранных инвестиций и иностранного инвестора, содержащиеся в национальном законодательстве, всегда будут заменены на договорные. Анализ таких двусторонних соглашений государств – членов ЕАЭС позволяет утверждать, что понятие иностранного инвестора в них в ряде случае уже по сравнению с понятием, включенным в национальное законодательство, которое охватывает не только физических и юридических лиц-инвесторов, но и иностранные государства, и международные организации.
56 Несомненный интерес представляет содержание категорий «иностранные инвестиции», «иностранный инвестор» и «объекты инвестиционной деятельности» в Московской конвенции. Согласно ст. 1 инвестор – государство, юридическое или физическое лицо, осуществляющее вложения собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций, а инвестиции – вложенные инвестором финансовые и материальные средства в различные объекты деятельности, а также переданные права на имущественную и интеллектуальную собственность с целью получения прибыли (дохода) или достижения социального эффекта, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в соответствии с национальным законодательством Сторон.
57 Инвесторами могут быть государства, юридические и физические лица как Сторон, так и третьих стран, если иное не предусмотрено национальным законодательством Сторон (ст. 3). Инвестор имеет право осуществлять инвестиции любыми не запрещенными законодательством страны-реципиента способами. Под страной происхождения инвестиции понимается государство, на территории которого зарегистрирован инвестор – юридическое лицо или гражданином которого является инвестор – физическое лицо. Страна-реципиент – государство, на территории которого находится объект инвестирования (ст. 1). Сторона в качестве страны-реципиента имеет право проведения экспертизы инвестиционных проектов на соблюдение экологических, антимонопольных и других требований (ст. 4).
58 Инвестор вправе приобретать акции и иные ценные бумаги субъектов хозяйствования и других элементов, в том числе государственных ценных бумаг, в соответствии с законодательством страны-реципиента. Акции и иные ценные бумаги, обращающиеся на фондовом рынке страны-реципиента, могут приобретаться инвестором с оплатой в валюте страны-реципиента или в иной валюте в случае, если законодательством страны-реципиента не предусмотрено иное (ст. 14). Инвестор может участвовать в приватизации объектов, находящихся в государственной и муниципальной собственности, на условиях и в порядке, определяемых законодательством страны-реципиента. Отмена решения о приватизации объекта, а также изменение порядка и способа приватизации в случае, если в приватизации объекта принял участие инвестор, равно как и расторжение сделок по приватизации, могут быть осуществлены в судебном порядке (ст. 15).
59 Предоставление инвестору прав на пользование природными ресурсами и осуществление видов деятельности, относящихся к государственной монополии страны-реципиента, а также прав предпринимательской деятельности, связанной с использованием объектов, находящихся в государственной собственности страны-реципиента, осуществляется в соответствии с концессионными договорами, соглашениями о разделе продукции, заключаемыми в порядке, установленном законодательством страны-реципиента (ст. 19). Предоставление в аренду инвестору имущества граждан и юридических лиц страны-реципиента, объектов государственной собственности страны-реципиента и сдача в аренду инвестором своего имущества, находящегося на территории страны-реципиента, а также расторжение таких договорных отношений осуществляются в порядке и на условиях, установленных законодательством страны-реципиента (ст. 20).
60 * * *
61 В завершение следует обратить внимание на весьма важный факт. До вступления в силу Астанского договора действовал международный договор в рамках ЕЭП ЕврАзЭС, непосредственно затрагивавший интересы и права иностранных инвесторов в Российской Федерации, а именно Московское соглашение о торговле услугами и инвестициях в государствах – участниках ЕЭП от 9 декабря 2010 г.23 (далее – Московское соглашение), в соответствии с которым государства-участники поставили задачу создавать благоприятные условия для инвестирования средств лицами одной Стороны на территориях других Сторон (п. 1 - 2 ст. 3). С 1 января 2015 г. на территории государств – членов ЕАЭС действует Приложение № 16 к Астанскому договору, которым утвержден Протокол о торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций (далее – Протокол). Согласно п. 6 Протокола под термином «инвестиции» понимаются материальные и нематериальные ценности, вкладываемые инвестором одного государства-члена в объекты предпринимательской деятельности на территории другого государства-члена в соответствии с законодательством последнего, в том числе денежные средства (деньги), ценные бумаги, иное имущество; права на осуществление предпринимательской деятельности, предоставляемые на основе законодательства государств-членов или по договору, включая, в частности, права на разведку, разработку, добычу и эксплуатацию природных ресурсов; имущественные и иные права, имеющие денежную оценку.
23. См.: СЗ РФ. 2012. № 4, ст. 453.
62 «Инвестор государства-члена» – это любое лицо государства-члена, осуществляющее инвестиции на территории другого государства-члена в соответствии с законодательством последнего. «Лицо государства-члена» – любое физическое или юридическое лицо государства-члена. «Деятельность в связи с инвестициями» означает владение, пользование и(или) распоряжение инвестициями; «доходы» означают средства, получаемые в результате осуществления инвестиций, в частности, дивиденды, проценты, а также лицензионные, комиссионные и другие вознаграждения. Согласно п. 66 Протокола одной из форм осуществления инвестиций является учреждение в понимании п. 6(24) настоящего Протокола, который гласит, что «учреждение» означает: создание и(или) приобретение юридического лица (участие в капитале созданного или учрежденного юридического лица) любой организационно-правовой формы и формы собственности, предусмотренных законодательством государства-члена, на территории которого такое юридическое лицо создается или учреждается; приобретение контроля над юридическим лицом государства-члена, выражающееся в получении возможности непосредственно или через третьих лиц определять решения, принимаемые таким юридическим лицом, в том числе путем распоряжения голосами, приходящимися на голосующие акции (доли), путем участия в совете директоров (наблюдательном совете) и в иных органах управления такого юридического лица; открытие филиала; открытие представительства; регистрация в качестве индивидуального предпринимателя.
63 Изменение способов осуществления инвестиций, а также форм, в которых инвестиции вкладываются или реинвестируются, не влияет на их квалификацию в качестве инвестиций при условии, что такое изменение не противоречит законодательству государства-реципиента (п. 67 Протокола). Под «государством-реципиентом» понимается государство-член, на территории которого осуществляются инвестиции инвесторами других государств-членов (п. 6(1) Протокола). Каждое государство-член обеспечивает на своей территории равноправный режим в отношении инвестиций и деятельности в связи с инвестициями, осуществляемых инвесторами других государств-членов. Такой режим должен быть не менее благоприятным, чем режим, который предоставляется этим государством-членом в отношении инвестиций и деятельности в связи с такими инвестициями, осуществляемых своими (национальными) инвесторами (речь идет о национальном режиме).
64 Каждое государство-член предоставляет при таких же (подобных) обстоятельствах инвесторам любого другого государства-члена, их инвестициям и деятельности, связанной с такими инвестициями, режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый инвесторам любого третьего государства, их инвестициям и деятельности, связанной с такими инвестициями (речь идет о режиме наибольшего благоприятствования). Каждое государство-член создает благоприятные условия для осуществления на своей территории инвестиций инвесторам других государств-членов и допускает такие инвестиции в соответствии со своим законодательством (п. 68 - 72 Протокола). Национальный режим и режим наибольшего благоприятствования должны предоставляться государствами-членами по выбору инвестора в зависимости от того, какой из режимов является наиболее благоприятным (п. 71 Протокола).
65 Нельзя не упомянуть еще один международный договор в рамках евразийской экономической интеграции, а именно Соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций в государствах – членах Евразийского экономического сообщества от 12 декабря 2008 г.24 Согласно ст. 1(б) «инвестициями» считаются материальные и нематериальные ценности, вкладываемые инвестором государства одной Стороны в объекты предпринимательской деятельности на территории государства другой Стороны в соответствии с законодательством последнего, в том числе: денежные средства (деньги), ценные бумаги, иное имущество; права на осуществление предпринимательской деятельности, предоставляемые на основе законодательства государств Сторон или по договору, включая, в частности, права на разведку, разработку, добычу и эксплуатацию природных ресурсов; имущественные и иные права, имеющие денежную оценку. Изменение формы, в которой инвестиции вкладываются или реинвестируются, не влияет на их квалификацию в качестве инвестиций при условии, что такое изменение не противоречит законодательству государства-реципиента.
24. См.: БМД. 2016. № 6.
66 Согласно ст. 1(а) «инвестором» применительно к государству каждой из Сторон рассматривается: любое физическое лицо, являющееся гражданином государства одной Стороны, осуществляющее инвестиции на территории государства другой Стороны в соответствии с законодательством последнего; любое юридическое лицо, учрежденное (созданное) и зарегистрированное на территории государства одной Стороны, осуществляющее инвестиции на территории государства другой Стороны в соответствии с законодательством последнего.
67 В соответствии со Стратегией развития Шанхайской организации сотрудничества до 2025 года25 государства-члены примут согласованные меры, направленные на дальнейшее расширение взаимовыгодного торгово-экономического взаимодействия на пространстве ШОС, в том числе путем формирования благоприятного инвестиционного и делового климата, поддержки деловых инициатив, реализации проектов в приоритетных направлениях сотрудничества и развитию инфраструктуры. Государства-члены примут согласованные меры по налаживанию сотрудничества в развитии производственных мощностей на основе взаимной выгоды. Государства-члены будут оказывать взаимное содействие в деле интеграции в мировую экономику, способствовать минимизации для национальных экономик негативных последствий глобализации и кризисных явлений в международных экономических процессах. Государства-члены примут практические меры по реализации конкретных экономических и инвестиционных проектов в рамках ШОС, включая подготовку профильных специалистов. Формирование благоприятного инвестиционного климата как заявленная цель развития многостороннего сотрудничества государств – членов ШОС, несомненно, должно оказать благотворное влияние и на инвестиционную деятельность на территории всех государств – членов ЕАЭС26.
25. См.: URL: http://www.infoshos.ru/ru/?id=125

26. См., напр.: Батлер У.Э. Евразийское юридическое пространство – лаборатория сравнительного правоведения // Евразийский юрид. журнал. 2011. № 7. С. 6 - 9; Боклан Д.С., Лифшиц И.М. Действие принципа верховенства права в Евразийском экономическом союзе // Междунар. право. 2016. № 2. С. 1 - 13; Бублик В.А., Семякин М.Н., Губарева А.В. Модернизация правового пространства стран Евразийского экономического союза // Междунар. публичное и частное право. 2020. № 4. С. 36 - 39; Дихтяр А.И. Взаимодействие правовых систем государств – членов Евразийского экономического союза: теоретические аспекты // Современное общество и право. 2020. № 1. С. 72 - 81.

Библиография

1. Батлер У.Э. Евразийское юридическое пространство – лаборатория сравнительного правоведения // Евразийский юрид. журнал. 2011. № 7. С. 6–9.

2. Боклан Д.С. Евразийский экономический союз и Всемирная торговая организация: соотношение правовых режимов // Право. Журнал ВШЭ. 2017. № 2.

3. Боклан Д.С., Лифшиц И.М. Действие принципа верховенства права в Евразийском экономическом союзе // Междунар. право. 2016. № 2. С. 1–13.

4. Бублик В.А., Семякин М.Н., Губарева А.В. Модернизация правового пространства стран Евразийского экономического союза // Междунар. публичное и частное право. 2020. № 4. С. 36–39.

5. Васякина Е.В. Правовое регулирование интеграционных процессов в Евразийском экономическом союзе: компромисс международного и внутригосударственного права // Евразийский юрид. журнал. 2021. № 11.

6. Дихтяр А.И. Взаимодействие правовых систем государств – членов Евразийского экономического союза: теоретические аспекты // Современное общество и право. 2020. № 1. С. 72 - 81.

7. Дроздова С.А. Таможенный союз и Единое экономическое пространство – основа формирования Евразийского экономического союза // Таможенное дело. 2014. № 4.

8. Елистратова В.В. Формирование правовой системы Евразийского экономического союза // Вестник СГЮА. 2017. № 1. С. 46–51.

9. Ершов В.В. Право Евразийского экономического союза // Росс. правосудие. 2021. № 5. С. 5 - 12.

10. Касимов Т.С., Степанов Р.Р. Эволюция международного инвестиционного права // Междунар. академический вестник. 2020. № 6.

11. Куликова Н.И., Плотников А.Ю. Таможенный союз как форма экономической интеграции: юридические аспекты практики ЕАЭС // Страховое право. 2019. № 1.

12. Курбанов Р.А. Евразийское право: учеб. для магистратуры. М., 2021.

13. Лисица В.Н. Международное инвестиционное право как часть международного частного права // Закон. 2008. № 11. С. 132, 135.

14. Лисица В.Н. Применение норм инвестиционного права в регулировании инвестиционных отношений // Законодательство. 2011. № 10.

15. Фархутдинов И.З. Международное инвестиционное право и процесс: учеб. М., 2017.

16. Чайка К.Л. Роль общих ценностей Евразийского экономического союза в становлении и развитии права интеграционного объединения // Журнал росс. права. 2020. № 5. С. 148 - 157.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести