ООНГосударство и право

  • ISSN (Print) 1026-9452
  • ISSN (Online)2713-0398

Правовая модель борьбы с информацией, не соответствующей действительности, в Интернете (на примере Австралии)

Код статьи
S102694520020522-5-1
DOI
10.31857/S102694520020522-5
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Том/ Выпуск
Том / Номер 6
Страницы
142-151
Аннотация

Ложное чувство анонимности и безнаказанности в Сети ведет к появлению такого правонарушения, как распространение информации, не соответствующей действительности, нарушающей права третьих лиц (диффамации). Несмотря на юридическую ответственность за такие действия, количество подобных правонарушений в Сети не уменьшается. Интернет вносит свою специфику в регулирование возникающих отношений, например, для определения места и источника опубликования, личности публикатора требуется информация обо всей происходящей активности в Интернете, которая хранится у интернет-посредников. Соответственно, система организационно-правовых механизмов регулирования интернет-отношений должна учитывать технологическую специфику деятельности различных интернет-посредников. В статье проведен анализ основных изменений законодательства Австралии, направленных на определение ответственности интернет-посредников за распространение информации, не соответствующей действительности; рассмотрены этапы формирования организационно-правовой системы предотвращения распространения данной информации в австралийском сегменте сети Интернет, а также правоприменительная практика.

Ключевые слова
интернет-платформы, поисковые системы, клевета, информация, не соответствующая действительности, Безопасная гавань, контент
Дата публикации
20.06.2022
Всего подписок
14
Всего просмотров
736

Человек готов делиться своими мыслями с другими людьми, но в основу их формулировки может быть положена как достоверная информация, так и не соответствующая действительности, помимо этого форма выражения мыслей играет также существенную роль в восприятии высказанной точки зрения. Кроме того, видимость отсутствия человека, оппонента в процессе интернет-общения, создает ложное чувство анонимности и безнаказанности, которое некоторыми людьми расценивается как возможность оскорбить и оклеветать человека без всяких для себя последствий. Примеры тому - распространение заведомо ложной информации, не соответствующей действительности, при обсуждении проблем на каких-либо форумах в Сети. Источником данной проблемы являются низкая культура общения, ложное чувство вседозволенности, которое связано с невысокой правовой культурой.

Соотношение истинности информации и формы ее выражения порождает различные конфликтные ситуации, связанные с нарушением чести, достоинства, с оскорблением и клеветой.

Хотя анонимность в Сети - это иллюзия, правоохранительный орган может получить всю информацию о регионе и времени выхода в Интернет устройства и фактически о личности человека, который опубликовал информацию несоответствующую действительности. Однако для установления личности необходима системная информация обо всей происходящей активности в Интернете за временной отрезок, в который произошло распространение сведений. Такая системная информация хранится у интернет-посредников, в связи с чем их роль в регулировании интернет-отношений велика. Для обеспечения правового регулирования должны быть предусмотрены положения о взаимодействии уполномоченных государственных органов с различными видами интернет-посредников.

Анализ существующей судебной практики, проведенного Е.В. Гавриловым, позволяет заключить, что в судебно-арбитражной практике (согласно ст. 152 ГК РФ), связанной с распространением сведений, порочащих честь и достоинство граждан или деловую репутацию граждан и юридических лиц, на интернет-форумах, в социальных сетях, отсутствует единообразие1. Судебная практика по категории данных дел позволяет выделить несколько проблем: сложность определения круга лиц, привлекаемых к юридической ответственности и обязанных компенсировать моральный и материальный ущерб пострадавшему, фиксации (собирания, представления) доказательств, определения их допустимости и достоверности2. Можно назвать и другие проблемы, связанные с распространением информации на интернет-форумах, отличающие ее от распространяемой информации в СМИ, например, отсутствие таких критериев, как периодичность, тираж, территория распространения и др.3

1. См.: Гаврилов Е.В. Защита деловой репутации от диффамации на интернет-форумах // Право в сфере Интернета: сб. ст. / отв. ред. М.А. Рожкова. М., 2018.

2. См.: Чеботарева А.А. Права граждан в контексте деятельности средств массовой информации, функционирующих в сети Интернет // Юридический мир. 2007. № 3. С. 4.

3. См.: Терещенко Л.К. Глобальная сеть: проблемы в праве // Росс. юстиция. 2000. № 2. С. 49, 50.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» «несоответствующими действительности сведениями являются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения» (п. 7).

Однако распространение тех же несоответствующих действительности сведений может быть квалифицировано как преступление (согласно ст. 1281 УК РФ) в случае, если лицо заранее знало о ложности таких сведений и распространенные сведения опорочили честь и достоинство другого лица или подорвали его репутацию.

В целях борьбы с клеветой в 2020 г. в Российской Федерации ст. 1281 УК РФ была дополнена новыми квалифицирующими признаками, в т.ч. клеветой, совершенной публично с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть Интернет4. Распространение клеветы в Сети имеет повышенную степень общественной опасности5. В связи с этим придание клевете в Интернете статуса квалифицированного состава обоснована в научных исследованиях и подтверждается судебной практикой6.

4. См.: Федеральный закон от 30.12. 2020 г. № 538-ФЗ «О внесении изменения в статью 128.1 Уголовного кодекса Российской Федерации».

5. См.: Егорова Н.А. Новое в уголовно-правовом противодействии клевете // Законность. 2021. № 3. С. 41 - 45.

6. См.: Харитонов И.И. Уголовная ответственность за клевету: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2015. С. 165 - 168.

Несмотря на регулирование гражданским, административным и уголовным законодательством распространения несоответствующих действительности сведений, такой негативной информации в Интернете не становится меньше7. Данная категория информации служит инструментом «информационной войны», применяемым субъектами предпринимательства8.

7. См.: Карпенков В. Защита деловой репутации в сети Интернет // Библиотечка журнала «Юрист». Право и бизнес. 2015. № 3. С. 21.

8. См.: Парыгина Н.Н. Защита права на деловую репутацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по гражданскому законодательству Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2017. С. 137.

Однако для разрешения конфликта, связанного с распространением несоответствующих действительности сведений в Интернете, необходима организационно-правовая система взаимодействующих лиц, включающая в т.ч. различных интернет-посредников.

Именно интерес автора к практике зарубежного правового регулирования и предопределил анализ мер государственной поддержки и этапы реформирования законодательства, проводимые в Австралии.

Этапы формирования в Австралии правового обеспечения безопасности в Интернете

В июне 2018 г. Департамент юстиции штата Новый Южный Уэльс опубликовал отчет о пересмотре законодательства в области диффамации данного штата. В феврале 2019 г. федеральная рабочая группа по диффамации опубликовала свое мнение для обсуждения9. Темы этих документов и различных публичных выступлений официальных лиц, которые последовали в дальнейшем, заключались в том, что Закон Австралии «О диффамации» не подходит для эпохи цифровых технологий.

В 2019 г. стартовал процесс реформы Закона Австралии «О диффамации», поскольку существующие нормы законодательства уже не справлялись с распространением вредной информации в Интернете. В связи с этим правительством Австралии в том же году было предложено разработать новый закон «О безопасности в Интернете».

Целью обсуждаемой законодательной реформы являлось предотвращение вреда, описываемого как «запугивание в Интернете, оскорбительные комментарии или «троллинг», обмен интимными образами без согласия лица (насилие на основе изображений), распространение контента, содержащего сексуальное насилие над детьми, киберфлешинг10, доксинг11 и киберпреследование»12. Некоторые (но не все) из перечисленных действий могли содержать и клеветническую информацию.

10. Вид сексуальных извращений.

11. Раскрытие в сети идентифицирующей информации о ком-либо, такой как настоящее имя, домашний адрес, место работы, номер телефона и др.

12. Online Safety Bill 2021. URL: https://www.legislation.gov.au/Details/C2021B00018 (дата обращения: 10.11.2021).

26 июля 2019 г. Комиссия по конкуренции и защите прав потребителей (ACCC) Австралии опубликовала итоговый отчет об исследовании деятельности цифровых платформ, в котором содержатся выводы о функциях цифровых платформ и рекомендации по реформе в области законодательства о конкуренции, регулированию средств массовой информации и законодательства о конфиденциальности. Правительство Австралии опубликовало свой ответ на отчет ACCC в декабре 2019 г.13 В свете этих событий, а также сложности ответов заинтересованных сторон Консультативная группа по содержанию (Content Advisory Group) согласилась провести второй этап реформирования законодательства.

13. См.: Australian Competition and Consumer Commission (ACCC), Digital Platforms Inquiry: Final report 2019. URL: >>>> p. 63 (дата обращения: 30.10.2021).

Формат реформирования, проводимого на федеральном уровне, был воспринят общественностью неоднозначно, поскольку клевета является предметом законодательных актов правительства штатов и территорий Австралии. Но выстраивание единой системы регулирования – главный приоритет реформы. В связи с этим реформированию подвергаются типовые положения о диффамации (Model Defamation Provisions), зафиксированные в законодательных актах правительства штатов и территорий Австралии. Основными направлениями реформирования являются ответственность третьих лиц в Интернете, интернет-посредников, цифровых платформ и поисковых систем за распространение клеветнического контента.

23 декабря 2020 г. Департамент Правительства Австралии по инфраструктуре, транспорту, региональному развитию и коммуникации опубликовал предварительный проект закона «О безопасности в Интернете» 2020 г. (Cth). 24 февраля 2021 г. правительство Австралии представило проект закона «О безопасности в Интернете» 2021 г. в парламент.

В июне 2021 г. обеими палатами парламента был принят Закон «О безопасности в Интернете», который развивает и дополняет положения Закона «О повышении безопасности в Интернете» 2015 г.14

14. См.: Supreme Court: Google left open to defamation suits after dismissal of appeal against Dr Janice Duffy, The West Australian, October 4, 2017. URL: >>>> (дата обращения: 20.11.2021).

Ключевыми элементами нового Закона Австралии «О безопасности в Интернете» являются: введение основных требований в качестве отправной точки к обеспечению безопасности в Интернете, которые будут применяться ко всем социальным сетям; расширение сферы применения существующей схемы определения действий, связанных с запугиванием, осуществляемых не только в социальных сетях, но и посредством «соответствующих электронных услуг», а также «специальных интернет-услуг»; определение дополнительных критериев для квалификации киберпреступлений, направленных на взрослых, в связи с распространением сведений, носящих угрожающий или оскорбительный характер и могущих причинить вред человеку; расширение возможностей федерального правительства по блокировке и запросам на удаление определенного онлайн-контента15; сокращение времени ответа интернет-посредников на поступившее обращение к ним до 24 часов, а также возложение обязанности принятия решения об удалении вредной информации в течение 24 часов следующих категорий интернет-посредников: служб социальных сетей, соответствующих электронных служб и поставщиков услуг хостинга. Кроме того, Комиссару по электронной безопасности предоставляются правомочия получения идентификационной информации и контактных данных конечного пользователя от поставщика интернет-услуг и услуг социальных сетей. Интернет-пользователем также предоставляются полномочия подавать официальные жалобы на контент в Сети Комиссару по электронной безопасности, который уполномочен проводить расследования этих жалоб и выдавать уведомления об удалении незаконного контента.

15. См.: Safe harbour rules Australia’s new copyright battleground. URL: https://www.computerworld.com/article/3464946/safe-harbour-rules-australia-s-new-copyright-battleground.html (дата обращения: 30.11.2021).

Кроме того, в апреле 2019 г. парламент Австралии принял Закон «О распространении отвратительных материалов насилия», вступивший в силу 6 апреля 2019 г., который внес поправки в Уголовный кодекс Австралии, требуя удаления новой категории контента, размещенного в Интернете, а именно «отвратительных материалов насилия». Теперь Уголовный кодекс Австралии содержит два новых состава преступления, предусматривающих уголовное наказание за любой отказ интернет-провайдеров и провайдеров хостинговых услуг от удаления ссылки на контент, содержащий насилие, а также за отказ от удаления отвратительных материалов, содержащих насилие. Новые составы преступлений направлены на выявление и предотвращение использования интернет-платформ в целях распространения агрессивной и экстремистской пропаганды, а также принуждение интернет-провайдеров и провайдеров хостинговых услуг к активному мониторингу контента на своих платформах.

Комиссар по электронной безопасности сообщил, что в 2019 и 2020 гог. он издал 16 предписаний провайдеру хостинговых услуг о блокировке отвратительных и агрессивных материалов, предоставляемых через их сервис16.

16. См.: Australian Communications and Media Authority (ACMA), “Annual Reports: 2019 - 2020”. URL: >>>> (дата обращения: 30.11.2021).

Судебные дела, направленные на разъяснение применения законов Австралии о диффамации к контенту в Интернете, затрагивают также и вопросы контента, появляющегося при автозаполнении поисковой строки. Например, в июне 2018 г. Высокий суд Австралии по делу о диффамации против Google вынес решение в пользу Милорада Тркулья17. Конфликт был связан с поиском изображений, связанных с именем Милорада Тркулья, появлением подсказок в поисковой системе Google при автозаполнении поисковой строки, вводимой третьими лицами о том, что он был связан с преступным миром.

17. См.: Columbia University: Global Freedom of Expression, “Trkulja v. Google LLC”. June 13, 2018. URL: >>>> (дата обращения: 19.11.2021).

Основные направления реформирования положений о диффамации

Пунктами 8 - 10 Закона Австралии «О безопасности в Интернете»18 определены критерии выявления материала, размещенного в Сети, как оскорбительного, а именно: стандарты морали, порядочности и приличия, общепринятые разумными взрослыми; а также литературные, художественные или образовательные достоинства материала (если таковые имеются); а также общий характер материала (включая его медицинский, юридический или научный характер), в т.ч. мнение «обычного разумного лица в положении конкретного взрослого австралийца рассматривающего материал как оскорбительный при любых обстоятельствах».

18. См.: Online Safety Bill 2021. URL: https://www.aph.gov.au/Parliamentary_Business/Bills_Legislation/Bills_Search_Results/Result?bId=r6680 (дата обращения: 30.10.2021).

Закон Австралии «О безопасности в Интернете» разделяет понятия «социальное взаимодействие в Интернете» и «деловое взаимодействие в Интернете». Социальное онлайн-взаимодействие включает онлайн-взаимодействие, которое позволяет конечным пользователям обмениваться материалами в социальных целях. Социальные цели взаимодействия не включают (например) бизнес-цели.

К категориям электронных служб отнесены электронные услуги, предоставляемые посредством: сервиса, позволяющего конечным пользователям общаться с другими конечными пользователями по электронной почте; службы обмена мгновенными сообщениями, которые позволяют конечным пользователям общаться с другими конечными пользователями; службы SMS; услуги MMS, чата и др.

Части 5 и 6 указанного Закона направлены на определение схемы киберпреступлений, совершенных совершеннолетними, которая будет распространена на материалы, носящие угрожающий или оскорбительный характер и могущие причинить серьезный вред, а также уменьшение времени ответа интернет-провайдера на обращение до 24 часов.

Предусматриваются основания удаления вредной информации, содержащие кибериздевательства, нацеленной на ребенка, в соответствии с которой поставщику услуги социальной сети, соответствующей электронной услуги или указанной интернет-услуги может быть направлено уведомление об удалении из данных служб таких материалов.

Лицу, опубликовавшему в Сети материалы, содержащие информацию, пугающую ребенка, может быть отправлено уведомление от служб и (или) поставщиков услуг хостинга, требующее от этого человека выполнить одно или все из следующих действий: а) предпринять все разумные шаги для удаления материала; б) воздержаться от размещения любых материалов с запугиванием в Интернете, целью которых является ребенок; c) извиниться за размещение материала.

Поисковые услуги предлагается рассматривать как общие, используемые всеми интернет-посредниками (провайдерами) в целях классификации ответственности посредников за клевету. Обсуждается и альтернативная позиция – если исходить из того, что у поисковых систем существуют различные функции, то какие из них можно рассматривать как основания ответственности за клевету?

Кроме того, в части классификации интернет-посредников, вопрос поставлен и о том, возможно ли рассматривать поисковые системы как подмножество цифровых платформ или как отдельную категорию, которая может иметь доступ к отдельным конкретным средствам защиты.

В 2018 г. Комиссар по электронной безопасности разработал перечень принципов, которые ставят электронную безопасность и права пользователей в центр внимания. 11 декабря 2019 г. правительство Австралии опубликовало Онлайн-Хартию по безопасности. Хартия признает, что интернет-провайдеры должны нести ответственность за принятие значимых действий по устранению и предотвращению вреда, наносимого контентом. Хартия поддерживает электронную безопасность.

Изменения в классификации интернет-посредников

Планируется систематизировать функции интернет-посредников по трем категориям: «базовые интернет-услуги», «цифровые платформы» и «хосты форумов», используя которые можно будет определить основания привлечения к ответственности.

Обсуждается вопрос о пересмотре функций, которые следует относить к категории базовых интернет-услуг. Так, функции базовых интернет-услуг оказывают такие интернет-посредники, как телефонные линии и почтовые службы. Их функции заключаются в облегчении доступа к услугам в Интернете, но не активном участии и извлечении выгоды из создания и распространения пользовательского контента.

Обсуждается также вопрос об отнесении интернет-посредника к категории базовой интернет-услуги в качестве простого канала (аналогично телефонным или почтовым службам) на основании того, что он не имеет интереса или не участвует в изменении содержания контента, который он передает или размещает. В связи с этим в научной литературе проходит дискуссия о том, можно ли пассивность и нейтралитет определить как основание того, что интернет-посредник не может быть привлечен к ответственности?19

19. См.: Madiega T. Reform of the EU liability regime for online intermediaries Background on the forthcoming digital services act. URL: >>>> (дата обращения: 12.11.2021).

Планируется определить перечень посреднических функций, осуществляемых интернет-посредниками, обстоятельства оказания интернет-услуг, которые можно отнести к категории «базовых», и выход за пределы базовых функций в дальнейшем позволят интернет-посреднику освободиться от юридической ответственности.

Проходят дискуссии о необходимости и целесообразности предоставления иммунитета от ответственности за клевету для интернет-посредников, предоставляющих базовые интернет-услуги. Например, основываясь на концепциях пассивности и нейтральности контента, к таким услугам могут быть отнесены провайдеры, использующие приложения создания онлайн-документов (например, Microsoft Office 365 и пакет Google Docs) и почтовые службы (например, Outlook и Gmail). Это фактически базовые интернет-услуги.

Если такой иммунитет должен был быть введен, то должен ли он быть основан на принципах или должен быть отнесен к функциям основных интернет-сервисов? Особенно выделяется вопрос об эффективности применения юридических инструментов – принципы или функции интернет-посредников для решения вопроса об их ответственности за информацию, распространяемую третьими лицами.

Преимущество предлагаемого иммунитета состоит в том, что интернет-компании, предоставляющие основные, базовые интернет-сервисы будут уверены в том, что они не подвергаются риску преследования за клевету в отношении контента третьих лиц. Это также дало бы понимание заявителям к каким интернет-посредникам они могут или не могут обращаться за решением вопроса. В свою очередь, установление точного понимания перечня функций устранило бы необходимость судебного разбирательства по делам о клевете. В случае судебного разбирательства закон, определивший базовые функции, позволит Суду определить, является ли интернет-посредник, предоставивший базовую интернет-услугу издателем рассматриваемого контента.

В то же время если законом установить иммунитет за интернет-посредниками, осуществляющими базовые интернет-услуги, то они полностью исключаются из ответственности за клевету в отношении контента третьих лиц. Кроме того, предлагается, что иммунитет должен распространяться на интернет-посредника независимо от того, знал ли он о предположительно клеветнических материалах или нет20. Предлагаемый подход в Законе «О безопасности в Интернете» отличается от уже принятого подхода, который обеспечивает иммунитет интернет-провайдеров и провайдеров хостовых услуг только до тех пор, пока они не знают о содержании контента.

20. См.: Section 230 as First Amendment Rule. MAY 10, 2018. Vol. 131. No. 7 Harv. L. Rev. 2027. URL: >>>> (дата обращения: 20.11.2021).

В рамках реформирования иммунитета, предлагается предоставлять полный иммунитет всем цифровым платформам в отношении стороннего контента - даже если они уведомлены о размещенном контенте третьими лицами, который затрагивает честь, достоинство и деловую репутацию лица. Иммунитет может быть предоставлен только в том случае, если цифровые платформы не внесли существенный вклад в публикацию - контент.

В случае предоставления общего иммунитета обсуждается вопрос о необходимости разработки дополнительных или новых способов привлечения к ответственности интернет-посредников21.

21. См.: Johnson A., Castro D. How Other Countries Have Dealt with Intermediary Liability, Feb. 22, 2021. URL: https://itif.org/publications/2021/02/22/how-other-countries-have-dealt-intermediary-liability(дата обращения: 05.10.2021).

Поскольку в отсутствии общего иммунитета интернет-посредники будут удалять контент, в целях ухода от потенциальной ответственности, что может отрицательно сказаться на свободе выражения мнений, в связи с этим необходимо определить критерии и разработать дополнительные или новые способы привлечения к ответственности интернет-посредников22. В пользу новых способов говорит и то, что интернет-посредники заявляют, что они не знают и не могут быть в курсе всего контента, размещенного третьими сторонами, который появляется на их веб-страницах или в результатах поиска и, что не следует требовать от них удалять контент без постановления суда, т.к. они не в состоянии оценить - является ли контент дискредитирующим.

22. См.: Recommendation CM/Rec(2018)2 of the Committee of Ministers to member States on the roles and responsibilities of internet intermediaries (Adopted by the Committee of Ministers on 7 March 2018 at the 1309th meeting of the Ministers' Deputies). URL: >>>> (дата обращения: 16.10.2021).

Предложенный выше иммунитет позволит гарантировать, что свобода выражения мнений не будет чрезмерно ограничена, поскольку у соответствующих посредников не будет необходимости удалять контент в целях ухода от ответственности. Такой «новый» подход обеспечит юридическую определенность интернет-посредникам, способствуя развитию здоровой цифровой экономики, а также определенность интернет-посредникам, которые вряд ли будут считаться издателями.

Цифровые платформы

Цифровые платформы столь же разнообразны, как и их различные базовые бизнес-модели, включая, например, онлайн-торговые площадки, поисковые системы, социальные сети, платформы обмена контентом, магазины приложений, коммуникационные услуги или онлайн-платформы для путешествий и проживания23. Цифровые платформы - промежуточное звено между информационными и коммуникационными потоками в Интернете.

23. См.: How do online platforms shape our lives and businesses? – Brochure. URL: https://digital-strategy.ec.europa.eu/en/library/how-do-online-platforms-shape-our-lives-and-businesses-brochure (дата обращения: 19.10.2021).

К цифровым платформам планируется отнести онлайн-поисковые системы, социальные медиаплатформы и другие платформы агрегирования цифрового контента.

К требованиям в отношении деятельности и функций цифровых платформ отнесены анализ, оценивание, ранжирование и упорядочивание контента. Разрабатываемая нормативно-правовая база должна быть нейтральной для обеспечения эффективного и последовательного регулирующего надзора за всеми субъектами, участвующими в производстве или доставке контента в Австралии, включая медиа-компании, издателей, вещательные компании и цифровые платформы24.

24. См.: SBS submission to Australian Competition and Consumer Commission Digital Platforms Inquiry: Preliminary Report February. URL: 2019https://www.accc.gov.au/system/files/Special%20Broadcasting%20Service%20%28February%202019%29.PDF (дата обращения: 10.10.2021).

Вопрос о соотнесении цифровых платформ и СМИ возник в связи с тем, что успешные онлайн-платформы получают выгоду за счет масштабов и некоторой своей монополии: как только у цифровой интернет-платформы увеличивается количество пользователей, сразу же увеличивается и объем данных, которые эти платформы накапливают и обрабатывают с течением времени. Это может привести к ситуациям, когда несколько платформ могут оказывать влияние на характер интернет-коммуникаций и интернет-взаимодействий, а также контролировать рынок, тем самым определяя правила игры и условия на рынке25.

25. См.: How do online platforms shape our lives and businesses? – Brochure. URL: https://digital-strategy.ec.europa.eu/en/library/how-do-online-platforms-shape-our-lives-and-businesses-brochure (дата обращения: 20.11.2021).

В связи с тем что СМИ фактически можно отнести к цифровым платформам, правительство Австралии проводит также поэтапный процесс реформирования регулирования деятельности СМИ. Так, рассматриваются функции СМИ и издательские функции цифровых платформ26, которые не должны быть основанием привлечения к ответственности. Исследуется вопрос о том, можно ли рассматривать цифровые платформы как имеющие функции, сопоставимые с онлайн-медиа-компаниями, или их следует рассматривать как отдельные категории с разными обязанностями и методами юридической защиты.

26. См.: Digital platforms inquiry - final report. URL: >>>> (дата обращения: 20.11.2021).

Дальнейшая реформа онлайн-безопасности и предложения по реформе регулятивной деятельности, направлена на разработку Обязательного кодекса ведения переговоров для СМИ и цифровых платформ27.

27. См.: Australia: Media Regulatory Reform Update. URL: https://www.lexology.com/library/detail.aspx?g=4ca563d0-0750-4eb3-8e26-a02a241093f5 (дата обращения: 20.09.2021).

Эксперты считают, что 2021 год был еще одним напряженным годом для реформы регулирования СМИ, поскольку назрела необходимость реформы законодательства в области СМИ и начат второй этап правительственной программы реформы регулирования СМИ, включая регулирование распространение рекламы на всех площадках, платформах, в т.ч. Интернет28.

28. См.: Centre for Media Transition. URL: >>>> (дата обращения: 17.10.2021).

Имеются противоречивые данные об общем влиянии цифровых технологий на платформы для новостного и журналистского контента. Так, обсуждаются негативные эффекты, такие как быстрое распространение информации через цифровые платформы, что может серьезно нарушить условия выпуска новостей и потенциально девальвировать журналистику.

Цифровые платформы теперь могут рассматриваться как ключевые участники в более широкой структуре СМИ. Хотя они могут не быть издателями, но их роль как дистрибьюторов становится все более смешанной по своей природе.

Однако как участники распространения информации СМИ и цифровые платформы несут ответственность за нанесение вреда общественному благу новостями, журналистским контентом и способами его продвижения29.

29. См.: ibid.

Реформирование процедуры признания «невиновного распространения»

В целях выяснения, могут ли по умолчанию администраторы цифровых платформ или форумов являться вторичными распространителями контента, в связи с этим рассматриваются возможности применения принципа невиновного распространения при диффамации. В разд. 32 Закона Австралии «О диффамации» (Defamation act 2005)30 определен принцип «невиновного распространения» как защита от ответственности за публикацию информации, не соответствующей действительности, если ответчик сможет доказать, что: а) он опубликовал материал, будучи сотрудником СМИ или агентом подчиненного дистрибьютора; б) он не знал и не должен был знать, что материал носит клеветнический характер; в) его незнание не было результатом халатности с его стороны.

30. См.: DEFAMATION ACT 2005 - SECT 32. URL: http://www5.austlii.edu.au/au/legis/nsw/consol_act/da200599/s32.html (дата обращения: 30.11.2021).

Кроме того, законы «Об авторском праве» 1968 г. и «О реализации Соглашения о свободной торговле с США» 2004 г. содержат подобный принципу «невиновное распространение» принцип «Безопасная гавань»31. В соответствии с данным принципом телекоммуникационные компании Австралии защищены от судебных исков за нарушение авторских прав со стороны третьих лиц, пользующихся их услугами (например, в случае загрузки нелицензионной копии фильма).

31. Законы Австралии об авторском праве содержат простой порядок действий в случае нарушения авторских прав в Интернете. Этот процесс обычно называют «Безопасной гаванью», потому что он обеспечивает правовую защиту провайдеров интернет-услуг в обмен на их помощь правообладателям в обеспечении соблюдения своих прав в Интернете (см.: URL: >>>> (дата обращения: 20.11.2021)).

Принцип Безопасной гавани охватывает четыре направления деятельности: «передача информации, маршрутизация или обеспечение соединений»; «автоматическое кэширование, хранение материалов, защищенных авторским правом»; «технические действия, осуществляемые по указанию пользователя»; «переадресация пользователей посредством инструментов или технологий определения размещения информации» – например, предоставление услуги поисковой системы.

Распространение принципа Безопасной гавани на отношения, связанные с распространением несоответствующей действительности информации в Интернете, позволит интернет-посреднику еще на предварительной стадии судебного разбирательства доказать, что он выполнял требования закона32. Кроме того, в случае, если действия интернет-посредника будут соответствовать критериям правовой защиты, зафиксированным в принципе Безопасной гавани, интернет-посредник также сможет доказать свою невиновность. В дальнейшем принцип Безопасной гавани планируется распространить и на поисковые системы.

32. Данная процедура, осуществляется перед началом судебного разбирательства и предусмотрена процессуальным правом Австралии.

Таким образом, такие изменения позволят ответчику предоставить документы, позволяющие доказать его невиновность еще перед началом судебного разбирательства.

Однако вопрос, которому пока эксперты так и не нашли ответа, - порог изменений, вносимых интернет-посредниками в распространяемый контент. По нему нет единого мнения, какой процент изменений является предельным для определения изменений, внесенных интернет-посредником в качестве существенных. Ответ на данный вопрос позволит определить виновность интернет-посредников в распространении информации и, соответственно, правомерность распространения на него принципа Безопасной гавани33.

Заключение

Таким образом, обобщив приведенный опыт правового регулирования, можно заключить, что основные изменения в законодательстве Австралии направлены на определение ответственности интернет-посредников за распространение информации, не соответствующей действительности.

Интернет-платформы, на которых размещается сторонний контент, обязаны направлять уведомление о жалобе на клевету издателю контента – обладателю информации (в т.ч. СМИ) и удалять контент, если издатель не отвечает на его уведомление. Невыполнение данных требований со стороны интернет-платформ приводит к наложению штрафов.

Интернет-платформы не обязаны давать оценку существа уведомления о жалобе и не признаются «издателями», а также не несут ответственности за сторонний контент в соответствии с Законом Австралии «О диффамации». Интернет-провайдеры и поисковые системы должны подчиняться судебному запрету на удаление незаконного контента.

Комиссар по электронной безопасности наделен полномочиями обращения к службе агрегатора поиска в Сети для того, чтобы или исключить, или понизить рейтинг веб-сайтов, которые, как было установлено Комиссаром, систематически и неоднократно способствовали публикации сообщений о клевете, киберзапугивании или являются нарушителями законодательства Австралии, направленного на регулирование интернет-отношений.

Комиссар по электронной безопасности также имеет возможность получать идентификационную информацию конечного пользователя и его контактные данные от поставщиков онлайн-услуг, включая поставщиков услуг социальных сетей. Насколько это возможно, информация, подлежащая удалению, должна быть включена в уведомление об удалении таким образом, чтобы поставщик услуг мог выполнить это требование.

Библиография

  1. 1. Гаврилов Е.В. Защита деловой репутации от диффамации на интернет-форумах // Право в сфере Интернета: сб. ст. / отв. ред. М.А. Рожкова. М., 2018.
  2. 2. Егорова Н.А. Новое в уголовно-правовом противодействии клевете // Законность. 2021. № 3. С. 41 - 45.
  3. 3. Карпенков В. Защита деловой репутации в сети Интернет // Библиотечка журнала «Юрист». Право и бизнес. 2015. № 3. С. 21.
  4. 4. Парыгина Н.Н. Защита права на деловую репутацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по гражданскому законодательству Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2017. С. 137.
  5. 5. Терещенко Л.К. Глобальная сеть: проблемы в праве // Росс. юстиция. 2000. № 2. С. 49, 50.
  6. 6. Харитонов И.И. Уголовная ответственность за клевету: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2015. С. 165 - 168.
  7. 7. Чеботарева А.А. Права граждан в контексте деятельности средств массовой информации, функционирующих в сети Интернет // Юридический мир. 2007. № 3. С. 4.
  8. 8. Australia: Media Regulatory Reform Update. URL: https://www.lexology.com/library/detail.aspx?g=4ca563d0-0750-4eb3-8e26-a02a241093f5 (дата обращения: 20.09.2021).
  9. 9. Australia to get digital platforms watchdog. URL: https://www.governmentnews.com.au/australia-to-get-digital-platforms-watchdog/#:~:text=%E2%80%9CThe%20outcomes%20of%20the%20pilot,their%20services%2C%E2%80%9D%20it%20says (дата обращения: 10.11.2021).
  10. 10. Australian Communications and Media Authority (ACMA), “Annual Reports: 2019 - 2020”. URL: https://www.esafety.gov.au/sites/default/files/2020-10/ACMA%20and%20eSa (дата обращения: 30.11.2021).
  11. 11. Australian Competition and Consumer Commission (ACCC), Digital Platforms Inquiry: Final report 2019. URL: https://www.accc.gov.au/publications/digital-platforms-inquiry-finalreport, p. 63 (дата обращения: 30.10.2021).
  12. 12. Centre for Media Transition. URL: https://www.accc.gov.au/system/files/ACCC%20commissioned%20report%20%20The%20impact%20of%20digital%20platforms%20on%20news%20and%20journalistic%20content%2C%20Centre%20for%20Media%20Transition%20%282%29.pdf (дата обращения: 17.10.2021).
  13. 13. Columbia University: Global Freedom of Expression, “Trkulja v. Google LLC”. June 13, 2018. URL: https://globalfreedomofexpression.columbia.edu/cases/trkulja-v-google-l (дата обращения: 19.11.2021).
  14. 14. Digital platforms inquiry - final report. URL: https://www.accc.gov.au/publications/digital-platforms-inquiry-final-report (дата обращения: 20.11.2021).
  15. 15. How do online platforms shape our lives and businesses? – Brochure. URL: https://digital-strategy.ec.europa.eu/en/library/how-do-online-platforms-shape-our-lives-and-businesses-brochure (дата обращения: 19.10.2021).
  16. 16. Johnson A., Castro D. How Other Countries Have Dealt with Intermediary Liability, Feb. 22, 2021. URL: https://itif.org/publications/2021/02/22/how-other-countries-have-dealt-intermediary-liability (дата обращения: 05.10.2021).
  17. 17. Madiega T. Reform of the EU liability regime for online intermediaries Background on the forthcoming digital services act. URL: https://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/IDAN/2020/649404/EPRS_IDA (2020)649404_EN.pdf (дата обращения: 12.11.2021).
  18. 18. Review of Model Defamation Provisions - Discussion Paper. February 2019. URL: https://www.justice.nsw.gov.au/justicepolicy/Documents/review-model-defamation-provisions/Final-CAG-Defamation-Discussion-Paper-Feb-2019.pdf
  19. 19. SBS submission to Australian Competition and Consumer Commission Digital Platforms Inquiry: Preliminary Report February. URL: 2019https://www.accc.gov.au/system/files/Special%20Broadcasting%20Service%20%28February%202019%29.PDF (дата обращения: 10.10.2021).
  20. 20. Safe harbour rules Australia’s new copyright battleground. URL: https://www.computerworld.com/article/3464946/safe-harbour-rules-australia-s-new-copyright-battleground.html (дата обращения: 30.11.2021).
QR
Перевести

Индексирование

Scopus

Scopus

Scopus

Crossref

Scopus

Высшая аттестационная комиссия

При Министерстве образования и науки Российской Федерации

Scopus

Научная электронная библиотека