- Код статьи
- S102694520014039-3-1
- DOI
- 10.31857/S102694520014039-3
- Тип публикации
- Рецензия
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Номер 4
- Страницы
- 165-167
- Аннотация
Дана рецензия на монографию кандидата юридических наук, доцента Е.А. Осавелюк, в которой проводится сравнительный анализ статусных и иных полномочий высших органов государственной власти Российской Федерации. При этом обращается внимание на то, что статусные полномочия в наибольшей степени способствуют взаимодействию указанных субъектов и придают ему системный характер. Признается актуальность подобного системного исследования для теории и практики современного конституционного права Российской Федерации. Рецензируемая монография обладает определенной научной новизной, отличается четкостью постановки вопросов
- Ключевые слова
- конституционные основы, статусные полномочия, высшие органы государственной власти Российской Федерации
- Дата публикации
- 29.04.2021
- Год выхода
- 2021
- Всего подписок
- 22
- Всего просмотров
- 1427
Рецензируемая монография Елены Алексеевны Осавелюк, кандидата юридических наук, доцента, проректора по учебной работе Института международного права и экономики им. А.С. Грибоедова представляет собой комплексное научное исследование, посвященное изучению конституционно-правовых основ статусных полномочий высших органов государственной власти Российской Федерации. Настоящее исследование может быть охарактеризовано как актуальное, целостное по форме, структурно логически выстроенное и завершенное изыскание в области российского конституционного права.
Несмотря на то что в отечественной конституционно-правовой науке отдельные положения темы нашли развитие в монографических и диссертационных работах, следует признать актуальность подобного системного исследования для теории и практики современного конституционного права Российской Федерации. Степень актуальности значительно повышают конституционная реформа 2020 г. на основе Закона РФ от 14 марта 2020 г. № ФКЗ-1 «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» и принятые в ее развитие многочисленные изменения и дополнения в конституционный статус высших органов государственной власти Российской Федерации в 2020–2021 гг.
В этой части определенный интерес представляет Заключение Конституционного Суда РФ от 16 марта 2020 г. № 1-З «О соответствии положениям глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не вступивших в силу положений Закона Российской Федерации “О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти”».
Конституционные изменения и дополнения существенно расширяют круг полномочий высших органов государственной власти России. В этих условиях автор закономерно ставит вопрос о том, не повлияли ли происходящие изменения и дополнения на конституционный статус каждого из высших органов государственной власти и сложившиеся конституционные принципы их взаимодействия (с. 108–111). Е.А. Осавелюк обращает внимание на один из центральных пунктов возможного ответа на поставленный вопрос – проведение анализа полномочий на основе обновленных критериев их классификации с учетом происходящих изменений, что является своевременным для отечественной конституционно-правовой науки (с. 112–114).
Монография отличается четкостью постановки вопросов (введение). В развитие поставленных ключевых вопросов автор структурирует содержание работы по трем главам. В первой главе проводится углубленный анализ сущности и отдельных элементов конституционно-правовых основ высших органов государственной власти в целом (Президент РФ, Федеральное Собрание РФ (в составе Совета Федерации и Государственной Думы), Правительства РФ, Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ) с учетом происходящих изменений. Содержание второй главы посвящено уточнению принятой классификации полномочий высших органов государственной власти, а также понятию и роли статусных полномочий функционирования названных органов. В третьей главе исследованы теоретические, конституционно-правовые и эмпирические основы собственно статусных полномочий высших органов государственной власти как важнейшей подсистемы конституционных полномочий высших органов государственной власти России. Содержание каждой главы опирается на анализ конституционно-правовой доктрины и действующего законодательства, правоприменительной практики и тем самым создает достаточно полное и целостное восприятие поставленной проблемы и возможных путей ее решения.
Заслуживает внимания инициативный подход к обновлению оснований классификации полномочий высших органов государственной власти Российской Федерации и группирования по этим основаниям отдельных конституционных полномочий. Разработанная автором классификация может быть признана уникальной с точки зрения введения в научный оборот категории «статусные полномочия» и выделения статусных полномочий, позволяющих определить их влияние на положение соответствующих высших органов государственной власти в целом. При этом, по мнению исследователя, «статусные полномочия» представляют собой группу полномочий соответствующего высшего органа государственной власти, которые в максимальной степени отражают сущностные, в т.ч. функциональные характеристики его конституционно-правового статуса (с. 127, 128).
Многие содержащиеся в исследовании положения, выводы и рекомендации являются новыми, обоснованными, достоверными. В частности, это касается авторского предложения о выделении трех групп конституционных полномочий Президента РФ: полномочия, посредством которых непосредственно реализуется конституционно-правовой статус Президента РФ; полномочия, обеспечивающие непосредственное осуществление конституционно-правового статуса Президента РФ; прочие полномочия, не отражающие существенные характеристики конституционно-правового статуса Президента РФ (с. 137–142).
Предложения Е.А. Осавелюк основываются на дополнительном анализе достаточно исследованных «инфраструктурных» теоретико-правовых и конституционно-правовых положений. Однако они используются в контексте поставленных автором задач, обеспечивая тем самым прочную теоретико-методологическую базу. Это касается таких известных категорий, как «конституционно-правовой статус», «принципы организации и деятельности высших органов государственной власти», «полномочия», «система и структура органов государственной власти».
Особое значение придается в работе основным направлениям взаимодействия Президента РФ, Федерального Собрания РФ и Правительства РФ (с. 135, 136). Это позволило автору дать целостное представление о конституционно-правовом статусе каждого из названных органов, в т.ч. об их статусных и иных конституционных полномочиях.
Ученому удалось весьма убедительно продемонстрировать несколько факторов, влияющих на осуществление полномочий высших органов государственной власти России, а именно: принципов организации и деятельности высших органов государственной власти, формы правления и государственного режима, что дополняет комплексный характер исследования.
Монографическое исследование основано на привлечении широкого спектра научной литературы, объемного законодательного и правоприменительного материалов, юридической практики, включая документы Конституционного Суда РФ.
Интерес к проблематике классификации полномочий высших органов государственной власти России не ослабевает на протяжении многих лет: обозначить собственную позицию относительно данного вопроса стремятся и именитые ученые-конституционалисты, и те, кто делает лишь первые шаги на научном поприще. При этом обилие разнообразных точек зрения и подходов не снижает степень актуальности настоящей темы, ибо конституционно-правовое регулирование и практическое осуществление конституционно-правовых полномочий высших органов государственной власти Российской Федерации испытывают воздействие внутренних и внешних факторов, постоянно обновляющих правовую действительность и требующих динамичного «маневрирования» статусными полномочиями этих органов.
В монографии есть немало дискуссионных предложений и выводов. В целом она являет собой актуальное, обладающее определенной научной новизной и практической значимостью исследование. Нельзя не отметить, что автор проявляет научную добросовестность, не допускает безымянное заимствование. Основные положения и выводы достоверны, доктринально и нормативно обоснованы.
* * *
Монографическое исследование Е.А. Осавелюк вносит существенный вклад в обобщение сложившихся представлений о классификации полномочий высших органов государственной власти Российской Федерации, привнося вместе с тем собственное видение решения существующих проблем. Оно обогащает отечественную науку конституционного права. Основные положения и выводы исследования могут быть полезными в процессе государственного строительства, выработки потенциальных подходов к построению системы высших органов государственной власти. Монография может быть интересной и полезной для исследователей в области конституционного права, практикующих юристов в системе высших органов государственной власти Российской Федерации, иных работников государственного аппарата и всех интересующихся вопросами организации и функционирования высших органов государственной власти России и зарубежных стран.
Библиография
- 1. Осавелюк Е.А. Конституционно-правовые основы статусных полномочий высших органов государственной власти / отв. ред. Б.С. Эбзеев. М., 2020. С. 108–114, 127, 128, 135–142.