Интегрирование современных цифровых технологий в судопроизводство Китайской Народной Республики и Сингапура
Интегрирование современных цифровых технологий в судопроизводство Китайской Народной Республики и Сингапура
Аннотация
Код статьи
S102694520011323-6-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Русакова Екатерина Петровна 
Должность: Доцент кафедры гражданского права и процесса и международного частного права
Аффилиация: Юридический институт Российского университета дружбы народов (РУДН)
Адрес: Москва, Российская Федерация
Выпуск
Страницы
102-109
Аннотация

В статье изложен взгляд автора на происходящие изменения в гражданском судопроизводстве КНР и Сингапура, прежде всего на активное внедрение инновационных информационно-телекоммуникационных технологий в процесс разрешения споров. Автор дает оценку результатов судебной реформы КНР, выделяя главные особенности данного процесса, и подход Сингапура к применению цифровых технологий в судопроизводство. Анализируется правовое регулирование новых объектов права как процессуального, так и материального права. Автор полагает, что наиболее прогрессивным и эффективным является подход КНР: 1) создание первых в мире интернет-судов, в которых все производство ведется в режиме онлайн с использованием инновационных технологий: искусственного интеллекта, блокчейн, облачных технологий; а также 2) государственная политика, в рамках которой во всех сферах общественной жизни применяются цифровые технологии, принимаются различные программы и стратегии, достижение которых рассматривается как задача всего общества, а не конкретных лиц

Ключевые слова
судопроизводство, цифровые технологии, блокчейн, искусственный интеллект, умный суд, интернет, Китайская Народная Республика, Сингапур
Классификатор
Получено
22.04.2020
Дата публикации
29.09.2020
Всего подписок
25
Всего просмотров
3013
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf Скачать JATS
1 КНР – лидер цифрового судопроизводства
2 На 18-м Национальном съезде Коммунистической партии КНР в 2012 г. Верховный народный суд в рамках общего стратегического плана принял программу развития онлайн судебной системы за счет внедрения инновационных информационно-телекоммуникационных технических средств, создания многофункциональных платформ на которых судебные разбирательства трансформируются в интегрированный и интеллектуальный режим, совершенствования управления киберпространством, реформирования судопроизводства и законодательства1.
1. См.: Ding L. (2019). Chinese Courts and Internet Judiciary, 2019/12/5. URL: >>>> courtbook. com./ (дата обращения: 11.04.2020).
3 Для целей реализации данного плана, Верховный народный суд внедрил несколько стратегий по созданию «Умного Суда» “Smart Court”, а именно: Национальную информационную судебную систему и Китайскую платформу сетевых приложений2. Обе эти системы успешно интегрированы в судебную систему КНР.
2. См.: >>>> S. (2019). 5 factors driving the Chinese lawtech boom, 1 Apr. 2019 URL: https://www.weforum.org/agenda/2019/04/5-factors-driving-the-chinese-lawtech-boom/ (дата ообращения: 14.04.2020).
4 Первоначально появились интернет-суды в г. Ханчжоу, г. Пекине и г. Гуанчжоу, судопроизводство которых осуществляется посредством информационных и телекоммуникационных технических средств, это: подача заявления в суд, возбуждение дела, оплата пошлин, представление доказательств, судебное разбирательство, вынесение решений, получение судебных актов. Особенностью является то, что на официальных сайтах судов, сторонам предлагается обратиться к процедуре медиации до обращения в суд, которая также будет проведена в режиме онлайн.
5 Пекинский интернет-суд интегрирует все возможные, так называемые «умные» технологии в судебный процесс, с целью создания удобного и эффективного метода защиты прав, а именно:
6 электронная судебная платформа, гарантирующая обратную связь между судом и сторонами, доступна 24 часа в сутки;
7 возможность осуществления связи с судом через мобильный телефон, компьютер в любом месте нахождения;
8 открытость судебного разбирательства, достигается путем возможности получения доступа к слушаниям сторонних лиц;
9 использование технологии блокчейн обеспечивает безопасность судебного разбирательства, проверку доказательств, хранение и последующее управление электронными данными;
10 использование технологии искусственного интеллекта в судопроизводстве обеспечивает справедливое, эффективное и удобное правосудие;
11 аутентификация личности происходит за счет использования сторонами встроенных камер в мобильном телефоне, компьютере или терминале для распознавания их лиц;
12 транскрибация всех судебных записей происходит в режиме реального времени;
13 онлайн электронная подпись подтверждается посредством сканирования QR-кода на экране;
14 автоматическая генерация ходатайств, достигается путем структурирования вопросов, в соответствии с предметом спора на которые отвечают стороны;
15 программа-помощник по составлению судебных актов в автоматическом режиме генерирует первый проект судебного решения на основе протокола судебного заседания и правил производства по делу;
16 получение судебных актов в одно нажатие, посредством одновременно электронной почты, SMS, WeChat и другими способами;
17 оценка рисков в судебном разбирательстве оценивается независимо на основании представленных документов сторонами;
18 получение внесетевого опыта производства в интернет-суде осуществляется в зоне интерактивного судебного разбирательства, которая открыта для публики и посетители могут ознакомиться с правилами онлайн судебного разбирательства и методами работы3.
3. См.: Официальный сайт Пекинского интернет-суда. URL: >>>> / (дата обращения: 15.04.2020).
19 По мнению Ши Цзяньчжуна (Shi Jianzhong), вице-президента Китайского университета политических наук и права, Интернет-суд Пекина эффективно решил новые проблемы, с которыми столкнулась система судопроизводства в эпоху Интернета, соединив право и науку.
20 В 2019 г. Верховный народный суд обнародовал новое разъяснение, обязывающее все суды в государстве объединить в единый механизм разрешение споров, получив максимальный эффект от объединения на одной платформе или в рамках единого центра судопроизводства.
21 По данным Верховного народного суда, с 3 февраля по 31 марта 2020 г. во время пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 в народных судах КНР было рассмотрено около 150 000 дел, что на 453% больше, чем в прошлом году. Сложившаяся ситуация побудила суды использовать онлайн-платформы для разрешения споров в зависимости от их сложности, наличия у суда технического оснащения и согласия сторон для проведения эффективного и законного судебного разбирательства в режиме онлайн.
22 В ст. 2 Разъяснения Верховного народного суда от 3 сентября 2018 г. № 1747 «О некоторых вопросах рассмотрения дел в интернет-судах» закреплена компетенция интернет-судов в качестве судов первой инстанции по разрешению, следующих споров: возникающих из интернет-торговли, по договорам заключенным на электронных торговых платформах; о заключении и исполнении договоров об оказании интернет-услуг; из договоров займа, которые заключаются в Интернете; об авторских и смежных правах на произведение, которое было опубликовано в Интернете; о доменных именах; административные споры, возникающие в ходе осуществления управленческой функции за предлагаемыми услугами и торговлей товарами в сети интернет и иные.
23 Чжан Вэнь, президент Пекинского интернет-суда, на онлайн конференции 2 февраля 2020 г. анонсировала принятие Правил онлайн производства, в которых закреплены: принципы судебного разбирательства; процедура идентификации личности; дресс-код; требования к дисциплине; асинхронные способы судебного разбирательства; порядок аудио и видео записи и другие. Важным является правило, согласно которому в случае разночтений между протоколом судебного заседания и аудио, видео записями, преимущественную силу имеют последние4.
4. См.: Официальный сайт Пекинского интернет-суда. URL: >>>> (дата обращения: 15.04.2020).
24 Многие ученые КНР рассматривают принятие данных правил как гарантию получения эффективной судебной защиты, которая будет служить в будущем руководством для всех онлайн судебных разбирательств.
25 Необходимо отметить, что составителями правил являются сами судьи, которые за один год работы в Пекинском интернет-суде провели 13 509 онлайн-судебных разбирательств, общая продолжительность которых составляет 7792 часа. Судьи суда, а это президент, его два заместителя и 12 судей, постоянно проходят повышение квалификации по использованию информационно-телекоммуникационных технических средств в судопроизводстве. Многие зарубежные юристы обращаются за опытом внедрения инновационных технологий в судопроизводство и в альтернативные способы разрешения споров.
26 По мнению зарубежных ученых, достижение таких целей стало возможным при помощи нескольких факторов:
27 государственная поддержка цифровых программ: правительство КНР поэтапно предпринимает шаги для достижения стратегических целей. Инновационные информационно-телекоммуникационные технологии стали внедряться в различные сферы общественной жизни, начиная от экономики и заканчивая социальной сферой5.
5. См.: Фролова Е.Е. Правовое регулирование зеленого финансирования в Китае: успехи и проблемы развития // Евразийский юрид. журнал. 2019. № 7. С. 104; Rusakova E.P., Frolova E.E., Ocaqli U., Kupchina E.V. Possibilities of enforcement procedure of foreign arbitral awards in Russian Federation and People's Republic of China // В сб.: 5th International Conference on Advances in Education and Social Sciences Abstracts & Proceedings of ADVED 2019-5th International Conference on Advances in Education and Social Sciences. 2019. С. 285 - 290.
28 Принятие в 2019 г. Закона «Об электронной торговле» привело к резкому увеличению онлайн совершения сделок на торговых платформах, которые предлагают пользователям различные услуги, в т.ч. механизм разрешения споров, прежде всего интернет-суды, а также альтернативные способы рассмотрения споров. Цифровизация судебной формы защиты прав повысило ее привлекательность, эффективность и качество.
29 Гибкость правового регулирования была достигнута за счет принятия Верховным народным судом КНР разъяснений по вопросам, не терпящих отлагательств, связанных с внедрением цифровых технологий, в сжатые сроки. Принятие закона - всегда очень долгий процесс, а в эпоху цифровой революции общественные отношения требуют быстрой и четкой регламентации.
30 За последние годы в КНР увеличилось количество интернет-пользователей (ныне примерно 850 млн), появилось новое цифровое общество, которое не представляет своей жизни без смартфонов, в т.ч. интернет-суды также предусмотрели для пользователей мобильное приложение для получения судебной защиты6.
6. См.: Godement F., Stanzel A., Przychodniak M., etc. (2018). The China dream goes digital: Technologyin the age of XI. 27, October, 2018. URL: >>>> (дата обращения: 20.04.2020).
31 Известный интернет ресурс WeChat также на своей платформе разместил услугу «мобильный суд», который уже рассмотрел более трех миллионов дел по данным Верховного народного суда.
32 Сара Ю, заместитель генерального советника Alibaba Group, сыгравшая важную роль в создании Интернет-суда в г. Ханчжоу, спустя два года в интервью журналистам подчеркнула, что появление этого Суда способствовало повышению эффективности всей судебной системы КНР, за счет открытости и прозрачности процедуры, а также качества предоставляемых услуг. После интернет-судов, интернет-нотариусов появились и иные интернет-учреждения, чьи услуги можно получить посредством сети Интернет7.
7. См.: Courting the Internet. Hangzhou Internet Court is the first of its kind in China, and Sara Yu, deputy general counsel of Alibaba Group, was instrumental in setting it up. We sought her views on the institution. China business law journal, 20.11.2019. URL: https://www.vantageasia.com/courting-internet-sara-yu-hangzhou/ (дата обращения: 20.04.2020).
33 В созданные интернет-платформы, на которых пользователи могут получить различные услуги, были интегрированы сервисы государственных органов, отраслевых организаций, юридических компаний и интернет-компаний. Судебный метод защиты прав перестал быть линейным и изолированным, а стал интегрированным, открытым и активно внедряющим технологии искусственного интеллекта8.
8. См.: Ding L. Op. cit.
34 Верховный народный суд опубликовал план пилотной программы, принятой на сессии Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей в декабре 2019 г., по изучению новых способов разрешения простых гражданских дел. Согласно плану три интернет-суда и Шанхайский финансовый суд смогут расширить сферы заключения медиативных соглашений, повысить размер исковых требований по малым искам, увеличить перечень дел, по которым можно применить упрощенную процедуру и систему единоличного рассмотрения дел, усовершенствовать правила проведения онлайн-разбирательств. В соответствии с планом стороны, обращаясь в Шанхайский финансовый суд, могут представить все материалы дела и доказательства посредством сети Интернет, если стороны решат, чтобы спор был рассмотрен в режиме онлайн9. Кроме того, с согласия сторон судебное решение, постановление или заявление о примирении могут быть также представлены в режиме онлайн10.
9. См.: Русакова Е.П. Правовые основы деятельности Шанхайского финансового суда // Евразийский юрид. журнал. 2019. № 9 (136). С. 39 - 41.

10. См.: China starts pilot program to boost civil litigation efficiency. Chinadaily, 2020.01.16. URL: >>>> (дата обращения: 20.04.2020).
35 Шанхайский финансовый суд - первый специализированный финансовый суд в КНР, призванный укрепить позиции Шанхая в становлении международного финансового центра в 2020 г. Внедрение цифровых технологий в процедуру разрешения финансовых споров должно простимулировать зарубежных партнеров в выборе юрисдикции данного Суда как наиболее приемлемого способа.
36 Сингапур. Время преобразования судопроизводства
37 В докладе Всемирного экономического форума в 2018 г. Сингапур был признан глобальным лидером из 140 государств в создании наиболее эффективной правовой базы для урегулирования споров11, а по индексу экономической свободы Фонда наследия в 2017 г. Сингапур занял третье место в мире по эффективности судебной формы защиты12. На международное признание Сингапура как лидера в разрешении споров, повлияло несколько обстоятельств: это первое государство в Азии, где отсутствует коррупция; принятие программ по реформированию, а точнее модернизации гражданского судопроизводства13.
11. См.: Фролова Е.Е. >>>> >>>> . 2017. >>>> . С. 159 - 164.

12. См.: Chia Teck, Wong Kai Yun. (2019). Litigation & Dispute Resolution 2019/Singapore. URL: https://www.globallegalinsights.com/practice-areas/litigation-and-dispute-resolution-laws-and-regulations/singapore (дата обращения: 05.04.2020).

13. См.: Хабриева Т.Я. и др. Правовые основы противодействия коррупции: международные и национальные стандарты и инициативы: в 2 т. / под общ. ред. Т.Я. Хабриевой, Р.А. Курбанова. Т. 1. М., 2019.
38 В 2000 г. в Сингапуре впервые была интегрирована в судопроизводство электронная система подачи заявлений (ЕFS) и других процессуальных документов. Сингапурская юридическая академия («Академия») приняла «дорожную карту» для внедрения инновационных технологий в судебный процесс, предусматривалась возможность создания специальных кабинетов (“war rooms”), в которых хранились бы вся информация и материалы дела с возможностью доступа к ним 24 часа, эти меры должны были облегчить процедуру взаимодействия между истцом и адвокатом14.
14. См.: “Lawyers Go Green to Save Paper, Time and Cost”, The Straits Times, 30 October (2014). URL: http://news.asiaone.com/news/singapore/lawyers-go-green-save-paper-time-and-cost ; Technology page of the Singapore Supreme Court website. UPL: >>>> (дата обращения: 05.04.2020).
39 Создание таких кабинетов доказало свою эффективность в споре об интеллектуальной собственности в 2014 г., рассмотренном Верховным судом Сингапура, Global Yellow Pages v Promedia Directories, в результате использования облачного программного обеспечения расходы на печать истца были снижены на 40 000 долл., более 250 000 стр. созданы в электронном виде, менее чем за 10 дней на стадии подготовки к судебному разбирательству, включая полное разбиение на страницы и объем, номера вкладок и документов. В обычном бумажном варианте стоимость печати всех комплектов документов могла бы превысить 100 000 долл.15
15. См.: Harrel Ch. (2016). Digital “War Rooms” in Hearings, Trials and Beyond: How Technology Innovations in Singapore, the UK and the US Are Transforming the Legal Landscape. Columns. Tech Talk. URL: https://v1.lawgazette.com.sg/2016-10/1686.htm (дата обращения: 09.04.2020).
40 Следующим шагом в 2013 г. стало создание электронной судебной системы (eLitigation) стали применяться новые информационные и телекоммуникационные технологии в судах: простой в использовании веб-сервис; нет необходимости в смарт-картах или карт-ридеров, т.к. доступ через SingPass / CorpPass обеспечивает безопасный и настраиваемый доступ к электронному судопроизводству (eLitigation); подача заявления может быть завершена онлайн или сохранена для отправки позже; предусмотрены различные электронные формы вместо загрузки pdf-файлов; доступ к материалам дела; управление файлами в деле с использованием электронной почты, SMS оповещений, выбор даты слушания с помощью управления календарем16. В результате все участники судопроизводства получили специальную платформу для направления процессуальных документов в суд.
16. См.: Government of Singapore. URL: >>>> (дата обращения: 09.04.2020).
41 Производство в Верховном суде стало оцифровываться. Еще в 2010 г. появилось электронное практическое руководство процессом (или "e-PD"), ставшее авторитетной версией печатного издания. С октября 2018 г. Верховный суд перевел e-PD на платформу OpenDoc, пользователи могут получить доступ к электронной версии через сайт >>>> или путем сканирования QR-код17.
17. См.: Supreme court Singapore. URL: >>>> (дата обращения: 10.04.2020).
42 Председатель Верховного суда Чан Сек Кеонг отметил, что создание электронного практического руководство ("e-PD"), которое является дополнением к регламенту суда, обеспечит более легкий и удобный доступ всех пользователей в режиме реального времени к авторитетным мнениям, судебной практике, и обновленным версиям руководства, целью которого является установление справедливости и верховенства права.
43 Часть VIII электронного практического руководства посвящена электронной подаче документов и совершения других процессуальных действий в соответствии с порядком 63А Регламента суда. В практических руководствах указывается сайт интегрированной судебной системы (eLitigation), поставщик услуг электронной подачи документов и Комитет по электронным судебным системам Сингапурской Академии права.
44 Для реализации своих прав пользователи должны быть зарегистрированы и иметь SingPass ID, если лицо не авторизовано, оно должно представить от органа бухгалтерского учета и корпоративного регулирования (ACRА) отчет о бизнес-профиле компании, согласие на электронную подачу документов, а также специальный бланк заявления на электронную оплату судебных расходов.
45 Представление документов в электронной форме регламентировано Практическим руководством: устанавливаются предельное количество страниц документа, их объем и другие технические характеристики, если адвокат стороны предполагает подачу большего объема документов то, он должен об этом уведомить секретаря суда за 14 дней до предполагаемой даты подачи документов. Документы, направленные посредством электронных средств связи, не должны содержать каких-либо ошибок, неточностей, согласно правилу 17 Регламента Верховного суда, в ином случае на адвоката может быть наложен штраф18.
18. См.: Supreme Court Practice Directions. URL: >>>> (дата обращения: 10.04.2020).
46 Международный коммерческий суд Сингапура (SICC) как подразделение Высокого суда Сингапура и часть Верховного суда Сингапура рассматривает транснациональные коммерческие споры, производство в котором построено также на платформе OpenDoc, созданной GovTech, работа которого была высоко оценена и получила положительные оценки в международных опросах, проведенных, в частности, Швейцарским международным институтом развития менеджмента19.
19. См.: Singapore international commercial court. URL: >>>> (дата обращения: 11.04.2020).
47 Электронное производство в Верховном суде заключается в четкой регламентации подачи документов в суд, что, по мнению судей, есть необходимая мера для повышения эффективности судебной формы защиты права, хотя общий порядок производства по делу продолжает существовать.
48 Многие зарубежные юристы отмечают, что, несмотря на принятие целевых программ, направленных на цифровую трансформацию судебной системы, Сингапур отстает от практики применения современных технологий в судах КНР минимум на пять лет20. Сингапурский международный коммерческий суд (SICC) начал поощрять использование информационных и телекоммуникационных средств связи на ранних конференциях по управлению делом, использовать транскрибацию аудиозаписей в режиме онлайн, что позволило значительно ускорить процесс судебного разбирательства.
20. См.: Dadwal V., Beer M. (2018). What we can learn from Asia’s courts of the future, World Economic Forum, 02.11.2018. URL: >>>> (дата обращения: 5.04.2020).
49 По мнению западных юристов (В. Дадвал, М. Бир), для того чтобы преобразовать судебную систему, сами судьи должны отказаться от позиции, что судебные институты и правовые культуры, сформировавшиеся тысячи лет назад, будут продолжать действовать в будущем. Это связано прежде всего с появлением новых технологий: блокчейн, смарт-контрактов, искусственного интеллекта и др.
50 Правительство Сингапура совместно с государственными судами на 2020 год запланировали план инициатив стратегии “Smart Nation” («Умная нация»), которая сосредоточена на четырех основных направлениях: предоставление высококлассных судебных услуг, совершенствование судопроизводства, привлечение заинтересованных сторон и обмен знаниями, которые могут преобразовать знания21. Одним из наиболее важных, с точки зрения Мохитар Сагар, является запуск систем: an Intelligent Court Transcription System (iCTS) - интеллектуальной судебной системы транскрибации; системы Civil Online Toolkit - онлайн-ресурс по гражданским делам, составленный на простом английском языке и доступный с любого устройства в любое время для заявителей; интегрированной системы регистрации и ведения уголовных дел (ICMS), которая обеспечивает своевременный доступ к судебным документам и юридическим консультациям заключенных для принятия решения на счет возможной подачи апелляционной жалобы. В то же время немаловажными являются социальные вопросы, а именно: трансформация общественного мышления, повышения уровня цифровых навыков у всего юридического сообщества, развитие новой цифровой культуры.
21. См.: Mohit Sagar. (2020). State Courts to align strategy with the Digital Government Blueprint to support Smart Nation efforts. URL: >>>> (дата обращения: 10.04.2020).
51 На проведенном форуме, посвященному практике семейного правосудия в 2017 г., председатель Верховного суда Сундареш Менон, открывший форум, подчеркнул необходимость внедрения современных технологий в судебную практику по семейным делам22. Суды по семейным делам запустили систему iFAMS – это электронная система управления делом, которая позволяет обратиться в суд из дома или Центра защиты семьи.
22. См.: Family Justice Courts Government of Singapore (2020). URL: https://www.familyjusticecourts.gov.sg/docs/default-source/news-and events/2017_mr_4th_family_justice_practice_forum.pdf / (дата обращения: 11.04.2020).
52 Судейское сообщество Сингапура подтвердило свою приверженность к пересмотру и преобразованиям судебного процесса в соответствии с потребностями пользователей и операционной системы для того, чтобы обеспечить реальный доступ к правосудию.
53 * * *
54 Можно согласиться со словами Билла Гейтса: «Интернет становится городской площадью для глобальной деревни завтрашнего дня». В этом высказывании отражены все происходящие ныне процессы, которые затронули различные сферы общественной жизни, в т.ч. и право каждого на судебную защиту.
55 Изменения, происходящие в обществе, формируют новые основы его функционирования из-за активного внедрения современных технологий23. Судопроизводство в сложившихся реалиях должно соответствовать общественным потребностям, следовательно, сам механизм должен быть усовершенствован или преобразован.
23. См.: Клеандров М.И. Научно-технический прогресс и проблемы правосудия // >>>> . 2018. >>>> . С. 14 - 27.
56 На наш взгляд, наиболее правильным стал подход КНР к реализации поставленных задач. Так, за счет продуманных действий цифровое судопроизводство стало реальностью и доказало свою эффективность, особенно во время пандемии коронавирусной инфекции COVID-19, о чем свидетельствует данные Верховного народного суда.
57 Сингапур в контексте цифрового правосудия находится далеко позади от Китайской Народной Республики, т.к. только начинают внедряться в гражданское судопроизводство современные технологии. Можно констатировать, что пока речь идет о возможности подачи электронных документов в суд и проведении судебного заседания по средствам видеоконференцсвязи.

Библиография

1. Клеандров М.И. Научно-технический прогресс и проблемы правосудия // Государство и право. 2018. № 3. С. 14 - 27.

2. Русакова Е.П. Правовые основы деятельности Шанхайского финансового суда // Евразийский юрид. журнал. 2019. № 9 (136). С. 39 - 41.

3. Фролова Е.Е. Правовое регулирование альтернативного разрешения споров между поставщиками и потребителями финансовых услуг в Сингапуре // Науч. ведомости Белгородского гос. ун-та. Сер.: Философия. Социология. Право. 2017. № 24 (273). С. 159 - 164.

4. Фролова Е.Е. Правовое регулирование зеленого финансирования в Китае: успехи и проблемы развития // Евразийский юрид. журнал. 2019. № 7. С. 104.

5. Хабриева Т.Я. и др. Правовые основы противодействия коррупции: международные и национальные стандарты и инициативы: в 2 т. / под общ. ред. Т.Я. Хабриевой, Р.А. Курбанова. Т. 1. М., 2019.

6. Chia Teck, Wong Kai Yun. (2019). Litigation & Dispute Resolution 2019/Singapore. URL: https://www.globallegalinsights.com/practice-areas/litigation-and-dispute-resolution-laws-and-regulations/singapore (дата обращения: 05.04.2020).

7. China starts pilot program to boost civil litigation efficiency. Chinadaily, 2020.01.16. URL: https://www.chinadaily.com.cn/a/202001/16/WS5e200562a310128217271783.html (дата обращения: 20.04.2020).

8. Courting the Internet. Hangzhou Internet Court is the first of its kind in China, and Sara Yu, deputy general counsel of Alibaba Group, was instrumental in setting it up. We sought her views on the institution. China business law journal, 20.11.2019. URL: https://www.vantageasia.com/courting-internet-sara-yu-hangzhou/ (дата обращения: 20.04.2020).

9. Dadwal V., Beer M. (2018). What we can learn from Asia’s courts of the future, World Economic Forum, 02.11.2018. URL: https://www.weforum.org/agenda/2018/11/what-we-can-learn-from-asia-s-courts-of-the-future/ (дата обращения: 5.04.2020).

10. Ding L. (2019). Chinese Courts and Internet Judiciary, 2019/12/5. URL: http://www. courtbook. com./ (дата обращения: 11.04.2020).

11. Family Justice Courts Government of Singapore (2020). URL: https://www.familyjusticecourts.gov.sg/docs/default-source/news-and events/2017_mr_4th_family_justice_practice_forum.pdf / (дата обращения: 11.04.2020).

12. Godement F., Stanzel A., Przychodniak M., etc. (2018). The China dream goes digital: Technologyin the age of XI. 27, Oktober, 2018. URL: https://www.ecfr.eu/publications/summary/the_china_dream_digital_technology_in_the_age_of_xi#a1 (дата обращения: 20.04.2020).

13. Government of Singapore. URL: https://www.elitigation.sg/_layouts/IELS/HomePage/Pages/AboutElit.aspx (дата обращения: 09.04.2020).

14. Harrel Ch. (2016). Digital “War Rooms” in Hearings, Trials and Beyond: How Technology Innovations in Singapore, the UK and the US Are Transforming the Legal Landscape. Columns. Tech Talk. URL: https://v1.lawgazette.com.sg/2016-10/1686.htm (дата обращения: 09.04.2020).

15. Ko S. (2019). 5 factors driving the Chinese lawtech boom, 1 Apr. 2019 URL: https://www.weforum.org/agenda/2019/04/5-factors-driving-the-chinese-lawtech-boom/ (дата ообращения: 14.04.2020).

16. “Lawyers Go Green to Save Paper, Time and Cost”, The Straits Times, 30 October (2014). URL: http://news.asiaone.com/news/singapore/lawyers-go-green-save-paper-time-and-cost; Technology page of the Singapore Supreme Court website. UPL: http://www.supremecourt.gov.sg/services/visitor-services/court-facilities/technology#3 (дата обращения: 05.04.2020).

17. Mohit Sagar. (2020). State Courts to align strategy with the Digital Government Blueprint to support Smart Nation efforts. URL: https://www.opengovasia.com/state-courts-to-align-strategy-with-the-digital-government-blueprint-to-support-smart-nation-efforts/ (дата обращения: 10.04.2020).

18. Rusakova E.P., Frolova E.E., Ocaqli U., Kupchina E.V. Possibilities of enforcement procedure of foreign arbitral awards in Russian Federation and People's Republic of China // В сб.: 5th International Conference on Advances in Education and Social Sciences Abstracts & Proceedings of ADVED 2019-5th International Conference on Advances in Education and Social Sciences. 2019. С. 285 - 290.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести