О введении правовой охраны географического указания в Российской Федерации (Окончание)
О введении правовой охраны географического указания в Российской Федерации (Окончание)
Аннотация
Код статьи
S102694520013673-1-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Еременко Владимир Иванович 
Аффилиация: Российская Федерация
Адрес: Российская Федерация,
Выпуск
Страницы
65-73
Аннотация

Статья посвящена включению в часть четвертую Гражданского кодекса РФ нового объекта интеллектуальной собственности – географического указания в дополнение к охраняемому с 1992 г. сходному по содержанию объекту – наименованию места происхождения товара

Ключевые слова
интеллектуальная собственность, исключительное право, географическое указание, наименование места происхождения товара, географический объект, средства индивидуализации
Классификатор
Получено
13.05.2020
Дата публикации
17.02.2021
Всего подписок
24
Всего просмотров
2561
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf Скачать JATS
1 Завершение нормотворческой деятельности в сфере правовой охраны географического указания
2 Заключительный этап принятия законодательного акта, предусматривающего правовую охрану географического указания, проходил в основном под аккомпанемент публикаций о необходимости развития российских регионов с использованием брендирования (в обиходе брендами регионов обычно называют средства индивидуализации товаров по месту их производства) с целью привлечения инвестиций в их развитие, увеличения рабочих мест, развития туризма, хотя также упоминались и международно-правовые обязательства Российской Федерации.
3 В июле 2018 г. проект федерального закона «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее - законопроект № 509994-7) был внесен в Государственную Думу ФС РФ, который был принят в июле 2019 г. в третьем чтении. В пояснительной записке к законопроекту № 509994-7 указывалось, что «на сегодняшний день в Российской Федерации действуют 170 регистраций НМПТ, 135 из них – российские. При этом в Европейском союзе охраняется более 3000 географических указаний и наименований мест происхождения товаров». Вполне очевидно, что при характеристике количественных показателей правовой охраны указанных объектов интеллектуальной собственности следовало бы ориентироваться на КНР, в которой по статистике ВОИС в 2017 г. получили регистрацию 8507 географических указаний.
4 В результате принятия Федерального закона № 230-ФЗ полностью преобразован § 3 гл. 76 ГК РФ на основе следующего положения: правила о географических указаниях применяются к наименованиям мест происхождения товаров, если иное не установлено настоящим Кодексом (п. 3 ст. 1516 ГК РФ), т.е. явно обозначен приоритет нового объекта, который взят за основу при составлении общих для двух объектов положений упомянутого параграфа, а также впервые с момента принятия части четвертой Гражданского кодекса РФ дополнен закрытый перечень объектов интеллектуальной собственности (п/п. 144 п. 1 ст. 1225 ГК РФ). Кроме того, соответствующие дополнения, связанные с введением правовой охраны географических указаний, внесены в ст. 1246, 1248 и 1249 гл. 69, а также в ст. 1483, 1488, 1489, 1499 и 1514 § 2 гл. 76 ГК РФ.
5 Существенно расширена ст. 1516 ГК РФ, в которой приведены новые определения понятий «географическое указание» и «наименование места происхождения товара», а также предусмотрен перечень обозначений, в отношении которых не допускается государственная регистрация в качестве указанных объектов интеллектуальной собственности.
6 Определение понятия «географическое указание» состоит из следующих двух предложений: «обозначение, идентифицирующее происходящий с территории географического объекта товар, определенное качество, репутация или другие характеристики которого в значительной степени связаны с его географическим происхождением (характеристики товара). На территории данного географического объекта должна осуществляться хотя бы одна из стадий производства товара, оказывающая существенное влияние на формирование характеристик товара».
7 Первое предложение, являющееся определением понятия географического указания, в целом основано на соответствующем определении, предусмотренном п. 1 ст. 22 Соглашения ТРИПС. Второе предложение напоминает одно из условий признания обозначения географическим указанием согласно ст. 5 упоминавшегося ранее Регламента ЕС №1151/2012, с добавлением одного важного для российского рынка положения, в соответствии с которым хотя бы одна из стадий производства товара должна не только осуществляться на территории данного географического объекта, но и оказывать существенное влияние на формирование характеристик товара.
8 Сходный прием юридической техники применен и в отношении определения понятия наименования места происхождения товара: «обозначение, представляющее собой современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, включающее такое наименование или производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. На территории данного географического объекта должны осуществляться все стадии производства товара, оказывающие существенное влияние на формирование особых свойств товара». Как следует вышеизложенного, данное определение практически совпадает с определением понятия наименования места происхождения товара, закрепленным в п. 1 ст. 1516 ГК РФ в первоначальной редакции. При этом, в отличие от ст. 5 Регламента ЕС №1151/2012, обязанность осуществления всех стадий производства товара на территории данного географического объекта подкрепляется необходимостью существенного влияния всех этих стадий на формирование особых свойств товара.
9 Важное значение имеет норма абз. 3 п. 1 данной статьи, согласно которой стадии и границы производства товара, а также характеристики товара или особые свойства товара, для обозначения которого используется географическое указание или наименование места происхождения товара, должны соответствовать требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Следует полагать, что детализация указанной нормы будут способствовать в т.ч. защите имущественных интересов обладателей исключительных прав на географические указания или наименования мест происхождения товаров от их коммерческого использования лицами, не имеющими отношения к производству охраняемых продуктов или товаров.
10 В соответствии с п. 2 ст. 1516 ГК РФ в ранее действовавшей редакции правовая охрана в качестве наименования места происхождения товара не распространялась на обозначения, являющиеся родовыми. В п. 2 данной статьи в новой редакции указано, что помимо упомянутого выше основания не допускается государственная регистрация в качестве географического указания или наименования места происхождения товара обозначения:
11 зарегистрированного в качестве таковых в отношении товара того же вида;
12 тождественного или сходного с товарным знаком, имеющим более ранний приоритет, если их использование способно ввести потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя;
13 представляющего собой наименование сорта растения или породы животного, если использование такого обозначения способно ввести потребителя в заблуждение относительно товара;
14 способного ввести потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя;
15 заявленного на государственную регистрацию в отношении товара, не соответствующего требованиям, предусмотренным абз. 3 п. 1 данной статьи.
16 Следует отметить, что отдельные основания в отказе государственной регистрации этих объектов интеллектуальной собственности совпадают с соответствующими основаниями, закрепленными в ст. 6 Регламента ЕС №1151/2012.
17 Статья 1517 ГК РФ посвящена действию исключительного права на географическое указание или наименование места происхождения товаров на территории Российской Федерации. Согласно абз. 1 п. 2 данной статьи государственная регистрация в качестве географического указания обозначения, позволяющего идентифицировать товар, происходящий с территории географического объекта, который находится в иностранном государстве, допускается, если это обозначение охраняется в качестве географического указания или иного средства индивидуализации товара в стране происхождения товара при условии его соответствия требованиям ст. 1516 ГК РФ. Таким образом, в данной норме предусмотрена возможность предоставления правовой охраны в качестве географического указания таким обозначениям, которые в стране происхождения товара охраняются, например, в качестве сертификационных или коллективных знаков (к примеру, в США) в том случае, когда они отвечают установленным в данной статье требованиям.
18 Важное нововведение предусмотрено в п. 1 ст. 1518 ГК РФ, касающееся субъектов права на государственную регистрацию географического указания, согласно которому географическое указание может быть зарегистрировано не только одним либо несколькими гражданами, одним либо несколькими юридическими лицами, но также ассоциацией (союзом) или иным объединением лиц, создание и деятельность которого не противоречат законодательству государства происхождения товара. В п/п. 9 п. 2 ст. 1522 ГК РФ предусмотрено, что заявка на географическое указание должна содержать в т.ч. перечень лиц, имеющих право использования географического указания, если заявка на географическое указание подается объединением лиц, и условия использования ассоциации (союзы) лицами, входящими в это объединение.
19 В соответствии с п. 1 ст. 1238 ГК РФ ассоциацией (союзом) признается объединение юридических лиц и (или) граждан, основанное на добровольном или в установленных законодательством случаях на обязательном членстве и созданное для представления и защиты общих, в т.ч. профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных целей, а также иных не противоречащих законодательству и имеющих некоммерческий характер целей, в частности, объединения лиц, имеющие целями координацию их предпринимательской деятельности, представление и защиту общих имущественных интересов. В силу п. 5 указанной статьи особенности правового положения ассоциаций (союзов) отдельных видов могут быть установлены законодательством.
20 Следует полагать, что ассоциации (союзы) Российской Федерации смогут подавать заявки на регистрацию географических указаний только после принятия соответствующего нормативного правового акта, содержащего необходимое правовое обеспечение, в т.ч. положения относительно устава ассоциации (союза), имущественных прав ассоциации (союза) и её членов на зарегистрированные ассоциацией (союзом) географические указания.
21 В более выгодном положении находятся иностранные объединения лиц, которые (согласно практике Роспатента) могли регистрировать свои обозначения в качестве наименований мест происхождения товаров и в предшествующий период в условиях отсутствия необходимого правового регулирования. Так, в юридической литературе в отношении указанной нестандартной ситуации сделано следующее заявление: «В Российской Федерации зарегистрированы в качестве наименований мест происхождения товаров несколько обозначений, заявителями которых являются объединения лиц, например, “ASTI” для вина (рег. № 114), “PROSCIUTTO DI PARMA” для сыровяленой ветчины и окорока (рег. № 116), “GRANA PADANO” для сыра (рег. № 130), “PARMIGIANO REGGIANO” (рег. № 131) и др… Как представляется, указанные регистрации не в полной мере соответствуют требованиям, содержащимся в п. 1 ст. 1516 и п. 2 ст. 1518 ГК РФ в отношении субъекта права на наименование места происхождения товара как производителя товаров. Вместе с тем на стадии экспертизы не предусмотрена обязанность федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатента) осуществлять проверку данного требования. Нарушение требования к субъекту права на наименование места происхождения товара может служить основанием для признания недействительным предоставления правовой охраны обозначению в качестве наименования места происхождения товара в соответствии с п. 2 ст. 1536 ГК РФ. Однако оспаривание таких регистраций по указанному основанию представляется маловероятным, поскольку п. 3 ст. 1536 ГК РФ предусмотрено, что возражение может быть подано в Роспатент заинтересованным лицом»1.
1. Кирий Л.Л. Правовая охрана географических указаний и наименований мест происхождения товаров. Часть I // Патенты и лицензии. Интеллектуальные права. 2016. № 12. С. 7.
22 Во-первых, согласно абз. 2 п. 2 ст. 1522 ГК РФ, введенному Федеральным законом от 12 марта 2014 г. № 35-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», заявка на государственную регистрацию наименования места происхождения товара и на предоставление исключительного права на это наименование может быть подана одним лицом или несколькими лицами. Данная норма не содержит указание на объединение лиц, поэтому с даты её вступления в силу (01.10.2014 г.) Роспатент был обязан не принимать заявки тех заявителей, которые являлись иностранными объединениями лиц, например, «COMTÉ» для сыра (рег. 138 от 03.12. 2014); «БОЛГАРСКАЯ БЕЛАЯ РАССОЛЬНАЯ БРЫНЗА – КОРОВЬЯ» для брынзы (рег. №139 от 29.12. 2014); “PROSECCO” для вина (рег. 154 от 15.01. 2016); “GORGONZOLA” для сыра (рег. № 167 от 23. 11. 2017) и др.
23 Во-вторых, в п. 3 ст. 1536 ГК РФ указано не «заинтересованное лицо», а «любое лицо», которое в любое время может подать в Роспатент заявление о прекращении правовой охраны зарегистрированных ранее всех наименований мест происхождения товаров, принадлежащих иностранным объединениям лиц, с большими шансами на успех если не в Роспатенте, то в судебных органах.
24 Существенные изменения внесены в ст. 1519 ГК РФ, в которой раскрыто содержание исключительного права на географическое указание. В п. 3 данной статьи закреплен исчерпывающий перечень незаконных действий по использованию географического указания. Так, незаконным использованием признается:
25 1) использование зарегистрированного географического указания лицами, не обладающими правом его использования, даже если при этом указывается подлинное место происхождения товара или географическое указание используется в переводе либо в сочетании с такими словами, как «род», «тип», «имитация» и т.п.;
26 2) использование зарегистрированного географического указания лицами, обладающими правом его использования, в отношении товара, не обладающего характеристиками, указанными в Государственном реестре указаний и наименований, либо произведенного за пределами границ географического объекта, указанных в Государственном реестре указаний и наименований;
27 3) использование сходного с зарегистрированным географическим указанием обозначения для любых товаров, способного ввести потребителей в заблуждение относительно места происхождения товара или характеристик товара.
28 В соответствии с п. 4 указанной статьи товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно использованы географическое указание или сходные с ним до степени смешения обозначения, являются контрафактными.
29 В п. 3 ст. 1519 ГК РФ в ранее действовавшей редакции нынешние п/п. 1 и 3 (с некоторыми отличиями) были совмещены в одном абзаце и относительно контрафактных в нем действий предусматривался запрет в отношении лиц, не имеющих соответствующего свидетельства, т.е. в отношении предполагаемых правонарушителей.
30 В п/п. 3 п. 3 данной статьи в действующей редакции не указаны лица, которые могут совершить это правонарушение. Если этот подпункт толковать расширительно, то субъектами правонарушения следует признать лиц, указанных в п/п. 1 и 2, т.е. в одном случае это предполагаемый правонарушитель, а в другом – правообладатель. Однако правообладатель не может быть обвинен в нарушении собственного исключительного права на географическое указание или наименование места происхождения товара.
31 В п/п. 2 п. 3 данной статьи использование правообладателями зарегистрированного географического указания в отношении товара, не обладающего соответствующими характеристиками, либо произведенного за пределами границ географического объекта приравниваются к контрафакции, т.е. к правонарушению, которое во всех правовых системах считается нарушением чужих исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Вполне очевидно, что это отдельный вид нарушения гражданских прав, который подлежит защите, например, нормами Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».
32 Если упомянутую выше норму можно объяснить теоретической неосведомленностью разработчиков законопроекта № 509994-7, которая на практике особого вреда не принесет, то норма п. 5 ст. 1519 ГК РФ грозит реальными имущественными потерями для правообладателей. В соответствии с данным пунктом не является нарушением исключительного права на географическое указание использование этого географического указания другими лицами в отношении товаров, которые были введены в гражданский оборот непосредственно правообладателем или с его согласия. В данной норме закреплен т.н. международный принцип исчерпания права на географическое указание или наименование места происхождения товара, допускающее параллельный импорт контрафактной продукции, который ограничивает легальную монополию правообладателей.
33 Следует особо отметить, что в законодательствах зарубежных государств практически отсутствуют положения об исчерпании права на географическое указание или наименование места происхождения товара. Связано это со спецификой права на упомянутые средства индивидуализации, которое и без института исчерпания права (в российском варианте – в его самой агрессивной форме международного исчерпания) ослаблено вследствие его коллективного характера.
34 Внесены изменения и в институт распоряжения исключительным правом на географическое указание или наименование места происхождения товара, равным образом неблагоприятные для правообладателей. Если согласно прежнему регулированию (п. 4 ст. 1519 ГК РФ) не допускалось распоряжение исключительным правом на наименование места происхождения товара, в т.ч. путем его отчуждения или предоставления другому лицу права использования этого наименования, то в соответствии с обновленным регулированием (п. 6 данной статьи) кроме вышеизложенного не допускается также переход исключительного права на географическое указание без заключения договора, т.е. под запрет подпадают, в частности, наследование, реорганизация юридического лица. Например, 8 ноября 2012 г. в Реестр НМПТ была внесена запись о государственной регистрации перехода исключительного права на НМПТ «Вологодское масло» (рег. 27/1) к Открытому акционерному обществу «Учебно-опытный молочный завод» Вологодской государственной молочно-хозяйственной академии им. Н.В. Верещагина без заключения договора. Таким образом, с даты вступления в силу п. 6 ст. 1519 ГК РФ подобного рода регистрации в Реестре НМПТ станут незаконными, а правообладатели в определенных случаях столкнутся с большими проблемами.
35 Следует особо отметить, что изменения, внесенные в ст. 1519 ГК РФ, следует признать негативными в смысле неблагоприятных последствий для правообладателей. Эти изменения следовало бы исключить из текста указанной статьи ещё до вступления их в силу.
36 В ст. 1520 ГК РФ определены знаки охраны географического указания или наименования места происхождения товара в виде словесных обозначений, а также упомянуты соответствующие эмблемы, обязанность утверждения которых возложена на Роспатент.
37 В ст. 1522 и 15221 ГК РФ определено содержание заявок соответственно на географическое указание и наименование места происхождения товара, которые подаются в Роспатент лицами, указанными в абз. 2 п. 1 ст. 1518 ГК РФ.
38 В соответствии с п. 2 ст. 1522 ГК РФ в состав заявочной документации должны входить следующие сведения:
39 1) заявление о государственной регистрации географического указания и о предоставлении исключительного права на такое указание или только о предоставлении исключительного права на ранее зарегистрированное указание с указанием заявителя, его места жительства или места нахождения;
40 2) заявляемое обозначение;
41 3) указание товара, в отношении которого испрашиваются государственная регистрация географического указания и предоставление исключительного права на такое указание или только предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное указание;
42 4) указание места происхождения (производства) товара (границ географического объекта);
43 5) сведения, касающиеся связи характеристик товара с местом его происхождения (производства) в отношении заявки на государственную регистрацию географического указания и на предоставление исключительного права на такое указание;
44 6) описание характеристик товара, включая исходный материал, используемый для производства товара, физические, химические, микробиологические, органолептические или художественные характеристики товара;
45 7) описание способа производства товара, а также информацию об условиях его хранения и транспортировки, если это оказывает существенное влияние на формирование и сохранение характеристик товара;
46 8) описание порядка контроля за соблюдением условий производства и сохранением характеристик товара;
47 9) перечень лиц, имеющих право использования географического указания, если соответствующая заявка подается объединением лиц, и условия использования географического указания лицами, входящими в это объединение;
48 10) сведения, подтверждающие право осуществлять деятельность по производству товара, если это предусмотрено федеральными законами.
49 Кроме того, согласно п. 3 данной статьи к заявке на географическое указание прилагаются документы, подтверждающие, что заявитель производит товар, обладающий соответствующими характеристиками, которые в значительной степени связаны с его географическим происхождением, а также сведения, указанные в п. 2 этой статьи. Вместе с тем в данной статье не определяется, в чем заключается взаимосвязь характеристик товара с его географическим происхождением, какие факторы на эту взаимосвязь влияют.
50 Если географический объект находится за пределами Российской Федерации, к заявке прилагаются документы, подтверждающие соответствие такого обозначения требованиям п. 1 ст. 1516 ГК РФ, исключительное право заявителя на заявляемое обозначение в стране происхождения товара, а также сведения, указанные в п. 2 данной статьи. При этом следует иметь в виду, что в законодательствах большинства государств право на географическое указание не считается исключительным.
51 В соответствии с п. 1 ст. 15221 ГК РФ заявка на наименования места происхождения товара должна содержать:
52 сведения, указанные в п/п. 1 - 4, 7 - 10 п. 2 ст. 1522 ГК РФ;
53 сведения, содержащие обоснование того, что соответствующий товар обладает особыми свойствами, указанными в абз. 2 п. 1 ст. 1516 ГК РФ;
54 описание особых свойств товара, включая указание на исходный материал, используемый для его производства, основные физические, химические, микробиологические, органолептические или художественные характеристики товара.
55 Если согласно п. 2 данной статьи географический объект находится на территории Российской Федерации, к заявке прилагаются:
56 - заключение уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти или при его отсутствии заключение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или организации, уполномоченных высшим органом государственной власти субъекта Федерации, на территории которого находится данный географический объект (уполномоченный орган), которое подтверждает, что в границах данного географического объекта заявитель производит товар, отвечающий установленным требованиям;
57 сведения, указанные в п. 1 данной статьи;
58 документы, подтверждающие известность такого наименования в отношении товара.
59 Если заявка подается несколькими лицами, к заявке прилагается упомянутое выше заключение в отношении товара каждого заявителя, а при подаче заявки объединением лиц указанное заключение должно относиться к каждому лицу, входящему в данное объединение.
60 Как следует из вышеизложенного, существенно расширено понятие «уполномоченный орган», о чем ранее неоднократно упоминалось в юридической литературе. Расширены также функции уполномоченного органа, который наделен правом осуществлять контроль за сохранением особых свойств товара, в отношении которого зарегистрировано наименование места происхождения товара, в т.ч. выдает заключение об исчезновении характерных для данного географического объекта условий и о невозможности производить товар, который обладает особыми свойствами, указанными в Государственном реестре указаний и наименований. В правовой доктрине необходимость создания системы такого контроля (со ссылкой на опыт Франции и систему контроля в ЕС) мотивируется следующим: наличие особых свойств должно представлять собой постоянную характеристику на любом этапе существования товара - от изготовления до реализации в стране или за рубежом, и особые свойства товара на всех этих этапах должны соответствовать свойствам, которые были зафиксированы в Государственном реестре наименований мест происхождения товаров Российской Федерации при государственной регистрации наименования2.
2. См.: Горленко С.А. Охрана наименований мест происхождения товаров: актуальные проблемы // Патенты и лицензии. 2010. № 3. С. 5.
61 Если географический объект, в отношении которого подана заявка на наименование места происхождения товара, находится за пределами Российской Федерации, к заявке прилагается документ, подтверждающий право заявителя на заявленное наименование места происхождения товара в стране происхождения товара. Указанная норма не претерпела никаких изменений, поэтому по сравнению с соответствующей нормой относительно географического указания она не содержит термин «исключительное» применительно к праву на наименование места происхождения товара.
62 Важная норма закреплена в п. 3 ст. 15221 ГК РФ, согласно которой наименование места происхождения товара и заявка на наименование могут быть преобразованы соответственно в географическое указание и заявку на указание, и наоборот, при условии соблюдения требований Гражданского кодекса РФ; порядок такого преобразования устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности (ныне – Минэкономразвития России). Если в соответствии со ст. 1379 ГК РФ допускается преобразование заявки на изобретение, полезную модель или промышленный образец, то в данном случае «свобода» преобразования достигла предела, распространившись на зарегистрированные объекты интеллектуальной собственности.
63 Указанный подход, в основе которого лежит своего рода комплекс «малочисленности» регистраций в соответствующем реестре, свидетельствует о желании любым путем увеличить количество зарегистрированных обозначений.
64 Нововведения в сфере экспертизы заявок на географическое указание и наименование места происхождения товара (ст. 1523 - 1525 ГК РФ) заключаются в следующем. В ст. 1523 исключена норма о том, что в период проведения экспертизы заявки заявитель вправе до принятия по ней решения дополнять, уточнять или исправлять материалы заявки без изменения её по существу.
65 Самые существенные изменения и дополнения внесены в ст. 1524 ГК РФ о формальной экспертизе заявки. Так, из указанной статьи исключен пункт, согласно которому формальная экспертиза заявки проводится в течение двух месяцев со дня её подачи в Роспатент. В данной статье в качестве нововведения предусмотрена процедура т.н. выкладки заявки с возможностью её последующего оспаривания. Так, Роспатент доводит относящуюся к заявке информацию до всеобщего сведения, в т.ч. опубликовывает в официальном бюллетене сведения о принятой к рассмотрению заявке, содержащиеся в ней сведения, а также уведомляет о поступлении заявки уполномоченные органы и органы, осуществляющие контроль в соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 1516 ГК РФ.
66 К значимым изменениям можно отнести замену по тексту § 3 гл. 76 ГК РФ словосочетания «срок действия свидетельства об исключительном праве» словосочетанием «срок действия исключительного права». По понятной причине указанная замена не произошла в ст. 1530 ГК РФ, в которой предусмотрена выдача свидетельства об исключительном праве на географическое указание или наименование места происхождения товара при условии уплаты соответствующей пошлины. Но при этом в ст. 1531 ГК РФ речь идет о сроке действия исключительного права на географическое указание или наименование места происхождения товара, которое действует в течение 10 лет со дня подачи соответствующей заявки в Роспатент.
67 Свидетельство об исключительном праве упоминается ещё в ст. 1535 ГК РФ, в которой изложены основания оспаривания и признания недействительным предоставления правовой охраны географическому указанию и исключительного права на такое географическое указание, когда вследствие оспаривания могут быть аннулированы и свидетельства об исключительном праве на географическое указание (наименование места происхождения товара).
68 Учитывая упомянутые изменения, следует полагать, что с момента их вступления в силу прекратятся манипуляции с истечением срока действия свидетельства и прекращения действия свидетельства, которые пока что искажают реальную картину Реестра НМПТ относительно количества зарегистрированных наименований мест происхождения товаров, многие из которых находятся в «спящем» режиме или в режиме бессубъектных прав.
69 Заключительные положения
70 В научном юридическом сообществе установление правовой охраны географических указаний дополнительно к уже действующей правовой охране наименований мест происхождения товаров встречено неоднозначно, зачастую она подвергается критике.
71 Многие ученые сомневаются в правильности этого решения российского законодателя, мотивируя свои выводы, в частности, отсутствием реальной потребности в таком нововведении, сложностью разграничения этих сходных по содержанию объектов интеллектуальной собственности. Например, в одной из публикаций на заданную тему сделан следующий вывод: «Было бы гораздо проще упростить действующую процедуру предоставления правовой охраны наименованию места происхождения товара, коль скоро таковая служит неким препятствием для их регистрации»3. По сути, здесь предложена замена наименования места происхождения товара географическим указанием, хотя и без изменения самого названия охраняемого объекта, примерно то решение, которое было принято в рамках Африканской организации интеллектуальной собственности (ОАРI).
3. Городов О.А. О географических указаниях и наименованиях мест происхождения товаров // Патенты и лицензии. Интеллектуальные права. 2019. № 8. С. 5.
72 В другой публикации, используя категорию бессубъектных прав, Э.П. Гаврилов предлагает новую концепцию права на наименование места происхождения товара и географическое указание, лишенное не только исключительности, но и присущего для гражданского права субъекта – физического лица: «На самом деле субъектами права на НМПТ и ГУ являются местные органы исполнительной власти, которые как раз и определяют качества/свойства и другие характеристики охраняемого объекта. Признание этих органов субъектами права на НМПТ и ГУ решает главную нашу проблему – местного брендирования продукции. Нынешние правообладатели превращаются в лицензиатов, право на НМПТ и ГУ становится административным публичным правом, а потребность в конструировании «бессубъектных прав» исчезает»4.
4. Гаврилов Э.П. Нужна принципиально новая правовая система для географических указаний и наименований места происхождения товара // Хозяйство и право. 2020. № 5. С. 31.
73 Следует отметить, что подобного рода теоретическое новаторство в сфере правовой охраны интеллектуальной собственности может привести к резкому увеличению административного ресурса и неизбежным при этом коррупционным схемам.
74 Как известно, Российская Федерация с 5 ноября 2001 г. участвует в Минском соглашении от 4 июня 1999 г., формально обязывающее государство обеспечить включение в национальное законодательство положений о процедуре по соблюдению прав на географические указания, включая срочные меры по предупреждению нарушения прав на географические указания и средства, которые представляют собой санкцию на случай дальнейших нарушений. Согласно ст. 1 Минского соглашения географические указания - это обозначения, идентифицирующие происхождение товара из территорий сторон или их регионов, или местностей, где качество, репутация либо другие характеристики товара в значительной степени соотносятся с его географическим происхождением. Данное определение географических указаний в целом воспроизводит п. 1 ст. 22 Соглашения ТРИПС, где дается аналогичное определение.
75 Кроме того, необходимость выполнения Российской Федерацией её международно-правовых обязательств и стремление к экономическому развитию регионов путем брендирования5 были провозглашены основными причинами разработки и принятия Федерального закона № 230-ФЗ. При этом почти повсеместно замалчивался тот факт, что географическое указание как разновидность указания происхождения (незаслуженно забытый объект промышленной собственности) может охраняться в Российской Федерации и без принятия специального законодательства, на основании нормы ст. 142 Федерального закона «О защите конкуренции». Важно отметить, что для получения правовой охраны географического указания согласно § 3 гл. 76 ГК РФ в действующей редакции необходимо уплатить заявочную пошлину, а затем пошлины за продление срока её действия.
5. См. подр.: Фабричный С.Ю., Рузакова О.А. Региональные бренды России: основные направления развития // Патенты и лицензии. Интеллектуальные права. 2017. № 5. С. 46 - 53.
76 Что касается рекламирования региональных брендов как весомого фактора развития российских регионов, то значение географических указаний в этом процессе преувеличено. Представляются необоснованными ссылки на охрану более 3000 географических указаний и наименований мест происхождения товаров в Евросоюзе, которые появившись в пояснительной записке к законопроекту № 500004-7, кочуют теперь из одной публикации в другую. Следует иметь в виду, что за всемирно известными брендами стоят столетия кропотливой работы, тогда как регистрация географических указаний или наименований мест происхождения товаров только часть этой работы. Поэтому сама регистрация упомянутых объектов интеллектуальной собственности не явится панацеей. Необходима системная работа по их продвижению на рынке, существенные инвестиции, а также наличие спроса на соответствующую продукцию.
77 Впрочем, практика применения положений Федерального закона № 230-ФЗ сможет проявить как положительные, так и отрицательные черты нового объекта интеллектуальной собственности в российских условиях и связанные с ним проблемы. Основные положения Федерального закона № 230-ФЗ вступили в силу по истечении одного года после его опубликования (27.07.2020 г.). Отдельные положения об ответственности за незаконное использование географического указания и наименования места происхождения товара начнут действовать с отсрочкой в пять лет.

Библиография

1. Гаврилов Э.П. Нужна принципиально новая правовая система для географических указаний и наименований места происхождения товара // Хозяйство и право. 2020. № 5. С. 31.

2. Горленко С.А. Охрана наименований мест происхождения товаров: актуальные проблемы // Патенты и лицензии. 2010. № 3. С. 5.

3. Городов О.А. О географических указаниях и наименованиях мест происхождения товаров // Патенты и лицензии. Интеллектуальные права. 2019. № 8. С. 5.

4. Кирий Л.Л. Правовая охрана географических указаний и наименований мест происхождения товаров. Часть I // Патенты и лицензии. Интеллектуальные права. 2016. № 12. С. 7.

5. Фабричный С.Ю., Рузакова О.А. Региональные бренды России: основные направления развития // Патенты и лицензии. Интеллектуальные права. 2017. № 5. С. 46 - 53.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести