- Код статьи
- S102694520012923-6-1
- DOI
- 10.31857/S102694520012923-6
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Номер 7
- Страницы
- 122-131
- Аннотация
Статья посвящена исследованию становления и развития, а также состояния юридической науки через призму становления и развития юридической науки уголовно-правового комплекса, эволюции института ученых степеней и многовекторной процедуры подготовки высококвалифицированных кадров в истории Таджикистана. Контекст исследования охватил также достижения и некоторые особенности дуализма эволюционирования юридической науки и государственной системы подготовки кадров высшей квалификации. Вопросы преемственности в конкретных областях данного исследования играют огромную роль, так как в разрыве изучать и предлагать определенные рекомендации не представляется целесообразным. Целью исследования является стремление восполнить недоработанность библиографического списка изданных уникальных по значимости и содержанию трудов. Автором использованы эмпирические методы получения новых знаний, такие как: сравнительно-правовой, историко-правовой и статистический методы, а также метод правового прогнозирования. Для обеспечения достоверности результатов и выводов использовались общелогические методы – анализ, синтез, индукция, дедукция и аналогия, которые позволили получить целостное восприятие изучаемой предметной области. В конце анализа, автором предлагаются периодизация юридической науки уголовно-правового цикла, некоторые размышления относительно нынешней системы подготовки научных кадров, и вопросы содержания Номенклатуры научных специальностей, которые проходят новые этапы своего становления и развития в Таджикистане.
- Ключевые слова
- Таджикистан, юридическая наука, институт, ученые степени, Номенклатура, эволюция, становление и развитие, научные специальности, подготовка кадров, библиография, уголовно-правовой профиль
- Дата публикации
- 25.07.2022
- Всего подписок
- 12
- Всего просмотров
- 502
Анализ состояния и развития различных направлений юридической науки Республики Таджикистан позволил автору представить свое видение относительно некоторых аспектов становления и развития юридической науки, процесса эволюционирования института ученых степеней в контексте исторической особенности их функционирования и вариации подготовки высококвалифицированных кадров посредством государственной системы подготовки научных кадров. Исходя из названия работы, нетрудно заметить о трех выбранных им проблемах, которые с учетом единства исторических и иных особенностей Таджикистана следует проанализировать в контексте их становления и развития. В этой связи особо обращается внимание на составляющую выбранных и проанализированных проблем. Актуальным в данном исследовании является изучение вопросов преемственности научных школ и направлений.
Сформированные научные коллективы начали активно сотрудничать со многими передовыми научными и учебными центрами, как внутри Таджикистана, так и за его пределами.
Необходимо также отметить, что среди направленных специалистов также были и ветераны-фронтовики, которые до последнего старались внести существенный вклад в деле становления и развития юридической науки Таджикистана. Наряду с признанными специалистами также готовились национальные кадры, которыми по праву можно гордиться. Активная научная и учебно-педагогическая деятельность и их результаты, опубликованные в качестве учебников, монографий и научных трудов признаются богатым наследием для Таджикистана. В этом контексте начались формироваться отдельные научные школы, коллективы единомышленников и их последователей. Немаловажную роль в деле подготовки кадров и становлении специалистов сыграли опытные руководители юридического факультета Таджикского национального университета.
Для полноты исследования мы решили позаимствовать часть материала из опубликованной нами специальной «Библиографии по уголовно-правовому профилю подготовки кадров»1 (далее – Библиография), которая была специально подготовлена и издана к 70-летнему юбилею юридического факультета Таджикского национального университета. Начнем с того, что в послевоенные годы в ряды образованного юридического факультета Таджикского государственного университета им. В.И. Ленина2 (ныне – Таджикский национальный университет) направлялись молодые и опытные ученые и практики. Следует отметить, что многие из них имели руководящий опыт в различных государственных и партийных органах.
Активная научная и учебно-педагогическая деятельность, а также их результаты, опубликованные в качестве учебных и иных научных трудов, должны признаваться богатым наследием, так как именно с их помощью воспитывалась целая плеяда выдающихся юристов Таджикистана. Для Республики Таджикистан использование этих трудов является уважением, продолжением деятельности учителей. Об истории и деятельности многих ученых-специалистов издано немалое количество трудов3, свидетельствующие о личном или коллективном вкладе в процветании республики.
Юридический факультет Таджикского национального университета, «отечественный флагман подготовки научных, научно-педагогических и управленческих кадров юридического профиля», «авангард юридической мысли», перешагнул 70-летний порог. Это целая эпоха достижений и свершений, взлетов и падений, новых открытий и перспектив будущего развития. Становление и развитие кузницы юридических кадров была непростым, но, глядя в прошлое, стоит задуматься: сделано многое, а предстоит сделать еще больше. Гордиться этим достоянием – обязанность каждого юриста, кто хоть как-то связан с юридическим факультетом.
Основная веха в подготовке высококвалифицированных кадров - формирование и активная деятельность Совета по присуждению ученых степеней кандидата наук по общественным и гуманитарным наукам при Таджикском государственном университете им. В.И. Ленина. В последующие годы эти славные традиции по созданию диссертационных советов продолжались в стенах юридического факультета Таджикского национального университета. Сегодня функционируют диссертационные советы по юридическим наукам, которые принимают на защиту как кандидатские, так и докторские диссертационные исследования.
Заметим, что в Библиографии собраны в едином издании учебные, научные и иные труды отечественных ученых разных времен по направлению уголовно-правового цикла; показана эволюция института ученых степеней; систематизированы в хронологической последовательности нормативные правовые акты уголовно-правового профиля, тематики образования и науки; подготовка и кадров; собраны защищенные авторефераты и диссертации по соответствующим научным специальностям4 в Таджикистане. Это позволило раскрыть особенности различных периодов становления и развития юридической науки и практики, а также количественные характеристики этой деятельности.
В представленном издании также приводятся труды и по другим научным специальностям, но только по исследованию родственных институтов или отраслей права. Многие труды имеют разнообразные направления и по содержанию нашего исследования условно разделены на соответствующие разделы и их параграфы. Смежные научные специальности разделить в точности не всегда представляется возможным, не говоря об их содержании и сущности. В различных библиографических и иных сборниках данные по трудам приведены разные, которые отличаются как по содержанию названия, так и по количеству страниц и по годам их опубликования.
По структуре Библиография состоит из трех вводных материалов, восьми разделов, включающих 37 параграфов. В первом разделе Библиографии приводится полный список нормативных правовых актов5 и официальных документов, которые были приняты в период государственной независимости Таджикистана6. Нормативных правовых актов и официальных документов собрано 589 наименований. Они изложены в хронологическом порядке их принятия.
6. Советский период истории не забыт, но в данной части работы автор ограничился указанным временным промежутком. Обобщенный вариант этой части работы автором планируется к изданию в ближайшей перспективе.
К каждому шифру научной специальности приводится общее количество собранных трудов в сравнительном контексте. Собранные нами труды по научной специальности 12.00.08 приведены в сравнении периода становления и развития юридической науки и практики с периодом государственной независимости Таджикистана. Года для сравнения выбраны не случайно, а вытекают из авторской классификации периодизации юридической науки и практики уголовно-правового профиля (табл. 1).
Таблица 1
№ п/п | Наименование | Периоды для сравнения | Всего | |
1949 - 1990 гг. | 1991 - 2019 гг. | |||
1. | Докторские диссертационные исследования | 2 | 6 | 8 |
2. | Кандидатские диссертационные исследования | 8 | 38 | 46 |
3. | Учебники | 0 | 9 | 9 |
4. | Монографические исследования | 13 | 82 | 95 |
5. | Учебно-научные и иные издания | 16 | 106 | 122 |
В общем: 280 | 39 | 241 | 280 | |
Итого в % | 13.9 | 86.07 | 35.13 |
Собранные труды по научной специальности 12.00.09 также приведены в сравнении периода становления и развития юридической науки и практики с периодом государственной независимости Таджикистана (табл. 2).
Таблица 2
№ п/п | Наименование | Периоды для сравнения | Всего | |
1949 - 1990 гг. | 1991 - 2019 гг. | |||
1. | Докторские диссертационные исследования | 3 | 1 | 4 |
2. | Кандидатские диссертационные исследования | 13 | 15 | 28 |
3. | Учебники | 1 | 7 | 8 |
4. | Монографические исследования | 11 | 29 | 40 |
5. | Учебно-научные и иные издания | 9 | 77 | 86 |
В общем: 166 | 37 | 129 | 166 | |
Всего в % | 22.28 | 77.71 | 20.82 |
По научной специальности 12.00.11 аналогично приведены количественные данные по авторской классификации периодизации юридической науки и практики уголовно-правового профиля (табл. 3).
Таблица 3
№ п/п | Наименование | Периоды для сравнения | Всего | |
1949 - 1990 гг. | 1991 - 2019 гг. | |||
1. | Докторские диссертационные исследования | 2 | 0 | 2 |
2. | Кандидатские диссертационные исследования | 4 | 12 | 16 |
3. | Учебники | 0 | 5 | 5 |
4. | Монографические исследования | 5 | 42 | 47 |
5. | Учебно-научные и иные издания | 22 | 68 | 90 |
В общем: 160 | 33 | 127 | 160 | |
Всего в % | 20.62 | 79.37 | 20.07 |
Собранные труды по научной специальности 12.00.12 приведены в табл. 4.
Таблица 4
№ п/п | Наименование | Периоды для сравнения | Всего | |
1949 - 1990 гг. | 1991 - 2019 гг. | |||
1. | Докторские диссертационные исследования | - | 1 | 1 |
2. | Кандидатские диссертационные исследования | - | 4 | 4 |
3. | Учебники | 0 | 6 | 6 |
4. | Монографические исследования | 2 | 28 | 30 |
5. | Учебно-научные и иные издания | 9 | 89 | 98 |
В общем: 139 | 11 | 128 | 139 | |
Всего в % | 7.91 | 92.08 | 17.44 |
Труды по научной специальности 12.00.14 также приведены в сравнении вышеуказанных периодов (табл. 5).
Таблица 5
№ п/п | Наименование | Периоды для сравнения | Всего | |
1949 - 1990 гг. | 1991 - 2019 гг. | |||
1. | Докторские диссертационные исследования | - | 2 | 2 |
2. | Кандидатские диссертационные исследования | - | 9 | 9 |
3. | Учебники | - | 7 | 7 |
4. | Монографические исследования | - | 7 | 7 |
5. | Учебно-научные и иные издания | - | 27 | 27 |
В общем: 52 | 0 | 52 | 52 | |
Всего в % | 0 | 100 | 65.24 |
Количество и соответствующие вышеприведенные цифры указывают на актуальность и своевременность проводимых конкретных научных исследований в различных периодах национальной государственности, а также свидетельствуют о достижениях и дальнейшем развитии уголовно-правовой науки и практики, уголовно-процессуальной науки и практики, науки и практики судебной деятельности, прокурорской деятельности, правозащитной и правоохранительной деятельности, науки и практики криминалистики, судебно-экспертной деятельности и оперативно-розыскной деятельности и науки и практики административного права и административного процесса в Таджикистане.
Следует также отметить, что нами не преследуется цель искусственного разделения всех собранных трудов в период становления и развития юридической науки и практики уголовно-правового профиля (1949–1990 гг.) и период государственной независимости (1991–2019 гг.). Каждая эпоха имеет свои особенности, которые в сравнении не всегда всеми определяются исходя из контекста сочетания всех возможностей. Мы постарались максимально собрать все труды и дать объективную оценку основной составляющей юридического образования в Таджикистане.
В последующих пяти разделах отдельно приводятся полные перечни авторефератов и диссертаций за всю историю Таджикистана по вышеупомянутым научным специальностям, которые характеризуют отдельные этапы становления и развития науки и практики в республике. После них приводятся перечни изданных учебников, монографических исследований, учебно-научных и иных изданий по соответствующим научным специальностям. По всем пяти научным специальностям собрано 797 наименований трудов, которые в точечном порядке приведены в табл. 6, 7.
Таблица 6
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
по основным показателям научных специальностей на основе сравнения данных по периодам
Наименование | 12.00.08 | 12.00.09 | 12.00.11 | 12.00.12 | 12.00.14 | |||||
1949 - 1990 гг. | 1991 - 2019 гг. | 1949 - 1990 гг. | 1991 - 2019 гг. | 1949 - 1990 гг. | 1991 - 2019 гг. | 1949 - 1990 гг. | 1991 - 2019 гг. | 1949 - 1990 гг. | 1991 - 2019 гг. | |
Докторские исследования | 2 | 6 | 3 | 1 | 2 | 0 | - | 1 | - | 2 |
Кандидатские исследования | 8 | 38 | 13 | 15 | 4 | 12 | - | 4 | - | 9 |
Учебники | 0 | 9 | 1 | 7 | 0 | 5 | 0 | 6 | - | 7 |
Монографии | 13 | 82 | 11 | 29 | 5 | 42 | 2 | 28 | - | 7 |
Учебно-научные и иные издания | 16 | 106 | 9 | 77 | 22 | 68 | 9 | 89 | - | 27 |
В общем: | 39+241 | 37+129 | 33+127 | 11+128 | 0+52 | |||||
280 | 166 | 160 | 139 | 52 |
Таблица 7 СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА
по основным показателям научных специальностей
№ п/п | Наименование | 12.00.08 | 12.00.09 | 12.00.11 | 12.00.12 | 12.00.14 | Вобщем |
1. | Докторские исследования | 8 | 4 | 2 | 1 | 2 | 17 |
2. | Кандидатские исследования | 46 | 28 | 16 | 4 | 9 | 103 |
3. | Учебники | 9 | 8 | 5 | 6 | 7 | 35 |
4. | Монографии | 95 | 40 | 47 | 30 | 7 | 219 |
5. | Учебно-научные и иные издания | 122 | 86 | 90 | 98 | 27 | 423 |
Всего: 797 | 280 | 166 | 160 | 139 | 52 | 797 | |
Итого в % | 35.8 | 21.3 | 20.4 | 17.7 | 6.51 |
Резюмируя данное повествование относительно подготовленной и представленной на суд общественности Библиографии, заметим, что все эти авторские идеи не смогли бы осуществиться без вдохновения уникальными трудами7, являющимися актуальными и по сей день.
Уникальность использованных трудов свидетельствует прежде всего об их содержании, целях подготовки и их издании. К примеру, первый каталог диссертаций, составленный в Таджикистане, включал не только названия защищенных кандидатских и докторских работ с 1934 по 1959 г., но и раскрывал развитие научной мысли за указанный период подготовки данной работы. Всего в данный каталог были включены 746 названий защищенных диссертаций8.
В логическом продолжении данного каталога, который был издан в 1970 г., указывались точные цифры и данные, которые показывали отдельные этапы становления и развития науки в Таджикистане. Здесь приводились следующие данные: всего с 1934 по 1965 г. было защищено 1402 диссертации, из числа которых 609 диссертаций были защищены таджикскими учеными. Всего в данный каталог было включено 655 защищенных диссертаций9.
Как представляется, главное не только знакомство с уникальными трудами, но и их активное использование, развитие преемственности в научных и иных исследованиях, проводимых в Республике Таджикистан.
Сегодня учеными Таджикистана тематика образования, науки и подготовки кадров подвергаются изучению и обобщению, по результатам которых издаются соответствующие труды10. Изданные труды в большинстве своем носят социальный анализ состояния науки и образования в Таджикистане. В системе образования и подготовки кадров Таджикистана имеется необходимость в разработке и принятии соответствующих комплексных программ целевого развития научного потенциала.
Переходя к основной части исследования, следует отметить, что в разные исторические периоды перечень присуждаемых ученых степеней то отменялся, то сокращался до минимума, то увеличивался до максимума. Развитие общественных отношений в этой части особо сказывались на принимаемых решениях, которые отражались в ключевых исторических документах. Отмена и восстановление института ученых степеней, разработка новых номенклатур, их изменение и дополнение, выделение групп научных специальностей, на основании которых присуждались ученые степени в разные периоды государственности свидетельствуют об особом отношении государства к этому виду деятельности. Краткий исторический экскурс характеризует все эти моменты.
В этой части анализа раскрыты основные нормативные правовые акты, регламентирующие общественные отношения в части положений и номенклатур научных специальностей, на основе которых и присуждались ученые степени и присваивались ученые звания. Данная часть исследования является актуальной и своевременной, так как восполняет пробел понимании института ученых степеней. Ретроспективный анализ, сравнение и обогащение прямо исходит от истории становления и развития, а также дисбаланса нормативной регламентации вышеприведенных общественных отношений, которые имеют научную и практическую значимость. Для молодых исследователей Таджикистана указанная тематика наиболее востребованна, так как степень разработанности многих исследований не в полной мере учитывает проведенные исследования.
Как представляется, многие вопросы, которые оставались загадочными в этой сфере по мере возможности нашли свои ответы, а часть нерешенных проблем – свои решения.
В Таджикистане вопросы аттестации и подготовки кадров различного профиля приобрело приоритетное значение. К таким конкретным инициативам и решениям относятся: создание Высшей аттестационной комиссии при Президенте Республики Таджикистан; разработка и утверждение основополагающих правовых документов Высшей аттестационной комиссии при Президенте РТ11 и перспективы развития института государственной системы подготовки научных и педагогических кадров в Таджикистане12, которая развивается и находит разные векторы своего совершенствования. Немаловажным фактором в этой области является принятие ключевых нормативных правовых актов в области подготовки кадров высшей квалификации13.
12. См.: постановление Правительства РТ от 30.06.2021 г. № 267 «О Положении о диссертационном совете, Порядке присуждения ученых степеней, Порядке присвоения ученых званий и Порядке государственной регистрации защищённых диссертаций».
13. См.: Рахмаджонзода Р.Р. (Юлдошев Р.Р.). Указ. соч. С. 295 - 298.
Президентом РТ предлагается кардинальным образом пересмотреть вопросы подготовки кадров высшей квалификации, модернизировать систему финансирования и создать механизм восстановления связи теории с практикой14. Многим руководителям структурных подразделений были даны соответствующие поручения, которые в основном имеют цель координации подготовки высококвалифицированных кадров.
Подготовка кадров в Таджикистане имеет две разновидности: традиционная и современная.
Две разновидности подготовки кадров реализовываются в контексте взаимообусловленности и взаимосогласованности. По крайней мере так считают авторы разработчики ключевых документов этой области15. К такому выводу приходим, исходя из собранных и проанализированных нормативных правовых актов. Если быть точнее, то нынешний этап подготовки кадров является «переходным» от традиционной системы подготовки кадров в систему «Болонский процесс». Нынешний этап экспериментальный и разрабатывает модели дальнейшего совершенствования. На наш взгляд, каким бы не был этот период, все-таки необходим план действий или «дорожная карта» при реформировании системы образования и науки с реализацией одной цели – координации всех мероприятий, направленных на сближение и создание национальной модели.
В этом контексте процитируем те документы, которыми классификация научных специальностей происходит в Таджикистане. В приложении к постановлению Правительства РТ от 25 февраля 2017 г. № 93 «О Положении о докторантуре по специальности и Государственном стандарте докторантуры по специальности» приведен Примерный классификатор направлений и специальностей докторантуры по специальности. Разработанный Примерный классификатор устанавливает коды специальностей докторов философии (PhD), докторов по специальности, упорядоченных по всеобщему профилю организаций образования и науки, регламентированных по специальностям (табл. 8).
Таблица 8
Код по МСКО | Код специальности | Наименование специальности |
3. Право | ||
6D | 6D030100 | Юриспруденция |
6D | 6D030200 | Международное право |
6D | 6D030300 | Правоохранительная деятельность |
6D | 6D030400 | Таможенное дело |
В свою очередь, Решением Президиума ВАК при Президенте РТ от 27 апреля 2017 г. № 1/3 был утвержден Перечень соответствия специальностей примерного классификатора направлений и специальностей докторантуры по специальности Республики Таджикистан с Номенклатурой специальностей научных работников Российской Федерации16 (далее – Перечень).
В соответствии с указанным Перечнем юридические науки представлены в следующей редакции: 6D030100 Юриспруденция (входят традиционные шифры 12.00.01 - 12.00.15); 6D030200 Международное право (входят 12.00.10, 12.00.03); 6D030300 Правоохранительная деятельность (входят 12.00.08, 12.00.09, 12.00.11) и 6D030400 Таможенное дело (входят 08.00.14 – Мировая экономика; 12.00.02, 12.00.03, 12.00.08 - 12.00.11).
Затем Решением Президиума ВАК при Президенте РТ от 27 апреля 2017 г. № 1/4 были утверждены Паспорта научных специальностей по юриспруденции.
Утвержденные Паспорта научных специальностей по юриспруденции выглядят недоработанными и не в полной мере соответствуют вышеприведенному Перечню, тем самым не учитывают все отрасли наук и специальностей юридического направления.
Особо в этом контексте следует упомянуть и о функционировании созданных на базе юридического факультета Таджикского национального университета и Академии МВД Республики Таджикистан диссертационного совета17. Функционирование соответствующих отечественных диссертационных советов придаст подготовке научных кадров особенность. В этой части работы подготовка качественных диссертационных исследований и их дальнейшее использование во благо социально-экономического развития государства является первостепенной задачей.
Рассматривая научно-исследовательский потенциал, или кадровую составляющую данной области, следует отметить, что в республике насчитывается 4295 научных кадров, из которых 766 докторов наук (из них 106 женщин), 3529 кандидатов наук (из них 1063 женщины). По количеству ученых и с учетом численности населения Республика Таджикистан в мире находится на 141-м месте.
В настоящее время в вузах и научных учреждениях Таджикистана функционируют 51 диссертационный совет по 160 научным специальностям, прошедшим регистрацию в ВАК при Президенте РТ. Начиная с 2016 г. и по первый квартал 2019 г. в указанных диссоветах было защищено 220 диссертаций, из которых 24 докторские и 196 кандидатских. За указанный период выдано удостоверений доцента - 108 и профессорских – 13. Параллельно в республике зарегистрирован в ВАК Минобрнауки России и действует 21 диссовет. С 2016 г. по первый квартал 2019 г. в указанных диссоветах защищены 655 диссертаций, из которых докторские – 68, кандидатские – 58718.
Рассматривая необходимость и стабильность функционирования многих диссертационных советов, убеждаемся в правильности подготовки отечественных научно-педагогических кадров.
Резюмируя эволюцию института ученых степеней в Таджикистане, предлагаем авторскую классификацию периодизации становления и развития юридической науки уголовно-правового профиля. Нами она разделяется на два периода: 1) с 1949 по 1990 г.; 2) с 1991 г. и по настоящее время.
Нормативную регламентацию номенклатур научных работников в контексте исторической особенности Таджикистана с учетом достижения подготовки научно-педагогического потенциала, взяв за основу периодизацию, предложенную нашими коллегами19, можно предложить следующую классификацию периодизации: 1) 1819–1918 гг.; 2) 1918–1995 гг.; 3) 1995–2009 гг.; 4) 2009–2017 гг.; 5) с 2017 г. по настоящее время.
Приведенная авторская классификация также имеет свои особенности, но в контексте определения векторов развития науки и практики в Таджикистане до конкретных изменений и дополнений является своего рода основой. Дискуссионность тех или иных позиций автора послужит основанием для детального анализа всех направлений подготовки кадров высшей квалификации.
* * *
Исследование становления и развития, а также состояния юридической науки через призму становления и развития юридической науки уголовно-правового профиля, эволюции института ученых степеней и многовекторной процедуры подготовки высококвалифицированных кадров в истории Таджикистана подтвердило авторские выводы о коренной модернизации системы образования и науки в целом. Выбираемые модели демократического образования и подготовки кадров, которые условно именуются «современными», не оправдали надежды.
Библиография
- 1. 50 лет юридическому факультету ТГНУ: от истоков к совершенству. Душанбе, 1999.
- 2. Баллевских Л.С., Муранов А.И. Отечественная история нормативной регламентации номенклатур специальностей научных работников применительно к юриспруденции // Правоведение. 2008. № 5. С. 243–259.
- 3. Берлявский Л.Г. Правовое регулирование науки и научной деятельности в советском государстве (1917 - 1941 гг.). М., 2012.
- 4. Библиографический сборник Таджикского государственного университета им. В.И. Ленина: указатель печатных работ профессорско-преподавательского состава университета / сост. Ф. Бектемиров; редкол.: Д.Е. Хайтун, А.А. Адхамов, М. Болтаев. Сталинабад, 1959. Вып. 1.
- 5. Библиография (1991 - 2016). Душанбе, 2016 (на тадж. яз.).
- 6. Воропаев И.Г. Порядок присуждения ученых степеней в России и СССР (1802 - 1995): дис. … канд. юрид. наук. Невинномысск, 2000.
- 7. Исток развития юридических наук. Душанбе, 2019 (на тадж. яз.).
- 8. Климов А.Ю. История создания положений о производстве в учёные степени в Российской Империи (1747 - 1837 гг.): автореф. дис. ... д-ра ист. наук. Пятигорск, 2008.
- 9. Климов А.Ю. История создания положения об испытаниях на ученые степени в архивных документах Российской Империи (1819 - 1837 гг.). Краснодар, 2007.
- 10. Книги Республики Таджикистан. Библиографический указатель (1991 - 2016 гг.). Душанбе, 2011 (на тадж. яз.).
- 11. Кричевский Г.Г. Магистерские и докторские диссертации, защищенные на юридических факультетах университетов Российской Империи (1755 - 1918). Библиогр. указатель / сост., авт. предисл. и науч. ред. А.Н. Якушев. Ставрополь, 1998.
- 12. Курбанов А.Ш. Интеллектуальная безопасность и государственная независимость (социально-политический анализ). Душанбе, 2016 (на тадж. яз.).
- 13. Курбанов А.Ш. Наука и образование: обусловленность, трудности, перспективы. Душанбе, 2019 (на тадж. яз.).
- 14. Курбанов А.Ш. Образование в условиях трансформации таджикского общества. Душанбе, 2009.
- 15. Курбанов А.Ш. Эволюция системы образования в Таджикистане (социально-философский анализ). Душанбе, 2019 (на тадж. яз.).
- 16. Мирбобоев Р., Зиёев Х., Косими С., Бадалов Б. Развитие образования и науки в период государственной независимости. Душанбе, 2016 (на тадж. яз.).
- 17. Рахлевский В.А., Борисов К.Г. Библиографический справочник диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора юридических наук / под общ. ред. В.М. Чхиквадзе. Душанбе, 1965.
- 18. Рахмаджонзода Р.Р. (Юлдошев Р.Р.). Библиография по уголовно-правовому профилю подготовки кадров: науч. изд. Душанбе, 2019. С. 295–298.
- 19. Справочник диссертаций по юридическим наукам: МГИМО (1949 - 2007 гг.) / науч. ред. А.И. Муранов; сост.: А.И. Муранов, И.В. Смирнов, А.О. Никитина. М., 2008. С. 17 - 37.
- 20. Труды преподавателей кафедры судебного права и прокурорского надзора: библиогр. указатель за 1973– 1984 гг. / сост.: В.Г. Мелкумов, В.П. Коновалов, Е.И. Бурханова. Душанбе, 1986.
- 21. Труды профессорско-преподавательского состава и научных сотрудников Таджикского государственного университета: библиогр. указатель за 1968–1978 гг. (Общеуниверситетские кафедры. История. Юридические науки) / сост. Е.И. Бурханова. Душанбе, 1993.
- 22. Труды профессорско-преподавательского состава Таджикского государственного университета им. В.И. Ленина: библиогр. указатель литературы за 1960–1967 гг. / сост. Р.М. Юдина, Е.И. Бурханова; ред. Ф.Н. Иванов. Душанбе, 1975. Вып. 2.
- 23. Шевченко З.М. Каталог кандидатских и докторских диссертаций, защищенных на материалах Таджикской ССР. 1960–1965 гг.: библиогр. указатель литературы / отв. ред. К.Т. Порошин, Б.Н. Ниязмухамедов; библиогр. ред. Л.В. Турсунова. Душанбе, 1970. С. 2.
- 24. Шевченко З.М., Николаева М.В. Каталог кандидатских и докторских диссертаций, защищенных на материалах Таджикской ССР. 1934–1959 гг.: библиогр. указатель литературы / отв. ред. Б.Н. Ниязмухамедов, А.Ш. Шукуров. Сталинабад, 1960. С. 3.
- 25. Юдина Р.М. Диссертации, защищенные в Таджикском государственном национальном университете. Душанбе, 1998. Вып. 1 (1951 - июнь 1976 г.).
- 26. Юдина Р. Минимум библиографических знаний для студентов Таджикского государственного университета им. В.И. Ленина: учеб.-метод. пособие к занятиям по общей библиографии. Душанбе, 1964. Вып. 1.
- 27. Юридическая наука за годы независимости Республики Таджикистан (итоги научной деятельности коллектива юридического факультета за 1991 - 2001 гг.). Душанбе, 2002.
- 28. Ятимов С.С. Наука и безопасность. Душанбе, 2019 (на тадж. яз.).
2. Несколько раз вуз переименовывался: с момента образования 21 марта 1947 г. по 18 июня 1992 г. - Таджикский государственный университет им. В.И. Ленина; с 19 июня 1992 г. по 15 февраля 1997 г. - Таджикский государственный университет; с 16 февраля 1997 г. по 28 октября 2008 г. - Таджикский государственный национальный университет; с 29 октября 2008 г. по настоящее время - Таджикский национальный университет.