Гендерные права в российском законодательстве
Гендерные права в российском законодательстве
Аннотация
Код статьи
S102694520011028-1-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Бондаренко Людмила Константиновна 
Должность: профессор кафедры уголовно-процессуального права Северо-Кавказского филиала
Аффилиация: ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия»
Адрес: Краснодар, Российская Федерация
Выпуск
Страницы
110-114
Аннотация

Раскрывается проблема развития гендерных прав в российской практике. Рассматривается содержание основных определений, имеющих отношение к гендерным правам, отразившим процесс развития общественных отношений в данной сфере. Выявляется социальная и правовая сущность равноправия полов. На примере норм публичного и частного права доказывается, что гендерные права имеют комплексный характер и могут быть выделены особым образом по критерию правосубъектности.

Ключевые слова
конституционные права и свободы, равенство полов, гендерные права, асимметричность прав
Классификатор
Получено
15.04.2019
Дата публикации
15.09.2020
Всего подписок
26
Всего просмотров
3219
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf Скачать JATS
1 Введение. На фоне демографической политики Российского государства, начавшейся в 2006 г.1, и в этой связи с распространением биотехнологий2 в процессе деторождения актуализировались проблемы, связанные с определением правового содержания гендерных прав3 (и иных прав4) российских граждан в современных условиях. В этом случае возникают вопросы об основном содержании гендерных прав как юридически значимого понятия.
1. См.: постановление Правительства РФ от 30.12.2006 г. № 873 «О порядке выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал». URL: Consultant.ru›document/cons_doc_LAW_65132/ (дата обращения: 22.03.2019); Указ Президента РФ от 09.10.2007 г. № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики на период до 2025 года»; Распоряжение Правительства РФ от 14 апреля 2016 г. № 669-р. URL: >>>> (дата обращения: 06.02.2019).

2. См.: ст. 55 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ (в ред. от 27.12.2018 г.; с изм. и доп., вступ. в силу с 31.01.2019 г.) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». URL: >>>> (дата обращения: 01.03.2019); Проект федерального закона «О вспомогательных репродуктивных технологиях и гарантиях прав граждан при их осуществлении». URL: >>>> (дата обращения: 09.03.2019).

3. Гендерные права – права и свободы граждан по гендерному признаку. Условное название данного исследования, обозначающее комплекс конституционных и иных гражданских прав, закрепленных в публичном и частном праве. - Прим. авт.

4. В том числе репродуктивных прав и иных прав. См.: Проведение кратких собеседований по вопросам сексуального здоровья и сексуальности / Всемирная организация здравоохранения, 2018 г. URL: >>>> (дата обращения: 04.01.2019).
2 Необходимость осознания процесса развития гражданских прав, в данном случае гендерных прав в российско-советском законодательстве, на протяжении длительного периода времени определило методологическую базу исследования. В основе лежит диалектический метод, определивший общую концепцию; системный подход, направленный на выявление процесса развития гендерных прав в российско-советском законодательстве; общенаучные методы: структурно-функциональный, формально-логический применялись с целью исследования правовых границ гендерных прав; частно-научные методы – для обзора и анализа нормативных актов.
3 Тема развития гендерных прав довольно активно изучается в современной России (начиная с ХХ в. по настоящее время) преимущественно в конституционном праве, семейном, трудовом, уголовном и медицинском праве5. Вместе с тем в силу развития гражданского права в современных условиях, появилась необходимость исследования гендерных прав на новом витке развития российского права. Это поставило вопрос об уточнении юридических характеристик гендерных прав, что и определило актуальность темы данного исследования.
5. С.А. Авакьян, С.С. Алексеев, М.В. Баглай, Н.С. Бондарь, И.В. Витрук, Л.Н. Завадская, Г.В. Игнатенко, В.А. Карташкин, Е.И. Козлова и О.Е. Кутафин, Н.П. Колдаева, В.Н. Кудрявцев, Е.А. Лукашева, И.И. Лукашук, Е.Г. Лукьянова, А.В. Малько, Л.С. Мамут, И.И. Матузов, B.C. Нерсесянц, С.В. Поленина, О.А. Таврило, О.И. Тиунов, Ю.А. Тихомиров и др.
4 Исследование. В большинстве случаев при исследовании гендерных прав в российском законодательстве применяются несколько словосочетаний: «гендерные права», «равенство полов», «равноправие полов», «права женщин», «гендерные отношения», «гендерный закон», «асимметрия гендерных прав», которые в воспринимаются в качестве смысловых идентичностей. Однако при детальном рассмотрении, выявляется не достаточно точная определенность именно юридических признаков гендерного права, которые поглощаются социологическими характеристиками. Это подчеркнуло необходимость уточнения понятия «гендерные права» в юридическом контексте.
5 В открытых справочных источниках по юриспруденции – российских энциклопедических словарях6 – не дается отдельных определений «асимметричность права» или «гендерные права»7. Например, в Национальной юридической энциклопедии дается определение лишь понятиям «асимметричная федерация» и «асимметричная информация»8. Это подчёркивает относительно инновационный характер данных понятий в российском современном праве. Но в научной литературе9 данные словосочетания встречаются довольно часто, когда речь о сравнении западного права с российским опытом. Так, понятие «асимметричное право» упоминается преимущественно в случае исследования гендерных прав.
6. См.: Большой юридический словарь. URL: >>>> (дата обращения: 20.03.2019).

7. Большой юридический словарь. URL: >>>> (дата обращения: 20.03.2019).

8. Национальная юридическая энциклопедия. URL: >>>> (дата обращения: 20.03.2019).

9. См., напр.: Нечаева О.В. Гендерные проблемы России как социального государства: конституционно-правовое исследование: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саранск, 2007.
6 В этой связи следует начать с основных характеристик понятия «гендерные права»: асимметричное право, права женщин, институт права, равноправие полов, равенство полов, гендерные права.
7 Понятие «асимметричное право» связано с политическим, экономическим, военным, культурным, природным, экологическим и пр. статусом договаривающихся сторон, в котором учтено объективное (неравное) положение субъектов договора, обусловленное политическими экономическими, природными-экологическими и социальными факторами. Исходя из этого, смысл «асимметричность прав» может быть применен и к правоотношениям, возникающим по гендерному признаку.
8 Гендерные права чаще всего ассоциируются с правами женщин, т.к. в естественном праве выделяется право сильного – права, принадлежащего мужчинам. (Право физически сильного и психологически устойчивого, способного решать проблемы с безопасностью и выживания и т. д., по сути, это и есть право мужчин.) Права женщин, как известно, есть результат проявления правовой воли государства, которое в интересах развития общества и государства устанавливает равноправие полов.
9 В этом плане равноправие полов имеет несколько аспектов: равноправие полов как процесс уравнивания гражданских прав, несмотря на естественные половые различия (избирательные права женщин, право на оплату труда на основе квалификации); равноправие полов как создание социально-правовых преимуществ для более слабых субъектов права посредством компенсации естественных различий (право на дополнительный отпуск по беременности; право на оплачиваемый отпуск по уходу за малолетним ребенком и др.); равноправие полов в авантажном смысле, как-то: получение выгоды от правового положения в виде оснований получения материнского капитала; как правило, оставление ребенка матери при разводе с последующим выплатой отцом ребенка алиментов; отсрочка наказания при беременности; неприменение высшей меры наказания по отношению к женщинам-преступникам.
10 В российском праве гражданские права женщины и права женщины-матери выделены отдельно. Права женщин10 как граждан-женщин не выделяются особым образом, например, в избирательном праве или предпринимательском праве. Однако данный фактор учитывается при установлении социально-правового статуса женщины, если она собирается стать матерью или уже является таковой, является военнослужащим, потерпевшей, подозреваемой, обвиняемой, преступницей, находящейся в исправительном упреждении отбывания наказания. Таким образом, права женщин неотделимы от общих гражданских прав. Вместе с тем в российском праве выделяются права женщин, обусловленные её биологическими и психофизиологическими особенностями, что нашло отражение в публичном и частном праве.
10. См.: Большой юридический словарь. URL: >>>> (дата обращения: 20.03.2019).
11 В популярных источниках, раскрывающих содержание гендерных прав, употребляется понятие «гендерный закон». Например, как сказано в электронной энциклопедии: «Гендерный закон — это законодательный или подзаконный акт, в статьях или пунктах которого содержится упоминание признаков пола. Упоминание пола является основным и единственным отличием гендерного закона от закона обычного. Примерами такого упоминания признаков пола являются слова: мужчина, женщина, мать, отец, жена, муж, а также прямые упоминания "лица мужского пола", "лица женского пола" или косвенное "материнство", "отцовство"»11. В этой связи следует отметить, что определение «гендерный закон» по отношению к российскому законодательству не совсем корректно как по форме, так и по содержанию.
11. URL: https: //ru.wikipedia.org/wiki. (дата обращения: 19. 03.2019).
12 Исходя из формальных оснований, можно отметить, что «именные» законы регулируют определённые общественные отношения, а не вообще отношения между полами. В плане содержания каждый закон направлен на регулирование определённых общественных отношений. Например, Основной Закон нельзя обозначать как «гендерный закон» только потому, что в нём устанавливается равноправие полов. Помимо этого в Конституции РФ как в Основном Законе государства, имеющего высшую юридическую силу, определяются основы политической, правовой и экономической систем государства, устанавливаются высшие органы государства; порядок их формирования и функционирования, а также их взаимные отношения и компетенции; определяется положение отдельного человека и гражданина по отношению к государственной власти. Соответственно, конституционное право устанавливает конституционные признаки государства, регламентирующие организацию государственной власти, основы взаимоотношения личности и государства, а также иные отношения, имеющие конституционно-правовой характер.
13 То же самое можно сказать об уголовном праве. Основным предметом регулирования в уголовном праве являются общественные отношения, связанные с совершением преступных деяний, также с назначением наказания и применением иных мер уголовно-правового характера, устанавливающих основания привлечения к уголовной ответственности субъектов уголовных отношений либо освобождения их от уголовной ответственности и наказания. Конфликтные взаимоотношения полов не имеют самостоятельного значения, хотя в Уголовном кодексе РФ учитываются биологические и психофизиологические признаки полов в некоторых случаях, например, как это отражено в ст.61, 82 УК РФ.
14 Наличие гендерных признаков наблюдается в частном праве (п. 3 ст. 15 «Медицинское обследование лиц, вступающих в брак»; ст. 17 «Ограничение права на предъявление мужем требования о расторжении брака» СК РФ). Гендерные признаки также регулируются ст. 27 - 30 СК РФ.
15 Значит ли это, что большую часть материального и процессуального права, можно объединить общим названием «гендерный закон», который: 1) устанавливал бы на законодательном уровне (институциональные) гендерные признаки полов; 2) регламентировал бы организацию гендерных институтов; 3) определял бы основы взаимоотношения женщин и мужчин с государством, а также иные отношения, имеющие гендерные признаки? Такого в российском законодательстве не наблюдается…
16 Выходит, что определение «гендерный закон» не является адресным, т.к. не имеет особых признаков, регламентирующих совокупность общественных отношений между полами; в том числе не определяет взаимоотношения полов с государством; а также иные отношения, имеющие публично-частный и частный характер. Если существуют трудности с определением предмета регулирования, то и регулирование на основе норм права практически невозможно. На основе этого можно утверждать, что систему законодательства, имеющую разные основания, предметы регулирования, разных субъектов права, исполняющих разные социальные роли, некорректно определять общим названием, как-то: «гендерный закон».
17 Вместе с тем и в публичном, и в частном праве есть гендерные признаки, что естественно для общественных отношений. В этом случае можно было бы говорить об «институте гендерного права». Однако институт права представляет собой, как сказано в справочных источниках, обособленную группу юридических норм, регулирующих однородные общественные отношения, входящих в соответствующую отрасль права. В отличие от отраслей права, институты права объединяют нормы, которые регулируют лишь часть отношений определенного вида12. Если говорить об институтах публичного права (например, конституционного права), то к институтам конституционного права относят: 1) государственное и общественное устройства; 2) правовое положение личности в обществе (права и свободы граждан); 3) политические многообразие и многопартийность; 4) парламентаризм; 5) президентство; 6) гражданство и др.13, т.е. в конституционном праве выделяются только те институты права, которые строго соответствуют содержанию и структуре Основного Закона. На основе этого можно сказать, что институты права не выходят за пределы целей и содержания самих нормативных актов.
12. См.: Большой юридический словарь. URL: >>>> (дата обращения: 22.03.2019).

13. См.: URL: >>>> (дата обращения: 22.03.2019).
18 В этом случае гендерные права не объединяются отдельным нормативным документом, а являются частью общегражданских прав, на основе которых регулируются общественные отношения. В соответствии с этим формальным критерием, исходящим из уже существующих институтов права, гендерные права трудно выделить в отдельный «институт гендерного права».
19 Но гендерные права в российском законодательстве существуют и в материальном, и в процессуальном праве. Возможно, было бы логичным обозначить их как междисциплинарный институт, т.к. в некоторых случаях институт права может образовываться из норм двух и более отраслей права, например, как межотраслевые институты: необходимой обороны, крайней необходимости, конфискации, представительства и проч.14 Но и это проблематично, поскольку гендерные права не выделены в различных отраслях российского права как отдельный институт правоотношений, значит, их невозможно объединить и по этому формальному признаку в качестве междисциплинарного института. В этой связи следует отметить, что, несмотря на проблематичность, данный вариант не может быть всецело исключён. Например, «институт гендерных прав» мог бы объединить несколько норм, относительно правового положения женщины или мужчины в различных отраслях права по критерию правосубъектности или иным критериям.
14. См.: Большой юридический словарь. URL: >>>> (дата обращения: 22.03.2019).
20 Как выяснилось, ключевое понятие «гендерные права» состоит из социально-психологических и юридических смыслов: «гендерное» и «гендерное равенство». Исходя из этого, необходимо рассмотреть их отдельно.
21 Понятие «гендерное» пришло в юриспруденцию из социологии и социальный психологии. Гендерные факторы как система признаков, изучается, главным образом, в рамках юридической психологии (психология преступного поведения мужчин и женщин) и криминологии (социальные предпосылки криминализации личности и т.д.). Однако если говорить о юридических науках, то вопросы взаимоотношения полов с государством, поднимаются в различных отраслях материального процессуального права, в зависимости от предмета регулирования.
22 Термин «гендерное равенство»15 в отличие от понятия «гендерное» имеет юридическое содержание, так как опирается на установленные в законах нормы взаимоотношений граждан-женщин и граждан-мужчин с государством. В Национальной юридической энциклопедии дано определение данному понятию: «Гендерное равенство как система общественных отношений, обеспечивающееся равным социальным положением, женщин и мужчин в жизни общества – равного доступа к экономическим возможностям, услугам образования и системы здравоохранения, участия в общественной и политической жизни для обоих полов»16. Как видно, понятие «гендерное равенство» исходит из основных прав и свобод человека, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека (1948)17 и Международным пакте о гражданских и политических правах (1966)18. В этом плане понятие «гендерное равенство» исходит из основных прав и свобод человека.
15. URL: >>>> (дата обращения: 20.03.2019)

16. Помимо этого в данной энциклопедии дается определение «гендерная политика профсоюзов», раскрывающее социологический аспект взаимоотношений трудящихся с работодателем. - Прим. авт.

17. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г. URL: >>>> (дата обращения: 23.03.2019).

18. Принят 16.12.1966 г. Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН. URL: Consultant.ru›document/cons_doc_LAW_5531/ (дата обращения: 23. 03.2019).
23 Если обратиться к определению «права человека», то они характеризуют правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах. Таким образом, понятие «гендерные права» имеет комплексный характер, состоящий из отдельных социально-правовых смыслов и конкретных правовых норм.
24 Результаты. В целом гендерные права содержат в себе значимый юридический смысл. Они представляют собой комплекс прав и свобод гражданина и человека по гендерному признаку.
25 Гендерные права включают в себя понятия: 1) половые признаки; 2) гендерные отношения; 3) равенство полов; 4) гражданские права и свободы как основа регулирования общественных отношений на основе норм права.
26 Помимо социально-правового содержания данное понятие содержит в себе конкретику, как-то: юридическое содержание, т.е. конкретные нормы права взаимоотношения людей разного пола, в общественных отношениях и юридическую оценку равенства полов при осуществлении правосудия.
27 Особенностью гендерных прав в российском законодательстве является их асимметричность, которая опирается на естественные половые различия гражданина и человека.
28 * * * На основе вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
29
  1. Гендерные права – это условное обозначение комплекса прав и свобод гражданина и человека по гендерному признаку, раскрывающего особенности общественных отношений в публичном и частном праве.
30
  1. Юридический смысл понятия «гендерное равенство» помимо социально-правового содержания содержит в себе конкретику, как-то: закрепленные в нормах закона нормы права, а также юридическую оценку равенства полов при осуществлении правосудия.
31
  1. В соответствии с определением «гендерные права» имеют общие признаки по критерию правосубъективности, что позволяет их рассматривать как систему прав.

Библиография

1. Большой юридический словарь. URL: https://gufo.me/dict/law/ (дата обращения: 20.03.2019).

2. Большой юридический словарь. URL: http://library.khpg.org/files/docs/1331896563.pdf (дата обращения: 20.03.2019).

3. Большой юридический словарь. URL: https://petroleks.ru/dictionaries/dict_big_law10.ph (дата обращения: 20.03.2019).

4. Национальная юридическая энциклопедия. URL: http://determiner.ru/slovari/enciklopedicheskii-slovar-konstitucionnogo-prava.html (дата обращения: 20.03.2019).

5. Нечаева О.В. Гендерные проблемы России как социального государства: конституционно-правовое исследование: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саранск, 2007.

6. Проведение кратких собеседований по вопросам сексуального здоровья и сексуальности / Всемирная организация здравоохранения, 2018 г. URL: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle (дата обращения: 04.01.2019).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести