О знаковом решении конституционного суда Республики Беларусь об исторической памяти
О знаковом решении конституционного суда Республики Беларусь об исторической памяти
Аннотация
Код статьи
S102694520020389-8-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Миклашевич Петр Петрович 
Должность: Председатель
Аффилиация: Конституционный Суд Республики Беларусь
Адрес: 220016 Республика Беларусь, г. Минск, ул. Красноармейская, д. 4
Выпуск
Страницы
7-12
Аннотация

В статье анализируется решение Конституционного Суда Республики Беларусь о проверке конституционности Закона РБ «О геноциде белорусского народа», принятое 29 декабря 2021 г. в порядке обязательного предварительного конституционного контроля законов до их подписания Президентом Республики Беларусь. Законом предусматривается юридическое признание геноцида белорусского народа, совершенного нацистскими преступниками и их пособниками в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период (до 1951 г.), и одновременно устанавливается уголовная ответственность за публичное его отрицание. Автор акцентирует внимание на подходах Конституционного Суда РБ, признавшего указанный Закон соответствующим Конституции Республики Беларусь, о необходимости наличия законодательных барьеров на пути попыток фальсификации событий и итогов Второй мировой войны, трактовки понятия «геноцид белорусского народа», соответствующего нормам международного права, усиления защиты государственного суверенитета, сохранения исторической правды, основанной на неопровержимых документальных доказательствах геноцида белорусского народа.

Ключевые слова
Конституция Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь, сохранение исторической правды, геноцид белорусского народа, публичное отрицание геноцида белорусского народа, патриотизм, предварительный конституционный контроль
Классификатор
Получено
30.04.2022
Дата публикации
20.06.2022
Всего подписок
14
Всего просмотров
918
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf Скачать JATS
1

2 Время, прошедшее с момента принятия Конституции Республики Беларусь в 1994 г., показало значимость конституционных положений и сформулированных в ней ценностных ориентиров для эффективного государственно-правового строительства.
3 За прошедшие годы Республика Беларусь укрепила суверенитет и независимость, проводит самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику. В настоящее время созданы политические, идеологические, конституционно-правовые, социально-экономические основы устойчивого развития государства.
4 Вместе с тем современные условия объективно потребовали конституционных преобразований, закрепления в Конституции РБ положений, отражающих идеи и цели дальнейшего государственно-правового строительства и общественного развития.
5 Процесс разработки и принятия на республиканском референдуме обновленной Конституции Республики Беларусь 2022 г. показал, что Конституция является не только правовым документом высшей юридической силы, но выступает как общественный договор, наполненный реальным содержанием, на основе которого достигается общественное согласие и доверие между личностью, обществом и государственной властью. Конституция любого государства не является застывшим документом. В ряде случаев невозможно только посредством нормативного или казуального толкования обеспечить реализацию ее принципов и норм. Внесение в нее изменений и дополнений есть ответ на складывающиеся реалии, меняющийся менталитет общества1.
1. См.: Василевич Г.А., Василевич С.Г. Модернизация конституций Российской Федерации и Республики Беларусь как отражение динамики общественного развития // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2022. Т. 18. № 2. С. 7.
6 Следует подчеркнуть важность нового конституционного положения о том, что сохранение исторической памяти о героическом прошлом белорусского народа, патриотизм - долг каждого гражданина Республики Беларусь. Это дополнение ст. 54 обновленной Конституции РБ обусловлено необходимостью установления важнейшего конституционного ориентира государственной политики, прежде всего по воспитанию у молодежи чувства ответственности за настоящее и будущее страны.
7 Конституционное требование об обязанности сохранять историческую память возлагается и на государство. Статья 15 обновленной Конституции РБ устанавливает, что государство обеспечивает сохранение исторической правды и памяти о героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны.
8 В современном мире, характеристикой которого становится в последнее время нарастание глобальных рисков, вызовов и угроз, актуализируются вопросы защиты суверенитета и независимости Республики Беларусь.
9 В Послании белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь 28 января 2022 г. Президент РБ А.Г. Лукашенко подчеркнул: «Мы не хотим войны, мы навоевались. Наш народ миллионы потерял в прошлых войнах. Мы хотим мирно жить и работать. Мы никогда не создавали проблем нашим соседям, никаким другим народам. И никогда их создавать не будем. Не только потому, что мы мирные люди, а потому что нам это просто не надо»2.
2. См.: Выступление Президента Беларуси Александра Лукашенко при обращении с ежегодным Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию. URL: >>>>
10 Содержание ст. 15 Конституции РБ актуально не только в 2022 г., который объявлен в Беларуси Годом исторической памяти, ее цель – сохранение исторической правды о Великой Отечественной войне, пресечение попыток оспорить моральное и историческое право белорусского народа на значительный вклад в победу над фашизмом.
11 Новая конституционная норма о необходимости сохранения исторической памяти служит целям формирования в обществе должной нравственной и общественно-политической позиции на примере героического подвига нашего народа.
12 Парламентом Беларуси в декабре 2021 г. принят Закон РБ «О геноциде белорусского народа». Этим Законом предусматривается юридическое признание геноцида белорусского народа, совершенного нацистскими преступниками и их пособниками в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период (до 1951 г.). Под белорусским народом понимаются все советские граждане, проживавшие на территории Белорусской ССР в составе СССР в указанный период. Одновременно устанавливается уголовная ответственность за публичное отрицание геноцида белорусского народа, например, посредством размещения соответствующей информации в СМИ либо в интернете. «Реализация Закона будет способствовать недопустимости искажения итогов Великой Отечественной войны, а также сплоченности белорусского общества»3.
3. См.: Подписан Закон о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны. 05.01.2022 г. URL: >>>> (дата обращения: 28.03.2022).
13 Конституционный Суд РБ в порядке обязательного предварительного контроля конституционности законов, принятых парламентом страны, до подписания их Президентом РБ осуществил проверку конституционности Закона РБ «О геноциде белорусского народа» и вынес решение, в котором сформулировал вывод о том, что по содержанию норм, форме акта, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия данный Закон соответствует Конституции Республики Беларусь4.
4. См.: решение Конституционного Суда РБ от 29.12.2021 г. № Р-1296/2021 «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь “О геноциде белорусского народа”» // Вестник Конституционного Суда РБ. 2021. № 4.
14 Исследователями отмечается, что вопросы конституционного соответствия нормативных правовых актов, решаемые в предварительном порядке, позволяют в перспективе сохранять стабильность и единообразие национальной правовой системы, способствуют принятию правовых актов более высокого уровня, что, в свою очередь, повышает качество законодательства5.
5. См.: Виноградова Е.В., Данилевская И.Л. Поправки 2020 года в Конституцию Российской Федерации. Конституционный контроль “ex ante” как институт отечественного и зарубежного конституционализма // Государство и право. 2020. № 5. С. 16.
15 В данном решении Конституционный Суд РБ указал, что Закон РБ «О геноциде белорусского народа» принят в целях сохранения памяти о миллионах советских граждан, которые стали жертвами в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период, дачи справедливой оценки злодеяниям нацистских преступников и направлен на законодательное установление действенных барьеров на пути попыток фальсификации событий и итогов Второй мировой войны.
16 В ст. 1 данного Закона устанавливается, что совершенные нацистскими преступниками и их пособниками, националистическими формированиями в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период злодеяния, направленные на планомерное физическое уничтожение белорусского народа путем убийства и иных действий, признаваемых геноцидом в соответствии с законодательными актами и нормами международного права, являются геноцидом белорусского народа.
17 Конституционный Суд РБ в своем решении отметил, что впервые на законодательном уровне признается факт геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны. Такой вывод основан на неопровержимо доказанных и документально подтвержденных многочисленными официальными актами расследований и судебными разбирательствами, в т.ч. проведенными на международном уровне, фактах злодеяний нацистов и их пособников на территории Белорусской ССР.
18 Так, Чрезвычайной Государственной Комиссией по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков, образованной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 ноября 1942 г.6, было установлено, что на оккупированной территории БССР нацисты создали более 260 лагерей смерти для уничтожения военнопленных и гражданского населения. Среди крупнейших лагерей только в Минске и его окрестностях было девять лагерей, где уничтожено более 400 тыс. человек: лагерь смерти Тростенец (уничтожено более 206.5 тыс. человек); лагерь вблизи деревни Масюковщина (более 80 тыс. человек); лагерь на улице Широкой г. Минска (20 тыс. человек).
6. См.: Ведомости ВС СССР. 1942. № 40.
19 За 1941–1944 гг. нацисты провели на территории Белоруссии более 140 крупных карательных операций, во время которых было сожжено около 9200 сел и деревень, из них 5295 сел и деревень были уничтожены вместе с населением.
20 Всего из Белоруссии в Германию было угнано 399 474 человека, из которых десятки тысяч погибли, не выдержав жестоких условий эксплуатации. Не менее 1.4 млн человек были уничтожены в местах принудительного содержания гражданского населения. За годы войны страна потеряла около 2.2 млн человек, или каждого третьего своего жителя.
21 Значительное место в обвинении фашизма Международным военным трибуналом в Нюрнберге (Германия), проходившим с 20 ноября 1945 г. по 1 октября 1946 г., занимали материалы и документы о преступлениях, совершенных нацистами и их пособниками на территории Белорусской ССР. Нюрнбергский процесс — это знаковое событие в реализации на практике основного принципа международного права, запрещающего агрессивную войну и применение силы в целом. Все это имеет большое значение для зарождения нового политического образа мышления, основанного на концепции ненасильственного мира. Мир представляет собой важнейшую гарантию основного права человека - права на жизнь. Нюрнберг в полной мере продемонстрировал неразрывную связь между миром и защитой жизненно важных прав людей и народов. Уроки Нюрнберга призывают к бдительности, предостерегают от всех и всяческих форм реставрации фашистской идеологии, воскрешения идей расизма и милитаризма, осужденных народами7.
7. См. подр.: Савенков А.Н. Нюрнберг: Приговор во имя Мира. М., 2022.
22 Конституционный Суд РБ в решении пришел к выводу, что положение ст. 1 Закона, в которой указываются действия, образующие понятие геноцида белорусского народа, соответствует нормам международного права, согласно которым геноцидом признаются действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую (ст. II Конвенции ООН о предупреждении преступления геноцида и наказании за него от 09.12.1948 г.8).
8. См.: Ведомости ВС СССР. 1954. № 12, ст. 244.
23 По мнению Конституционного Суда РБ, осуществляемое правовое регулирование соответствует положениям Конституции РБ, согласно которым Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику, защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок (ст. 1), государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией РБ (ст. 59).
24 Конституционный Суд РБ в решении подчеркнул, что законодательное признание и осуждение факта геноцида белорусского народа закрепит в исторической памяти народа справедливую оценку злодеяний нацистов на территории республики, станет данью памяти потомков миллионам жертв фашизма, а также будет иметь важное конституционно-правовое и политическое значение, поскольку послужит основой для постановки вопроса о признании геноцида белорусского народа на международном уровне.
25 В решении также отмечено, что Законом РБ «О геноциде белорусского народа» на Генеральную прокуратуру РБ возлагается полномочие принять дополнительные меры по всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств геноцида белорусского народа, установлению лиц, причастных к его совершению, и их уголовному преследованию (ст. 3).
26 Выдающийся советский криминолог, член-корр. АН СССР А.Н. Трайнин, рассматривая понятие и формы геноцида, отмечал, что специфическая особенность геноцида, выделяющая его из других преступлений и делающая его сугубо опасным преступлением против человечества, заключается в том, что его объектом является не отдельный человек, а группа людей. В составе геноцида насилие и преследования человека, конечно, непрерывно, имеют место; но это не самоцель, а средство уничтожения группы; поэтому при геноциде жертвой является не то или иное конкретное, отличающееся индивидуальными чертами лицо, а лицо, наделенное общими родовыми признаками, либо лицо, являющееся членом определенной группы, каждый член которой обезличен и обречен на уничтожение9.
9. См.: Трайнин А.Н. Защита мира и борьба с преступлениями против человечества. М., 1956. С. 222–224; см. также: Савенков А.Н. Геноцид советского народа: от истории к праву без срока давности // Государство и право. 2021. № 9. С. 7–30.
27 Конституционный Суд Республики Беларусь в связи с этим в решении отметил, что устанавливаемое правовое регулирование основывается на получивших международное признание универсальных принципах и нормах (ст. I, II, IV Конвенции о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества от 26.11.1968 г.10), соответствует положениям Конституции РБ о компетенции прокуратуры осуществлять надзор за исполнением законов при расследовании преступлений, в случаях, предусмотренных законом, проводить предварительное следствие, поддерживать государственное обвинение в судах (ст. 125).
10. См.: Ведомости ВС СССР. 1971. № 2, ст. 18.
28 В решении обращено внимание, что Законом РБ «О геноциде белорусского народа» предусматриваются полномочия Совета Министров Республики Беларусь по принятию на постоянной основе мер по увековечению памяти жертв геноцида белорусского народа; по признанию и осуждению геноцида белорусского народа на международном уровне; по распространению достоверной информации и просвещению граждан по вопросам геноцида белорусского народа (ст. 4).
29 Конституционный Суд РБ отметил, что Правительство РБ, являясь центральным органом государственного управления, принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности (ст. 106, 107 Конституции РБ).
30 Конституционный Суд РБ указал, что реализация предусматриваемых данным Законом полномочий Совета Министров РБ служит целям увековечения памяти жертв геноцида, пресечения попыток оспорить моральное и историческое право белорусского народа в боевом содружестве с другими народами СССР на победу над фашизмом, призвана вывести на более качественный уровень информационную, просветительскую, учебно-воспитательную работу по формированию должной нравственной и общественно-политической позиции граждан, что отвечает взаимосвязанным положениям Конституции РБ об обязанности государства защищать свою независимость, конституционный строй, обеспечивать законность и правопорядок (ст. 1), о гарантировании соответствующих конституционных прав, свобод и законных интересов (ст. 2, 21, 22).
31 В решении Конституционного Суда РБ также указано, что проверяемым Законом устанавливается уголовная ответственность за отрицание геноцида белорусского народа: гл. 17 «Преступления против мира и безопасности человечества» УК РБ, в которой предусмотрена уголовная ответственность за геноцид, реабилитацию нацизма (ст. 127, 130-1), дополняется ст. 130-2, устанавливающей в качестве самостоятельного состава уголовную ответственность за отрицание геноцида белорусского народа.
32 Конституционный Суд РБ полагает, что с учетом гарантированного каждому права на свободу мнений, убеждений и их свободное выражение (ст. 33, 34 Конституции РБ) государство вправе, исходя из необходимости защиты конституционных интересов от деструктивных действий, устанавливать запрет пропаганды или агитации, возбуждающих расовую, национальную, этническую или религиозную ненависть и вражду, предотвращать проявления социальной агрессии на почве демонстративного (публичного) отрицания конституционно значимых нравственных ценностей или пренебрежения ими.
33 По мнению Конституционного Суда РБ, устанавливаемое данным Законом правовое регулирование направлено на противодействие указанным формам информационного воздействия, недопущение формирования в обществе неверных, искаженных представлений об исторических событиях, насильственных действиях по уничтожению советских граждан, проживавших на территории Белоруссии в годы Великой Отечественной войны, об огромных потерях белорусского народа. Формирование таких представлений может разрушать идеологические и духовно-нравственные ценности общества и осквернять историческую память. Положения Закона РБ «О геноциде белорусского народа» способствуют защите исторической правды о Второй мировой войне, противодействию фальсификации фактов истории.
34 При этом, как известно, имеет место откровенная фальсификация событий как предвоенной истории Европы, так и последовавшего затем мирового военного конфликта с целью размыть и обесценить итоги Второй мировой войны. Однако же общепризнанным является положение о приговоре Нюрнбергского Международного военного трибунала, в соответствии с которым в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН выражена позиция международного сообщества, устанавливающая, что они не могут пересматриваться и подвергаться сомнению и корректировке11.
11. См. об этом: Савенков А.Н. Нюрнберг: Приговор во имя Мира. С. 20.
35 Конституционный Суд РБ считает, что уголовно-правовой запрет публичного отрицания геноцида белорусского народа расширяет возможности эффективного реагирования государства на проявления реабилитации нацизма, создающие угрозу для национальной безопасности, совершенствует правовой механизм предупреждения указанных общественно опасных действий, что отвечает конституционным положениям об обязанности государства защищать свою независимость, конституционный строй, обеспечивать законность и правопорядок (ст. 1 Конституции РБ) и соответствует нормам Конституции РБ, гарантирующим реализацию конституционных ценностей и интересов (ст. 1, 2, 21, 59).
36 Конституционный Суд РБ в своем решении отметил, что парламент, являющийся представительным и законодательным органом, наделен правом рассматривать проекты законов, в т.ч. об основном содержании и принципах осуществления прав, свобод и обязанностей граждан, об уголовной ответственности (ст. 90, 97, 98 Конституции РБ), исходя из требований ст. 23 Конституции РБ, допускающей возможность ограничения прав и свобод личности только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц. В рамках предоставленных дискреционных полномочий законодатель определяет, какие из деяний с учетом степени их общественной опасности, тяжести последствий и иных обстоятельств подлежат запрету. По мнению Конституционного Суда РБ, введение статьей 2 проверяемого Закона уголовной ответственности за отрицание геноцида белорусского народа находится в пределах дискреции законодателя, обладающего свободой усмотрения в выборе уголовно-правовых средств воздействия на нарушителей, в определении их необходимого и достаточного объема.
37 * * *
38 Оценивая конституционность содержания норм Закона РБ «О геноциде белорусского народа», Конституционный Суд РБ в своем решении пришел к выводу, что устанавливаемое правовое регулирование направлено на законодательное обеспечение защиты фундаментальных ценностей белорусского народа, воспрепятствование попыткам фальсификации событий и итогов Второй мировой войны, сохранение исторической памяти, недопущение реабилитации нацизма в современном белорусском обществе, что соответствует нормам Конституции Республики Беларусь и согласуется с положениями международных договоров.

Библиография

1. Василевич Г.А., Василевич С.Г. Модернизация конституций Российской Федерации и Республики Беларусь как отражение динамики общественного развития // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2022. Т. 18. № 2. С. 7.

2. Виноградова Е.В., Данилевская И.Л. Поправки 2020 года в Конституцию Российской Федерации. Конституционный контроль “ex ante” как институт отечественного и зарубежного конституционализма // Государство и право. 2020. № 5. С. 16.

3. Савенков А.Н. Геноцид советского народа: от истории к праву без срока давности // Государство и право. 2021. № 9. С. 7–30.

4. Савенков А.Н. Нюрнберг: Приговор во имя Мира. М., 2022. С. 20.

5. Трайнин А.Н. Защита мира и борьба с преступлениями против человечества. М., 1956. С. 222–224.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести