Влияние технологических факторов на параметры стратегической стабильности и режима контроля над вооружениями
Влияние технологических факторов на параметры стратегической стабильности и режима контроля над вооружениями
Аннотация
Код статьи
S207054760012144-5-
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Есин Виктор Иванович 
Должность: Ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Институт США и Канады РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Аннотация

В статье дана оценка влияния произошедших в XXI веке технологических прорывов в военной сфере на параметры стратегической стабильности и режима контроля над вооружениями. Показаны возникшие в связи с этим проблемы обеспечения стратегической стабильности и соблюдения действующих международных соглашений по контролю над вооружениями, а также возникшие сложности на пути заключения новых международных договоров по контролю над вооружениями. Предложен ряд мер по преодолению этих сложностей.

Ключевые слова
технологические факторы в военной сфере, стратегическая стабильность, контроль над вооружениями
Источник финансирования
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект №15-37-11136 «Влияние технологических факторов на параметры угроз национальной и международной безопасности, военных конфликтов и стратегической стабильности».
Классификатор
Получено
05.04.2016
Дата публикации
16.05.2016
Всего подписок
1
Всего просмотров
1483
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Другие версии
S207054760012144-5-1 Дата внесения исправлений в статью - 09.10.2020
Цитировать Скачать pdf

Библиография

1. Под стратегической стабильностью понимается состояние военных отношений между государствами или коалициями государств, характеризующееся военным равновесием, при котором у каждой из сторон отсутствует возможность его нарушения на рассматриваемом интервале времени // А.И. Анин, С.В. Ягольников. Путь к стратегической стабильности: этапы, особенности / Вестник Академии военных наук, №3(40), 2012. С. 160.

2. Подробнее см. научный доклад «О качественной трансформации российско-американских отношений в стратегической области» / [С.М. Рогов (рук.) и др.]; [гл. ред. И.С. Иванов]; Российский совет по междунар. делам, Ин-т США и Канады РАН. – М.: Спецкнига, 2013. С. 5-6.

3. Interim Agreement Between The United States of America and The Union of Soviet Socialist Republics on Certain Measures With Respect to the Limitation of Strategic Offensive Arms. The U.S. Department of State. URL: http://www.state.gov/t/isn/4795.htm (accessed: 23.06.2016).

4. Treaty Between the United States of America and the Union of Soviet Socialist Republics on the Limitation of Anti-Ballistic Missile Systems. The U.S. Department of State. URL: http://www.state.gov/t/isn/trty/16332.htm (accessed: 23.06.2016).

5. Подробнее см. научный доклад «О качественной трансформации российско-американских отношений»… С. 4.

6. Treaty Between The United States of America and The Union of Soviet Socialist Republics on the Limitation of Strategic Offensive Arms (SALT II). The U.S. Department of State. URL: http://www.state.gov/t/isn/5195.htm (accessed: 23.06.2016).

7. The Treaty Between the United States of America and the Union of Soviet Socialist Republics on the Reduction and Limitation of Strategic Offensive Arms (START). The U.S. Department of State. URL: http://www.state.gov/t/avc/trty/146007.htm (accessed: 23.06.2016).

8. Treaty Between The United States Of America And The Union Of Soviet Socialist Republics On The Elimination Of Their Intermediate-Range And Shorter-Range Missiles (INF Treaty). The U.S. Department of State. URL: http://www.state.gov/t/avc/trty/102360.htm (accessed: 23.06.2016).

9. Address to the Nation on Reducing United States and Soviet Nuclear Weapons, September 27, 1991. URL: http://www.presidency.ucsb.edu/ws/?pid=20035 (accessed: 23.06.2016); Заявление Президента СССР М.С. Горбачева // Правда, 7 октября 1991.

10. Conventional Armed Forces in Europe Treaty (CFE Treaty). The U.S. Department of State. URL: http://www.state.gov/t/avc/trty/108185.htm (accessed: 23.06.2016).

11. Согласно ДОВСЕ к тяжелым вооружениям сухопутных войск, подпадающим под ограничения этого Договора, отнесены боевые танки, боевые бронированные машины и артиллерийские системы калибра 100 мм и выше // Контроль над вооружениями и военной деятельностью: Справочник / А.С. Борисенко, В.Ф. Лата, Е.П. Маслин, В.А. Орлов, И.А. Сафрончук, Р.М. Тимербаев, Л.Н. Чуменко. – М.: ПИР-Центр, 2001. С. 96.

12. Зона действия ДОВСЕ простирается на восток от побережья Атлантического океана до Уральских гор // Ежегодник СИПРИ 2014: вооружения, разоружение и международная безопасность. Пер. с англ. Институт мировой экономики и международных отношений РАН. – М.: ИМЭМО РАН, 2015. С. 529, 530.

13. Vienna Document 1990 of the negotiations on confidence- and security-building measures convened in accordance with the relevant provisions of the Concluding Document of the Vienna meeting of the Conference on Security and Co-operation in Europe. Organization for Security and Co-operation in Europe. URL: http://www.osce.org/fsc/41245?download=true (accessed: 23.06.2016).

14. Soviet-United States Joint Statement on Future Negotiations on Nuclear and Space Arms and Further Enhancing Strategic Stability. June 1, 1990. URL: http://www.presidency.ucsb.edu/ws/?pid=18541 (accessed: 23.06.2016).

15. Treaty Between the United States of America and the Russian Federation on Measures for the Further Reduction and Limitation of Strategic Offensive Arms. The U.S. Department of State. URL: http://www.state.gov/documents/organization/140035.pdf (accessed: 23.06.2016).

16. Это положение было включено в Договор СНВ-3 по настоянию российской стороны, поскольку США в 2002 году вышли из Договора по ПРО и реализуют проект создания глобальной системы противоракетной обороны, которая в перспективе способна подорвать эффективность стратегических ядерных сил России.

17. О качественной трансформации росийско-американскоих отношений в стратегической области / [С.М. Рогов (рук.) и др.]; [гл. ред. И.С. Иванов]; Российский совет по междунар. делам, Ин-т США и Канады РАН. – М.: Спецкнига, 2013.

18. Colin S. Grey. Weapons for Strategic Effect: How Important Is Technology? Air War Coll. Maxwell AFB AL, 2001.

19. В докладе Исследовательской службы Конгресса США, опубликованном в мае 2012 г., отмечено: «Соединенные Штаты с самого начала стали лидерами в разработке высокоточных вооружений и уже 20 лет обладают монополией в этой сфере» // Huiss, Randy. Proliferation of Precision Strike: Issues for Congress. Congressional Research Service. May 14, 2002. P. 2.

20. Околоземное космическое пространство уже полвека широко используется в военных целях. Но это касается главным образом спутников связи, разведывательных, топогеодезических и навигационных космических аппаратов. Ситуация может радикально измениться в случае размещения в космосе ударных систем, которые могут быть использованы не только для поражения космических аппаратов противника, но и в целях противоракетной обороны и для нанесения ударов по наземным и морским целям // Ядерное оружие и стратегическая стабильность: поиски росийско-американского консенсуса в XXI веке / [Дж. Картрайт, С.М. Рогов и др.; гл. ред. И.С. Иванов]; Российский совет по междунар. делам (РСМД). – М.: Спецкнига, 2012. С. 39.

21. Кибернетические операции могут включать наступательные и оборонительные действия с целью завоевания информационного превосходства путем разрушения соответствующей инфраструктуры противника и защиты от его атак на собственные информационные системы. При этом кибероперации могут рассматриваться как альтернатива применению средств огневого поражения для достижения военных целей без физического уничтожения живой силы и объектов противника // Ядерное оружие и стратегичсекая стабильность: поиски российско-американского консенсуса в XXI веке… С. 39.

22. Поскольку термин «контроль над вооружениями» (“arms control”) до сих пор не имеет общепризнанной единой трактовки, в данной статье принято под контролем над вооружениями понимать комплекс мер, направленных на прекращение наращивания вооружений, их ограничение, сокращение, ликвидацию, а также на предотвращение распространения вооружений на основе международных соглашений и договоренностей. См., в частности, Антонов А.И. Контроль над вооружениями: история, состояние, перспективы. – М.: РОССПЭН; ПИР-Центр, 2012. С. 9.

23. ДОВСЕ вступил в силу 9 ноября 1992 г. // Контроль над воружениями и военной деятельностью: Справочник… С. 96.

24. Военная энциклопедия: В 8 томах / Председатель главной редакционной комиссии С.Б. Иванов. Том 6. – М.: Воениздат, 2002. С. 105.

25. Подробнее см. Военная энциклопедия: В 8 томах / Председатель главной редакционной комиссии П.С. Грачев. Том 3. – М.: Воениздат, 1995. С. 95, 96.

26. К 2012 году государства-участники ДОВСЕ в общей сложности ликвидировали свыше 70 тыс. единиц вооружений, подпадающих под ограничение по этому Договору // Ядерное оружие и стратегическая стабильность: поиски российско-американского консенсуса в XXI веке… С. 43.

27. Контроль над вооружениями и военной деятельностью: Справочник… С. 96.

28. Соглашение об адаптации ДОВСЕ ратифицировали только Белоруссия, Казахстан, Россия и Украина // Ежегодник СИПРИ 2014… С. 531.

29. Ежегодник СИПРИ 2012: вооружения, разоружение и международная безопасность. Пер. с англ. Институт мировой экономики и международных отношений РАН. – М.: ИМЭМО РАН, 2013. С. 523.

30. Там же.

31. ПИР-ПРЕСС. 10.03.2015. Доступ: http://www.pircenter.org/mailouts/viewletter/id/ 3/letter_id/891 (дата обращения: 23.06.2016).

32. Там же.

33. Неправительственная трехсторонняя немецко-российско-американская Комиссия по проблемам глубокого сокращения ядерных вооружений создана для поиска решения проблем, препятствующих глубокому сокращению ядерного оружия. Она стремится трансформировать существующие политические обязательства государств-участников ДНЯО, обладающих ядерным оружием, по дальнейшему сокращению их ядерных арсеналов в конкретные и реализуемые на практике действия. Подробная информация о деятельности Комиссии по проблемам глубокого сокращения ядерных вооружений размещена по адресу: http://deepcuts.org (accessed: 23.06.2016).

34. Более подробная информация о предложениях Комиссии по проблемам глубокого сокращения ядерных вооружений в отношении модернизированного режима КОВЕ доступна по адресу: http://deepcuts.org/files/pdf/First_Report_of_the_ Deep_ Cuts_Commission_English.pdf (accessed: 23.06.2016).

35. Контроль над вооружениями и военной деятельностью: Справочник… С. 45.

36. Более подробную оценку военно-политической обстановки на европейском континенте, предшествующей подписанию Договора о РСМД, см. Антонов А.И. Указ. соч. С. 26, 27.

37. В частности, о важности укрепления Договора о РСМД говорится в совместной статье трех известных экспертов в области контроля над вооружениями Оливера Майера, Грега Тильмана и Андрея Загорского. См. Oliver Meier, Greg Thielmann and Andrei Zagorski. Formal Dialogue on Compliance Can Still Save the INF Treaty. URL: http://deepcuts.org/files/Deep_Cuts_Issue_Brief3_Saving_the_INF_Treaty.pdf (accessed: 23.06.2016).

38. В 2018 году противоракетный комплекс «Иджис-Эшор» будет развернут и на территории Польши. О начале его строительства стало известно 12 мая 2016 г. // Мидыхат Вильданов. Глобальная ПРО становится дырявым зонтиком / Независимое военное обозрение, 3-9 июня 2016 г.

39. Strengthening Stability in Turbulent Times. Second Report of the Deep Cuts Commission. URL: http://deepcuts.org/images/PDF/Second_Report_of_the_Deep_Cuts_ Commission_English.pdf (accessed: 23.06.2016).

40. В конце 1990-х годов США выступили с инициативой по изменению Договора по ПРО, но Россия эту инициативу не поддержала. Как итог, США в декабре 2001 г. объявили о выходе из этого Договора и через шесть месяцев (в июне 2002 г.) вышли из него. Тем самым Договор по ПРО, через 30 лет после его подписания, утратил силу. Более подробно об обстоятельствах, связанных с выходом США из Договора по ПРО, см. Есин В.И. Политика США в области противоракетной обороны и ее влияние на стратегическую стабильность // Вестник Московского университета. Серия 25: Международные отношения и мировая политика. 2015. №3. С. 90-92.

41. В 1987 году, когда заключался Договор о РСМД, не только не существовали ББЛА, но даже их разработка не велась. Поэтому закономерно, что о них в этом Договоре ничего не сказано.

42. В частности, необходимость раскрытия США перед российской стороной имеющейся у них информации о российской КРНБ, запрещенной Договором о РСМД, подтверждена известным американским экспертом в области контроля над вооружениями Лионом Родом. Анализируя хронологию претензий США к России по выполнению Договора о РСМД, он приходит к выводу о том, что «контроль над вооружениями не должен быть игрой на угадывание». См. Rod Lyon. The Great Nuclear Guessing Game: Has Russia Violated the INF Treaty? // The National Interest, 25 September 2015.

43. В частности, министр иностранных дел России С.В. Лавров 9 июня 2015 г. в интервью корреспонденту ТАСС сказал: «Россия не намерена ломать Договор о ракетах средней и меньшей дальности». Доступ: http://www.tass.ru/politika/2030374 (дата обращения: 28.06.2016); В свою очередь, заместитель госсекретаря США Роуз Готтемюллер 5 февраля 2016 г. в интервью корреспонденту «Интерфакс» Ксении Байгаровой заявила, что США по-прежнему привержены Договору о РСМД, и выразила надежду, что имеющиеся проблемы в отношении соблюдения этого Договора удастся урегулировать в 2016 году. Доступ: http://www.kommersant.ru/doc/2908137 (дата обращения: 28.06.2016).

44. Joint Statement by President Barak Obama and President Dmitry A. Medvedev of Russia on Strategic Stability. June 24, 2010. URL: https://www.gpo.gov/fdsys/pkg/PPP-2010-book1/pdf/PPP-2010-book1-Doc-pg871-2.pdf (accessed: 28.06.2016).

45. URL: https://www.state.gov/avc/rls/2016/255377.htm (accessed: 28.06.2016).

46. В частности, заместитель министра иностранных дел России С.А. Рябков 8 февраля 2016 г. в интервью корреспонденту ТАСС Марии Глушковой, касаясь выполнения Договора СНВ-3,отметил: «Работа в направлении достижения того, что Договором предписано, на протяжении всех этих (пяти – В.И.Е.) лет осуществляется в спокойном режиме, конструктивно, по-деловому». Доступ: http://www.tass.ru/politika/2646469 (дата обращения: 28.06.2016).

47. Remarks by President Obama at the Brandenburg Gate – Berlin, Germany. June 19, 2013. URL: http://www.whitehouse.gov/the-press-office/2013/06/19/remarks-president-obama-brandenburg-gate-berlin-germany (accessed: 28.06.2016).

48. Заседание международного дискуссионного клуба «Валдай», 24 октября 2014 г. Доступ: http://www.kremlin.ru/news/46860 (дата обращения: 28.06.2016).

49. В уже упомянутом февральском 2016 года интервью заместитель госсекретаря США Роуз Готтемюллер отметила: «С начала 1970-х годов мы вели диалог по контролю и сокращению вооружений как в плохие времена, так и хорошие. Несмотря на нынешнюю негативную ситуацию в наших (российско-американских – В.И.Е.) отношениях… все-таки контроль над стратегическими ядерными вооружениями – это та область, где диалог должен продолжаться, так как это не только в наших общих интересах, но и в интересах безопасности всего мира». Доступ: http://www.kommersant.ru/doc/2908137 (дата обращения: 28.06.2016).

50. О возможных мерах, реализация которых позволила бы урегулировать разногласия между Россией и США по данным вопросам или же, по меньшей мере, снизить их остроту до взаимоприемлемого уровня, см. В.И. Есин. Государственная политика США и России в области контроля над ядерными вооружениями: сотрудничество и противоборство // Электронный журнал «Россия и Америка в XXI веке». Доступ: http://www.rusus.ru/?act=read&id=454 (дата обращения: 28.06.2016).

51. Консультации стран, входящих в «ядерную пятерку» – США, Россия, Великобритания, Франция и Китай, начались в 2007 году с обсуждения возможности согласования ими мер ядерной транспарентности и укрепления доверия. С 2009 года эти консультации трансформировались в ежегодно проводимые Конференции, известные как «Р-5».

52. В настоящее время это положение присуще Договору СНВ-3.

53. Так, в подготовленном в 2012 году под эгидой неформального движения «Глобальный ноль» докладе «Модернизация ядерной стратегии США» (авторский коллектив возглавлял бывший заместитель председателя Комитета начальников штабов вооруженных сил США генерал Джеймс Картрайт) на основании экспертных расчетов утверждается, что американские неядерные системы поражения большой дальности способны уничтожить (или вывести из строя) до 30% тех целей на территории России, которые входят в список особо важных целей, ныне спланированных для поражения ядерным оружием // Global Zero. U.S. Nuclear Policy Commission Report. Modernizing U.S. Nuclear Strategy, Force Structure and Posture. May 2012. P. 11. URL: http://www.globalzero.org/files/gz_us_ nuclear_policy_commission_report.pdf (accessed: 30.06.2016).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести