Об экосистемном подходе к развитию Арктики в связи с новейшим инвестиционным регулированием
Об экосистемном подходе к развитию Арктики в связи с новейшим инвестиционным регулированием
Аннотация
Код статьи
S102694520014902-3-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Пермиловский Михаил Сергеевич 
Должность: доцент кафедры международного права и сравнительного правоведения
Аффилиация: Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация,
Выпуск
Страницы
156-161
Аннотация

В статье анализируются вопросы инвестиционного развития арктических территорий во взаимосвязи с прикладным содержанием экосистемного подхода в праве. Экосистемный подход является многоаспектным средством воздействия на связанные с окружающей средой общественные отношения. Будучи междисциплинарным доктринальным понятием, с развитием природоохранной культуры экосистемный подход приобрел правовое значение и стал использоваться в правовом регулировании. В статье проанализированы научные подходы к применению экосистемного подхода в арктическом праве.

Ключевые слова
инвестиции, инвестиционное право, экосистема, экосистемный подход, арктическое право, Арктика
Классификатор
Получено
11.05.2022
Дата публикации
28.09.2022
Всего подписок
13
Всего просмотров
384
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf Скачать JATS
1 Арктика является физико-географическим районом, характеризующимся, с одной стороны, значительным экономическим, экологическим и культурным потенциалом, по поводу которого развивается комплекс общественных отношений стратегического, экономического, экологического и социального характера на национальном и международном уровнях. С другой стороны, это регион, отличающийся хрупкостью экологической системы, удаленностью от инфраструктурно развитых территорий, суровыми климатическими условиями, обуславливающими большие затраты коммунальных и иных ресурсов для обеспечения нормальной жизнедеятельности северного населения по сравнению с аналогичными затратами, осуществляемыми в районах с умеренно-континентальным климатом. Вследствие таких особенностей арктических территорий многолетней проблемой является миграционный отток населения с Севера (к примеру, из Архангельской области1). Для улучшения жизни населения северных территорий требуются эффективные экономические, правовые, социальные и иные меры. Одной из таких мер является привлечение на Север дополнительных капиталовложений в создание (строительство), модернизацию и (или) реконструкцию объектов транспортной, энергетической, коммунальной, социальной, цифровой инфраструктур. Одновременно инвесторы получают доступ к освоению углеводородных ресурсов в высоких широтах. В этом видится баланс между социальными (публичными) и экономическими (частными) интересами в Арктике.
1. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Архангельской области до 2035 года [Электронный ресурс]: Закон Архангельской области от 18.02.2019 № 57-5-ОЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2 В то же время активизация хозяйствования, как правило, влечет рост антропогенного воздействия на окружающую среду, вследствие чего повышаются риски негативного воздействия на нее. Для Арктики это чревато прежде всего загрязнением отходами производства и потребления, климатическими изменениями. С учетом того, что население Севера претерпевает объективно неблагоприятные погодно-климатические факторы, дополнительное негативное воздействие на окружающую среду Арктики может ухудшить состояние здоровья и резистентность организма человека на Севере.
3 Учитывая это, необходим поиск баланса не только между социальными и экономическими интересами, но и между экономическими и экологическими интересами в Арктике. В этих целях предлагается проанализировать перспективы инвестиционного развития северных территорий во взаимосвязи с прикладным содержанием экосистемного подхода в праве.
4 В целях создания инвестиционного устойчивого развития Арктической зоны Российской Федерации принят Федеральный закон от 13.07.2020 № 193-ФЗ «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации»2. Предмет данной законодательной инициативы подтверждает научное мнение о том, что «новой тенденцией стало конструирование специального регулирования процессов социально-экономического развития отдельных территорий и крупных макрорегионов»3.
2. О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации [Электронный ресурс]: ФЗ от 13.07.2020 г. № 193-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Емельянцев В.П., Валентей С.Д. Арктика в ракурсе новейших законодательных инициатив // Журнал российского права. 2020. № 2. С. 136 - 153.
5 Инвестиционная формула развития Арктического региона в общем виде заключается в следующем: инвестор за счет внебюджетных источников (в исключительных случаях с привлечением ассигнований бюджетов бюджетной системы Российской Федерации) обеспечивает создание (модернизацию) объектов инфраструктуры Арктической зоны Российской Федерации и получает доступ к осуществлению любой незапрещенной предпринимательской деятельности на Севере. Таким лицам предоставляется государственная поддержка инвестиционной деятельности в форме налоговых, административных и иных преференций (например, компенсация затрат по страховым взносам во внебюджетные фонды, упрощенная процедура контрольно-надзорных мероприятий, льготной порядок получения земель, находящихся в государственной (муниципальной) собственности).
6 Следующим этапом инвестиционного развития северных территорий является распространение опыта предоставления на Дальнем Востоке находящихся в государственной (муниципальной) собственности земель в безвозмездное пользование. Упрощенный порядок предоставления «арктического гектара» предлагается внесенным в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проектом федерального закона № 1153945-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Как отмечают авторы проекта федерального закона, это необходимо для «вовлечения неиспользуемых земель в хозяйственный оборот и стимулирования освоения земельных участков»4.
4. Пояснительная записка к проекту федерального закона № 1153945-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
7 Анализ норм Федерального закона от 13.07.2020 № 193-ФЗ «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации», а также проектных норм об «арктическом гектаре» позволяет сделать вывод о декларативном или второстепенном характере экологических требований к хозяйственной и инвестиционной деятельности на арктических территориях. В указанном федеральном законе, несмотря на его явно экономическую направленность, в принципе отсутствуют положения эколого-правового характера. Представляется, что для обеспечения баланса между экономическими и экологическими интересами (последние, в свою очередь, имеют не меньшее значение для нормальной жизнедеятельности населения арктических территорий, в частности, для здоровья и укрепления резистентности организма человека на Севере, и так претерпевающего объективно неблагоприятные погодно-климатические факторы) необходимо введение экологических требований (стандартов) к любой деятельности в Арктической зоне.
8 В связи с этим необходимо изучить возможности применения экосистемного похода в арктическом правовом регулировании, в том числе в процессе управления арктическими территориями. Отмечается, что «использование экосистемного подхода в регулировании отношений по поводу природы уже сегодня обладает высоким потенциалом, имеет хорошую научную базу и может оказаться полезным»5.
5. Краснова И.О. Конкретизация как способ совершенствования законодательства // Lex russica. 2016. № 6. С. 146 - 157.
9 В настоящее время существуют разные точки зрения относительно понятия «экосистемный поход».
10 Определение понятия «экологическая система» раскрыто в Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». В данном случае экосистема фактически отождествляется с природой, где все живые и неживые элементы взаимодействуют между собой. Экосистема легально рассматривается исключительно в естественном контексте и относится к понятию «природный объект». «Наряду с естественными экосистемами, – пишет М.М. Бринчук, – существуют искусственные экосистемы. Например, агроэкосистема, основные функции которой поддерживаются агрономическими мероприятиями: вспашкой, селекцией, внесением удобрений и ядохимикатов»6.
6. Бринчук М.М. Экосистемный подход в праве // Экологическое право. 2008. № 1.
11 Интересен тот факт, что окружающая среда может считаться благоприятной только, если ее качество обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем. С учетом этого вполне обоснованными являются принципы приоритета сохранения естественных экологических систем и запрещения реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем (статьи 1 и 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
12 Экосистемный подход используется в законодательстве для развития рыболовства7, лесного хозяйства8, а также для достижения устойчивого природопользования, воздействующего в том числе на редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных, растений и грибов и среду их обитания9.
7. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса» [Электронный ресурс]: постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 314. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»..

8. Об утверждении Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.09.2018 № 1989-р. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

9. Об утверждении Стратегии сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов в Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.02.2014 № 212-р. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
13 По итогам анализа подзаконных нормативных правовых актов, где встречается упоминание об экосистеме или экосистемном подходе, положений, раскрывающих данные понятия, не выявлено. При этом отдельными авторами отмечается недостаточность использования экосистемного подхода в правовом регулировании10. Другие указывают на отсутствие «целостной стратегии развития природоресурсного законодательства, строящейся на сочетании экосистемного подхода к окружающей среде и дифференцированного подхода к охране и использованию отдельных природных ресурсов (недра, воды, лес, земля, животный мир)»11. Ссылаются на необходимость совершенствования механизмов управления природными ресурсами на основе экосистемного подхода12.
10. Краснова И.О. Право на благоприятную окружающую среду как конституционное и экологическое право // Актуальные проблемы российского права. 2019. № 8. С. 165 - 175.

11. Природоресурсное законодательство в условиях модернизации экономики России: современные проблемы развития: монография / В.Б. Агафонов, В.К. Быковский, Г.В. Выпханова и др.; под ред. Н.Г. Жаворонковой. М.: Норма, Инфра-М, 2014. 160 с.

12. Торцев А.М. Правовое регулирование хозяйственной деятельности в сфере использования водных биологических ресурсов // Экологическое право. 2020. № 5. С. 26 - 29.
14 Посредством экосистемного подхода должно обеспечиваться нормальное состояние природной среды, что гарантирует стабильность окружающей среды и жизнедеятельности13. Данный подход предлагается применять к изучению:
13. Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С., Рейф И.Е. Перед главным вызовом цивилизации. Взгляд из России. Размышления // Зеленый мир. 2006. № 19-20. С. 104.
15 1) биологического взаимодействия между всеми видами морских ресурсов14;
14. Matz N. The Interaction between the Convention on Biological Diversity and the Un Convention on the Law of the Sea. In: Ehlers P., Borgese E.M., Wolfrum R., Hoss C. (eds.), Marine Issues: From a Scientific, Political and Legal Perspective, 2002. 207 p.
16 2) экологических условий окружающей среды15;
15. Доронина А.К. Вопросы охраны окружающей среды Арктики в стратегических актах прибрежных арктических государств // Российский юридический журнал. 2016. N 5. С. 199 - 209.
17 3) осуществления градостроительной деятельности, обеспечивающей устойчивое развитие территорий16;
16. Романова О.А. О правовых механизмах обеспечения экологических прав при осуществлении градостроительной деятельности: теоретические и практические аспекты // Lex russica. 2020. № 3. С. 33 - 44.
18 4) мер по борьбе с климатическими изменениями17;
17. Краснова И.О. Современные тенденции развития международного экологического права // Экологическое право. 2018. № 2. С. 20 – 27; Дудыкина И.П. Зарубежные исследователи о правовых аспектах изменения климата в Арктике // Российский юридический журнал. 2017. № 2. С. 178 - 188.
19 5) способов управления деятельностью в морской среде и исключительных экономических зонах18;
18. Cavalieri S., Kraemer R.A. Transatlantic Policy Options to Address the Rapidly Changing Arctic // Environmental Security in the Arctic Ocean / Ed. by P. Berkman, A. Vylegzhanin. Dordrecht, 2013. P. 285.
20 6) последствий недропользования (включая вопросы энергетической и экологической безопасности)19;
19. Жаворонкова Н.Г., Агафонов В.Б. Современные тренды правового обеспечения стратегического планирования природопользования в Арктике // Lex russica. 2018. № 7. С. 114 - 124.
21 7) рационального использования природных ресурсов20;
20. Петрова Т.В. Рациональное использование природных ресурсов: понятие, принцип, полномочие, направление государственной экологической политики // Экологическое право. 2016. № 3. С. 29 - 34.
22 8) системы международного водотока21;
21. Случевская Ю.А. Проблемы понятийного аппарата в международном водном праве // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2017. № 2. С. 134 - 139.
23 9) вопросов землепользования22;
22. Чуднова Е.И. Стратегическое планирование в сфере использования земельного фонда: Россия и Шотландия, опыт сопоставления // Юрист. 2018. № 4. С. 33 - 39.
24 10) регулирования сельского хозяйства23;
23. Селиванова К.А. Аграрные экосистемы как объект правовой охраны // Экологическое право. 2016. № 5. С. 36 - 40.
25 11) модернизации российского законодательства в сфере защиты морской среды24;
24. Борисов А.А., Цуранова А.И. Правовое регулирование использования природных ресурсов: комплексный подход // Журнал российского права. 2014. № 6. С. 149 - 157.
26 12) понятия «право лесопользования»25;
25. Клюканова Л.Г. О некоторых семантических характеристиках понятия «право лесопользования» как вида права природопользования и формы реализации права на доступ к природным ресурсам // Актуальные проблемы российского права. 2016. N 2. С. 110 - 118.
27 13) способов решения «планетарных экологических проблем»26.
26. Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С., Рейф И.Е. Перед главным вызовом цивилизации: Взгляд из России. М.: ИНФРА-М, 2009.
28 А.В. Овлащенко и И.Ф. Покровский рассматривают экосистемный подход как критерий эффективности использования океанических ресурсов, а также в качестве интегрированного способа управления природными ресурсами и экономическим развитием27.
27. Овлащенко А.В., Покровский И.Ф. Использование экосистемного подхода в морской деятельности: правовые вопросы и их дискуссионные моменты // Транспортное право. 2010. № 4. С. 16 - 23.
29 С помощью экосистемного подхода предлагается проводить комплексную оценку ущерба, наносимого хозяйственной деятельностью ландшафтному разнообразию, и способов его компенсации28.
28. Гафина Л.М. Правовая охрана ландшафтного разнообразия в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ульяновск, 2008. С. 7 – 13; Рыженков А.Я. Актуальные проблемы реализации принципа сохранения биологического разнообразия // Власть Закона. 2017. N 1. С. 56 - 68.
30 Наряду с этим, встречаются мнения о юридико-прикладном значении экосистемного подхода. Так, по мнению Д.К. Бекяшева, экосистемный подход – это принцип международного экологического права, в силу которого «государства в процессе принятия решений об использовании какого-либо природного ресурса должны руководствоваться требованиями, основанными на предупреждении и недопущении причинения вреда другим природным ресурсам, объектам и окружающей среде в целом»29.
29. Бекяшев Д.К. Международно-правовые проблемы управления рыболовством: монография. М.: Проспект, 2017. 512 с.
31 Отмечается также неэффективность использования экосистемного подхода в глобальных масштабах. Это связано с тем, что «в большинстве случаев границы экосистем не совпадают с границами национальных юрисдикций»30. Такая критическая оценка экосистемного подхода теоретически оправдана, однако указанные недостатки преодолимы за счет развития международного сотрудничества – одного из основных принципов международного права.
30. Емельянцев В.П., Валентей С.Д. Арктика в ракурсе новейших законодательных инициатив // Журнал российского права. 2020. № 2. С. 136 - 153.
32 Учитывая плюсы и минусы экосистемного подхода в правовом регулировании, имеется ли реальная потребность в его использовании в арктическом праве? Утвердительные предложения уже сейчас высказываются в юридической науке. Имеются предложения использовать экосистемный подход в управлении деятельностью по освоению Арктики, который может быть противопоставлен «стратегии освоения ресурсов региона»31. С этим следует согласиться, тем более, что арктические государства (прежде всего Канада и Норвегия) подтверждают готовность применять экосистемный подход к управлению северными (арктическими) территориями, в международном сотрудничестве по вопросам освоения Арктики32.
31. Жаворонкова Н.Г., Агафонов В.Б. Современные тренды правового обеспечения стратегического планирования природопользования в Арктике // Lex russica. 2018. № 7. С. 114 - 124.

32. Доронина А.К. Вопросы охраны окружающей среды Арктики в стратегических актах прибрежных арктических государств // Российский юридический журнал. 2016. N 5. С. 199 - 209.
33 Арктика представляет собой самостоятельную «особо уязвимую»33 естественную экосистему. Активное хозяйственное освоение данного региона осуществляется в силу его стратегически выгодного географического расположения и экономического (прежде всего ресурсного) потенциала. В арктическом законодательном регулировании не используется экосистемный подход к вопросам регламентации хозяйственной деятельности на Севере. В то же время в общих стратегических подзаконных нормативных правовых актах, определяющих направления государственной политики России в Арктике, ставится задача по сохранению арктической экосистемы на основе развития особо охраняемых природных территорий и акваторий, комплексной системы обращения с отходами производства и потребления, международного сотрудничества в области охраны окружающей среды и эффективного освоения природных ресурсов с соблюдением высоких экологических стандартов34.
33. Боголюбов С.А., Краснова И.О. Право и спасение природы российской Арктики // Актуальные проблемы российского права. 2018. N 6. С. 178 - 190.

34. Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года [Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации от 05.03.2020 № 164. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
34 В целях обеспечения национальной безопасности России в Арктике и социально-экономического развития региона создана Межведомственная комиссия Совета Безопасности Российской Федерации по вопросам обеспечения национальных интересов Российской Федерации в Арктике35. Одной из функций данной Комиссии является подготовка предложений и рекомендаций Совету Безопасности Российской Федерации по вопросам обеспечения экологической безопасности с учетом глобальных изменений климата, включая защиту населения от загрязнения компонентов природной среды, охрану экосистем Арктической зоны Российской Федерации, ликвидацию накопленного вреда окружающей среде, рациональное природопользование, развитие системы особо охраняемых природных территорий.
35. О Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по вопросам обеспечения национальных интересов Российской Федерации в Арктике [Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации от 25.08.2020 № 526. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
35 Таким образом, в настоящее время экосистемный подход к охране Арктической зоны Российской Федерации используется в подзаконном правовом регулировании. Представляется, что в течение срока реализации государственной политики России в Арктике, определенного Указом Президента Российской Федерации, экосистемный подход к охране Арктической зоны Российской Федерации будет реализован на законодательном уровне (путем внесения изменений в действующие федеральные законы либо принятия базового федерального закона).
36 Идеи о принятии самостоятельного федерального закона «Об охране окружающей среды Арктической зоны Российской Федерации» нечасто высказываются в науке экологического права36. До настоящего времени единая концепция проекта федерального закона ни в доктрине, ни в законодательной практике не вырабатывалась. Представляется, что за основу такого федерального закона может быть взята концепция Федерального закона от 1 мая 1999 года № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал»37, нормы которого построены с учетом особого аксиологического (ценностного) значения экосистемы озера Байкал.
36. Боголюбов С.А., Краснова И.О. Право и спасение природы российской Арктики // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 6. С. 178 - 190.

37. Об охране озера Байкал. [Электронный ресурс]: ФЗ от 01.05.1999 № 99-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
37 По итогам изучения вопросов инвестиционного и экосистемного развития арктических территорий можно сделать следующие выводы. Законодательные и подзаконные арктические нормы права носят явно экономический характер. Они направлены на создание правового механизма для хозяйственного и инвестиционного освоения арктических территорий. Особенности освоения Арктической зоны Российской Федерации и задачи, поставленные перед органами государственной власти и местного самоуправления по привлечению инвесторов на северные территории, указывают на необходимость дополнительной проработки эколого-правовых аспектов развития арктического правового регулирования. В основе такой работы должен быть экосистемный подход. В законодательстве он раскрывается через понятие «экосистема», представляющее собой основу функционирования какой-либо части окружающей среды. С учетом этого экосистемный подход рассматривается в качестве способа экологизации правового регулирования тех общественных отношений, которые требуют высокой степени защиты от негативного воздействия хозяйственной или иной деятельности человека. В арктическим праве экосистемный подход предполагает осуществление правового регулирования, обеспечивающего экологическую безопасность Арктики с учетом глобальных изменений климата и эффективного освоения природных ресурсов региона с соблюдением высоких экологических стандартов.
38 Статья предназначена для журнала «Государство и право».
39 Текст статьи (цитаты, цифры, сноски) вычитан и сверен.

Библиография

1. Бекяшев Д.К. Международно-правовые проблемы управления рыболовством: монография. М.: Проспект, 2017.

2. Боголюбов С.А., Краснова И.О. Право и спасение природы российской Арктики // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 6.

3. Борисов А.А., Цуранова А.И. Правовое регулирование использования природных ресурсов: комплексный подход // Журнал российского права. 2014. № 6.

4. Бринчук М.М. Экосистемный подход в праве // Экологическое право. 2008. № 1.

5. Гафина Л.М. Правовая охрана ландшафтного разнообразия в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ульяновск, 2008.

6. Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С., Рейф И.Е. Перед главным вызовом цивилизации. Взгляд из России. Размышления // Зеленый мир. 2006. № 19-20.

7. Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию (принята в г. Рио-де-Жанейро 14.06.1992) // Действующее международное право. Т. 3.- М.: Московский независимый институт международного права, 1997.

8. Доронина А.К. Вопросы охраны окружающей среды Арктики в стратегических актах прибрежных арктических государств // Российский юридический журнал. 2016. № 5.

9. Дудыкина И.П. Зарубежные исследователи о правовых аспектах изменения климата в Арктике // Российский юридический журнал. 2017. № 2.

10. Емельянцев В.П., Валентей С.Д. Арктика в ракурсе новейших законодательных инициатив // Журнал российского права. 2020. № 2.

11. Жаворонкова Н.Г., Агафонов В.Б. Современные тренды правового обеспечения стратегического планирования природопользования в Арктике // Lex russica. 2018. № 7.

12. Краснова И.О. Конкретизация как способ совершенствования законодательства // Lex russica. 2016. № 6.

13. Краснова И.О. Право на благоприятную окружающую среду как конституционное и экологическое право // Актуальные проблемы российского права. 2019. № 8.

14. Краснова И.О. Современные тенденции развития международного экологического права // Экологическое право. 2018. № 2.

15. Клюканова Л.Г. О некоторых семантических характеристиках понятия «право лесопользования» как вида права природопользования и формы реализации права на доступ к природным ресурсам // Актуальные проблемы российского права. 2016. № 2.

16. О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации [Электронный ресурс]: ФЗ от 13.07.2020 г. № 193-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

17. О Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по вопросам обеспечения национальных интересов Российской Федерации в Арктике [Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации от 25.08.2020 № 526. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

18. Овлащенко А.В., Покровский И.Ф. Использование экосистемного подхода в морской деятельности: правовые вопросы и их дискуссионные моменты // Транспортное право. 2010. № 4.

19. Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года [Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации от 05.03.2020 № 164. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

20. Об охране озера Байкал. [Электронный ресурс]: ФЗ от 01.05.1999 № 99-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

21. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса» [Электронный ресурс]: постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 314. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

22. Об утверждении Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.09.2018 № 1989-р. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

23. Об утверждении Стратегии сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов в Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.02.2014 № 212-р. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

24. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Архангельской области до 2035 года [Электронный ресурс]: Закон Архангельской области от 18.02.2019 № 57-5-ОЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

25. Петрова Т.В. Рациональное использование природных ресурсов: понятие, принцип, полномочие, направление государственной экологической политики // Экологическое право. 2016. № 3.

26. Пояснительная записка к проекту федерального закона № 1153945-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

27. Природоресурсное законодательство в условиях модернизации экономики России: современные проблемы развития: монография / В.Б. Агафонов, В.К. Быковский, Г.В. Выпханова и др.; под ред. Н.Г. Жаворонковой. М.: Норма, Инфра-М, 2014.

28. Романова О.А. О правовых механизмах обеспечения экологических прав при осуществлении градостроительной деятельности: теоретические и практические аспекты // Lex russica. 2020. № 3.

29. Рыженков А.Я. Актуальные проблемы реализации принципа сохранения биологического разнообразия // Власть Закона. 2017. N 1. С. 56 - 68.

30. Селиванова К.А. Аграрные экосистемы как объект правовой охраны // Экологическое право. 2016. № 5.

31. Случевская Ю.А. Проблемы понятийного аппарата в международном водном праве // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2017. № 2.

32. Торцев А.М. Правовое регулирование хозяйственной деятельности в сфере использования водных биологических ресурсов // Экологическое право. 2020. № 5.

33. Чуднова Е.И. Стратегическое планирование в сфере использования земельного фонда: Россия и Шотландия, опыт сопоставления // Юрист. 2018. № 4.

34. Cavalieri S., Kraemer R.A. Transatlantic Policy Options to Address the Rapidly Changing Arctic // Environmental Security in the Arctic Ocean / Ed. by P. Berkman, A. Vylegzhanin. Dordrecht, 2013.

35. Matz N. The Interaction between the Convention on Biological Diversity and the Un Convention on the Law of the Sea. In: Ehlers P., Borgese E.M., Wolfrum R., Hoss C. (eds.), Marine Issues: From a Scientific, Political and Legal Perspective, 2002.

36. Willis, A.J. The Ecosystem: An Evolving Concept Viewed Historically // Functional Ecology. 1997. № 11 (2).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести