Отрешение от должности президента Российской Федерации
Отрешение от должности президента Российской Федерации
Аннотация
Код статьи
S1026-94520000617-6-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Выпуск
Страницы
5-12
Аннотация
Отрешение от должности Президента РФ является одной из мер конституционноправовой ответственности. Особая специфика данной санкции заключается в пересечении и даже взаимопроникновении механизмов уголовной и конституционно-правовой ответственности. Действующая Конституция РФ предусматривает механизм отрешения от должности Президента РФ. Основанием для возбуждения процедуры импичмента может быть совершение президентом государственной измены или иного тяжкого преступления. Однако согласно общемировой практике применения института отрешения следует расширить основания для импичмента: как минимум, нарушение Конституции, совершение любого уголовного преступления или, возможно, административного проступка, – а также усовершенствовать процедуру применения института отрешения.
Ключевые слова
импичмент, президент, преступление, государственная измена, механизм отрешения
Классификатор
Дата публикации
01.09.2012
Всего подписок
1
Всего просмотров
1129
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf Скачать JATS

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

1. Свод законов СССР. Т. 3. 1990. С. 14. 

2. Свод законов РСФСР. Т. 1. 1988. С. 13.

3. Румянцев О.Г. Отрешение Президента России от должности: конституционно-правовые проблемы. 1998 // http: // www.rumiantsev.ru/works/58

4. Собрание законодательства РФ. 1994. № 13. Ст. 1447.

5. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ "О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 22 января 1998 г. // Собрание законодательства РФ. 1998. № 7. Ст. 801.

6. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ "О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" от 30 января 2002 г. // Собрание законодательства РФ. 2002. № 7. Ст. 635.

7. Собрание законодательства РФ. 1998. № 27. Ст. 3104.

8. Собрание законодательства РФ. 1999. № 20. Ст. 2415.

9. Родионова Г.С. Институт отрешения от государственной должности в России. Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. Ростов-н/Д., 2007. С. 28.

10. Дегтев Г.В. Становление и развитие института президентства в России: теоретико-правовые и конституционные основы. М., 2005. С. 154.

11. Авакьян С.А. Президент Российской Федерации: эволюция конституционно-правового статуса // Вестник МГУ. Сер. 11 "Право". 1998. № 1. С. 37.

12. Конституции зарубежных государств. Учебн. пос. / Сост. В.В. Маклаков. М., 1997; Конституции государств Европы. В 3-х т. / Под общ. ред. Л.А. Окунькова. Т. 2. М., 2001.

13. Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебно конституционное право и процесс. Учебн. пос. М., 2005. С. 281-283.

14. Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. М., 1996. С. 15.

15. Авакьян С.А. Указ. соч. С. 27.

16. Брежнев О.В. Роль судов в применении мер конституционно-правовой ответственности в отношении органов власти в России: проблемы и перспективы // Росс. судья. 2006. № 3. С. 38-41.

17. Гороховцев О.В. Конституционная ответственность в Российской Федерации. Дисс. … канд. юрид. наук. М., 2008. С. 9.

18. Рунец С.В. Актуальные вопросы ответственности главы государства в России // Общество и право. 2008. № 3(21). С. 88-90.

19. В теории есть предложения о возможности регламентации процедуры импичмента в Федеральном законе "О Президенте Российской Федерации" вплоть до формулирования тех оснований, которые не предусмотрены в тексте ст. 93 Конституции (см.: Кичалюк О.Н. Проблемы правовой регламентации конституционной ответственности Президента Российской Федерации // Конституционное развитие России. Межвуз. сб. науч. статей / Отв. ред. В.Т. Кабышев. Вып 7. Саратов, 2006. С. 122). Вряд ли возможно такое законодательное решение, так как основания импичмента должны быть исчерпывающим образом закреплены в Конституции, иначе происходят размывание конституционного регулирования и возникновение несоответствия конституционных норм и норм закона о президенте.

20. Радченко В.И. Президент в конституционном строе Российской Федерации. Саратов, 2000. С. 102.

21. Сырых В.М. Конституционная ответственность Президента Российской Федерации и руководителей органов федеральной государственной власти Российской Федера ции // Проблемы правовой ответственности государства, его органов и служащих. Материалы "круглого стола", 25-26 мая 1999 г. Белгород, 2000. С. 104.

22. Якубов А.Е. Отрешение Президента от должности и уголовное право // Вестник МГУ. Сер. 11. "Право". 1994. № 5. С. 52.

23. Коровникова Е.А. Отрешение Президента от должности как форма парламентского контроля // Конституцион ное и муниципальное право. 2007. № 17. С. 18.

24. Радченко В.И. Указ. соч. С. 102.

25. Коровникова Е.А. Указ. соч. С. 20.

26. Иванова В.С. Институт импичмента и правовой статус Президента США // Конституционное и муниципальное право. 2004. № 1. С. 43, 44.

27. Собрание законодательства РФ. 2001. № 7. Ст. 617.

28. Подробнее см.: Сов. Россия. 1999. № 55.

29. Результаты голосования: "за" - 241 (1-й пункт обвинения),263 (2-й), 284 (3-й), 240 (4-й), 236 (5-й); "против" - 77 (1-й пункт), 60 (2-й), 43 (3-й), 78 (4-й), 90 (5-й). Почти 100 депутатов не взяли бюллетеней, а около 20 из них не вер нули бюллетени при голосовании по каждому из пунктов (см.: Сов. Россия. 1999. 18 мая).

30. Для принятия решения об импичменте президента не хватило 72 голосов (подробнее см.: Росс. газ. 1993. 1 апр.).

31. Якубов А.Е. Указ. соч. С. 53.

32. Авдеенкова М.П., Дмитриев Ю.А. Конституционное право Российской Федерации. Основы теории конституционного права. Курс лекций. Ч. 1. М., 2002. С. 274.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести