ООНГосударство и право

  • ISSN (Print) 1026-9452
  • ISSN (Online)2713-0398

К вопросу о содержании дефиниции «финансово-правовые механизмы обеспечения судебной экспертной деятельности»

Код статьи
S102694520022763-0-1
DOI
10.31857/S102694520022763-0
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Том/ Выпуск
Том / Номер 11
Страницы
85-98
Аннотация

. Авторы статьи на основе сравнительно-правового анализа отечественной и зарубежной научной литературы раскрывают особенности существующих таких значимых дефиниций, как «хозяйственный механизм», «экономический механизм», «финансовый механизм», «механизм правового регулирования» и «финансово-правовой механизм». В статье рассмотрены основные научные школы по определению роли и места всех этих видов механизмов в системе экономико-правового развития государства. Формулируется вывод о необходимости введения в научный оборот понятия «системы финансово-экономических механизмов судебной экспертной деятельности», определяющих: 1) субъектно-объектный состав правоотношений; 2) систему методов, приемов и средств финансирования данного вида деятельности; 3) правовое, информационное и организационное обеспечение судебной экспертной деятельностью; 4) совокупность различного рода механизмов, к числу которых следует отнести, например, механизм государственного финансового контроля, механизм страхования; цифровые финансовые механизмы и др.

Ключевые слова
судебная экспертная деятельность, механизм правового регулирования, финансово-правовой механизм, субъекты права, государственное финансирование, экономический механизм, финансовый механизм
Дата публикации
29.11.2022
Всего подписок
12
Всего просмотров
348

Введение. В научной литературе тема доктринального определения понятия «финансово-правовой механизм обеспечения судебной экспертной деятельности» является на первый взгляд недостаточно изученной. Чётко сформулированного определения такого понятия нет ни в российских, ни в зарубежных научных исследованиях. Однако, несмотря на отсутствие научных работ, прямо раскрывающих сущность данного понятия, в научной литературе (экономической и юридической) есть значительное число авторских позиций, которые, на наш взгляд, могут быть использованы для формирования понятийного аппарата в исследуемой области, именно в силу данного факта мы их отнесли как необходимые для изучения.

Значимость формирования и совершенствования теоретико-категориального аппарата определяется меняющимися общественными отношениями, их динамикой развития в той или иной степени в определенной сфере жизни социума, а именно в финансово-экономической. Как отмечал В.Е. Чиркин, создание новой правовой категории заключается в критериальном отборе специальных признаков, отличающих конкретное явление, нуждающееся в регулировании, от других, возможно, сходных с ним, но без учёта второстепенных характеристик, затрудняющих его спецификацию1. Кроме того, особое значение имеют формулирование цели и задач практического использования созданной новой дефиниции, а также обращение внимания на тот факт, что доктринальный терминологический (понятийный) аппарат не должен слишком часто меняться даже под влиянием турбулентных событий как в международных или региональных правовых реалиях, так и в отдельной правовой системе конкретного государства.

1. См.: Чиркин В.Е. Конституционная терминология. М., 2013.

Стабильность терминологической преемственности юридических понятий, которые актуальны на сегодняшний день, представляет собой важный механизм сохранения устойчивости системы права и системы законодательства страны2. Финансово-правовой механизм, безусловно, будучи основополагающим юридико-экономическим понятием, в то же время подвержен постоянному изменению и в силу этого факта нуждается в своевременной правовой модификации3. Рассмотрим, каким образом в научной литературе формировалась правовая категория, представляющая собой «фундаментальные, наиболее широкие по объему обобщения универсальные правовые понятия, фиксирующие существенные закономерные связи и отношения в сфере правовой действительности»4, – «финансово-экономический механизм» вообще и «финансово-экономический механизм обеспечения судебной экспертной деятельности, в частности. И даже более – следует ли употреблять по отношению к судебно-экспертной деятельности категорию «механизм» или следует говорить о целой совокупности подобного рода механизмов.

2. См. подр.: Власенко Н.А. Техника составления правовых дефиниций // Юридическая техника: учеб. пособие / Н.А. Власенко, А.И. Абрамова, Г.Т. Чернобель и др. М., 2016.

3. См.: Абрамова А.И. Правовые понятия в общем цикле развития российского законодательства // Журнал росс. права. 2017. № 11. С. 36.

4. Панов Н.И. Проблемы методологии формирования категориально-понятийного аппарата юридической науки // Проблемы законности. 2014. № 126. С. 3 - 13.

Сам термин «механизм» по отношению к финансово-экономической сфере был введён в научный оборот в советской научной литературе в 1960-х годах в трудах акад. Л.И. Абалкина. Им был проанализирован «хозяйственный механизм социалистического общества», под которым он подразумевал систему всех используемых в хозяйственной деятельности «экономических рычагов и стимулов влияния», и раскрыты её структурные элементы5, в 1970 - 1980-х гг. эта концепция получила своё дальнейшее развитие6. Следует отметить, что доктринальная трактовка «хозяйственного механизма», под которым подразумевалась «сложная структурная совокупность форм, методов, стимулов и экономических рычагов», получила свое легальное закрепление в юридических документах СССР7.

5. К таким элементам были отнесены формы и методы: организации общественного производства; хозяйственных связей; ‒ структуру, планирования и хозяйственного руководства (см: Абалкин Л.И. Хозяйственный механизм развитого социалистического общества. М., 1973.

6. См.: Кошкин В., Гайдар Е. О структуре хозяйственного механизма // Экономические науки. 1979. № 7. С. 31–38; Бунич П.Г. Хозяйственный механизм развитого социализма: сущность, структура, проблемы и перспективы. М., 1980; Осипов Ю.М. Основы теории хозяйственного механизма. М., 1994.

7. См.: О дальнейшем совершенствовании хозяйственного механизма и задачах партийных и государственных органов: Постановление ЦК КПСС от 12 июля 1979 г.; Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июля 1979 г. М., 1979.

Если в советской науке использовался термин «хозяйственный механизм», то в зарубежной – «экономический механизм», понятие которого ввел в научный обиход Лео Гурвиц в 1960-х годах. Он предложил определять его через теорию игр, созданную ещё в 1944 г. Дж. фон Нейманом и О. Моргенштерном8. Экономический механизм в трактовке Л. Гурвица представлял собой взаимодействие между субъектами и центром в трёх фазах: сначала каждый игрок отсылает «информацию» в центр», центр обобщает все информационные потоки от всех субъектов для выработки конечного результата и отправляет новую информацию игрокам, объявляя результат и «подстраивая» под план его выполнения деятельность игроков9. В 1994 г. эта теория получила своё развитие в трудах Дж. Нэша, за которую он получил Нобелевскую премию в области экономики10. Он, как отмечает Н.А. Зенкевич, «заложил основы общей теории некооперативной теории игр и теории кооперативных соглашений»11, когда игра характеризовалась, как «своеобразный отражатель происходящих экономических событий с субъектами, а работа экономического механизма заключается в постановке правильного алгоритма действий, результатом которых будет получение максимального результата»12.

8. См.: Нейман Дж. фон, Моргенштерн О. Теория игр и экономическое поведение / пер. с англ. под ред. и с доб. Н.Н. Воробьева. М., 1970.

9. См.: Власов Д.А., Синчуков А.В. Равновесие Нэша в биматричных играх: технология моделирования и визуализации Wolfram Demonstration Project // Современные информационные технологии и IT-образование. 2016. Т. 12. № 4. С. 209; Измалков С.Б., Сонин К.И., Юдкевич М.М. Теория экономических механизмов (Нобелевская премия по экономике 2007 г.) // Вопросы экономики. 2008. № 1. С. 4, 5.

10. См.: >>>> Harold W., >>>> John C., >>>> R. et al. The work of John F. Nash Jr. in game theory: Nobel Seminar, 8 December 1994 // >>>> . 1995. No. 81 (1). P. 160 - 189. DOI: >>>>

11. Зенкевич Н.А. Выдающийся вклад в теорию игр и ее приложения в области экономики и теории менеджмента (к 80-летию со дня рождения Джона Форбса Нэша) // Росс. журнал менеджмента. 2008. Т. 6. № 4. С. 169.

12. Прокофьева Т.Ю. Соотношение понятий «экономический механизм» и «организационно-экономический механизм» // Вестник МФЮА. 2017. № 1. С. 22.

В 1990-е годы в российской экономической литературе понятие «механизм» также начинает трактоваться как определенная характеристика экономической системы и широкое распространение получают два основополагающих термина: «экономический механизм» и «финансовый механизм». Так, термин «экономический механизм» стал в большинстве своём использоваться в исследовательской и учебной литературе вместо, но иногда и как синоним понятия «хозяйственный механизм»13, под которым подразумевалась конкретная система взаимосвязей, целью которых провозглашалось преобразование хозяйственной деятельности определенных субъектов на основе современных методик, включающих усовершенствованные формы, методы, средства и приёмы14.

13. Аверина И.С. Эволюция и классификация феномена «хозяйственный механизм» // Вестник Волгоградского гос. ун-та. Сер. 3. Экономика. Экология. 2012. № 2 (21). С. 12–16.

14. См.: там же. С. 14.

Исходя из анализа российской и зарубежной научной литературы15 конца ХХ в., можно говорить о четырех научных школах, в рамках которых «экономический механизм» определяется как:

15. См. подр.: Марка Д.А., МакГоуэн К.Л. Методология структурного анализа и проектирования / пер. с англ.; предисл. Д.Т. Росса. М., 1993; Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе / пер. с англ. М., 1994.

1) отдельная специальная смоделированная организационная модель развития экономики, например, такой подход был использован в методологии SADT (Structured Analysis & Design Technique), определяемым Д.Т. Россом как «метод структурного анализа и проектирования функционального моделирования IDEF0»16;

16. Ross D.T. Structured Analysis (SA): A Language for Communicating Ideas // IEEE Transaction on Software Engineering. 1977. SE-3. P. 16 - 34; Ross D.T. Applications and Extensions of SADT // Computer. 1985. Vol. 18. No. 4. P. 25 - 34. DOI: 10.1109/MC.1985.1662862; Ross D.T., Schoman K. E. Structured Analysis for Requirements Definition / IEEE Transaction on Software Engineering. 1977. No. 3. P. 6 - 15.

2) формальная систематизированная модель взаимодействия субъектов экономической деятельности, использующая определенные методы и механизмы воздействия17;

17. См.: Измалков С.Б., Сонин К.И., Юдкевич М.М. Указ. соч. С. 4–26.

3) определенные обязательные взаимосвязи, возникающая внутри экономической системы при определенных условиях между её структурными элементами под воздействием первичных импульсов – механизмов различного рода, действующими в рамках рыночной экономики, «открытые» и «закрытые» экономические механизмы (валютный, финансовый, инвестиционный, инфляционный и др.), определяющих саму суть экономического механизма отдельной страны, предприятия, структурного подразделения18;

18. См.: Кульман А. Экономические механизмы / пер. с франц. Е.П. Островской; общ. ред. Н.И. Хрусталевой. М., 1993. С. 7, 12, 13.

4) обеспечение реального практического экономического результата, т.е. экономический механизм возникает на основе создания экономической стратегии и экономической политики и представляет собой особую иерархию различного рода механизмов на уровне отдельной экономической отрасли, конкретного предприятия и каждого из его структурных подразделений предприятия и др., направленных на обеспечение специальных функций в рамках выполнения единой цели на каждом их этих уровней, ради которой и создан экономический механизм19.

19. См.: Абалкин Л.И. Избр. труды: в 4 т. Т. ІІ. На пути к реформе. Хозяйственный механизм развитого социалистического общества. Новый тип экономического мышления. Перестройка: пути и проблемы. М., 2000.

Таким образом, в каждой из четырёх научных школ присутствует обязательное ориентирование экономического механизма на конечный результат его функционирования и реализации в рамках определенного экономического режима.

В XXI в. в российской экономической литературе появилось большое число определений экономического механизма, среди которых:

  1. система элементов взаимосвязей между элементами экономической деятельности, обоснованных производственными отношениями, приводящих в последовательное движение экономические процессы (производство, обмен, потребление) в различных сферах деятельности и на разных экономических уровнях20;

20. См.: Киселев Ю.М. Экономические механизмы и подходы к их систематизации. Новосибирск, 2008. С. 29.

  1. механизм функционирования хозяйствующей организации с помощью специальных методов и средств на определенном историческом этапе развития экономики21;

21. См.: Черняев А.А. Основные направления совершенствования механизма функционирования АПК Поволжья. Саратов, 2006. С. 26.

  1. механизм рыночной экономики, основанным на сочетании регуляторных механизмов в деятельности экономических субъектов и финансово-экономической функции государства в виде контрольных полномочий22;

22. См.: Полянский А.И., Соловьев М.М. Систематизация механизмов государственного регулирования на рынках недвижимости // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование». 2001. № 4 (9).

  1. система методов, инструментов, рычагов, воздействующих на процессы в интересах качественного совершенствования уровня их осуществления, представленная в строгой иерархичной форме23;

23. См.: Мельников А.Е. К вопросу о понятии финансового механизма // Управление экономическими системами. Электронный журнал. 2017. № 7 (101) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: >>>> (дата обращения: 16.06.2022).

  1. организационно-экономический механизм как особая сложная система, элементы которой «приводят в движение» различные экономические процессы24, к таким элементам авторами были отнесены – правовое обеспечение управленческого процесса, организационные структурные элементы, а также методология управления, с помощью которой достигается целевой результат в условиях конкуренции25.

24. См.: Прокофьева Т.Ю. Указ. соч. С. 24.

25. См.: Навоева О.В. К разработке программы долгосрочного социально-экономического развития России. Проблемы перехода к инновационной экономике // Проблемы современной экономики. 2010. № 2 (34). С. 54 - 57.

При этом если составляющие такой механизм взаимосвязи экономических субъектов, можно классифицировать в измеряемые группы, то в этом случае организационно-экономический механизм должен быть определен как финансовый26. Такой финансовый механизм представляет собой значимый элемент экономического механизма, можно сказать, его основной ресурс, без которого невозможно обеспечение хозяйственной деятельности экономических субъектов. Как в определении экономического механизма существует несколько точек зрения, так и в отношении дефиниции «финансовый механизм» есть разница в доктринальных подходах, общим для которых следует считать определение финансового механизма как механизма, использующего различные финансовые инструменты для достижения поставленных целей и задач в развитии конкретных вида социально-экономической деятельности или сектора хозяйствования. При этом принято различать финансовый механизм на государственном уровне (макроуровень – механизм приведения в действие публичных финансов) и финансовый механизм предприятий (микроуровень – механизм корпоративных финансов).

26. См.: Федорович В.О. Новый организационно-экономический механизм управления собственностью: крупные промышленные и транспортные корпорации. Новосибирск, 2006.

К трактовке финансового механизма как части экономического механизма на различных уровнях экономики (хозяйствования) имеют отношение такие известные зарубежные и российские экономисты, как А.С. Пигу, А. Маршалл, Ф.Х. Найт, П. Самуэльсон, Й.А. Шумпетер, А. Бабо, В.Г. Базаров, Е.В. Маркина, Л.А. Дробозина, В.П. Иваницкий, А.Ю. Казак, В.К. Сенчагов, Н.Г. Сычев и др. Особую роль в научной трактовке финансового механизма сыграла научная школа Финансового университета при Правительстве РФ: С.Е. Прокофьев, М.А. Эскиндаров, С.П. Солянникова, М.А. Федотова, М.А. Абрамова, В.В. Масленников, А.В. Шаркова и многие другие. В современной экономической научной литературе всё многообразие подходов к определению сущности финансового механизма свелось к двум определениям27:

27. См.: Петрушевская В.В., Броварь Н. А. Системный взгляд на экономическое содержание категории «финансовый механизм» // Стратегии бизнеса. Электронный науч.-экон. ж-л. 2020. Т. 8. № 8. С. 213.

  1. Директивный финансовый механизм, назначением которого следует полагать формирование публичных финансовых отношений при жёстком соблюдении системы приёмов, способов и методологии их реализации, поэтому к основным финансовым инструментам отнесены «процедуры налогообложения, кредита государства, бюджетирования, контроллинга, а также финансового планирования»28.

28. Серикова О.В. К вопросу развития финансового механизма современного предприятия // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 11.

  1. Регулирующий финансовый механизм, более характерный для частных финансов и в силу этого факта, применяется для организации финансовой деятельности в негосударственных организациях. Государственное финансирование деятельности таких организаций не происходит, так как в таких финансовых отношениях интересы государства не затрагиваются. Информационное обеспечение такого типа финансового механизма носит рекомендательный характер и, в основном, затрагивает правила использования средств организации, оставшихся после исполнения всех финансовых обязательств.

На наш взгляд, для судебно-экспертной деятельности, в которой участвуют как государственные, так и негосударственные организации, имеющие право привлекаться для проведения различного рода экспертиз установленными в законе субъектами, безусловно, предпочтительнее директивный финансовый механизм. Кроме того, к финансовым механизмам, кроме вышеперечисленных следует отнести механизм страхования29, механизм финтеха30 (под которым Центральным банком РФ подразумевается «предоставление финансовых услуг и сервисов с использованием инновационных технологий, таких как “большие данные” (Big Data), искусственный интеллект и машинное обучение, роботизация, блокчейн, облачные технологии, биометрия и др.»31) и / или цифровой финансовый механизм32 (при этом часть авторов полагают, что механизм финтех и цифровой финансовый механизм могут представлять собой единый механизм, а часть – различают данные понятия). Все перечисленные выше механизмы не только взаимосвязаны между собой, но и взаимообусловлены, поэтому для государственных и негосударственных организаций, занимающихся судебной экспертной деятельностью следует использовать всю систему таких механизмов, потому что только в их совокупности и следует говорить о финансовом механизме обеспечения их деятельности.

29. См., напр.: Романова И.Н. Страхование в сфере предпринимательской деятельности как редуцирующий фактор убытков // >>>> (Правовая парадигма). 2019. Т. 18. № 2. С. 84 - 89. DOI: >>>> ; Быкова Н.Н. Сущность страхования и механизм реализации имущественного страхования на современном этапе // Вестник НГИЭИ. 2016. С. 139 - 144; Gradinaru N. Insurer sequestration of the debtor’s immovable property in business // Challenges of the Knowledge Society. 2013. No. 1. P. 297‒301.

30. См. подр.: Березкин Ю.М. Ранний Маркс и современный «финтех» // Креативная экономика. 2019. Т. 13. № 2. С. 389–406. DOI: 10.18334/ce.13.2.39881; Котляров И.Д. Финтех: сущность и модели реализации // ЭКО. 2018. № 12. С. 23 - 39. DOI: 10.30680/ЕСО0131-7652-2018-12-23-39; Эскиндаров М.А., Абрамова М.А., Масленников В.В. и др. >>>> // >>>> . 2018. Т. 12. >>>> . С. 6 - 23; Dorfleitner G., Hornuf L., Schmitt M., Weber M. (2017). FinTech in Germany. Springer International Publishing AG. Fine B. (2017). The material and culture of financialization // New Political Economy. Vol. 22. No. 4. P. 371–382. DOI: >>>> g/10.1080/13563467.2017.1259299; Fong A. (2015). Regulation of peer-to-peer lending in Hong Kong: State of play // Law and Financial Markets Review. Vol. 9. No. 4. P. 251–259. DOI: >>>> Gabor D., Brooks S. (2017). The digital revolution in financial inclusion: International development in the fintech era // New Political Economy. Vol. 22. No. 4. P. 423–436. DOI: >>>> Gomber P., Kauffman R.J., Parker Ch., Weber B.W. (2018). On the Fintech revolution: Interpreting the forces of innovation, disruption, and transformation in financial services // Journal of Management Information Systems. Vol. 35. No. 1. P. 220–265. DOI: >>>> Gomber P., Koch J.-A., Siering M. (2017). Digital Finance and FinTech: Current research and future research directions // Journal of Business Economics. Vol. 87. P. 537–580; Hughes A., Park A., Kietzmann J., Archer-Brown Ch. (2019). Beyond Bitcoin: What blockchain and distributed ledger technologies mean for firms // Business Horizons. Vol. 62. P. 273–281. DOI: 10.1016/j.bushor.2019.01.002; Lee I., Shin Y.J. (2018). Fintech: Ecosystem, business models, investment decisions, and challenges // Business Horizons. Vol. 61. No. 1. P. 35–46. DOI: 10.1016/j.bushor.2017.09.003; и др.

31. Развитие финансовых технологий. URL: >>>> (дата обращения: 17.04.2022).

32. См. подр.: Котляров И.Д. Цифровая трансформация финансовой среды // Управление. 2020. Т. 11. № 3. С. 72 - 81. DOI: 10.29141/2218-5003-2020-11-3-6; Перцева С.Ю. Цифровая трансформация финансового сектора // Инновации в менеджменте. 2018. № 18. С. 48 - 52; Проект основных направлений цифровизации финансового рынка на период 2022–2024 годов. М., 2021 URL: >>>> (дата обращения: 17.04.2022); Основные тренды развития цифровой экономики в финансовой сфере. Правовые аспекты регулирования и практического применения. М., 2019; Чернов В.А. Реализация цифровых технологий в финансовом управлении хозяйственной деятельностью // Экономика региона. 2020. Т. 16. Вып. 1. С. 283 - 297 DOI: >>>> ; Chanias S., Myers M., Hess T. (2019). Digital transformation strategy making in pre-digital organizations: The case of a financial service provider // Journal of Strategic Information Systems. Vol. 28. P. 17–33. DOI: >>>> Puschmann T. (2017). Fintech // Business & Information Systems Engineering. Vol. 51. No. 1. P. 69–76. DOI: 10.1007/s12599-017- 0464-6; Scardovi C. (2017). Digital Transformation in Financial Services. Cham: Springer International Publishing AG; Vulkan N., Åstebro T., Sierra M.F. (2016). Equity crowdfunding: A new phenomena // Journal of Business Venturing Insights. No. 5. P. 37–49. DOI: 10.1016/j.jbvi.2016.02.001; и др.

Конструкцию финансового механизма следует определять, как сложную систему, состоящую из большого числа составляющих её элементов, находящихся в прямой зависимости от существующих и нуждающихся в регуляции финансовых отношений, среди которых:

а) субъекты финансовых отношений (институциональная составляющая) публично-правовые образования (государство, субъекты Российской Федерации, муниципалитеты); коллективные субъекты (государственные органы, государственные организации, негосударственные предприятия и организации и др.); индивидуальные субъекты (физические лица)33;

33. В юридической литературе предлагается следующая классификация субъектов финансовых отношений: «субъекты, не обладающие властными полномочиями (физические лица, организации), субъекты, обладающие властными полномочиями (Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, органы государственной власти и местного самоуправления), субъекты, обладающие отдельными, делегированными финансово-правовыми предписаниями, властными полномочиями (например, кредитные организации при осуществлении функций» (см. подр.: Финансовое право: учеб. и практикум для вузов / под ред. Г.Ф. Ручкиной. М., 2020; Ручкина Г.Ф., Демченко М.В., Ключникова Я. А. и др. Правовое регулирование финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. М., 2019; Мошкова Д.М. К вопросу о субъектах финансового права // Актуальные проблемы росс. права. 2016. № 11 (72). С. 72 - 79. DOI: 10.17803/1994-1471.2016.72.11.072-079; Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право: учеб. М., 2020; Ашмарина Е.М., Грачева Е.Ю., Артемов Н.М. и др. Финансовое право: учеб. 3-е изд., пер. и доп. М., 2020. Сер. 76. Высшее образование; Грачева Е.Ю. Финансовое право в России: вчера, сегодня, завтра // Вестник Московского ун-та. Сер. 11. Право. 2012. № 3. С. 20 - 38; и др.

б) финансовые способы (финансовый учет, планирование, анализ, прогнозирование, финансовый контроль и т. д.) и приёмы финансового воздействия на экономический процесс (дивиденды, процентные ставки, кредиты и займы финансовых учреждений, котировки валютных курсов и др.);

в) финансовые инструменты (денежные средства, ценные бумаги, задолженность кредиторов и дебиторов, контракты, финансовые опционы, форвардные контракты, процентные свопы, валютные свопы, финтех и др.), при использовании которых субъект вступает в финансовые отношения34;

34. См. подр.: Масленников В.В., Федотова М.А., Сорокин А.Н. >>>> // >>>> . 2017. Т. 21. >>>> . С. 6 - 11.

г) правовое и информационное обеспечение (нормы; нормативы; тарифные ставки; инструкции; методические разъяснения, указания; информативные показатели, информационный менеджмент и т.п.)35.

35. См.: Финансы организаций: учеб. / под ред. Н.В. Колчиной, О.В. Португаловой. 6-е изд., перераб. и доп. М., 2016; Серикова О.В. Указ. соч.

В связи с тем, что составляющей частью экономического и финансового механизма является правовой механизм обеспечения его развития, в юридической литературе появляется целый ряд работ, использующих понятие «правовой механизм», под которым часть авторов подразумевает строго определенную закрытую систему правового регулирования или правового обеспечения определенной деятельности институтов финансового механизма36; другие – систему определенных средств и факторов, обеспечивающих выполнение государством своих функций37; третьи – совокупность государственных и иных решений в сфере управления по применению системы методов, приёмов и средств правового обеспечения отдельной сферы жизни общества38; четвертые – правовое обеспечение участие органов государственной власти и государственных органов в реализации финансово-экономического механизма39; пятые – особую систему правовых механизмов, не входящих в механизм реализации функций государства40; шестые – систему правовых инструментов для обеспечения отдельного вида государственной деятельности41.

36. См., напр.: Пономарев М.В. Правовой механизм экологического аудита // Журнал росс. права. 2010. № 8. С. 106–110.

37. См., напр.: Гончаров В.В., Пефтиев И.И. О некоторых вопросах конституционно-правового механизма реализации гражданами Российской Федерации права на альтернативную гражданскую службу // Юрид. мир. 2010. № 7. С. 45–49.

38. См., напр.: Селюков А.Д. Финансово-правовые механизмы государственного управления // Финансовое право. 2010. № 7. С. 2–5.

39. См., напр.: Солодов И.А. Административно-правовой механизм противодействия групповым нарушениям общественного порядка при проведении публичных мероприятий // Административное и муниципальное право. 2010. № 5. С. 38–40.

40. См., напр.: Андреева О.А. Политико-правовые механизмы и средства обеспечения местного самоуправления в современной России // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. № 4. С. 13–15; Лушникова М.В., Лушников А.М. Курс права социального обеспечения. 2-е изд. М., 2009.

41. См.: Долгополов А.А. Теоретические основы административно-правовых режимов в сфере оборота оружия и взрывчатых веществ // Росс. следователь. 2005. № 8. С. 43.

В целях проводимого нами исследования важен подход к структуре правового механизма, предлагаемый Н.А. Поветкиной, которая выделяет такие его элементы, как: а) цель правового воздействия; б) система взаимосвязанных юридических средств; в) нормативно-заданная схема действия такого правового механизма42. Кроме того, значительное внимание в теории права всегда уделялось различению понятий:

42. См. подр.: Поветкина Н.А. Финансовая устойчивость Российской Федерации. Правовая доктрина и практика обеспечения. М., 2016.

а) «правовое воздействие»43 – это целый комплекс различных форм, средств, способов, приёмов и методов влияния на все сферы жизни общества в совокупности и на каждый структурный элемент общественной жизни, поэтому правовое воздействие включает в себя все существующие формы суггестивности с помощью правовых, социальных, политических, экономических, культурных и иных явлений на возникающие в обществе отношения, кроме государственного принуждения, которое является характерной чертой правового регулирования44;

43. Мальцев В.А. >>>> // >>>> . 2018. >>>> . С. 37 - 41; Петрова Р.Е., Шеяфетдинова Н.А., Соловьев А.А. и др. >>>> // >>>> . 2018. Т. 21. >>>> . С. 74 - 77; Меджидова А.М. >>>> // >>>> . 2017. >>>> . С. 58 - 61.

44. См., напр.: Арзамасов Ю.Г. Теория и практика ведомственного нормотворчества в России. М., 2013.

б) «правовое обеспечение»45 – это система правовых средств воздействия на процессы социальной жизни, опосредующих действие права по отношению к различного рода взаимодействующих между собой субъектов и обеспечивающих реализацию заданных социальными регуляторами целей и задач через специальную систему средств и приёмов, направленных на определенную сферу общественных отношений46;

45. Боер В.М., Шамрай В.Н. Теоретико-правовое обеспечение общественного порядка и общественной безопасности в современных условиях // Бизнес в законе. 2012. № 3. С. 161 - 164; Правовое обеспечение мер по борьбе с коронавирусной инфекцией и поддержке экономики Российской Федерации: по материалам онлайн-заседания межвуз. «круглого стола» (24 ноября 2020 года) / отв. ред. Т.В. Ефимцева. Чебоксары, 2021; Вопросы правового обеспечения научно-технической и инновационной деятельности: по материалам «круглых столов» Комитета Государственной Думы по науке и наукоёмким технологиям. М., 2013.

46. См.: Барановская Е.А. Создание системы правового обеспечения экономики России: постановка вопроса // Вестник БФУ им. И. Канта. 2011. Вып. 3. С. 141–148; Гойман В.И. Механизм обеспечения реализации закона в современных условиях // Сов. государство и право. 1991. № 12. С. 12–22; Арзамаскин А.Н. Определение понятия «правовое обеспечение»: постановка проблемы // Наука и школа. 2016. № 6. С. 47 - 51.

в) «правовое регулирование»47, под которым в правовой доктрине принято понимать не только систему законодательства, регламентирующую права и обязанности субъектов права в отдельной сфере жизни общества, но и правореализационную и правоприменительную практику в этой сфере общественных отношений, таким образом, – это лишь одна из форм правового воздействия и правового обеспечения.

47. Зайцева Е.С. >>>> // >>>> . 2018. >>>> . С. 14 - 18; Булнина А.С. >>>> // >>>> . 2012. >>>> . С. 14–16; Минникес И.А. >>>> // >>>> . 2006. >>>> . С. 19 - 25; Мальцева В.В. >>>> // >>>> . 2016. >>>> . С. 182 - 185; Юрашевич Н.М., Минько Н.С. >>>> // >>>> . 2019. >>>> . С. 44 - 48; Березин, Е.А. >>>> // >>>> . 2020. Т. 15. >>>> . С. 42–55; и др.

Как отмечают исследователи, понятие и сущность финансово-правового механизма на современном этапе развития трудно переоценить хотя бы в силу того факта, что финансирование со стороны международных или государственных структур различных сфер жизни индивида и общества, а также отдельных видов государственной деятельности по обеспечению развития страны представляется важнейшей обязанностью государства особенно в системах турбулентности. Финансово-правовой механизм обеспечения отдельных направлений государственного развития позволяет раскрыть взаимосвязи между его элементами с позиции системного подхода, выявить противоречия и пробелы во внутренней структуре, определить не только цели и задачи его функционирования, но и направления совершенствования его развития48.

48. См.: Поветкина Н.А. Концепция правового обеспечения финансовой устойчивости Российской Федерации // Журнал росс. права. 2015. № 8. С. 78.

Полагаем, что следует говорить не о единственном финансово-правовом механизме, а о целой системе финансово-правовых механизмов, структура которых сходна со структурой экономического и финансового механизмов. Поэтому в отношении судебной экспертной деятельности следует говорить именно о её правовом обеспечении со стороны различного рода механизмов, которые, по определению А.Д. Селюкова, представляют собой «урегулированный нормами права комплекс управленческих отношений по применению методов, инструментов, правил, имеющих денежное и связанное с ним организационное, учетное и контрольное содержание»49. При этом особое значение имеет выбор используемых приёмов и способов воздействия субъектов в виде государства, муниципалитетов, специально уполномоченных действовать от их лица управомоченных органов, организаций и отдельных предприятий, при помощи централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, на процесс осуществления экономической деятельности с целью обеспечения целей государственного управления50.

49. Селюков Д.А. «Финансово-правовые механизмы государственного управления» как новая учебная дисциплина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: >>>> (дата обращения: 20.06.2022).

50. См.: Селюков А.Д. Финансово-правовые механизмы государственного управления. М., 2010.

Понятие «финансово-правовые механизмы обеспечения судебно-экспертной деятельности» не сформулировано ни в российской, ни в зарубежной научной литературе. Однако если применить по аналогии структурное содержание системы финансовых механизмов к характеристикам финансово-правовых механизмов обеспечения судебно-экспертной деятельности, то мы должны говорить о значительном числе научных исследований в сфере судебно-экспертной деятельности, анализирующих отдельные её элементы, которые в совокупности и формируют их характеристику и должны быть предметом различного рода механизмов финансово-правового обеспечения. Итак, к конструкции «финансово-правовых механизмов судебно-экспертной деятельности» нами отнесены:

  1. Институциональный механизм финансово-правового обеспечения:

а) субъекты финансово-правовых отношений в сфере правового обеспечения судебно-экспертной деятельности, в числе которых судебные эксперты, работающие как в государственных судебно-экспертных учреждениях при государственных органах, к числу которых отнесены Минюст России, МЧС России, МВД России, Генеральная прокуратура РФ, Министерство здравоохранения РФ, ФСБ России, Федеральная таможенная служба РФ, Министерство обороны РФ, Следственный комитет РФ, так и негосударственных экспертных учреждениях, но только после назначения экспертизы и вынесения судом или органом предварительного следствия, назначившим экспертизу, соответствующего постановления; руководители экспертных учреждений; специалисты, участвующие в проведение экспертных действий, органы и лица, имеющие право назначения судебной экспертизы, государственные органы и иные лица, производящие финансирование данного вида деятельности и др. К финансовым затратам в данной области должны быть отнесены – заработные платы государственным экспертам, вознаграждения экспертам, работающим в негосударственных экспертных учреждениях, специальное образование экспертов, затраты на сертификацию экспертов, зарплаты членов специальных комиссий, определяющие компетентность конкретного эксперта для привлечения его судом или следователем к экспертизе и т.д.51;

51. См.: Лазарева Л.В. Особенности правового статуса субъектов судебно-экспертной деятельности // Актуальные проблемы росс. права. 2019. № 4. С. 111 - 117. DOI: 10.17803/1994-1471.2019.101.4.111-117; Россинская Е.Р. О правовом статусе судебного эксперта // Вестник Университета им О.Е. Кутафина. 2018. № 7. С. 15 - 24; Ее же. >>>> // >>>> . 2019. >>>> . С. 5 - 8; Косогов А.П. Некоторые актуальные вопросы экспертной деятельности // Вестник ЮУрГУ. Сер. «Право». 2019. Т. 19. № 2. С. 103–107. DOI: 10.14529/law190217; Россинская Е.Р. >>>> // >>>> . 2020. >>>> . С. 3 - 9; Парамонова Л.Ф. Определение компетентности судебного эксперта в рамках уголовного процесса // Актуальные проблемы росс. права. 2017. № 2 (75). С. 178 - 208; и др.

б) механизм взаимодействия между субъектами (сама судебно-экспертная деятельность), эффективность которой «направлена на получение в “разумные сроки” методологически, методически и процессуально состоятельного заключения эксперта, отвечающего требованиям независимости, полноты, достоверности, допустимости, достаточности. При этом трудозатраты, используемое оборудование, методы и методики исследования должны быть экономически обоснованы»52 и профинансированы из государственного бюджета и / или путем частного финансирования (покупка необходимого оборудования и использования необходимых средств при выполнении различного вида судебных экспертиз, содержание лиц в специализированных помещениях при назначении судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертизы; затраты на валидацию методических рекомендаций по проведения различного рода судебных экспертиз и др.)53.

52. Самутичева Е.Ю. Заключение эксперта и его оценка в уголовном процессе (сравнительно-правовое исследование): автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2016; см. также: Россинская Е.Р. Эффективность судебно-экспертной деятельности сквозь призму судебной экспертологии // Вестник Университета МВД. 2017. № 2. С. 85; Россинская Е.Р., Галяшина Е.И., Зинин А.М. и др. >>>> . М., 2017; Галузо В.Н. О роли заключения эксперта при доказывании в гражданском процессе Российской Федерации // Междунар. журнал гражданского и торгового права. 2019. № 4. С. 46 - 49; и др.

53. См.: Стенограмма парламентских слушаний на тему «Совершенствование законодательства Российской Федерации, регулирующего судебно-экспертную деятельность» от 23.05.2019 г. URL: >>>> (дата обращения: 13.04.2022); Имекова М.П. Биобанк как объект прав // Журнал росс. права. 2020. № 12. С. 54–65; Болтанова Е.С., Имекова М.П. Виды биологических баз данных (биобанков) // Вестник Томского гос. ун-та. Право. 2021. № 41. С. 136 - 148. DOI: 10.17223/22253513/41/12; и др.

  1. Механизм публичных финансово-правовых отношений, складывающийся в процессе обеспечения судебно-экспертной деятельности при соблюдении системы приёмов, способов и методологии их реализации, поэтому к основным финансовым инструментам отнесены «процедуры налогообложения, кредита государства, бюджетирования, контроллинга, а также финансового планирования»54. При использовании такого вида механизма, например, негосударственными экспертными организациями, привлекаемые судом для проведения судебно-экспертной деятельности, гарантированность выделения бюджетных средств и их размер признаётся высокой. Если же организации не хотят делать государство стороной возникающих финансовых отношений, то это всё равно никоим образом не помешает им использовать бюджетные средства, что и происходит в реальности, когда на осуществления судебных экспертиз выделяются соответствующие средства т.н. частным экспертам.

54. Серикова О.В. Указ. соч.

  1. Механизм организационного, информационного и правового обеспечения судебной экспертной деятельности, возможно в том числе и механизм страхования от некачественно проведенной экспертизы55.

55. См.: Сезонова Т.В., Андреева Е.Д. Современные проблемы правового и организационного обеспечения судебно-экспертной деятельности // Современная наука. 2021. № 2. С. 18–21. DOI: 10.53039/2079-4401.2021.4.2.004; Россинская Е.Р. >>>> // >>>> . 2018. >>>> . С. 146 - 154; Сергеев А.Б. Критический анализ отдельных положений проекта федерального закона «О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» // Юрид. наука и правоохранительная практика. 2019. № 2 (48). С. 157 - 162; Россинская Е.Р. >>>> // >>>> . 2020. >>>> . С. 23 - 32; и др.

  1. При дальнейшем развитии цифровизации судебной деятельности вообще и судебно-экспертной деятельности, в частности, необходимо учитывать механизм финтеха56 / цифровой финансово-правовой механизм.

56. См. подр.: Поветкина Н.А., Леднева Ю.В. «Финтех» и «регтех»: границы правового регулирования // Право. Журнал ВШЭ. 2018. № 1. С. 46–67; Эскиндаров М.А., Абрамова М.А., Масленников В.В. и др. Указ. соч. С. 6 - 23; Ручкина Г.Ф. Банковская деятельность: переход на новую модель осуществления, или «Финтех» как новая реальность // Банковское право. 2017. № 4. С. 55–62; и др.

Следует подчеркнуть, что все Перечисленные выше механизмы не только взаимосвязаны между собой, но и взаимообусловлены, поэтому для государственных и негосударственных организаций, занимающихся судебной экспертной деятельностью следует использовать всю систему таких механизмов, т. к. только в их совокупности и следует говорить о финансовом механизме обеспечения их деятельности.

Заключение. Таким образом, исходя из анализа современной российской и зарубежной научной литературы, посвященной особенностям правового регулирования судебно-экономической деятельности, полагаем важным говорить не о единственном финансово-правовом механизме её обеспечения, а о целой системе финансово-экономических механизмов, определяющих:

  1. субъектно-объектный состав правоотношений в сфере судебной экспертной деятельности;

  1. систему методов, приемов и средств финансирования данного вида деятельности, включая оплату труда экспертов государственных и негосударственных экспертных учреждений; финансирования проведения различного рода и видов судебных экспертиз; покупку необходимых материалов; затраты на обучение и повышение квалификации судебных экспертов; их аттестацию или осуществления процедуры лицензирования; проверку компетенции; оплату труда лиц, участвующих в процессе валидации методических рекомендаций по проведению экспертиз; затраты на транспортировку лиц для проведения судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертиз и содержание их в специализированных помещениях и т.д.;

3) правовое, информационное и организационное обеспечение судебной экспертной деятельностью. Кроме того, в систему финансово-правовых механизмов обеспечения судебной экспертной деятельности следует отнести механизм государственного финансового контроля, механизм страхования, цифровые финансовые механизмы, в том числе механизм финтеха.

Библиография

  1. 1. Абалкин Л.И. Избр. труды: в 4 т. Т. ІІ. На пути к реформе. Хозяйственный механизм развитого социалистического общества. Новый тип экономического мышления. Перестройка: пути и проблемы. М., 2000.
  2. 2. Абалкин Л.И. Хозяйственный механизм развитого социалистического общества. М., 1973.
  3. 3. Абрамова А.И. Правовые понятия в общем цикле развития российского законодательства // Журнал росс. права. 2017. № 11. С. 36.
  4. 4. Аверина И.С. Эволюция и классификация феномена «хозяйственный механизм» // Вестник Волгоградского гос. ун-та. Сер. 3. Экономика. Экология. 2012. № 2 (21). С. 12–16.
  5. 5. Андреева О.А. Политико-правовые механизмы и средства обеспечения местного самоуправления в современной России // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. № 4. С. 13–15.
  6. 6. Арзамаскин А.Н. Определение понятия «правовое обеспечение»: постановка проблемы // Наука и школа. 2016. № 6. С. 47 - 51.
  7. 7. Арзамасов Ю.Г. Теория и практика ведомственного нормотворчества в России. М., 2013.
  8. 8. Ашмарина Е.М., Грачева Е.Ю., Артемов Н.М. и др. Финансовое право: учеб. 3-е изд., пер. и доп. М., 2020. Сер. 76. Высшее образование.
  9. 9. Барановская Е.А. Создание системы правового обеспечения экономики России: постановка вопроса // Вестник БФУ им. И. Канта. 2011. Вып. 3. С. 141–148.
  10. 10. Березин Е.А. Пределы правового регулирования общественных отношений: проблемы понимания, классификация и значение в механизме правового воздействия // Актуальные проблемы росс. права. 2020. Т. 15. № 4 (113). С. 42–55.
  11. 11. Березкин Ю.М. Ранний Маркс и современный «финтех» // Креативная экономика. 2019. Т. 13. № 2. С. 389–406. DOI: 10.18334/ce.13.2.39881
  12. 12. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе / пер. с англ. М., 1994.
  13. 13. Боер В.М., Шамрай В.Н. Теоретико-правовое обеспечение общественного порядка и общественной безопасности в современных условиях // Бизнес в законе. 2012. № 3. С. 161–164.
  14. 14. Болтанова Е.С., Имекова М.П. Виды биологических баз данных (биобанков) // Вестник Томского гос. ун-та. Право. 2021. № 41. С. 136 - 148. DOI: 10.17223/22253513/41/12
  15. 15. Булнина А.С. К вопросу о соотношении правового регулирования и правового воздействия // Право и общество. 2012. № 4 (4). С. 14–16.
  16. 16. Бунич П.Г. Хозяйственный механизм развитого социализма: сущность, структура, проблемы и перспективы. М., 1980.
  17. 17. Быкова Н.Н. Сущность страхования и механизм реализации имущественного страхования на современном этапе // Вестник НГИЭИ. 2016. С. 139–144.
  18. 18. Власенко Н.А. Техника составления правовых дефиниций // Юридическая техника: учеб. пособие / Н.А. Власенко, А.И. Абрамова, Г.Т. Чернобель и др. М., 2016.
  19. 19. Власов Д.А., Синчуков А.В. Равновесие Нэша в биматричных играх: технология моделирования и визуализации Wolfram Demonstration Project // Современные информационные технологии и IT-образование. 2016. Т. 12. № 4. С. 209.
  20. 20. Вопросы правового обеспечения научно-технической и инновационной деятельности: по материалам «круглых столов» Комитета Государственной Думы по науке и наукоёмким технологиям. М., 2013.
  21. 21. Галузо В.Н. О роли заключения эксперта при доказывании в гражданском процессе Российской Федерации // Междунар. журнал гражданского и торгового права. 2019. № 4. С. 46–49.
  22. 22. Гойман В.И. Механизм обеспечения реализации закона в современных условиях // Сов. государство и право. 1991. № 12. С. 12–22.
  23. 23. Гончаров В.В., Пефтиев И.И. О некоторых вопросах конституционно-правового механизма реализации гражданами Российской Федерации права на альтернативную гражданскую службу // Юрид. мир. 2010. № 7. С. 45–49.
  24. 24. Грачева Е.Ю. Финансовое право в России: вчера, сегодня, завтра // Вестник Московского ун-та. Сер. 11. Право. 2012. № 3. С. 20–38.
  25. 25. Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право: учеб. М., 2020.
  26. 26. Долгополов А.А. Теоретические основы административно-правовых режимов в сфере оборота оружия и взрывчатых веществ // Росс. следователь. 2005. № 8. С. 43.
  27. 27. Зайцева Е.С. Предмет правового регулирования, сфера правового регулирования, объект правового регулирования: взаимосвязь и соотношение понятий // Современное право. 2018. № 6. С. 14–18.
  28. 28. Зенкевич Н.А. Выдающийся вклад в теорию игр и ее приложения в области экономики и теории менеджмента (к 80-летию со дня рождения Джона Форбса Нэша) // Росс. журнал менеджмента. 2008. Т. 6. № 4. С. 169.
  29. 29. Измалков С.Б., Сонин К.И., Юдкевич М.М. Теория экономических механизмов (Нобелевская премия по экономике 2007 г.) // Вопросы экономики. 2008. № 1. С. 4 - 26.
  30. 30. Имекова М.П. Биобанк как объект прав // Журнал росс. права. 2020. № 12. С. 54–65.
  31. 31. Киселев Ю.М. Экономические механизмы и подходы к их систематизации. Новосибирск, 2008. С. 29.
  32. 32. Косогов А.П. Некоторые актуальные вопросы экспертной деятельности // Вестник ЮУрГУ. Сер. «Право». 2019. Т. 19. № 2. С. 103–107. DOI: 10.14529/law190217
  33. 33. Котляров И.Д. Финтех: сущность и модели реализации // ЭКО. 2018. № 12. С. 23 - 39. DOI: 10.30680/ЕСО0131-7652-2018-12-23-39
  34. 34. Котляров И.Д. Цифровая трансформация финансовой среды // Управление. 2020. Т. 11. № 3. С. 72 - 81. DOI: 10.29141/2218-5003-2020-11-3-6
  35. 35. Кошкин В., Гайдар Е. О структуре хозяйственного механизма // Экономические науки. 1979. № 7. С. 31–38.
  36. 36. Кульман А. Экономические механизмы / пер. с франц. Е.П. Островской; общ. ред. Н.И. Хрусталевой. М., 1993. С. 7, 12, 13.
  37. 37. Лазарева Л.В. Особенности правового статуса субъектов судебно-экспертной деятельности // Актуальные проблемы росс. права. 2019. № 4. С. 111 - 117. DOI: 10.17803/1994-1471.2019.101.4.111-117
  38. 38. Лушникова М.В., Лушников А.М. Курс права социального обеспечения. 2-е изд. М., 2009.
  39. 39. Мальцев В.А. Система правового обеспечения реализации интересов субъектов конституционно-правовых отношений в сферах обеспечения национальной безопасности // Конституционализм и государствоведение. 2018. № 2 (12). С. 37–41.
  40. 40. Мальцева В.В. Способ правового регулирования в механизме правового регулирования // Новая наука: опыт, традиции, инновации. 2016. № 10-2. С. 182–185.
  41. 41. Марка Д.А., МакГоуэн К.Л. Методология структурного анализа и проектирования / пер. с англ.; предисл. Д.Т. Росса. М., 1993.
  42. 42. Масленников В.В., Федотова М.А., Сорокин А.Н. Новые финансовые технологии меняют наш мир // Вестник Финансового ун-та. 2017. Т. 21. № 2 (98). С. 6 - 11.
  43. 43. Меджидова А.М. Конституционно-правовые основы обеспечения банковской безопасности как элемента обеспечения суверенитета государства // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 1 - 2. С. 58 - 61.
  44. 44. Мельников А.Е. К вопросу о понятии финансового механизма // Управление экономическими системами. Электронный журнал. 2017. № 7 (101) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_29820416_37319924.PDF (дата обращения: 16.06.2022).
  45. 45. Минникес И.А. Индивидуальное правовое регулирование как самостоятельный вид правового регулирования // Росс. юрид. журнал. 2006. № 2 (50). С. 19–25.
  46. 46. Мошкова Д.М. К вопросу о субъектах финансового права // Актуальные проблемы росс. права. 2016. № 11 (72). С. 72 - 79. DOI: 10.17803/1994-1471.2016.72.11.072-079
  47. 47. Навоева О.В. К разработке программы долгосрочного социально-экономического развития России. Проблемы перехода к инновационной экономике // Проблемы современной экономики. 2010. № 2 (34). С. 54 - 57.
  48. 48. Нейман Дж. фон, Моргенштерн О. Теория игр и экономическое поведение / пер. с англ. под ред. и с доб. Н.Н. Воробьева. М., 1970.
  49. 49. Осипов Ю.М. Основы теории хозяйственного механизма. М., 1994.
  50. 50. Основные тренды развития цифровой экономики в финансовой сфере. Правовые аспекты регулирования и практического применения. М., 2019.
  51. 51. Панов Н.И. Проблемы методологии формирования категориально-понятийного аппарата юридической науки // Проблемы законности. 2014. № 126. С. 3 - 13.
  52. 52. Парамонова Л.Ф. Определение компетентности судебного эксперта в рамках уголовного процесса // Актуальные проблемы росс. права. 2017. № 2 (75). С. 178–208.
  53. 53. Перцева С.Ю. Цифровая трансформация финансового сектора // Инновации в менеджменте. 2018. № 18. С. 48–52.
  54. 54. Петрова Р.Е., Шеяфетдинова Н.А., Соловьев А.А. и др. Проблемы правового обеспечения безопасности медицинских работников при исполнении ими служебных и профессиональных обязанностей // Профилактическая медицина. 2018. Т. 21. № 6. С. 74–77.
  55. 55. Петрушевская В.В., Броварь Н.А. Системный взгляд на экономическое содержание категории «финансовый механизм» // Стратегии бизнеса. Электронный науч.-экон. ж-л. 2020. Т. 8. № 8. С. 213.
  56. 56. Поветкина Н.А. Концепция правового обеспечения финансовой устойчивости Российской Федерации // Журнал росс. права. 2015. № 8. С. 78.
  57. 57. Поветкина Н.А. Финансовая устойчивость Российской Федерации. Правовая доктрина и практика обеспечения. М., 2016.
  58. 58. Поветкина Н.А., Леднева Ю.В. «Финтех» и «регтех»: границы правового регулирования // Право. Журнал ВШЭ. 2018. № 1. С. 46–67.
  59. 59. Полянский А.И., Соловьев М.М. Систематизация механизмов государственного регулирования на рынках недвижимости // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. 2001. № 4 (9).
  60. 60. Пономарев М.В. Правовой механизм экологического аудита // Журнал росс. права. 2010. № 8. С. 106–110.
  61. 61. Правовое обеспечение мер по борьбе с коронавирусной инфекцией и поддержке экономики Российской Федерации: по материалам онлайн-заседания межвуз. «круглого стола» (24 ноября 2020 года) / отв. ред. Т.В. Ефимцева. Чебоксары, 2021.
  62. 62. Прокофьева Т.Ю. Соотношение понятий «экономический механизм» и «организационно-экономический механизм» // Вестник МФЮА. 2017. № 1. С. 22, 24.
  63. 63. Развитие финансовых технологий. URL: https://cbr.ru/fintech/ (дата обращения: 17.04.2022).
  64. 64. Романова И.Н. Страхование в сфере предпринимательской деятельности как редуцирующий фактор убытков // Legal Concept (Правовая парадигма). 2019. Т. 18. № 2. С. 84 - 89. DOI: https://doi.org/10.15688/lc.jvolsu.2019.2.13
  65. 65. Россинская Е.Р. Дидактические проблемы в подготовке следователей в эпоху цифровизации // Юрид. образование и наука. 2020. № 7. С. 3–9.
  66. 66. Россинская Е.Р. История и современное состояние подготовки судебных экспертов в Российской Федерации // Судебная экспертиза Беларуси. 2019. № 1 (8). С. 5–8.
  67. 67. Россинская Е.Р. О правовом статусе судебного эксперта // Вестник Университета им О.Е. Кутафина. 2018. № 7. С. 15–24.
  68. 68. Россинская Е.Р. Теоретические и организационно-технологические проблемы новых родов (видов) судебных экспертиз // Актуальные проблемы росс. права. 2018. № 3 (88). С. 146–154.
  69. 69. Россинская Е.Р. Цифровизация справочно-информационных фондов криминалистического и судебно-экспертного назначения как часть учения о цифровизации криминалистической регистрации // Вестник Университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА). 2020. № 6 (70). С. 23–32.
  70. 70. Россинская Е.Р. Эффективность судебно-экспертной деятельности сквозь призму судебной экспертологии // Вестник Университета МВД. 2017. № 2. С. 85.
  71. 71. Россинская Е.Р., Галяшина Е.И., Зинин А.М. и др. Судебная экспертология: история и современность (научная школа, экспертная практика, компетентностный подход). М., 2017.
  72. 72. Ручкина Г.Ф. Банковская деятельность: переход на новую модель осуществления, или «Финтех» как новая реальность // Банковское право. 2017. № 4. С. 55–62.
  73. 73. Ручкина Г.Ф., Демченко М.В., Ключникова Я. А. и др. Правовое регулирование финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. М., 2019.
  74. 74. Самутичева Е.Ю. Заключение эксперта и его оценка в уголовном процессе (сравнительно-правовое исследование): автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2016.
  75. 75. Сезонова Т.В., Андреева Е.Д. Современные проблемы правового и организационного обеспечения судебно-экспертной деятельности // Современная наука. 2021. № 2. С. 18–21. DOI: 10.53039/2079-4401.2021.4.2.004
  76. 76. Селюков А.Д. Финансово-правовые механизмы государственного управления. М., 2010.
  77. 77. Селюков А.Д. Финансово-правовые механизмы государственного управления // Финансовое право. 2010. № 7. С. 2–5.
  78. 78. Селюков Д.А. «Финансово-правовые механизмы государственного управления» как новая учебная дисциплина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://edu.garant.ru/books/lecture/431329/ (дата обращения: 20.06.2022).
  79. 79. Сергеев А.Б. Критический анализ отдельных положений проекта федерального закона «О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» // Юрид. наука и правоохранительная практика. 2019. № 2 (48). С. 157 - 162.
  80. 80. Серикова О.В. К вопросу развития финансового механизма современного предприятия // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 11.
  81. 81. Солодов И.А. Административно-правовой механизм противодействия групповым нарушениям общественного порядка при проведении публичных мероприятий // Административное и муниципальное право. 2010. № 5. С. 38–40.
  82. 82. Федорович В.О. Новый организационно-экономический механизм управления собственностью: крупные промышленные и транспортные корпорации. Новосибирск, 2006.
  83. 83. Финансовое право: учеб. и практикум для вузов / под ред. Г.Ф. Ручкиной. М., 2020.
  84. 84. Финансы организаций: учеб. / под ред. Н.В. Колчиной, О.В. Португаловой. 6-е изд., перераб. и доп. М., 2016.
  85. 85. Чернов В.А. Реализация цифровых технологий в финансовом управлении хозяйственной деятельностью // Экономика региона. 2020. Т. 16. Вып. 1. С. 283–297. DOI: https://doi.org/10.17059/2020-1-21
  86. 86. Черняев А.А. Основные направления совершенствования механизма функционирования АПК Поволжья. Саратов, 2006. С. 26.
  87. 87. Чиркин В.Е. Конституционная терминология. М., 2013.
  88. 88. Эскиндаров М.А., Абрамова М.А., Масленников В.В. и др. Направления развития финтеха в России: экспертное мнение Финансового университета // Мир новой экономики. 2018. Т. 12. № 2. С. 6–23.
  89. 89. Юрашевич Н.М., Минько Н.С. Правовая сущность и соотношение категорий «государственное управление», «государственное регулирование» и «правовое регулирование» // Юстиция Беларуси. 2019. № 3 (204). С. 44–48.
  90. 90. Chanias S., Myers M., Hess T. (2019). Digital transformation strategy making in pre-digital organizations: The case of a financial service provider // Journal of Strategic Information Systems. Vol. 28. P. 17–33. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jsis.2018.11.003
  91. 91. Dorfleitner G., Hornuf L., Schmitt M., Weber M. (2017). FinTech in Germany. Springer International Publishing AG.
  92. 92. Fine B. (2017). The material and culture of financialization // New Political Economy. Vol. 22. No. 4. P. 371–382. DOI: https://doi.or g/10.1080/13563467.2017.1259299
  93. 93. Fong A. (2015). Regulation of peer-to-peer lending in Hong Kong: State of play // Law and Financial Markets Review. Vol. 9. No. 4. P. 251–259. DOI: https://doi.org/10.1080/17521440.2015.1114248
  94. 94. Gabor D., Brooks S. (2017). The digital revolution in financial inclusion: International development in the fintech era // New Political Economy. Vol. 22. No. 4. P. 423–436. DOI: https://doi.org/10.1080/13563467.2017.1259298
  95. 95. Gomber P., Kauffman R.J., Parker Ch., Weber B.W. (2018). On the Fintech revolution: Interpreting the forces of innovation, disruption, and transformation in financial services // Journal of Management Information Systems. Vol. 35. No. 1. P. 220–265. DOI: https://doi.org/10.1080/07421222.2018.1440766
  96. 96. Gomber P., Koch J.-A., Siering M. (2017). Digital Finance and FinTech: Current research and future research directions // Journal of Business Economics. Vol. 87. P. 537–580.
  97. 97. Gradinaru N. Insurer sequestration of the debtor’s immovable property in business // Challenges of the Knowledge Society. 2013. No. 1. P. 297‒301.
  98. 98. Hughes A., Park A., Kietzmann J., Archer-Brown Ch. (2019). Beyond Bitcoin: What blockchain and distributed ledger technologies mean for firms // Business Horizons. Vol. 62. P. 273–281. DOI: 10.1016/j.bushor.2019.01.002
  99. 99. Kuhn Harold W., Harsanyi John C., Selten R. et al. The work of John F. Nash Jr. in game theory: Nobel Seminar, 8 December 1994 // Duke Mathematical Journal. 1995. No. 81 (1). P. 160 - 189. DOI: 10.1215/С0012-7094-95-08102-2
  100. 100. Lee I., Shin Y.J. (2018). Fintech: Ecosystem, business models, investment decisions, and challenges // Business Horizons. Vol. 61. No. 1. P. 35–46. DOI: 10.1016/j.bushor.2017.09.003
  101. 101. Puschmann T. (2017). Fintech // Business & Information Systems Engineering. Vol. 51. No. 1. P. 69–76. DOI: 10.1007/s12599-017-0464-6
  102. 102. Ross D.T. Applications and Extensions of SADT // Computer. 1985. Vol. 18. No. 4. P. 25 - 34. DOI: 10.1109/MC.1985.1662862
  103. 103. Ross D.T. Structured Analysis (SA): A Language for Communicating Ideas // IEEE Transaction on Software Engineering. 1977. SE-3. P. 16–34.
  104. 104. Ross D.T., Schoman K. E. Structured Analysis for Requirements Definition / IEEE Transaction on Software Engineering. 1977. No. 3. P. 6 - 15.
  105. 105. Scardovi C. (2017). Digital Transformation in Financial Services. Cham: Springer International Publishing AG.
  106. 106. Vulkan N., Åstebro T., Sierra M.F. (2016). Equity crowdfunding: A new phenomena // Journal of Business Venturing Insights. No. 5. P. 37–49. DOI: 10.1016/j.jbvi.2016.02.001
QR
Перевести

Индексирование

Scopus

Scopus

Scopus

Crossref

Scopus

Высшая аттестационная комиссия

При Министерстве образования и науки Российской Федерации

Scopus

Научная электронная библиотека