ООНГосударство и право

  • ISSN (Print) 1026-9452
  • ISSN (Online)2713-0398

Государственная политика в отношении соотечественников, проживающих за рубежом: понятия и приоритеты

Код статьи
S102694520017456-2-1
DOI
10.31857/S102694520017456-2
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Том/ Выпуск
Том / Номер 11
Страницы
55-65
Аннотация

В статье на основе сравнительного анализа конституций, законодательства и практики различных стран определяются критерии, по которым государства идентифицируют своих соотечественников, проживающих за рубежом, приоритеты национальной политики, проводимой в отношении них, реализующие ее структуры и правовые инструменты, посредством которых она осуществляется. Авторы сформулировали вывод о том, что государственная политика в отношении соотечественников направлена на предоставление им правовой и социальной защиты, поддержание национальной и культурной идентичности диаспор, привлечении их интеллектуального и экономического капитала в национальную экономику и культуру. Часто государственная политика предполагает установление с соотечественниками особых правовых связей или содействие их возвращению на Родину.

Ключевые слова
соотечественники, государственная политика, диаспора, национальное меньшинство, культурная идентичность, национальное самосознание, гражданство
Дата публикации
03.12.2021
Всего подписок
15
Всего просмотров
2191

Понятие соотечественников и особенности правового признания их статуса. Многие государства осуществляют специальную политику, направленную на поддержание взаимоотношений с соотечественниками, проживающими за рубежом. Вместе с тем понятие «соотечественник» не является ни юридическим термином, ни устоявшимся теоретическим концептом. В самом общем смысле под соотечественниками понимаются постоянно (длительное время) проживающие за границей граждане страны, а также выходцы из данного государства и их потомки (независимо от гражданства), сохраняющие связи с государством происхождения.

Государства могут использовать различные правовые конструкции для идентификации соотечественников и установления с ними юридических связей.

  1. Принадлежность к гражданству данного государства. Практически все государства принимают на себя обязательства по защите своих граждан, находящихся за границей, в т.ч. и проживающих там постоянно. В этом случае определяющим является критерий гражданства. В ряде государств принимаются специальные законы о правовом статусе данной группы граждан. Например, в Швейцарии зарубежными швейцарцами признаются не проживающие в стране граждане, внесенные в Регистр зарубежных швейцарцев – информационную систему федерального Министерства иностранных дел (ч. 1 и 2 ст. 3 Федерального закона от 26.09.2014 г. «О зарубежных швейцарцах и их учреждениях»1).

1. См.: Loi fédérale du 26 septembre 2014 sur les personnes et les institutions suisses à l'étranger // Recueil officiel du droit fédéral, 2015-10-20. No. 41. P. 3857–3877.

  1. Принадлежность к национальному меньшинству, являющемуся частью народа (народов) страны и проживающему за пределами ее территории. В этом случае определяющим является этнический критерий, в широком смысле, в т.ч. языковой, религиозный и т.п. При этом необходимо учитывать, что предоставление статуса национального меньшинства – это прерогатива органов государственной власти страны проживания.

Как правило, государства конкретизируют территории проживания национальных меньшинств, представителей которых они рассматривают как своих соотечественников. Так, зарубежными хорватами признаются представители хорватских меньшинств в европейских странах (ст. 2 Закона от 26.10.2011 г. «Об отношениях Республики Хорватия и хорватов, проживающих за пределами Республики Хорватия»2); зарубежными словенцами – лица, принадлежащие к автохтонным национальным меньшинствам в соседних государствах (ч. 1 ст. 2 Закона от 04.04.2005 г. №º007-05/04-7/3, регулирующего отношения Республики Словения и зарубежных словенцев3). Правительство ФРГ финансово поддерживает немецкие меньшинства, проживающие в Центральной и Восточной Европе и на юге Дании. Это самостоятельная сфера политики государства, которая предполагает поддержку немецкого языка, сохранение и развитие этнокультурной самобытности, работу с молодежными организациями, ее курирует Уполномоченный по делам вынужденных переселенцев и национальных меньшинств4.

2. См.: Zakon o odnosima Republike Hrvatske s Hrvatima izvan Republike Hrvatske // ZAKON HR. URL: >>>> (дата обращения: 31.05.2021).

3. См.: Act Regulating the Relations between the Republic of Slovenia and Slovenes Abroad // Legislationline. URL: https://www.legislationline.org/documents/id/20144 (дата обращения: 31.05.2021).

4. См.: Koppenfels von A.K. Diaspora Policies, Consular Services and Social Protection for German Citizens Abroad // Migration and Social Protection in Europe and Beyond / ed. by J.M. Lafleur, D. Vintila. Cham, 2020. Vol.º2. P. 207.

  1. Принадлежность к национальной диаспоре, существующей на территории иностранного государства. В литературе в качестве одного из признаков диаспоры называют идентификацию себя с сообществом государства происхождения и стремление сохранять эти связи5. Обычно это понятие трактуется достаточно широко. В Сербии к диаспоре относят граждан республики, живущих за границей, представителей сербского народа, эмигрировавших из Сербии и региона6, и их потомков (ч. 1 ст. 2 Закона от 26.10.2009 г. «О диаспоре и сербах, проживающих в регионе»7), в Косово – любое лицо, проживающее или перемещенное за его пределы, если оно родилось в Республике или его семья происходит из Косова (п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона от 15.04.2010 г. № 03/L-171 «О диаспоре Косова»8).

5. См.: Agunias D.R., Newland K. Developing a Road Map for Engaging Diasporas in Development. A Handbook for Policymakers and Practitioners in Home and Host Countries. Geneva, Washington, 2012. P. 15.

6. Регион включает территорию Словении, Хорватии, Боснии и Герцеговины, Черногории, Македонии, Румынии, Албании, Венгрии (ч. 2 ст. 2 Закона от 26.10.2009 г.).

7. См.: Zakon o Dijaspori i Srbima u Regionu. URL: Paragraf Lex Demo http://demo.paragraf.rs/WebParagrafDemo/ZAKON-O-DIJASPORI-I-SRBIMA-U-REGIONU-Sl.-glasnik-RS,-br.-88-2009.htm (дата обращения: 31.05.2021).

8. См.: Law on Diaspora of Kosovo // Republic of Kosovo Kuvendi. URL: >>>> (дата обращения: 31.05. 2021).

  1. Происхождение из данного государства (как непосредственно, так и через родственников по нисходящей линии) и сохранение культурно-эмоциональных связей с государством происхождения. В этом случае определяющим является культурно-исторический критерий. В частности, для России проблема соотечественников приобрела актуальность после прекращения существования СССР. Понятие соотечественника было определено впервые в Декларации о поддержке российской диаспоры и о покровительстве российским соотечественникам 1995 г.9 В этом документе соотечественниками признавались все выходцы из Союза ССР и России и их прямые потомки независимо от национальной и этнической принадлежности, языка, вероисповедания, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств, не являвшиеся гражданами Российской Федерации и заявившие явным образом о своей духовной или культурно-этнической связи с Российской Федерацией или с любым из субъектов Федерации и подтвердившие эту связь. В Федеральном законе от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом»10 предусмотрена более широкая трактовка понятия «соотечественник». Соотечественниками признаются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, религии, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по нисходящей линии (п. 1 ст. 1). Принадлежность к соотечественникам за рубежом предполагает проживание за пределами страны и не зависит от гражданства. Различается несколько категорий соотечественников: граждане Российской Федерации; представители народов, исторически проживавших на территории Российской Федерации, и их потомки; лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации, и их потомки, которые сделали свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Россией (п. 2, 3 ст. 1). Соотечественниками, не являющимися гражданами Российской Федерации, могут быть признаны те, кто состоял в гражданстве СССР и проживает в государствах, входивших в состав СССР, а также эмигранты – выходцы из РСФСР, СССР и Российской Федерации.

9. См.: постановление Государственной Думы ФС РФ от 08.12.1995 г. № 1476-1 ГД «О Декларации о поддержке российской диаспоры и о покровительстве российским соотечественникам» // СЗ РФ. 1995. № 52, ст. 5131.

10. См.: СЗ РФ. 1999. № 22, ст. 2670.

Многие государства, определяя круг соотечественников, используют несколько критериев, идентифицируя в качестве таковых представителей разных групп, проживающих за рубежом, так или иначе связанных с государством. Так, в Грузии соотечественниками признаются граждане, проживающие длительное время в иностранном государстве, либо иностранные граждане, которые происходят из Грузии и (или) родной язык которых относится к группе грузино-кавказских языков (п. «б» ч. 1 ст. 3 Закона от 24.11.2011 г. «О соотечественниках, проживающих за рубежом, и диаспорных организациях»11).

11. См.: Законодательный вестник Грузии. Электронное издание. URL: >>>> (дата обращения: 03.04.2021).

Но в большинстве случаев основным критерием является все же этнический. В Болгарии, например, это практически единственный критерий. Зарубежными болгарами считаются лица, имеющие хотя бы одного предка болгарского происхождения, национальное болгарское самосознание12, проживающие на долгосрочной или постоянной основе за пределами страны (ст. 2 Закона от 11.04.2000 г. № 30 «О болгарах, проживающих за пределами Республики Болгарии»13). Болгарское происхождение подтверждается документом, выданным болгарским или иностранным государственным органом, организацией соотечественников, признаваемой болгарским государственным органом, уполномоченным осуществлять контакты с таким организациями, Болгарской православной церковью, или устанавливается в судебном порядке (ст. 3).

12. В болгарском Законе не раскрывается понятие национального самосознания. В соответствии со словацким законодательством подтверждением наличия национального самосознания является активное проявление принадлежности к словацкой нации и признание ее ценностей, награждение государственными наградами страны. Такой критерий устанавливается для признания соотечественниками лиц, не являющихся гражданами страны, имеющих предка словацкого происхождения по прямой восходящей линии (см.: Act of 23 September 2005 on the Slovaks Living Abroad and on Amendments and Additions to Certain Laws // úrad pre slovákov žijúcich v zahraniči/ URL: >>>> (дата обращения: 31.05.2021)).

13. См.: Bulgarians Resident Outside the Republic of Bulgaria Act // Solicitor Bulgaria. URL: >>>> (дата обращения: 31.05.2021).

Разнообразие подходов проявляется и на конституционном уровне. В одних учредительных актах речь идет о правовой защите, предоставляемой гражданам, временно или постоянно проживающим за пределами страны (ч.ºIII ст. 53 Конституции Азербайджанской Республики, ст. 10 Конституции Республики Беларусь, ст. 50 Конституции Кыргызской Республики, ст. 36 Конституции Польши, ст. 13 Конституции Сербии, ст. 40 Конституции Швейцарии), в других основное внимание уделяется развитию связей с диаспорой и содействию репатриации (ст. 19 Конституции Армении, ч. 2 ст.º50 Конституции КНР), в третьих – поддержке соотечественников за рубежом (ст. 11 Конституции Таджикистана, ч. 3 ст. 69 Конституции РФ). Иногда в конституции в качестве объекта защиты признаются как граждане, проживающие за рубежом, так и диаспора (ст. 10 Конституции Хорватии). В учредительных актах ряда государств прослеживается этнический подход, акцентируется внимание на сохранении национальной идентичности соотечественников, приживающих за рубежом (в частности, в Венгрии14, Армении15, Словакии16, Ирландии17).

14. С учетом единства венгерской нации Венгрия несет ответственность за судьбу венгров, проживающих за ее пределами, способствует сохранению и развитию их сообществ, поддерживает их устремления, направленные на сохранение венгерской идентичности, осуществление индивидуальных и коллективных прав, создание общественных органов самоуправления, благополучие на родине, а также способствует их сотрудничеству друг с другом и с Венгрией (ст. D Основного закона).

15. Республика Армения осуществляет в отношении армянской Диаспоры политику, направленную на развитие всесторонних связей и сохранение армянства, способствует репатриации (ст. 19 Конституции).

16. Словацкая Республика поддерживает национальное сознание и культурную идентичность проживающих за границей словаков, поддерживает их организации, созданные для достижения этой цели и связи с Родиной (ст. 7а Конституции).

17. Однако в Конституции Ирландии используется более мягкая формулировка: ирландская нация дорожит своей особой близостью с людьми ирландского происхождения, живущими за рубежом, которые разделяют ее культурную самобытность и наследие (ст. 2).

В ряде конституций задаются некоторые параметры определения статуса соотечественников. Применительно к гражданам страны, проживающим за рубежом, это вопросы участия в выборах (ст. 88 Конституции Египта, ч. 3 ст. 48 Конституции Италии), представительства в парламенте (ч. 5 ст. 24 Конституции Франции), осуществления политических прав, выполнения обязанности нести военную или заменяющую ее службу, предоставления пособий и различных видов социального страхования (ч. 2 ст. 40 Конституции Швейцарии), в отношении других групп соотечественников – это особый порядок предоставления гражданства (ч. 3 ст. 50 Конституции Кыргызской Республики), доступ к государственной службе (ч. 2 ст. 51 Конституции Италии).

Во многих государствах существуют комплексные акты, регламентирующие правовой статус соотечественников: Закон LXII от 19ºиюня 2001 г. «О венграх, проживающих в соседних государствах»18; Закон Республики Беларусь от 16 июня 2014 г. № 162-З «О белорусах зарубежья»19; Законы Кыргызской Республики от 3 августа 2013 г. № 183 «Об основах государственной политики по поддержке соотечественников за рубежом»20 и от 26 ноября 2007 г. № 175 «О государственных гарантиях этническим кыргызам, переехавшим в Кыргызскую Республику»21; Закон Украины от марта 2004 г. № 1582-IV «О зарубежных украинцах»22. Отдельные вопросы статуса соотечественников могут регулироваться в законодательстве о гражданстве, о выборах, о социальном обеспечении и т.д.

18. См.: Act LXII of 2001 on Hungarians Living in Neighboring Countries // Refworld. URL: >>>> (дата обращения: 31.05.2021).

19. См.: Национальный интернет-портал Республики Беларусь. URL: >>>> (дата обращения: 03.04.2021).

20. См.: Централизованный банк данных правовой информации Кыргызской республики. URL: >>>> (дата обращения: 03.04.2021).

21. См.: Централизованный банк данных правовой информации Кыргызской Республики. URL: >>>> (дата обращения: 03.04.2021).

22. Наименование Закона в соответствии с новой редакцией, данной Законом Украины от 09.02.2012 г. № >>>> . Текст Закона см.: Главный правовой портал Украины. URL: >>>> (дата обращения: 03.04.2021).

Институциональные структуры, занимающиеся проблемами соотечественников. Во многих государствах имеются специальные органы (структуры) для поддержания связей с соотечественниками, проживающими за границей, и оказания им помощи. Они, как правило, создаются в рамках исполнительной ветви власти и могут существенно различаться по форме и полномочиям. Большинство из них являются административными департаментами, управлениями и иными подразделениями в органах исполнительной власти. Ныне примерно 40% всех государств –членов ООН имеют такие учреждения. Чаще всего они входят в структуру министерства иностранных дел23. Например, в Австрии – это Управление (департамент) по делам австрийцев, проживающих за рубежом, Федерального министерства Европы, интеграции и международных дел; в Греции – Генеральный секретариат по делам греков, проживающих за рубежом Министерства иностранных дел; в Ирландии – Государственный министр по делам ирландской диаспоры в структуре Министерства иностранных дел и торговли. Управление (департамент) по делам австрийцев, проживающих за рубежом, курирует обеспечение их избирательных, имущественных, трудовых и социальных прав, направляет запросы компетентным министерствам, например, при решении вопросов гражданства. Схожие функции выполняют аналогичные органы в других государствах.

23. См.: Gamlen A. Diaspora Institutions and Diaspora Governance // International Migration Review. 2014. Vol. 48. Iss. 1. P. S184–S185.

В ряде стран соответствующие структуры входят в состав иных министерств: в Турции Управление по вопросам турок, проживающих за рубежом и связанных с ними сообществ, является подразделением Министерства культуры и туризма; в Аргентине Департамент по делам аргентинцев, проживающих за рубежом, входит в состав Генерального директората миграции Министерства внутренних дел.

В некоторых государствах вопросами соотечественников могут заниматься специальные уполномоченные, например, Уполномоченный Правительства по делам польской диаспоры и поляков за рубежом, Главный Уполномоченный по делам диаспоры при премьер-министре Республики Армения, Уполномоченный по делам вынужденных переселенцев и национальных меньшинств Федерального министерства внутренних дел, строительства и родины Федеративной Республики Германия.

Создание специальных независимых структур исполнительной власти, занимающихся поддержкой соотечественников, довольно редкая практика. В качестве примера можно привести Азербайджан, где создан Государственный Комитет по работе с диаспорой (в 2002–2008 гг. - Государственный Комитет по работе с азербайджанцами, проживающими за рубежом). В соответствии с Положением о Государственном комитете24 в его обязанности входит: оказание поддержки и помощи проживающим за рубежом азербайджанцам; информирование их о ситуации в Азербайджане; обеспечение в рамках своих полномочий реализации международных договоров; обеспечение распространения национально-духовных ценностей среди диаспор; оказание диаспорам поддержки и помощи в налаживании связей с родиной; обеспечение подготовки кадров в сфере организации деятельности диаспоры; обеспечение эффективного использования бюджетных средств, предназначенных для работы с диаспорой (ст. 8).

24. См.: Положение о Государственном комитете Азербайджанской Республики по работе с диаспорой (утв. распоряжением Президента АР от 19.11.2008 г. № 54) // Официальный сайт Государственного комитета Азербайджана по работе с диаспорой. URL: http://diaspor.gov.az/ru/esasname/ (дата обращения: 03.04.2021).

Цели государственной политики в отношении соотечественников. Политика по оказанию помощи соотечественникам за рубежом обусловлена как государственными интересами, так и государственными обязательствами25. В литературе выделяется несколько разновидностей политики в отношении диаспоры, которые условно могут быть названы «формирование диаспоры» (“diaspora building”) и «интеграция диаспоры» (“diaspora integration”). Формирование диаспоры предполагает признание ее существования в том или ином государстве и культивирование национальной самобытности ее членов. В этих целях страны происхождения организуют празднование национальных и религиозных праздников среди представителей диаспоры, теле- и радиовещание на родных языках диаспоры, награждают эмигрантов своими государственными наградами, обеспечивают возможность изучения языка и истории страны, поддерживают ассоциации мигрантов, различные программы и инициативы диаспоры и т.д. В свою очередь, политика «интеграции диаспоры» предполагает вовлечение ее представителей в экономическую, культурную и политическую жизнь страны происхождения посредством сохранения гражданства страны происхождения (признания двойного гражданства), обеспечения особых условий для денежных переводов, льготного режима налогообложения при инвестировании, создания совместных научно-исследовательских и творческих коллективов и т.п.26

25. См.: Gamlen A. Why Engage Diasporas? COMPAS Working Paper. 2008. No. 63 // COMPAS. Centre on Migration, Policy & Society. URL: https://www.compas.ox.ac.uk/wp-content/uploads/WP-2008-063-Gamlen_Why_Engage_ Diasporas. pdf (дата обращения: 24.04.2021).

26. См.: Gamlen A. Diaspora Engagement Policies: What Are They, and What Kinds of States Use Them? COMPAS Working Paper. 2006. No. 32 // COMPAS. Centre on Migration, Policy & Society. URL: https://www.compas.ox.ac.uk/wp-content/uploads/WP-2006-032-Gamlen_ Diaspora_Engagement_Policies.pdf (дата обращения: 24.04.2021); Gamlen A. The Emigration State and the Modern Geopolitical Imagination // Political Geography. 2008. Vol. 27. No. 8. P. 843–846.

Еще одной стратегией является политика «усиления диаспоры» (“diaspora empowerment”), призванная помочь мигрантам занять достойное место в стране пребывания. Она может как вступать в определенное противоречие с политикой формирования диаспоры, культивирующей национальную идентичности ее членов, так и гармонично с ней сочетаться. Вместе с тем «усиление диаспоры» – это необходимое условие ее интеграции, успешного взаимодействия со страной происхождения, заинтересованной в вовлечении в национальную экономику, культуру и политику успешных эмигрантов27.

27. См.: Gsir S. Civic Participation and Integration: A Country of Origin Perspective. INTERACT Research Report. 2014. No. 3 // European University Institute. Robert Schuman Centre for Advanced Studies. URL: http://aei.pitt.edu/79335/1/Gsir.pdf (дата обращения: 24.04.2021).

Соотечественники могут способствовать продвижению политических интересов государства в зарубежных государствах, в т.ч. посредством официального и неофициального политического лоббирования. Например, в Стратегии национальной безопасности Республики Армения 2018 г.28 одним из принципов внешней политики названо панармянство как идея осознания и реализации коллективных интересов армян (п. 4.2). Диаспора позиционируется как часть «конкурентного и мощного потенциала Армении» и ставится задача предпринимать шаги с целью привлечения возможностей диаспоры для решения стоящих перед страной проблем и стратегических задач (п. 5.23). Одним из приоритетных направлений деятельности Уполномоченного Правительства по делам польской диаспоры и поляков за рубежом является создание пропольского лобби за границей29.

28. См.: Официальный сайт Правительства Республики Армения. URL: https://drive.google.com/file/d/1z5LyqhH03i8PIoY1JjrvEMK3tem0KYZJ/view (дата обращения: 03.04.2021).

29. См.: Gov.pl. Polonia. URL: >>>> (дата обращения: 20.06.2021).

Большинство государств использует соотечественников для продвижения национальной культуры (в широком смысле – культурных, научных, экономических, спортивных и т.п. достижений), создания позитивного образа страны за рубежом. Так, глобальная ирландская сеть, созданная в 2010 г., объединяет более 350 ирландских бизнесменов, проживающих в 40 государствах. Она преследует цели оказания помощи правительству и государственным учреждениям в продвижении экономических, культурных и туристических интересов Ирландии на ключевых рынках; предоставления площадки для взаимодействия успешных ирландских бизнесменов и ирландцев, проживающих за рубежом, обмена мнениями и информирования о политики правительства; проведения онлайн форумов для выдвижения предложений и практических инициатив30.

30. См.: Glynn I., Kelly T., Éinrí M. P. The Re-emergence of Emigration from Ireland: New Trends in an Old Story. Washington, 2015. P. 15.

Государства происхождения используют соотечественников как «окно возможностей» для продвижения своей культурной продукция (в частности, через средства массовой информации), которая потребляется ими. При этом успешность распространения национальной культуры через соотечественников в определенной мере зависит от того социального положения, которое занимают выходцы из данной страны. Если они преимущественно заняты на низкооплачиваемых, тяжелых, опасных, непрестижных работах, то культура страны их происхождения может восприниматься как низкая31.

31. См.: Gsir S., Mescoli E. Maintaining National Culture Abroad. Countries of Origin, Culture and Diaspora INTERACT Research Report 2015/10. P. 17 // CADMUS. European University Institute. URL: https://cadmus.eui.eu/bitstream/handle/1814/35881/INTERACT-RR-2015_10_Culture.pdf; sequence=1 (дата обращения: 10.06.2021).

Одно из важных направлений политики многих государств - привлечение в национальную экономику (культуру, науку, образование и т.п.) ресурсов наиболее успешных выходцев из страны (их интеллектуального потенциала, финансовых средств, политического и морального влияния и т.п.), что может предполагать программы как по возвращению их на Родину, так и по созданию различных площадок по взаимодействию с ними (систем инвестирования, совместных с национальными специалистами научных и творческих коллективов, привлечение к преподаванию в национальных вузах и т.п.).

Так, в Ирландии правительство учредило ряд площадок для проведения консультаций с ирландской диаспорой: Глобальный ирландский экономический форум, Глобальная ирландская сеть и Глобальный ирландский гражданский форум. Все они организуются Министерством иностранных дел и торговли. Экономический форум проводится каждые два года в целях объединения усилий ирландцев, проживающих в стране и за рубежом, по развитию экономики Ирландии и активизации ее экономического сотрудничества с мировым сообществом32.

32. См.: Hickman M.J. Diaspora Policies, Consular Services and Social Protection for Irish Citizens Abroad // Migration and Social Protection in Europe and Beyond. Comparing Consular Services and Diaspora Policies. P.º261, 262.

В ФРГ высококвалифицированные специалисты могут получить финансовую поддержку для возвращения в страну. «Стипендия возвращения» для немцев, проживающих за границей, финансируется Немецкой службой академических обменов. Но эта инициатива направлена на поддержку немецких академических институтов по привлечению квалифицированных кадров, а не на оказание помощи ученым33.

33. См.: Koppenfels von A.K. Op. cit. P. 218, 219.

В Аргентине в рамках Министерства науки, технологий и инноваций действует специальная программа – Сеть аргентинских ученых и исследователей за рубежом34, учрежденная в соответствии с Законом 26.421 от 11 ноября 2008 г.35 Программа предполагает популяризацию научно-технической деятельности страны за рубежом; расширение связей между аргентинскими исследователями, проживающими в стране и за рубежом; повышение качества и доступности информации о высококвалифицированных аргентинских исследователях и специалистах, проживающих за рубежом; развитие сетей связи с аргентинскими исследователями, проживающими за рубежом; интеграцию аргентинских исследователей, проживающих за рубежом, в аргентинские научные программы; вовлечение производственного сектора страны, фондов и неправительственных организаций в реализацию программы (ст. 2 Закона). К февралю 2019 г. в соответствии с данной программой в Аргентину вернулись 1323 исследователя36.

34. См.: Red de Argentinos Investigadores y Cientificos en el Exterior (RAICES). URL: https://www.argentina.gob.ar/ciencia/raices (дата обращения: 03.04.2021).

35. См.: Ley 26.421 Establecese que el Programa Red de Argentinos Investigadores y Cientificos en el Exterior (RAICES), creado en el ambito del Ministerio de Ciencia, Tecnologia e Innovacion Productiva, sera asumido como politica de Estado. Objetivos principales. Sancionada: Octubre, 22 de 2008.Promulgada de Hecho: Noviembre, 11 de 2008 // Argentina.gob.ar. URL: https://www.argentina.gob.ar/ciencia/raices/ley-raices (дата обращения: 03.04.2021).

36. См.: Margheritis A. Diaspora Policies, Consular Services and Social Protection for Argentine Citizens Abroad // Migration and Social Protection in Europe and Beyond. A Focus on Non-EU Sending States / ed. by J.-M. Lafleur, D. Vintila. Cham, 2020. Vol. 3. P. 63.

На Национальном научно-техническом портале Республики Беларусь для представителей белоруской научной диаспоры создан специальный раздел как виртуальное место встречи ученых-соотечественников, работающих в Беларуси и за ее пределами, восстановления связей между ними и развития сотрудничества. Ныне в разных странах мира, по оценкам специалистов, работают 4-5 тыс. белорусских ученых. База данных об ученых-соотечественниках, уехавших из Беларуси или длительное время работающих за границей, формируется с 2011 г. и на конец 2020 г. насчитывала 638 имен37.

37. См.: Национальный научно-технический портал Республики Беларусь. URL: http://www.scienceportal.org.by/diaspora/ (дата обращения: 20.06.2021).

В КНР в 2008 г. приступили к выполнению Плана 1000 талантов с тем, чтобы в течение 10 лет вернуть в страну выдающихся молодых ученых, предпринимателей, банкиров. В частности, в случае возвращения ученым выделялись гранты на сумму свыше 1.5 млн долл., обеспечивалась ежегодная заработная плата в размере 150 тыс. долл., предоставлялись жилищные пособия и разнообразные бонусы38. На местном уровне была запущена программа «Инкубаторы мечты», предполагающая учреждение китайцами, проживающими за рубежом, новых кампаний на территории страны. Для этого им предоставлялись помещения, займы, субсидии, налоговые льготы39.

38. Cм.: Barabantseva E., Wang T. Diaspora Policies, Consular Services and Social Protection for Chinese Citizens Abroad // Migration and Social Protection in Europe and Beyond. A Focus on Non-EU Sending States. P.º100.

39. См.: ibid. P. 99.

Развивая отношения с соотечественниками, проживающими за рубежом, государства преследуют и интересы «собирание нации» – возвращение на историческую родину выходцев из данного государства по различным причинам оказавшихся за его пределами. В Казахстане осуществление программ иммиграции с целью возвращения на историческую родину этнических казахов (кандасов) регулируются Законом Республики Казахстан от 22 июля 2011 г. № 477-IV «О миграции населения»40 (ст. 18–26). В Кыргызской Республике принят специальный Закон от 26 ноября 2007 г. №º175 «О государственных гарантиях этническим кыргызам, переехавшим в Кыргызскую Республику»41, предусматривающий создание необходимых условий жизни на новом месте для этнических киргизов, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, добровольно переселяющимися в Кыргызстан и получившими временный статус.

40. См.: Əдiлет. Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан. URL: >>>> (дата обращения: 06.06.2021).

41. См.: Министерство юстиции Кыргызской Республики. Централизованный банк данных правовой информации Кыргызской Республики. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/ view/ru-ru/202209/20?mode=tekst (дата обращения: 06.06.2021).

В КНР деятельностью по возвращению соотечественников активно занимаются политические партии и общественные объединения. Так, Партия стремления к справедливости была создана китайцами, вернувшимися из США. Большинство ее членов – возвратившиеся на родину китайцы, их родственники и лица, имеющие родственные связи в зарубежных странах. Представители партии выступают посредниками во взаимоотношениях с зарубежными китайцами, содействуют продвижению китайского языка и культуры, а также китайского патриотизма среди китайцев, проживающих за границей. Неправительственная организация Всекитайская федерация китайцев, вернувшихся из-за рубежа, занимается в основном проблемами китайцев, вернувшихся в страну, а также осуществляет проекты в отношении соотечественников, проживающих за рубежом, используя народную дипломатии42.

42. См.: Migration and Social Protection in Europe and Beyond. Vol. 3. A Focus on Non-EU Sending States. P. 98.

В ряде случаев политика государства преследует цель восстановления исторической справедливости в отношении лиц, которые при прежних политических режимах были вынуждены покинуть страну (в данном случае может предполагаться восстановление в гражданстве, содействие в возвращении на Родину, предоставление специального правового статуса).

В частности, в Португалии в 2013 г. были внесены изменения в законодательство о гражданстве, предусматривающие автоматическое его предоставление потомкам евреев, изгнанных из страны, убитых или насильственно обращенных в христианство в период инквизиции в XVI в.43 Доказательством принадлежности к сообществу сефардов португальского происхождения могут служить фамилии, язык, на котором говорят в семье, подтверждение прямого или побочного родства44.

43. См.: Jews Win a Right of Return to Portugal Five Centuries After Inquisition // Time. URL: >>>> (дата обращения: 15.06.2021).

44. См.: Decreto-Lei No. 30-A/2015 de 27 de fevereiro (Art. 2.º) // Diário da República n.º 41/2015, Série I de 2015-02-27.

В Королевстве Испания в соответствии с Законом от 26 декабря 2007 г. № 52 «О признании и расширении прав и принятии мер в интересах тех, кто подвергся преследованиям или насилию во время Гражданской войны и диктатуры» (Закон об исторической памяти)45 испанское гражданство по происхождению могли получить дети и внуки тех, кто утратил гражданство или вынужден был от него отказаться в связи с высылкой. Они могли обратиться с соответствующим заявлением в течение двух лет после вступления Закона в силу (7-е дополнительное положение)46. В течение четырех лет было подано 503 439 заявлений (92.4% – детьми, 6.32% – внуками бывших испанских граждан, пострадавших от преследований властей), 84% заявлений были поданы в испанские консульства в Латинской Америке. Почти половина заявлений (241 763) была удовлетворена47.

45. См.: Ley 52/2007, de 26 de diciembre, por la que se recocen y amplían derechos y se establesecen medidas en favor de quienes padecieron persecución o violencia durante la guerra civil y la dictatdura // BOE núm. 310, de 27 de diciembre de 2007. P. 53410–53416.

46. Данный срок был продлен на два года.

47. См.: Spain Gains Almost 250.000 New Citizens Thanks to Historical Memory Act // EUI Global Citizenship Observatory. URL: ttps://globalcit.eu/spain-gains-almost-250000-new-citizens-thanks-to-historical-memory-act/ (дата обращения: 20.06.2021).

Практически все государства из гуманитарных соображений осуществляют юридическую, политическую и социальную защиту своих граждан, проживающих за рубежом (в т.ч. трудовых мигрантов). Так, одним из центральных направлений политики Ирландии в отношении диаспоры является предоставление социальных услуг социально уязвимым ирландским гражданам, проживающим за рубежом, взаимодействие с общинами диаспоры и разработка более эффективных коммуникационных стратегий. В 1970-х годах был образован Комитет по социальным услугам за рубежом для поддержки молодых ирландских эмигрантов, находящихся в социально уязвимом положении и направляющихся в Соединенное Королевство. Позднее были созданы Глобальный ирландский гражданский форум для обсуждения проблем, с которыми сталкиваются члены диаспоры; Фонд вовлечения местной диаспоры, оказывающий помощь общинам в налаживании связей с диаспорой48.

48. См.: Hickman M.J. Op. cit. P. 261, 262.

В Азербайджане на основании постановления Кабинета министров от 4 ноября 2020 г. № 441 «Об утверждении Правил оказания социальной помощи малообеспеченным азербайджанцам, проживающим за рубежом»49 с 1 января 2021 г. соотечественники могут претендовать на помощь от Республики в следующих случаях: наличие под опекой детей в возрасте до 18 лет, потерявших обоих родителей; причинения ущерба в результате чрезвычайных ситуаций, военных действий и непредоставления страхового или иного возмещения в стране проживания; необходимости отправления тела умершего близкого родственника на родину.

49. См.: Azərbaycan Respublikasinin Nazirlər Kabineti Xaricdə yaşayan aztəminatlı azərbaycanlılara sosial yardımın göstərilməsi Qaydası nın təsdiq edilməsi haqqında ”. 04 Noyabr 2020. No 441 // ADDF. Azərbaycan Diasporuna Dəstək Fondu. URL: https://diaspora.foundation/news/111-xaricd (дата обращения: 20.06.2021).

В Турции Управление по вопросам турок, проживающих за рубежом и связанных с ними сообществ, учредило в 2018 г. программу подготовки юристов, получивших образование или ученую степень за рубежом и являющихся членами коллегий адвокатов страны пребывания, для подготовки экспертов по борьбе с исламофобией, дискриминацией и нарушением прав соотечественников за рубежом и для оказания консультативных услуг неправительственным организациям и представителям турецкой диаспоры50.

50. См.: Aydin S., Øster gaard-Nielsen E. Diaspora Policies, Consular Services and Social Protection for Turkish Citizens Abroad // Migration and Social Protection in Europe and Beyond. A Focus on Non-EU Sending States. P. 406.

Заключение. Усиление внимания к зарубежным диаспорам специалисты объясняют порожденным глобализацией кризисом национальной идентичности, который переживают многие государства. В этих условиях эмигранты рассматриваются как потенциальный или реальный стратегический ресурс для ее укрепления51. Немаловажное значение имеет и рост богатства диаспор в процветающих государствах, революция в транспортных и коммуникационных технологиях, а также усиление потребности в обозначении своего отличия и признание права человека свободно определять свою идентичность в современных либеральных обществах52.

51. См.: Smith R.C. Diasporic Memberships in Historical Perspectives: Comparative Insights from the Mexican, Italian and Polish Cases // The International Migration Review. 2003. Vol. 37. No. 3: Transnational Migration: International Perspectives . P. 727.

52. См.: Chander A. Diaspora Bonds // New York University Law Review. 2001. Vol. 76. Р. 1023; CliffordºJ. Diasporas // Cultural Anthropology. 1994. Vol. 9. No. 3. Р. 302–338.

Направленность государственной политики в отношении соотечественников во многом обусловливается историей образования, численностью и социальной структурой их национальных диаспор. Любое государство в необходимых случаях предоставляет консульскую защиту своим гражданам, проживающим за границей. Экономически успешные страны принимают на себя и обязательства по социальной поддержке соотечественников, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях. Государства с развитой трудовой эмиграций стремятся обеспечить защиту трудовых, имущественных, социальных прав своих граждан в странах пребывания, в т.ч. посредством заключения международных договоров с этими странами. Все государства заинтересованы в привлечении интеллектуального и экономического капитала диаспоры в национальную экономику и культуру, включении ее в политическую жизнь страны. Это касается прежде всего граждан страны, постоянно или длительно проживающих за границей, но некоторые аспекты государственной политики, в основном связанные с сохранением национальной идентичности и привлечением ресурсов диаспор, могут затрагивать и соотечественников, не имеющих гражданства страны происхождения.

Вместе с тем исследователи отмечают, что в открытом и глобализованном мире масштабы и интенсивность контактов диаспоры и родины зависят не только от усилий последней, но и от стратегий, реализуемых диаспорами в ответ на проводимую в отношении них политику53, от того, разделяют ли общины диаспоры то видение транснационального сообщества, которое продвигают государства происхождения.

53. См.: Sheffer G. Diaspora Politics: At Home Abroad. Cambridge, 2006. Р. 98.

Не все страны проводят целенаправленную государственную политику в отношении соотечественников. Она разрабатывается и осуществляется, если национальные диаспоры в зарубежных странах, часто граничащих с государством происхождения, достаточно велики и их формирование обусловлено значимыми историческими причинами, как правило, геополитического характера. Революции, мировые войны, установление авторитарных режимов, крах колониальной системы, иные политические катаклизмы приводили к распаду государств, перекройке границ, насильственным переселениям народов, массовой политической и экономической эмиграции. И именно те страны, которых данные процессы затронули в наибольшей степени, проводят специальную государственную политику в отношении соотечественников, проживающих за рубежом.

Такая политика обычно преследует две цели – «собирание нации» и «восстановление исторической справедливости» в отношении лиц, покинувших страну не по своей воле, и их потомков. В процессе «собирания нации» понятие соотечественника, как правило, этнически нагружено. Такая политика характерна в основном для моноэтнических государств, стремящиеся стать центром объединения нации, «распыленной по миру» в силу ряда исторических причин. «Восстановление исторической справедливости» этнически более нейтрально, поскольку в данном случае соотечественники идентифицируются на основании происхождения из определенного государства.

Российская Федерация являет собой, пожалуй, уникальный пример полиэтнической страны, политика которой в отношении соотечественников преследует обе указанные цели. Это предопределено сложными историческими судьбами Российского государства и объединенных в нем народов.

Библиография

  1. 1. Agunias D.R., Newland K. Developing a Road Map for Engaging Diasporas in Development. A Handbook for Policymakers and Practitioners in Home and Host Countries. Geneva, Washington, 2012. P. 15.
  2. 2. Aydin S., Øster gaard-Nielsen E. Diaspora Policies, Consular Services and Social Protection for Turkish Citizens Abroad // Migration and Social Protection in Europe and Beyond. A Focus on Non-EU Sending States. P. 406.
  3. 3. Barabantseva E., Wang T. Diaspora Policies, Consular Services and Social Protection for Chinese Citizens Abroad // Migration and Social Protection in Europe and Beyond. A Focus on Non-EU Sending States. P. 99, 100.
  4. 4. Chander A. Diaspora Bonds // New York University Law Review. 2001. Vol. 76. Р.º1023.
  5. 5. CliffordºJ. Diasporas // Cultural Anthropology. 1994. Vol. 9. No. 3. Р. 302–338.
  6. 6. Hickman M.J. Diaspora Policies, Consular Services and Social Protection for Irish Citizens Abroad // Migration and Social Protection in Europe and Beyond. Comparing Consular Services and Diaspora Policies. P. 261, 262.
  7. 7. Gamlen A. Diaspora Institutions and Diaspora Governance // International Migration Review. 2014. Vol. 48. Iss. 1. P. S184–S185.
  8. 8. Gamlen A. Diaspora Engagement Policies: What Are They, and What Kinds of States Use Them? COMPAS Working Paper. 2006. No. 32 // COMPAS. Centre on Migration, Policy & Society. URL: https://www.compas.ox.ac.uk/wp-content/uploads/WP-2006-032-Gamlen_Diaspora_Engagement_Policies.pdf (дата обращения: 24.04.2021).
  9. 9. Gamlen A. The Emigration State and the Modern Geopolitical Imagination // Political Geography. 2008. Vol. 27. No. 8. P. 843–846.
  10. 10. Gamlen A. Why Engage Diasporas? COMPAS Working Paper. 2008. No. 63 // COMPAS. Centre on Migration, Policy & Society. URL: https://www.compas.ox.ac.uk/wp-content/uploads/WP-2008-063-Gamlen_Why_Engage_ Diasporas. pdf (дата обращения: 24.04.2021).
  11. 11. Glynn I., Kelly T., Éinrí M. P. The Re-emergence of Emigration from Ireland: New Trends in an Old Story. Washington, 2015. P. 15
  12. 12. Gsir S. Civic Participation and Integration: A Country of Origin Perspective. INTERACT Research Report. 2014. No. 3 // European University Institute. Robert Schuman Centre for Advanced Studies. URL: http://aei.pitt.edu/79335/1/Gsir.pdf (дата обращения: 24.04.2021).
  13. 13. Gsir S., Mescoli E. Maintaining National Culture Abroad. Countries of Origin, Culture and Diaspora INTERACT Research Report 2015/10. P. 17 // CADMUS. European University Institute. URL: https://cadmus.eui.eu/bitstream/handle/1814/35881/INTERACT-RR-2015_10_Culture.pdf; sequence=1 (дата обращения: 10.06.2021).
  14. 14. Jews Win a Right of Return to Portugal Five Centuries After Inquisition // Time. URL: https://world.time.com/2013/09/04/jews-win-a-right-of-return-to-portugal-five-centuries-after-inqusition/ (дата обращения: 15.06.2021).
  15. 15. Koppenfels von A.K. Diaspora Policies, Consular Services and Social Protection for German Citizens Abroad // Migration and Social Protection in Europe and Beyond / ed. by J.M. Lafleur, D. Vintila. Cham, 2020. Vol.º2. P. 207, 218, 219.
  16. 16. Margheritis A. Diaspora Policies, Consular Services and Social Protection for Argentine Citizens Abroad // Migration and Social Protection in Europe and Beyond. A Focus on Non-EU Sending States / ed. by J.-M. Lafleur, D. Vintila. Cham, 2020. Vol. 3. P. 63.
  17. 17. Migration and Social Protection in Europe and Beyond. Vol. 3. A Focus on Non-EU Sending States. P. 98.
  18. 18. Sheffer G. Diaspora Politics: At Home Abroad. Cambridge, 2006. Р. 98.
  19. 19. Smith R.C. Diasporic Memberships in Historical Perspectives: Comparative Insights from the Mexican, Italian and Polish Cases // The International Migration Review. 2003. Vol.º37. No. 3: Transnational Migration: International Perspectives. P. 727.
QR
Перевести

Индексирование

Scopus

Scopus

Scopus

Crossref

Scopus

Высшая аттестационная комиссия

При Министерстве образования и науки Российской Федерации

Scopus

Научная электронная библиотека