Русский
English
en
Русский
ru
О журнале
История журнала
Архив
Контакты
Везде
Везде
Автор
Заголовок
Текст
Ключевые слова
Искать
Главная
>
Номер 9
>
К юбилею Виктора Николаевича Корнева
К юбилею Виктора Николаевича Корнева
Оглавление
Аннотация
Оценить
Содержание публикации
Библиография
Комментарии
Поделиться
Метрика
К юбилею Виктора Николаевича Корнева
9
К юбилею Виктора Николаевича Корнева
Редакция журнала «Государство и право»
Аннотация
Код статьи
S102694520016741-6-1
Тип публикации
Персоналия
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
«Государство и право» Редакция журнала
Связаться с автором
Аффилиация:
Москва
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Номер 9
Страницы
200-201
Аннотация
Классификатор
Дата публикации
29.09.2021
Всего подписок
15
Всего просмотров
3000
Оценка читателей
0.0
(0 голосов)
Цитировать
Скачать pdf
Скачать JATS
ГОСТ
«Государство и право» Р. К юбилею Виктора Николаевича Корнева // Государство и право. – 2021. – Номер 9 C. 200-201 . URL: https://gipras.ru/s102694520016741-6-1/?version_id=90623
MLA
"Gosudarstvo i pravo=State and Law" Journal, Editorial Office "To the anniversary of Viktor N. Kornev."
Gosudarstvo i pravo.
9 (2021).:200-201.
APA
"Gosudarstvo i pravo=State and Law" Journal E. (2021). To the anniversary of Viktor N. Kornev.
Gosudarstvo i pravo.
no. 9, pp.200-201
Содержание публикации
1
Виктор Николаевич Корнев родился 29 сентября 1951 г. в Ленинграде. Окончил юридический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова (1979). Преподавал в вузах Луганска, Белгорода. С 2009 г. работает в Российском государственном университете правосудия (проректор по научной работе, зав. кафедрой конституционного права, заместитель зав. кафедрой теории права, государства и судебной власти).
Виктор Николаевич Корнев родился 29 сентября 1951 г. в Ленинграде. Окончил юридический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова (1979). Преподавал в вузах Луганска, Белгорода. С 2009 г. работает в Российском государственном университете правосудия (проректор по научной работе, зав. кафедрой конституционного права, заместитель зав. кафедрой теории права, государства и судебной власти).
Виктор Николаевич Корнев родился 29 сентября 1951 г. в Ленинграде. Окончил юридический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова (1979). Преподавал в вузах Луганска, Белгорода. С 2009 г. работает в Российском государственном университете правосудия (проректор по научной работе, зав. кафедрой конституционного права, заместитель зав. кафедрой теории права, государства и судебной власти).
2
В 1989 г. защитил кандидатскую диссертацию («Буржуазно-либеральная государственно-правовая мысль России 1905–1917 гг.: критический анализ основных аспектов»), в 2006 г. – докторскую («Проблемы теории государства в либеральной правовой мысли России второй половины XIX – начала XX в.»). На основе системного подхода в докторской диссертации исследованы труды таких выдающихся российских государствоведов, как А.А. Алексеев, А.С. Алексеев, Н.Н. Алексеев, Б.А. Кистяковский, А.Д. Градовский, Н.М. Коркунов, Ф.Ф. Кокошкин, С.А. Котляревский, Н.И. Палиенко, Н.И. Лазаревский, П.И. Новгородцев, Ф.В. Тарановский, Г.Ф. Шершеневич, А.С. Ященко и др. В результате чего В.Н. Корневым был сделан вывод о том, что отечественные ученые-юристы разработали синтетическую теорию государства и права. Применение различных методов научного исследования давало возможность последним рассматривать государство в его историческом развитии как сложное, многоаспектное социальное, духовное, культурное, юридическое явление. В государствоведении сформировалась система знаний, в которой нашли свое отражение важные сущностные, функциональные и институциональные черты и признаки государства, именно система знаний, а не их эклектическая сумма. Российским государствоведам удалось преодолеть узкие рамки юридического позитивизма. Для них было вполне очевидным то, что посредством только и исключительно данной методологии невозможно познание сложных процессов возникновения, развития и функционирования государства, социального прогресса. Это означает не только их узко юридическое, но и значительно более широкое видение, прежде всего философское и социологическое, историческое и экономическое, политическое и психологическое, этическое и аксиологическое.
В 1989 г. защитил кандидатскую диссертацию («Буржуазно-либеральная государственно-правовая мысль России 1905–1917 гг.: критический анализ основных аспектов»), в 2006 г. – докторскую («Проблемы теории государства в либеральной правовой мысли России второй половины XIX – начала XX в.»). На основе системного подхода в докторской диссертации исследованы труды таких выдающихся российских государствоведов, как А.А. Алексеев, А.С. Алексеев, Н.Н. Алексеев, Б.А. Кистяковский, А.Д. Градовский, Н.М. Коркунов, Ф.Ф. Кокошкин, С.А. Котляревский, Н.И. Палиенко, Н.И. Лазаревский, П.И. Новгородцев, Ф.В. Тарановский, Г.Ф. Шершеневич, А.С. Ященко и др. В результате чего В.Н. Корневым был сделан вывод о том, что отечественные ученые-юристы разработали синтетическую теорию государства и права. Применение различных методов научного исследования давало возможность последним рассматривать государство в его историческом развитии как сложное, многоаспектное социальное, духовное, культурное, юридическое явление. В государствоведении сформировалась система знаний, в которой нашли свое отражение важные сущностные, функциональные и институциональные черты и признаки государства, именно система знаний, а не их эклектическая сумма. Российским государствоведам удалось преодолеть узкие рамки юридического позитивизма. Для них было вполне очевидным то, что посредством только и исключительно данной методологии невозможно познание сложных процессов возникновения, развития и функционирования государства, социального прогресса. Это означает не только их узко юридическое, но и значительно более широкое видение, прежде всего философское и социологическое, историческое и экономическое, политическое и психологическое, этическое и аксиологическое.
В 1989 г. защитил кандидатскую диссертацию («Буржуазно-либеральная государственно-правовая мысль России 1905–1917 гг.: критический анализ основных аспектов»), в 2006 г. – докторскую («Проблемы теории государства в либеральной правовой мысли России второй половины XIX – начала XX в.»). На основе системного подхода в докторской диссертации исследованы труды таких выдающихся российских государствоведов, как А.А. Алексеев, А.С. Алексеев, Н.Н. Алексеев, Б.А. Кистяковский, А.Д. Градовский, Н.М. Коркунов, Ф.Ф. Кокошкин, С.А. Котляревский, Н.И. Палиенко, Н.И. Лазаревский, П.И. Новгородцев, Ф.В. Тарановский, Г.Ф. Шершеневич, А.С. Ященко и др. В результате чего В.Н. Корневым был сделан вывод о том, что отечественные ученые-юристы разработали синтетическую теорию государства и права. Применение различных методов научного исследования давало возможность последним рассматривать государство в его историческом развитии как сложное, многоаспектное социальное, духовное, культурное, юридическое явление. В государствоведении сформировалась система знаний, в которой нашли свое отражение важные сущностные, функциональные и институциональные черты и признаки государства, именно система знаний, а не их эклектическая сумма. Российским государствоведам удалось преодолеть узкие рамки юридического позитивизма. Для них было вполне очевидным то, что посредством только и исключительно данной методологии невозможно познание сложных процессов возникновения, развития и функционирования государства, социального прогресса. Это означает не только их узко юридическое, но и значительно более широкое видение, прежде всего философское и социологическое, историческое и экономическое, политическое и психологическое, этическое и аксиологическое.
3
Изменение на рубеже ХХ в. научной парадигмы, формирование в науке о государстве и праве методологического плюрализма имеют своим следствием то, что либеральные ученые-юристы рассматривали государство и как институт, имеющий юридическую природу, и как явление, производное от конкретного общества, которому было свойственно соответствующее политико-правовое сознание членов социума. Они не отождествляли общество и государство, а рассматривали государство и общество в виде самостоятельных сфер человеческой жизнедеятельности. Более того, в их концепциях явно выражены идеи о недопустимости поглощения общества государством и о внеправовом вмешательстве государства в дела общества и личности. Сочетание юридических и метаюридических подходов достаточно зримо проявляется в концепции социального правового государства. Теория социального правового государства, разработанная русскими учеными-юристами, имеет для нас не только теоретическое, но и аксиологическое значение, поскольку сам факт обращения к действительно гуманной и прогрессивной идее правового государства свидетельствует о высоком уровне и научном потенциале либерального государствоведения дореволюционной России.
Изменение на рубеже ХХ в. научной парадигмы, формирование в науке о государстве и праве методологического плюрализма имеют своим следствием то, что либеральные ученые-юристы рассматривали государство и как институт, имеющий юридическую природу, и как явление, производное от конкретного общества, которому было свойственно соответствующее политико-правовое сознание членов социума. Они не отождествляли общество и государство, а рассматривали государство и общество в виде самостоятельных сфер человеческой жизнедеятельности. Более того, в их концепциях явно выражены идеи о недопустимости поглощения общества государством и о внеправовом вмешательстве государства в дела общества и личности. Сочетание юридических и метаюридических подходов достаточно зримо проявляется в концепции социального правового государства. Теория социального правового государства, разработанная русскими учеными-юристами, имеет для нас не только теоретическое, но и аксиологическое значение, поскольку сам факт обращения к действительно гуманной и прогрессивной идее правового государства свидетельствует о высоком уровне и научном потенциале либерального государствоведения дореволюционной России.
Изменение на рубеже ХХ в. научной парадигмы, формирование в науке о государстве и праве методологического плюрализма имеют своим следствием то, что либеральные ученые-юристы рассматривали государство и как институт, имеющий юридическую природу, и как явление, производное от конкретного общества, которому было свойственно соответствующее политико-правовое сознание членов социума. Они не отождествляли общество и государство, а рассматривали государство и общество в виде самостоятельных сфер человеческой жизнедеятельности. Более того, в их концепциях явно выражены идеи о недопустимости поглощения общества государством и о внеправовом вмешательстве государства в дела общества и личности. Сочетание юридических и метаюридических подходов достаточно зримо проявляется в концепции социального правового государства. Теория социального правового государства, разработанная русскими учеными-юристами, имеет для нас не только теоретическое, но и аксиологическое значение, поскольку сам факт обращения к действительно гуманной и прогрессивной идее правового государства свидетельствует о высоком уровне и научном потенциале либерального государствоведения дореволюционной России.
4
Философско-правовая проблематика находится в центре внимания научного творчества проф. В.Н. Корнева. Он исследует проблемы правопорядка и законности и приходит к выводу о том, что необходимо различать понятия нормативного правопорядка и эмпирического правопорядка. Поскольку ни в законах, ни в иных нормативных правовых актах, а также в других формах права и интерпретационных актах нет развернутой юридической характеристики законности, то в своем распоряжении мы имеем лишь доктринальное его толкование. Следовательно, законность обличена в форму научных суждений, в которых выражаются субъективные представления специалистов в области теории права и государства о ней. Таким образом, законность – это прежде всего умозрительная конструкция, но не правовое явление, а поэтому не имеющее регулятивного характера. Философско-правовой анализ как отечественной, так и зарубежной специальной литературы о природе, назначении и функций принципов права позволил В.Н. Корневу сформулировать суждение о том, что принципы права, в отличие от правовых норм (правил), в которых содержатся признаки конкретного, запрещенного или разрешенного вида поведения, есть обязанность, установленная правом и адресованная субъекту правотворчества или правоприменения, предписывающая совершение определенных действий, которые имеют деонтическое или аксиологическое содержание.
Философско-правовая проблематика находится в центре внимания научного творчества проф. В.Н. Корнева. Он исследует проблемы правопорядка и законности и приходит к выводу о том, что необходимо различать понятия нормативного правопорядка и эмпирического правопорядка. Поскольку ни в законах, ни в иных нормативных правовых актах, а также в других формах права и интерпретационных актах нет развернутой юридической характеристики законности, то в своем распоряжении мы имеем лишь доктринальное его толкование. Следовательно, законность обличена в форму научных суждений, в которых выражаются субъективные представления специалистов в области теории права и государства о ней. Таким образом, законность – это прежде всего умозрительная конструкция, но не правовое явление, а поэтому не имеющее регулятивного характера. Философско-правовой анализ как отечественной, так и зарубежной специальной литературы о природе, назначении и функций принципов права позволил В.Н. Корневу сформулировать суждение о том, что принципы права, в отличие от правовых норм (правил), в которых содержатся признаки конкретного, запрещенного или разрешенного вида поведения, есть обязанность, установленная правом и адресованная субъекту правотворчества или правоприменения, предписывающая совершение определенных действий, которые имеют деонтическое или аксиологическое содержание.
Философско-правовая проблематика находится в центре внимания научного творчества проф. В.Н. Корнева. Он исследует проблемы правопорядка и законности и приходит к выводу о том, что необходимо различать понятия нормативного правопорядка и эмпирического правопорядка. Поскольку ни в законах, ни в иных нормативных правовых актах, а также в других формах права и интерпретационных актах нет развернутой юридической характеристики законности, то в своем распоряжении мы имеем лишь доктринальное его толкование. Следовательно, законность обличена в форму научных суждений, в которых выражаются субъективные представления специалистов в области теории права и государства о ней. Таким образом, законность – это прежде всего умозрительная конструкция, но не правовое явление, а поэтому не имеющее регулятивного характера. Философско-правовой анализ как отечественной, так и зарубежной специальной литературы о природе, назначении и функций принципов права позволил В.Н. Корневу сформулировать суждение о том, что принципы права, в отличие от правовых норм (правил), в которых содержатся признаки конкретного, запрещенного или разрешенного вида поведения, есть обязанность, установленная правом и адресованная субъекту правотворчества или правоприменения, предписывающая совершение определенных действий, которые имеют деонтическое или аксиологическое содержание.
5
Проблемы отношения языка и права приобрели еще большую значимость в XX в., т.к. в связи с разработкой аналитической философии, а позднее философии обыденного языка (normalen sprache), а также обоснованием на основе других подходов, например, универсальной прагматики, философия в значительной части своего «лингвистического поворота» (linguistic turn) обратилась к вопросам научной рефлексии языка. В этом контексте весьма значимыми для философии права представляются исследования проф. В.Н. Корнева о понимании, толковании и применении права как герменевтической проблеме и о праве как языковом феномене, поскольку право существует только в языке и поэтому имеет интерпретативную природу. Право как языковой феномен исследуется на основе положений теории, философии языка и герменевтики, которые были сформулированы Фреге, Витгенштейном, Гадамером, Бетти, Лотманом, Эко и другими философами и учеными-филологами. В этом контексте право представляется как текст, который нужно истолковать при его применении к конкретным обстоятельствам, а последние истолковываются в соответствии с юридическим правилом. В этом случае юридический текст приобретает онтологическую легитимацию.
Проблемы отношения языка и права приобрели еще большую значимость в XX в., т.к. в связи с разработкой аналитической философии, а позднее философии обыденного языка (normalen sprache), а также обоснованием на основе других подходов, например, универсальной прагматики, философия в значительной части своего «лингвистического поворота» (linguistic turn) обратилась к вопросам научной рефлексии языка. В этом контексте весьма значимыми для философии права представляются исследования проф. В.Н. Корнева о понимании, толковании и применении права как герменевтической проблеме и о праве как языковом феномене, поскольку право существует только в языке и поэтому имеет интерпретативную природу. Право как языковой феномен исследуется на основе положений теории, философии языка и герменевтики, которые были сформулированы Фреге, Витгенштейном, Гадамером, Бетти, Лотманом, Эко и другими философами и учеными-филологами. В этом контексте право представляется как текст, который нужно истолковать при его применении к конкретным обстоятельствам, а последние истолковываются в соответствии с юридическим правилом. В этом случае юридический текст приобретает онтологическую легитимацию.
Проблемы отношения языка и права приобрели еще большую значимость в XX в., т.к. в связи с разработкой аналитической философии, а позднее философии обыденного языка (normalen sprache), а также обоснованием на основе других подходов, например, универсальной прагматики, философия в значительной части своего «лингвистического поворота» (linguistic turn) обратилась к вопросам научной рефлексии языка. В этом контексте весьма значимыми для философии права представляются исследования проф. В.Н. Корнева о понимании, толковании и применении права как герменевтической проблеме и о праве как языковом феномене, поскольку право существует только в языке и поэтому имеет интерпретативную природу. Право как языковой феномен исследуется на основе положений теории, философии языка и герменевтики, которые были сформулированы Фреге, Витгенштейном, Гадамером, Бетти, Лотманом, Эко и другими философами и учеными-филологами. В этом контексте право представляется как текст, который нужно истолковать при его применении к конкретным обстоятельствам, а последние истолковываются в соответствии с юридическим правилом. В этом случае юридический текст приобретает онтологическую легитимацию.
6
В философско-правовых исследованиях проф. В.Н. Корнева выявлена закономерность формирования интегративного понимания природы права. Монистический (monokauseln) подход к обоснованию действительности и действию права не охватывает полностью его природу и не в состоянии точно объяснить, почему оно является действительным и действующим. В целом такой подход можно считать нереалистичным и стоящим на службе одностороннего, по большей части мировоззренчески (идеологически) обусловленного искажения
природы права. Монистические (monoklauseln) теории обоснования природы права в силу этого обстоятельства следует признать недостаточными. Характерный признак таких теорий - они склонны преувеличивать значение, как правило, одного, хотя и наиболее существенного основания той или иной концепции, в рамках которой исследуется природа права и государства.
В философско-правовых исследованиях проф. В.Н. Корнева выявлена закономерность формирования интегративного понимания природы права. Монистический (monokauseln) подход к обоснованию действительности и действию права не охватывает полностью его природу и не в состоянии точно объяснить, почему оно является действительным и действующим. В целом такой подход можно считать нереалистичным и стоящим на службе одностороннего, по большей части мировоззренчески (идеологически) обусловленного искажения<em><strong> </strong></em>природы права. Монистические (monoklauseln) теории обоснования природы права в силу этого обстоятельства следует признать недостаточными. Характерный признак таких теорий - они склонны преувеличивать значение, как правило, одного, хотя и наиболее существенного основания той или иной концепции, в рамках которой исследуется природа права и государства.
В философско-правовых исследованиях проф. В.Н. Корнева выявлена закономерность формирования интегративного понимания природы права. Монистический (monokauseln) подход к обоснованию действительности и действию права не охватывает полностью его природу и не в состоянии точно объяснить, почему оно является действительным и действующим. В целом такой подход можно считать нереалистичным и стоящим на службе одностороннего, по большей части мировоззренчески (идеологически) обусловленного искажения<em><strong> </strong></em>природы права. Монистические (monoklauseln) теории обоснования природы права в силу этого обстоятельства следует признать недостаточными. Характерный признак таких теорий - они склонны преувеличивать значение, как правило, одного, хотя и наиболее существенного основания той или иной концепции, в рамках которой исследуется природа права и государства.
7
Право как сложный социальный регулятор общественных отношений и поведения их субъектов отражает подвижные, а потому, по сути, изменчивые реальные, идеальные и идеологические факторы, лежащие в основе его интегративной природы. Интегративная природа
права состоит в том, что оно объективно является нам в различных измерениях, которые обусловлены его сложной и многоаспектной природой, что предполагает обоснованность различных, тесно взаимосвязанных подходов к его исследованию. Право как многоаспектный, но цельный по своей природе институт синтезирует в себе следующие измерения: а) формальное; б) аксиологическое; б) реальное. Этот обоснованный научный вывод, как считает В.Н. Корнев, представляет надежную гарантию от надуманных обвинений интегративного подхода к праву в синкретизме (эклектизме).
Право как сложный социальный регулятор общественных отношений и поведения их субъектов отражает подвижные, а потому, по сути, изменчивые реальные, идеальные и идеологические факторы, лежащие в основе его интегративной природы. Интегративная природа<em><strong> </strong></em>права состоит в том, что оно объективно является нам в различных измерениях, которые обусловлены его сложной и многоаспектной природой, что предполагает обоснованность различных, тесно взаимосвязанных подходов к его исследованию. Право как многоаспектный, но цельный по своей природе институт синтезирует в себе следующие измерения: а) формальное; б) аксиологическое; б) реальное. Этот обоснованный научный вывод, как считает В.Н. Корнев, представляет надежную гарантию от надуманных обвинений интегративного подхода к праву в синкретизме (эклектизме).
Право как сложный социальный регулятор общественных отношений и поведения их субъектов отражает подвижные, а потому, по сути, изменчивые реальные, идеальные и идеологические факторы, лежащие в основе его интегративной природы. Интегративная природа<em><strong> </strong></em>права состоит в том, что оно объективно является нам в различных измерениях, которые обусловлены его сложной и многоаспектной природой, что предполагает обоснованность различных, тесно взаимосвязанных подходов к его исследованию. Право как многоаспектный, но цельный по своей природе институт синтезирует в себе следующие измерения: а) формальное; б) аксиологическое; б) реальное. Этот обоснованный научный вывод, как считает В.Н. Корнев, представляет надежную гарантию от надуманных обвинений интегративного подхода к праву в синкретизме (эклектизме).
8
В работах В.Н. Корнева исследуются категории неопределенности и определенности права, которые находятся в диалектическом единстве. На основе категорий гегелевской философии исследована онтологическая определенность и неопределенность права in abstracto и in concrete. Коллизия между неопределенностью права и конкретным случаем снимается путем определенного решения, например, судебного. И тогда можно говорить об определенности права in concrete. В философско-правовом творчестве проф. В.Н. Корнева не остаются без внимания вопросы феноменологии применительно к исследованию правовой проблематики, а также философско-правовые вопросы искусственного интеллекта и его возможности применения в судопроизводстве.
В работах В.Н. Корнева исследуются категории неопределенности и определенности права, которые находятся в диалектическом единстве. На основе категорий гегелевской философии исследована онтологическая определенность и неопределенность права in abstracto и in concrete. Коллизия между неопределенностью права и конкретным случаем снимается путем определенного решения, например, судебного. И тогда можно говорить об определенности права in concrete. В философско-правовом творчестве проф. В.Н. Корнева не остаются без внимания вопросы феноменологии применительно к исследованию правовой проблематики, а также философско-правовые вопросы искусственного интеллекта и его возможности применения в судопроизводстве.
В работах В.Н. Корнева исследуются категории неопределенности и определенности права, которые находятся в диалектическом единстве. На основе категорий гегелевской философии исследована онтологическая определенность и неопределенность права in abstracto и in concrete. Коллизия между неопределенностью права и конкретным случаем снимается путем определенного решения, например, судебного. И тогда можно говорить об определенности права in concrete. В философско-правовом творчестве проф. В.Н. Корнева не остаются без внимания вопросы феноменологии применительно к исследованию правовой проблематики, а также философско-правовые вопросы искусственного интеллекта и его возможности применения в судопроизводстве.
9
Профессор В.Н. Корнев - автор ряда переводов с немецкого языка трудов таких известных немецких теоретиков и философов права, как Г. Кельзен, А. Кауфман, Р. Алекси, Б. Рютерс.
Профессор В.Н. Корнев - автор ряда переводов с немецкого языка трудов таких известных немецких теоретиков и философов права, как Г. Кельзен, А. Кауфман, Р. Алекси, Б. Рютерс.
Профессор В.Н. Корнев - автор ряда переводов с немецкого языка трудов таких известных немецких теоретиков и философов права, как Г. Кельзен, А. Кауфман, Р. Алекси, Б. Рютерс.
10
Друзья и коллеги поздравляют Виктора Николаевича с юбилеем, желают ему здоровья, счастья, творческого долголетия!
Друзья и коллеги поздравляют Виктора Николаевича с юбилеем, желают ему здоровья, счастья, творческого долголетия!
Друзья и коллеги поздравляют Виктора Николаевича с юбилеем, желают ему здоровья, счастья, творческого долголетия!
11
* * *
* * *
* * *
12
Редакция журнала «Государство и право» Российской академии наук поздравляет Виктора Николаевича Корнева с юбилеем и желает крепкого здоровья, благополучия и новых творческих успехов!
<em>Редакция журнала «Государство и право» Российской академии наук поздравляет Виктора Николаевича Корнева с юбилеем и желает крепкого здоровья, благополучия и новых творческих успехов!</em>
<em>Редакция журнала «Государство и право» Российской академии наук поздравляет Виктора Николаевича Корнева с юбилеем и желает крепкого здоровья, благополучия и новых творческих успехов!</em>
Комментарии
Сообщения не найдены
Написать отзыв
Перевести
Авторизация
E-mail
Пароль
Войти
Забыли пароль?
Регистрация
Войти через
Комментарии
Сообщения не найдены