- PII
- S102694520012538-2-1
- DOI
- 10.31857/S102694520012538-2
- Publication type
- Article
- Status
- Published
- Authors
- Volume/ Edition
- Volume / Issue 11
- Pages
- 58-71
- Abstract
The article presents the results of the analysis of scientific works of domestic authors on the subject of Financial Law and the establishment of its boundaries in the context of the interpenetration of public law and private law institutions and structures; defines the main directions of discussions on the systematization of Financial Law as a branch of law in the first decades of the XXI century. A significant expansion of the field of financial and legal regulation and the modernization of legal regulation methods are noted. The content of scientific discussions on the intra-industry issues of Financial Law is presented in the context of increasing financial security risks, globalization processes and their subsequent digitalization. The conclusion is drawn on the conceptual correspondence of the science of Financial Law to the innovative, socially oriented type of development of the modern Russian state.
- Keywords
- Financial Law, science of Financial Law, general theoretical problems, financial activity, subject of Financial Law, method of Financial Law, system of Financial Law, principles of Financial Law, Budget Law, Tax Law.
- Date of publication
- 03.12.2020
- Number of purchasers
- 17
- Views
- 4676
В свете внешних и внутренних политических, экономических и социальных событий, в условиях возрастающего количества вызовов стабильному и безопасному развитию общества и государства, всё большую актуальность приобретают научные изыскания в области финансового права. Пройдя значительный путь в своем развитии, финансовое право как наука, как отрасль и как учебная дисциплина является одной из наиболее «трендовых» и востребованных в системе юридических наук. В этом убеждает возросшее число разнообразных по содержанию исследований. Периодически проводится анализ, публикуются его результаты, предлагаются соответствующие комментарии, позволяющие оценить достижения науки финансового права. Не отрицая всего предшествующего научного багажа, исследователи справедливо отмечают, что «российское финансовое право ныне переживает принципиально новый этап своего развития, который проявляется в его противоречивых характеристиках и тенденциях»1. Это связано с самыми различными правовыми и неправовыми факторами: расширением взаимопроникновения публично-правовых и частноправовых институтов и конструкций, внедрением инструментов цифровой экономики, необходимостью противостоять внутренним и внешним вызовам, и рядом других. Сказанное, на наш взгляд, свидетельствует о необходимости обобщения и систематизации имеющихся наработок представителей науки финансового права современного периода ее развития.
Содержание научных дискуссий о предмете и методах правового регулирования финансового права (2000 - 2020 гг.)
Магистральной для финансово-правовой доктрины вот уже многие годы является проблема определения предмета финансового права. Ее суть, как показывает анализ многочисленных научных работ, заключается в поиске ответа на вопросы: что есть предмет финансового права? предмет финансового права – это только финансовая деятельность или финансовая деятельность и что-то еще, или вообще не финансовая деятельность? если это финансовая деятельность, то что под ней понимается?
Обозначенные вопросы позиционируют тенденцию отхода от устоявшегося понимания предмета финансового права, проявленную по двум направлениям: а) сужение границ финансово-правового регулирования (вплоть до отрицания существования данного элемента системы как самостоятельной отрасли права); б) расширение таких границ – «экспансия финансового права», обусловленная, по мнению О.С. Шохина, существенным усилением роли государства и государственных финансов в экономике2. Второе направление поддерживает большинство ученых, признавая дифференциацию финансов на частные и публичные, разграничивая финансовую деятельность на частную и публичную и обосновывая необходимость расширения и корректировки понятия последней.
Так, Э.Д. Соколова, подробно исследовав теоретические проблемы финансового права, включает в его предмет «общественные отношения, возникающие в процессе создания фондов денежных средств хозяйствующих субъектов, действующих на праве частной собственности»3.
Сходное понимание демонстрируют: Р.В. Шагиева, утверждающая, что «финансовая деятельность государства, его органов охватывает своим воздействием также и процесс создания, распределения и в определенной части использования фондов денежных средств хозяйствующими субъектами, действующими на праве частной собственности»4 и С.С. Тропская, которая предлагает обособить в системе финансового права подотрасль «публичное право финансового рынка»5.
5. Тропская С.С. Публичное право финансового рынка в системе финансового права России // Государство и право. 2017. № 3.
Модернизация предмета финансового права с учетом кризисных наднациональных явлений подтверждена сравнительно-правовым исследованием динамики правового регулирования финансового сектора в Российской Федерации и за рубежом в периоды спада и роста экономики. Такой анализ представил О.А. Акопян, резюмируя: «Постепенно финансово-правовое регулирование вынуждено вторгаться в те сферы, которые до определенного момента были во власти "саморегулируемых" рынков или вовсе не были урегулированы в силу неопределенности предмета такого рода регулирования ввиду особой сложности современных финансовых операций и всей финансовой структуры в целом»6. В том же ключе Д.В. Кравченко называет причиной расширения предмета финансового права замедление экономического развития государств, предлагая включить в него деятельность государства, направленную «…на правовое антикризисное регулирование в банковском секторе экономики»7.
7. Кравченко Д.В. Банковские отношения как составная часть предмета финансового права // Финансовое право. 2012. № 4. С. 40.
В итоге в дискуссиях подтверждается системообразующая для определения финансового права роль финансовой деятельности, но привлекаются и иные категории. Так, сторонники современной имущественно-правовой концепции подчеркивают в первую очередь имущественный, а не управленческий характер финансовых отношений. К примеру, разносторонние исследования такого аспекта предмета финансового права, процессов (и результатов) взаимопроникновения, взаимодействия публично-правовых и частноправовых начал в правовом регулировании этих отношений проводят представители Воронежской школы финансового права8.
По мнению М.В. Карасёвой, «предметом финансового права являются публичные финансы. Иначе говоря, предметом финансового права являются отношения, возникающие в процессе собирания, распределения и использования публичных фондов денежных средств (государственных и негосударственных), направленных на решение публичных задач»9 и такое определение «…позволяет охватить весь массив разнообразных финансовых отношений, составляющих предмет этой отрасли права»10. В итоге автор презентует свое видение публичных финансов как финансово-правовой категории.
10. Карасева М.В. О предмете финансового права в современных условиях // Вестник ВГУ. Сер. «Право». 2019. № 4. С. 190, 191.
Ряд исследователей в качестве «предметообразующей» предлагают использовать категорию «финансовая система»11. При этом само определение финансовой системы, входящее в понятийный аппарат финансово-правовой теории, также является дискуссионным.
Еще один тренд – доктринальные исследования публичного интереса как признака финансовой деятельности и как критерия установление пределов правового регулирования отрасли финансового права. Их авторы обсуждают проблемы баланса публичных и частных интересов при осуществлении финансовой деятельности. Так, о сочетании приоритета публичных задач с реализацией частных интересов граждан писала основоположник саратовской школы финансового права (СГАП, СГЮА) Н.И. Химичева12.
Авторы исследования «Публичные и частные интересы в финансовом праве», представляя развернутую характеристику теоретических и практических аспектов взаимодействия и противоборства публичных и частных интересов, высказывают важную мысль о «гуманитарности» финансового права13.
Как полагает С.Я. Ядрихинский, «и приоритет публичных интересов, и исключение надличностных интересов – это две крайности, которые будут генерировать негативный эффект, состоящий в гипертрофированном представлении о всесилии одного и бессилии другого интереса. Необходим нейтральный в аксиологическом отношении, эгалитарный подход, учитывающий и частный, и публичный интерес как равноценные величины…»14.
Итак, мы подошли к оценке концепции двухуровневого предмета финансового права. «Первый уровень [предмета], – рассуждает Г.Г. Пиликин, –связан с финансами и весьма обширен.., объективно призван обеспечивать надлежащую среду, как для публично-правовых, так и для частноправовых отношений. Второй уровень связан непосредственно с государственными финансами и поэтому носит сугубо финансово-правовую природу (налоговые, бюджетные, эмиссионные, валютные)»15. Подтверждая расширение границ предмета финансового права, данная теория обусловлена трансформацией рыночных отношений, обновлением поведения субъектов и форм участия государства в экономике. В итоге «замкнутость догмы российского финансового права на исключительно публичных финансах и финансовых полномочиях публичных властей»16 уже не бесспорна, а само финансово-правовое регулирование «вынуждено вторгаться в те сферы, которые до определенного момента были во власти "саморегулируемых" рынков или вовсе не были урегулированы»17.
16. Казанцев Н.М. Принцип юрисдикции в развитии догматики финансового права // Журнал росс. права. 2009. № 5. С. 9.
17. Акопян О.А. Указ. соч. С. 96.
В начале 2000-х годов в науке финансового права формируются несколько новаторских направлений исследования общетеоретических вопросов финансового права.
Теорию субъективного финансового права разрабатывает Н.М. Казанцев, определяя финансовое право как право обладания средствами для управления и защиты мерной ликвидной ценности прав собственности, образующих национальное богатство, размещенное в частных, публичных и общественных достояниях18.
Г.А. Тосунян и А.Ю. Викулин выдвинули гипотезу «нового финансового права» как новой профилирующей отрасли права, охватывающей одновременно публичные и корпоративные финансы. По их мнению, финансово-корпоративные отношения, как предмет ее регулирования, «отличаются от гражданско-правовых обязательным присутствием общесоциальных элементов, что обусловлено общесоциальным характером услуг, предоставляемых финансовыми организациями того или иного вида…»19. В научной среде данная гипотеза обсуждалась широко, но терминологически не прижилась, однако способствовала смещению вектора от исключительно государственно-властного подхода в сторону интересов социума и индивида20, подтверждая «новую публичность» финансового права.
20. См.: Запольский С.В., Мигачева Е.В. Публичное и частное в правовом регулировании финансовых отношений // Налоги и финансовое право. 2012. № 6.
Столь подробный обзор научных проблем дефинирования финансового права вполне обоснован, так как существующие доктринальные взгляды на предмет данной отрасли прямо или опосредованно предопределяют содержание научной полемики по иным значимым общетеоретическим вопросам финансового права - о его методе и системе. Нередко данная проблематика рассматривается авторами в рамках одного исследования21.
В вопросах метода финансового права учеными не ставится под сомнение два обстоятельства: во-первых, примат метода властных предписаний, во-вторых, ведущая роль позитивных обязываний, как имеющих наибольший удельный вес в структуре отраслевого метода22. Но финансовое право не зря признают самой рыночной отраслью из всех публичных отраслей права23, поскольку, начиная с 90-х годов XX в., «императивные начала стали органично сочетаться с элементами диспозитивности»24, а также дозволения и рекомендательности25.
23. См.: Горбунова О.Н. Управление делами государства и общества с помощью норм финансового права // Государство и право. 2017. № 1.
24. Пятковская Ю.В. Финансовое право в системе публичного и частного права // Lex Russica. 2017. № 2. С. 66.
25. См.: Бутурлин И.В. Институт рынка ценных бумаг в системе финансового права // Вопросы экономики и права. 2019. № 1.
Значимость неимперативных методов регулирования финансовых отношений обусловлена включением в предмет отрасли сферы частных финансов. Особое внимание при этом уделяется природе финансово-правового договора, понятие которого в науку финансового права было привнесено А.И. Худяковым, разработавшим теоретические основы данной категории26.
Ныне исследования строятся на основе сравнения договора в финансовом праве с административно-правовым договором27, а также гражданско-правовых и финансово-правовых публичных договоров. Например, О.В. Веремеева анализирует правовой статус субъектов финансового публичного договора, метод согласования их интересов, природу вопросов, составляющих предмет договоренностей субъектов в рамках публичного договора, практические особенности реализации публичных договоров в финансовом праве на примере государственных корпораций, как особых субъектов публичных договоров28.
28. См.: Веремеева О.В. О специфике публичных договоров в финансовом праве: некоторые вопросы теории и практики // Финансовое право. 2019. № 6.
Помимо договорного регулирования, ученые исследуют методы стимулирования и поощрения субъектов финансовых правоотношений к исполнению правовых предписаний. Перспективность разработок в этой области обусловлена не только отмеченной выше «гуманизацией» финансового права, но и проявлением стимулирующей функции норм финансового права, на которое обращает внимание О.Н. Горбунова29.
Развивая теорию методов правового регулирования как фактора систематизации отрасли, К.С. Бельский и С.С. Тропская видят его специфику «в том, что этот метод закрепляется официально в конкретных юридических нормах – нормах финансового права»30. В связи с этим методы правового регулирования исследуются учеными в связке с теоретическими воззрениями на нормы финансового права и их источники. Обращается внимание на нестабильность финансово-правовых норм, их «подвижность», недоступность для иного, помимо официального, токования, что обусловлено особенностями регулируемых общественных отношений31. На фоне интеграционных процессов и влияния норм международного права растет научный интерес к новым формам (источникам) финансового права, аргументируется включение в их систему нового источника – «мягкого права»32.
31. См.: Бельский К.С., Павлова Е.Ю. Доступность норм финансового права и их толкование // Государство и право. 2020. № 3.
32. Еремин С.Г. Современная концепция внешних источников «мягкого права» в системе финансового права России // Росс. юстиция. 2020. № 2.
Таким образом, интенсивность научных дискуссий о сущностных характеристиках финансового права высока на всем протяжении XXI в.; представители науки продолжают исследовать теоретические категории финансового права, концептуально детерминированные влиянием объективных (не всегда благоприятных) факторов окружающей действительности.
Система финансового права. Принципы финансового права
Насыщенной в плане публикационной активности является проблема дефинирования и «выстраивания» системы финансового права, решение которой, как верно отмечает Ю.В. Пятковская, «имеет важное не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку позволяет построить эффективную систему нормативно-правового регулирования сферы публичной финансовой деятельности»33.
Одним из направлений теоретических исследований становится переосмысление сформировавшихся в советский период развития юридической науки подходов к выделению Общей и Особенной части финансового права, и их структурированию. Предметом научных споров выступает содержание и сам факт наличия у финансового права Общей части. Традиционализм при этом проявляется не только в структуре Общей части, но и в признании наличия части Особенной34.
Иной точки зрения придерживается К.С. Бельский. Он утверждает, что «деление системы финансового права на Общую и Особенную части необходимо отнести к концептуальным заблуждениям в науке финансового права»35. По мнению ученого, «система финансового права складывается исключительно из его подотраслей и правовых институтов. Общие положения какой-либо подотрасли финансового права неотделимы от ее основы»36. Полагаем, что «в споре рождается истина», и этот сложный вопрос еще станет предметом разноформатных дискуссий.
36. Там же. С. 31.
Согласно традиционному подходу в Общую часть включаются принципы финансового права, исследование которых также отличается дискуссионностью дефинирования и систематизации, определения их природы, внешнего выражения, соотношения принципов и норм права, места принципов в системе отрасли права. В научных трудах обстоятельно представлены существующие по этому вопросу точки зрения37. Их анализ дает основание предложить включить в Общую часть финансового права не все, а только уникальные принципы, присущие исключительно данной отрасли права.
Исследованию подвергаются и проблемы реализации отдельных отраслевых принципов финансового права (плановости, сочетания частных и публичных интересов, социальной направленности финансово-правового регулирования), по результатам формулируются рекомендации в сфере финансового законодательства и практики его применения38.
Оригинальностью отмечено исследование правовой природы принципов финансового права в контексте теории интегративного правопонимания39. Согласно ее постулатам, ученые определяют принципы не как идеи и основы, а как правовые регуляторы, которые «…имеют непосредственное влияние не только на правоприменение норм, но и на формирование правовых норм»40.
40. Цинделиани И.А. Указ. соч. С. 6.
В результате сторонники названной теории обосновывают: принцип эквивалентности прав и обязанностей субъектов финансовых правоотношений; принципы системного толкования и применения международного и российского права, недопустимости обратной силы права и недопустимости злоупотребления правом, принцип стабильности правового регулирования41.
Таким образом, актуальность принципов финансового права подтверждается востребованностью установления уникальных принципов финансового права и исследованиями вопросов их реализации в аспекте основных характеристик современного государства, что указывает на отказ от имевшего место традиционализма.
Нарушены традиции и в определении элементов Особенной части – подотраслей бюджетного и налогового права. И если включенность бюджетного права в систему финансового права под сомнение не ставится, то относительно налогового права высказываются различные точки зрения, вплоть до выделения его в самостоятельную отрасль права. Мысль об автономии налогового права последовательно проводится в работах Д.В. Винницкого. Им предложены особые принципы, конструкции, фундаментальные положения налогового права, обусловленные интеграцией публично- и частноправовых начал 42.
Самобытна позиция Л.Н. Древаль, по мнению которой налоговое право есть комплексное правовое образование, и оно «представлено совокупностью юридических норм нескольких отраслей права, регулирующих общественные отношения в процессе налогообложения», при этом «в современных условиях предмет налогового права нельзя ограничивать только рамками финансового права»43.
Большинство авторов поддерживают статус налогового права как подотрасли финансового права, но также развивается мысль о наличии определенных предпосылок для его последующего обособления в самостоятельную отрасль с собственным предметом и методом44. Эту тенденцию унификации можно обнаружить и в попытках объединить в подотрасли иные группы норм Особенной части, помимо налоговых и бюджетных.
Так, Н.М. Артемов и И.Б. Лагутин выделяют денежное право или право денежного обращения, бюджетное право, налоговое право, а также «институты, которые нельзя отнести ни к одной из подотраслей финансового права»45.
Другие исследователи в системе Особенной части финансового права выделяют эмиссионное право (выпуск денег и обращение их в государстве), налоговое право, бюджетное право, самостоятельные институты, например, государственный кредит, финансы предприятий и учреждений всех форм собственности, и формирующуюся подотрасль – право финансового рынка. При этом ви́дение учеными системы отрасли прямо корреспондирует их подходу к определению предмета46.
Одним из новейших научных направлений в теории финансового права, тесно связанным с проблематикой систематизации отрасли, является региональное финансовое право, «изучающее особенности организации и правового регулирования вертикальных общественных финансовых отношений в различных государствах независимо от формы их государственного устройства»47.
Совершенствование регламентации бюджетного процесса и налоговых процедур способствует научному обоснованию таких процессуальных финансово-правовых категорий, как «бюджетные процедуры»48, «налоговый процесс»49, «налоговые процедуры»50. Формулируется определение финансового процесса как особой формы правоприменительной деятельности в сфере публичных финансов, направленной на обеспечение соблюдения законности и включающей в себя структурные элементы в зависимости от направления такой деятельности51.
49. Винницкий Д.В. Указ. соч.; Копина А.А. Содержание налогового процесса // Финансовое право. 2009. № 1.
50. Налоговые процедуры: учеб. пособие / под ред. А.Н. Козырина. М., 2008; Демин А.В. Налоговый процесс и налоговые процедуры: в поисках компромисса // Налоги. 2010. № 3.
51. См.: Саттарова Н.А., Копина А.А. Указ соч.
Итак, представленный обзор теоретических взглядов на систему финансового права позволяет заключить, что она, обладая определенной инертностью, «запасом прочности» при быстро меняющихся условиях жизни, как и система права в целом, не может оставаться нейтральной и не реагировать на различные внешние обстоятельства.
Институциональные проблемы теории финансового права
Обновление системы гуманитарных знаний, обусловленное реформированием политических, общественных, экономических процессов, проведением высокоинтенсивных государственных преобразований во многом предопределяет направленность и тематику научных работ по проблемам подотраслей и институтов финансового права.
Рост рисков национальной безопасности ставит на повестку дня финансово-правовой науки правовое обеспечение финансовой устойчивости и финансовой безопасности государства52, разработку финансово-правовых механизмов противодействия геополитическим вызовам, системные исследования финансового суверенитета государства. Последний, по мнению Н.В. Омелехиной, представляет собой часть экономического суверенитета и проявляется во вне как независимость государства во взаимоотношениях с другими государствами в части реализации своей фискальной компетенции и материального обеспечения международных обязательств53.
53. См.: Омелёхина Н.В. Финансовый суверенитет государства: к постановке проблемы исследования правовой идентификации // Финансовое право. 2017. № 4.
Под пристальным вниманием ученых находится национальная платежная система и ее элементы: разрабатывается соответствующий категориальный аппарат, рассматриваются предпосылки появления платежных систем, различные их виды, а также элементы, в т.ч. национальная система платежных карт54.
В разноуровневых научных публикациях исследователи активно обсуждают финансово-правовые аспекты денег – традиционных и новых видов, таких как виртуальная валюта, электронные деньги55. Работают они и над формированием и совершенствованием понятийно-категориального аппарата в области цифровой экономики, над гармонизацией подходов к ее нормативному правовому регулированию, в том числе с учетом опыта зарубежных государств. Ученые реагируют на процессы цифровизации и «виртуализации», имеющие «системообразующее для нормативной повестки значение»56.
56. Габов А.В., Хаванова И.А. Краудфандинг: законодательное оформление web-модели финансирования в контексте правовой доктрины и зарубежного опыта // Вестник Пермского ун-та. Юрид. науки. Вып. 1. 2020. С. 28.
Наблюдаются попытки научного осмысления таких явлений, как цифровая экономика, криптовалюта, блокчейн, исследуются информационно-телекоммуникационные технологии57.
Большинство из перечисленных явлений находится в объективе научного интереса гражданского, корпоративного, информационного, а также уголовного права. Ценность же финансово-правовых исследований предопределена их концептуальной приоритетностью, которая обеспечивается первоочередностью правового регулирования финансовых отношений. Потому они не только могут, но и должны быть востребованы другими отраслевыми юридическими науками.
Направления научных дискуссий по вопросам налогового и бюджетного права как наиболее крупным внутрисистемным финансово-правовым образованиям прямо вытекают из концептуальных общеотраслевых разработок. При этом институциональные (на уровне подотраслей и институтов) исследования предмета и методов правового регулирования взаимосвязаны и взаимообусловлены. Скрепой здесь выступают объединяющие ценности в лице: поиска баланса публичных и частных интересов, «расширенного» субъектного состава правоотношений, теорий финансового обязательства, финансового суверенитета, финансовой политики и др.
Так, А.Г. Пауль рассматривает предмет бюджетного права с позиции обоснованного в науке атрибутивного подхода к анализу предмета финансово-правового регулирования и обосновывает включение в его содержание имущественных (отношений собственности и обязательственных отношений, опосредующих перемещение денежных средств) и связанных с ними неимущественных отношений, возникающих в ходе бюджетного процесса и бюджетного контроля58.
Отметим работы А.В. Демина, посвященные исследованию диспозитивных начал в налоговом праве, вопросам дискреционного усмотрения налоговых органов, проблемам внедрения новых «партнерских» моделей и технологий налогового администрирования59.
О.Ю. Бакаева и Е.В. Покачалова, выявляя и анализируя функции налогового мониторинга (фискальную, превентивную, аналитическую), отмечают его значение для определения баланса между интересами государства и частными интересами плательщиков. При этом в складывающихся отношениях метод принуждения «должен играть второстепенную роль, уступая место убеждению, а также таким способам правового регулирования, как стимулирование и поощрение»60.
И.В. Дементьев на основе административной и судебной практики последних лет приходит к выводу о расширении диспозитивных начал налогового правоприменения и подтверждает «гипотезу об изменении традиционной парадигмы налогового правоприменения»61.
Вопросы налогового суверенитета обсуждаются и с позиции сосуществования международного и национального регулирования налоговых отношений. И.А. Хаванова, рассматривая соотношение налоговой юрисдикции и налогового суверенитета, приходит к заключению о том, что «пространственные пределы, в рамках которых реализуются суверенные права и обязанности современного государства, шире географической области в пределах государственной границы»62.
В условиях цифровизации в структуре финансовых (налоговых, бюджетных, банковских и т.д.) правоотношений появляются новые элементы, возникает потребность их научного осмысления и выработки адекватных механизмов правового регулирования63. Обсуждаются налоговые последствия сделок с виртуальными объектами – конвертируемыми виртуальными валютами64. Исследователи указывают на спровоцированные цифровыми технологиями риски обеспечения режима законности и модернизацию налогово-контрольных процедур, обосновывают необходимость надлежащей легализации автоматизированных процессов налогового администрирования как гарантии обеспечения конституционных прав и свобод65.
64. Хаванова И.А. Налоговые правила для BITCOIN: подходы России и других стран // Налоговед. 2017. № 7.
65. Мигачева Е.В. Налоговый контроль в условиях развития цифровой экономики // Финансовое право. 2018. № 8; Овчарова Е.В. Административная процедура налогового контроля в механизме правового регулирования // Труды ИГП РАН. 2019. № 2.
Отметим, что одной из особенностей правовых исследований применения информационных ресурсов в бюджетном праве является проведение их с опорой на эмпирические, в т.ч. сетевые, данные об открытости бюджетной информации в Российской Федерации по сравнению с другими государствами, открытости бюджетных данных субъектов Федерации и муниципальных образований66.
Процессы цифровизации бюджетной деятельности стимулируют исследовательский интерес к проблемам бюджетного контроля, механизмам вовлечения представителей гражданского общества в бюджетный процесс и реализации принципа прозрачности (открытости). Так, по мнению Н.А. Поветкиной, «внедрение информационных систем (информационных технологий) позволяет в максимальном охвате обеспечить стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации РФ, сопоставимость показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансовых годов, необходимых для осуществления бюджетного контроля, а также усилить качество общественного контроля граждан за исполнением бюджета»67.
Традиционно много внимания в науке бюджетного права уделяется принципам бюджетного права. Помимо нормативно закрепленных положений авторы характеризуют и иные положения, имеющие, с их точки зрения, характер общерегулятивных. Например, о принципе управления рисками в бюджетной сфере (риск-ориентированном менеджменте) пишет Н.В. Омелёхина68. О.В. Болтинова и Л.Л. Арзуманова в качестве бюджетного принципа определяют бюджетирование, ориентированное на результат69.
69. См.: Болтинова О.В., Арзуманова Л.Л. Правовое регулирование мегасайенс-проектов в России // Актуальные проблемы росс. права. 2019. № 7.
В более широком аспекте учеными подчеркивается востребованность разработки универсальных научно-правовых подходов к исследованию концепции финансовой грамотности в стране, установлению «взаимозависимости и взаимосвязи финансовой грамотности с финансовой устойчивостью государства, борьбой с бедностью населения, системой личности и гражданским обществом, противодействием коррупции»70.
* * * Таким образом, анализ многочисленных современных научных разработок позволяет констатировать повышенный интерес представителей науки финансового права к новым технологиям и механизмам, задействованным в бюджетных, налоговых, банковских и иных финансово-правовых отношениях, к их апробации в контексте совершенствования институтов гражданского общества.
В целом попытка портретировать современную науку финансового права продемонстрировала «торжество сложности над простотой» и многолинейность ее содержания. Проведенное исследование подтверждает концептуальное соответствие науки финансового права инновационному, социально ориентированному развитию современного типа российского государства. Завершим же обзор и оценку публикаций по общетеоретическим проблемам финансового права, во-первых, констатацией наблюдающегося их многообразия, во-вторых, единодушием исследователей по следующим вопросам: а) финансовое право относится к публично-правовым отраслям; б) финансово-правовые отношения демонстрируют тенденцию к расширению; в) динамизм экономических отношений является основным фактором изменения содержание финансовых отношений, стимулирует и повышает востребованность научных исследований в области финансового права.
References
- 1. Akopyan O.A. Changing the boundaries of legal regulation in Financial Law // Journal of Russian law. 2012. No. 6. P. 96 (in Russ.).
- 2. Andrievsky K.V. Financial contract as a kind of public contract // Eurasian advocacy. 2018. No. 1 (in Russ.).
- 3. Arzumanova L.L. National payment system as a guarantor of stability and protection of the national economy // Actual problems of Russian law. 2017. No. 2 (in Russ.).
- 4. Arzumanova L.L. Strategic importance of the national payment card system: financial and legal aspect // Actual problems of Russian law. 2017. No. 10 (in Russ.).
- 5. Artemov N.M., Lagutin I.B. Systematics in financial law: theoretical and methodological aspect // State and Law. 2017. No. 3. P. 72 (in Russ.).
- 6. Ashmarina E.M. Some features of the subject, method of legal regulation and individual norms of modern Financial Law // State and Law. 2011. No. 3 (in Russ.).
- 7. Ashmarina E.M., Savelyev V.N. The significance of the principles of law for the system regulation of public finances (financial and legal aspects) // Questions of Economics and law. 2019. No.1 (in Russ.).
- 8. Bakaeva O. Yu., Pokachalova E.V. Monitoring and audit as a tool for achieving a balance of private and public interests in tax and customs relations // Herald of the Perm University. Legal Sciences. Issue 3 (41). 2018. P. 618, 619 (in Russ.).
- 9. Belikov E.G. The principle of social orientation of financial legal regulation // Leningrad legal journal. 2013. No. 3 (in Russ.).
- 10. Belsky K.S. Delusion as a scientific fact in the science of Financial Law // State and Law. 2015. No. 6. P. 30, 31 (in Russ.).
- 11. Belsky K.S., Pavlova E. Yu. Accessibility of financial law norms and their interpretation // State and Law. 2020. No. 3 (in Russ.).
- 12. Belsky K.S., Tropskaya S.S. Subject, method, system as key concepts of Financial Law // State and Law. 2018. No. 11. P. 11 (in Russ.).
- 13. Boltinova O.V., Arzumanova L.L. Legal regulation of mega-science projects in Russia // Actual problems of Russian law. 2019. No. 7 (in Russ.).
- 14. Buturlin I.V. Institute of the securities market in the system of Financial Law // Economic and legal issues. 2019. No. 1 (in Russ.).
- 15. Bylya A.B. prospects for the development of virtual currencies in the Russian Federation // Herald of Kutafin University (MSLA). 2018. No. 9 (in Russ.).
- 16. Veremeeva O.V. On the specifics of public contracts in Financial Law: some questions of theory and practice. 2019. No. 6 (in Russ.).
- 17. Vinnitsky D.V. Russian Tax Law: problems of theory and practice. SPb., 2003 (in Russ.).
- 18. Gabov A.V., Khavanova I.A. Crowdfunding: legislative design of the web-model of financing in the context of legal doctrine and foreign experience // Herald of the Perm University. Legal Sciences. Issue 1. 2020. P. 28 (in Russ.).
- 19. Gorbunova O.N. Managing the affairs of the state and society using the norms of Financial Law // State and Law. 2017. No. 1 (in Russ.).
- 20. Dementiev I.V. Tax Law enforcement: changing legal paradigms // Journal of Russian law. 2019. No. 8. P. 96 (in Russ.).
- 21. Demin A.V. The concept of tax monitoring in the new model of tax administration in Russia // Herald of the Siberian legal Department in-t Ministry of interior of Russia. 2017. No. 1 (in Russ.).
- 22. Demin A.V. Tax process and tax procedures: in search of a compromise // Taxes. 2010. No. 3 (in Russ.).
- 23. Demin A.V. Partner compliance – a new form of tax administration // Tax expert. 2019. No. 5 (in Russ.).
- 24. Dreval L.N. On the issue of independence of Tax Law // Herald of economic security. 2019. No. 2. P. 89, 90 (in Russ.).
- 25. Eremin S.G. Modern concept of external sources of "soft law" in the system of Financial Law in Russia // Russ. justice. 2020. No. 2 (in Russ.).
- 26. Ershov V.V. Legal and individual regulation of public relations. M., 2018 (in Russ.).
- 27. Zapolsky S.V. On the nature of the concept "financial system of Russia" // Financial Law. 2006. No. 8 (in Russ.).
- 28. Zapolsky S.V., Migacheva E.V. Public and private in the legal regulation of financial relations // Taxes and Financial Law. 2012. No. 6 (in Russ.).
- 29. Institutes of financial security / ed. by I.I. Kucherov, N.A. Povetkina. M., 2017 (in Russ.).
- 30. Kazantsev N.M. Method of Financial Law: reinterpretation // Journal of Russian law. 2012. No. 6 (in Russ.).
- 31. Kazantsev N.M. The principle of jurisdiction in the development of dogmatics of Financial Law. 2009. No. 5. P. 9 (in Russ.).
- 32. Karaseva M.V. Actual problems of the subject of Financial Law: actual problems of Financial and Tax Law: Textbook. M., 2020. P. 9 (in Russ.).
- 33. Karaseva M.V. On the subject of Financial Law in modern conditions // Herald of VSU. Ser. “Law”. 2019. No. 4. P. 190, 191 (in Russ.).
- 34. Karaseva M.V. Financial Law and money: economic and legal characteristics // Herald of VSU. Ser. “Law”. 2006. No. 1 (in Russ.).
- 35. Kozhushko S.V. Legal regulation of the implementation of the principle of transparency (openness) in budget and control relations // Law and practice. 2019. No. 2 (in Russ.).
- 36. Kopina A.A. Content of the tax process // Financial Law. 2009. No. 1 (in Russ.).
- 37. Kravchenko D.V. Banking relations as an integral part of the subject of Financial Law // Financial Law. 2012. No. 4. P. 40 (in Russ.).
- 38. Krokhina Yu. A. Principle of combining private and public interests in Financial Law // Financial Law. 2012. No. 5 (in Russ.).
- 39. Krylov O.M. Electronic money as money in the Russian Federation: issues of legal regulation // Financial Law. 2018. No. 10 (in Russ.).
- 40. Kudryashova E.V. On the question of the significance of the principle of planned financial activity of the state for the science of Financial Law and the development of financial legislation // Financial Law. 2011. No. 8 (in Russ.).
- 41. Kucherov I.I. Cryptocurrency (ideas of legal identification and legitimation of alternative payment means). M., 2018 (in Russ.).
- 42. Lagutin I.B. On the issue of the concept of regional Financial Law // Journal of Russian law. 2017. No. 3. P. 101 (in Russ.).
- 43. Lagutin I.B., Suslikov V.N. Legal support of blockchain technologies (issues of theory and practice) // Financial Law. 2018. No. 1 (in Russ.).
- 44. Migacheva E.V. Tax control in the conditions of digital economy development // Financial Law. 2018. No. 8 (in Russ.).
- 45. Tax procedures: Textbook / ed. by A.N. Kozyrin. M., 2008 (in Russ.).
- 46. Ovcharova E.V. Administrative procedure of tax control in the mechanism of legal regulation // Proceedings of the ISL of the RAS. 2019. No. 2 (in Russ.).
- 47. Omelekhina N.V. Financial and legal forms of positive binding // Journal of Russian law. 2014. No. 9 (in Russ.).
- 48. Omelekhina N.V. Financial risks in the budget sphere: doctrinal understanding of the essence and species diversity // Journal of Russian law. 2018. No. 8 (in Russ.).
- 49. Omelekhina N.V. Financial sovereignty of the state: on the problem of legal identification research // Financial Law. 2017. No. 4 (in Russ.).
- 50. Paul A.G. On the subject of Budget Law // State and Law. 2014. No. 2 (in Russ.).
- 51. Petrova I.V., Mashukova A.D. Procedural component as the basis of differentiation of legal norms budget // Taxes. 2014. No. 5 (in Russ.).
- 52. Pilikin G. G. On understanding the subject of Financial Law in Russia from the point of view of the structure of Financial Law // Herald of the Perm University. Legal Sciences. 2011. No. 3 (13). P. 48 (in Russ.).
- 53. Povetkina N.V. Legal form of integration of information systems and information technologies in the sphere of public Finance // Journal of Russian law. 2018. No. 5. P. 101 (in Russ.).
- 54. Povetkina N.A., Kudryashova E.V. Financial literacy in the focus of law // Journal of Russian law. 2019. No. 3. P. 117 (in Russ.).
- 55. Petkovska V. Financial Law in the system of public and private law // Lex Russica. 2017. No. 2. P. 61, 66 (in Russ.).
- 56. Rukavishnikova I.V. Method of Financial Law / res. ed. N.I. Himicheva. M., 2011 (in Russ.).
- 57. Rybakov S.V., Savina A.V. Changes in the content of the principle of transparency (openness) in the conditions of functioning of the budgetary system with the use of digital technologies // Actual problems of Russ. law. 2019. No. 10 (in Russ.).
- 58. Ryabova E.V. The concept and system of public Finance in the light of the problem of differentiation of public and private Finance // Herald of Kutafin University. 2018. No. 9 (49) (in Russ.).
- 59. Sattarova N.A., Kopina A.A. Actual problems of Financial Law: Textbook for masters. M., 2018 (in Russ.).
- 60. Selyukov A.D. Digital economy as an object of financial and legal support in the Russian Federation (conceptual aspects) // Financial Law. 2018. No. 10 (in Russ.).
- 61. Sokolova E.D. Financial activity of the state and law // Law and state: theory and practice. 2007. No. 9. P. 76 (in Russ.).
- 62. Sokolova E.D., Savostyanova S.A. Scientific views on the system of financial law as a branch of Russian law // Financial Law. 2016. No. 10 (in Russ.).
- 63. Spector E. I., Konyukhova T. V., Akopyan O.A., etc. Public and private interests in Financial Law. M., 2013 (in Russ.).
- 64. Tanimov O.V. Transformation of legal relations in the conditions of digitalization // Actual problems of Russian law. 2020. No. 2 (in Russ.).
- 65. Tosunyan G.A., Vikulin A. Yu. To the new Financial Law // Financial Law. 2003. No. 6. P. 10 (in Russ.).
- 66. Tropskaya S.S. Public law of the financial market in the system of Financial Law of Russia // State and Law. 2017. No. 3 (in Russ.).
- 67. Khimicheva N.I. Scientifically based principles of Financial Law as a vector of its action, development and formation of a new methodology of teaching // Financial Law. 2009. No. 2 (in Russ.).
- 68. Khavanova I.A. Tax jurisdiction: facets of the possible and deferred risk // Journal of Russian law. 2017. No. 12. P. 83 (in Russ.).
- 69. Khavanova I.A. Tax rules for BITCOIN: approaches of Russia and other countries // Tax expert. 2017. No. 7 (in Russ.).
- 70. Khudyakov A.I. Fundamentals of the theory of Financial Law. Almaty, 1995 (in Russ.).
- 71. Khudyakov A.I. Financial legal relations of contractual type // News of Academy of Sciences of the Kazakh SSR. Ser. “Social Sciences”. 1984. No. 3 (in Russ.).
- 72. Tsindeliani I.A. Principles of Financial Law // Financial Law. 2019. No. 4. P. 6 (in Russ.).
- 73. Tsyrenzhapov Ts. D. Some issues of financial and legal theory in the Russian Federation // Siberian legal herald. 2004. No. 3. P. 36 (in Russ.).
- 74. Shagieva R.V. Theoretical foundations of financial activity research in the science of Financial Law // Administrative and Municipal Law. 2014. No. 4. P. 375 (in Russ.).
- 75. Shokhin S.O. Expansion of Financial Law: legal support of budget and tax policy in crisis conditions // Financial Law. 2016. No. 11. P. 8, 9 (in Russ.).
- 76. Yadrikhinsky S. Ya. The principle of priority of public interests in the financial activities of the state: search for a compromise // Actual problems of Russian law. 2020. No. 1. P. 67 (in Russ.).